Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE / HUMANITIES / TEACHER OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / MUSEUM PEDAGOGY / THE FORMATION OF STUDENTS' COMPETENCIES / MUSEUM PEDAGOGY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порошкина Юлия Александровна

Статья посвящена освещению текущей ситуации в образовательно-воспитательной действительности современных учителей русского языка и литературы. Основу исследования составляет изучение специфики и методики преподавания этих дисциплин средствами музейной педагогики. Особое внимание уделяется вопросам результативности применения таких технологий для формирования ключевых компетенций обучающихся, необходимых им в дальнейшей профессиональной и творческой деятельности. Рассматривается сущность системы гуманитарного образования по русскому языку и литературы, определяется комплекс знаний и навыков, входящих в состав базовых и специальных компетенций обучающихся, которые необходимы им в дальнейшей практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MUSEUM PEDAGOGY IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS TO FORM KEY COMPETENCIES OF STUDENTS

The article is devoted to highlighting the current situation in the educational and educational reality of modern teachers of the Russian language and literature. The study is based on the study of the specifics and methods of teaching these disciplines by means of museum pedagogy. Particular attention is paid to the issues of the effectiveness of the use of such technologies for the formation of key competencies of students, necessary for them in their further professional and creative activities. The essence of the system of humanitarian education in the Russian language and literature is considered, the complex of knowledge and skills that are part of the basic and special competencies of students, which they need in their further practical activities, are determined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

могут вызывать социальную напряженность и экономическую нестабильность на региональном, национальном и наднациональном уровнях.

Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Выявление, систематизации и определении сущностных характеристик различных групп рисков и угроз цифровизации образовательного процесса в вузе позволяет спроектировать стратегии преодоления рисков и угроз, направленных на повышение цифровой компетентности преподавателей вузов, минимизацию их профессиональной и эмоциональной перегрузки, гармонизацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций образовательного процесса в вузе, усиление эмоционального фактора и воспитательного эффекта в процессе цифровой трансформации современного высшего образования, развитие диалогического взаимодействия и групповых форма работы преподавателей и студентов с учетом социализационных и индивидуально-личностных особенностей студентов - представителей цифрового поколения, что сделает образовательный процесс вуза в 21 веке более гармоничным, адаптивным и социальнозначимым.

Литература:

1. Блинов В.И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В.И. Блинов // Профессиональное образование. Столица. - 2019 - №3. - С. 27-33

2. Вовк Е.В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 47-49.

3. Гордиенко Т.П., Альбекова С.Ш. Информационно-коммуникативные технологии в развитии образования // Педагогический вестник. 2019. №6. С. 19-22.

4. Жигалова Е.С. Методологические основы информационно-воспитательной среды общеобразовательного учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 121-124.

5. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Модели подготовки педагогов и руководителей образовательных организаций к управлению многообразием в системе непрерывного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 155-158.

6. Петрищев И.О. Значение цифровой педагогики в условиях информатизации образования Педагогический вестник. 2020. №12. С. 39-40.

7. Тазов П.Ю. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды // Современные наукоемкие технологии. Государственный университет управления. Москва. - 2020. - №6. - С. 385-391

8. Чошанов М.А. Е-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. № 1. С. 684-695.

Педагогика

УДК 378

учитель русского языка и литературы Порошкина Юлия Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Симферопольская академическая гимназия» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (МБОУ «Симферопольская академическая гимназия») (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена освещению текущей ситуации в образовательно-воспитательной действительности современных учителей русского языка и литературы. Основу исследования составляет изучение специфики и методики преподавания этих дисциплин средствами музейной педагогики. Особое внимание уделяется вопросам результативности применения таких технологий для формирования ключевых компетенций обучающихся, необходимых им в дальнейшей профессиональной и творческой деятельности. Рассматривается сущность системы гуманитарного образования по русскому языку и литературы, определяется комплекс знаний и навыков, входящих в состав базовых и специальных компетенций обучающихся, которые необходимы им в дальнейшей практической деятельности.

Ключевые слова: современная педагогическая наука, гуманитарные науки, учитель русского языка и литературы, музейная педагогика, формирование компетенций обучающихся, технологии музейной педагогики.

Annotation. The article is devoted to highlighting the current situation in the educational and educational reality of modern teachers of the Russian language and literature. The study is based on the study of the specifics and methods of teaching these disciplines by means of museum pedagogy. Particular attention is paid to the issues of the effectiveness of the use of such technologies for the formation of key competencies of students, necessary for them in their further professional and creative activities. The essence of the system of humanitarian education in the Russian language and literature is considered, the complex of knowledge and skills that are part of the basic and special competencies of students, which they need in their further practical activities, are determined.

Keywords: modern pedagogical science, humanities, teacher of the Russian language and literature, museum pedagogy, the formation of students' competencies, museum pedagogy technologies.

Введение. Система отечественного высшего образования, как известно, нуждается в эффективных технологиях и инструментах модернизации. Это связано с существованием достаточно широкого и объемного ряда проблем, возникших на основе быстрого развития социальных институтов и технического прогресса, повлекшего за собой качественное изменение сущности многих социокультурных процессов. Одной из важнейших проблем, замедляющих процесс модернизации, является недостаточная практическая ориентированность школьного образования, за счет чего ученик, ставший успешным в рамках школьной деятельности, не всегда становится успешным в профессиональной. Это связано с нежеланием многих педагогов ключевых дисциплин развиваться и применять инновационные и интерактивные технологии в образовательно-воспитательном процессе [3]. Именно такие технологии и методики на сегодняшний день

представляют собой важный ценностный потенциал, позволяющий не только оптимизировать учебный процесс, но и вывести образовательную деятельность на принципиально новый уровень, а ученику дать понимание специфики происходящих в глобальном мире событий.

Так, особого исследовательского внимания заслуживает методика преподавания русского языка и литературы - одной из базовой, основополагающей и системообразующей. Русский язык - основа основ, которую необходимо не только изучать, но и воспитывать в себе и обучающихся. Подрастающее поколение сегодня как никогда нуждается в развитии коммуникативно-речевых способностей, поскольку в последние десятилетия наблюдается стремительное снижение общего уровня грамотности и вовлеченности молодых людей в процесс чтения, создания литературно-художественных произведений, осуществления общественной деятельности. Важно развить не только общую грамотность, но и сформировать особый тип мышления, который позволит молодым людям свободно функционировать в рамках отечественного социокультурного пространства, ясно и лаконично формулировать мысли, стремительно и самозабвенно развивать свои таланты, обогащать культурных базис государства. Без оптимизации процесса преподавания таких дисциплин невозможно и педагогическое становление принципиально нового педагогического мира, который ориентируется сегодня на личность ученика, самореализацию учителей и обогащение системы образования качественными специалистами и истинными профессионалами своего дела [6].

По нашему мнению, рассматриваемая нами в данном исследовании тема, является крайне актуальной и значимой еще и для процесса национального воспитания населения, активным элементом которого является родная речь и литература. В целом, народному воспитанию уделяется сегодня особое внимание, поскольку в последние годы возросла необходимость в осознанных и развитых гражданах, патриотах, готовых к труду на благо общества и государства, способных самостоятельно осуществлять и регулировать собственную деятельность, влиять на те или иных социокультурные изменения. Государство нуждается в грамотных и самореализованных личностях, которые выведут систему образования на новый международный уровень, в соответствии с которым значительно оптимизируется и модернизируется как культурная сфера страны, так и социально-экономическая.

Таким образом, ключевой задачей сегодня является определение важнейших педагогических методик, необходимых для совершенствования системы преподавания русского языка и литературы, а также поиск инструментов, способных организовать образовательно-воспитательный процесс в инновационном и современном ключе. Одной из важнейших, в связи с этим, сегодня является музейная педагогика, основные средства которой полностью или частично удовлетворяют вышеуказанное требование, выдвинутое обществом перед системой образования.

Изложение основного материала статьи. Под музейной педагогикой в педагогическом сознании принято понимать особую научную дисциплину, развивающуюся на стыке классической педагогической науки, психологии и музееведения. Она нацелена на рассмотрение музея и его элементов как отдельно взятую образовательно-воспитательную систему. Кроме того, такая педагогика является сферой научно-исследовательской и научно-практической работы современного музея, которая ориентируется на такую первостепенную задачу, как передача социокультурного и художественно-эстетического опыта обучающимся средствами педагогического процесса, реализованного в рамках музея [1].

Такой вид педагогики ориентирован на изучение и освоение истории, специфики социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности современных музеев, методов и инструментов влияния на всевозможные категории обучающихся (под которыми понимаются посетители музея). Он позволяет наиболее подробно и целостно рассмотреть не только содержание и специфику закономерностей музейно-образовательной коммуникации, но и активно влиять на личностные системы обучающихся, духовно-нравственные установки и мировоззренческий аппарат [4]. Такая педагогика проводит экскурс в мир культуры и культурного опыта народа, знакомит обучающихся с ним, его результатами и возможностями, а также стимулирует развитие у них желания непрерывного обогащения собственной системы художественно-эстетического и культурного взаимодействия с окружающей действительностью.

Современные педагоги особенно активно применяют технологии музейной педагогики в условиях преподавания гуманитарных наук и русского языка, русской литературы в частности. Это позволяет разнообразить уроки, интенсифицировать процесс усвоения и освоения знаний, сделать занятия более выразительными и эффективными. Кроме того, она представляет максимальное количество ресурсов для осуществления поисково-навигационного подхода в образовательно-воспитательном процессе, что сегодня является достаточно актуальной сферой, особенно относительно школьного образования.

В рамках такого подхода обучающиеся развивают навыки самостоятельного освоения нового опыта и ориентируются на, в первую очередь, формирование качественно новых знаний и способов взаимодействия с окружающей действительностью.

Помимо всего прочего, следует отметить, что ключевые принципы музейной педагогики базируются на основных положениях компетентностного подхода, в соответствии с чем можно сказать, что на сегодняшний день происходит активное приобщение молодого поколения к раннему получению необходимых компетенций. При этом молодые люди познают музейную культуру, получают творческое и личностное развитие, осваивают новые для себя принципы и пути коммуникации.

Русская литература позволяет значительно расширить мировоззрение человека, а также повлиять на его дальнейшее развитие. В комплексе с музейными элементами она способна обеспечить личность всесторонним развитием и пониманием ключевых культурных лейтмотивов, которые сопровождают историю развития социокультурного пространства на протяжении длительного времени. Это важно для формирования пространственного мышления и приобщения себя к гражданскому обществу, осознания своего места в нем, выработки системы общего понимания своей социально-профессиональной роли.

Многие современные педагоги обращают внимание исследователей на то, что в своей практике они чаще всего обращаются ко внеурочному приобщению учеников к музейной культуре, делая ее дополнением к традиционным урокам по русскому языку и литературе. Посредством такого подхода формируется многоуровневая система образовательно-воспитательной деятельности, которая позволяет педагогу воздействовать на личность системно и комплексно, обеспечивая ее всестороннее развитие. Музей в этом случае выполняет роль некоего наглядного пособия, демонстрирующего те или иные грани изучаемой дисциплины. Особенно эффективным это является в случае ознакомления учеников с портретами известных литературных и исторических деятелей, с бытовыми предметами, характерными для описанной в

литературном произведении эпохи. Все это знакомит ученика с обширным историческим слоем, формирует у него культурно-пространственное мышление и значительно влияет на расширение национального сознания ребенка.

Примечательно, что музейно-образовательная деятельность нацелена не столько на выработку практических умений, сколько на понимание их сущности и необходимости в той или иной сфере. Педагогика такого типа преследует цель прежде всего воспитания и наставления, развития личности ребенка, тем самым подкрепляя актуальность ведущей тенденции современного образования - индивидуализации образования. Средствами музейной педагогики организовывается музейно-педагогический процесс, который является целостной и динамичной системой компонентов, опосредованными педагогическими категориями по типу развития и обучения, воспитания и образования. Таким образом, мы проследили включенность музейной педагогики в структуру общей педагогики. Это позволяет нам заключить, что музейная педагогика - особая интерактивная технология общей педагогической науки, поскольку базируется на тех же методах, принципах и формах, что и общая. Такая характерная черта делает эту область достаточно обширной и важной для изучения, а также стимулирует отечественных педагогов к изучению ее основ и специфики [5].

Итак, мы пришли к выводу о том, что музейная педагогика - это интерактивная технология общей педагогической науки. Здесь же заметим, что такая технология свидетельствует о введении в образовательный процесс особых нестандартных занятий, способных заинтересовать и вовлечь учеников в освоение данных дисциплин. В связи с этим необходимо рассмотреть важные формы образовательно-воспитательной деятельности, применимые к урокам русского языка и литературы в современных педагогических реалиях.

Ключевыми формами организации образовательно-воспитательной деятельности в соответствии с принципами музейной педагогики являются:

- виртуальная или реальная экскурсия;

- урок в музее;

- проектный урок в музее;

- интегрированный урок с применением музейного материала и другие виды интерактивных уроков.

Широкой популярностью у современных педагогов пользуется такая форма, как виртуальные и реальные

музейные экскурсии. Экскурсия в принципе - важная визуальная составляющая образовательного процесса. Особенно это касается такой художественно-эстетической и культурно значимой области, как литература. Дело в том, что она крайне тесно связана с визуальным художественным искусством, которое составляет большую часть экспозиции музеев. Все произведения русской литературы, которые входят в школьную программу, прошли «испытание временем» и в большинстве своем стали классикой русской литературы, тем самым став основой художественного творчества многих и многих художников.

Существует масса иллюстраций к произведениям школьной программы, портретов знаменитых авторов, исторических и культурных деятелей, изображений предметов быта и труда различных эпох. Все это может стать важным иллюстративным материалом и образовательным подспорьем образовательной деятельности по русскому языку и литературе. Посредством экскурсий по музеям, содержащим подобные экспонаты, у школьников развивается культура речи, формируется понимание культурно-исторического контекста исследуемого ими явления, возникает интерес к ознакомлению с дальнейшими авторами и произведениями.

Современное подрастающее поколение люди более взрослого возраста часто называют «поколением клипового мышления», что означает, что дети и молодые люди нуждаются не столько в текстовой и аудиальной, сколько в визуальной информации, причем достаточно сжатой и лаконичной. Это делает экскурсии еще более актуальными и действенными, поскольку они являют собой блестящий пример средства удовлетворения школьников в визуальном подтверждении текстовой информации [1].

Особое внимание уделяется виртуальным экскурсиям, которые носят не просто информационно-развлекательный и образовательно-ознакомительный характер, но и активно влияют на систему пространственного мышления школьника, на развитие его поисково-навигационных способностей и умений. В этом случае происходит не только ознакомление учеников с основной экспозицией музея, но и привлечение их к активному дополнительному поиску литературоведческой информации, необходимой для формирования полноценной картины.

Многие ведущие педагоги, часто применяющие технологии музейной педагогики на собственной практике, зачастую обращают внимание на то, что такой урок следует подразделять как бы на три составные части: информационно-образовательную, образовательно-игровую и аналитико-рефлексивную.

Первая часть состоит в предоставлении непосредственного материала урока по русскому языку или литературе. Здесь программа насыщена тезисами, общей и частной информацией, характеризуется большим объемом информации, подающимся интенсивно и системно.

Вторая часть предполагает вовлечение учеников в процесс творческого практического освоения рассматриваемой темы, а также привлечение их к игровой деятельности согласно теме урока. Это позволит на практике продемонстрировать те или иные тезисы лекции.

Третья часть предусматривает подведение итогов и итоговую рефлексию учеников в отношении усвоенных ими знаний и умений.

Еще одном важным элементом музейной педагогики являются уроки в музеях, которые базируются на экспозициях школьного локального, музея, зачастую гораздо более скудного в экспозиционном плане. Школьный музей содержит исключительно программные экспонаты, что упрощает педагогу процесс выбора образовательных средств для появления тех или иных закономерностей, существующих в рассматриваемой теме. Уроки русского языка и литературы могут проходить в различных формах за счет территориального расположения музея: им не нужно далеко идти, чтоб получить комплекс визуальной информации, а следовательно - они будут больше сконцентрированы на теме урока.

Последней рассматриваемой в настоящей работе формой проведения уроков по русскому языку и литературе с применением технологий музейной педагогики является форма интегрированного урока. Интеграция в целом подразумевает компоновку каких-либо элементов. Ключевыми в нашем случае становятся элементы текста лекции и материалов музея. Так, дополнением к тексту могут быть макеты, конструкции, изображения, предметы быта и труда и т. д. Причем для ознакомления с этими материалами ученикам не нужно перемещаться в музей - достаточно того, что предоставил учитель. Несомненным плюсом такого вида урока является его лаконичность и заблаговременная подготовка со стороны педагога,

что для учеников - плюс. Педагог же должен верно выбрать средства и способы предоставления информации, сопоставить актуальность и целесообразность музейных материалов с выбранной темой.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить, что музейная педагогика на сегодняшний день является интересным и актуальным способом вовлечения обучающихся в образовательный процесс в рамках изучения русского языка и литературы. Музейные средства позволяют интенсифицировать и актуализировать процесс усвоения информации, а также стимулирует вовлеченность учеников в самостоятельную научно-исследовательскую и поисковую деятельность.

Литература:

1. Елфимова, И.Л. Музейная педагогика в воспитании подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа / И.Л. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 43.

2. Киосе, Н.Д., Маркова, Н.А. Использование информационных технологий в музейной педагогике. Виртуальный музей / Н.Д. Киосе, Н.А. Маркова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 24 - 2.

3. Рябкова, Е.Л. Использование музейной педагогики на уроках русского языка и литературы для формирования ключевых компетенций обучающихся / Е.Л. Рябкова // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. -2017. - № 4.

4. Тужикова, Т.А., Протасова, М.Е., Дудина, Е.Н. Организация социально-педагогической работы со школьниками с использованием музейной педагогики / Т.А. Тужикова, М.Е. Протасова, Е.Н. Дудина // Вестник ТГПУ. - 2016. - № 5 (170).

5. Штанько, И.В. Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста / И.В. Штанько // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2014. - № 2.

6. Шушара, Т.В., Ридченко, Г.В. Музейная педагогика как современная инновационная педагогическая технология / Т.В. Шушара, Г.В. Ридченко // Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (35).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Рыбалко Наталья Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описывается процесс обучения в условиях дистанционного образования в рамках подготовки специалистов для цифровой экономики. Проанализированы статистические данные: мировые рейтинги по развитию цифровизации, количество обучающихся, использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовании. Определены особенности организации основных элементов процесса обучения в условиях дистанционного образования и психолого-педагогические аспекты, характерные для дистанционного обучения.

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, цифровая экономика, электронное обучения, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article describes the process of learning in the conditions of distance education in the framework of training specialists for the digital economy. Statistical data are analyzed: world rankings on the development of digitalization, the number of students, the use of e-learning and distance learning technologies in education. The specific of organization main elements of the process of learning in the distance education and psycho-pedagogical aspects of distance learning.

Keywords: education, educational process, digital economy, e-learning, distance learning technologies.

Введение. В настоящее время осуществляется активное развитие цифровой экономики. Преобразования происходят во всех сферах, в том числе и в системе образования. Возникла объективная необходимость подготовки квалифицированных специалистов, владеющих определенными компетенциями и навыками для развития цифровой экономики. В образовательном процессе стали активно использоваться инструменты электронного обучения и дистанционные технологии. Статистические данные позволяют оценить полученные на данном этапе результаты, а также определить преимущества и недостатки дистанционного обучения в процессе подготовки будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Современные экономические условия способствуют развитию цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека. В настоящее время развитие цифровизации является мировой тенденцией. Существуют рейтинги, определяющие развитие цифровой экономики по различным критериям. Рассмотрим позиции России в международных рейтингах, отражающих уровень цифровизации в мире (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.