Научная статья на тему 'Темпоральное самоопределение личности в контексте социологии жизни'

Темпоральное самоопределение личности в контексте социологии жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТНОЕ ВРЕМЯ / ЦЕННОСТИ / СИМВОЛ / ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябин Ю. И., Дерябина В. А.

В статье авторы рассматривают возможность аксиологического синтеза образа и символа личностного времени в контексте социологии жизни, проблемы темпорального самоопределения личности как непрерывного социального процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Темпоральное самоопределение личности в контексте социологии жизни»

Дерябин Ю.И.1, Дерябина В.А.2

1,2. Кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарно-социальных наук, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

ТЕМПОРАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

СОЦИОЛОГИИ ЖИЗНИ

Аннотация

В статье авторы рассматривают возможность аксиологического синтеза образа и символа личностного времени в контексте социологии жизни, проблемы темпорального самоопределения личности как непрерывного социального процесса.

Ключевые слова: темпоральное самоопределение личности, социология жизни, личностное время, ценности, символ, образ.

Формирование новых моделей социальных действий и отношений, повышенная динамика и противоречивость социальных процессов ведет к изменению темпорального бытия человека, которое наиболее полно обнаруживает себя в личностном времени. Темпоральное самоопределение личности связано с тем, как она определяет альтернативные сценарии развития своих жизненных событий не только в долговременной, но и краткосрочной перспективе. В этом проявляется темпоральное измерение процесса самоопределения личности, что и определило выбор темы нашей работы. Специфику самоопределения, на наш взгляд, надо искать в области понимания личностью времени своей жизни, точнее, в ее образе личностного времени. В образе этого вида времени, представленного в новой социальной реальности российского общества, важное место заняли ценности, которые во многом нарушили не только его целостность, но и функциональное назначение. Образ этого вида времени выступает в качестве формы осуществления жизни человека в обществе. Формирование нового образа личностного времени в контексте социологии жизни есть освоение индивидом системы универсальных социальных ценностей-идеалов как жизненных перспектив. Ценностно-символический характер образа личностного времени отражает специфику социологического знания как формы осмысления человеком согласованности всех видов времени в реальных условиях настоящего. Создание и осознание ценностей, направленных на формирование целостности человеческого бытия, является необходимой для понимания жизнеспособности личности в современных условиях.

Появление социологического знания является определенным результатом развития социального познания, объектом которого выступает общество в качестве многофакторного, но в то же время целостного процесса. Предметом социологии является не изучение того, каким должно быть общество, а каково оно есть в реальности. Социология признает лишь только те социальные закономерности, которые подтверждаются эмпирически. Изучая реальные социальные процессы, социологическое познание приближено к жизни, давая научно обоснованные прогнозы человеку о его будущем. С помощью социологического знания индивид может определить альтернативные сценарии развития своих жизненных событий как в долговременной, так и краткосрочной перспективе. В этом обнаруживает себя темпоральное измерение социологического знания, что и определило выбор нашей темы исследования. Специфику социологического знания, на наш взгляд, надо искать в области понимания личностью времени своей жизни, точнее, в ее образе личностного времени. В образе этого вида времени, представленного в новой социальной реальности российского общества, важное место заняли ценности, которые во многом нарушили не только его целостность, но и

функциональное назначение. Образ личностного времени стал преградой для долгосрочных прогнозов, не способствуя тем самым оптимальному поведению личности в неопределенных социальных ситуациях. Сложная структура ценностей современного общества, многообразие как ценностных, так и антиценностных отношений, выдвигают перед личностью сложную задачу темпорального самоопределения. Поэтому формирование нового образа личностного времени должно идти через освоение индивидом новой системы универсальных социальных ценностей. В содержании последних должны найти свое выражение долговременные жизненные перспективы личности как ключевой компонент картины ее социального мира. Поэтому возникает вопрос о том, какой образ личностного времени необходим современному социологическому знанию. В рамках настоящей работы нас будет интересовать не сама по себе структура этого знания как таковая, а тот ее уровень, который соотносятся с образом личностного времени как универсальной социальной ценности. Для решения поставленной задачи сформулируем исходные теоретические положения.

В структуре современного социологического знания исследователями выделяются новые компоненты. Сегодня традиционное деление социологического знания на теоретическое и эмпирическое все более реализуется через исследование так называемой социологии жизни. Новая парадигма социологии жизни нашла отражение в работах Ж.Т. Тощенко и Ю.М. Резника, взгляды которых лежат в основе нашей авторской позиции. Так, согласно Ж.Т.Тощенко, в центре социологии жизни находится «сознание и поведение человека, его отношение и реакция на изменение своего статуса, своего места не просто как отдельного индивида, но и члена социальной группы, представителя определенного общества, нередко в его парадоксальном развитии...» [5, 9]. Социология жизни призвана изучать жизненный мир людей в социальном измерении. Для того чтобы получить знания о социальных фактах жизненного мира, социолог должен стремиться к изучению целостного бытия человека [4]. На наш взгляд, образ личностного времени как понятие теоретической социологии фиксирует те сущностные характеристики жизни человека, в которых обнаруживают себя универсальные ценности культуры и социума. Социальный анализ личностного времени и его образа направлен на исследование как внутренних, так и внешних темпоральных характеристик человека как личности. Социология движется в процессе познания от исследования самосознания личности на внешний уровень социальной реальности. Поэтому предмет социологического анализа образа личностного времени включает в себя не только изучение деятельности субъекта по организации времени своей жизни и восприятия этого времени в зависимости от места субъекта в социальном пространстве [1]. Образ личностного времени как форма самоопределения обнаруживает себя и в ментальных моделях постижения социального мира в формах различного рода социальных иллюзий. Образ личностного времени - это особая форма активности человека, связанная с освоением и познанием тех социальных норм, культурных ценностей, которые наиболее близки и понятны человеку в контексте собственной жизни. Речь идет в данном случае о ценностном измерении образа личностного времени как своеобразном отражении того, к чему человек стремится и чего он желает достичь. Ценности побуждают индивида соответствовать идеалу, стремиться к нему, искать смысл собственной жизни. Следовательно, образ личностного времени требует для своего изучения от социологии соответствующих методов, которые помогали бы человеку осмыслить свою жизнь как ценностную и смысловую реальность, связывающую все виды времени воедино.

Личностное время есть универсальная темпоральная характеристика индивида, применимая к любым проявлениям человеческой жизни. Так, если исходить из того, что человек есть физическое тело, представитель своего биологического вида, носитель психических свойств, член конкретного общества, то можно выделить астрономическое,

биологическое, психологическое и социальное время. Однако личностное время в условиях современного процесса развития общества есть единое целостное свойство всех видов времен, в которые включена личность. И это достигается лишь в том случае, если каждый отдельный вид времени рассматривается в аспекте системы ценностей личности. Центральным ядром образа личностного времени выступает его символ. Именно символ создает ту духовную реальность, которая не содержится ни в одном из частных образов времени. Приобщаясь к этой реальности, переживая ее содержание, личность полностью реализует свою духовную сущность в событиях жизненного пути. Практически многие виды личностного времени включают в себя те или иные образы физического, биологического, психологического и социального времени, не поднимаясь при этом до уровня символа. В чем же специфика символа и почему его содержание связано с ценностью? Символ несет познание желаемого должного и в этом проявляется его ценностный характер. Символы помогают человеку достроить то, что у него отсутствует в настоящем, но является ценностью-идеалом. Символ в скрытой форме содержит перспективу развертывания тех или иных жизненных событий, переход от обобщенно-смысловой характеристики будущего времени к его отдельным конкретным проявлениям. В символе происходит моментальное схватывание сути и смысла происходящего. В силу сказанного представляется возможным сделать вывод о ценностно-символическом характере темпорального самоопределения личности. Формирование образа и символа личностного времени относится к тем социологическим проблемам, в рамках которых представляется возможным решение вопроса о реализации экзистенциальных потребностей человека. Процесс темпорального самоопределения позволяет личности по-новому взглянуть на универсальность таких ценностей, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость, свобода и ответственность, прекрасное и безобразное. Данные феномены в качестве не просто ценностей, а ценностей-идеалов включаются нами в содержание символа личностного времени как внутреннего содержания его образа. И происходит это потому, что символ по своей сути является многозначным феноменом. Осмысление и переживание его значимости для себя лично может выступать в качестве идеала (эталона) совершенствования индивидуальности. Решение проблемы конкретного содержания ценностей-идеалов связано с обнаружением и анализом реально существующих возможностей осмысления смысла избранного жизненного пути в рамках современной культуры.

Идея формирования образа личностного времени как главного направления темпорального самоопределения предполагает, что до определенного момента этого образа не существует в самосознании человека. Первоначальный его этап связан с появлением образа личностного времени как отражением наличного бытия индивида. В этом случае предметом социологического анализа будет получение ответа на вопрос о том, что есть личностное время и почему оно именно такое, а не иное. Естественно, при этом описывается и объясняется конкретный, реальный, а не идеализированный образ личностного времени определенной эпохи, общества, социальной группы, отдельной личности. Сложные процессы бытия, в которые включается человек на этом этапе, порождает в самосознании индивида такие образы о себе, которые начинают противоречить друг другу. В данном случае обнаруживает себя поиск личностью своей идентичности, которая имеет свою социальную реальность. Темпоральный характер процессов самоидентификации личности свидетельствует об их органической связи с общими, кардинальными событиями индивидуальной истории каждого индивида. Однако самоидентификация, будучи сложной формой деятельности и одновременно состоянием самосознания индивида, может и не обнаруживать себя в качестве стержня образа личностного времени. Следовательно, процессы формирования образа личностного времени и идентификации личности не являются совпадающими, имея между собой как

сходство, так и различие. Эта особенность образа личностного времени должна найти отражение в методах социологического познания. Следующий этап формирования образа личностного времени обозначим как интерсубъективный, связанный с осознанием отличия темпоральных характеристик своей личности от других. Образ личностного времени приобретает определенный статус в самосознании индивида лишь в контексте диалога с Другим [2]. Этим объясняется стремление человека быть принятым и понятым Другим в форме самопрезентации, которая, как правило, ведет к разрыву внутреннего и внешнего времени. Однако личность является целостным по своей природе образованием, и поэтому со временем она соединяет воедино эти виды своего темпорального бытия. Если этого не происходит, то Другой не занимает значимого места в самосознании индивида. Но здесь возникает еще одна проблема: каким должен быть Другой, чтобы возник не просто образ личностного времени, а образ, обладающий универсальной социальной ценностью. Речь идет о ценностном основании образа личностного времени в культуре конкретного общества. Формирование такового основания в самосознании отдельной личности отнесем к более позднему этапу конструирования образа личностного времени и обозначим его ценностно-символическим. Ценности и символы личностного времени многовариантны по своей направленности в будущее, определяя степень свободы выбора настоящего и оценки прошлого. И здесь, на наш взгляд, возникает проблема реальности прошлого и будущего, которая является актуальной для современного социологического знания. В содержание прошлого могут вноситься компоненты, которые в нем отсутствовали. Говоря о реальности прошлого, следует исходить из того, что именно на данной стадии темпорального бытия в сознании личности формируются ценности-идеалы как символы. Появление последних обусловлено активной природой прошлого. В качестве главного и определяющего аспекта раскрытия ценностно-символического типа детерминации выступает «анализ понятия сохраненного и «накопленного прошлого» как внутреннего времени человека [3, 68]. В ценностях обнаруживает себя отношение личности к миру не только на основе знаний, но и осмысления прошлого жизненного опыта.

Обобщая все сказанное, отметим, что темпоральное самоопределение личности обнаруживает себя как образ и символ личностного времени. Занимая определенное место в мире, человек одновременно осуществляет свой жизненный путь, выстраивая тем самым неповторимый образ своего личностного времени. Поэтому вне человеческой жизни не существует личностного времени. Однако это не означает, что данный вид времени имеет только субъективное содержание, обнаруживающее себя как форму чувственного восприятия. Найти символ своего личностного времени как непрерывного социального процесса есть главное направление темпорального самоопределения. Поэтому перед современным социумом, имеющему высокую степень неопределенности и риска, стоит задача в том, чтобы найти те формы деятельности, которые будут способствовать формированию символического представления личности о самой себе в прошлом, настоящем и будущем как непрерывном социальном процессе.

Литература

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: «Мысль», 1991.

2.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. -Киев.: «Next», 1994.

З.Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума // Вопросы философии -2009. - № 12. С. 68-80.

4.Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни).-М.: «Мысль», 2001.

5.Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического знания. // Социологические исследования. - 2007 - № 9. С. 1-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.