О.Г. Бахмудова Т.Г. Везиров
модель профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства на основе компьютерно-графического моделирования
Ключевые слова: модель, профессиональная подготовка, компьютерная графика, компьютерно-графическое моделирование.
Модель специалиста определяется его профессиограммой, т.е. всесторонней характеристикой выполняемых специалистом работ. В соответствии с профессиональной образовательной программой подготовки студентов по специальности «Изобразительное искусство», можно выделить определенные квалификационные характеристики, описывающие знания, умения и навыки будущего учителя изобразительного искусства.
В обязательном минимуме содержания образования учителя изобразительного искусства в блоке «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» предусмотрено изучение курса «Математика и информатика», направленного на формирование знаний о общих характеристиках процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, программным обеспечением и технологиями программирования. Курс «Математика и информатика» является базовым курсом, поддерживающим весь последующий комплекс учебно-методических мероприятий по подготовке будущего учителя изобразительного искусства к использованию современных средств информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности. Он относится к первому уровню подготовки. Этот курс входит в блок «ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины» и изучается на первом курсе. Основное назначение этого курса - закрепить и углубить знания студентов по информатике и информационным технологиям, полученные ими еще в школе, и пропедевтически развить на этой основе навыки практического использования средств и методов информатики в педагогической деятельности.
Содержание образования по информатике постоянно совершенствуется. Это связано, прежде всего, с новизной предмета, постоянным обновлением технической базы и программных средств. Все это требует введения новых форм и методов преподавания. Нами совершенствовано содержание данного курса включением в раздел информатики вопросов компьютерно-графического моделирования.
Вторым уровнем подготовки будущего учителя изобразительного искусства является курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», который входит в блок «ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины». Этот курс изучается на втором курсе. При изучении этой учебной дисциплины студенты знакомятся с дидактическими особенностями применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (цели и задачи введения ИКТ в обучение; изменение характера процесса обучения в условиях применения ИКТ), осваивают модели применения ИКТ-обучения (педагогические программные средства, универсальные информационные технологии, гипертекстовые и мультимедиа-технологии, коммуникационные технологии).
© Бахмудова О.Г., Везиров Т.Г., 2013
Использование динамических виртуальных моделей позволяет имитировать процессы и явления, проводить наблюдения за объектами, детально изучать их строение. Интерактивные модели по спецдисциплинам, разработанные компаниями «1С», «Просвещение» и др. наглядно иллюстрируют последовательные этапы. Множество виртуальных моделей представлено в образовательных сайтах (http://www.edu.ru). Данные электронные ресурсы, включающие задания и межсессионные контрольные работы, выполнение которых предусматривает актуализацию и систематизацию знаний, используются нами при организации самостоятельной работы студентов. Важное место данные ресурсы занимают при итоговом контроле знаний по спецдисциплинам, осуществляемом в форме обычного зачета и экзамена, в виде компьютерного тестирования или разработки тематического проекта.
Современные информационные и коммуникационные технологии сегодня невозможно представить без компьютерной графики. Предметом ее изучения стали средства и методы автоматизации ввода, представления, обработки графических объектов в компьютере и вывода результирующей графической информации из компьютера на устройства отображения [1 ]. Использование компьютерной графики позволяет развивать творческие способности обучаемых, помогает подвести их к расшифровке скрытого сообщения, содержащегося в любом визуальном сообщении. Компьютерная графика в сочетании со средствами мультимедиа и высокохудожественными информационными технологиями позволяет формировать особую графическую информационную среду для творческой деятельности обучающихся.
Особо следует отметить, что компьютерная графика является великолепным средством моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного и графического творчества. Компьютерная графика может способствовать профессионально-ориентированному обучению.
Необходимо в структуру профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства включить такую составляющую, как компетентность в области компьютерной графики. Компетентность учителя в области компьютерной графики будем понимать не просто как совокупность знаний, умений и навыков в области применения компьютерной графики, но и способность ориентироваться в современном информационном потоке графической информации, готовность к отбору адекватных программных средств компьютерной графики, к использованию в своей педагогической деятельности современных средств компьютерной графики. В структуре компетентности учителя изобразительного искусства в области компьютерной графики выделим следующие взаимосвязанные компоненты:
- владение знанием содержания компетентности в области компьютерной графики (когнитивный аспект);
- наличие компетентности в области компьютерной графики в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
- готовность к проявлению компетентности в области компьютерной графики (мотивационный и ценностно-смысловой аспекты).
Такая составляющая, как владение знанием содержания компетентности в области компьютерной графики, характеризует совокупность знаний, умений и навыков, которыми должен обладать учитель, чтобы его можно было бы назвать грамотным в этой сфере. Опыт проявления компетентности в области компьютерной графики в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях предполагает выработку и воплощение в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности оптимальных и нестандартных педагогических решений с использованием технологий компьютерной графики.
Выделение данного компонента позволяет характеризовать наличие у учителя глубоких, всесторонних знаний в области компьютерной графики и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические положения в практические действия; разработку приемов использования компьютерной графики, способность к самосовершенствованию и самообразованию в постоянно усложняющемся информационном пространстве.
Под готовностью к проявлению компетентности в области компьютерной графики понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих учителя использовать в своей профессиональной деятельности временные средства компьютерной графики. Формирование у будущих учителей изобразительного искусства компетентности в области компьютерной графики происходит при изучении студентами курса «Математика и информатика».Знания и навыки использования современных средств информатизации и информационных технологий получают дальнейшее развитие в курсе «Компьютерная графика», входящий в блок «ДПП Дисциплины предметной подготовки», который изучается на четвертом курсе. Основной целью дисциплины является обеспечение прочного освоения теоретических знаний в области компьютерной графики и на этой основе получения умений, навыков применения технологий компьютерной графики, как в учебной деятельности, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Нами разработана программа данной дисциплины, включающая следующие разделы:
1. Применение технологий компьютерной графики в современном обществе.
2. Теоретические основы технологий компьютерной графики.
3. Основы применения технологий компьютерной графики.
4. Создание компьютерной графики и анимации в графических, анимационных пакетах.
5. Обучение элементам автоматизированного проектирования.
6. Включение компьютерной графики в мультимедиа-документы.
7. Подготовка презентаций средствами компьютерной графики.
8. Перспективные направления применения технологий компьютерной графики.
В условиях активной подготовки будущих учителей изобразительного искусства к
использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности существенно меняется представление о дисциплине «Компьютерная графика». В качестве программного обеспечения использовали графический пакет КОМПАС, включающий в себя два модуля: КОМПАС-ГРАФИК двухмерного проектирования и КОМПАС-3D трехмерного моделирования. С целью закрепления знаний по компьютерной графике, предлагается самостоятельный проект. Работая над проектом, студенты, используя свое природное чувство цвета и применяя электронную палитру цветов, подбирают соответствующее художественное оформление проекта. При создании данных работ студенты могут использовать готовые элементы графики и создавать собственные. Курс компьютерной графики позволяет студентам проявить неординарные творческие способности. Итоговые работы отличаются яркой индивидуальностью, достаточно высокой степенью мастерства и фантазии.
Необходимо также изучение программ трехмерной компьютерной графики, что особенно востребовано в настоящее время, поскольку компьютерное моделирование, построение изображений объектов в трехмерном пространстве используется практически во всех сферах, связанных с дизайном, предметов искусства, в компьютерных фильмах. Трехмерная компьютерная графика дает очень точную модель, максимально приближен-
ную к реальности. Исходя из вышесказанного, изучению трехмерной компьютерной графики будущими студентами изобразительного искусства необходимо посвятить отдельный курс «Трехмерная компьютерная графика и анимация». Естественно, что студент, окончивший художественно-графический факультет, должен быть компетентен в вопросах компьютерной графики, поскольку является уникальным средством развития таких качеств обучающихся, как восприятие пространства, абстрактно-логическое и образное мышление, чувство цвета, творческое воображение, целостность восприятия, внимание, память и др.
Динамика и содержание непрерывного формирования профессиональной компетентности студентов будет неполной, если не учесть дополнительный резерв в виде курсов по выбору в области информатики и ИКТ, систему самостоятельной работы студентов, учебно-производственную практику по специализации, работу над курсовыми и выпускными квалификационными работами. Нами разработан курс по выбору «Компьютерно-графическое моделирование в профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства», имеющий блочно-модульную структуру. Предлагаем программу курса по выбору:
1. Состояние и перспектива компьютерно-графической подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
2. Пространственное моделирование и проектирование в программной среде Компас 3D LT.
3. Программная система 3D Studio MAX.
4. Использование образовательных ресурсов Интернет по компьютерно-графическому моделированию.
Центральное место в содержании данного курса по выбору занимает программная система 3D Studio MAX, которая позволяет студентам участвовать в творческом процессе моделирования пространственных форм.
Предлагаемая нами модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства на основе компьютерно-графического моделирования включает: когнитивный, мотивационный, операционный и индивидуальный компоненты; методы и формы организации учебного процесса с использованием ИКТ. Представленную компетентностную модель следует рассматривать в качестве средства достижения интегрированного результата личностно-профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в педвузе, обеспечивающего:
- сформированость универсальных компетенций как единства общенаучных знаний, умений, инструментальных способностей решения насущных задач, личностной адаптации выпускника к жизни в обществе;
- овладение на достаточно высоком уровне общепрофессиональными и профессионально-специализированными компетенциями;
- готовность к инновационной деятельности в профессиональной сфере.
В целом можно констатировать, что разработанная нами компетентностная модель дает возможность успешно развивать профессиональную компетентность будущего учителя изобразительного искусства в процессе личностно-профессионального становления, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на повышение качества профессиональной подготовки выпускников системы высшего художественного педагогического образования.
Библиографический список
1. Бахмудова О.Г., Везиров Т.Г. Профессиональная компетентность будущих учителей изобразительного искусства в условиях информатизации образования. Инновации в образовании-2009. Доклады участников научно-практической конференции Липецк, 2009. С.16
2. Бахмудова О.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства на основе компьютерно-графического моделирования. Модернизация системы непрерывного образования Дербент, 2010. С. 246
Ж.М. Блиева Н.И. Хосроева
сценарий открытого мероприятия по английскому языку для студентов экономических
специальностей
Ключевые слова: компетенция, культура речи, высокий уровень, коммуникативная компетенция, речеповеденческий аспект, текстовой аспект, экспрессивные средства, качество речи.
Роль преподавателя как «проводника» знаний не может ограничиваться простым формированием базовых и профессиональных компетенций как условием успешного речевого общения. Большое внимание должно уделяться качеству коммуникативного общения, что можно осуществить формированием структурно-экспрессиологической субкомпетенции, входящей в состав языковой компетенции, предполагающей знание выразительных средств языка и умения их использования в речи [1].
Коммуникативная компетенция проявляется в двух аспектах - речеповеденческом и текстовом. Эти аспекты имеют общую основу в виде коммуникативных качеств хорошей речи, которые наряду с постулатами речевого общения имеют соответствия в пословицах, поговорках, афоризмах и других языковых средствах. Идиомы, пословицы, крылатые выражения являются основными средствами создания экспрессивности и, следовательно, показателями качества речи.
Для достижения своих дидактических целей преподаватель может использовать не только формы аудиторной, но и внеаудиторной работы. При изучении иностранных языков в вузе обращение к внеаудиторным формам работы должно становиться распространенным явлением и быть составной частью процесса обучения, что поможет решить как учебные, так и воспитательные задачи. Наш опыт показал, что внеаудиторные формы работы помогают повторить старый и освоить новый языковой материал, актуализировать его в новой обстановке, приближенной к жизненной. Внеаудиторные формы обучения являются прекрасным полем для креативного и инновационного формирования навыков качественной речи и повышения профессионализма в условиях вуза и могут носить как открытый, так и закрытый характер [2].
В предлагаемом сценарии использованы 21 выразительное средство (пословицы, поговорки, идиомы и устойчивые выражения), имеющие точные эквиваленты в русском
© Блиева Ж.М., Хосроева Н.И., 2013