ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.072
Н.Б. Парфенова, Е.И. Середа, Е.А. Митицина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-РЕСУРСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ1
На основании анализа типичных социально-психологических проблем, свойственных учащейся молодежи, в статье описаны принципы, методы, технологии и критерии эффективности психологического сопровождения студентов в ходе их личностного и профессионального становления в условиях модернизации высшего образования.
Ключевые слова: Проблемно-ресурсное сопровождение, устойчивость к негативным социальным влияниям, трудная жизненная ситуация, совладающее поведение.
N. Parfenova, E. Sereda, E. Mititsina
ORGANIZATION OF RESOURCE-TASK SUPPORT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF
HIGHER EDUCATION
On the basis of analysis of typical social and psychological problems the studying youth faces nowadays the article presents the principles, methods, techniques and criteria of psychological support of students in the process of their personal and professional development in the context of higher education modernization.
Key words: Resource-task support, resistance to negative social influence, difficult reality situation, coping behaviour.
Государственная политика в современной России направлена на модернизацию высшей школы с учетом общих тенденций развития образования в странах мира, в первую очередь,
1 Выполнено при поддержке проекта № 2.2.3.3/10211 «Разработка научно-методического обеспечения реализации стратегий поведения и жизненных навыков молодежи, обеспечивающих устойчивость по отношению к негативным социальным влияниям».
- в Европе. Однако переход к новой образовательной системе осуществляется в условиях сложившейся в нашей стране за последние десятилетия ситуации демографической катастрофы, проявляющейся в резком ухудшении физического, психического и духовного здоровья подрастающего поколения. Реализация новых технологий требует от студентов познавательных и личностных усилий, вызывая у них сильное психическое напряжение, и снижает мотивацию учения. Данные проблемы свидетельствуют о необходимости внедрения в систему образования комплексной, направленной на профессионально-личностное становление субъектов образовательного процесса, программы социально-психологического сопровождения.
При обосновании концептуальной модели сопровождения мы принимаем во внимание основные выводы, полученные нами при исследовании психологической устойчивости учащейся молодежи в условиях изменяющейся социальной среды (2009 - 2010), которые подтверждают необходимость оказания студентам психологической помощи в процессе личностного и профессионального становления.
Анкетирование учащейся молодежи, выявление индивидуально-психологических характеристик и предпочитаемых стратегий совладающего поведения студентов позволило выявить следующие тенденции.
1. Отношение к социальной реальности
Относительно социальной реальности у учащейся молодежи намечена тенденция формирования пассивного отношения, проявляющаяся через неуверенность в суждениях, когда некоторые аспекты социального окружения у них вызывают чувство опасности, беззащитности. Прежде всего это ситуации, несущие угрозу финансовых трудностей в обучении, распространение наркотических средств, насильственная преступность, СПИД, дорожно-транспортные преступления, преступления по отношению к частной собственности, терроризм, безработица, вооруженные конфликты и экономический кризис в мире. Чувство несправедливости у студентов вызывают такие индикаторы снижения духовно-нравственной жизни в обществе, как оценка человеческого достоинства по материальному достатку, неравноценное отношение к детям из разных социальных слоев, равнодушие людей друг к другу и негативное отношение к пожилым. Представляет опасность тенденция ориентации молодежи на транслируемые СМИ негативные образцы поведения, которая выступает зачастую альтернативой морально-нравственному воздействию ближнего окружения - родителей и учебного заведения.
2. Отношение к себе
В отношении к себе у большинства учащейся молодежи представления о качестве жизни и эмоциональном благополучии отражают наряду с удовлетворенностью в настоящем (доходами, успехами в учебе, здоровьем, отсутствием выраженной зависимости), прогноз неблагоприятного будущего, несущего ожидание безработицы, трудности в самостоятельной жизни и профессиональной самореализации.
Третья часть опрошенных испытывает в той или иной форме эмоциональное неблагополучие, что выражается в переживании негативных состояний, связанных с ближним социальным окружением, социальной средой жизнедеятельности и личностными проблемами (предательство других, ревность, угрозы и давления, чувство ненужности, одиночество, состояние носящего клеймо, отличающегося от других, трудности, связанные с сексом). Большой процент неопределенности в ответах испытуемых относительно переживания негативных состояний, свидетельствует о защитных механизмах личности и стремлении быть как большинство.
3. Опыт переживания социального влияния
При достаточно выраженном позитивном отношении учащейся молодежи к ближнему окружению, тем не менее, почти у 25% респондентов в субъективном образе жизненной ситуации и себя в ней присутствуют переживания различных форм психологического давления (физическая и словесная агрессия, шантаж, бойкот, лишение поддержки со стороны значимых других), переживание жизненных ситуаций зависимости. Особенного внимания заслу-
живают испытуемые с опытом переживания различных форм психологического давления и отрицания обращения за помощью к специалистам (психологам) как в трудных ситуациях межличностного общения, так и в случаях трудности в учебе и проведении досуга.
Почти четверть испытуемых испытывали в той или иной форме ситуации зависимости. Наиболее представлены ситуации зависимости с ориентацией на себя (зависимость от табакокурения, алкоголя, компьютерных игр и интернета), достаточно волнует молодежь зависимость, связанная с ограничением свободы, несколько менее - зависимость от группы и сексуальных отношений. С уверенностью отмечают у себя дезадаптивные состояния вследствие информационно-нормативного влияния около 20% учащейся молодежи. При этом выражены социально-дезадаптирующие (гнев, возмущение, одиночество, беззащитность), личностно-дезадаптирующие (угнетенность, депрессия, отчаяние, вплоть до мыслей у некоторых о самоубийстве) и функциональные (усталость, страх, бессонница) состояния.
К числу трудных жизненных ситуаций (ТЖС) студенты причисляют ситуации, несущие угрозу психологическому благополучию (разрыв отношений с родителями, с друзьями, с любимым (ой); как испытание в достижении определенного результата на экзамене, финансовые проблемы). Характеристики испытанных ТЖС - неопределенность, стрессогенность ситуации, наличие потерь, невозможность управлять событиями, затруднения в принятии решения, сложность прогнозирования и неожиданность ситуации, а также высокая значимость событий. Причины возникновения кризисных ситуаций связаны с личностными особенностями, смысложизненными проблемами, влиянием ближнего окружения и социальных факторов среды, вызывающих страх перед будущим.
Наряду с этим в ходе исследования были выделены факторы, повышающие психологическую устойчивость к негативным социальным влияниям, которые можно рассматривать как ресурсы учащейся молодежи в преодолении ТЖС. При этом психологическую устойчивость мы рассматриваем как многомерный феномен, в котором системообразующим фактором выступает активность субъекта образовательной деятельности, оказывающая решающее влияние на восприятие и конструирование субъективного образа реальности, направляющим фактором являются доминирующие ценностные ориентации и операционально-действенным
- конструктивные стратегии поведения.
По результатам исследования ведущими условиями психологической устойчивости учащейся молодежи можно считать:
1. Активность в интеллектуальной и в коммуникативной сферах, которая способствует более активному отношению к социальной реальности, эмоциональной устойчивости, нестереотипному, творческому прогнозу преодоления противоречий между стремлением к профессиональной деятельности и достаточно выраженными неблагоприятными социальными факторами. Высокая интеллектуальная активность оказывает влияние на ценностные ориентации студентов с направленностью на достижения и карьеру, средне выраженная - более отражается в позитивной направленности ценностных ориентаций студентов на других. Снижение коммуникативной активности способствует эмоциональному неблагополучию учащейся молодежи, вызывает неопределенность в отношении к жизненным ситуациям.
Активность в интеллектуальной и в коммуникативной сферах оказывает влияние на предпочитаемые студентами стратегии поведения в ТЖС. Так, стратегии совладания оказываются в неоднозначной зависимости от степени выраженности ценностных ориентаций на достижения и будущую карьеру. В более выгодном положении находятся студенты в диапазоне абсолютного среднего по этим параметрам, которые используют конструктивные стратегии совладания, нацеленные на учебную, творческую или спортивную деятельность и помощь компетентных взрослых. Чрезмерно выраженная направленность на достижения, не способствует устойчивости поведения и в ряде случаев приводит к уходу от решения жизненных проблем.
2. Социальная ответственность (интернальность как принятие на себя ответственности за жизненные события) еще недостаточно выражена в студенческом возрасте, о чем сви-
детельствует преобладание студентов с неопределенностью локализации контроля, которое влечет достаточно выраженную неопределенность в отношении к социальной среде, ближнему окружению, к самому себе. Избегание ответственности способствует более выраженной эмоционально-личностной неустойчивости. Выраженная интернальность оказывает влияние только на значимость таких ценностных ориентаций, как направленность на самореализацию и улучшение мира.
Соотношение основных компонентов, полученное посредством факторного анализа, позволило выделить интегральные характеристики в структуре психологической устойчивости («Доверие СМИ и ориентация на материальное благополучие, реализация психомоторной активности в спорте»; «Субъективное благополучие с позитивной направленностью на других и на самосовершенствование в учебе, с ориентацией на помощь другим»; «Психологическая неустойчивость при наличии негативного опыта влияния с эмоциональным уходом от решения проблем»; «Психологическая неустойчивость с алкогольной зависимостью при ориентации на общение с друзьями»; «Психологическая устойчивость с интеллектуальной активностью, ответственностью и ориентацией на достижения и будущую карьеру; «Психологическая неустойчивость с уходом от реальности»), на основании которых представлена типология психологической устойчивости (неустойчивости) студенческой молодежи: «Эмоционально-неустойчивые», «Социально-неустойчивые», «Социально-устойчивые», «Неопределившиеся», а также студенты «группы риска» с резко выраженными показателями психологической неустойчивости и рассогласования в структуре соотношения когнитивнооценочного, эмоционально-личностного и поведенческого компонентов отношения к социальной реальности.
В связи с вышеизложенным, требуются специально организованные мероприятия преподавательского состава и психологической службы учебного заведения по оказанию поддержки студентам с эмоциональным неблагополучием, испытывающим в той или иной форме ситуации зависимости (от табакокурения, алкоголя, компьютерных игр и интернета), напряженность функциональных состояний (усталость, страх, бессонница), дезадаптивные состояния, связанные с социальным окружением (одиночество, беззащитность, подавленность) и вызывающие острые кризисные ситуации, с которыми невозможно справиться одному.
Концепция проблемно-ресурсного сопровождения учащейся молодежи опирается на основные идеи системно-субъектного подхода: включенность субъекта в жизненные ситуации и его ответственность за происходящие с ним и с другими значимыми субъектами; активность как системообразующий фактор в структуре психологической устойчивости субъекта образовательного процесса; установление позитивных субъект-субъектных отношений в системе образовательной среды; активизация саморазвития учащегося в условиях специально организованной среды и оказание поддержки в преодолении барьеров развития.
Основными принципами применительно к разрабатываемой нами модели проблемноресурсного сопровождения являются:
- системность и структурированность (выделение структурно-уровневых характеристик и их соотношения при изучении личностно-профессионального развития субъектов образовательного процесса);
- нормативность и вариативность (соотношение с эмпирическими нормами развития данной возрастно-профессиональной группы и учет индивидуальных вариаций в развитии);
- субъект-субъектное взаимодействие;
- дискретность и комплексность (сопровождение должно четко фиксировать начало и завершение и носить комплексный характер с отслеживанием дальнейшего саморазвития);
- ориентация на активность и ответственность в процессе саморазвития.
Проблемно-ориентированное сопровождение мы рассматриваем как процесс содействия субъектам образовательной среды (прежде всего студентам) в расширении осознавания затруднений в жизненных ситуациях, эмоционально-личностном принятии себя и значимых других, позитивной осмысленности настоящего с перспективой будущего, конструктивном
овладении способами саморегуляции и совладании с ТЖС и тем самым ценностно-смысловой направленности на профессионально-личностную самореализацию.
Цель сопровождения: реориентация в системе недостаточно выраженных адаптивных отношений субъекта образовательной среды к изменяющимся условиям социальной реальности, к ближнему окружению, к самому себе, неконструктивных стратегий совладания с жизненными затруднениями посредством направленного психологического воздействия на основные сферы отношений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую).
Задачи:
1. Когнитивный аспект
1) Сформировать у студентов более определенный позитивный образ социальной реальности, ближнего окружения и себя в нем;
2) Способствовать осознанию связи негативного влияния СМИ, негативных моделей поведения значимых других с эмоциональными переживаниями;
3) Способствовать осознанию у студентов «вклада» собственного неудачного опыта совладания с ТЖС в учебной, межличностной, досуговой сферах в возникновении конфликтных и травмирующих ситуаций и возможности их предотвращения.
2. Эмоциональный аспект
1) Оказать поддержку, необходимую для стабилизации эмоционального отношения студента к себе и другим, повышения самоуважения, компетентности;
2) Способствовать в атмосфере доверия «открытию» эмоциональных проблем в группе (тренинга) или при индивидуальном консультировании;
3) Способствовать повышению эмоциональной устойчивости в ТЖС.
3. Поведенческий аспект
1) Усилить позитивную направленность в межличностных отношениях со значимыми другими;
2) Развить способы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью;
3) Закрепить более конструктивные способы реагирования на ТЖС, противостояния негативным моделям поведения.
Объект сопровождения: студенты с затруднениями в учебной деятельности, межличностном общении, с проявлениями субъективного неблагополучия и опыта переживания негативного влияния со стороны социального и ближнего окружения.
Предметом сопровождения выступают: когнитивно-оценочный, эмоционально-личностный и поведенческий структурные компоненты отношения к жизненной ситуации.
Специфика проблемно-ресурсного сопровождения:
Основной особенностью предлагаемой модели проблемно-ресурсного сопровождения учащейся молодежи в образовательном учреждении является:
• ориентированность на проблемы;
• ориентированность на ресурсные возможности учащегося и образовательного учреждения;
• разнообразие методов воздействия;
• структурированность;
• ориентированность на субъективные критерии эффективности сопровождения (самоэффективность - СЭ).
Ориентированность на проблемы
Жизненные ситуации, в которые включен субъект образовательной среды, определяются, по нашему мнению, следующими характеристиками:
1. Проблемность - это характеристика ситуации, когда субъект находится в состоянии противоречия (от проблем в повседневных затруднениях, до критических и экстремальных ситуаций);
2. Трудность - это субъективная эмоционально-оценочная характеристика ситуации и своих возможностей ее преодоления;
3. Эмоциогенность - это характеристика состояния субъекта в сложных ситуациях от возникшего раздражения из-за повседневных затруднений до чрезмерного напряжения в экстремальных условиях.
4. Неопределенность - это информационная характеристика степени рассогласования между воздействующими стимулами окружающей среды и мотивационной обусловленностью поведения субъекта.
Данные характеристики являются «сквозными» для сложных проблемных ситуаций, возникающих в процессе личностного и профессионального становления будущего специалиста, среди которых мы выделяем:
1. Проблемы учащегося, связанные с организацией жизнедеятельности в учебном заведении (отношение к внедрению компетентностного подхода и модульно-рейтинговой системы в образовании, организация профессионально-личностной поддержки преподавателей; организация самостоятельной работы студентов, перегрузки в учебе, отношение к мероприятиям, проводимым в вузе, проживание в общежитии, возможность обращения к специалистам - психологам за поддержкой.
2. Проблемы учащегося, связанные с индивидуально-личностными и межличностными особенностями взаимодействия с ближним окружением.
Родители и педагоги часто не понимают характера трудностей студентов и ставят перед ними задачи, не соответствующие их реальным возможностям. Учащиеся на это отвечают неадекватным поведением и отказом от действия, что приводит к неудачам в учебе. В ответ значимые взрослые оказывают силовое давление в виде угроз, наказаний, вызывая чувство вины. К трудностям учащегося взрослые часто относятся отрицательно и опираются в работе с ним только на анализ его неудач. Так складывается своеобразный «порочный круг»: нарушение деятельности ведет к неуспеху, неуспех порождает тревогу и снижение самооценки, что способствует закреплению неблагоприятного направления развития в студенческом возрасте.
3. Проблемы субъекта, связанные с негативным социальным влиянием.
Рассогласование в субъективном образе жизненной ситуации, связанное с преобладающей ориентацией на транслируемый СМИ образ «богатой жизни», и собственными возможностями (прежде всего финансовыми), рассогласование между направленностью на будущую профессиональную деятельность и неуверенность в будущем, связанное как с социальными проблемами (безработица), так и с личностными.
Ориентированность на ресурсные возможности учащегося и образовательного учреждения
Преодоление субъективного неблагополучия связано с выявлением индивидуальных ресурсов учащегося в процессе сопровождения, позволяющее выработать более адекватные смысложизненные ориентации и навыки устойчивости к негативным социальным влияниям.
При этом важнейшими условиями вовлечения учащейся молодежи в специально организованное проблемно-ресурсное сопровождение является формирование мотивации развития личности, профессионального становления и уверенности в конструктивном преодолении трудностей как в настоящем, так и в ближайшем профессиональном будущем.
Возможностями образовательного учреждения для решения этих задач является функционирование социально-психологического центра (СПЦ), неформальный подход к внедрению компетентностного подхода в образовании, способствующий формированию как базовых компетенций, так и приобретению опыта профессиональной компетентности, организация культурно-массовых мероприятий проведения досуга студентами.
Многообразие методов воздействия
Реализация проблемно-ресурсного сопровождения предусматривает использование следующих средств воздействия:
1. Воздействия обучающего характера - обучение студентов самоанализу: формирующихся профессионально-личностных компетенций; самоэффективности в учебной деятельности (СЭУ) - осознание соответствия между необходимым уровнем (определяемым Гос-
стандартом, требованиями преподавателей) и достигнутым уровнем (знания, умения, опыт); конструктивной активности в интеллектуальной, коммуникативной и психомоторной сферах; характера социальных влияний в плане соответствия собственным смысложизненным ориентациям и убеждениям.
2. Воздействия психологического характера: формирование навыков саморегуляции в преодолении затруднений в учебной деятельности и межличностном общении, ценностносмысловых образований с ориентацией на перспективу будущей профессиональной деятельности.
3. Воздействия социального характера: формирование позитивного образа жизненной ситуации и себя в ней, устойчивости к негативным воздействиям СМИ, приобретение конструктивных способов совладания с ТЖС, конкурентноспособности на рынке труда.
Средствами воздействия для решения проблемно-ориентированной практической цели сопровождения («Как за непродолжительное время можно наилучшим образом добиться изменений в существующем затруднительном положении учащихся?») выступают:
а) при работе с учащимися - диагностическое обследование, беседа, индивидуальное консультирование, групповые развивающие программы (тренинги) отработки навыков устойчивости к негативным воздействиям и приобретения конструктивных способов совладания с ТЖС, обсуждение трудностей и достигнутых результатов;
б) при работе с педагогами - диагностика изменения шаблонов мышления и установок по отношению к учащейся молодежи; совместное обсуждение проблем инноваций в учебной деятельности;
в) при работе с родителями - анкетирование, беседы, выявляющие условия жизни учащегося, групповое обсуждение проблем и результатов, семейное психологическое консультирование;
г) при работе со структурными подразделениями учебного заведения (деканат, кафедра, воспитательный отдел, психологические центры, медицинские учреждения, и др.) - анализ имеющейся на учащегося документация, выработка единой стратегии взаимоотношений.
Структурированность (основные этапы и шаги проблемно-ресурсного сопровождения учащейся молодежи)
Задачи структурирования процесса сопровождения решаются с помощью соответствующих технологий:
А. Технология определения проблем
Включает исследование проявлений субъективного неблагополучия в соответствии с воздействиями изменяющейся социальной среды, влияющей на изменение ценностных и смысложизненных ориентаций учащихся, трансформации профессиональных интересов и готовности к профессиональной деятельности, уверенности в условиях будущей профессиональной деятельности и самостоятельном проживании.
Данные задачи осуществляются в ходе:
• Подготовительного этапа, на котором организуется деятельность по отбору или разработке диагностических методик, адаптации для данного возрастного и профессионального уровня эмпирических норм основных компонентов субъективного неблагополучия.
• Констатирующего этапа, на котором в соответствии с проведенным исследованием решаются задачи:
а) для сопровождающего - определения степени субъективного неблагополучия учащихся на протяжении последних 1-2 месяцев (иногда более длительный период), выделяются типичные жизненные проблемы учащихся, индивидуально-личностные особенности, способы реагирования на ТЖС и обосновывается необходимость специального сопровождения учащихся;
б) для сопровождаемого - актуализация проблем в процессе обследования, рефлексивного анализа и активизация субъекта на самостоятельное решение проблем.
Анализ проблемы рекомендуется проводить по следующей схеме.
1) Условия в настоящее время. В чем заключается проблема, как она проявляется в данное время. Какие внутренние и внешние ситуации способствуют возникновению проблемы? Какие оценки, эмоциональные реакции, какое поведение, какие действия, их последствия порождают проблему? В чем рассогласование?
2) История жизни. Откуда взялась проблема? Предшествовали ли проблеме какие-либо переживания, которые могли способствовать ее возникновению? Когда, где, и как возникла проблема? Как она менялась с течением времени?
3) Функциональное значение. Каков смысл этой проблемы? Как ее существование упорядочивает межличностные отношения? Какой смысл имеет эта проблема в настоящей жизненной ситуации?
Осознание (самостоятельное или с помощью психолога) проблемы позволяет перейти к более дифференцированному поиску ресурсов для ее разрешения.
Б. Технология поиска ресурсов
Поиск ресурсов мы осуществляем в скрытых потенциальных возможностях когнитивно-оценочного отношения к миру и конкретной жизненной ситуации, в способности субъекта к саморегуляции эмоциональных состояний, в фундаментальной тенденции к самореализации и поведенческому равновесию.
Ресурсы можно подразделить на внешние и внутренние:
1) внешние ресурсы: обусловленная культурой и воспитанием связь с природой, морально-нормативной ориентацией семьи, традициями учебного заведения, психологическая поддержка со стороны значимых других;
2) внутренние ресурсы: комплексная система внутренних переменных, в том числе интеллектуальные способности, мотивационная напряженность, возможности к саморегуляции, позитивная направленность на учебу, на других, опыт имеющихся в прошлом способов удачного разрешения травматических ситуаций.
Чаще всего «проблемные» и «ресурсные» критерии находятся в определенном соотношении. В этом случае можно выделить наиболее «проблемную» и наиболее «гармоничную» группы потребностей. В качестве примера такого соотношения выступает следующая последовательность действий сопровождающего и сопровождаемого:
1. Определение соотношения между основными компонентами субъективного неблагополучия и социально-ситуативно-личностными проблемами (выделение основных «проблемных» факторов).
2. Определение проблемы как противоречия, рассогласования между личностными, социально-ситуативными влияниями и стратегиями поведения в ТЖС (выделение структуры проблемы).
3. Определение ресурсных возможностей преодоления субъективного неблагополучия в процессе соотношения с проблемой и дальнейшего совладания с трудностями.
4. Совместное обсуждение результатов 1-3 пунктов и сопоставление с данными рефлексивного анализа и имеющегося опыта преодоления ТЖС.
В. Технологии содействия решению проблем (реориентации)
На данном этапе сопровождения решаются задачи психологической поддержки в позитивной реориентации субъективного образа жизненной ситуации, осмысления прошлого, настоящего и мотивационной устремленности в будущее в процессе соотношения проблем и ресурсов, оказания разносторонней помощи в решении проблем учащейся молодежи и выработки более конструктивных способов противостояния негативным влияниям социальной среды (консультации, тренинги совладания, коррекционно-развивающая работа).
Задачи психологического сопровождения в каждой группе проблем по сути одни и те же: 1. Реориентация смысложизненных ориентаций. 2. Отработка способов противостояния негативным влияниям СМИ и социального окружения. 3. Повышение активности в конструктивных сферах деятельности.
Так, в качестве примера приведем несколько вариантов соотношения между типичными проблемными ситуациями, свойственными учащейся молодежи и возможными ресурсами их преодоления.
В случае, если проблемной сферой выступает фрустрация потребностей в принадлежности и любви, что может выражаться в нарушенных отношениях с семьей, значимой группой, друзьями, лицом противоположного пола, чувстве несправедливости, рекомендуется ориентировать учащихся на активность, ответственность, ценностные ориентации самосовершенствования, преобладание в субъективном образе жизненной ситуации направленности на себя. Стравляться с выраженными психофизиологическими проблемами (нарушенные сексуальные отношения, ситуации зависимости, употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, Интернет-зависимость) следует посредством, повышения определенности субъективного образа жизненной ситуации, развития позитивной направленности на других, активности в коммуникативной, интеллектуальной сферах, ответственности, устойчивости к стрессу, совладания через учебу, спорт, творчество. Если молодой человек испытывает негативные состояния вследствие восприятия жизненного мира как небезопасного (информационное влияние СМИ; нормативное влияние родителей, преподавателей, друзей, ограничение свободы), их преодоление может быть связано с укреплением позитивного отношения к себе (самоуважение, аутосимпатия), направленностью на продуктивные виды деятельности.
Ориентированность на субъективные критерии эффективности сопровождения
Критериями эффективности сопровождения субъекта учебно-познавательной и профессиональной деятельности выступают как субъективные, так и объективные признаки:
- самоэфективность профессиональной готовности и ее частных форм - операционной, мотивационной, функциональной готовности, которые на разных стадиях профессионального становления субъекта задают целый спектр возможных вариантов развития жизненных ситуаций, определяя характер дальнейшего движения субъекта на его жизненном и профессиональном пути;
- самоэффективность личностная - как осознание личностных черт, жизненных и ценностных ориентаций, продуктивных стратегий поведения, побуждающих и направляющих к личностному и профессиональному развитию, рефлексивный анализ соотношения потреб-ностно-мотивационных тенденций и собственных возможностей;
- интеллектуальная и коммуникативная активность, стимулирующие инициативность, творческость и ответственность в учебной деятельности и общении со сверстниками и преподавателями, способствующая планированию конструктивных способов действий и управлению ими, реализации намеченных программ, умению контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
- интеллектуально-коммуникативная компетентность как ресурс разрешения ТЖС;
- внешне наблюдаемые показатели изменения в системе отношений студентов, проявляющиеся в активном взаимодействии с другими как в учебной деятельности, так и в общении, повышении интеллектуальной активности, психологической устойчивости и уверенности в будущей профессиональной и личностной самореализации;
- соответствие направленности на достижения показателям учебной успешности (рейтинг).
Критерии эффективности сопровождения как внешние, так и внутренние проверяются на основе показателей тестирования и анкетирования, полученных в результате организованного мониторинга качества образования; в результате «сдвигов» после тренингов, консультирования и др.
Практические шаги по внедрению модели проблемно-ресурсного сопровождения учащейся молодежи были организованы в рамках деятельности социально-психологического центра Псковского государственного педагогического университета по следующим направлениям.
• Сопровождение профессионального развития студентов (отношение к учебно-профессиональной деятельности, к учебным предметам, преподавателям, осознание сформирован-
ных компетенций и основных составляющих профессионально-личностной компетентности будущего специалиста); оценка профессиональной компетентности преподавателей.
• Сопровождение творческой активности студентов в досуговой деятельности (брейн-ринг, КВН).
• Сопровождение личностного развития студентов, проживающих в общежитии.
• Сопровождение студентов с индивидуально-личностными проблемами (тренинг, консультации).
Функции:
1. Диагностическая - сбор данных о планах и намерениях студентов относительно будущей профессии, интересов, мотивов, межличностных отношений, барьеров, трудностей, проблем, с которыми сталкивается студент при освоении учебной и будущей профессиональной деятельности, отслеживание таких характеристик как стрессоустойчивость, рефлексия, тревожность.
2. Поисковая - выявление ресурсов и возможностей для решения типичных проблем студентов.
3. Операционально-технологическая - реализация программы через такие техники и технологии, которые не изменяют, а побуждают к преодолению затруднений в учебно-профессиональной деятельности, к решению личностных и профессиональных проблем, к личностному росту (самофутурирование в профессию, фасилитационное общение; обучение приемам самосохранения; супервизорство как метод осознания и концептуализации собственного опыта в приобретении профессии; рефлексивные тренинги, игровые технологии и др).
4. Аналитическая, т.е. анализ результатов выполнения программы, коррекция отклонений в ходе ее осуществления, поиск путей совершенствования условий для саморазвития субъекта профессионализации.
Среди перечисленных направлений в первую очередь хочется подчеркнуть опыт организации психологического сопровождения досуга студентов, которое позволяет канализировать их активность в продуктивную творческую деятельность, имеющую публичный характер и общественный резонанс. Сопровождение досуговой активности студентов способствует целенаправленному созданию ситуаций успеха, связанных как с сотрудничеством внутри группы, так и с конкуренцией между группами, в которых молодые люди и девушки реализуют свой интеллектуальный, творческий и личностный потенциал. Опыт успеха, взаимоподдержки, цивилизованной конкуренции, переживаемый студентами в этой сфере, может переноситься ими на другие сферы жизнедеятельности, закрепляясь в конструктивных стратегиях совладания и соответствующих установках личности.
Сопровождение команд брейн-ринга велось по следующим направлениям:
1 - дотурнирное психологическое сопровождение, ориентированное на развитие сплоченности в командах, навыков командного взаимодействия, умения слушать, слышать и понимать друг друга в различных ситуациях, развитие творческих и аналитических способностей;
2 - психологическое сопровождение участия студенческих команд в турнирах, проводимых в г. Пскове и других городах России, таких как: Интеллект-Лига, Псковские снетки, Открытый Чемпионат России среди вузов по игре «Что? Где? Когда?», Псковское вече.
Поскольку процесс социально-психологической адаптации иногородних студентов имеет свои особенности, отличающие их от общего числа городских студентов, в процессе проблемно-ресурсного сопровождения была активизирована работа в общежитии, направленная на создание благоприятных условий и профилактику дезадаптации иногородних студентов.
Личностная и социальная незрелость молодых людей и девушек, оторванных от привычного семейного окружения, нередко является одной из причин их попадания в ТЖС. Конформным или еще личностно не определившимся молодым людям в условиях проживания в общежитии бывает трудно сопротивляться социальному давлению, оказываемому на них соседями по комнате, друзьями соседей или значимыми другими, с которыми они общаются вне учебного времени.
В рамках этого направления предусматривается несколько форм психологического сопровождения: организация работы психологического студенческого клуба (вечера тематических встреч с психологами и различными специалистами - врачами, наркологами, социальными работниками, юристами), проведение тренингов, обучающих жизненным навыкам поведения в ТЖС, и терапевтически-ориентированных тренингов, осуществление необходимой психологической диагностики.
В рамках данного направления было проведено анкетирование студентов, проживающих в общежитии, на основе которого выявлены их основные психологические проблемы. Исследование позволило сделать вывод, что в основном студенты успешно адаптируются к условиям обучения в вузе в течение 3-х месяцев, лишь у 12% учащихся адаптация носила длительный характер. При проживании в общежитии студенты чаще всего сталкиваются с такими психологическими проблемами как предательство, несправедливость, робость, одиночество и трудности связанные с общением. Справиться с этими трудностями чаще всего помогают близкие, родители, друзья или студенты решают возникшие проблемы самостоятельно. Учащиеся также сталкиваются с трудностями, связанными с нехваткой времени, нехваткой материальных средств, что и привело к тому, что многие студенты (54%) уже имели опыт работы или уже работают, самостоятельно зарабатывая себе на карманные расходы, на отдых и на развлечения.
На основании результатов анкетирования для студентов, проживающих в общежитии, был проведен тренинг «Преодоление жизненных трудностей» (апрель-май 2010 г.) с целью повышения устойчивости к сложным жизненным ситуациям, вызывающим психологическое напряжение и отрицательные эмоциональные переживания. В ходе тренинга отрабатывались стратегии совладания в ситуациях, когда студенты чувствуют неуверенность в своих силах и неспособность справиться с трудностями, когда необходимо противостоять психологическому давлению, агрессии, манипуляции, когда они испытывают личностный кризис или сталкиваются с неожиданными жизненными изменениями, когда появляются проблемы в общении, разрыв в отношениях или потеря близкого человека, когда возникает тревога по поводу своего будущего.
Сопровождение студентов с индивидуально-личностными проблемами предполагает психологическое консультирование учащихся, организацию и проведение тренингов формирования жизненных навыков, студенческих групп самопомощи, включая отбор и обучение ведущих групп самопомощи, а также супервизорскую поддержку этих ведущих.
В рамках данного направления апробированы некоторые технологии обучения навыкам совладания с ТЖС, разработанные коллективом преподавателей факультета психологии. Были внедрены модули «Отношение к миру и себе», «Трудные жизненные ситуации», «Противостояние социальному влиянию», «Копинг-стратегии», которые в целом направлены на сохранение и укрепление позитивного образа «Я», выработку навыков когнитивного оценивания ТЖС, управления эмоциональными состояниями, творческой адаптации к ТЖС, противостояния негативному социальному влиянию.
Вместе с тем опыт внедрения модели проблемно-ориентированного сопровождения в практику образовательного процесса выявил ряд трудностей организационного характера, которые могут быть актуальными для многих высших учебных заведений. Среди них наибольшие сложности вызывают отсутствие помещений для консультирования и дефицит тренинговых аудиторий в общежитиях и учебных корпусах, плотный учебный график занятий, оплата труда консультантов и тренеров обучающих групп.
Возможными путями решения этой трудной для системы высшего образования ситуации нам представляется:
а) включение обязательных тренингов формирования жизненных навыков (объемом не менее 24 часов) в учебный план и образовательные программы студентов 2 курса всех специальностей (на основе каких-либо интегрированных курсов);
б) введение дополнительных ставок для преподавателей, осуществляющих обучение студентов в рамках этих тренингов, и организация целевого финансирования этих мероприятий (например, в рамках соответствующих проектов и грантов различного уровня);
в) привлечение специально-подготовленных студентов-психологов старших курсов в процессе прохождения производственной и научно-квалификационной практики для проведения психологических консультаций и отдельных семинаров-практикумов, направленных на формирование жизненных навыков совладания, со студентами младших курсов (при обязательной супервизорской поддержке со стороны преподавателей, обученных супервизии).
Хотелось бы сразу отметить один весьма важный нюанс, необходимый для систематической работы в рамках этого направления. Для проведения психологических консультаций и тренингов требуется специальная, практико-ориентированная подготовка как преподавателей, так и студентов-психологов. Для преподавателей и аспирантов пройти такую подготовку можно, став участниками соответствующих краткосрочных и долгосрочных курсов и программ повышения квалификации не только в государственных вузах, но и в различных негосударственных образовательных учреждениях. Для студентов организация такой подготовки возможна в процессе изучения практико-ориентированных дисциплин по выбору (в основной образовательной программе), а также в процессе участия в краткосрочных специализированных программах, финансируемых как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных средств.