Научная статья на тему 'Личностное пространство как образно-символическая реальность'

Личностное пространство как образно-символическая реальность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗ / СИМВОЛ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябин Ю. И., Дерябина В. А.

Символ личностного пространства как универсальная социальная ценность призван обеспечить не только отбор, но и преемственность тех составляющих образа личностного пространства, которые конституируют безопасность бытия индивидуальности в обществе. Способы реализации связи образа и символа личностного пространства представлены культурой и системой образования конкретного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностное пространство как образно-символическая реальность»

Дерябин Ю.И.1, Дерябина В.А.2,

1,2Кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарно-социальных наук, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация

Символ личностного пространства как универсальная социальная ценность призван обеспечить не только отбор, но и преемственность тех составляющих образа личностного пространства, которые конституируют безопасность бытия индивидуальности в обществе. Способы реализации связи образа и символа личностного пространства представлены культурой и системой образования конкретного общества.

Ключевые слова: личностное пространство, образ, символ, универсальная социальная ценность.

В современном обществе сформирован такой тип социального взаимодействия, для которого характерно возрастание влияния индивида на социальные изменения. Исчезновение жесткой связи личности с социальным статусом увеличивает не только степень неопределенности существования человека в обществе, но и порождает новый тип его жизненного пространства. Все это делает особо актуальным исследование вопроса о месте и роли личностного пространства в современном социуме и культуре. В таких условиях в гуманитарном знании актуализируется социальный заказ на исследование общего и единичного, устойчивого и изменчивого в образе личностного пространства как важнейшей составляющей самосознания отдельного индивида. Этот образ резко меняет свой «ракурс узнавания», становится непривычным как для больших социальных групп, так и для отдельной личности, адаптированных к прежним условиям. Поэтому особую значимость в настоящее время приобретает вопрос о формировании символа и образа пространственного бытия человека, которые могли бы выступить в качестве его духовной опоры в столь стремительно меняющемся окружающем мире.

На наш взгляд, формирование нового образа личностного пространства должно идти через освоение индивидом такой системы универсальных социальных ценностей, в которых обнаруживают себя долговременные жизненные перспективы личности как ключевой компонент ее картины мира. В рамках настоящей работы нас будет интересовать не само по себе личностное пространство как таковое, а только те аспекты, которые помогут понять специфику его образа и символа как универсальной социальной ценности. В ракурсе решения обозначенной проблемы сформулируем ряд теоретических положений.

Говоря о личностном пространстве, необходимо видеть его различие с условиями окружающей среды. Личностное пространство отличается от последних тем, что включает в себя ценности, смыслы, образы и символы, в которых выражается степень значимости тех объектов и явлений, которые окружают личность. Это обусловлено тем, что в самосознании личности находит выражение определенная степень согласованности двух уровней ее бытия - духовного и практического. В соответствии с таким пониманием самосознания личностное пространство можно определить как систему значимых объектов и условий окружающей среды, а также моделей человеческого опыта и взаимодействия между людьми. Эта система возникает в результате деятельности человека, обусловленной индивидуально значимыми, ценностными категориями его духовного бытия. Личностное пространство индивида, на наш взгляд, составляет мир конструируемых им ценностей, символов, образов, а не объектов и условий, которые безразличны ему. В процессе безопасного взаимодействия с изменяющейся социальной средой человек должен осуществлять прежде всего нравственную оценку материально-

предметной реальности. Избирательно воспринимая и оценивая соответствующие объекты и условия физического и социального пространства, человек ранжирует последние по степени индивидуальной значимости и ценности, «помещая» их в свое личностное пространство. Таким же образом происходит пристрастное преобразование и иных условий жизнедеятельности, которые обретают в личностном пространстве образно-символическое содержание. С целью дополнения и некоторой конкретизации сказанного можно выделить такую проблему, как различие личности и личностного пространства. Чтобы стать личностью, нужно создать, открыть себя в пространстве своей жизни. Личностное пространство может обнаруживать себя на этапах становления, формирования и развития личности и буквально вырываться наружу при резких переходах от одного жизненного события к другому. При этом оно может прерываться, заменяться новым в результате своеобразной переоценки ценностей, когда социальные объекты и условия, ранее включенные в личностное пространство, заменяются иными. И это является закономерным. Однако возникает вопрос: существует ли стабильное личностное пространство или оно вслед за изменениями личности обречено также на неустойчивость, подчиняясь особенностям нашего поведения в различных ситуациях социальной интеракции.

Отвечая на поставленный вопрос, выделим идею о том, что личностное пространство лежит в основе целостности жизненного пути, выступая основанием единства во множестве его проявлений. Поэтому человек стремиться поддерживать неизменную структуру и состав своего личностного пространства, связывая в единую и последовательную систему смыслы, ценности, образы, символы. Каждый из перечисленных компонентов играет здесь свою роль. Главным цементирующим фактором в этой системе выступает символ личностного пространства. Чтобы обосновать данное предположение, обратимся к анализу тесно связанному с символом понятию «образ личностного пространства». В нем, на наш взгляд, находит выражение способность человека достаточно быстро реагировать на меняющиеся социальные реалии, не теряя при этом себя в качестве целостной личности. При этом возникает проблема идентичности личности. Это связано с тем, что динамичный, быстро меняющейся мир порождает поиск личностью своей идентичности, точнее, своего постоянного образа. Однако чтобы осуществлять поиск своей идентичности, ее надо иметь. Этот поиск предполагает целостный взгляд на мир и самого себя, что лежит в основе творчества собственной индивидуальности, т.е. саморазвития. Потеря целостности в восприятии своей индивидуальности лишает человека возможности саморазвиваться. Следовательно, образ личностного пространства должен быть введен в теорию саморазвития личности. «Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется с каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [2, с.88.]. Поэтому саморазвитие, будучи сложной формой деятельности и одновременно состоянием самосознания индивида, выступает в качестве стержня личностного пространства. Это первое. Второе. Уровень саморазвития личности может использоваться как один из критериев оценки совершенства ее духовного мира. Представляется возможным полагать, что различные формы личностного пространства есть не что иное, как модусы саморазвития личности. В силу этого можно выдвинуть гипотезу о наличии связи между уровнями саморазвития личности и видами личностного пространства. Учет такой связи открывает возможности анализа жизненного пути личности как творчества собственной индивидуальности в социальном пространстве.

Понятие «образ личностного времени» обозначает единство устойчивых, неповторимо уникальных и самобытных особенностей человека, так и тех из них, которые раскрывают его открытость к изменениям. Образ - это всегда тождественность самому себе, воспроизводство специфики собственной структуры при различного рода изменениях. Если бы этого не происходило, человек не смог бы осознавать этапы своего развития. Отсюда индивид не может обнаружить свою индивидуальность без

непрерывного процесса рефлексии и поиска способов по сохранению своего отличия от окружающих по мере изменения реальности. В этом проявляется открытость образа личностного пространства для различного рода преобразованиям и внутренним изменениям. Идет постоянный поиск оптимального соотношения, целостности внутренних особенностей личностного пространства и их внешних проявлений. На острие этой проблемы проходит вся человеческая жизнь. При этом отношения образа личностного пространства с изменчивой социокультурной реальностью могут быть выстроены на умении человека не просто сохранить свою неповторимую сущность, но и обрести новые измерения образа личностного пространства, соединив в единую систему многогранные стороны своей индивидуальности. В этом контексте личностное пространство предстает как одновременно изменчивое и устойчивое образование: конкретный образ человека и его многозначный символ. Осознание смысла существования через понимание своей идентичности позволяет человеку выстроить адекватный, реальный, по возможности, лишенный самообмана образ самого себя. Однако это связано с этапом формирования символа личностного пространства. Символ всегда служит указателем на то или иное идеальное состояние действительности. Рассмотрение личностного пространства без символического содержания привело бы исключению из его образа идейной направленности. Символ имеет и определенное сходство с образом, без образного компонента он существовать не может. В реальной жизни образ и символ личностного пространства тесно переплетаются между собой. Однако символ личностного пространства отличается от его образа тем, что он не просто отражает то, какова индивидуальность в реальности, каковы ее интересы, потребности, ценности в настоящем, а каков принцип, вектор их изменения в будущем. С этой точки зрения представляется необходимым рассматривать развитие личностного пространства в контексте стремления индивида к ценностям-идеалам. Но само по себе это стремление может отставать от наличных социальных изменений, теряя при этом способность обеспечивать безопасное бытие личности в том или ином общества. В современной культуре именно все больше складывается ситуация, когда образ индивидуальности задается в качестве законченного, но не целостного, следовательно, закрытого для диалога феномена. При этом теряется соотнесенность реального образа с символом, когда возникают копии, знаки, не имеющие отношения к оригиналу. В связи с этим представляет интерес идея Ж.Бодрийяра о подмене символов симулякрами как единицами неподлинного смысла, функционирующего в современной культуре. В своей теории Ж.Бодрийяр обосновывает положение о том, что симулякры - это знаки без денотатов, создающие особую условную (симуляционную) реальность, которая подменяет настоящую социокультурную реальность. Обмен между знаками и реальностью в современной культуре прекращается, так как «симулякры берут верх над историей» [1, с. 122], «ликвидируя нас вместе с историей» [1, 94]. Культура представляет нам зачастую образ такого человека, который отчужден от творчества собственной индивидуальности. И происходит это потому, что природа любого творчества коренится в открытости человеческого сознания миру. Это особое качество сознания являет собой его символический уровень, объединяющее различные пласты реальности личностного пространства в единое целое.

Особо актуальным в этом плане становится исследование образа личностного пространства в качестве атрибута безопасного социального бытия. Все вышесказанное можно отнести и к символу личностного пространства. Структура символа этого вида пространства одновременно может выступать форматом существования его образа в данной культуре. Осмысление символа личностного пространства позволяет по-новому взглянуть на универсальность таких ценностей, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость, свобода и ответственность, прекрасное и безобразное. Данные феномены в качестве не просто ценностей, а ценностей-идеалов включаются нами в содержание символа личностного пространства. И происходит это потому, что символ по

своей сути является многозначным феноменом. Осмысление и переживание его значимости для себя лично может выступать в качестве идеалов (эталона) совершенствования индивидуальности. Решение проблемы конкретного содержания ценностей-идеалов связано с обнаружением и анализом реально существующих возможностей осмысления смысла избранного жизненного пути в рамках современной культуры.

Между образом и символом существует глубинная онтологическая связь. Качество символа во многом предопределяет типы реализации образных компонентов личностного пространства. Способы реализации данной связи представлены культурой и системой образования конкретного общества. В системе культуры существуют некоторые допущения и принципы, которые формулируют взгляд человека на мир, предопределяя тип его социального поведения. Однако возникает проблема обусловленности построения конкретного поведения человека некоторой исходной системой символов. По своему содержанию знание о символах личностного пространства разнородно и разнотипно. Однако оно может быть представлено в форме явного знания через усвоение личностью универсальных ценностей культуры. Источником такого знания является сфера практической деятельности, которая при посредстве семьи, школы, социальной среды формирует образ и символ личностного пространства как условие безопасного бытия человека в социуме. Реальный мир представлен в культуре в значимых для опыта конкретной эпохи образах, символах, понятиях, ценностях. Именно культура формирует в сознании индивида целостный образ мира, выступая в роли глубинной основы символа личностного пространства. Подводя итог сказанному, отметим следующее. Символ личностного пространства как универсальная социальная ценность призван выполнить следующие функции. Во-первых, обеспечить не только отбор, но и преемственность тех составляющих личностного пространства, которые конституируют феномен самой индивидуальности. Во-вторых, перед современной культурой стоит задача не только в том, чтобы найти те формы личностного пространства, которые будут способствовать изменению индивидуальности, но и сохранить те ценности-идеалы, без которых возникает угроза ее существованию. В-третьих, символ личностного пространства всегда имманентно связан с ее образом. При этом человек присваивает сформированную в культуре конкретного общества обобщенную структуру образа личностного пространства, имманентно связанного с ее символом. Индивидуальность имеет статус полноправного компонента культурных универсалий и обнаружить свою истинную природу она может, только выступая в качестве фактора безопасного социокультурного пространства. Проявляя себя в качестве универсалии современной культуры, индивидуальность способна воздействовать на способ жизни человека в обществе, выступая в качестве основы личностного пространства.

Литература

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с франц. С.Н.Зенкина.- М.: Добросовет. 2000. - 387 с.

2. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // М.К. Мамардашвили. Сознание и цивилизация. - М.: Азбука. 2011. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.