Дерябина В.А.1, Дерябин Ю.И.2 ©
1,2 Кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных и социальных наук, ФГБОУ ВПО «Тюменский архитектурно-строительный университет»
НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ДУХОВНОГО БЫТИЯ ВРЕМЕНИ КАК СИМВОЛ
Аннотация
Статья посвящена обоснованию подхода к духовному бытию времени через понятие символа. Авторы приходят к выводу о том, что избыточность и предпосылочность символа времени определяет процесс непрерывного саморазвития личности, осуществляемого в соответствии со своими ценностями-идеалами.
Ключевые слова: духовное бытие времени, символ, онтологическая граница символа, ценности-идеалы.
Keywords: spiritual existence of time, symbol, sign, image, ontological limit of symbol, ideal values.
Раскрытие специфики символа имеет не только сугубо теоретическое, но и прикладное значение, так как позволяет более эффективно управлять многими социальными и духовными процессами. Важное место в этих процессах принадлежит формированию духовного бытия времени, потенциал которого в современном социуме оказался заново востребованным. В настоящее время мы поставлены перед необходимостью преодолеть идущее от позитивизма представление о времени только как объективно существующем процессе. Надо признать, что время может иметь многообразные формы духовной культуры. Более того, признание многомерности духовного бытия времени ведет к исследованию взаимосвязанного с ним незавершенного, по своей сути, ценностного самоопределения индивидуальности.
Поиск истинных оснований бытия времени жизни связано с переживанием индивидуальностью устойчивых оснований процесса своего самоопределения. Но можно ли говорить об изменении подобных оценок времени без поиска смысловых оснований его бытия? В связи с этим представляется актуальной постановка проблемы разработки онтологических оснований духовного бытия времени. Данная проблема может быть раскрыта, на наш взгляд, через понятие символа. Хотя такой подход и опирается на существующие традиции социально-философское осмысления, но вместе с тем содержит элемент новизны, поскольку имеет место попытка применения символа к анализу незавершенности духовного бытия времени.
Выдвинем предположение о том, что символ времени по своей природе является целостным феноменом, это то, к чему стремиться человек, его ценностный идеал. Но любая ценность должна осваиваться человеком, иначе она теряет свое назначение и смысл. Однако человек, даже в своем стремлении раскрыть наиболее полно себя в движении к ценности-идеалу, никогда этого не достигает, так как процесс жизни богаче и объемнее. Отсюда и незавершенность духовного бытия времени. Неполнота наличного бытия компенсируется с помощью разного вида духовных (религиозных, эстетических, нравственных и т.п.) ценностей. Именно такая постановка вопроса позволяет расширить горизонт духовного самоопределения личности через символическое время. Последнее обнаруживает себя в процессе освоения духовных ценностей как причастность личности полноте жизни. Поэтому символ не только ценностный идеал, но и реальность, имеющая выход в многомерное измерение времени. Последнее проявляется в различных формах деятельности человека, в тех или иных социокультурных феноменах. В отличие от знака символ имеет самодостаточное бытие, содержит закодированные смыслы конкретной культуры,
©© Дерябина В.А., Дерябин Ю.И., 2012 г.
обнаруживая себя как принцип целостности в рамках уникального и различного. Именно в этом измерении может быть использовано понятие «участное сознание», введенного в науку М.М.Бахтиным. Для нашего исследования важна мысль ученого о том, что реальная жизнь человека связана с участным сознанием, с индивидуальным ответственным поступком. Сама ответственность поступка является формой единственности и неповторимости индивидуальности. Участное сознание, согласно Бахтину, дополняет бытие до целостного образа, создавая особую реальность, которая «... не есть мир бытия только, данности, ни один предмет, ни одно отношение не дано здесь как просто данное, просто сплошь наличное, но всегда дана связанная с ним заданность: должно, желательно» [1].
Поэтому, как нам представляется, соединение проблемы символа и проблемы духовного бытия времени дает возможность приоткрыть механизм проектирования всегда незавершенного процесса самоопределения индивидуальности. Онтологическое содержание символа времени может быть соотнесено с духовным самоопределением личности, с непрекращающимся процессом ее саморазвития и самовыражения. Без многозначности символа данный процесс невозможен, так как становится применимым лишь к ограниченному количеству жизненных ситуаций настоящего времени. Будущее и прошлое становится недоступным для него. Ценности-идеалы как структурные компоненты символа духовного бытия времени многовариантны по своей направленности в будущее, определяя тем самым степень свободы выбора настоящего и оценки прошлого. И здесь, на наш взгляд, возникает проблема оценки реальности прошлого и будущего, которая является актуальной для современного социального знания. В содержание прошлого могут вноситься компоненты, которые в нем отсутствовали. Говоря о реальности прошлого, следует исходить из того, что именно на данной стадии темпорального бытия в сознании личности формируются ценности-идеалы, переоценка которых происходит в процессе освоения личностью новых духовных ценностей.
Символ времени как феномен духовности индивидуальности является многофункциональным и многофакторным образованием. При всей важности подхода, делающего акцент на взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего времени в структуре символа, другие имеют не меньшую значимость. Обратимся к анализу символа как целостного образования входящих в его состав иных видов времени. Из всего многообразия форм времени, функционирующих в современном обществе, выделим такие его формы, как биологическое, психологическое и социальное. Раскрытие онтологического начала этих времен представляется возможным, на наш взгляд, лишь с помощью символа. Именно символ создает устойчивые компоненты реальности, которые не содержится ни в одном из частных образов времени. Приобщаясь к этой реальности, переживая ее содержание, личность реализует отношению к самому себе как к целому. Именно идея целостности личности определяет символ ее времени как процесс непрерывного становления. В этом процессе исключительно велика роль саморазвития личности, осуществляемого на собственной основе в соответствии со своими ценностями-идеалами и знаниями. На базе идеалов-ценностей возникает символ, повышающий значимость долговременных жизненных проектов.
Однако символ является таким целым, в котором его части имеют особый статус, позволяющий обнаруживать им свою специфику, конкретность и автономию. Символ времени реализуется в таких его формах и модификациях, которые отличаются друг от друга доминированием биологического, психологического, социального и других видов времени. При анализе символа времени как целостного образования перечисленных видов времени необходим выход на более высокий уровень исследования, в основе которого лежит понимание взаимодействия различных времен, их взаимопроникновения и взаимоограничения. Действительно, весьма важно при изучении символа времени исследовать не просто какой-либо вид времени, а показать, как он взаимодействует с другими временами, имеющими свои границы. Возьмем, к примеру, биологическое время. Оно обнаруживает себя во всех проявлениях личности как постоянное воспроизводство единства
жизни и природных циклов ее осуществления. Однако не следует переоценивать зависимость биологического времени от природных циклов. С одной стороны, человек без учета циклов биологического времени для поддержания своего бытия гибнет. С другой стороны, зависимость личности от рамок биологического времени не носит однозначного характера. Человек способен в течение своей жизни освоить и другие виды времени, позволяющие ему раздвинуть рамки конечности и разорванности времени. Этим объясняется то, что символическое время не только высвечивает изменчивый и многогранный процесс жизни, но и выступает формой проявления ценностного идеала личности как ее устойчивого смыслового ядра. В этом проявляется бытийственная характеристика этого вида времени, когда согласование человека с самим собой зависит от того, насколько вписаны его поступки в наличную систему нормативных требований социума. Так, например, символическое время отличается от биологического не отрицанием его природных циклов, а их подчиненности законам существования общества и самой индивидуальности. В психологическом времени находит отражение то, как и в какой последовательности воспринимает личность события своего жизненного пути. В силу этой особенности психологическое время ограничено, с одной стороны, рамками биологического возраста, а с другой, выступает в качестве важного компонента символического времени. Однако непрерывный, постоянно пульсирующий процесс саморазвития индивида выступает в качестве конституирующего фактора духовного бытия времени, которое выходит за рамки психологического времени.
Символ, выступая в качестве ценностного отношения, играет особую роль в возникновении новых возможных форм реальности. Однако в обосновании и раскрытии этого аспекта важную роль играет изучение онтологической границы символа времени. В силу своей онтологической природы время выступает как универсальная форма сохранения и передачи духовности. Обосновывая эту мысль, будем исходить из того, что символ есть незаконченное целостное образование, которое, с одной стороны, выявляет незавершенное целое, а с другой, активно стремится к нему. Символ, имеющий в качестве структурного компонента идеалы-ценности, всегда обладает изначальной избыточностью и незавершенностью своего духовного бытия. Но поставить на этом точку при выявлении сущностных свойств символа методологически ошибочно. Можно сделать предположение, что символ времени - это мера его явленности и незавершенности в конкретных образах времени. Вместе с тем реализация такого подхода к символу времени связана с большими трудностями. Дело в том, что образы конкретных видов времени не являются просто функционирующими феноменами, позволяющими личности адаптироваться к кардинальным социальным изменениям. Эти образы постоянно развиваются, приобретая определенную степень сложности и многообразия своих компонентов и связей между ними. Многообразие проявлений индивидуальности порождает качественные разновидности бытия времени в новых социальных условиях, а также определенной эволюции их внутреннего содержания. Практически каждый вид времени приобретает компоненты, которые ранее отсутствовали, но в настоящее время стремятся занять пальму первенства. Развитие символа времени не является движением к какому-то заранее заданному состоянию равновесия идеалов-ценностей. Но незавершенность духовного бытия символа есть не только постоянное нарушение равновесия. Это и определенный этап в саморазвитии личности, когда нахождение целостности (равновесного состояния) своих идеалов-ценностей требует от индивида постоянных творческих усилий. Следствием этого процесса выступает появление новых форм духовной реальности, обнаруживающих себя как образы.
Для понимания этого процесса важно выделить двойственный характер взаимосвязи символа духовного бытия времени с его образом. С одной стороны, символ стремится разрушить некоторые границы образа и поэтому он противостоит его высокой степени конкретности. Но, с другой стороны, символ выражает отсутствие полноты идеального состояния образа. Идеалы никогда не могут существовать полностью как реальные образы в своей законченности и предметности. Если бы символ не был идеальной моделью, он бы не имел силы. В этом контексте символ времени никогда не достижим. Символ обладает
видимостью в том смысле, в котором наблюдаемы образы составляющих его времен. Однако между ними и символами существует онтологическая граница. Приближение к этой границе и пересечение ее усиливает конкретность образов. Символ всегда содержит «нереальность» нашего мира, и если мы привнесем ее в реальный мир, то тем самым разрушим законы этого мира.
Таким образом, духовное бытие времени не имеет однозначного соответствия как с реальным миром, так и с тем субъективным миром, который создан человеком. Поэтому столь важно видеть онтологическую основу символа времени как одухотворение смыслов и ценностей при саморазвитии и самоопределении индивидуальности. Неполнота проявления духовности как подлинно человеческого способа бытия определяет символ, выступая как принцип экзистенции индивидуальности в рамках определенного типа культуры.
Литература
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев. Next. 1994.- С. 35.