Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение студентов в условиях инновационного профессионального образования'

Психологическое сопровождение студентов в условиях инновационного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкина М. Д.

В статье рассматриваются основные направления психологического сопровождения студентов. Значимость психологического сопровождения в формировании профессионального становления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машкина М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of students under the conditions of innovation professional training

The main directions of students psychological support are considered. The significance of psychological support while forming professional making up of a personality is emphasized.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение студентов в условиях инновационного профессионального образования»

УДК 159.9:378 М.Д. Машкина СГГА, Новосибирск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные направления психологического сопровождения студентов. Значимость психологического сопровождения в формировании профессионального становления личности.

M.D. Mashkina SSGA, Novosibirsk

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF INNOVATION PROFESSIONAL TRAINING

The main directions of students psychological support are considered. The significance of psychological support while forming professional making up of a personality is emphasized.

Повышение качества высшего образования является приоритетной задачей современного общества. Одним из важнейших требований к современному профессионализму является готовность к непрерывному образованию. «Изменение парадигмы образования со «знаниевой» на компетентностную, а в современной педагогоике высшей школы на профессионально - личностную, переносит акцент с целей высшего образования, как формирования профессиональных знаний, умений и навыков, на приоритетные цели профессионального и личностного развития.» (О.А. Карабанова). Процесс профессионального становления личности есть единение общекультурного и профессионального развития специалиста при доминирующей роли творчества на основе инновационных образовательных технологий (А.Г Асмолов, И.А. Зимняя и др.). Обучение в вузе - это один из важнейших этапов профессионального становления личности. В вузе закладывается профессиональное мировоззрение, мотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное мышление. В вузе формируется представление о выбранной профессии.

В настоящее время, как никогда актуальна психологическая поддержка студента по следующим направлениям:

1. Профессиональное самоопределение студентов;

2. Профессиональное самосознание;

3. Развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности;

4. Развитие творческого потенциала и уникальности личности;

5. Формирование коммуникативной компетентности и форм продуктивного общения.

Профессиональное самоопределение это процесс поэтапного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желания и возможности самого человека (Ю.П. Поваренков), формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер).

Профессиональное самоопределение это не конкретный выбор профессии, а непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и реализуемой профессиональной деятельности. Это процесс перевыборов на протяжении всей жизни. Каждый выбор изменяет картину будущих возможностей и одновременно расширяет пространство поиска дальнейшего развития человека. Профессиональное самоопределение активизируется в период окончания общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышением квалификации, увольнением с работы, профессиональной аттестацией и др.

Личностное самоопределение происходит в двух измерениях: ценностносмысловом и пространственно-временном.

В юношеском возрасте профессиональное и личностное самоопределение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Причём личностное развитие шире профессионального и определяет динамику и ход профессионального развития. Качества, необходимые для личностной реализации: 1) творческое мышление; 2) инициативность; 3) способность к обоснованному риску; 4) уверенность в себе; 5) адекватная самооценка; 6) умение сотрудничать с партнёрами; 7) мотивация достижения; 8) высокая работоспособность (Ю.Б. Гатонов).

Значительная часть студентов СГГА не задумывается о соответствии своих индивидуально-психологических качеств требованиям избранной профессии.

Приоритетной установкой современной системы высшего образования является становление студента как субъекта собственного профессионального становления, включая самоопределение, самообразование и профессиональное саморазвитие. Часть студентов нуждается в психологической коррекции процесса профессионального самоопределения. Это могут быть тренинги, построения личного профессионального плана и др.

Профессиональное самосознание. Важной составляющей самосознания является самоотношение. Развитие позитивного профессионального самоотношения позволит создать возможности для раскрытия личностного и профессионального потенциала студентов и обеспечить высокую эффективность социализации и индивидуализации в ситуации непрерывного изменения социальных условий. Критерием позитивного профессионального самоотношения следует считать: мотивы позитивного отношения к себе, профессиональные ценности гуманистической направленности; самопознание себя как специалиста, осознание себя во взаимодействии с другими в профессиональной деятельности, самооценка себя как специалиста; соподчинение личных мотивов профессиональным.

Условиями, обеспечивающими развитие позитивного профессионального самоотношения студентов, являются: профессиональная идентификация,

ориентация на успех и достижения, рефлексивные условия, сотрудничество и личностно-ориентированоое общение с преподавателями и сокурсниками.

Мотивация учебной и профессиональной деятельности студентов это показатель готовности к будущей профессиональной деятельности и фактор её успешности (С.Д. Смирнов Ю.Н., Кулюткин, А.К. Маркова). Ведущими мотивами студентов в вузе являются познавательные мотивы и мотив достижения. Показателями сформированности мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов выступают его учебные достижения, уровень общей удовлетворённости от выбранной профессии.

Развитие творческого потенциала и уникальности личности необходимо для освоения инновационных технологий. Процесс переосмысления ценностей - главное в саморазвитии личности. На начальной стадии освоения инновационных технологий необходимо, чтобы человек преодолел стереотипы мышления, реализовал установку на активизацию творческого потенциала и саморазвитие. Реализация рефлексивно-инновационного процесса может быть организована как специальный практикум.

Сотворческая деятельность - это основа развития творческой зрелости личности. Формирование креативности может осуществляться благодаря тренингу, обеспечивающего решение задач обогащения личности профессиональным и коммуникативным опытом; улучшения микроклимата в коллективе; овладение поисково-исследовательской деятельностью. Психологическое содержание тренинга - перевод внутренних переживаний со скрытым смыслом в социальные значения.

Развитие коммуникативной компетентности есть условие успешности студентов.

Успешность профессионального образования в значительной степени определяется характером межличностного взаимодействия преподавателей и студентов. Личность ученика есть главная ценность образовательного процесса. Психологическое сопровождение развития коммуникативной компетентности студентов позволяет формировать позитивные отношения между студентами, преподавателями, администрацией. Положительно влияет на развитие комфортных отношений в студенческом коллективе, способствует сохранению психологического и психического здоровья.

Психологическое сопровождение студентов СГГА есть реальная необходимость.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2006.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условные достижения. М., 1998.

4. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования//Вопросы психологии, № 5, 1997.

5. Зинченко Ю.Л., Володарский И.А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. М.: Изд-во МГУ, 2007.

© М.Д. Машкина, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.