Н.Б.Парфенова, Н.А.Сергеева
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ*
В последнее время можно наблюдать всплеск исследований, посвященный проблемам кризисных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций в жизни человека, обусловленных в большей мере внешними воздействиями, а так же исследования повседневных трудных ситуаций, возникающих в различных сферах человеческой жизни.
К определению трудных жизненных ситуаций обращаются многие исследователи, определяя их через:
- механизм нарушения адаптации человека - как ситуацию, "в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни" [5];
- нарушение равновесия в отношениях субъекта с окружением - "такая система задач (целей), условий действия и возможностей действующего субъекта, в которой нарушение равновесия между этими элементами достигает такой степени, что необходима новая координация отношений субъекта с окружением, что, в свою очередь, влечет за собой перегрузку системы психической регуляции и вызывает отрицательные эмоции. При продолжении такого состояния появляются изменения в поведении личности, в частности, реорганизация или дезорганизация направленной на цель деятельности" [6];
- рассогласование выдвигаемых окружением задач и возможностей субъекта - "трудная ситуация жизнедеятельности человека характеризуется разбалансированностью системы "задача - личные возможности и (или) мотивы - условия среды", которая вызывает психологическую напряженность у человека. Уровень трудности ситуации определяется степенью рассогласованности" [1, с.234].
При этом авторы отмечают следующие особенности трудной ситуации:
1) наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
2) состояние психологической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки "обыкновенности" [1].
В широком спектре трудных ситуаций можно выделить четыре большие группы:
1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо деятельности или конкретной задачи (затруднения, противодействия, помехи, неудачи);
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации "публичного поведения", оценки и критики, конфликты, давление);
4)трудные ситуации внутриличностного плана.
Естественно, что типы трудных жизненных ситуаций редко встречаются в чистом виде, а чаще они наслаиваются друг на друга. И это является одной из существенных сложностей при исследовании проблемы поведения человека в трудных жизненных ситуациях.
Развивая идеи К. Левина [4] о ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения, большинство исследователей рассматривают ТЖС как результат неуравнове-
* Выполнено при поддержке проекта 2.2.3.3/4199 "Разработка научно - методического обеспечения реализаций стратегий поведения и жизненных навыков молодежи, обеспечивающих устойчивость по отношению к негативным социальным влияниям".
шенности, рассогласования в системе отношений личности и ее окружения, или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности.
Мы рассматриваем отношение к ТЖС с точки зрения когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов, в которых отражаются основные характеристики отношения: широта, модальность, интенсивность. Далее, мы выделяем уровни сформированности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонента отношения к ТЖС (от представлений о ТЖС, оценки их значимости для себя, до включенности в ТЖС и стратегий совладания).
Соответственно, мы выделяем уровни сформированности самого отношения, где интегральным показателем выступает устойчивость отношения к ТЖС, отражающая готовность молодежи принимать информацию в условиях социального влияния, соответствовать социально одобряемому поведению, перерабатывать и осуществлять перенос на новые сферы деятельности, тем самым увеличивая опыт использования стратегий совладающего поведения с ТЖС.
Когнитивный компонент включает оценки и представления субъекта о качестве жизни, безопасности, справедливости, о состоянии своего здоровья и получаемой им поддержки от значимых других и общества (социальной среды) в целом. Когнитивный компонент включает также оценивание ТЖС субъектом. Эти представления и оценки дают нам такую интегральную характеристику как "субъективный образ мира", который при анализе субъективного аспекта ситуации, является "ядерным образованием самосознания" [5], где наиболее полно представлен "мир в человеке и человек в мире". Его центральный компонент - образ Я"- система представлений и отношений субъекта к себе и всему, что человек считает своим (референтная и группа принадлежности). В качестве других компонентов выступают образ другого человека, образ мира в целом, в том числе и оценка социальных воздействий. Субъективный образ мира выступает как основа определения уровня сложности ситуации, соотнесения со своими возможностями и ресурсами, и, соответственно, выбора поведения в ней.
Субъективный образ мира, включает в себя также представление субъекта о качестве жизни и субъективное восприятие и представления о степени психологической безопасности относительно таких сфер жизнедеятельности как окружение, взаимоотношения с людьми, российское общество и вся земля в целом. Представление субъекта о качестве жизни мы рассматриваем по критериям: субъективное экономическое благополучие (доходы как степень удовлетворенности существования, трудности в экономическом положении для семьи и самого респондента) и удовлетворенность жизнью (жизненные затруднения), уверенность в будущем, степень психологической безопасности.
Важным критерием психологической безопасности и эмоционального благополучия являются также и общие представления молодежи о несправедливости происходящих в мире проблем (экологических, политических, религиозных, терроризма, безработицы и др.), о несправедливости проявлений духовно-нравственной жизни в обществе, о своем здоровье, оценка частоты негативных состояний (отчаяние, мысли о самоубийстве, страх, возмущение, одиночество и др.), которые испытывал молодой человек в своей жизни.
Когнитивная оценка ТЖС респондентами включает представления и оценки затруднений, с которыми он встречается в процессе межличностных отношений, в учебной деятельности, в организации своего досуга. Когнитивное оценивание событий, которые переживаются субъектом как ТЖС, осуществляется нами по критериям, выделенным Р. Лазарусом [3] и модифицированными с учетом нашего исследования: а) угроза благополучию - физическому, психологическому, финансовому; б) потеря чего-то ценного - близкого человека или разрыв отношений с родителями, с друзьями, с любимым; в) испытание - в достижении определенного результата, в получении признания в группе, в приобретении независимости от родителей. Для оценки трудности ситуации мы также предложили респондентам основные критерии, выделенные Е.В. Би-тюцкой [2]: невозможность в достаточной мере управлять событиями - неподконтрольность ситуации; неопределенность ситуации; необходимость быстрого реагирования на ее условия; затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации; непреодолимость ситуации; высокие затраты ресурсов и недостаток опыта преодоления; стрессогенность ситуации;
сложность прогнозирования и неожиданность ситуации; наличие потерь; высокая значимость событий для субъекта.
Одним из аспектов проводимого нами исследования является исследование ситуаций, относящихся к окружающей социальной среде и вызывающих у молодых людей чувство беззащитности; а так же проблем общества, причиняющих чувство беззащитности молодежи.
Рассмотрим некоторые эмпирические данные нашего исследования. В исследование приняло участие 299 испытуемых - учащихся в возрасте от 17 до 23 лет, из которых - 123 - девушки, 176
- юноши. Исследование проводилось с помощью разработанного нами методического инструментария (анкеты, включающей ряд шкал, которые прошли проверку на согласованность пунктов), а так же применялись методики для выявления личностных особенностей, типов и уровней активности, субъективного контроля (ОФДСИ, УСК, ЕРІ).
В проведенном исследовании когнитивные оценки ТЖС были представлены как: -несущие угрозу благополучию (физическому - 17,3%, психологическому - 59,6%, финансовому - 22,8%);
-потерю (разрыв отношений с родителями - 34,3%, разрыв отношений с друзьями - 38,4%, разрыв отношений с любимым (ой) - 36,2%);
-испытание (в достижении определенного результата на экзамене - 48,2%, в получении признания в группе - 12%, в приобретении независимости от родителей - 25,3%).
Можно отметить, что испытуемые отмечают так же следующие характеристики ТЖС: -стрессогенность ситуации (31,5%)
-наличие потерь (31,5%); .
-невозможность управлять событиями (27,6%),
-затруднения в принятии решения относительно действий в ситуации (25,9%);
-сложность прогнозирования и неожиданность ситуации (23,7%);
-высокая значимость событий (24,5%).
Таким образом, учащаяся молодежь оценивает ТЖС прежде всего как несущие угрозу психологическому благополучию; как разрыв отношений с родителями, друзьями, с любимы-м(ой); как испытание в достижении определенного результата на экзамене. Достаточно представлена в ответах испытуемых неопределенность в когнитивном оценивании ТЖС, разрешение которой зависит не только от самих испытуемых, но и от участия окружающих людей.
Эмоционально-личностный компонент отражает субъектную активность молодежи. В качестве базовых характеристик формирования основных форм субъектной активности могут быть рассмотрены индивидуально-личностная активность и отношения личности к значимому окружению (образовательной деятельности, межличностным взаимоотношениям и проведению досуга); социальная активность личности и её отношения с социумом (отношение к эколого-социальной среде проживания, обществу, политическим и молодежным организациям, и отношения к референтной и группе членства, отношения к информационному и нормативному социальному влиянию).
Было выявлено, что 34% испытуемых переживали трудные жизненные ситуации, 18% испытуемых полагают, что в своей жизни с подобными ситуациями они не сталкивались. В тоже время большая часть выборки - 46% - затруднились ответить на данный вопрос. Можно предположить, что 46% выборки не испытывали ТЖС во время проведения исследования, но имели опыт их переживания.
Анализируя причины возникновения ТЖС, можно выделить несколько блоков, указанных испытуемыми: личностные особенности самих респондентов ( разочарование в себе, своих возможностях и силах - 14,5%, смысложизненные проблемы - 12%); влияние окружения (наибольший процент - непонимание родителями - 16,5%); социальные факторы( и прежде всего кризис в обществе -10,3%; страх перед будущим -14,8%).
Поведенческий компонент представляет собой стратегии поведения личности, формирующиеся в течение жизни через опыт проживания ТЖС.
Анализируя полученные в ходе исследования данные с помощью факторного анализа, мы выявили следующие факторы, описывающие поведение испытуемых в условиях ТЖС:
1 фактор - "Уход от решения проблем (защитные стратегии)", обобщенный фактор, описывающий 21,04% дисперсии, включает в ТЖС негативного влияния следующие поведенческие реакции:
- "разрядка" (крик, плач) (0.74)
- требование изменения ситуации от окружающих (0,657)
- отказ от каких-либо действий (0,632)
- критика и обвинение себя (0,564)
- избегание общения (0,526)
В ТЖС около 50% испытуемых отвергают использование защитных стратегий через уход. В то же время, часть испытуемых с уверенностью отвечают о принятии данной стратегии и конкретных реакциях в зависимости от ситуации
2 фактор - " Совладание с ТЖС через активность в спорте и творчестве", менее обобщенный, описывает 10,2% дисперсии, включает:
- активное занятие спортом (0,724)
- самовыражение в творчестве (0,679)
- оптимистическое восприятие ситуации (0,631)
- присоединение к молодежной группе по решению проблем (0,499)
Совладание с ТЖС через активность в спорте и творчестве отвергают около 30% испытуемых; и около 30% принимают, при этом, более 50% оптимистически воспринимают ситуацию, то есть, потенциально готовы применять данную стратегию реагирования.
3 фактор - "Совладание через учебу и помощь компетентных взрослых", специфический (6,9 % дисперсии), включает:
- занятия учебой (0,612)
-занятие решением проблем (0,608)
-беспокойство о настоящем и будущем (0,600)
-обращение за помощью к компетентным взрослым (0,519)
Среди опрошенных испытуемых о решение возникших проблем говорят 70,2%, далее предпочтительным выступает совладание с ТЖС через учебу (43,1%) и помощь компетентных взрослых (27,5%). Можно так же отметить, что большой процент испытуемых (30,3%) беспокоятся о настоящем и будущем.
Данную стратегию отвергают от 14% (как занятие учебой), до 30% (как обращение к компетентным взрослым), около 40% находятся в зоне неопределенности.
4 фактор - "Уход в зависимость", специфический (6,5% дисперсии), включает:
- снятие напряжения с помощью алкоголя (0,796)
- обращение за помощью к сверстникам (0,538)
Данную стратегию реагирования отвергают 60% испытуемых, заявляют о таком способе реагирования на ТЖС как алкоголь (уход в зависимость) - 7,5% испытуемых, а обращаются за помощью к сверстникам - 40%.
5 фактор - " Уход от решения проблем через игнорирование ", специфический (5,9%), включает:
- игнорирование проблем (0,684)
- обращение к Богу (0,608)
- надежда на чудо (0,566)
Игнорируют решение проблем, надеясь на чудо или обращаясь к Богу около 12 % испытуемых; около 40% отвергают данную стратегию, остальные относительно данной стратегии - в зоне неопределенности.
Проведя сравнительный анализ (с помощью непараметрического критерия Крускалла-Уоллиса), по показателям оценивания ТЖС испытуемыми, по разному переживающими ТЖС на момент исследования, мы получили значимые различия по ряду показателей.
Наиболее интересными, на наш взгляд характеристиками обладают испытуемые (34%), подтвердившие переживание ТЖС на момент исследования.
Испытуемые дают следующие когнитивные оценки ТЖС: в исследуемой выборке у них самые низкие показатели удовлетворенности жизнью в момент проведения исследования. Они склонны негативно оценивать свое эмоциональное состояние и состояние здоровья, и предполагают, что находятся в ситуации зависимости от окружающих. Их так же отличает низкий уровень доверия информации, которую они получают из средств массовой информации. В ТЖС они склонны переживать такие состояния как депрессия, трудности в сосредоточении, отчаяние, бессонницу, подавленность, страх и тревожность, гнев и возмущение.
На момент проведения исследования испытуемые, переживающие ТЖС, отмечали чаще у себя такие состояния как одиночество, отверженность, испытывали чувство ненужности и отличности от других, связанные с социальным окружением, а так же полагали, что происходящее с ними несправедливо по отношению к ним.
В ТЖС они дают следующие оценки относительно поведенческого компонента: склонны искать ситуации разрядки с помощью крика или алкоголя и реже обращаться к компетентным взрослым, чаще они выбирают защитное реагирование через уход от решения проблем. Необходимо отметить, что подобное разрешение ТЖС вызывает у них чувство беспокойства о настоящем и тревогу о будущем.
Испытуемых, переживающих ТЖС, отличают высокие показатели по шкалам невротичности, агрессивности, депрессивности, раздражительности, эмоциональной лабильности, минимальной уравновешенности, интернальности в области достижений и области семейных отношений.
Таким образом, испытуемым, переживающим ТЖС на момент проведения исследования, свойственны такие характеристики как склонность к импульсивному поведению, неустойчивость эмоционального состояния со склонностью к аффективному реагированию, частые смены настроения, раздражимость, недостаточная саморегуляция, неуверенность в себе, пессимистичность, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда, средняя скорость моторно-двигательных операций, средние показатели общей эмоциональности и общей адаптивности, но с тенденцией к низким.
Представленные результаты исследования будут рассматриваться нами более подробно в дальнейшем анализе переживания учащейся молодежью трудных жизненных ситуаций и разработке программы проблемно-ориентированного сопровождения молодежи в ТЖС.
Литература
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебное пособие для вузов. М., 1999.
2. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. №4. С.87-93.
3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. М., 1970. С.178-208.
4. Левин К.Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
5. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М., 2005.
6. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 27-33.