ББК 88.37
Л.Д. Демина, Т.В. Манянина Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности
L.D. Demina, T.V. Manynina
Emotional Intellect as Structure-Making Component of Psychological Culture
Представлены результаты исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности. Анализируются взаимосвязи эмоционального интеллекта с компонентами психологической культуры.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическая культура личности.
Результаты исследований в области психологической культуры личности (ПКЛ) показывают ее системообразующую роль в успешном включении человека в социальную жизнь общества [1; 2]. Наряду с этим, в современной российской социокультурной среде выявлен ряд негативных факторов, приводящих к нарушениям в эмоциональной сфере личности, возникновению личностных деформаций и зависимых форм поведения [3]. Отмеченная выше актуальность обусловливает потребность в более глубоком изучении особенностей проблемы взаимодействия «аффекта» и «интеллекта» в структуре ПКЛ. В современной психологии установлено, что взаимодействие когнитивного и чувственного в психике человека связано с функциями эмоционального интеллекта [4]. Эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается в качестве способности к пониманию и управлению эмоциями [5, с. 314].
Изучение эмоционального интеллекта в структуре ПКЛ определяется необходимостью развития системы знаний о ее успешности в области эмоциональной саморегуляции и управления эмоциями партнеров, становлением представлений о способности человека развивать собственную психическую реальность на основе создаваемой эмоциями системы отношений, недостаточной проработанностью концепции ЭИ в научной психологической теории.
Исследование ЭИ в структуре ПКЛ основывается на положениях культурно-исторического подхода о единстве «аффекта» и «интеллекта» и принципах системного анализа [6], концепции ПКЛ [7], представлениях об ЭИ [8]. Согласно положениям культурно-исторического подхода о культурогенезе человека, а также результатам, фиксирующим единство познаний и чувствований, в процессе физиологического созревания формируются биологические предпосылки (эмоциональность, право-
The article considers the results of research of emotional intellect in a structure of person’s psychological culture and interrelations of emotional intellect with components of psychological culture.
Key words: emotional intellect, person’s psychological culture.
полушарный тип мышления и др.) готовности человека к пониманию и управлению эмоциональными явлениями. В ходе культурного развития появляется способность к идентификации, пониманию, а также опроизволива-нию эмоциональных переживаний, презентирующих в сознании человека значимость явлений, событий, людей и др. [9]. Представляемое исследование базируется на концепциях, изучающих ЭИ как способность, связанную с когнитивной оценкой и управлением эмоциями [10]. ЭИ рассматривается нами как способность к идентификации и осознанию значений эмоциональных проявлений психической жизни как собственной, так и других людей, а также регуляции эмоций во внутрилич-ностном и межличностном планах.
Эмпирической базой исследования явились «Глав-алтайсоцзащита», образовательные учреждения Барнаула и Алтайского края, а также ряд барнаульских промышленных предприятий. В исследовании приняли участие 333 респондента.
Методологической основой исследования ПКЛ послужила концепция Л.Д. Деминой, согласно которой ПКЛ рассматривается как функциональная самоорганизующаяся система, включающая ряд компонентов (когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивнооценочный, мотивационно-поведенческий), порождающая новую субъективную реальность и функционирующая на основе образа мира, образа жизни, Я-концепции. Тем не менее малоизученными остаются функции ЭИ в структуре ПКЛ [11].
Для исследования использовались качественные (контент-анализ, фокус-группы) и количественные методы: анкетирование, психодиагностическое тестирование («ЭмИн» Д.В. Люсина, «EQ» Н. Холла, FMST Г. Дейл, «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), «Самоактуализационный
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
тест» Э. Шострома (адаптация Л.Я. Гозмана), «Диагностика уровня эмпатийности» И.М. Юсупова, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана, «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, SACS С.Е. Хобфолла), а также методы математической статистики (корреляционный, факторный, дисперсионный анализ, U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускалла-Уолисса) с использованием компьютерной программы «SPSS 15.0».
В результате анализа корреляционных отношений ЭИ и компонентов ПКЛ выявлено наличие высокозначимых корреляций, соответствующих уровню статистической значимости р < 0,01, а также показано, что ЭИ, образуя двухсторонние отношения с компонентами ПКЛ (когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивнооценочным, мотивационно-поведенческим), не является обособленной структурой в ПКЛ. Выделены умеренные связи ЭИ (0,31<r<0,39) с элементами мотивационноповеденческого компонента: положительные («поиск социальной поддержки», «социальное взаимодействие», «мотивация успеха», «внутренняя мотивация трудовой деятельности») и отрицательные («стратегия избегания»
- 0,24<r<0,3). ЭИ образует положительные слабые корреляции с элементом рефлексивно-оценочного компонента («самоуважение» - 0,20<r<0,28), отрицательно связан с «интегральным показателем расхождений в ценностносмысловой сфере» (r<0,25) (ценностно-смысловой компонент).
Для определения специфики репрезентации ЭИ в структуре ПКЛ использовалась процедура факторного анализа методом главных компонент. Вращение факторов проводилось по методу Varimax (пороговый критерий факторных нагрузок - 0,50).
Первый фактор содержит оценочные пункты, характеризующие проявления ЭИ. Фактор нагружен характеристиками, связанными с осознанием и контролем собственных эмоциональных реакций и состояний, умениями считывать эмоциональную информацию, управлять эмоциональным поведением других людей на основе рефлексивного анализа, сдерживать негативные чувства других людей и повышать положительные и пр.
Во втором факторе наиболее высокие нагрузки показывают данные методик, характеризующих ценностно-смысловой и рефлексивно-оценочный компоненты. Задано стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, проявление гибкости в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими людьми и др.
Третий фактор составляют элементы когнитивного и мотивационно-поведенческого компонентов: наибольшие факторные нагрузки у композитной оценки социального интеллекта и просоциальных моделей поведения.
Четвертый фактор определяется элементами мотивационно-поведенческого компонента «агрессивные действия».
Пятый фактор образован элементом мотивационноповеденческого компонента «осторожные действия» и связан с продолжительным анализом вариантов решения и возможных последствий.
К характеристикам ПКЛ при выполнении управленческих функций относятся направленность на понимание и управление эмоциями как во внутри-личностном, так и межличностном плане, социальное познание, снижение агрессивного мировосприятия, независимость собственной системы ценностей от воздействия извне и осторожные действия при разрешении проблемных ситуаций.
При исследовании особенностей ЭИ в ПКЛ в зависимости от вида выполняемой деятельности было выявлено, что проявление ПКЛ в различных видах деятельности сопровождается переорганизацией ее компонентов. Группа специалистов в социальной сфере и сфере образования характеризуется большими факторными нагрузками переменной «управление эмоциями», в группе специалистов в сфере промышленности наибольший факторный вес у шкал «понимание эмоций» и «межличностный эмоциональный интеллект». Анализ факторов позволил выделить типологию ПКЛ: гомеостатическая - с выраженностью адаптивных стратегий (показана на выборке специалистов в социальной сфере), и гетеростазическая (специалисты в сфере образования и промышленности) - направленная на развитие и достижение успеха в различных видах деятельности, проявление уверенного поведения.
В результате анализа ЭИ в структуре ПКЛ в зависимости от стажа профессиональной деятельности испытуемых было установлено, что на первом этапе управленческой деятельности (до пяти лет) ЭИ направлен на понимание эмоций как собственных, так и партеров по взаимодействию. ПКЛ в целом связана с развитием системы ценностей, мотивации успеха и увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью, предполагает настойчивость, активность, социальную направленность, уверенность в себе. Со стажем (5-10 лет) происходит переструкту-ризация компонентов ПКЛ. Внутри первого фактора сохраняет свое значение понимание и управление эмоциями как способ построения межличностных отношений в профессиональной сфере. Мотивационноповеденческий компонент представлен тремя блоками преодолевающего поведения: просоциальное, осторожные действия, агрессивно-манипулятивные действия. При стаже свыше 10 лет ЭИ образует тесные связи с просоциальными стратегиями поведения и мотивацией успеха. ПКЛ характеризуется независимостью ценностей от воздействия извне, эмпатийным и социальным познанием, осторожными действиями («рассчитанный риск») при решении проблемных
5В
ситуаций. Интерпретация факторов показала, что ЭИ содействует развитию просоциального поведения и мотивации успеха.
Согласно результатам корреляционного и факторного анализа ПКЛ является динамической функциональной системой, а ЭИ, образуя ее эмоциональнокоммуникативный компонент, выполняет структурообразующую функцию, «выстраивая» последовательность ее компонентов (ценностно-смыслового, рефлексивно-оценочного, мотивационно-поведенческого, когнитивного) для реализации определенного вида деятельности.
Кроме этого, эмпирически вскрыты функции ЭИ в структуре ПКЛ, релятивные основным профессиональным функциям испытуемых:
1. Оценочно-прогностическая функция - связана с оценкой эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей через речь, звуки, внешний вид и поведение, т.е. формированием адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающих и прочему, а также прогнозирование на данной основе индивидуальной меры собственных достижений и эмоционального поведения других людей. Данная функция способствует развитию социально направленных форм поведения, мотивации успеха, поскольку конструктивное взаимодействие возможно на основе познания и понимания. Выделение функции основывается на корреляциях показателей ЭИ с данными по распознаванию эмоций (методика FMST), шкалой «самоуважение», мотивацией успеха и внутренней мотивацией трудовой деятельности.
2. Коммуникативная - определяется потребностью понимать эмоции, выступающие как коммуникативные действия. Понимание эмоций сопровождается декодированием как вербального, так и невербального аспекта коммуникации. Эмпирически показано, что внутриличностное понимание эмоций образует корреляционные отношения с чувствительностью к речевой экспрессии и эмпатийностью личности.
1. Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и психологическая культура личности: теоретико-методологический контекст (доклад на пленарном заседании) / Л.Д. Демина // Личность: психологические проблемы субъектности : сб. ст. / под ред. Л.Д. Деминой. - Барнаул, 2005.
2. Егорова, Т.Е. Психологическая культура руководителя / Т.Е. Егорова. - Н. Новгород, 2004.
3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. - М., 2005.
4. Mayer, J.D. Emotional Intelligence Information / J.D. Mayer [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unh.edu/emo-tional_intelligence
5. Petrides, K.V On the Dimensional Structure of Emotional Intelligence / K.V. Petrides, A. Furnham // Personality and Individual Differences. - 2000. - V. 29.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.
3. Регулятивно-контролирующая - обусловливается ролью ЭИ в управлении эмоциями. Эмпирическим обоснованием являются данные о способности вызывать и контролировать эмоцию определенной модальности, препятствовать избеганию негативных переживаний, контроль за интенсивностью негативных эмоций и эмоциональных состояний, снижением уровня эмоционального выгорания личности, связи ЭИ с социально ориентированными стратегиями преодолевающего поведения (уверенное поведение, поиск социальной поддержки, социальное взаимодействие), а также обратные корреляции со стратегией избегания.
4. Мотивирующая функция основывается на связи ЭИ интеллекта и структурных компонентов мотивационной сферы личности - внутренней мотивации, мотивации успеха. В результате факторного анализа показано, что управление эмоциями является одним из факторов, определяющих развитие внутренней мотивации и мотивации успеха профессиональной деятельности.
5. Рефлексивно-коррекционная функция ЭИ связана с познанием в области эмоциональных переживаний, как собственных, так и партнеров по взаимодействию, а также с уменьшением внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности. Коррекционный аспект функции заключается в соучастии эмоционального интеллекта в снижении рассогласованности в ценностно-смысловой сфере, агрессивного мироощущения. Основанием выделения данного аспекта являются обратные связи показателя ЭИ «распознавание эмоций» с «интегральным показателем расхождений в ценностно-смысловой сфере», «агрессивным поведением» и положительные с показателем «осторожные действия», внутренней мотивации, формами проблемно ориентированного поведения и др.
Таким образом, ЭИ выступает как структурообразующий (эмоционально-коммуникативный) компонент ПКЛ. Взаимодействуя с другими ее компонентами, ЭИ «выстраивает» их последовательность для реализации определенной активности.
еский список
7. Демина, Л.Д. Структурообразующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ / Л.Д. Демина // Известия Алт. гос. ун-та. - 2008. -№2(58).
8. Mayer, J.D. Emotional Intelligence as a Standard Intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso, G. Sitarenios // Emotion. - 2001. - V. 1.
9. Тхостов, Ю.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /А.Ш. Тхостов, И.Г. Колымба // Вестник Моск. ун-та.
- Сер. 14: Психология. - 1999. - №2.
10. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - №4.
11. Демина, Л.Д. Теоретико-методологические основания феномена «психологическая культура личности» / Л.Д. Демина // Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека. - Барнаул, 2009.