Л.Д. Дёмина
Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ
Специфика современного мирового экономикосоциального развития, в том числе и в России, предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов высшей квалификации. Это принципиально детерминирует модернизацию российского высшего образования, в частности, его переход на новые концептуальные основания - от концепции «предметного» к концепции «компетентностного» подхода.
В настоящее время высшая школа во всем мире стоит перед решением задач не только подготовки выпускников в формате специалистов-профессионалов в узкой области знания, но и развития их как личности. Проблема состоит в том, что профессиональная подготовка студентов и оценка качества знаний, умений, навыков, возможностей их практического применения презентирует выпускника только как представителя конкретной профессии на операционально-технологическом уровне, но не представляет его как целостную личность. Очевидно, что этого явно недостаточно для успешной конкуренции на рынке труда.
Проведенные исследования показали, что в ситуации жесткой конкуренции многие выпускники, к сожалению, не могут успешно «подавать себя» работодателям: обозначать свои способности и профессиональные возможности, обосновывать претензию на определенную должность, проявлять коммуникативную компетентность, «ломаются» в установленный для них испытательный период и др. Чаще всего это связано с трудностями общения, особенностями взаимодействия с руководителем и коллегами, проявлениями нерешительности, коммуникативной некомпетентности, неадекватного, эмоционального восприятия и реакции на окружающих, особенностей индивидуальности, стиля работы и др. Также было установлено, что не менее остро эта проблема стоит в практической деятельности не только «вчерашних» выпускников, но и лиц, проработавших уже немало лет по специальности, особенно при переходе их на управленческие должности.
В этой связи система высшего образования РФ, находясь в состоянии реформирования, целью которого является приведение его в соответствие с качеством европейского уровня (для выполнения Болонского соглашения), претерпевает существенные изменения. Прежде всего это касается внедрения принципов гуманизации, гуманитаризации образования, дающих реальную возможность реализовать личностно-
ориентированный подход в условиях высшей школы. В решении отмеченных выше проблем ведущая роль отводится гуманитарным наукам и в первую очередь психологии.
Психология, изучающая законы развития и становления внутреннего мира человека, порождения собственной психической реальности, личностных проявлений в процессах восприятия окружающего мира людей, культуры, в которой он живет и действует, обладает огромным потенциалом подготовки студентов к эффективной организации любой профессиональной деятельности. Более того, на современном этапе развития психология создала надежную базу как содержательной научной информации, так и практических разработок в области психодиагностики, психологического консультирования и психологической терапии, психологической коррекции. Они-то и открывают новые возможности внедрения достижений психологической науки в практическую деятельность огромного числа профессий, в том числе и в системе высшего образования. Именно психологическое знание, в отличие от знания технократического, по мнению ряда известных современных психологов, например В.П. Зинченко, обнаруживает смысл и ценность приобретаемого знания, побуждает человека к саморазвитию, личностному становлению и совершенствованию. Таким образом, в психологической науке и практике объединяются и комплексно проявляются и гуманистический, и гуманитарный аспекты подготовки студентов к любой профессиональной деятельности, что и находит «связку» в психологической культуре личности.
Феномен «психологическая культура личности» (ПКЛ) в отечественной и зарубежной психологии употребляется довольно часто и в самых разнообразных контекстах [1-5]. Вместе с тем его содержание не определено и до сих пор остается дискуссионным [6]. С одной стороны, как это ни парадоксально, при условии нередкого употребления это определение не встречается ни в одном из словарей в науках о человеке и обществе, в том числе и в словарях по психологии. С другой стороны, отдельные элементы обсуждаемого целостного психического явления (коммуникативная культура, культура поведения и деятельности, культура речи, культура сознания и др.) исследуются довольно активно и представлены в справочной литературе [7]. В связи с тем, что отдельные элементы психологической культуры изучаются не только в психологии,
но и других науках о человеке (этике, педагогике, праве и др.), то они лишь частично отражают научное содержание феномена «психологическая культура личности» [8].
В психологии исследования целостного феномена ПКЛ немногочисленны (можно сказать, единичны). Однако в отдельных работах психологов ПКЛ рассматривается в контексте исследования другой проблемы: А.А. Бодалев (общение), Е.А. Климов (профессиональное самоопределение), О.И. Мотков (восприятие культурно-психологических условий), Н.Н. Обозов (понимание человеком «себя»), Л.А. Петровская (коммуникативная компетентность). Проведенный нами анализ показал, что хотя представления о ПКЛ у современных психологов неоднозначны, но содержательно они связаны между собой и отражаются в функциях ПКЛ [5, 6, 8-11]. В этой связи возникла возможность обобщения функций ПКЛ:
1. Сохранение преемственности научных представлений и теорий в истории психологии, что создает условия для последующего прогрессивного развития психологической науки и практики.
2. Обеспечение взаимодействия и взаимопонимания общения профессиональных психологов, населения в поликультурном обществе.
3. Развитие возможностей человечества становления единства внутренней и внешней деятельности: саморегуляции, самоактуализации, самореализации и других на основе приобретенного в процессе жизненного пути опыта и переживаемого психологического времени.
4. Опора человека в формировании жизненного, профессионального и личностного самоопределения, становления и развития Я-концепции личности на основе имеющегося у нее образа мира.
5. Основание для становления и развития профес-сионала-специалиста в области любой профессии.
Обобщая результаты исследований отдельных элементов ПКЛ, следует уточнить, что она является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления специалиста-профессионала, организатора и участника современных коммуникативных систем и интеракций. ПКЛ детерминирует вектор эффективного самоопределения и самореализации личности и специфику ее жизненного пути, способствует успешной адаптации и саморазвитию человека, формированию жизненных планов, адекватных возможностям личности жизненных перспектив.
С учитом важности в жизни человека оптимального уровня развития ПКЛ и неоднозначности представлений о ней в современной психологии под руководством автора статьи в 2001-2007 гг. были проведены исследования обсуждаемого феномена, что нашло выражение в защите кандидатских диссертаций по психологии [6] и позволило не только обобщить уже
имеющиеся результаты, но и получить новые научные данные (Л.Д. Демина, А.В. Корнеева, С.П. Кулик,
Н.А. Лужбина, И.В. Михеева, И. А. Ральникова, И. А. Савина, Е.Л. Холодцева, П.Р. Юсупов, Юе Вень Бо).
Согласно современным представлениям, сложившимся в психологии, и концепции, сформировавшейся на факультете психологии и философии в Алтайском государственном университете в процессе проводимых исследований и полученных результатов, психологическая культура личности представляется нам как самостоятельный психологический феномен. В этой связи психологическая культура личности, являясь частью ее общей культуры, есть сложная функциональная система взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, обеспечивающих информированность личности о законах психического отражения окружающего мира и порождения собственной психической реальности, способах управления внутренней и внешней активностью на основе функционирующего (персонального) образа мира [6].
Применяя корреляционный и факторный анализы, в структуре ПКЛ мы выделили 5 компонентов: когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивнооценочный, креативный и интерактивный (поведенческий). Между всеми компонентами обнаружены достоверные взаимосвязи и зависимости различной значимости (Н.А. Лужбина). Однако системообразующим компонентом ПКЛ явился социальный интеллект, входящий в структуру когнитивного компонента. Социальный интеллект - структурно сложное психологическое образование - является особенным в том плане, что, имея многогранную природу (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд), он отдельными специфическими «гранями» (познание результатов поведения, классов поведения, преобразований поведения, систем поведения) был представлен в каждом компоненте ПКЛ. Только у социального интеллекта были обнаружены достоверные обоюдные связи со всеми компонентами ПКЛ. В указанном контексте он и выступает системообразующим основанием ПКЛ.
Указанные компоненты психологической культуры личности были выявлены и в исследовании А.В. Корнеевой, изучающей особенности ее развития на разных этапах вхождения личности в иноязычное пространство. На примере школьников и студентов, мотивированно овладевающих иностранным языком как инструментом будущей профессии, открывающей доступ к престижной работе, зарубежным контактам; как средства, дающего возможность сформировать билингвизм, испытывать «чувства другой культуры», возможности общаться с людьми, была установлена связь социального интеллекта с другими компонентами ПКЛ. Но изменившийся контекст исследования внес некоторые коррективы, особенно на первых этапах изучение иностранного языка. Так, на начальных этапах изучения иностранного языка особенности
социального интеллекта проявлялись не только в когнитивном, но и в интерактивном компоненте (т.е. в процессе взаимодействия с человеком другой культуры). На более поздних этапах вхождения человека в иноязычное пространство значимые связи социального интеллекта с другими компонентами ПКЛ укреплялись.
И.В. Михеева изучала особенности ПКЛ через анализ правосознания современной российской молодежи, в процессе которого у отдельных социальных групп были обнаружены негативные трансформации как структуры правосознания, так и ПКЛ. В когнитивном компоненте это проявилось в низком уровне правовой информированности, непонимании ценности и функций законов, неверие в авторитет власти, незнание и неумение стоить свои взаимоотношения как со своими сверстниками, взрослыми, так и с представителями правоохранительных органов. Кроме этого, в правосознании отмеченных молодежных групп проявились деформации ценностно-смысловой сферы личности, связанные с аналогичным компонентом ПКЛ. Выявлены депривации ценностей самоактуализации личности при одновременном доминировании ценностей, связанных с достижением собственного материального благополучия любыми средствами. Установлены и деструктивные особенности рефлексивно-оценочного компонента ПКЛ, выразившиеся в преобладании у этой группы испытуемых низкого уровня интернальности, свидетельствующего о преобладании внешних (а не внутренних) факторов регуляции поведения. Близкие негативные трансформации проявились и в других компонентах ПКЛ (креативный, интерактивный).
Также изучались отдельные проявления ПКЛ в профессиональной деятельности педагогов (Н.А. Лужбина, О.М. Любимова), управленцев (С.П. Кулик, И.А. Савина, П.Р. Юсупов), в которых выдвинутые гипотезы о структурнообразующей функции ПКЛ в профессиональной деятельности типа «человек-человек» (по классификации Е. А. Климова) были обоснованы и подтверждены.
Ведущая роль оптимального развития ПКЛ в становлении отдельных системных личностных характеристик (на примере конкурентоспособности у специалистов социальной сферы региона) была изучена и доказана Е.Л. Холодцевой. В этом исследовании конкурентоспособность рассматривалась в широком (как степень динамического соответствия системы профессионально важных личностных характеристик специалиста работодателя и клиентов качества выполнения должностных обязанностей) и узком (как системное разноуровневое личностное образование, интегрирующее характеристики личности и проявляющиеся в ее способности предвидения, обновления и гибкого использования их для развития и успеха профессиональной деятельности) понимании.
Автором установлено, что конкурентоспособность личности есть системное качество, которое формируется и проявляется на разных уровнях психического (индивидном, индивидуальном, личностном, профессиональном) и является одним из ее интергативных показателей. Развитие конкурентоспособности личности, определяющей ее успех на рынке труда, обусловлено прежде всего комплексным совершенствовованием всех компонентов психологической культуры личности (когнитивный, ценностносмысловой, рефлексивно-оценочный, креативный, интерактивный).
Таким образом, завершая общепсихологический анализ феномена «психологическая культура личности», отметим многоплановость теоретикометодологических оснований представлений о ней и технологических процедур ее исследования в современной психологии. Но вместе с тем акцентируем внимание на системном характере феномена ПКЛ, на наличии определенных взаимосвязанных и взаимозависимых ее компонентов, которые «объединяют» практически все «основные грани» психического. Показано, что ПКЛ является одним из системообразующих векторов психической активности, а уровень развития может определять степень ее успешности.
В соответствии с вышеизложенным можно полагать, что, развивая до оптимального уровня ПКЛ, преподаватель вуза может быть успешным в своей профессиональной деятельности и в образовательном процессе вуза способствовать формированию таких психологических качеств личности студента, чтобы тот стал успешным не только в области узкой профессии (например, химик, физик, математик, экономист, инженер и др.), но и во взаимодействии с людьми в самых различных ситуациях, в том числе и на рынке труда. Более того, в Государственные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) заложено, что выполнение профессиональных обязанностей специалиста, как правило, всегда связано с взаимодействием с людьми. Это утверждение высказано на основании результатов, полученных после анализа ГОС ВПО по различным специальностям и направлениям.
Проведенный нами анализ позволил вычленить наиболее интегральные, системные свойства личности, необходимые для успешной работы в любом профессиональном виде деятельности, которые входят в структуру ее психологической культуры и могут считаться психологическими критериями готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности. Ими явились: уровень развития интеллектуальной инициативы и социального интеллекта; мотивация к успешной профессиональной деятельности; конкурентоспособность, эмпатия; особенности смысложизненных и ценностных ориентаций; степень развития коммуникативной компетентности; адек-
ватные персональным возможностям представления о жизненной перспективе. Каждое из интегральных профессионально важных свойств личности может быть измерено и представлено в количественных и качественных психологических характеристиках.
В этой связи нами разработана и реализуется специальная программа повышения квалификации «Психологическая культура преподавателя высшей школы как системообразующее основание профессионализма» (72 час.). Программа предназначена для преподавателей высшей школы РФ, работающих на непсихологических факультетах. Применение в процессе повышения квалификации активных методов работы со слушателями (тренинги, ворк-шопы, психодиагностические и консультативные приемы, дискуссии, научно-исследовательская деятельность, выполнение выпускной работы по психологическому анализу использования психологических методов и др.) способствует не только эффективному развитию их психологической культуры, но и формированию модели использования психологических знаний в практической профессиональной деятельности.
Предлагаемая программа повышения квалификации разработана на основе научного направления по психологии в Алтайском государственном университете «Психология личности. Личность: психологические проблемы субъектности», «сердцевиной» которого является исследование проблемы «психологическая культура личности». По этому направлению за последние годы защищена 21 кандидатская диссертация, опубликованы сборники научных работ, хотя в современной психологии обсуждаемая проблема пока не получила широкого научного изучения. Второй составляющей, которая «легла» в основу этой программы, является преобладание в ней практической направленности психологического знания, базирующегося на современных научных достижениях. Третьей особенностью данной программы стали ее многочисленные апробации, например, в 20062007 гг. проведены курсы повышения квалификации преподавателей (4 «потока»). Слушатели, приехавшие из различных регионов, единодушно позитивно оценивали потенциал, связанный не только с овладением основами современного психологического знания, но и с формами, методами, приемами применения их
в своей практической профессиональной деятельности, а также в развитии собственной личности. Все это вызвало у слушателей интерес к психологии как науке и практике, желание более глубокого ее изучения и дальнейшего развития психологической культуры. Четвертая особенность данной программы связана с созданием условий, необходимых для ее реализации на факультете психологии и философии (ФПФ) АлтГУ Кроме отмеченного выше, согласно государственным стандартам для подготовки профессиональных психологов на ФПФ преподается специальный курс «Психологическая культура личности», концепция и элементы которого включены в представляемую программу повышения квалификации. Научная и практическая работа в отмеченном направлении продолжается.
Программа курса включает 7 разделов:
1. Процессы модернизации в профессиональном образовании современной России.
2. Теоретико-методологические основания феномена «психологическая культура личности».
3. Психологическая культура преподавателя в учебно-воспитательном процессе вуза.
4. Психологические закономерности возрастного развития субъектов образовательного процесса.
5. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя: контекст развития психологической культуры.
6. Развитие психологической культуры преподавателя (тренинги).
7. Проблемы развития психологической культуры субъектов образовательного процесса.
Предложенное содержание программы повышения квалификации: лекции (18 час.), дискуссии и «круглые столы» (8 час.), практические занятия (10 час.), психологические тренинги (36 час.): «Компетентность в общении преподавателя вуза»; «Развитие интеллектуальной креативности студентов вуза»; «Психология развития творческой деятельности студента и преподавателя высшей школы»; «Психология конструктивной критики в педагогическом общении»; «Коммуникативный психологический тренинг»; тренинг «Мотивация оптимального межличностного восприятия в образовательном пространстве».
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М., 2005.
2. Асмолов, А.Г По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов.
- М., 2002.
3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М., 1984.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М., 1990.
5. Зинченко, В.П. Живое знание / В.П. Зинченко. - Самара, 1997.
6. Личность: Психологические проблемы субъектности / под ред. Л. Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева.
- Барнаул, 2005.
7. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-нсихологического тренинга I Л.А. Петровская. - М., 19S2.
S. Демина, Л. Д. Психологическая культура педагога-профессионала I Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А. Раль-никова II Педагогическое образование в современном классическом университете. - Барнаул, 200З.
9. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 2000.
10. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев.
- М., 2003.
11. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М., 1989.