Научная статья на тему 'Молодежь в пространстве информационно-нормативного влияния: методологическое обоснование концептуальной модели исследования1'

Молодежь в пространстве информационно-нормативного влияния: методологическое обоснование концептуальной модели исследования1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / NORMATIVE AND INFORMATIONAL INFLUENCE / PSYCHOLOGICAL SUSTAINABILITY / A DIFFICULT LIFE SITUATION / CONCEPTUAL MODEL / SYSTEM-SUBJECTIVE APPROACH / SYSTEM OF RELATIONS / RELATIONS COMPONENTS / INDIVIDUAL-PERSONAL ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парфенова Н. Б., Середа Е. И.

В статье рассматривается концептуальная модель прикладного исследования психологической устойчивости молодежи к негативному информационному и нормативному социальному влиянию в трудной жизненной ситуации. Предлагаемая модель включает в себя внешние и внутренние факторы противостояния негативному социальному влиянию. Психологическая устойчивость рассматривается как интегральная характеристика личности, складывающаяся из индивидуально-личностной и социальной устойчивости. Первая из них включает эмоциональную устойчивость, личностную идентичность, вторая социальную зрелость и социальную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Парфенова Н. Б., Середа Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь в пространстве информационно-нормативного влияния: методологическое обоснование концептуальной модели исследования1»

просвещенности города и уезда также можно судить и по тому, что в городе существуют три книжных магазина, при магазине, кроме общественной публичной библиотеки, есть еще кабинет для чтения» [4, с. 23].

Вместе с тем по сравнению с городом состояние образования в сельской местности находилось на более низком уровне: материальная база школ была очень слабая, не хватало учителей, учебников, письменных принадлежностей, учащиеся пользовались грифельными досками и грифельными тетрадями. После реформы 1861 г. крестьяне сами стали кое-где открывать школы, нанимая за плату учителей. В 1871 г. министерство народного просвещения начало открывать одноклассные (3-4 года обучения) и двухклассные (5-6 лет обучения) образцовые училища.

Таким образом, в середине XIX в. в Новгородской

губернии активно развивается образование, наиболее четко его особенности прослеживаются в Череповецком уезде Новгородской губернии, что было обусловлено экономическими, политическими и географическими факторами.

Список литературы

1. Кадобнов, Ф.И. Краткий очерк возникновения города Череповца Новгородской губернии и его героический рост за время 50-летней деятельности градского головы И.А. Милютина/Ф.И. Кадобнов. - Калуга, 1910.

2. Левин, К. Встречи в Петербургском литературном обществе / К. Левин // Новое слово. - 1914. - № 6. - С. 23 -25.

3. Сперанский, М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год) / М.М. Сперанский. -СПб., 1833.

УДК 316.37

Н.Б. Парфенова, Е.И. Середа

МОЛОДЕЖЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОРМАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ1

В статье рассматривается концептуальная модель прикладного исследования психологической устойчивости молодежи к негативному информационному и нормативному социальному влиянию в трудной жизненной ситуации. Предлагаемая модель включает в себя внешние и внутренние факторы противостояния негативному социальному влиянию. Психологическая устойчивость рассматривается как интегральная характеристика личности, складывающаяся из индивидуально-личностной и социальной устойчивости. Первая из них включает эмоциональную устойчивость, личностную идентичность, вторая - социальную зрелость и социальную идентичность.

Нормативное и информационное влияние, психологическая устойчивость, трудная жизненная ситуация, концептуальная модель, системно-субъектный подход, система отношений, индивидуально-личностная активность, социальная активность.

The paper deals with the conceptual model of the applied research studying psychological resistance of the youth to negative informational and normative social influence in a difficult life situation. The model suggested includes external and internal factors of resisting negative social influence. Psychological stability is considered as an integral characteristic of a personality constituted by individual-personal and social sustainability. The former includes emotional stability, personal identity, and intellectual control; the latter includes social maturity and social identity.

Normative and informational influence, psychological sustainability, a difficult life situation, conceptual model, system-subjective approach, system of relations, relations components, individual-personal activity, social activity.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в современных условиях молодежь испытывает трудности в своем жизненном самоопределении. Эти трудности связаны как с заменой приоритета духовных ценностей приоритетом материального благополучия и социальной состоятельности в

1 Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009 - 2010 гг.» по проекту №2.2.3.3/4199 «Разработка научно-методического обеспечения реализации стратегий поведения и жизненных навыков молодежи, обеспечивающих устойчивость по отношению к негативным социальным влияниям».

обществе в целом и среди молодежи в частности, так и с избыточностью социального и психологического давления СМИ и социального окружения, осознанно или неосознанно в различных формах навязывающего для подражания негативные модели поведения. Кроме того, нестабильная социально-экономическая ситуация в российском обществе приводит к увеличению числа трудных жизненных ситуаций, для сов-ладания с которыми у молодых людей нередко не хватает ни личностных ресурсов, ни устойчивости, помогающей им выстоять и развиваться дальше.

В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических факторов, определяющих устойчивость молодежи к влиянию негативных соци-

альных моделей поведения в трудных жизненных ситуациях (далее ТЖС). Анализ и критическое осмысление результатов теоретических и прикладных исследований показали, что:

- результатом социального влияния является изменение установок, эмоциональных реакций и поведения человека под воздействием реального или воображаемого давления других людей; психологическое воздействие рассматривается и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат собственно изменения;

- исследователи различают две формы социального влияния - информационное (подчинение мнению других людей, которые рассматриваются как источник информации) и нормативное (влияние других людей, которое побуждает молодежь к конформизму, потому что они хотят быть принятыми ими);

- влияние интерпретируется как единый информационно-нормативный процесс, при котором нормативная позиция людей, катетеризируемых индивидуумом как похожих на него, субъективно воспринимается им как валидная в информационном отношении.

На сегодняшний день недостаточно проработаны методологические основы социально-психологичес-кого изучения ситуаций, отсутствует единая градация трудных и критических ситуаций по различным критериям, остается неизученным механизм воздействия СМИ и различных форм нормативного влияния на молодежь и, соответственно, устойчивость молодых людей к социально-психологическому давлению, оказываемому социальным окружением. Все это, а также высокая социальная значимость изучения устойчивости молодежи к принятию негативных форм социального поведения в ТЖС определяют актуальность проблемы нашего исследования. Мы представляем методологическое обоснование с позиции сис-темно-субъектного подхода концептуальной модели исследования молодежи в ТЖС в условиях информационно-нормативного влияния.

При этом мы опираемся на основные положения системного подхода, получившего свое обоснование в отечественной (Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.) и зарубежной (Г. Бейтсон, П. Вацлавик, М. Боуэн, Дж. Хейли и др.) психологии и развитого в трудах К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, A.B. Брушлин-ского, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, В.А. Петровского, A.B. Сайко, Е.А. Сергиенко в рамках субъект-но-деятельностного и системно-субъектного направления. В соответствии с данным подходом центром концептуальной схемы анализа психического является человек как субъект деятельности, общения, отношения и переживания, который рассматривается как «ансамбль» многообразных отношений к действительности.

Личность как субъект отношений мы рассматриваем, опираясь на работы В.Н. Мясищева [7], Б.Ф. Ломова [6], К.А. Абульхановой-Славской [1], выделяя главные характеристики отношений - системность, неразрывную связь интра- и интериндивиду-

ального, значимость отношений, определяющую избирательность личности. К базовым параметрам относятся модальность, широта, интенсивность, степень устойчивости отношения, к производным - доминантность, когерентность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, степень активности и степень сознательности.

Исследование внешних и внутренних психологических факторов, определяющих осознанные и ответственные реакции молодежи в трудных жизненных ситуациях в условиях негативного социального давления, мы осуществляем, опираясь на основные положения системно-субъектного направления в психологии, позволяющего изучить молодежь как субъекта социально-образовательной и возрастной группы, как носителя социокультурных норм в его отношениях как с ближним окружением, так и с социальной средой. В связи с этим мы раскрываем основные интегральные характеристики субъекта: индивидуальную и социальную активность как сформировавшиеся в процессе социализации и присущие ему по ряду показателей; используем категорию отношения, позволяющую раскрыть как специфику отношений субъекта к ближайшему окружению (семье, друзьям, преподавателям), так и к социальной среде; рассматриваем интегральную характеристику субъекта взаимодействия с социальным информационно-нормативным влиянием - устойчивость (индивидуальную, социальную), позволяющую противостоять негативным моделям поведения, навязываемым СМИ и непосредственным окружением; раскрываем особенности форм противостояния негативному влиянию.

Для решения проблем социального влияния на молодежь необходимо учитывать и объективную сложность (внешние факторы), отражающую внешние факторы социальной ситуации развития в целом (влияние на молодежь СМИ, значимых других, эталонных образцов поведения, обычаев и т.д.) и субъективную сложность (внутренние факторы) -различные компоненты отношения молодых людей к социальному окружению: когнитивный компонент (субъективный образ мира и себя в мире), основные параметры эмоционально-личностного и поведенческого компонентов, изучаемые через активность и систему отношений.

Мы рассматриваем отношение к ТЖС с точки зрения когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов, в которых отражаются основные характеристики отношения: широта, модальность, интенсивность. Далее мы выделяем уровни сформированности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов отношения к ТЖС (от представлений о ТЖС, оценки их значимости для себя до включенности в ТЖС и стратегий совладания). Соответственно, мы выделяем уровни сформированности самого отношения, где интегральным показателем выступает устойчивость отношения, отражающая готовность студента принимать информацию в условиях социального влияния, соответствовать социально одобряемому поведению, перерабатывать и осуществлять перенос на

новые сферы деятельности, тем самым увеличивая опыт использования стратегий совладающего поведения с ТЖС.

Когнитивный компонент включает оценки и представления субъекта о качестве жизни, безопасности, справедливости, о состоянии своего здоровья и получаемой им поддержки от значимых других и общества (социальной среды) в целом. Когнитивный компонент включает также оценивание ТЖС субъектом, а также представления и оценки затруднений, с которыми он встречается в процессе межличностных отношений, в учебной деятельности и т.п. Эти представления и оценки дают нам такую интегральную характеристику, как «субъективный образ мира» [5], [8]. Его центральный компонент - образ Я, другие компоненты - образ другого человека, образ мира в целом, в том числе и оценка социальных воздействий. Субъективный образ мира выступает как основа определения уровня сложности ситуации, соотнесения со своими возможностями и ресурсами и, соответственно, выбора поведения в ней. Субъективный образ мира включает в себя также представление субъекта о качестве жизни (субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, уверенность в будущем) и субъективное восприятие и представления о степени психологической безопасности [2], [4] относительно различных сфер жизнедеятельности.

Когнитивное оценивание событий, переживаемых как ТЖС, осуществляется нами по критериям Р. Ла-заруса:

- угроза благополучию - физическому, психологическому, финансовому;

- потеря чего-то ценного - близкого человека или разрыв отношений с родителями, друзьями, любимым;

- испытание - в достижении определенного результата, в получении признания в группе, в приобретении независимости от родителей.

Для оценки трудности ситуации мы также предложили респондентам основные критерии, выделенные Е.В. Битюцкой: невозможность в достаточной мере управлять событиями - неподконтрольность ситуации, неопределенность ситуации, необходимость быстрого реагирования на ее условия, затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации, непреодолимость ситуации, высокие затраты ресурсов и недостаток опыта преодоления, стрессогенность ситуации, сложность прогнозирования и неожиданность ситуации, наличие потерь, высокая значимость событий для субъекта [3].

Поскольку целью нашего исследования является определение факторов устойчивости молодежи в ТЖС в условиях социального влияния, то и в когнитивное оценивание мы включаем оценки и представления молодежи об информационном влиянии (по критериям: позитивное, негативное и неопределенное влияние) и о нормативном влиянии (по критериям: активное следование позитивным нормам и противостояние негативным нормам, активное следование негативным нормам и противостояние позитивным нормам; пассивность как жизненная стратегия).

Эмоционально-личностный компонент отношения молодежи к ТЖС становится интегральной лич-

ностной чертой, определяемой как психологическая устойчивость, которая проявляется в двух основных формах - индивидуально-личностной и социальной. Опираясь на основные подходы к понятию устойчивости отечественных психологов, рассматривающих устойчивость как единство постоянства личности и ее изменчивости, мы определяем устойчивость как личностный показатель, проявляющийся в активном и избирательном отношении молодежи к социальному окружению и помогающий противостоять негативным информационно-нормативным влияниям внешней среды, постоянно появляющимся трудностям в жизнедеятельности.

Индивидуально-личностная устойчивость включает такие компоненты, как эмоциональная устойчивость, личностная идентичность, взаимосвязанные между собой; социальная устойчивость включает социальную зрелость, социальную идентичность, также взаимосвязанные между собой.

При этом эмоциональная устойчивость, основой которой является нервно-психическая устойчивость, рассматривается нами как способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды. Личностная идентичность рассматривается через особенности самоопределения в терминах личностных черт и состояний субъекта. Социальная устойчивость, по нашему предположению, включает социальную зрелость как результат интериоризации социальных ценностей, норм, правил и убеждений и социальную идентичность [9]. Основные компоненты социальной устойчивости субъекта взаимосвязаны между собой и преломляются в ценностно-смысловых ориентациях личности и ее восприятии доминирующих в обществе социальных ценностей и социальных моделей поведения.

Формирование выделенных нами форм устойчивости (индивидуально-личностной и социальной) осуществляется через активность личности и устойчивость отношений к значимым другим и социуму. Активность рассматривается как совокупность отдельных аспектов, каждый из которых является тем или иным фактором, воздействующим на деятельность, межличностные отношения и отношение к окружению. Мы выделяем две главные сферы: сферу индивидуальной активности и отношений личности к значимому окружению (образовательной деятельности, межличностным взаимоотношениям и проведению досуга) и сферу социальной активности молодежи и ее отношений с социумом (отношение к среде проживания, обществу, различным организациям, к референтной группе членства, отношение к информационному и нормативному социальному влиянию).

Индивидуальная активность субъекта представлена формально-динамическими свойствами индивидуальности, личностно-стилевыми характеристиками, проявляющимися в стилях саморегламентации поведения, характеристиками мотивационно-потреб-ностной сферы и различными модальностями его отношений. В сфере социальной активности доминирующей является социальная ответственность субъекта, которая проявляется в чувстве ответственности за последствия своих поступков и отношения к соци-

альному окружению. Отношение к социальному окружению характеризуется модальностью, которая измеряется в континууме «активность - неопределенность (безразличие) - пассивность», и широтой (отношения к образовательному процессу, межличностные отношения) и степенью устойчивости, обобщенности и осознанности отношений.

Поведенческий компонент отношения к социальному окружению и ТЖС включает в себя опыт проживания ТЖС в условиях социального влияния. Основные компоненты индивидуально-личностной устойчивости формируются на протяжении жизненного пути, отражаясь в стратегиях поведения, обобщенных в стилях продуктивного и непродуктивного сов-ладания или избегания ТЖС. Структурными элементами «опыта» являются: оценка частоты эмоциональных состояний, переживаемых субъектом в прошлом и настоящем; определение ситуаций в различных сферах как ТЖС или даже кризисных; оценка частоты проживания ТЖС зависимости; оценка частоты и характера информационного влияния СМИ; определение собственных ресурсов для противостояния социальному давлению; оценка частоты обращения к помощи значимых других и частоты получения поддержки от ближайшего окружения и профессиональных работников (психологов и т.п.).

Мы предполагаем, что выделенные нами структурные элементы опыта взаимосвязаны как между собой, так и с основными составляющими когнитивного оценивания ТЖС, эмоционально-личностного отношения к ней и устойчивости к социальному влиянию. Соотношение взаимосвязанных компонентов определяет выбор стратегий совладания с ТЖС, принятия или противостояния негативным моделям поведения.

При этом мы предполагаем, что принятие (непринятие) негативных моделей социального поведения тесно связано с системой отношений молодежи, подробно описанной выше, в целом и к негативному информационному и нормативному влиянию в частно-

сти. Если развить эту идею дальше, то можно сказать, что молодой человек оказывается в сложной системе отношений, реализуемых как в виде оценок, представляющих эмоциональный и когнитивный аспект, так и в виде личностных особенностей - индивидуально-личностной и социальной устойчивости, в основе которых находится активность личности.

Таким образом, предлагаемая концептуальная модель исследования устойчивости молодежи к негативным социальным влияниям включает в себя в качестве ключевых компонентов индивидуально-личностную и социальную активность, индивидуальную и социальную устойчивость и систему отношений молодежи к социальному окружению в целом и негативному социальному влиянию в трудной жизненной ситуации в частности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.

2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб., 2002.

3. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 87-93.

4. Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. -М„ 2003.

5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение, динамика / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.

6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1984.

7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мяси-щев. - М.; Воронеж, 2003.

8. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. вузов / Н.Г. Осухова. - М., 2005.

9. Тэрнер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тэрнер. -СПб., 2003.

УДК 372.8:004.92

К. С, Петрова

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ТРЕХМЕРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И АНИМАЦИИ

В статье дан анализ квалификационных характеристик художественных специальностей педагогических вузов, требований к уровню подготовки выпускника, описанных в образовательном стандарте, а также требований к знаниям, умениям и навыкам, сформулированных в научно-методических исследованиях; обоснована небходимость уточнения квалификационной характеристики и требования к ЗУН студентов художественных специальностей педагогических вузов, которые должны не только осуществлять профессиональную деятельность, но и уметь решать задачи, соответствующие их квалификации.

Квалификационная характеристика, качество обучения, требования, знания, умения, навыки, трехмерная компьютерная графика.

The paper presents an analysis of qualification characteristics for students of art occupations trained at pedagogical institutions, the requirements for the level of training as described in educational standards, as well as requirements for knowledge and skills ас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.