Научная статья на тему 'Модель формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе'

Модель формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / FUTURE PSYCHOLOGY TEACHERS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF CULTURE / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / LEVELS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сладкова И.А.

Статья посвящена разработке и обоснованию модели формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Преобладание направленности на формирование квалификационных характеристик «психолога», фиксирующих прежде всего профессионально значимые знания, умения, навыки и специфические виды деятельности, ставит проблему акцентирования в профессиональной подготовке вопросов формирования целостного феномена «психологическая культура педагога-психолога». Обоснована актуальность формирования психологической культуры педагогов-психологов, определена теоретико-методологическая основа, выделены структурные компоненты психологической культуры и уровни ее проявления. Раскрыты методологические основания построения модели, цель и содержание структурных компонентов. Определены психолого-педагогические условия успешной реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN FUTURE PSYCHOLOGY TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDIES AT A UNIVERSITY

The article is dedicated to development and substantiation of a model that helps to form psychological culture of future psychology teachers during their studies at a university. The predominance of the focus on the formation of qualification characteristics of the “psychologist” fixing primarily of professionally important knowledge, abilities, skills, and specific activities is the emphasis in the professional training issues form a coherent phenomenon of “psychological culture of both a teacher and a psychologist”. The research substantiates the urgency to form psychological culture of in future psychologists, the theoretical-methodological framework, the structural components of psychological culture and levels of its manifestation. The study reveals methodological bases of the model building, the purpose and contents of its structural components. The author identifies psychological and pedagogical conditions of successful realization of the model.

Текст научной работы на тему «Модель формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе»

УДК 159,9

Sladkova I.A., postgraduate, teaching assistant, Department of Psychology, Krasnoyarsk State Pedagogical University

n.a. V. P. Astafiev (Krasnoyarsk, Russia), Е-mail: ped101@mail.ru

THE MODEL OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE IN FUTURE PSYCHOLOGY TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDIES AT A UNIVERSITY. The article is dedicated to development and substantiation of a model that helps to form psychological culture of future psychology teachers during their studies at a university. The predominance of the focus on the formation of qualification characteristics of the "psychologist" fixing primarily of professionally important knowledge, abilities, skills, and specific activities is the emphasis in the professional training issues form a coherent phenomenon of "psychological culture of both a teacher and a psychologist". The research substantiates the urgency to form psychological culture of in future psychologists, the theoretical-methodological framework, the structural components of psychological culture and levels of its manifestation. The study reveals methodological bases of the model building, the purpose and contents of its structural components. The author identifies psychological and pedagogical conditions of successful realization of the model.

Key words: future psychology teachers, psychological culture, development of psychological culture, psychological and pedagogical conditions of formation of psychological culture, psychological components of culture, levels of psychological culture.

И.А. Сладкова, аспирант, ассистент каф. психологии Красноярского государственного педагогического

университета имени В.П. Астафьева, г. Красноярск, Е-mail: ped101@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена разработке и обоснованию модели формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Преобладание направленности на формирование квалификационных характеристик «психолога», фиксирующих прежде всего профессионально значимые знания, умения, навыки и специфические виды деятельности, ставит проблему акцентирования в профессиональной подготовке вопросов формирования целостного феномена «психологическая культура педагога-психолога». Обоснована актуальность формирования психологической культуры педагогов-психологов, определена теоретико-методологическая основа, выделены структурные компоненты психологической культуры и уровни ее проявления. Раскрыты методологические основания построения модели, цель и содержание структурных компонентов. Определены психолого-педагогические условия успешной реализации модели.

Ключевые слова: будущие педагоги-психологи, психологическая культура, формирование психологической культуры, психолого-педагогические условия формирования психологической культуры, компоненты психологической культуры, уровни психологической культуры.

Изменения, происходящие в психологической науке, а также социально-экономические процессы, протекающие в обществе, привели к необходимости подготовки педагога-психолога способного к надситуативному мышлению, к раскрытию и реализации своего профессионально-личностного потенциала, к рефлексивному управлению собственной профессиональной деятельностью, к преобразованию своей субъективно-профессиональной реальности, что позволит ему занять позицию активного субъекта образовательного пространства и личностного самосовершенствования.

Будущие педагоги-психологи в процессе обучения в вузе вырабатывают психологическую культуру, чтобы в процессе осуществления профессиональной деятельности быть успешным в субъект-субъектном взаимодействии и профессиональном саморазвитии.

Первые представления о психологической культуре мы находим в работах представителей «психологической антропологии» (A.A. Велик, Г. Мюррей, В.И. Слободчиков, М. Спиро, Д. Хонигман и др.) и культурно-исторического направления в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. Коул). Основу для научной разработки феномена психологической культуры как внутренней культуры человека, составляют труды Б.Г. Ананьева, Н.Я. Басова, В. Вундта, C.JI. Рубинштейна, З. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу, К Роджерса.

К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов и др. обращались к разработке концепции формирования психологической культуры как базовой составляющей профессиональной культуры будущего специалиста. Рассматриваются вопросы формирования психологической культуры в процессе профессиональной подготовки юристов (И.В. Савельева), курсантов учебных заведений МВД России (И.В. Будовская), психологов (Л. Даукша, Е.В. Дементьева), педагогов (В.А. Аристова, А.Б. Кузьмина, Е.Е. Смирнова), специалистов технических специальностей (Т.Ф. Ковалевич, Л.С. Полякова, Т.В. Шубницына).

В целом анализ литературы показал, что большинство работ по психологической культуре посвящены психолого-педагогической культуре педагогов. К сожалению, следует отметить недостаточность разработанности проблемы формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в высших учебных заведениях, в частности педагогических вузов.

Преобладание направленности на формирование квалификационных характеристик «психолога», фиксирующих прежде всего профессионально значимые знания, умения, навыки и специфические виды деятельности, ставит проблему акцентирования в профессиональной подготовке вопросов формирования целостного феномена «психологическая культура педагога-психолога», концентрирующего в себе профессионально важные качества, профессионально-этические нормы и принципы, которые обеспечивают ценностно-смысловую регуляцию и качество выполнения профессиональной деятельности педагога-психолога.

Теоретический анализ выявил основные противоречия между:

- требованиями профессиональных стандартов нового поколения к работе педагога-психолога и неразработанностью методического обеспечения профессиональной подготовки будущего педагога-психолога в вузе;

- осознанием внутреннего мира личности, возможностей, резервов и ценностно-смысловым содержанием профессиональной деятельности педагога-психолога;

- представлениями «я-профессионал» и степенью готовности осуществлять профессиональную деятельность педагога-психолога.

Необходимость разрешения данных противоречий актуализирует проблему формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе.

Таким образом, существует необходимость специально организованного исследования психолого-педагогических условий формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов. В связи с этим, целью исследования явилась разработка модели формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе.

В качестве теоретико-методологической основы нашей модели выступили следующие методологические подходы и теоретические положения: культурно-исторический подход к рассмотрению психологических явлений (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М. Коул, А.Р. Лурия, A.B. Петровский, В.В. Рубцов и др.); системный подход (П.К. Анохин, В.Н. Бехтерев, В.А. Ганзен, Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже и др.) субъектно-деятельност-ный подход (К.А. Абульханова-Славвская, А.В. Брушлинский, Л.С, Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А, Петровский,

С.Л. Рубинштейн, В.В, Рубцов и др.); подходы к пониманию феномена «психологическая культура» (С.С. Зорин, Н.И. Исаев, Н.П. Колесник, Л.С. Колмогорова, Я.Л. Коломинский); положения культурной взаимосвязи деятельности и личности, профессии и сознания (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, А.А. Деркач, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.А. Крылов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Н. ечаев, А.Г. Шмелев и др.); идеи смысловой организации мира культуры и личности (Л.М. Баткин, С.И. Великовский, Ю.Н. Давыдов, В.П. Козловский, В.В. Налимов, Б.А. Сосновский и др.); концептуальные положения о ценностно-смысловой ориентации (Д.А. Леонтьев, В. Франкл, Э. Фромм, Р. Хирау); концепции произвольной саморегуляции (O.A. Конопкин, Д.А. Леонтьев, И.Х. Мирзиев, В.И. Моросанова, А.О. Прохоров) и др. научные положения о социально-психологических закономерностях и механизмах развития психики человека; идеи самоорганизации, самоструктурирования и самоуправляемого развития сложных систем (С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева, Г. Николис, И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.).

В модели под психологической культурой будущего педагога-психолога понимается ценностно-динамическое, качественное новообразование личности, представляет личностный конструкт «Я - профессионал», включающий интеграл аксиологического, рефлексивного, регулятивного, когнитивного, коммуникативно-организационного, исследовательского и Я - профессионал компонентов, позволяющее определить соотношение внутреннего мира личности и требований профессиональной деятельности, продуктивно осуществлять профессионально-личностное саморазвитие будущего педагога-психолога.

Модели формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов имеет следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.

Целевой компонент модели представлен целью формирования психологической культуры будущих педагогов психологов в вузе.

Содержательный компонент представлен формируемыми основными компонентами личностной и деятельностной составляющих психологической культуры будущих педагогов-психологов:

Основными компонентами личностной составляющей психологической культуры являются:

- Я - профессионал - включает в себя представления будущих педагогов-психологов об уровне профессиональной готовности, соответствующей социальному заказу общества и системы образования;

- аксиологический компонент включает в себя систему ценностей, смыслов, мотивов, определяющие отношение педагога-психолога к миру, к профессии, к другому человеку, к самому себе, что позволяет определиться в мире ценностей, выделить смысловое пространство собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

- рефлексивный содержит способность к рефлексии, стремления и умения к самопознанию (самонаблюдению и самоанализу) и саморазвитию, способствующих появлению адекватной самооценки своих возможностей;

- регулятивный включает в себя способность к осознанной саморегуляции профессиональной деятельности и личностного саморазвития.

Деятельностная составляющая психологической культуры включает в себя следующие компоненты:

- когнитивный компонент характеризуется совокупностью интеллектуальных способностей и умственной самостоятельности педагога-психолога, с выходом за пределы профессиональной ситуации. Умения проектировать, конструировать деятельность и поведение;

- коммуникативно-организационный содержит умение профессионально эффективно взаимодействовать с людьми в субъект-субъектных отношениях;

- исследовательский компонент включает в себя умения подбора диагностического инструментария и проведения диаг-

Библиографический список

1.

2.

ностического обследования, умения разработки и реализации коррекционно-развивающих программ.

Организационно-деятельностный компонент модели описывает основные психолого-педагогические условия, формы и методы формирования компонентного состава психологической культуры будущих педагогов-психологов.

Основными психолого-педагогическими условиями формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов выступают:

1. Субъект-субъектное взаимодействие в процессе учебно-профессиональной деятельности.

2. Методы активного социально-психологического обучения.

3. Самомониторинг будущих педагогов-психологов профессионального развития в процессе обучения в вузе.

4. Производственно-исследовательская практика.

Формированию психологической культуры будущих педагогов-психологов в вузе осуществляется на основе использования рефлексивных семинаров представлений Я - профессионал, дневников рефлексии, социально-психологических тренингов, методов активного обучения, психолого-педагогического практикума, профессиональных проб, специальных курсов «Ценностно-смысловые ориентации личности педагога-психолога» и «Психологическая культура личности педагога-психолога».

Следует отметить вклад в разработку модели формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в вузе уже разработанных авторских программ тренингов и специальных курсов, направленных на формирование некоторых элементов психологической культуры (программы и специальные курсы О.В. Хухлаевой, А.М. Прихожан, М.В. Романовой, Г.В. Строй, Л.Д. Деминой, Н.А. Лужбиной, И.А. Ральниковой и др.) [1; 2; 3].

Оценочно-результативный компонент модели представлен результатом реализации модели по формированию психологической культуры будущих педагогов-психологов, уровнем психологической культуры, критерием и показателем сформированности психологической культуры будущих педагогов-психологов.

В модели критерием психологической культуры является конструкт «Я - профессионал», в качестве показателей которого выступают:

- знание сущностных особенностей деятельности педагога-психолога;

- осознание соотношения своих возможностей и профессиональных требований к педагогу-психологу;

- ценностно-смысловое осознание содержания профессиональной деятельности педагога-психолога и его личностное принятие;

- осуществление личностной саморегуляции согласно ценностно-смысловому содержанию профессиональной деятельности педагога-психолога.

Психологическая культура будущего педагога-психолога представлена четырьмя уровнями:

1. Начальный уровень предполагает формирование у будущих педагогов-психологов достаточных психологических знаний для осуществления профессиональной деятельности.

2. На рефлексивном уровне выстраивается конструкт «Я -профессионал» за счёт осознания своих возможностей и профессиональных требований.

3. Достаточный уровень предполагает сформированность ценностно-смыслового содержания профессионального сознания будущего педагога-психолога.

4. Оптимальный уровень предполагает наличие способности будущих педагогов-психологов к саморегуляции личностного и професисонального развития.

Резюмируя описание модели формирования психологической культуры будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе отметим, что формирование психологической культуры будущих педагогов-психологов является сложным психологическим феноменом, представляющим собой целенаправленный процесс и результат позитивных изменений в личностной, ценностно-смысловой, коммуникативной сферах в ходе осмысления и выработки конструкта «Я - профессионал».

Дёмина Л.Д., Лужбина Н.А., Ральникова И.А. О психологической культуре педагога-профессионала. Педагогическое образование в современном классическом ун-те России: сборник материалов летней педагогической школы Алтайского госуниверситета. Под редакцией Ю.В. Сенько, Г.А. Спицкой. Барнаул: БЭИС, 2003.

Романова М.В. Личностные факторы развития профессиональной рефлексии студентов, будущих педагогов-психологов, в процессе обучения в вузе. Диссертация ... кандидата психологических наук. Курск, 2014.

3. Строй Г. В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения. Диссертация ... кандидата психологических наук: Ставрополь, 2004.

References

1. Demina L.D., Luzhbina N.A., Ral'nikova I.A. O psihologicheskoj kul'ture pedagoga-professionala. Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom klassicheskom un-te Rossii: sbornik materialov letnej pedagogicheskoj shkoly Altajskogo gosuniversiteta. Pod redakciej Yu.V. Sen'ko, G.A. Spickoj. Barnaul: B'EIS, 2003.

2. Romanova M.V. Lichnostnye faktory razvitiya professional'noj refleksii studentov, buduschih pedagogov-psihologov, vprocesse obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2014.

3. Stroj G.V. Formirovanie sistemy cennostnyh orientacijbuduschih prakticheskih psihologov vprocesse obucheniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk: Stavropol', 2004.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 154:57.042

Askarova D.A., postgraduate, Semipalatinsk State Pedagogical Institute (Semipalatinsk, Kazakhstan),

E-mail: danara.84@mail.ru

THE LEVEL OF DUST EXPOSURE AND ACCUMULATION OF HEAVY METALS IN PLANTS IN CONDITIONS OF NORTHERN KAZAKHSTAN. The task of the paper is to investigate the effect of dust emissions of coal fuel to seedlings of Pisum sativum L. under conditions of model experience. For the experiments the autheir chose the uncontaminated background dark chestnut medium loam soil, taken 60 km away from Semey (Kazakhstan) in the fields of a former agricultural experiment station. The study showed that the introduction of dust containing lead and cadmium leads to more intense accumulation of these elements by the root system than the aerial organs, as well as an increase in biomass of seedlings. In the study the relationship is established between concentrations of lead and cadmium in seedlings from their total contents and concentration of mobile forms in the soil.

Key words: coal dust, heavy metals, emission, accumulation, pollution, environment, maximum allowable concentration, phytotoxicity.

Д.А. Аскарова, соискатель Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семипалатинск,

Республика Казахстан, E-mail:_danara.84@mail.ru

УРОВЕНЬ ПЫЛЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ТЯЖЁЛЫХ МЕТАЛЛОВ В РАСТЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА

Работа посвящена проблемам эргономики, а именно исследованию трудовой деятельности человека в системе «человек - техника - среда» с целью обеспечения безопасности трудовой деятельности и опосредованному влиянию её на здоровье человека. Была поставлена цель - определить фитотоксичность пылевых выбросов сгоревшего угольного топлива, а также накопление Pb и Cd в органах проростков тест-культуры Pisum sativum L. Цель определялась тем, что химическое насыщение атмосферы, безусловно, оказывает большое влияние на растительность и состояние здоровья человека. Исследовано действие пылевых выбросов угольного сгорания на проростки Pisum sativum L. в условиях модельного опыта. Для опытов выбрали незагрязненную фоновую тёмно-каштановую среднесуглинистую почву, отобранную в 60 км от города Семей (Республика Казахстан) на полях бывшей сельскохозяйственной опытной станции. Исследование показало, что внесение пыли, содержащей свинец и кадмий, приводит к более интенсивному накоплению указанных элементов в корневой системой, чем надземными органами, а также к увеличению биомассы проростков. В ходе исследования была установлена зависимость концентрации свинца и кадмия в проростках растения от их валового содержания и концентрации подвижных форм в почве.

Ключевые слова: угольная пыль, тяжелые металлы, выбросы, накопление, загрязнение, окружающая среда, предельно-допустимые концентрации, фитотоксичность.

Введение. Поступление химических элементов (ХЭ) в окружающую среду при сжигании угля зависит от многих факторов: минерального состава угля, термохимической устойчивости их соединений, уровня накопления и формы находящихся элементов в углях, технологического сжигания твердого топлива и характера соединений, технологии улавливания пылеаэрозольной и газовой фазы, технологии сбора, складирования и утилизации шлаков и зол уноса и др.

Вследствие сжигания угля на поверхность Земли ежегодно выпадает (т): ртути - 1600, свинца - 3600, меди - 2100, цинка около 7000, никеля - 3700 и т.д.

Ежегодно при сжигании угля выделяется больше, чем включается в биологический круговорот: мышьяка - в 125, урана - в 60, кадмия - в 40, иттрия, циркония - в 10, олова - в 3-4 раза [1].

Представленные данные по химическому насыщению атмосферы, безусловно, оказывают большое влияние на растительность и состояние здоровья человека [2 - 4]. В этой связи нами была поставлена цель - определить фитотоксичность пылевых выбросов сгоревшего угольного топлива, а также накопление Pb и Cd в органах проростков тест-культуры Pisum sativum L.

Объект и методы исследования. Модельный опыт заложен согласно методике З.И. Журбицкого [5] в пластиковых сосудах. Для опытов выбрали незагрязненную фоновую тёмно-каштановую среднесуглинистую почву, отобранную в 60 км от города Семей (Республика Казахстан) на полях бывшей сельскохозяйственной опытной станции, ввиду ее широкого распростра-

нения для сельскохозяйственного назначения. Пыль угольного топлива собирали из циклонного аппарата в одной из наиболее мощной котельной города Семей. Ввиду указания во многих литературных источниках о том, что растения семейства бобовых интенсивно накапливают в надземной части тяжелые металлы (ТМ), в качестве тест-объекта нами было выбрано однолетнее растение, принадлежащее этому семейству, - горох посевной сорта «Дебют» (Pisum sativum L.) [6; 7]. Искусственное загрязнение пылью производили в сухом виде в соотношениях 0.1, 0.5, 1.0, 5.0, 10.0 и 15.0% угольной пыли к 1 кг воздушно-сухой массы почвы. В каждый сосуд высаживали по 24 проращенного семени. В течение 30 суток сосуды находились на рассеянном свету. За 100% принимали зелёную массу растения и корни, выращенные на контрольной почве в одинаковых условиях с вариантами загрязнения.

Содержание ТМ в почвенных и растительных образцах определяли фотоколориметрическим химическим дитизоновым методом Г.Я. Ринькиса [8], основанном на измерении оптической плотности окрашенного экстракта при помощи спектрофотометра СФ-2000. Чувствительность метода - 0,01 мкг/мл, стандартное отклонение - ±4,6%. Определения проводили в трехкратной повторности.

При оценке токсичности ТМ считали, что фитотоксичным является такое его содержание в почве, которое снижает продуктивность растений на 10 и более процентов от контрольного варианта [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.