альному окружению. Отношение к социальному окружению характеризуется модальностью, которая измеряется в континууме «активность - неопределенность (безразличие) - пассивность», и широтой (отношения к образовательному процессу, межличностные отношения) и степенью устойчивости, обобщенности и осознанности отношений.
Поведенческий компонент отношения к социальному окружению и ТЖС включает в себя опыт проживания ТЖС в условиях социального влияния. Основные компоненты индивидуально-личностной устойчивости формируются на протяжении жизненного пути, отражаясь в стратегиях поведения, обобщенных в стилях продуктивного и непродуктивного сов-ладания или избегания ТЖС. Структурными элементами «опыта» являются: оценка частоты эмоциональных состояний, переживаемых субъектом в прошлом и настоящем; определение ситуаций в различных сферах как ТЖС или даже кризисных; оценка частоты проживания ТЖС зависимости; оценка частоты и характера информационного влияния СМИ; определение собственных ресурсов для противостояния социальному давлению; оценка частоты обращения к помощи значимых других и частоты получения поддержки от ближайшего окружения и профессиональных работников (психологов и т.п.).
Мы предполагаем, что выделенные нами структурные элементы опыта взаимосвязаны как между собой, так и с основными составляющими когнитивного оценивания ТЖС, эмоционально-личностного отношения к ней и устойчивости к социальному влиянию. Соотношение взаимосвязанных компонентов определяет выбор стратегий совладания с ТЖС, принятия или противостояния негативным моделям поведения.
При этом мы предполагаем, что принятие (непринятие) негативных моделей социального поведения тесно связано с системой отношений молодежи, подробно описанной выше, в целом и к негативному информационному и нормативному влиянию в частно-
сти. Если развить эту идею дальше, то можно сказать, что молодой человек оказывается в сложной системе отношений, реализуемых как в виде оценок, представляющих эмоциональный и когнитивный аспект, так и в виде личностных особенностей - индивидуально-личностной и социальной устойчивости, в основе которых находится активность личности.
Таким образом, предлагаемая концептуальная модель исследования устойчивости молодежи к негативным социальным влияниям включает в себя в качестве ключевых компонентов индивидуально-личностную и социальную активность, индивидуальную и социальную устойчивость и систему отношений молодежи к социальному окружению в целом и негативному социальному влиянию в трудной жизненной ситуации в частности.
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб., 2002.
3. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 87-93.
4. Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. -М„ 2003.
5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение, динамика / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.
6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1984.
7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мяси-щев. - М.; Воронеж, 2003.
8. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. вузов / Н.Г. Осухова. - М., 2005.
9. Тэрнер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тэрнер. -СПб., 2003.
УДК 372.8:004.92
К. С, Петрова
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ТРЕХМЕРНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И АНИМАЦИИ
В статье дан анализ квалификационных характеристик художественных специальностей педагогических вузов, требований к уровню подготовки выпускника, описанных в образовательном стандарте, а также требований к знаниям, умениям и навыкам, сформулированных в научно-методических исследованиях; обоснована небходимость уточнения квалификационной характеристики и требования к ЗУН студентов художественных специальностей педагогических вузов, которые должны не только осуществлять профессиональную деятельность, но и уметь решать задачи, соответствующие их квалификации.
Квалификационная характеристика, качество обучения, требования, знания, умения, навыки, трехмерная компьютерная графика.
The paper presents an analysis of qualification characteristics for students of art occupations trained at pedagogical institutions, the requirements for the level of training as described in educational standards, as well as requirements for knowledge and skills ас-
cording to the scientific and methodological research. The paper substantiates the necessity of clarifying the qualification specifications and requirements for art students' knowledge and skills who have not only to perform professional activities, but also to be able to solve problems according to their qualifications.
Qualifying characteristics, quality of training, requirements, knowledge, skills, three-dimensional computer graphics.
Основным профессионально значимым свойством, которое должно быть сформировано у будущих специалистов художественной специальности педагогических вузов (далее - студентов художественных специальностей) в соответствии с целями и назначением графической подготовки и современными квалификационными характеристиками, является высокое качество обучения графической подготовке. Под качеством обучения традиционно понимается система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения: развитость пространственного мышления, конструктивно-геометрических представлений, способность к анализу и синтезу пространственных форм, практически реализуемых в виде графических форм (И.С. Альтшуллер, O.A. Вольберг, H.A. Глаголев, В.О. Гордон и др.).
Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяет квалификационную характеристику через требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать специалист, имеющий диплом о высшем образовании. С целью выявления требований к знаниям и умениям специалистов художественных специальностей (031501 «Искусствоведение», 050602 «Изобразительное искусство») в области компьютерной графики проанализируем квалификационные характеристики и требования к уровню подготовки выпускника по вышеуказанным специальностям, описанные в ФГОС ВПО, а также требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), сформулированные в научно-методических исследованиях (Г.П. Блуднов, A.B. Апарин, J1.M. Туранова, М.М. Голованова и др.), посвященных подготовке студентов художественных специальностей.
Подготовка студентов художественных специальностей педагогических вузов в области компьютерной графики отличается от подготовки студентов технических специальностей. Искусство находится на границе материальной и духовной деятельности и имеет задачу удовлетворять как материальные, так и духовные потребности человека. Без развития естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний, без накопления опыта и знаний в области живописи, скульптуры, архитектуры оно просто невозможно. Обучение художественной специальности в зависимости от специализации предусматривает интеграцию различных видов профессиональной подготовки как в области искусства, так и в области ИТ [2].
В ФГОС ВПО разработана квалификационная характеристика выпускника по специальности 050602 «Изобразительное искусство», получающего квалификацию учителя изобразительного искусства [4]. На основании стандарта разработаны учебные планы и программы по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации для специальности «Изобразительное искусство». Учитель изобразительного ис-
кусства - это специалист, который должен быть подготовлен к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой профессиональной деятельности, к решению типовых задач профессиональной деятельности. Задачами профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства являются:
- осуществление процесса обучения изобразительному искусству в соответствии с образовательной программой;
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения изобразительному искусству, в том числе технических средств обучения, современных ИТ.
Основная образовательная программа подготовки учителя изобразительного искусства состоит из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Обучение студентов художественных специальностей по основной образовательной программе должно быть направлено на обеспечение профессиональной подготовки выпускника по специальности «Изобразительное искусство», на стремление к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. В рамках цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин студентам предлагается изучение дисциплин «Математика и информатика», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», цель которых - раскрыть взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения современных ИТ для решения задач обучения и образования, сформировать у студента специальности «Изобразительное искусство» целостное представление об информатике, ее роли в развитии общества, познакомить с приемами и методами использования современных средств ИТ как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Студенты специальности «Изобразительное искусство» приобретают знания теоретических основ информатики, приемов и методов использования современных ИТ, методических аспектов использования современных ИТ в профессиональной деятельности, о возможностях практической реализации использования мультимедиа-технологий, систем искусственного интеллекта, компьютерной графики; умения разрабатывать алгоритмы решения поставленных задач, использовать современные ИТ в своей профессиональной деятельности, в образовательных целях, реализовывать принципы графического дизайна для подготовки и разработки электронных
учебно-методических комплексов; навыки работы с компьютером и программным обеспечением, разработки педагогических технологий, основанных на применении современных ИТ, работы в графических редакторах для реализации учебных и профессиональных задач.
В цикл дисциплин предметной подготовки (ДПП), предназначенных для решения типовых задач профессиональной деятельности, входят дисциплины, связанные с профессиональной деятельностью выпускника: «Перспектива», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура и пластическая анатомия», «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом», «Художественное оформление в школе», «Основы черчения и начертательной геометрии», «Компьютерная графика». Целью подготовки студентов по дисциплине «Компьютерная графика» является формирование представления о видах компьютерной графики, способах ее обработки; приобретение навыков работы с современными ИТ, с компьютерной графикой. Студенты приобретают знания методологических основ информатики; видов и способов обработки информации с помощью ПЭВМ; общей характеристики процесса сбора, хранения, обработки, защиты и передачи информации; аппаратных средств ПЭВМ; операционной системы Windows; основ компьютерной графики: форматов графических данных, способов сжатия графических данных; видов компьютерной графики: растровой графики, векторной графики, фрактальной графики; видов графических редакторов для работы с двумерной графикой: CorelDraw, PhotoShop; умения работать в текстовом редакторе, в графических редакторах, создавать изображения с помощью примитивов, работать с инструментами рисования, записывать графические изображения, преобразовывать графические изображения в различные графические форматы; навыки работы с графическими редакторами, предназначенными для работы с двумерной компьютерной графикой.
Студенты специальности 031501 «Искусствоведение» должны быть подготовлены к научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и орга-низационно-управленческой деятельности [5]. Профессиональная деятельность искусствоведа связана с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музея, библиотеки, архива, консультанта и эксперта. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в ФГОС ВПО. Целью изучения дисциплины цикла ЕН, такой как математика и информатика, является формирование у студента целостного представления об информатике и ее роли в жизни общества, о методах сбора, хранения и обработки информации, применяемых в сфере его профессиональной деятельности, об использовании достижений информатики в своей профессиональной области, о современном состоянии науки и изменяющейся социальной практике.
Студенты специальности «Искусствоведение» приобретают знания теоретических основ информатики, способов хранения и передачи информации,
классификации программного обеспечения, современных ИТ в различных областях деятельности - как учебной, так и профессиональной; умения использовать различные виды программного обеспечения, классифицировать задачи по способам их разработки и применения с использованием современных ИТ; применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов; навыки владения углубленными знаниями в сфере профессиональной деятельности, современными средствами ИТ; работы в текстовых, табличных и графических редакторах. В цикле ДПП студенты по специальности «Искусствоведение» приобретают специальные ЗУН в решении общепрофессиональных задач; владеют методикой самостоятельной обработки информации и использования ее в решении профессиональных задач.
На основании анализа квалификационных характеристик и требований к уровню подготовки специалистов художественных специальностей педагогических вузов, описанных в ФГОС ВПО, можно сказать, что:
- при подготовке студентов художественных специальностей педагогических вузов недостаточное внимание уделено рассмотрению вопросов, связанных с применением ИТ в профессиональной деятельности выпускников, в частности компьютерной графики;
- при подготовке студентов художественных специальностей педагогических вузов не рассматриваются вопросы, связанные с трехмерной компьютерной графикой и анимацией, областями ее применения;
- при подготовке студентов художественных специальностей педагогических вузов недостаточно просто научить их пользоваться средствами информационных технологий, но также надо дать четкие представления об областях применения полученных знаний;
-содержание обучения студентов художественных специальностей должно быть направлено на подготовку студентов художественных специальностей в области профессиональной деятельности с использованием современных ИТ, в частности компьютерной графики, что будет сочетать накопленный опыт художественного образования и умение работать с современными ИТ.
Студенты художественных специальностей могут применять графические редакторы для решения задач художественного проектирования, дизайна и т.д. Изучение и применение законов реалистической живописи и рисунка составляет главное содержание профессиональной подготовки студентов художественных специальностей.
Для выделения уровней обученности за основу выберем степень самостоятельности и осознанности действий при работе с трехмерной компьютерной графикой и анимацией.
Опираясь на предложенную В.П. Беспалько систему уровней освоения действий, адаптировав ее к случаю освоения трехмерной компьютерной графики и анимации студентами художественных специаль-
ностей педагогических вузов, выделим четыре уровня овладения средствами трехмерной компьютерной графики и анимации - репродуктивный, адаптивный, эвристический и творческий [1].
На репродуктивном уровне обученности студенты художественных специальностей педагогических вузов обладают минимальными знаниями в области компьютерной графики, в частности трехмерной компьютерной графики и анимации, типизации графических редакторов, используемых для работы с компьютерной графикой; разрабатывают трехмерные объекты по заданному алгоритму демонстрационного примера, представленного в программном методическом учебном пособии. У них слабо выражены мотивы использования трехмерной графики и анимации для достижения различных учебных и профессиональных целей.
На адаптивном уровне студенты художественных специальностей педагогических вузов осознанно и самостоятельно применяют полученные знания, усвоенные алгоритмы создания трехмерных объектов для типичных ситуаций; проявляют частичную самостоятельность в процессе решения поставленной задачи; имеют направленность на использование трехмерной графики для решения поставленных задач.
На эвристическом уровне студенты художественных специальностей имеют глубокие и прочные знания и умения в области компьютерной графики, в частности трехмерной компьютерной графики и анимации; самостоятельно и эффективно используют средства трехмерной компьютерной графики и анимации, предоставляемые программами трехмерной компьютерной графики; используют усвоенные алгоритмы к конкретной поставленной задаче на различных этапах построения трехмерного объекта; самостоятельно определяют вид анимации, создают и настраивают анимацию по заданному алгоритму; самостоятельно определяют тип, технологические возможности того или иного графического редактора для создания элементов трехмерной сцены; имеют направленность на использование трехмерной компьютерной графики и анимации в профессиональной и учебной деятельности, на самообразование в области трехмерной компьютерной графики и анимации: самостоятельно осваивают новые технологии, предоставляемые программами трехмерной графики.
Творческий уровень является показателем достижения высокой степени творческой активности студентов художественных специальностей педагогических вузов. Студенты готовы к использованию трехмерной компьютерной графики и анимации в учебной и профессиональной деятельности, умеют самостоятельно моделировать объект, работать с материалами, с освещением, создавать и настраивать анимацию, проводить визуализацию моделируемых объектов. На этом уровне студенты художественных специальностей самостоятельно ставят задачи, выбирают методы и средства для их решения, оценивают результаты своей работы, имеют направленность на профессиональную и творческую деятельность. Отметим, что границы между уровнями достаточно условные, а комплекс знаний, умений и навы-
ков изменяется в зависимости от содержания обучения.
Вышеотмеченное определяет необходимость, во-первых, научного обоснования содержания подготовки студентов художественных специальностей в области компьютерной графики, во-вторых, разработки программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, программных средств учебного назначения, используемых в учебно-воспитательном процессе, и рабочей программы для осуществления профессиональной подготовки в области компьютерной графики, в частности трехмерной компьютерной графики и анимации, что, в свою очередь, связано с уточнением квалификационной характеристики студентов художественных специальностей педагогических вузов [3].
На основании выделенных выше уровней обученности уточним квалификационную характеристику и требования к ЗУН студентов художественных специальностей педагогических вузов, которые должны не только осуществлять профессиональную деятельность, но и уметь решать задачи, определенные ФГОС ВПО.
Студенты художественных специальностей педагогических вузов должны обладать подготовкой в области специализации, определяемой перечнем дисциплин ФГОС ВПО, связанных с информатикой, использованием современных информационных и коммуникационных технологий в образовании, компьютерной графикой, трехмерной компьютерной графикой и анимацией; специальной подготовкой в области ИТ, в частности в области компьютерной графики; знаниями различных графических редакторов, ориентированных на работу с определенными видами компьютерной графики, предназначенных как для создания двумерных изображений, так и для работы с трехмерными изображениями и анимацией; умением выполнять научно-практическую деятельность, связанную с профессиональной деятельностью; знаниями, связанными с изменениями в области компьютерной графики и ее применения.
Определим требования к ЗУН студентов художественных специальностей педагогических вузов.
Студенты должны знать: современные информационные технологии сбора, обработки данных; виды и область применения компьютерной графики; основы трехмерной компьютерной графики и анимации и области их применения, типизацию графических редакторов; взаимосвязь двумерной и трехмерной компьютерной графики с дисциплинами предметной подготовки; теорию, технологию разработки трехмерного проекта, трехмерной сцены; виды анимации.
Студенты должны уметы осуществлять выбор графического редактора, исходя из поставленной учебной или профессиональной задачи; определять требования к созданию профессионально-ориентированных проектов, разработанных с помощью трехмерной компьютерной графики и анимации; работать с различными графическими редакторами, моделировать трехмерные объекты, работать с материалами, создавать различные виды анимации, визуализиро-
вать объекты; разрабатывать проекты, созданные средствами графических редакторов для работы с трехмерной компьютерной графикой, обеспечивающие демонстрацию моделируемых объектов и процессов.
Студенты должны обладать навыками-, использования современных ИТ в профессиональной деятельности; представления объектов с помощью конструктивного моделирования (средствами трехмерной компьютерной графики); владения современными технологиями, применяющимися в области художественного образования: выполнением произведений декоративно-прикладного искусства в различных материалах, художественным проектированием, обработкой и техникой печати и т.д.
Кроме того, нельзя не отметить, что подготовку студентов художественных специальностей нельзя сводить к подготовке только как педагогических работников, так как сфера деятельности студентов художественных специальностей, кроме учителя, методиста, преподавателя, представителя администрации учебного заведения, организатора учебно-воспитательного процесса в психолого-педагогичес-ком, содержательно-методическом, дизайн-эргономи-ческом, социально-правовом аспектах, может охватывать такие области деятельности, как киноиндустрия, реклама, дизайнерское дело, архитектура, разработка мультимедийных проектов, "№еЬ-сайтов, игр и т.п.
Вследствие этого высокое качество профессио-
нальной подготовки может быть обеспечено формированием у будущих специалистов художественных специальностей способностей самообучения и самосовершенствования, творческого мышления, пространственного воображения, самосознания, чувства долга и ответственности.
Список литературы
1. Беспапько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.
2. Петрова, КС. Анализ художественных специальностей / К.С. Петрова // Материалы сборника Всерос. научно-практ. конференции с междунар. участием «Научно-методические проблемы использования информационных технологий в системе профессионального обучения». -Чебоксары: ГОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010.
3. Роберт, И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И.В. Роберт, O.A. Козлов. - М.: ИИО РАО, 2005.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность - 050600 Изобразительное искусство. Квалификация - учитель изобразительного искусства. - М., 2005.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность - 031501 Искусствоведение. Квалификация - искусствовед. - М., 2005.
УДК 378.02:372.8
В. В. Плашенков, Т. В. Девяттова
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье дается анализ проблем конкурентоспособности образовательного процесса и выпускников, рассматриваются возможные направления разрешения выявленных проблем в условиях информатизации общества.
Качество образования, качество обучения, конкурентоспособные образовательные технологии, поток информации, ценность информации, информационная культура.
The paper presents an analysis of the problems to be solved by the higher school to ensure the competitiveness of both education and graduates. Possible directions of solving problems under market conditions are also considered. The paper makes a conclusion on the necessity of reorganization in the higher school development and its scientific-educational activity.
Quality of education, quality of teaching, competitive educational technologies, information flow, value of information, information culture.
В современных российских условиях высшей школе, чтобы оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, необходимо систематически осуществлять поиск и изобретать все более новые и совершенные формы и методы обучения в рамках объективно существующего противоречия между необходимостью и возможностью получения обучаемыми релевантной информации. Данное противоречие проявляется в:
- несопоставимости комплексов отечественных и
зарубежных стоимостных показателей процесса предоставления образовательных услуг;
- недостаточности исходных данных для достоверной оценки экономичности и качества обучения обычными методами;
- несвоевременности, а порой и невозможности публикации информации с точки зрения разработчика новых информационных и образовательных технологий.