Научная статья на тему 'Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода'

Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поровский А. Г.

В статье раскрывается понятие и выделяются компоненты профессиональной компетенции художника-педагога, а также рассмотрен процесс ее формирования в области графического дизайна на основе использования методологии процессного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций художника-педагога в области графического дизайна на основе процессного подхода»

УДК 378

А.Г.Поровский

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The article reveals the concept and highlights the components of the professional competence of the artist-teacher, and considers the process of its creation in the field of graphic design on the basis of the process approach methodology.

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Современная архитектура и реклама, дизайн, издательская и образовательная деятельность невозможны без использования компьютерных технологий и компьютерной графики.

Компьютерная графика существенно расширяет возможности художника (графика, живописца, скульптора). Она дает огромные преимущества дизайнеру и прочно входит в профессиональную деятельность людей, приобретающих специальности, связанные с изобразительным искусством. Без компьютерной графики невозможно представить сегодняшний графический дизайн — дизайн средств визуальной коммуникации.

Современные программы по изобразительному искусству для образовательных учреждений общего школьного образования также ориентированы на обучение школьников основам графического дизайна. Это обстоятельство предъявляет принципиально новые

требования и к подготовке художника-педагога. В частности, к овладению выпускниками вуза компетенциями для обеспечения художественно-конструкторской и художественно-творческой деятельности школьников на основе синтеза искусств и применения компьютерных технологий.

Таким образом, потребность в формировании профессиональных компетенций художника-педагога в области графического дизайна является весьма актуальной.

Современная педагогическая наука и практика [1-3], Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., переход на многоуровневую систему высшего образования в русле Болонского процесса, проект нового Государственного образовательного стандарта высшего образования 3-го поколения [4] ориентируют вузы на реализацию образовательных программ с использованием компетент-ностного подхода.

Реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании ставит своей целью формирование компетентного специалиста.

В документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» [5] сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого — компетентность. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенции в современной педагогике профессионального образования рассматриваются как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. Отличие этого типа целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [6].

Компетентностный подход подразумевает не столько приобретение учащимся отдельных друг от друга знаний, умений и навыков по различным предметам, сколько овладение ими в комплексе [2]. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [1]. В иерархии профессиональных компетенций различают ключевые, общепредметные и предметные компетенции [3].

Для реализации целей по формированию требуемых компетенций художников-педагогов в Новгородском государственном университете введена дисциплина «Графический дизайн», целью которой является формирование предметных компетенций — знания законов, владения компьютерными технологиями графического дизайна в художественно -педагогической и художественно-творческой деятельности на основе сформированных ключевых компетенций — знания законов, владения умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства по отношению к объектам художественно-педагогической и художественно-творческой деятельности и общепредметных компетенций — знания законов, владения приемами и средствами выразительности художественной композиции в процессе художественно-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Следует заметить, что при всей своей эффективности компетентностный подход является недостаточным, поскольку при оценке качества подготовки выпускника объектом оценки выступает только образовательный результат, пусть даже выраженный совокупностью специальных и ключевых компетенций. Компетентность — характеристика качества цели, где это понятие связано с результативной стороной образовательного процесса.

Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством сформированных компетенций: знаний и навыков выпускников вуза, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой, — его обеспеченностью ресурсами.

Следовательно, для реализации задач по формированию компетенций должен быть использован такой подход, который мог бы быть сосредоточен не только на оценке характеристик конечного продукта, но и на рассмотрении ведущих параметров образовательного процесса, обеспечивающих в конечном счете качество образовательного результата — формирование заданных компетенций. Одним из таких подходов является процессный подход [7]. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

Под процессом при этом понимается совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих «входы» в систему в «выходы» из нее. Принципиально важным в процессном подходе является наличие объективной зависимости результата на выходе от состояния «входа» при обязательном наличии управляемых характеристик процесса.

Для применения процессного подхода необходимо:

— понимание требований различных потребителей образовательного процесса и соответствие им;

— рассмотрение процессов образовательной деятельности с точки зрения добавленной ценности;

— достижение результативности процессов;

— постоянное улучшение процессов образовательной деятельности, основанное на объективном измерении.

Задача перехода на процессно-ориентированную организацию образовательной деятельности сводится к решению задачи адекватного описания деятельности с точки зрения процессов ее составляющих, проведения оптимизации полученных моделей и, наконец, генерация моделей новых, будущих процессов.

Система менеджмента качества НовГУ [8] базируется на использовании процессного подхода как основного инструмента системы управления учебным процессом и научно-исследовательской деятельностью.

Процесс обучения по дисциплине «Графический дизайн» является некоторым типовым и универсальным микроциклом, включающим совокупность образовательной деятельности кафедры (планирование и обеспечение, подготовка и обучение, контроль, анализ и улучшение). Все преобразования в процессе обучения осуществляются с помощью имеющихся ресурсов и с помощью управляющих воздействий.

Данная дисциплина учебного плана является звеном в цепочке процесса подготовки художников-педагогов и имеет разветвленную сеть «поставщи-

ков» — учебные дисциплины, предшествующие ее изучению: рисунок, живопись, композиция, история изобразительного искусства, психология, декоративно-прикладное искусство, информатика, компьютерная графика, и «потребителей» — процессы художественно-педагогической и художественно-творческой деятельности выпускников специальности.

Представим процесс обучения дисциплине «Графический дизайн», используя методологию процессного подхода: определим цели, выделим «поставщиков», «потребителей», ресурсы и управляющие воздействия, «владельцев» и участников процесса.

Целью процесса обучения любой дисциплине является формирование профессиональных компетенций. В нашей конкретной ситуации целью процесса обучения дисциплине «Графический дизайн» является формирование предметных компетенций: знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельно -сти в области применения компьютерных технологий в графическом дизайне.

Ответственный и участники процесса обучения дисциплине. В цикле, включающем этапы проектирования, подготовки, обеспечения, проведения и контроля, принимают участие преподаватель (ответственный), студенты (участники) и заведующий кафедрой (руководитель).

Краткое описание процесса. В соответствии со структурой петли качества образовательного процесса процесс обучения дисциплине «Графический дизайн» можно представить в виде последовательности взаимозависимых видов деятельности (операций), влияющих на достижение конечных целей процесса

— формирование заданных компетенций:

1. Маркетинг — анализ требований Государственного образовательного стандарта (ГОС) специальности «Изобразительное искусство», проекта Федерального ГОС высшего профессионального образования, изучение потребностей студентов и преподавателей смежных дисциплин в обучении данной дис-

циплине, а также потребностей образовательных учреждений общего среднего (основного и полного) образования.

2. Проектирование процесса обучения — выбор дидактических систем проведения занятий по дисциплине «Графический дизайн», составление рабочего учебного плана и учебного графика проведения занятий, закрепление учебных поручений.

3. Материальное обеспечение — обеспечение процесса обучения современными компьютерами, оргтехникой, лицензионными графическими редакторами, учебной литературой, учебной лабораторией — компьютерным классом.

4. Подготовка учебного процесса — разработка рабочей программы по дисциплине «Г рафический дизайн», учебных материалов — творческих заданий по художественному проектированию и технических заданий по овладению инструментами графических редакторов.

5. Проведение обучения — проведение теоретических и практических занятий по дисциплине «Графический дизайн» для формирования заданных профессиональных компетенций.

6. Оценка (контроль) качества обучения дисциплине — проведение промежуточных и итоговой аттестаций, анализ их результатов и внесение изменений в процесс обучения дисциплине; взаимопосе-щения преподавателей и контрольное посещение занятий заведующим кафедрой, опрос и оценка степени удовлетворенности студентов, преподавателей, руководства кафедры и работодателей сферы общего школьного образования результатом обучения.

7. Сервисное обслуживание — консультации по материалам дисциплины при прохождении студентами практики в школе, а также при подготовке выпускной квалификационной работы.

8. Анализ результатов обучения и деятельности выпускников — анализ результатов защиты в ГАК выпускной квалификационной работы, отзывов

ПОСТАВЩИКИ

ВНУТРЕННЕЕ УПРАВГШIIІЕ • учебно-методический кошгіекс

ПО ДИСЦИПЛИН*

Ключевые И оСчцеирелметные компетенции

Учебно-

научная

информация

Информация

о студентах

ЦЕПЬ: форми рован ие предметных компетенций

УПРАВЛЕНИЕ

Подготовка

и проведение

іанятігїі

по дисциплине •Графический дтдйн»

РЕСУРСЫ

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

• ГОС специальность

• требования ООП;

• требования СК Но*ГУ

ПОТРЕБИТЕЛИ

1 і ^ У

Пюдгми ресурсы: • ыведл’юший кафедрой • студенты; • преподаватель; • лабораігт Внешнее управление: • коыгакгрерный класс; • раэдлточный материаі; • технические средства обучения; • информашюнные источники

Информационная карта процесса проведения занятий по дисциплине «Графический дизайн»

руководителей школ о профессиональных компетенциях выпускников, разработка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса.

В качестве примера приведем описание процесса обучения по 5-й позиции: «Проведение занятий по дисциплине «Графический дизайн» (см. рис.).

К началу обучения дисциплине «Графический дизайн» в 10-м семестре студенты подходят с определенным уровнем ключевых и общепредметных компетенций («вход»), сформированных при изучении предшествующих по времени дисциплин. На «выходе», по окончании проведения занятий по дисциплине «Графический дизайн», студенты приобретают новый уровень предметных компетенций (добавленная ценность). Потребителями этого «выхода» являются сами студенты, а также внешние потребители — работодатели в будущей художественно-педагогической деятельности выпускников.

Вторым «входом» является информационный поток научного и научно-педагогического содержания по теме занятия, представляемый преподавателем дисциплины. Иначе — научная компетенция преподавателя. На «выходе» процесса — трансформированная научная информация, т.е. переданная студентам на вербальном уровне.

При описании той или иной деятельности методика процессного подхода требует определить необходимые для реализации операции ресурсы, а также выделить внешние и внутренние управляющие воздействия.

Для преобразования всех «входов» в «выходы» при выполнении операции «Проведение занятий по дисциплине «Графический дизайн» необходимы:

— человеческие (интеллектуальные) ресурсы — преподаватель, соответствующий требованиям к преподавательскому составу вуза, и студенты, сформированные в группу соответствующего курса;

— инфраструктура (средства труда) — компьютерная техника, технические средства обучения для визуализации учебного материала;

— производственная среда — компьютерный класс, прошедший паспортизацию и соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям;

— информационные ресурсы — ГОС по специальности, список учебников, учебных пособий и информационных Интернет-ресурсов, учебно-методические материалы к занятию;

— финансовые ресурсы — заработная плата преподавателя.

Оценка степени достижения запланированных целей, т.е. результативность операции «Проведение занятия по дисциплине...», возможна через описание показателей процесса, формирующихся из трех групп показателей деятельности: показатели реализации операции, показатели продукции (услуги), показатели удовлетворенности потребителей.

И, наконец, управляющие воздействия.

К внутренним управляющим воздействиям операции «Проведение занятий по дисциплине «Графический дизайн» необходимо отнести рабочую программу по дисциплине и методические рекомендации преподавателю по проведению занятий, изложенные в материалах учебно-методического комплекса по дисциплине. Внешними управляющими воздействиями будут основная образовательная программа по специальности, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки (ГОС), требования системы качества НовГУ, учебный график и рабочий учебный план.

Таким образом, с помощью процессного подхода можно успешно осуществлять контроль процесса формирования предметных компетенций в области применения компьютерных технологий в графическом дизайне и принимать своевременные действия по улучшению процесса.

1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

2. Хуторской А.В. // Народное образование. 2003. №2. С.58-64.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций — http://www.eidos.ru

4. Проект Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. М., 2006. 22 с.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 — http://www.informika.ru

6. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С.22-46.

7. Динилов И.П., Сюров Р.В. Процессный подход в высшем образовании — http://www.qality.ru

8. Концепция системы качества Новгородского государственного университета. Обеспечение качества высшего образования в Новгородском университете: Метод. материалы /

A.Л.Гавриков, С.В.Гудилов, В.А.Исаев, Г.С.Поровский.

B.Новгород: НовГУ, 2001. С.33-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.