Научная статья на тему 'Психологическое время как форма самоопределения личности'

Психологическое время как форма самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ-ИДЕАЛЫ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / PSYCHOLOGICAL TIME PERSONALITY SELF-DETERMINATION / VALUES-ITEMS / VALUES-IDEALS / SYMBOLIC IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябина В. А., Дерябин Ю. И.

Главная идея статьи в том, что символ психологического времени выступает формой самоопределения личности в культуре. Такой аспект анализа позволяет увидеть символичность образа психологического времени в качестве определенной структуры ценностей-идеалов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое время как форма самоопределения личности»

Дерябина В.А.1, Дерябин Ю.И.2 ©

1,2Кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарно-социальных наук, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК ФОРМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Главная идея статьи в том, что символ психологического времени выступает формой самоопределения личности в культуре. Такой аспект анализа позволяет увидеть символичность образа психологического времени в качестве определенной структуры ценностей-идеалов личности.

Ключевые слова: психологическое время, самоопределение личности, предметные ценности, ценности-идеалы, символический образ.

Keywords: psychological time personality self-determination, values-items, values-ideals, symbolic image.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема психологического времени в жизнедеятельности человека, которая имеет множество аспектов. Один из самых важных - это нахождение личностью своего места во времени, выход в смысловое пространство его многомерности как способ самоопределения в культуре. Препятствием для решения данной проблемы выступает разрыв между прошлым, настоящим и будущим как образами психологического времени. Высокая динамика социальных процессов ведет к их подвижности и легкому переходу из одного состояния в другое. Следствием этого выступает неготовность индивида следовать одновременно и уникальным, и универсальным ценностям культуры в реализации своих жизненных проектов. Психологическое время в современном социуме стало оцениваться преимущественно в качестве краткосрочных прогнозов, что нашло выражение в обесценении тех форм деятельности, освоение которых требуют длительных усилий и, естественно, отдача от них станет реальностью лишь в далеком будущем. На передний план интересов личности вышла проблема реализации краткосрочных жизненных целей и ценностей («иметь сразу и все»). Социальный опыт, приобретаемый в условиях высокой динамики развития общества, начал утрачивать свое качество культурной преемственности. Но какими бы динамичными не были социальные условия, их целостность и устойчивость невозможны без уникального освоения личностью универсальных ценностей культуры. В связи с вышесказанным представляется актуальным исследование в образе психологического времени таких его качественных характеристик, которые выражают единство и уникального, и всеобщего в развитии индивидуальности. Отсюда вытекает цель нашей работы - выяснить роль символа индивидуальности в психологическом времени. В психологическом времени прежде всего находит отражение то, как и в какой последовательности воспринимает личность события своего жизненного пути. Психологическое время ограничено, с одной стороны, рамками биологического возраста, а с другой, выступает в качестве важного компонента социального времени. Содержание психологического времени зависит от прошлого опыта личности, а также от особенностей социального контекста настоящего.

Авторы выдвигают идею о существовании в психологическом времени в качестве главного компонента символа индивидуальности. Обоснование данной идеи дает возможность выявить те свойства символа индивидуальности, которые обнаруживают

© Дерябина В.А., Дерябин Ю.И., 2012 г.

себя в образе психологического времени. Так возникает символический образ психологического времени, который, выступая духовным основанием личности, занимает одно из центральных мест в системе ее ценностей, связывая в единое смысловое пространство прошлое, настоящее и будущее.

Проблема психологического времени в данном контексте исследования связана, на наш взгляд, в наибольшей степени с тем, зачем данный вид времени нужен человеку и какие жизненно важные цели он помогает ему сконструировать и реализовать. Психологическое время - это более широкое социокультурное явление, нежели лишь осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Под психологическим временем мы понимаем не только отражение индивидуумом последовательности событий и их определенное упорядочивание, но и осознание их ценностно-смысловых характеристик. Поэтому суть психологического времени нами связывается с базовой потребностью личности в автономности и независимости. Одной из главных особенностей образа этого времени является то, что он способствует установлению связи единичных особенностей человека с универсальными ценностями бытия. Именно через образ психологического времени обнаруживают себя новые смыслы и ценности, воплощающие духовную сущность индивидуальности. Личность в ходе своего формирования наполняет собственным смыслом универсальные духовные ценности. Психологическое время как базовая и универсальная основа бытия индивида выражает не только его жизненно важные биологические, социальные и духовные циклы и ритмы, но и то, как он воспринимает и оценивает себя как личность, имеет ли он позитивно-целостное (или противоположное) представление о себе. С этой точки зрения человек может вносить коррективы в свое биологическое, социальное, духовное и психологическое время. Время в этом контексте может рассматриваться как конституирующий фактор синтеза универсальных и уникальных форм жизнедеятельности индивидуальности.

Психологическое время как форма самоопределения личности целостно и избыточно по своей природе. Человек как субъект психологического времени всегда есть нечто большее, чем представлено в его предметной деятельности. С точки зрения ценностно-эмоционального постижения мира человек всегда задан во времени, ему свойственна незавершенность процесса поиска смыслового пространства своей идентичности. Психологическое время в этом контексте невозможно без переживания личностью своего бытия в мире в различных ценностно-эмоциональных формах. Но если исходить из того, что основанием этого процесса выступает чувственно-образное восприятие мира, то его итогом выступает образ психологического времени, обладающего своей уникальностью.

Будущее время как особый символический образ психологического времени всегда открыт для человека. И если он наполнен ценностями-идеалами, то происходит расширение смыслового поля бытия личности. На наш взгляд, ценности-идеалы наиболее емко и точно выражают избыточность и предпосылочность символического образа психологического времени. И происходит это потому, что человек обретает не только обобщенное представление о своем месте в универсуме, но и переживает многозначность и уникальность своей духовной сущности. Символ наделяет поступки личности новыми смыслами и свойствами. В этом измерении символ - это осмысление целостности индивидуальности, когда то, что не проявилось в деятельности, приобретает определенный статус в смысловом поле ее сознания. Символ в силу своей универсальности и многозначности никогда не укладывается ни в один из определенных образов психологического времени. Овладение символическим образом психологического времени выступает в качестве механизма самоопределения индивидуальности, позволяющее человеку приобрести духовное равновесие с окружающим его миром, найти в нем то, что привносит устойчивость. Символ индивидуальности - это не просто способ

отыскания человеком самого себя, но обнаружение своей самобытности, постижение которой предполагает выход за рамки наличного бытия. Символ индивидуальности не задан однозначно. Более того, его вариативность и многозначность проявляется только тогда, когда есть возможность выхода в иное, а именно социокультурное пространство. Однако здесь важно видеть границы этого пространства, его определенную меру, ибо крайности всегда сходятся в одной точке. Поэтому как переизбыток значений и смыслов, так и их ограниченность ведут к деиндивидуализации личности и, естественно, снимают «с повестки дня» вопрос о символе индивидуальности как социокультурном феномене. Поэтому, как нам представляется, образ психологического времени есть интегральное образование всех видов времен, в которые включена личность. И это достигается лишь в том случае, если каждый отдельный вид времени рассматривается в едином поле ценностей личности. В этой связи методологически интересной является высказанная Кемеровым В.Е. идея о связи психологического и социального времени, которая должна выстраиваться, по мнению автора, с «позиции бытийствующих, самореализующихся и взамодействующих человеческих индивидов» [2, 113]. Данный подход позволил

исследователю выдвинуть положение о том, что хотя «психологическое время специфично, но оно входит в состав социального времени как необходимое условие его реализации. И это особенно важно в ситуациях формирования новых социальных структур» [2, 114].

Самоопределение личности, лежащее в основе психологического времени, является многокомпонентным конструктом. Человек может стремиться к саморазвитию даже тогда, когда не удовлетворены его экзистенциальные и социальные потребности. Это говорить о том, что стремление к достижению реальных успехов тесно связано с потребностью личности в автономии и незавершенности в своем развитии. Именно потребность человека превосходить самого себя, не быть тождественным предметным результатам своей деятельности лежит в основе ценностного самоопределения личности. Символ в данном случае есть не что иное, как особый целостный слой движения и взаимодействия таких ценностей личности, которые являются приоритетными в появлении новой социокультурной реальности. Принципиально важной для нас является идея о незавершенности символа индивидуальности, о том, что предметные ценности не есть воплощение полностью сформировавшегося символа. Конечно, с развитием ценностной сферы личности первичное основание символа получает более развитые формы, но это не означает, что символ индивидуальности заменяется ими. С учетом этого теоретического положения остановимся на предметном содержании символа индивидуальности более подробно. Сложный процесс синтеза и переплетения двух противоположных по своему направлению процессов порождает такое свойство символа, как способность быть своеобразным целостным образованием и идеальных, и предметных результатов деятельности. Именно это свойство символа индивидуальности проявляет себя в качестве одного из оснований различных уровней психологического времени личности. Первый уровень представлен как происходящие в человеке изменения в процессе овладения им образами биологического, социального и психологического времени. Второй уровень обнаруживает свою специфику в процессах функционирования индивидуальности как нового целостного образования, которое может быть, на наш взгляд, отнесено к ценностной составляющей символического образа психологического времени. Получается, что личность субстанциально остается одной и той же, но функционально она может быть разной в зависимости от того, с каким образом психологического времени она себя соотносит. Развитие личности в современном быстро меняющемся мире ставит проблему поиска символической модели образа психологического времени как проявление уникального и неповторимого. Но отвечают ли эти характеристики личностного времени универсальным эстетическим и нравственным ценностям-идеалам?

Символ формируется через конструирование идеалов, обладающих значимостью для личности и наделяющие объекты дополнительной ценностью. Однако нельзя при этом отрицать опасность закрепления в качестве идеалов не самых лучших образцов. Выбор идеалов-ценностей не может быть осуществлен только на базе универсальных ценностей конкретно-исторического типа культуры. Это одновременно и постоянный процесс конструирования новых социальных ценностей, выражающих неповторимость и уникальность индивидуальности. Главное здесь в тех отдельных ценностях, в которых сконцентрирован целостный социально значимый и уникальный опыт конкретной личности. Символический образ психологического времени репрезентирует, на наш взгляд, универсальные социокультурные ценности только в тесной связи с развитием индивидуальности как единичного и неповторимого феномена. Символ не может сам по себе создавать новые смыслы, такое качество он приобретают при условии тесной связи с миром духовных ценностей индивидуальности. Поэтому, как нам видится, приобретение образом психологического времени статуса идеала зависит от того, какое место занимает символ индивидуальности в пространстве ее универсальных и уникальных ценностей. Именно символ, выступая в качестве заместителя тех или иных компонентов социального опыта личности, способен сформировать в ее сознании целостное представление о прошлом, настоящем и будущем. Человек творит индивидуальность, осуществляя постоянный поиск своего символа в социальном мире. В контексте этих рассуждений важен философско-герменевтический аспект истолкования символа, наиболее ярко представленный в произведениях Г.-Г. Гадамера. Так, согласно ему, «человек, лишенный целостности жизни и бытия, ищет свою половину [1, 298]. Это и есть обретение первоначальной целостности индивидуальности, которое возможно только с помощью символа. «Символ же, познание символического смысла предполагает, что единичное, особенное, предстает как осколок бытия, способный соединиться с соответствующим ему осколком в гармоничное целое, или же - это давно ожидаемая частица, дополняющая до целого наш фрагмент жизни» [1, 299]. Именно символ психологического времени в скрытой форме содержит перспективу развертывания тех или иных жизненных событий, переход от обобщенно-смысловой характеристики будущего времени к его отдельным конкретным проявлениям в контексте особенностей настоящего. В символе психологического времени, выступающего ядром индивидуальности, происходит передача социально значимой информации через включение интересов личности в виды деятельности по реализации долговременных целей и задач.

Подводя итог, отметим, что являясь выражением социальных связей и отношений, символ индивидуальности выступает способом постижения универсальных идей и ценностей культуры конкретного общества. В результате возникает новая форма социальной реальности, в которой ценности-идеалы играют ключевую роль. Освоение этой реальности есть процесс самоопределения, которое в контексте символа индивидуальности можно рассматривать как освоение и реализацию ценностей-идеалов. Данные ценностные образования являются динамичными, так как складываются не только на основе доминирования определенных потребностей личности, но и ее предпочтений как проявление единичного и уникального. Символ индивидуальности, тесно связанный с психологическим временем, несет познание желаемого будущего и в этом проявляется его ценностный и устойчивый характер в условиях кардинальных социальных изменениях.

Литература

1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.,1991. - 364 с.

2. Кемеров В.Е. Социальный хронотоп как проблема интеграции современного обществознания // Научный ежегодник Института философии и права УРО РАН. - 2007. -Вып. 7. - С. 109-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.