Научная статья на тему 'Символическое время как самопроектирование личностью ценностей-идеалов'

Символическое время как самопроектирование личностью ценностей-идеалов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК САМОПОЗНАНИЕ Я-ИДЕАЛЬНОГО / ЦЕЛОСТНОСТЬ ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ИДЕАЛ / SYMBOLIC TIME LIKE SELF-KNOWLEDGE I-IDEAL / INTEGRITY OF SPIRITUAL SELF-DETERMINATION SPIRITUAL / SAMOPROEKTIROVANIE AS THE VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дерябин Ю.И., Дерябина В.А.

Обоснована идея о том, что символическое время выступает в качестве конституирующего фактора целостности такой формы самопознания, как самопроектирование. Показано, что самопроектирование ценностей-идеалов есть форма воздействия личности на духовное содержание своей жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символическое время как самопроектирование личностью ценностей-идеалов»

Дерябин Ю.И.1, Дерябина В.А.2 ©

1,2Кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ

ЦЕННОСТЕЙ-ИДЕАЛОВ

Аннотация

Обоснована идея о том, что символическое время выступает в качестве конституирующего фактора целостности такой формы самопознания, как

самопроектирование. Показано, что самопроектирование ценностей-идеалов есть форма воздействия личности на духовное содержание своей жизнедеятельности.

Ключевые слова: символическое время как самопознание Я-идеального, целостность

духовного самоопределения, самопроектирование как ценностный идеал.

Keywords: symbolic time like self-knowledge I-ideal, integrity of spiritual self-determination spiritual, samoproektirovanie as the value.

Процесс самопознания относится к одной из самых сложных проблем, с которой рано или поздно сталкивается каждый человек, пытающийся постигнуть мир и себя в этом мире. При этом ощущение целостности времени своей жизни выступает в качестве основного условия полноценного существования личности в сложном саморазвивающемся мире современной культуры и социума. Открытие человеком всей противоречивости своего духовного пути, постоянный поиск себя связаны с освоением идеалов и ценностей, разделяемыми большинством граждан того или иного общества. Наличие универсального характера подобных ценностей не ведет автоматически к свободному волеизъявлению личности при их освоении. Особенно болезненным и противоречивым является процесс самопознания человеком идеального образа своей индивидуальности в форме самопроектирования. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько свободна личность в создании проекта своего идеального Я-образа и чем определяются границы ее ответственности за результаты подобных действий. Поставленная проблема не имеет однозначного решения в науке. Самопроектирование

амбивалентно и противоречиво по своей природе. С одной стороны, оно направлено в будущее, а с другой - оно не может полностью исключить ценности прошлого и настоящего. Время, выступая в качестве экзистенциального феномена и выражая потребности, переживания и возможности живых людей, способно одновременно обнаруживать себя как символическая форма их бытия. Выражая глубину своих эмоциональных и интеллектуальных переживаний в символических образах времени своей жизни, человек, на наш взгляд, приобретает большую степень свободы в такой форме ценностного самопознания, как самопроектирование. Обоснованию этой идеи и посвящена данная статья.

Идея взаимосвязи самопроектирования личностью своего будущего со смыслом всех своих действий и поступков нашла выражение в середине ХХ века в философии Ж. П. Сартра, в его идее о том, что «человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно ... Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия» [1, с. 323]. Проблема личности как автопроекта и бренда активно обсуждается и в современной философской литературе [2]. Обосновывая свой подход, отметим, что самопроектирование личностью своего более совершенного образа, чем это представлено в реальности, выступает в качестве ее ценностного идеала. Именно ценности-идеалы расширяют представления человека о своих возможностях взаимодействовать с реальным миром. Символически соединяя и связывая в единое целое модусы прошлого, настоящего и будущего времени в ценностях-идеалах, человек осознает наиболее глубоко свое

©© Дерябин Ю.И., Дерябина В. А., 2014 г.

место в окружающем мире. Любая ценность должна осваиваться человеком, иначе она теряет свое назначение и смысл. Однако человек, даже в своем стремлении раскрыть наиболее полно себя в движении к ценностям-идеалам, никогда этого не достигает, так как процесс жизни богаче и объемнее. Отсюда и незавершенность духовного бытия процесса самопроетирования. Неполнота наличного бытия компенсируется с помощью разного вида духовных (религиозных, эстетических, нравственных и т.п.) ценностей. Именно такая постановка вопроса позволяет расширить горизонт процесса самопроектирования как формы символического времени. Последнее обнаруживает себя в процессе освоения духовных ценностей как причастность личности полноте жизни. Поэтому символ не только ценностный идеал, но и реальность, имеющая выход в многомерное измерение времени. Последнее проявляется наиболее ярко в самопроектировании.

Самопроектирование личностью своего идеального Я-образа обладает самоценностью: оно воспринимается как самостоятельная ценность (антиценность) и предполагает определенную оценку. Однако автономность самопроектирования как ценности не означает ее оторванности от других потребностей и интересов личности. Условием перехода оценочного самопознания в процесс самопроектирования выступает нахождение новых смыслов своей личности, восприятия себя в форме зарождения своей неповторимости и самобытности в будущем. При этом самопроектирование не тождественно планированию чего-то конкретного, его сущность определяет творчество новых ценностей и смыслов своей индивидуальности. Поэтому, как нам представляется, соединение данного процесса с символическим временем дает возможность приоткрыть механизм самопроектирования всегда незавершенного процесса духовного самоопределения индивидуальности. Онтологическое содержание символа времени может быть соотнесено с духовным самоопределением личности, с непрекращающимся процессом ее саморазвития и самовыражения. Без многозначности символического времени данный процесс невозможен, так как становится применимым лишь к ограниченному количеству жизненных ситуаций настоящего времени. Будущее и прошлое становится недоступным для него. Ценности-идеалы как структурные компоненты символического времени многовариантны по своей направленности в будущее, определяя тем самым степень свободы выбора настоящего и оценки прошлого. Однако понятие самопроектирования, включая в себя конкретные образы ценностного бытия индивидуальности в их многообразии, характеризует все же не любой из этих образов, а лишь те, в которых происходит ее саморазвитие на собственной целостной основе. Сам процесс саморазвития личности имеет определенные стадии. Сначала личность должна возникнуть как определенная система, затем наступает этап ее развития, которое может и не завершиться появлением самопроектирования как целостности. Целостность возникает на таком этапе развития самопроектирования, когда человек способен взять ответственность за процесс самосовершенствования как способа открытия самого себя не только с точки зрения наличного бытия, но и будущего. В этом смысле самопроектирование не совпадает с наличным бытием индивидуальности. В связи с этим важно при рассмотрении символического времени в качестве конституирующего начала целостности ценностей-идеалов личности выделять различные формы его влияния на содержание этих ценностей и их динамику. Это может быть, во-первых, прямое воздействие на формирование ценностей личности, когда уровень ее целостности при этом не претерпевает кардинальных изменений. Во-вторых, результатом подобного воздействия является возникновение свойства интегративности ценностей-идеалов, выступающих реальным показателем целостности и саморазвития личности на собственной основе. В-третьих, влияние символического времени на самопроектирование может порождать также и переход ценностей-идеалов личности на более элементарный уровень и системности, и целостности.

Все названные формы воздействия подводят нас к выводу о том, что использование символического времени как фактора самопроектирования личностью ценностей-идеалов требует ограничения его объема. Расширительная трактовка символического времени приводит к размыванию границ самопроектирования личности. Поэтому важно подчеркнуть, что целостность самопроектирования как единство внешнего и внутреннего возникает лишь во взаимодействии с таким видом символического времени, которое связано с реальным

процессом саморазвития личности. Нами различаются следующие формы самопроектирования личностью своих ценностей-идеалов. Первая - это прямое отождествление себя с вымышленными или реальными образами личностей, вызывающих позитивные эмоции. Эта форма имеет немаловажное значение для усвоения личностью внешнего проявления ценностных стереотипов социально одобряемого поведении людей. Однако на этом этапе в большой степени действуют механизмы подражания, эмоционального заражения и внушения. Здесь пока еще в малой степени обнаруживает себя процесс самостоятельного и свободного присвоения человеком ценностей. Вторая форма - это единство внутреннего содержания ценностей-идеалов и внешнего социально одобряемого поведения. Эта форма способствует свободному освоению ценностей-идеалов как способу самореализации личности в обществе. Дело в том, что специфика бытия ценностей-идеалов заключается в сложном процессе взаимодействия образной, знаковой и симулятивной форм символического времени. Поэтому необходимо проводить четкое различие между знаковой и симулятивной формами этого вида времени. И это связано с тем, что исследования знаковой природы символа напрямую связано с раскрытием того, как условность полностью отрывается от предметного образа и заменяется симулятивной реальностью. Симулякр всегда несет в себе то, чего нет в действительности, являясь копией образа, который никогда не существовал. Это затрудняет поиск человеком ценностного идеала как формы социально приемлемого поведения. В качестве ценностей-идеалов могут выступить далеко не совершенные образцы. Более того, в качестве последних могут обнаруживать себя симулятивные образы массового сознания, не имеющие онтологического статуса в реальной действительности. Поэтому нужно согласиться с Тульчинским Г.Л. в том, что «во всех сферах деятельности личность все в большей степени предстает как проект и автопроект, позиционируемый и продвигаемый по всем правилам маркетинга и брендинга» [3, с. 41].

Обобщая все сказанное, отметим, что самопроектирование, занимающее определенное место в структуре символического времени личности, призвано выполнить следующие функции. Во-первых, обеспечить не только отбор, но и преемственность тех ценностей, которые конституируют саморазвитие индивидуальности на собственной целостной основе. Во-вторых, помочь личности найти социально приемлемые способы постижения единства уникального и универсального смысла своего бытия. В-третьих, создать условия реализации тех ценностей-идеалов, без которых возникает угроза существованию личности как социальному феномену.

Литература

1. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: 1989.

2. Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь. // Философские науки. - 2009. - № 11. - C.

137-150.

3. Тульчинский Г.Л. Личность как автопроект и бренд: некоторые следствия // Философские науки. -

2009.- № 9. - С. 47-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.