Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности'

Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1478
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSON'S PSYCHOLOGICAL CULTURE / EMOTIONAL INTELLECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демина Людмила Денисовна, Манянина Татьяна Викторовна

Представлены результаты исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности. Анализируются взаимосвязи эмоционального интеллекта с компонентами психологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLECT AS STRUCTURE-MAKING COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE

The article considers the results of research of emotional intellect in a structure of person's psychological culture and interrelations of emotional intellect with components of psychological culture.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности»

ББК 88.37

Л.Д. Демина, Т.В. Манянина Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности

L.D. Demina, T.V. Manynina

Emotional Intellect as Structure-Making Component of Psychological Culture

Представлены результаты исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности. Анализируются взаимосвязи эмоционального интеллекта с компонентами психологической культуры.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическая культура личности.

Результаты исследований в области психологической культуры личности (ПКЛ) показывают ее системообразующую роль в успешном включении человека в социальную жизнь общества [1; 2]. Наряду с этим, в современной российской социокультурной среде выявлен ряд негативных факторов, приводящих к нарушениям в эмоциональной сфере личности, возникновению личностных деформаций и зависимых форм поведения [3]. Отмеченная выше актуальность обусловливает потребность в более глубоком изучении особенностей проблемы взаимодействия «аффекта» и «интеллекта» в структуре ПКЛ. В современной психологии установлено, что взаимодействие когнитивного и чувственного в психике человека связано с функциями эмоционального интеллекта [4]. Эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается в качестве способности к пониманию и управлению эмоциями [5, с. 314].

Изучение эмоционального интеллекта в структуре ПКЛ определяется необходимостью развития системы знаний о ее успешности в области эмоциональной саморегуляции и управления эмоциями партнеров, становлением представлений о способности человека развивать собственную психическую реальность на основе создаваемой эмоциями системы отношений, недостаточной проработанностью концепции ЭИ в научной психологической теории.

Исследование ЭИ в структуре ПКЛ основывается на положениях культурно-исторического подхода о единстве «аффекта» и «интеллекта» и принципах системного анализа [6], концепции ПКЛ [7], представлениях об ЭИ [8]. Согласно положениям культурно-исторического подхода о культурогенезе человека, а также результатам, фиксирующим единство познаний и чувствований, в процессе физиологического созревания формируются биологические предпосылки (эмоциональность, право-

The article considers the results of research of emotional intellect in a structure of person’s psychological culture and interrelations of emotional intellect with components of psychological culture.

Key words: emotional intellect, person’s psychological culture.

полушарный тип мышления и др.) готовности человека к пониманию и управлению эмоциональными явлениями. В ходе культурного развития появляется способность к идентификации, пониманию, а также опроизволива-нию эмоциональных переживаний, презентирующих в сознании человека значимость явлений, событий, людей и др. [9]. Представляемое исследование базируется на концепциях, изучающих ЭИ как способность, связанную с когнитивной оценкой и управлением эмоциями [10]. ЭИ рассматривается нами как способность к идентификации и осознанию значений эмоциональных проявлений психической жизни как собственной, так и других людей, а также регуляции эмоций во внутрилич-ностном и межличностном планах.

Эмпирической базой исследования явились «Глав-алтайсоцзащита», образовательные учреждения Барнаула и Алтайского края, а также ряд барнаульских промышленных предприятий. В исследовании приняли участие 333 респондента.

Методологической основой исследования ПКЛ послужила концепция Л.Д. Деминой, согласно которой ПКЛ рассматривается как функциональная самоорганизующаяся система, включающая ряд компонентов (когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивнооценочный, мотивационно-поведенческий), порождающая новую субъективную реальность и функционирующая на основе образа мира, образа жизни, Я-концепции. Тем не менее малоизученными остаются функции ЭИ в структуре ПКЛ [11].

Для исследования использовались качественные (контент-анализ, фокус-группы) и количественные методы: анкетирование, психодиагностическое тестирование («ЭмИн» Д.В. Люсина, «EQ» Н. Холла, FMST Г. Дейл, «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), «Самоактуализационный

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

тест» Э. Шострома (адаптация Л.Я. Гозмана), «Диагностика уровня эмпатийности» И.М. Юсупова, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана, «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, SACS С.Е. Хобфолла), а также методы математической статистики (корреляционный, факторный, дисперсионный анализ, U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускалла-Уолисса) с использованием компьютерной программы «SPSS 15.0».

В результате анализа корреляционных отношений ЭИ и компонентов ПКЛ выявлено наличие высокозначимых корреляций, соответствующих уровню статистической значимости р < 0,01, а также показано, что ЭИ, образуя двухсторонние отношения с компонентами ПКЛ (когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивнооценочным, мотивационно-поведенческим), не является обособленной структурой в ПКЛ. Выделены умеренные связи ЭИ (0,31<r<0,39) с элементами мотивационноповеденческого компонента: положительные («поиск социальной поддержки», «социальное взаимодействие», «мотивация успеха», «внутренняя мотивация трудовой деятельности») и отрицательные («стратегия избегания»

- 0,24<r<0,3). ЭИ образует положительные слабые корреляции с элементом рефлексивно-оценочного компонента («самоуважение» - 0,20<r<0,28), отрицательно связан с «интегральным показателем расхождений в ценностносмысловой сфере» (r<0,25) (ценностно-смысловой компонент).

Для определения специфики репрезентации ЭИ в структуре ПКЛ использовалась процедура факторного анализа методом главных компонент. Вращение факторов проводилось по методу Varimax (пороговый критерий факторных нагрузок - 0,50).

Первый фактор содержит оценочные пункты, характеризующие проявления ЭИ. Фактор нагружен характеристиками, связанными с осознанием и контролем собственных эмоциональных реакций и состояний, умениями считывать эмоциональную информацию, управлять эмоциональным поведением других людей на основе рефлексивного анализа, сдерживать негативные чувства других людей и повышать положительные и пр.

Во втором факторе наиболее высокие нагрузки показывают данные методик, характеризующих ценностно-смысловой и рефлексивно-оценочный компоненты. Задано стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, проявление гибкости в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими людьми и др.

Третий фактор составляют элементы когнитивного и мотивационно-поведенческого компонентов: наибольшие факторные нагрузки у композитной оценки социального интеллекта и просоциальных моделей поведения.

Четвертый фактор определяется элементами мотивационно-поведенческого компонента «агрессивные действия».

Пятый фактор образован элементом мотивационноповеденческого компонента «осторожные действия» и связан с продолжительным анализом вариантов решения и возможных последствий.

К характеристикам ПКЛ при выполнении управленческих функций относятся направленность на понимание и управление эмоциями как во внутри-личностном, так и межличностном плане, социальное познание, снижение агрессивного мировосприятия, независимость собственной системы ценностей от воздействия извне и осторожные действия при разрешении проблемных ситуаций.

При исследовании особенностей ЭИ в ПКЛ в зависимости от вида выполняемой деятельности было выявлено, что проявление ПКЛ в различных видах деятельности сопровождается переорганизацией ее компонентов. Группа специалистов в социальной сфере и сфере образования характеризуется большими факторными нагрузками переменной «управление эмоциями», в группе специалистов в сфере промышленности наибольший факторный вес у шкал «понимание эмоций» и «межличностный эмоциональный интеллект». Анализ факторов позволил выделить типологию ПКЛ: гомеостатическая - с выраженностью адаптивных стратегий (показана на выборке специалистов в социальной сфере), и гетеростазическая (специалисты в сфере образования и промышленности) - направленная на развитие и достижение успеха в различных видах деятельности, проявление уверенного поведения.

В результате анализа ЭИ в структуре ПКЛ в зависимости от стажа профессиональной деятельности испытуемых было установлено, что на первом этапе управленческой деятельности (до пяти лет) ЭИ направлен на понимание эмоций как собственных, так и партеров по взаимодействию. ПКЛ в целом связана с развитием системы ценностей, мотивации успеха и увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью, предполагает настойчивость, активность, социальную направленность, уверенность в себе. Со стажем (5-10 лет) происходит переструкту-ризация компонентов ПКЛ. Внутри первого фактора сохраняет свое значение понимание и управление эмоциями как способ построения межличностных отношений в профессиональной сфере. Мотивационноповеденческий компонент представлен тремя блоками преодолевающего поведения: просоциальное, осторожные действия, агрессивно-манипулятивные действия. При стаже свыше 10 лет ЭИ образует тесные связи с просоциальными стратегиями поведения и мотивацией успеха. ПКЛ характеризуется независимостью ценностей от воздействия извне, эмпатийным и социальным познанием, осторожными действиями («рассчитанный риск») при решении проблемных

ситуаций. Интерпретация факторов показала, что ЭИ содействует развитию просоциального поведения и мотивации успеха.

Согласно результатам корреляционного и факторного анализа ПКЛ является динамической функциональной системой, а ЭИ, образуя ее эмоциональнокоммуникативный компонент, выполняет структурообразующую функцию, «выстраивая» последовательность ее компонентов (ценностно-смыслового, рефлексивно-оценочного, мотивационно-поведенческого, когнитивного) для реализации определенного вида деятельности.

Кроме этого, эмпирически вскрыты функции ЭИ в структуре ПКЛ, релятивные основным профессиональным функциям испытуемых:

1. Оценочно-прогностическая функция - связана с оценкой эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей через речь, звуки, внешний вид и поведение, т.е. формированием адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающих и прочему, а также прогнозирование на данной основе индивидуальной меры собственных достижений и эмоционального поведения других людей. Данная функция способствует развитию социально направленных форм поведения, мотивации успеха, поскольку конструктивное взаимодействие возможно на основе познания и понимания. Выделение функции основывается на корреляциях показателей ЭИ с данными по распознаванию эмоций (методика FMST), шкалой «самоуважение», мотивацией успеха и внутренней мотивацией трудовой деятельности.

2. Коммуникативная - определяется потребностью понимать эмоции, выступающие как коммуникативные действия. Понимание эмоций сопровождается декодированием как вербального, так и невербального аспекта коммуникации. Эмпирически показано, что внутриличностное понимание эмоций образует корреляционные отношения с чувствительностью к речевой экспрессии и эмпатийностью личности.

1. Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и психологическая культура личности: теоретико-методологический контекст (доклад на пленарном заседании) / Л.Д. Демина // Личность: психологические проблемы субъектности : сб. ст. / под ред. Л.Д. Деминой. - Барнаул, 2005.

2. Егорова, Т.Е. Психологическая культура руководителя / Т.Е. Егорова. - Н. Новгород, 2004.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. - М., 2005.

4. Mayer, J.D. Emotional Intelligence Information / J.D. Mayer [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unh.edu/emo-tional_intelligence

5. Petrides, K.V On the Dimensional Structure of Emotional Intelligence / K.V. Petrides, A. Furnham // Personality and Individual Differences. - 2000. - V. 29.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.

3. Регулятивно-контролирующая - обусловливается ролью ЭИ в управлении эмоциями. Эмпирическим обоснованием являются данные о способности вызывать и контролировать эмоцию определенной модальности, препятствовать избеганию негативных переживаний, контроль за интенсивностью негативных эмоций и эмоциональных состояний, снижением уровня эмоционального выгорания личности, связи ЭИ с социально ориентированными стратегиями преодолевающего поведения (уверенное поведение, поиск социальной поддержки, социальное взаимодействие), а также обратные корреляции со стратегией избегания.

4. Мотивирующая функция основывается на связи ЭИ интеллекта и структурных компонентов мотивационной сферы личности - внутренней мотивации, мотивации успеха. В результате факторного анализа показано, что управление эмоциями является одним из факторов, определяющих развитие внутренней мотивации и мотивации успеха профессиональной деятельности.

5. Рефлексивно-коррекционная функция ЭИ связана с познанием в области эмоциональных переживаний, как собственных, так и партнеров по взаимодействию, а также с уменьшением внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности. Коррекционный аспект функции заключается в соучастии эмоционального интеллекта в снижении рассогласованности в ценностно-смысловой сфере, агрессивного мироощущения. Основанием выделения данного аспекта являются обратные связи показателя ЭИ «распознавание эмоций» с «интегральным показателем расхождений в ценностно-смысловой сфере», «агрессивным поведением» и положительные с показателем «осторожные действия», внутренней мотивации, формами проблемно ориентированного поведения и др.

Таким образом, ЭИ выступает как структурообразующий (эмоционально-коммуникативный) компонент ПКЛ. Взаимодействуя с другими ее компонентами, ЭИ «выстраивает» их последовательность для реализации определенной активности.

еский список

7. Демина, Л.Д. Структурообразующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ / Л.Д. Демина // Известия Алт. гос. ун-та. - 2008. -№2(58).

8. Mayer, J.D. Emotional Intelligence as a Standard Intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso, G. Sitarenios // Emotion. - 2001. - V. 1.

9. Тхостов, Ю.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /А.Ш. Тхостов, И.Г. Колымба // Вестник Моск. ун-та.

- Сер. 14: Психология. - 1999. - №2.

10. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - №4.

11. Демина, Л.Д. Теоретико-методологические основания феномена «психологическая культура личности» / Л.Д. Демина // Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека. - Барнаул, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.