Научная статья на тему 'Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук»'

Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ЭКСПОНАТ / EDUCATION / MUSEUM PEDAGOGY / PROJECT METHOD / SCHOOL MUSEUM / EXHIBIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрачев Георгий Сергеевич

Рассмотрен опыт использования музейной педагогики для реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук». Ключевой целью проекта является выявление и привлечение талантливой молодежи в научную сферу. Школьный музей может стать местом знакомства учеников с методами поисково-исследовательской работы, способствовать развитию критического мышления и, как следствие, дальнейшей реализации в профессиональной сфере. На основе анализа опыта работы музея военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6» удалось выделить 4 этапа реализации проекта. В первую очередь, с помощью творческих заданий и игровых методов необходимо сформировать у учащихся мотивацию к занятию поисково-исследовательской работой. Следующий этап предполагает создание дополнительных возможностей для научной самореализации. Из наиболее заинтересованных учеников формируется творческое объединение, которое занимается такими видами деятельности, как музееведческая, источниковедческая, художественно-техническая и историческая. Здесь педагогу необходимо активно внедрять проектный метод работы. Можно приглашать ученых и специалистов с лекциями и мастер-классами, чтобы ученики больше узнали об особенностях научной работы. Третий этап подразумевает включение музейных уроков в образовательный процесс, причем для организации подобных уроков следует привлекать членов творческого объединения. В заключение: не стоит забывать и о важности популяризации музея в общественной среде через официальный сайт, средства массовой информации, научные издания, массовые мероприятия и экскурсии для гостей школы.We consider the experience of using museum pedagogy to implement the innovation project “Basic schools of the Russian Academy of Sciences”. The main goal of the project is to identify and attract talented young people to the scientific sphere. The school museum can become a place for students to get acquainted with the methods of search and research work, critical thinking development and, as a result, further development in the professional sphere. Based on the analysis of the military and historical glory museum’s work of school graduates and Tambov partisans, “MAEI Lyceum no. 6” managed to identify 4 stages of the project implementation. First of all, with the help of creative tasks and game methods it is necessary to motivate students to engage in search and research work. The next stage implies creation of additional opportunities for scientific self-realization. From the most interested students a creative association is formed, which is engaged in such activities as museology, source study, art and technology, and historical. At this stage the teacher should actively implement the project method of work. It is possible to invite scientists and specialists with lectures and master classes to make students learn more about the features of scientific work. The third stage implies the inclusion of museum lessons in the educational process, and the organization of such lessons should involve members of the creative association. In conclusion: we should not forget about the importance of promoting the museum in the public environment through the official website, media, scientific publications, mass events and excursions for school guests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махрачев Георгий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук»»

DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242 УДК 069.016+37.013.43

Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук»

Георгий Сергеевич МАХРАЧЕВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8279-243X, e-mail: mahrachova@mail.ru

School museum as a mean of implementing the innovation project "Basic schools of the Russian Academy of Sciences"

Georgiy S. MAKHRACHEV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8279-243X, e-mail: makhrachev.zhora@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен опыт использования музейной педагогики для реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии тук». Ключевой целью проекта является выявление и привлечение талантливой молодежи в научную сферу. Школьный музей может стать местом знакомства учеников с методами поисково-исследовательской работы, способствовать развитию критического мышления и, как следствие, дальнейшей реализации в профессиональной сфере. На основе анализа опыта работы музея военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6» удалось выделить 4 этапа реализации проекта. В первую очередь, с помощью творческих заданий и игровых методов необходимо сформировать у учащихся мотивацию к занятию поис-ково-исследовательсюй работой. Следующий этап предполагает создание дополнительных возможностей для тучной самореализации Из наиболее заинтересованных учеников формируется творческое объединение, которое занимается такими видами деятельности, как музееведческая, источниковедческая, художественно-техническая и историческая. Здесь педагогу необходимо активно внедрять проектный метод работы. Можно приглашать ученых и специалистов с лекциями и мастер-классами, чтобы ученики больше узнали об особенностях научной работы. Третий этап подразумевает включение музейных уроков в образовательный процесс, причем для организации подобных уроков следует привлекать членов творческого объединения. В заключение: не стоит забывать и о важности популяризации музея в общественной среде через официальный сайт, средства массовой информации, научные издания, массовые мероприятия и экскурсии для гостей школы.

Ключевые слова: воспитание; музейная педагогика; метод проектов; школьный музей; экспонат

Для цитирования: Махрачев Г.С. Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные туки Тамбов, 2020. Т. 25, № 186. С. 234-242. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242

Abstract. We consider the experience of using museum pedagogy to implement the innovation project "Basic schools of the Russian Academy of Sciences". The main goal of the project is to identify and attract talented young people to the scientific sphere. The school museum can become a place for students to get acquainted with the methods of search and research work, critical thinking development and, as a result, further development in the professional sphere. Based on the analysis of the military and historical glory museum's work of school graduates and Tambov partisans, "MAEI Lyceum no. 6" managed to identify 4 stages of the project implementation. First of all, with the help of creative tasks and game methods it is necessary to motivate students to engage

234

© Махрачев Г.С., 2020

in search and research work. The next stage implies creation of additional opportunities for scientific self-realization. From the most interested students a creative association is formed, which is engaged in such activities as museology, source study, art and technology, and historical. At this stage the teacher should actively implement the project method of work. It is possible to invite scientists and specialists with lectures and master classes to make students learn more about the features of scientific work. The third stage implies the inclusion of museum lessons in the educational process, and the organization of such lessons should involve members of the creative association. In conclusion: we should not forget about the importance of promoting the museum in the public environment through the official website, media, scientific publications, mass events and excursions for school guests.

Keywords: education; museum pedagogy; project method; school museum; exhibit For citation: Makhrachev G.S. Shkol'nyy muzey kak sredstvo realizatsii innovatsionnogo proyekta «Bazovyye shkoly Rossiyskoy akademii nauk» [School museum as a mean of implementing the innovation project "Basic schools of the Russian Academy of Sciences"]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 234-242. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Сегодня система школьного образования находится на одном из наиболее тяжелых этапов своего развития. Многие достижения советской педагогики претерпевают переосмысление. Можно наблюдать бесчисленные попытки перенесения зарубежного дидактического опыта без должного адаптирования к отечественным реалиям. Значительные изменения в образовательный процесс внесли и современные достижения в области информационных технологий. К тому же в государстве пока еще не выработана единая идеология, что в купе с огромным потоком информации разнопланового характера делает воспитательный компонент в образовательном процессе все сложнее. Однако, находясь на этапе поиска новых подходов к организации учебной деятельности, внедрения инновационных методов и технологий, педагогика продолжает сохранять свою главную цель - воспитание гармонично развитой личности. Приоритетным критерием оценивания качества работы системы можно считать адаптированность выпускников к будущей трудовой деятельности, их конкурентоспособность в профессиональной сфере, что возможно только при обладании высоким уровнем критического мышления.

Одной из возможных площадок для проведения профориентационных работ и воспитания подготовленного к труду поколения может служить школьный музей. Возникнув некогда как кабинеты для хранения наглядного материала, они очень быстро получили широкое распространение, став уникальным местом реализации многочисленных педаго-

гических идей. А необходимость теоретической и научно-методологической систематизации результатов полученного опыта легли в основу специальной научной дисциплины -музейной педагогики.

Традиционно родиной музейной педагогики принято считать Германию, а ее становление связывают с именем директора Гамбургской кунстхалле А. Лихтварком, сделавшим акцент на воспитательной функции музея. Сам термин «музейная педагогика» впервые употребил Г. Фройденталь в опубликованной им в 1931 г. книге «Музей - образование - школа». Изучая особенности взаимодействия музея и школы, автор отвел особое место учителю, который рассматривался как руководитель музейно-педагоги-ческого процесса (см. ([1, с. 3-4]).

И, хотя в России первые попытки применить музейную педагогику на практике принимались еще в первой половине XX века (например, А.Б. Бакушинским, Н.Д. Бартра-мом, Я.П. Мексиным, Н.И. Романовым), теоретическое обоснование эта наука получила только в 1980-е гг. Основные подходы к трактовке понятия «музейная педагогика», предмет, а также методология были изложены в учебных пособиях Г. К. Левыкина и В. Хербста [2], Е.Б. Медведевой [3], Б.А. Столярова [4; 5], М.Ю. Юхневич [1] и др. По вопросам места музейной педагогики в современной системе образования [6], особенностям деятельности музея как фактора формирования духовно-нравственных качеств [7] и социального опыта молодежи [8] был уже защищен целый ряд диссертаций на соиска-

ние ученой степени кандидата педагогических наук. Существенным дополнением к разрабатываемой теме являются материалы периодической печати в виде научных статей C.B. Асташкина [9], Е.С. Глозмана [10], Е.П. Кондраковой [11] и др.

Отдельно стоит упомянуть о теоретическом осмыслении проблем музееведения и, в особенности, музейной педагогики в Тамбовской области, которая тесно связана с именами H.H. Будюкиной, С.Ф. Махрачева и J1.M. Фоминой. Коллектив авторов занимался историей становления музейного дела в регионе [12], составил каталог и краткое описание музеев области [13], изучал вопросы организации педагогической деятельности в музее, а также особенности проведения уроков с привлечением музейных экспонатов [14; 15]. Таким образом, на Тамбовщине был заложен хороший фундамент для дальнейшего изучения особенностей музейной педагогики.

28 декабря 2018 г. президент Российской Федерации В.В. Путин одобрил совместную инициативу Российской академии наук и Министерства просвещения по созданию базовых (опорных) школ под эгидой академии наук (№ Пр-2543). Основной целью проекта являлось повышение качества образования, а также выявление талантливых детей, способных в дальнейшем реализоваться в различных сферах науки. Предполагалось, что привлечение в школы ведущих ученых для консультаций, семинаров и мастер-классов, организация научно-практических конференций, а также укрепление материально-технической базы образовательных организаций окажет положительное влияние на развитие у учащихся исследовательских умений и творческих способностей. Однако первоначально необходимо было по всей стране выбрать школы с наивысшими показателями результативности образовательного процесса. На официальном сайте РАН был опубликован список из 108 школ, утвержденных 31 мая 2019 г. на первом заседании Комиссии РАН по научно-организационной поддержке базовых школ РАН1. Одной из таких школ стал МАОУ «Лицей № 6», г. Тамбов. Целью данного исследования является рас-

1 Утвержден список базовых школ РАН. URL: http ://www. ras. ru/news/shownews .a spx?id=bc51960 8-954c -4d8e-843d-ddf2b879e7c 1 (дата обращения: 01.12.2019).

смотрение опыта использования музейной педагогики для реализации инновационного федерального проекта «Базовые школы Российской академии наук», поскольку, как верно заметил Б. А. Столяров, описывая парадигмы современной системы образования: «Ее базовой установкой является формирование навыков критического, а не репродуктивного типа мышления. Однако можно ли сформировать навыки критического мышления вне «культурного контента», основой которого является системное сотрудничество (взаимодействие) образования и культуры?» [16].

Музей военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев был открыт в школе № 6 к 40-летию Победы -7 мая 1985 г. Одним из инициаторов создания музея и его первым руководителем на долгие годы стала заслуженный учитель РСФСР, Отличник просвещения Т.Т. Михалева. Однако заниматься поисково-исследовательской деятельностью Т.Т. Михалева вместе со школьниками начала гораздо раньше. В 1961 г., будучи классным руководителем пятого класса, она смогла заинтересовать детей поисковой работой. Под руководством учителя школьники изучали судьбы четырех героев Советского Союза - выпускников школы В. А. Ефимова, В. А. Михайлова, Г.А. Назарьева, Б. А. Федорова, путешествовали по местам сражений, собирали уникальные личные фотографии, письма, вещи солдат. Результаты исследований представлялись на различных туристско-краевед-ческих слетах

Первоначально музей располагался в одной из классных комнат школы № 6 по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 89. Для посетителей были организованы четыре экспозиционных раздела: «Герои Советского Союза -выпускники школы», «Наши учителя и учащиеся на фронтах Великой Отечественной войны», «Тамбовщина в тылу врага», «Есть такая профессия - Родину защищать», - охватывающих информацию о судьбах учеников, выпускников и педагогов школы № 6 в годы Великой Отечественной войны, а также тамбовских партизанах, воевавших в тылу врага.

В 2014 г. была проведена реэкспозиция. После слияния МОУ лицея № 6 и МОУ СОШ № 1 им. A.C. Пушкина удалось объединить экспонаты двух музеев (в МОУ СОШ № 1

им. A.C. Пушкина функционировал музей истории школы) в единую структуру. Новая экспозиция была открыта по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 110 (корпус № 2) и состояла из 8 разделов: «Время выбрало нас», «Их имена носят улицы нашего города», «Героев славных имена», «Выпускники школы в боях за Родину», «Они сражались за Родину», «Партизанская слава Тамбовщины», «Школа - госпиталь», «Солдаты Победы». Теперь посетителям стала доступна информация о боевой славе учеников, выпускников и педагогов школы № 6 и школы № 1 им. A.C. Пушкина, о деятельности госпиталей, размещавшихся в зданиях этих двух школах в годы войны, о подвигах партизан-тамбовцев, а также послевоенной деятельности сотрудников музея по духовно-патриотическому воспитанию. Сегодня в фондах музея хранятся 740 экспонатов, из которых 417 являются подлинными, а 51 - взят на государственный учет.

Несмотря на то, что ключевая цель проекта «Базовые школы Российской академии наук» заключается в выявлении и привлечении талантливой молодежи в научную сферу, для музейной педагогики первоочередной задачей является стимулирование интереса у всех учеников к творческой деятельности. Проводить работу с детьми необходимо начинать с младшего школьного возраста. Наибольший интерес у детей, обучающихся в начальном звене общего образования, вызывает возможность креативного проявления своих способностей. Этому содействуют конкурсы рисунков, поделок, сочинений, причем тематика может быть выбрана разнообразная: «Великая Отечественная война», «Подвиги русского народа», «Жизнь без войны» и т. д. Конкурс, по усмотрению организаторов, проводится среди учеников отдельного класса, по параллели или во всей школе, а участие предполагается индивидуальное или групповое. Лучшие поделки, рисунки, сочинения в дальнейшем могут быть использованы в качестве экспозиционного материала. Например, после проведения в МАОУ «Лицей № 6» конкурса поделок «Техника Великой Отечественной войны», в музее был оформлен новый выставочный стенд «Руками детей».

Высокий интерес у учеников начальной школы всегда вызывает игровая деятель-

ность. Педагог может применять игровые технологии как на уроках, так и при организации внеурочной деятельности. Здесь особое внимание должно быть уделено интеллектуальным играм, организуемым в формате «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Ворошиловский стрелок» и т. д., где музейные экспонаты привлекаются в качестве иллюстрационного материала. Например, как положенный в черный ящик предмет, который детям в рамках интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» необходимо определить. Однако формат вопроса может быть составлен и по-другому: аудитории сразу показывают экспонат, а цель участников - определить его название, назначение, время создания и т. д.

Стоит отметить, что стимулировать интерес к творческой и исследовательской деятельности важно и у детей старшего школьного возраста. Для этого педагог во внеурочное время может организовать киноклуб. Так, в МАОУ «Лицей № 6» при музее работает исторический кинозал. Ученики вместе с учителем смотрят, анализируют и сравнивают как созданные в разные эпохи художественные фильмы о Великой Отечественной войне («В бой идут одни «старики» 1973 г., «Они сражались за родину» 1975 г., «Брестская крепость» 2010 г.), так и документальное кино («Нюрнберг. Последняя схватка» 2005 г., «Блокадники» 2014 г.).

После формирования мотивации у учащихся к занятию поисково-исследовательской работой можно переходить к этапу создания дополнительных возможностей для научной самореализации. Для этого из числа заинтересованных школьников на базе музея формируется творческое объединение. Согласно концепции H.H. Будюкиной, С.Ф. Махрачева и Л.М. Фоминой, можно выделить следующие направления работы такого объединения: 1) музееведческое, когда ребята получают первый опыт музейной работы - изучают историю музеев и музейного дела, правила хранения артефактов, особенности организации экспозиций, учатся проводить экскурсии; 2) источниковедческое, предполагающее непосредственную работу с материальными источниками - поездки в археологические и этнографические экспедиции, сбор и работа с артефактами; 3) художественно-техническое - реконструкция, художествен-

ное оформление стендов и экспозиций; 4) историческое - работа с письменными источниками, публикация научных статей, выступления на научно-практических конференциях [14, с. 15-16].

Например, в МАОУ «Лицей № 6» был создан совет музея, члены которого осуществляют музееведческую, художественно-техническую и историческую работу. В совете музея присутствует четкое распределение обязанностей: 1) председатель и заместитель председателя, которые придумывают и организуют музейные мероприятия; 2) музейщики, которые оформляют новые выставки и проводят экскурсии; 3) исследователи - разрабатывают исследовательские проекты; 4) жу рналисты, освещающие работу музея в стенгазете, социальных сетях и на сайте школы; 5) культурно-воспитательные работники, которые помогают организовывать киноклуб, интеллектуальные игры и уроки по военной тематике. Поскольку для реализации программы «Базовые школы Российской академии наук» необходимо обучить школьников методам научного познания, то особое внимание уделим раскрытию технологии проектной деятельности на базе школьного музея.

Технология проектной деятельности подразумевает самостоятельную разработку проблемы учащимися, которые в конце должны получить осязаемый, практически направленный результат. Такой подход способствует развитию у детей познавательных навыков, умения ориентироваться в широком спектре предоставляемой информации, самостоятельно конструировать свои знания. Разработанная еще в начале XX века американским педагогом Дж. Дьюи концепция этой технологии, в СССР она долгое время осуждалась и лишь в конце 1980-х гг. была признана и получила развитие. Сегодня метод проектов активно применяется в школьной среде.

Школьный музей является великолепной площадкой для реализации исследовательской деятельности, поскольку в течение долгого времени служил центром накопления источниковой базы. Как правило, материалы школьного музея применяются для реализации проектов по краеведческой тематике: история города, улицы, школы, семьи (если несколько поколений обучались в одной

школе), значимые исторические события. Так, в МАОУ «Лицей № 6» в 2019 г. начал реализовываться проект, основной целью которого является создание базы данных всех учеников, выпускников и педагогов школы № 6, участвовавших в Великой Отечественной войне. Для этого производится обработка всех имеющихся в фондах музея документов (писем, воспоминаний, характеристик, отзывов, заявлений), поиск сведений о подвигах в периодической печати («Тамбовская правда» и «Ежедневная красноармейская газета»), сбор архивного материала о выпускных классах школы и т. д.

Для более продуктивной работы над проектом, а также для повышения возможности научной самореализации у детей в целом в МАОУ «Лицей № 6» стартовал цикл лекций и мастер-классов ведущих ученых и специалистов области. В 2019/2020 учебном году перед школьниками с лекцией «Некоторые характеристики традиционной материальной культуры Тамбовщины» выступила кандидат филологических наук, доцент, методист ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» Л.Ю. Евти-хиева, с лекцией «Мемориальные места святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) в Тамбове» выступил кандидат исторических наук, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории РО-ДООВО «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви» протоиерей В. Лисюнин, провели мастер-класс «Методика сбора и обработки документов личного происхождения в семейных архивах» заведующий отделом краеведческой библиографии ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. A.C. Пушкина» И.В. Стяблина и кандидат исторических наук, главный библиограф отдела краеведческой библиографии ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. A.C. Пушкина» P.M. Житии. Цель таких мероприятий - не только повысить общий уровень знаний учащихся, но и познакомить их с методами научного познания.

Одна из важных особенностей поисково-исследовательских проектов в школе - публичная презентация итогов работы, которая может проходить в несколько этапов: 1) публикация в школьной стенгазете, размещение

информации на школьных информационных стендах; 2) выступление с докладами перед классом на уроках; 3) участие в научно-практических конференциях школьного уровня; 4) публикация в муниципальных и региональных газетах; 5) выступление на научно-практических конференциях муниципального и регионального уровней; 6) публикация в научных сборниках; 7) выступление на научно-практических конференциях всероссийского уровня. Причем не все обозначенные этапы являются обязательными. Первые результаты проектной работы по составлению базы данных всех учеников, выпускников и педагогов школы № 6, участвовавших в Великой Отечественной войне, уже были апробированы на научно-практических конференциях разных уровней.

Важным этапом для реализации проекта «Базовые школы Российской академии наук» посредством музейной педагогики является внедрение музейных уроков в образовательный процесс. В зависимости от тематики школьного музея в нем могут проходить уроки по разным предметам: истории, литературе, географии, биологии. Для этого еще перед наступлением нового учебного года в образовательные программы и календарно-тематическое планирование вносятся коррективы. Сам урок по методики проведения является синтезом классической классно-урочной системы и музееведения. Как правило, на таких уроках педагог использует экскурсионную методику. Однако можно применять и игровые элементы, когда ученикам требуется самостоятельно найти в экспозиции предмет по заданной тематике; элементы учетного характера - рассказать пройденный материал с опорой на имеющуюся в музее информацию; творчества - написать сочинение о прослушанной экскурсии дома. Наибольшей эффект такие уроки будут иметь, если к их организации привлекать членов функционирующего на базе музея творческого объединения. Рекомендуется приглашать ветеранов - участников событий.

Последним немаловажным этапом является популяризация музеев в общественной среде. Конечно, школьные музеи редко могут похвастаться уникальными экспонатами, которых не найти в иных музеях города и региона, однако реклама способствует поднятию общекультурного уровня населения, по-

зволяет родителям лучше контролировать развитие своих детей, а учителям - транслировать свой опыт в педагогическом сообществе. Здесь можно выделить несколько направлений деятельности. Основной платформой информирования населения об истории музея, имеющихся экспонатах, проведенных мероприятиях, дальнейшем плане работы является курируемый педагогом интернет-сайт. Хорошему руководителю музея необходимо также тесно сотрудничать со средствами массовой информации: публиковать в газетах общие сведения о проделанной работе, выступать по радио в рамках реализации проектов, проводить открытые уроки с привлечением телевидения. Для распространения опыта работы в профессиональной среде важно постоянно выступать на различных педагогических конференциях, публиковаться в ведущих научных журналах, издавать методические пособия. Популяризации музея могут способствовать различные просветительские мероприятия, такие как, например, ежегодная международная акция «Ночь музеев». Как правило, школьные музеи не приспособлены для приема большого количества посетителей, но можно выставить часть экспонатов на платформе более крупного музея. В заключение стоит отметить, что на экскурсии можно приглашать не только учеников своей школы, но и представителей других образовательных организаций среднего, высшего и дополнительного звена.

С 2019 г. начата активная работа по популяризации музея боевой славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6». На официальном сайте отражается информация об основных мероприятиях, приводящихся на базе музея2. В 2019 г. развернутое интервью о планах дальнейшей работы музея было опубликовано в сетевом издании «Информационное агентство «Тамбовский РЕПОРТЕР» [17]. В рамках «XV Рябовских педагогических чтений «Образование в информационном обществе: развитие личности в условиях внедрения цифровой образовательной среды» (24 января 2020 г.) был представлен доклад на тему «Школьный музей как центр исследовательской и про-

2 Музей военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6». URL: https:// museumofthe lye eum6. wixs ite. с от/ ma in (дата обращения: 01.12.2019).

ектной деятельности учащихся». На данный момент готовится ряд публикаций методического характера в научные жу рналы. В музее была проведена экскурсия для председателей первичных профсоюзных организаций Тамбовской городской профсоюзной организации работников народного образования и науки РФ, а также для объединенного студенческого научного совета ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», с которым также был разработан план дальнейших совместных мероприятий.

Таким образом, на основе анализа опыта работы музея боевой славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6» г. Тамбов было выделено 4 основных этапа реализации проекта «Базовые школы Российской академии наук» посредством музейной педагогики. В первую очередь, с помощью творческих заданий и игровых методов необходимо сформировать у учащихся мотивацию к занятию поисково-исследова-

тельской работой. Следующий этап предполагает создание дополнительных возможностей для научной самореализации. Из наиболее заинтересованных учеников формируется творческое объединение, которое занимается такими видами деятельности, как музееведческая, источниковедческая, художественно-техническая и историческая. Здесь педагогу необходимо активно внедрять проектный метод работы. Можно приглашать ученых и специалистов с лекциями и мастер-классами, чтобы ученики больше узнали об особенностях научной работы. Третий этап подразумевает включение музейных уроков в образовательный процесс, причем для организации подобных уроков следует привлекать членов творческого объединения. В заключение: не стоит забывать и о важности популяризации музея в общественной среде через официальный сайт, средства массовой информации, научные издания, массовые мероприятия и экскурсии для гостей школы.

Список литературы

1. ЮхневичМЮ. Я поведу тебя в музей М.: РИК, 2001. 223 с.

2. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. Г.К. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш. шк., 1998.431с.

3. Медведева Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: история и современность. М.: АПРИКТ, 2003. 92 с.

4. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея. От истоков до современности СПб.: Спец лит., 1999.222 с.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высш. шк., 2004.216 с.

6. Мышева Т.П. Мух иная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: автореф. дис. ... канд. пед. тук. Ростов н/Д., 2007.

7. Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

8. Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. тук. Ярославль, 2000.

9. Асташкин C.B. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы // Дискуссия. 2017. №3 (77). С. 68-72.

10. Глозман Е.С. Методика музейной педагогики в школе как уникальная воспитывающая и развивающая среда// Наука и школа. 2009. № 5. С. 22-25.

11. Кондакова Е.П. Основы классификации форм, методов и средств музейной педагогики с позиции учебно-воспитательного процесса//Инновации в образовании 2014. № 10. С. 47-61.

12. Махрачев С.Ф. История музейного делав Тамбовской области Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Держав ина, 2005.156 с.

13. Школьные музеи Аннотированный каталог / сост. Л.М. Фомина. Тамбов: Тамбовский вестник, 2006. 64 с.

14. Будюкина H.H., Махрачев С.Ф., Фомина Л.М. Музей образовательного учреждения: вопросы организации, формы, методы, перспективы. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. 53 с.

15. Махрачев С.Ф., Фомина Л.М. Школьный музей Методические рекомендации по созданию музея в образовательном учреждении Тамбов: ТОИПКРО, 2007. 32 с.

16. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественного образования: проблемные аспекты взаимодействия // Universum: Вестник Герценовскош университета. 2011. №8 (94). С. 37-45.

17. Золотарева Н.А. Эх, дорожка фронтовая... //Информационное агентство «Тамбовский РЕПОРТЕР». URL: https://tmbreport.ru/jeh-clorozhka-frontovaja/ (дата обращения: 01.12.2019).

References

1. YukhncMch M.Y. Ya povedu tebya v muzey [I Will Lead You to the Museum], Moscow, RIK Publ., 2001, 223 p. (In Russian).

2. Lc\ykin G.K., Kherbst V. (eds.). Muzeyevedeniye. Muzei istoricheskogo profilya [Museology. Museums of Historical Profile]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1998,431 p. (In Russian).

3. Mcdvcdcva E.B. Muzeynaya pedagogika v Germanii i Rossii: istoriya i sovremennost' [Museum Pedagogy in Germany and Russia: History and Modernity]. Moscow, Academy of Retraining Workers of Art, Culture and Tourism Publ., 2003, 92 p. (In Russian).

4. StolyarovB.A Pedagogika khudozhestvennogo muzeya. Ot istokov do sovremennosti [Pedagogy of the Art Museum. From the Beginnings to the Present]. St. Petersburg, Spetsial'naya literature Publ., 1999, 222 p. (In Russian).

5. Stolyarov B.A Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika [Museum Pedagogy. History, Theory, Practice]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004,216 p. (In Russian).

6. Mysheva T.P. Muzeynaya pedagogika v sovremennom sotsiokul 'turnom obrazovatel 'пот kontekste: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Museum Pedagogy in a Modern Sociocultural Educational Context. Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Rostov-on-Don, 2007. (In Russian).

7. Deryabina Y.G. Sotsial'no-kul'tumaya deyatel'nost' muzeya как faktor formirovaniya dukhovno-nravstvennykh kachestv molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The Social and Cultural Activity of the Museum as a Factor in the Formation of Spiritual and Moral Qualities of Youth. Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Tambov, 2008. (In Russian).

8. Sokolova M.V. Muzeynaya pedagogika как faktor formirovaniya sotsial'nogo opyta uchashchikhsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Museum Pedagogy as a Factor in the Formation of Social Experience of Students. Cand. ped. sci. diss, abstr.] Yaroslavl, 2000. (In Russian).

9. Astashkin. S.V. Muzeynaya pedagogika vpatrioticheskom vospitanii uchashchikhsya shkoly [Museum pedagogy in patriotic upbringing of schoolchildren], Diskussiya - Discussion, 2017, no. 3 (77), pp. 68-72. (In Russian).

10. Glozman E.S. Metodika muzeynoy pedagogiki v shkole kak unikal'naya vospityvayushchaya i razvivayushchaya sreda [The methods of museum pedagogy at school as a unique educational and developing environment]. Nauka i shkola - Science and School, 2009, no. 5, pp. 22-25. (In Russian).

11. Kondakova E.P. Osnovy klassifikatsii form, metodov i sredstv muzeynoy pedagogiki s pozitsii uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Fundamentals of the classification of forms, methods and means of museum pedagogy from the perspective of the educational process]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in Education, 2014, no. 10, pp. 47-61. (In Russian).

12. Makhrachev S.F. Istoriya muzeynogo dela v Tambovskoy oblasti [Museum History in the Tambov Region], Tambov, Derzhavin Tambov State University Publ., 2005, 156 p. (In Russian).

13. FominaL.M. (compiler). Shkol'nyye muzei. Annotirovannyy katalog [School Museums. Annotated Directory], Tambov, Tambovskiy vestnik Publ., 2006,64 p. (In Russian).

14. Budyukina N.N., Makhrachev S.F., Fomina L.M. Muzey obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: voprosy organizatsii, formy, metody, perspektivy [Museum of an Educational Institution: Organization Issues, Forms, Methods, Prospects]. Tambov, Institute for Continuing Education of Educational Workers Publ., 2010, 53 p. (In Russian).

15. Makhrachev S.F., Fomina L.M. Shkol'nyy muzey. Metodicheskiye rekomendatsii po sozdaniyu muzeya v obrazovatel'пот uchrezhdenii [School Museum. Guidelines for the Formation of a Museum in an Educational Institution], Tambov, Tambov Regional Institute for Continuing Education of Educational Workers Publ., 2007, 32 p. (In Russian).

16. Stolyarov B.A Muzey v prostranstve khudozhestvennogo obrazovaniya: problemnyye aspekty vzaimodeystviya [Museum in the space of art education: problematic aspects of interaction]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta - Universum: Bulletin of the Herzen University, 2011, no. 8 (94), pp. 37-45. (In Russian).

17. Zolotareva N.A Ekh, dorozhka frontovaya... [Oh, the front-line track...]. Informatsionnoye agentstvo «Tambovskiy REPORTER» [News Agency "Tambov REPORTER"]. (In Russian). Available at: https: //tmbreport.ru/i eh-dorozhka-fronto vai a/ (accessed 01.12.2019).

Информация об авторе

Information about the author

Махрачев Георгий Сергеевич, сотрудник лаборатории социальной истории. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: makhrachev.zhora@mailru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8279-243X

Georgiy S. Makhrachev, Worker of the Social History Laboratory. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: makhrachev.zhora@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8279-243X

Поступила в редакцию 17.01.2020 г. Поступила после рецензирования 14.02.2020 г. Принята к публикации20.03.2020 г.

Received 17 January 2020 Reviewed 14 February 2020 Accepted for press 20 March 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.