Научная статья на тему 'Развитие ИКТ-компетентности будущих учителей технологий посредством внедрения спецкурса'

Развитие ИКТ-компетентности будущих учителей технологий посредством внедрения спецкурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦКУРС / TO THE COMPETENCE OF TEACHER / ICT-COMPETENCE / OF INFORMATIVE-COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF TEACHING / SPECIAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Сергей Викторович

В статье рассматривается понятие информатизации образования, которое связывается с внедрением в систему образования методов и средств ИКТ. Рассмотрены условия, которые необходимы для обеспечения повышения качеству образования с внедрением ИКТ. Выделены компетентности, которыми должен владеть будущий учитель технологий в современной системе образования. Поскольку эффективной и действенной формой развития ИКТ-компетентности будущих учителей технологии является изучение учебного спецкурса, в статье рассмотрена программа учебного спецкурса «Проектирование составляющих единиц механизмов в машиностроении», который рассчитан на использование для подготовки специалистов технологического образования и повышения квалификации преподавателей технических дисциплин ВУЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онищенко Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ICT-competence of future teachers of technologies by introduction of the special course

The concept of informatization of education which contacts with introduction in the system of formation of methods and facilities of ICT is examined in the article. Terms which are needed for providing of increase quality of education with introduction of IKT are considered. It is selected a competence, which the future teacher of technology should own in the modern system of education. As an effective and efficient form of development of ICT-competence of future teachers of technology is a study of the educational special course, in the article the program of the educational special course is considered «Planning of component units of mechanisms in an engineer», which is counted on the use of him for preparation of specialists of technological education and in-plant training of teachers of technical disciplines the UNIVERSITY.

Текст научной работы на тему «Развитие ИКТ-компетентности будущих учителей технологий посредством внедрения спецкурса»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF

TECHNOLOGIES BY INTRODUCTION OF THE SPECIAL COURSE

Onishchenko Sergey Victorovich, assistant of department of technical disciplines, Berdyanskiy state pedagogical university, osvots@mail.ru

Abstract. The concept of informatization of education which contacts with introduction in the system of formation of methods and facilities of ICT is examined in the article. Terms which are needed for providing of increase quality of education with introduction of IKT are considered. It is selected a competence, which the future teacher of technology should own in the modern system of education. As an effective and efficient form of development of ICT-competence of future teachers of technology is a study of the educational special course, in the article the program of the educational special course is considered «Planning of component units of mechanisms in an engineer», which is counted on the use of him for preparation of specialists of technological education and in-plant training of teachers of technical disciplines the UNIVERSITY.

Keywords: to the competence of teacher; ICT-competence; of informative-communication technologies of teaching; special course.

РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ

СПЕЦКУРСА

Онищенко Сергей Викторович, ассистент кафедры технических дисциплин, Бердянский государственный педагогический университет, osvots@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие информатизации образования, которое связывается с внедрением в систему образования методов и средств ИКТ. Рассмотрены условия, которые необходимы для обеспечения повышения качеству образования с внедрением ИКТ. Выделены компетентности, которыми должен владеть будущий учитель технологий в современной системе образования. Поскольку эффективной и действенной формой развития ИКТ-компетентности будущих учителей технологии является изучение учебного спецкурса, в статье рассмотрена программа учебного спецкурса «Проектирование составляющих единиц механизмов в машиностроении», который рассчитан на использование для подготовки специалистов технологического образования и повышения квалификации преподавателей технических дисциплин ВУЗ.

Ключевые слова: компетентности преподавателя; ИКТ-компетентность; информационно-коммуникационные технологии обучения; спецкурс.

Актуальность. В основе информатизации общества лежат информационно-коммуникационные технология (ИКТ), которые

широко используется не только для социально-экономического развития Украины, но и является одной из основной составляющей современной системы образования.

Поскольку выпускники педагогических ВУЗов должны быть мобильными и конкурентоспособными как на отечественном рынке труда, так и на мировом, система высшего педагогического образования должна отвечать мировым стандартам подготовки специалистов на всех ее уровнях - от фундаментальной (в первую очередь технологической) подготовки через специальную профессиональную подготовка к учебе и переподготовке в течение всей жизни. Решить данную проблему можно на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта использования в процессе подготовки и переподготовки специалистов инновационных информационнокоммуникационных технологии.

Цель исследования. Учитывая выше изложенное целью статьи является анализ составляющей ИКТ-компетентности будущих учителей технологии в условиях внедрения процесс обучения инновационных ИКТ (для реализации цели обучения: усовершенствование инженерного мышления и обеспечение способности целостного восприятия объекта; открытие качественно новой его связи и отношений; развитию понятийно-логического и наглядного восприятия; формирование таких качеств современного специалиста, как профессиональная компетентность, творческое мышление, навыки, к самостоятельной научной работе), а также обоснование выбора технологии, для формирования ИКТ -компетентностей.

Методы исследования. Во время исследования использовались такие методы: анализ теоретических источников по проблеме внедрения ИКТ в процесс обучения, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта применения информационной технологии, в процессе обучения техническим дисциплинам, метод экспертного оценивания, педагогическое проектирование.

Организация исследования. Анализ последних исследований и публикации показал, что подготовки высококвалифицированного инженера-специалиста требует изменения технологической подсистемы методической системы обучения, а именно: ввести к средствам организации и поддержки обучения инновационные информационно-коммуникационные технология.

Развитие и внедрение ИКТ в образовании постоянно исследуются научными работниками международной организации: ЮНЕСКО, ООН, Европейского Союза, Совета Европы и др. [7]. Этому вопросу посвященные труды С. Пейперта, М. Резника (США); Е. Патаракина, Е. Полат, А. Хуторского, Б. Ярмахова, О.

81

Ястребцева (Россия); В. Быкова, М. Жалдака, М. Згуровского, В. Кухаренко, В. Лапинского, Н. Морзе, А. Пилипчука, С. Раковая, С. Семерикова, Е. Словак, А. Стрюка, М. Шишкиной (Украина) и исследователи других стран.

Проблеме внедрения ИКТ в процесс изучения фундаментальной дисциплины посвящены работы К. Власенко, В. Клочка, Т. Крыловой, Т. Максимовой, И. Реутовой, Н. Рашевской, Ю. Триуса и других отечественных исследователей.

В то же время остается не достаточно исследованным вопрос развития информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей технологий.

Результаты и обсуждение. Современный этап информатизации образования связан с широким внедрением в систему образования методов и средств ИКТ, созданием на этой основе компьютерно-ориентированной информационно-коммуникационной среды, с наполнением этой среды электронными научными, образовательными и управленческими информационными ресурсами, с предоставлением возможности субъектам образовательного процесса осуществлять доступ к ресурсам среды, использовать его средства и сервисы во время развязывания различных заданий.

На современном этапе развития общества и образования главной целью информатизации образования является подготовка обучаемых, к активной и плодотворной жизнедеятельности в информационном обществе, обеспечение повышения качества, доступности и эффективности образования. Создания образовательных условий, для широких слоев населения относительно осуществления ими обучения в течение всей жизни за счет широкого внедрения в образовательную практику методов и средств ИКТ и компьютерно-ориентированных технологий поддержки деятельности людей [2].

Создание за счет и на основе внедрения ИКТ новых и дополнительных условий повышения качества образования достигается путем [2]:

- разработки и широкого внедрения в практику образования новых личностно-ориентированных технологий обучения;

- дифференциации и демократизации учебно-воспитательного процесса для полного развития потенциала человека, удовлетворения ее запросов и потребности, раскрытия ее, творческого потенциала;

- организация эффективной коллективной учебной деятельности, в том числе экстерриториальной и общей международной (образование без границы);

- создание нового поколения компьютерно-ориентированных средств обучения, в том числе, компьютерных программных средств учебного назначения;

- развитию средств оценивания результатов учебных достижений обучаемых, влияния педагогической инновации, на результаты учебной деятельности, средств управления обучением.

Эффективность процесса информатизации образования и его результативность зависит от многих факторов, но прежде всего, от человека, от тех, кто создает компьютерно-ориентированные система обучения и образования, обеспечивают их внедрение и развитие в образовательной практике и, безусловно, от качества управления и объемов ресурсного обеспечения этого процесса. Для обеспечения успеха должна осуществляться соответствующая высококачественная подготовка и переподготовка преподавательского состава, кадров управления учебными заведениями и образованием, -основной движущей силы модернизации национальной системы образования на современном этапе ее развития, в частности ее информатизацией [2].

Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества, которые дает методически обоснованное использование современной информационной и коммуникационной технологии в сфере образования. ИКТ помогают решать проблему везде, где существенное значение имеют знание и коммуникация. Сюда входят: усовершенствование процессов учение-обучение, повышения образовательных результатов студентов и их учебной мотивации, улучшение взаимодействия преподавателей со студентами, общение в сети и выполнение общих проектов, усовершенствование организации и управления образовательным прцессом [7]. В связи с этим перед преподавателями появляется задание быть осведомленными в последних достижениях компьютерно-ориентированных технологии, развивать свою ИКТ-компетентность.

Под ИКТ-компетентностью вслед за О. Спириным [6] мы понимаем подтвержденную способность личности автономно и ответственно использовать на практике информационно-

коммуникационные технология для удовлетворения собственной индивидуальной потребности и развязывания общепринятых, в частности профессиональных задач в определенной предметной отрасли или виде деятельности.

Информационно-коммуникационная компетентность включает сознательное и критическое применение технологии информационного общества для работы, обучения, отдыха и общения. Она построена на применении базовых информационнокоммуникационных навыков: использование средств ИКТ для доступа, накопления, выработки, представления и обмена данными и сведениями, и для общения, участия, в сообществах через сеть Интернет [4].

Под ИКТ-компетентностью преподавателя будем понимать профессионально значимое личностное образование - способность педагогически взвешенно и методически обоснованно выделять, выбирать, проектировать и использовать информационнокоммуникационные технология с целью всестороннего обеспечения процесса обучения.

Как известно, система профессиональных компетентностей учителя технологии базируется на требованиях образовательнопрофессиональной программа бакалавра по специальности «Технологическое образование» [3]. В данной программе определяется содержание, объем и уровень профессиональной подготовки: выделяется производственная функция учителя технология, соответствующая им типичная задача деятельности и умения, которая необходима для обеспечения их выполнения. Для изучения данного спецкурса, конкретизация и детализация должны осуществляться на основе особенности профессиональной деятельности будущего выпускника. Поэтому определение необходимого уровня подготовки в сфере информатики учителя технологии целесообразнее проводить через анализ его профессиональной деятельности. Для этого было проанализировано содержание подготовки информатики будущего учителя технологии из позиции производственной функции, соответствующей им типовой задачи деятельности и умений, овладения, которыми предусматривает использование информационной технологии учителем технологий.

Исходя из анализа производственной функции бакалавра технологии, определим цель и задание обучения спецкурса «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении».

Целью обучения данного спецкурса является ознакомление студентов с основой расчета и конструирования детали и сборочной единицы передачи и соединений общего назначения, которые используются в оборудовании, с помощью программного обеспечения «КОМПАС-ЗБ».

Основными заданиями обучения спецкурса является:

- ознакомление с программным обеспечением «КОМПАС-ЗБ», конструкцией и принципом работы типовой детали и сборочных узлов механической передачи;

- изучение методов, правил и нормы проектирования детали машины и механической передачи, в программном обеспечение «КОМПАС-ЗБ»;

- приобретения необходимых навыков и знаний для конструирования механической передачи, их элементов, с использованием стандартов, программного обеспечения «КОМПАС-ЗБ», справочной и технической литературы.

Одним из главных заданий при организации обучения спецкурса есть сочетание теоретического и практического аспектов ее содержания. При этом практический аспект связан с приобретением студентами навыков работы и с умением применять «КОМПАС-ЗБ» для развязывания задачи из другой дисциплины, а также использования средств, информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Выявление логической связи ИКТ с дисциплиной других специальностей, дало возможность установить ее интегральный характер.

Разработанная программа спецкурса «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении» рассчитана на 60 часов, из их - 32 аудиторные учебные часы (16 - часы отводится на лекции, 16 часы - на практическую работу), 28 - на самостоятельную работу, выполнение студентами индивидуальных заданий, работу, в модульной среде, выполнение учебно-опытных заданий (проектов). Программа спецкурса состоит из 4-х содержательных модулей «Основы моделирования детали», «Трехмерное моделирование», «Выполнение сборочного чертежа», «Сборочный чертеж изделия», которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура учебной дисциплины_______________________

Количество часов

Названия содержательных модулей и в том числе

темы всего л п лаб инд с. р.

1 2 3 4 5 6 7

Модуль 1

Содержательный модуль 1. Основа моделирования детали.

Тема 1. Введение в создание модели детали и сборок. 5 2 3

Тема 2. Библиотека графической системы КОМПАС. 7 2 2 3

Всего за содержательным модулем 1 12 4 2 6

Содержательный модуль 2. Трехмерное моделирование.

Тема 1. Принципы трехмерного моделирования. 7 2 2 4

Тема 2. Работа в системе КОМПАС-ЗБ. 8 2 2 4

Всего за содержательным модулем 2 16 4 4 8

Всего часов 28 8 6 14

Модуль 2

Содержательный модуль 3. Выполнение сборочного чертежа.

Тема 1. Выполнение чертежа по модели. 7 2 2 З

Тема 2. Сборочный чертеж и трехмерная модель изделия. 9 2 4 З

Всего за содержательным модулем З 16 4 6 6

Содержательный модуль 4. Сборочный чертеж изделия.

Тема 1. Изображение и моделирование сборников с резьбовыми стандартными изделиями. 8 2 2 4

Тема 2. Трехмерная модель и сборочный чертеж изделия с гладкими соединениями. 8 2 2 4

Всего за содержательным модулем 4 16 4 4 8

Всего часов З2 8 10 14

Всего 60 16 16 28

Такая теоретическая подготовка в отрасли технологии позволит будущим учителям технологии не только использовать пакеты прикладной программы, но и принимать участие в проектировании, моделировании изделий, объективно оценивать результаты планирования, проектирования эксплуатации автоматизированной системы.

Практические умения и навыки применения средств ИКТ формируются на лабораторных работах, где студенты выполняют чертеж типовой детали, разрабатывают комплекты чертежей на сборочную единицу в полуавтоматическом режиме, приобретают навыки создания и редактирования трехмерной модели и сложной модели, выполняют ассоциативные чертежи на их основе. Спецкурс «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении» состоит из восьми практических и семи самостоятельной работы, скомпонованной по принципу от простого к сложному.

В каждой лабораторной работе дается подробное описание команды и услуги, а также указан порядок действий во время развязывания определенных заданий, что позволяет студенту практически самостоятельно освоить команду построения и редактирование графических изображений, работу с командой проставления размеров, работу, с текстами, изучать возможность работы с трехмерными объектами.

Как показывает опыт, последовательное выполнение всех лабораторных работ обеспечивает необходимый и достаточный уровень знаний студентов по спецкурсу «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении».

Изучение, которой способствует формированию у студентов не только профессиональных навыков и умений, а также дает предметные знания, формирует способность будущих учителей технологии применять приобретенные знания в профессиональной деятельности.

В процессе изучения спецкурса «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении» значительное внимание необходимо уделять самостоятельной работе студентов.

Студенты, выполняя практическую работу, формируют умение и навыки для самостоятельного выполнения задания, и этим самым пытаются преодолеть трудность, которая возникает во время выполнения индивидуальных заданий.

При этом важно то, что они пытаются понять новые для себя вопросы, завладеть навыками работы с системой автоматизированного проектирования работы.

Поняв основные принципы работы с данной системой, студенты смогут самостоятельно овладевать другими средствами ИКТ, которые являются почвой к непрерывному образованию.

К самостоятельной работе в содержании выше указанного спецкурса относится выполнение индивидуальных заданий и работа в модульной среде.

Во время выполнения индивидуального задания студент самостоятельно прорабатывает дополнительную литературу по соответствующим темам, тем самым глубже понимает ход выполнения поставленной задачи.

Результаты работы оформляются в виде электронной версии работы и защищаются.

В предложенной методике изучения спецкурса «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении» учитываются следующие умения:

- сравнивать характеристику современных ИКТ и выбирать

87

их тип, который лучше всего отвечает конкретным условиям учебного заведения;

- умение делать выводы, устанавливать общую закономерность;

- использовать глобальные и локальные привязки системы «КОМПАС-ЗБ»;

- выполнять разметку изображения детали на чертеже с помощью услуги автоматизированной системы;

- настраивать чертеж фоновых и выключенных видов с помощью услуги системы;

- пользоваться услугой конструкторской библиотеки;

- пользоваться услугой компактной инструментальной панели;

- давать характеристику общих принципов твердотелого моделирования;

- применять кинематический способ задания поверхности;

- выполнять настройку ассоциативных видов;

- проектировать резьбовые чертежи;

- строить чертеж болтового соединения;

- наносить размеры и позицию на сборочном чертеже;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создавать спецификацию;

- выполнять построение сложной детали в системе твердотелого моделирования;

- анализировать и оценивать реально существующий уровень овладения студентами научных понятий;

- оказывать помощь студентам в сложной ситуации, стимулировать их деятельность;

- планировать самостоятельную работу студентов над понятиями;

- активизировать познавательную деятельность студентов с помощью различных приемов;

- логично выражать свои мнения;

- проводить самоанализ и корректировать результаты своей деятельности;

- анализировать результаты своей самостоятельной работы.

Кроме того нами разработан содержательный компонент методической системы обучения, полностью ориентированный на индивидуальную особенность студента, что позволяет задать тот темп работы, который отвечает психофизиологическому состоянию студента.

Особенностью изучения данного спецкурса является то, что его значимость интегративна, поскольку базируется на знаниях, полученных студентами при изучении другой дисциплины профессиональной подготовки, при этом актуализируются эти знания, стимулируется образование стойкой связи между знаниями, полученными из разных предметов.

Основное внимание при изучении спецкурса «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении» обращается на приемы выполнения базовой операции конструирования и чертежа детали.

В ходе исследования на кафедре технической дисциплины в Бердянском государственном педагогическом университете был внедрен спецкурс «Проектирование составных единиц механизмов в машиностроении», направленный на повышение практической значимости результатов обучения студентов, которые получают образовательно-квалификационный уровень «Бакалавра» за направлением подготовки «Технологическое образование».

Выводы. Преимущества, которые получают участники процесса обучения с использованием ИКТ, являются достаточно весомыми и потому вопросу использования ИКТ в процессе изучения технических дисциплин должны посвящаться семинары, методические заседания кафедры, конференции, и тому подобное с целью продвижения этой политики обучения, которая приобрела широкий размах во всем мире.

В статье показано, что эффективным средством развития ИКТ-компетентности будущего учителя технологий является прохождение спецкурса за дистанционной и комбинированной формой обучения.

Особенностью спецкурса является направление на использование и разработку инновационных ИКТ обучения техническим дисциплинам для студентов педагогических специальностей на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, прогнозирования тенденции развития ИКТ обучения и адаптация до имеющегося уровня развития методической компетентности преподавателя.

Выполненное исследование не исчерпывает все аспекты исследуемой проблемы.

Продолжение научного поиска за данной проблематикой возможно в таких направлениях: усовершенствование содержания, формы и методов подготовки студентов педагогических специальностей к применению ИКТ в их профессиональной деятельности; разработка и внедрение инновационной технологии, направленной на развитие ИКТ-компетентности преподавателей технических

89

дисциплин; проектирование содержательной компоненты ИКТ методической системы обучения будущих учителей технологий.

Библиографический указатель:

1. Бухальская С. Е. Развитие информационно-

коммуникационной составной педагогической компетентности преподавателей в системе методической работы медицинского колледжа // Вестник Национальной академии Государственной пограничной службы Украины: электронное научное профессиональное издание, 2012. № 5. 10 с.

2. Быков В. Ю. Современные задания информатизации образования // Информационная технология и средства обучения, 2010. № 1 (15). 18 с.

3. Образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра за специальностью 6.010100 «Педагогика и методика среднего образования. Трудовое обучение» направления подготовки 0101 Педагогическое образование. К.: Министерство образования и науки Украины, 2001. (Отраслевой стандарт высшего образования).

4. Основа стандартизации информационно-коммуникационных компетентностей в системе образования Украины: метод. рекомендация / В. Ю. Быков, О. В. Билоус, Ю. М. Богачков и др.; под общей редакцией В. Ю. Быкова, О. М. Спирина, О. В. Овчару-ка. К.: Атика, 2010. 88 с.

5. Раков С. А. Формирование математических компетентностей учителя математики на основе исследовательского подхода в обучении с использованием информационной технологии: дис. доктора пед. науки: 1З.00.02 / С. А. Раков. Харьков, 2005. 526 с.

6. Спирин О.М. Информационно-коммуникационные и ин-форматические компетентности как компоненты системы профессионально-специализированных компетентностей учителя информатики // Информационная технология и средства обучения, 2009. № 5 (1З). 16 с.

7. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Редакция 2.0. Русский перевод. ЮНЕСКО, 2011. 115 с.

Статья поступила в редакцию 26.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.