УДК 159.9:316.6
Тихомирова Елена Викторовна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@/ksu.edu.ru
ВИРТУАЛЬНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается проблема самоорганизации в виртуальном пространстве как ресурса индивидуального и группового субъекта жизнедеятельности на примере разных социальных групп в контексте совладающего поведения и самоэффективности. Обобщается ряд проведенных исследований по данной проблематике за 20142015 гг. Особое внимание уделяется обзору проводимого в настоящий момент исследования участия матерей в родительских интернет-сообществах. Делается вывод о необходимости данного направления исследования для консультативной практики.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, включенность, самоэффективность, совладание, ресурс, материнство.
Изучение ресурсов является на сегодняшний день одной из самых востребованных областей психологического знания. В первую очередь это связано с ускорением темпа жизни, повышением социальных требований в каждом возрастном периоде, увеличением энергозатрат личности и высокой стрессо-генностью социальной ситуации развития. В тоже время, несмотря на более чем тридцатилетнюю историю исследования ресурсов в зарубежной психологии (M. Aldwin, А. Antonovsky, K.D. Vogs, C.J. Holahan, R. Lasarus, S. Folkman, B. Matheny, S. Taylor и др.) и приоритетность данной области в отечественной науке, проблема ресурсов остается недостаточно разработанной и требует интеграции полученных знаний.
Необходимо отметить, что отсутствует согласованность и в вопросе идентификации и дифференциации ресурсов субъекта. Так, к ресурсам относят не только условия и объекты среды, но и когнитивные способности (А.А. Алексапольский, В.Н. Дружинин, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная), личностные черты (В.А. Бодров, Е.Ю. Кожевникова, Д.А. Леонтьев), социальные группы, к которым принадлежит личность и отношения в них (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, Е.А. Петрова). Отдельное место в настоящее время занимает проблема ресурсов копинг-поведения, жизнестойкости личности и группы, факторов поведения человека в различных трудных ситуациях: диспозиционных, ситуационных, социокультурных и регулятивных (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова и др.). Накоплен богатый материал по проблеме совладания со стрессом у мужчин и женщин, у людей разного возраста и социального статуса, с разным состоянием здоровья. В то же время исследований, посвященных выявлению особенностей совладающего поведения интернет-пользователей в рамках интегративного подхода явно недостаточно.
В 2012 году нами было проведено пилотажное исследование, по результатам которого мы пришли к выводу, что молодежь оценивает возможности виртуальной самоорганизации выше, чем соци-
альной самоорганизации в реальном пространстве взаимодействия. Когнитивная оценка ресурсности участия в просоциальных интернет-сообществах дала нам возможность описать положительные корреляты включенности молодежи в интернет-сообщества с признаками самоуправляемости и субъективной витальностью как самих этих групп, так и участвующих субъектов. В период 2013-2014 гг. нами был проведен ряд исследований, посвященных участию в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения, непосредственно связанного с самоэффективностью личности [4]. В результате теоретико-эмпирического осмысления проблемы мы пришли к выводу, что интернет-коммуникация в разрезе копинг-стратегий является сферой исследований многих авторов в последнее десятилетие. Несмотря на это наблюдается некая односторонность исследований в этом научном направлении. Авторы пытаются изучить связь вовлеченности пользователей в интернет-коммуникацию и применяемых ими копинг-стратегий (А.С. Аголакова; И.Р. Сушков, Н.С. Козлова). Понимая совладающее поведение в рамках интегра-тивного подхода, мы приходим к выводу, что явно недостаточно анализировать виртуальное общение исключительно с точки зрения стратегий совлада-ющего поведения. Опираясь на определение стратегии совладающего поведения (Zeidner, Endler, 1996), которая понимается как основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам (Т.Л. Крюкова, 2004) [1], мы можем сказать, что обращение к участию в интернет-сообществах как конкретное, осознанное, систематическое действие может являться для субъекта определенной стратегией совладания. В тоже время субъект может использовать возможности своего участия для реализации в интернет-пространстве различных копинг-стратегий. Многие в таком общении ищут помощи, поддержки, понимания и одобрения, некоторым таким образом проще выплеснуть свои эмоции, а кто-то, возможно, использует вирту-
ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
альные сообщества как способ отстраниться от переживаний, забыться и избежать проблем. При осознании возможностей участия в интернет-сообществах для борьбы с трудными ситуациями, а также с повседневным стрессом, данный вид включенности становится для субъекта ресурсом жизнестойкости, самоэффективности (Е.В. Тихомирова, С.В. Беляева, 2014). Изучение участия в виртуальных сообществах на основе полипара-дигмального подхода, объединяющего субъектно-деятельностную, когнитивную и коммуникативную парадигму, позволяет более широко взглянуть на проблему неоднозначности связи включенности в сетевые сообщества и самоэффективностью личности.
В рамках данной проблемы были также проведены пилотажные исследования, предметом которых выступал характер связи участия в интернет-сообществах и совладающего поведения со стрессом современной молодежи. Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики более 150 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Все испытуемые - участники виртуальных сообществ. Результаты исследований позволили нам прийти к выводу, что в общей совокупности у участников общения в интернет-группах с признаками самоуправляемости преобладают относительно адаптивные стратегии совладающего поведения, связанные в основном с эмоциональным стилем реагирования.
Также в результате исследования было выявлено, что прибегнув к интернет-коммуникации в стрессовой ситуации один раз, участники в более чем 60% случаев начинают обращаться к такой форме решения проблем систематически и становятся постоянно действующими лицами в соответствующих разделах форума. Мы приходим к выводу, что участие в интернет-сообществах является самостоятельной копинг-стратегией и ресурсом совладания при условии осознания возможностей данной формы самоорганизации для решения собственных проблем. Однако были выявлены и негативные психологические эффекты у участников с высокой степенью включенности (симптомы аддиктивного поведения) несмотря на относительную социальную эффективность. Неоднозначность результатов проведенных исследований побуждает нас к проведению более масштабного исследования оценки ресурсности и психологических издержек социальной самоорганизации в виртуальном пространстве [3].
Особенно актуальной данная проблематика становится в разрезе изучения материнства как сложного социально-биологического явления, требующего больших личностных ресурсов. Актуализация и обогащение последних осуществляется в настоящее время не только благодаря усилиям семьи, государства в лице специальных учреждений,
ментальном опыту самой женщины, но и за счет расширения социальных сетей взаимоподдержки, групповой самоорганизации в виртуальном коммуникативном пространстве. Инновационность подобного рода объединений требует качественного не только социологического анализа, но в первую очередь, психологического изучения.
Материнство привносит в жизнь женщины множество изменений, к которым она не всегда психологически готова. Изменение социального статуса, стиля жизнедеятельности, увеличение энергозатрат, временная профессиональная стагнация, трудности распределения внешних и внутренних ресурсов, ролевые конфликты не могут не оказывать существенного влияния на самоэффективность женщины, на ее жизнестойкость на разных этапах материнства, в особенности на раннем. Психическая чувствительность, социальный контекст, физиологические изменения, а главное повторяющиеся трудности, связанные с ребенком могут привести к расширению диапазона страхов, возникновению ситуативной тревожности, искажению я-концепции. Трудные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современная мама практически ежедневно, требуют больших внутренних ресурсов, которых часто явно не достаточно для оптимизации процесса жизнедеятельности. Здесь на первый план выходит проблема обогащения и актуализации психологических ресурсов женщин, в частности имеющих детей до 3-х лет. Институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (И. Кон, М. Мид, Е. Badinter, D. Jil, В. Когпе1 и др.). В связи с этим изменяются и ресурсы материнства. Всё чаще современные мамы используют сетевое общение как источник обогащения внутренних ресурсов. Большую популярность получают виртуальные родительские сообщества, к примеру, сообщества слинго-мам, мам с особенными детьми, интернет-сообщества молодых мам и т.д. Основой самоорганизующихся родительских сообществ выступают схожие проблемы и потребности женщин, реализующих роль матери, с одной стороны, а с другой доступность данной формы самоорганизации, ее гибкость и мобильность.
Проводимое нами исследование 2014-2016 гг. посвящено изучению социальной самоорганизации матерей в виртуальном пространстве взаимодействия как одной из распространенных, но недостаточно изученных форм активности в современной социальной ситуации, в значительной степени определяющей эффективность современного материнства. Мы предполагаем, что групповая самоорганизация в виртуальном пространстве в настоящее время может являться при разных условиях ресурсом, стратегией и полем для реализации других стратегий совладающего поведения матери, но в тоже время нести в себе ряд психологических
издержек для ее личности, так как увеличивает риск постепенной деперсонализации и депривации эмоционального отношения к супругу и ребенку.
Необходимо отметить, что в настоящее время направления исследования проблем материнства достаточно разнообразны: этологические исследования с точки зрения ресурсных затрат и паттернов родительского поведения (Д. Дьюсбери, Е.Н. Панов, К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др.), сравнительно-психологические исследования, посвященные механизмам материнского инстинкта (В.А. Вагнер, Н.А. Тих), феноменологическое направление, материнство как часть личной сферы женщины и другие. В настоящее время появился интерес к комплексному изучению материнства, что нашло отражение в ряде коллективных монографий зарубежных авторов: «The Different Faces of Motherhood» под ред. В. Birns и D.F. Hay, «The Development of Attachment and Affiliative sistems» под ред. R.N. Emde и R.J. Harmon, «Psicholodical Aspects of a First Pregnancy and Early Postnatal Adaptation» под ред. P.M. Shereshevsky и L.J. Yarrow и др. В отечественной науке преобладают более узкие подходы в этой области. Немало исследований посвящено адаптации к новой социальной роли «матери», условиям ролевой идентификации, факторам эмоциональной привязанности к ребенку, условиям удовлетворенности материнством, страхам во время беременности и родов (В.А. Денисова, Е.И. Захарова, И.М. Земзюлина, Н.Ю. Ка-лачева, Е.В. Пономарева, Л.Н. Тронина). Широта представленных исследований свидетельствует о полифеноменальности материнства. В современной ситуации развития общества, во время экономического кризиса, конкуренции на рынке труда, кризиса семейной системы и мобилизации общества наибольший интерес представляет тематика, связанная с жизнестойкостью матерей (А.Н. Гусев, М.Ю. Кузьмин). В последнее время внимание исследователей обращается к рассмотрению материнства в контексте массовых коммуникаций (МГППУ конференции 2009, 2010 г. «Родительство в зеркале СМИ»). Интерес представляют и социологические исследования, проводимые научной школой Санкт-Петербургского университета, посвященные проблеме социального капитала, потенциала родительских объединений как нового феномена социальных отношений. Однако комплексных исследований в области психологических ресурсов современного материнства явно недостаточно.
Это вывело нас на мало изученную и актуальную проблему исследования групповой самоорганизации матерей в пространстве сети интернет в контексте совладающего поведения и самоэффективности личности матери.
Цель исследования: изучить и описать личностные и ситуационные детерминанты, при которых
групповая самоорганизация в сети интернет становится ресурсом совладающего поведения и жизнестойкости женщин, имеющих детей, а также выявить психологические издержки включенности в родительские объединения. Провести теоретико-эмпирическое исследование феномена социальной самоорганизации матерей в виртуальном пространстве в рамках ресурсного подхода с разработкой методологически согласованной социально-психологической концепции.
В рамках данного исследования проводится лонгитюдное исследование «Особенности участия матерей в виртуальном сообществе "Костро-мамаСП.ги"» с момента образования форума и по сегодняшний день, т.е. в течение пяти лет 20092015 гг. Данное исследование позволило определить специфику самоорганизации матерей в нтер-нет-пространстве и привело нас к выдвижению основной гипотезы заявленного исследования.
В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о неоднозначности связи социальной самоорганизации в виртуальном пространстве и жизнестойкости, самоэффективности личности матери в связи со спецификой поля реализации общения и характером мотивационной включенности субъекта.
Частные гипотезы:
1. Критериями субъективной включенности матерей в сетевые сообщества являются: частота инициаций контактов, участие в обсуждении текущего состояния дел форума, стремление поделиться даже незначительным опытом, активность действий по формированию собственного образа и др.
2. Существуют различия показателей мотиваци-онной включенности матерей в родительские нтер-нет-сообщества на разных этапах материнства.
3. Связь включенности в сетевое общение и со-владающего поведения женщин, имеющих детей, специфична на разных этапах материнства.
4. Возможности виртуальной самоорганизации для обогащения психологических ресурсов материнства расширяются в личностно-значимом, остром проблемном ситуативном контексте.
5. Восприятие групповой самоорганизации как ресурса эффективного материнства связано с рядом личностных особенностей женщин, имеющих детей, такими, как конгруэнтность, открытость новому опыту, позитивное самоотношение.
6. Существуют различия в показателях жизнестойкости матерей с разной степенью включенности в виртуальные родительские сообщества на разных этапах материнства.
7. «Сверхвключенность» матерей в сетевую коммуникацию может приводить к следующим психологическим издержкам: снижение уровня стрессоустойчивости, повышение тревожности, «заражение» страхами, возникновение коммуникативных трудностей в семье, трудности личност-
ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
ной самореализации и депривация эмоциональной привязанности к ребенку.
Несмотря на то, что данное исследование находится проведения и анализа результатов, уже были получены первичные результаты. С помощью контент-анализа материалов нтернет-форума (детально проанализировано 60 тем - методом случайной выборки) были выявлены поводы обращения матерей за психологической поддержкой к участникам виртуальной коммуникации, а также анализировались реакции на заявленные темы. Была построена иерархия основных стрессогенных факторов, описываемых матерями - участницами форума: здоровье детей; трудности, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, ощущение родительской некомпетентности; неудовлетворенность социально-бытовой сферой; трудности в семейных отношениях; проблемы с собственным здоровьем; комплексы, связанные с внешностью и образом жизни; негативное мироощущение, ощущение одиночества. Появляются и закрепляются темы, направленные на выплеск положительных эмоций и выход из эустресса: «Раздели со мной радость», «У меня радость!», что может говорить о том, что у женщин имеется потребность совладать с позитивным стрессом, а также с помощью подачи жизнеутверждающей информации, с одной стороны, нивелировать проявления повседневного стресса, а с другой - отвлечь участников форума от их проблем [2].
Названия отражают те копинг-стратегии, к которым чаще прибегают женщины, имеющие детей в виртуальном пространстве: обращение, пассивная кооперация (поиск социальной поддержки), проблемный анализ, эмоциональная разгрузка, агрессивность, протест, конструктивная активность, сотрудничество. При этом выявленные стратегии относятся преимущественно к адаптивным (4) и относительно-адаптивным (3) и лишь агрессивность является неадаптивной стратегией совладающего поведения. Достаточно частое проявление агрессивности, на наш взгляд, обусловлено анонимностью высказываний и низкой значимостью поддержания отношений с некоторыми участниками форума (Е.В. Тихомирова, 2014) [2].
Также было выявлено, что виртуальная самоорганизация является средством избавления от страхов материнства с одной стороны, и фактором возникновения новых - с другой. Нами было проведено пилотажное исследование, которое позволило выделить группы актуальных страхов у женщин на раннем этапе материнства (обследовано 30 женщин с детьми до 3-х лет, из них 15 женщин с одним ребенком и 15 женщин с опытом материнства). По результатам частотного анализа была выстроена иерархия переживаемых страхов в изучаемый период: страх за здоровье и жизнь ребенка - 40% (из них: неправильный уход за ребенком - 60%; дру-
гие внешние факторы - 40%); страх неправильно воспитать ребенка - 24%; страх за будущее ребенка (кем он вырастет) - 12%; страх несоответствия идеалу матери - 8%; страх, что другим детям не будет уделяться должного внимания - 8%; страх профессиональной невостребованности - 4%; страх новой беременности - 4%.
Одной из главных причин появления страхов, женщины, составившие выборку пилотажного исследования, считают низкий уровень собственной компетентности в вопросе о детях. Чтобы преодолеть страхи, женщины прибегают к самообразованию, общаются на нтернет-форумах и прислушиваются к материнскому инстинкту: «для себя я решила, что буду прислушиваться к природе и относиться к материнству максимально естественно», «справиться помогает изучение болезней, опыт и общение с экспертом, с другими матерями», «помогают знания и анализ ситуации». 90% выборки женщин указывали участие в нтер-нет-сообществах как ресурс избавления от страхов (Е.В. Тихомирова, А.В. Цветкова, 2015) [5].
Мы приходим к выводу, что изучение социальной самоорганизации матерей как в реальном, так и в виртуальном пространстве на основе полипара-дигмального подхода, объединяющего субъектно-деятельностную, когнитивную и коммуникативную парадигму, позволит более широко взглянуть на проблему неоднозначности связи включенности в сетевые сообщества и самоэффективностью женщин, имеющих детей. Исследование виртуальной самоорганизации матерей в контексте интегра-тивного подхода к совладающему поведению личности позволит выделить и описать условия, при которых участие в нтернет-сообществах будет являться ресурсом совладающего поведения матери, самостоятельной копинг-стратегией или полем для реализации других стратегий совладания, что в свою очередь внесет вклад в дифференциацию соответствующих понятий. На основе результатов эмпирического исследования будет выявлено и описано возможное деструктивное влияние социальной самоорганизации матерей в виртуальном пространстве на эмоциональные отношения женщин со значимыми другими, в том числе с детьми.
Исследование ресурсности и психологических издержек социальной самоорганизации матерей в виртуальном и реальном пространствах позволит расширить представление о механизмах повышения эффективности материнства в современном обществе, определить пути профилактики деза-даптивных форм поведения и оказания психологической помощи женщинам, имеющим детей, а так же повысить объяснительный и прогностический потенциал психологической науки в области материнства. Комплексное теоретико-эмпирическое исследование феномена социальной самоорганизации матерей позволит разработать систему
Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них
оказания помощи матерям в трудных жизненных ситуациях с рациональным использованием сетевых возможностей. Данное направление является нашим приоритетом на сегодняшний день.
Библиографический список
1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.
2. Тихомирова Е.В., Цветкова А.В. Виртуальная самоорганизация как средство преодоления страхов женщин на раннем этапе материнства // Психология психических состояний: сб. материалов по итогам IX Междунар. зимней школы по психологии состояний / отв. ред. Л.В. Артищева. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. - С. 149-152.
3. Тихомирова Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. -№ 1. - С. 66-69.
4. Тихомирова Е.В., Беляева С.В. Социально-психологические характеристики преодоления жизненных трудностей Интернет-пользователями // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 156-160.
5. Тихомирова Е.В. Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности // Сибирский педагогический вестник. -2014. - № 3. - С. 163-167.
УДК 159.9:316.6
Авраменко Наталия Николаевна
кандидат психологических наук Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ И СТРАТЕГИЯХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В НИХ
В статье представлены результаты исследования, целью которого выступило изучение стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов и выделение условий, которые определяют выбор этих стратегий. Показано, что студенты предпочитают активный вариант совладания - преодоление, их действия ориентированы на достижение, на практическое изменение трудной ситуации. Они вырабатывают план действий, вовлекают других людей в процесс решения проблем, могут проявлять агрессию. Для студентов не характерны такие формы поведения, которые соответствуют понятию «переживание». Многие из них не оказывались в особых жизненных ситуациях, которые невозможно разрешить с помощью предметно-практической и познавательной деятельности. Предпочтение студентами некоторых копинг-стратегий связано с наличием у них акцентуаций характера.
Ключевые слова: личностное развитие, трудные жизненные ситуации, копинг, копинг-стратегии, акцентуации характера.
Преодоление возникающих трудностей и психологическое благополучие человека - значимая и актуальная сегодня область психологии. Умение решать свои психологические проблемы является важным показателем адаптированности человека к условиям жизни и его уровня личностного развития.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [4, с. 6]. Таким образом, она является фрустрирующей, источником повышенного напряжения и тревоги. Осознание необходимости изменений возникает не у каждого человека, оказавшегося в ТЖС. Для этого личность должна рассматривать её как проблемную, требующую определённых интеллектуальных усилий с её стороны, ответственности за происходящее и активности.
Поведение в ТЖС стало предметом изучения во второй половине ХХ века. В зарубежной психологии возникло направление, связанное с изучением «ко-пинга» («coping» - справляться, совладать - в переводе с англ.) личности. Понятие «копинг» введено Л. Мерфи в 1962 году. В настоящее время оно используется для изучения поведенческих, когнитивных и эмоциональных действий личности в любых трудных жизненных ситуациях. Совладающее поведение реализуется через стратегии. Они образованы различными способами этого поведения.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии [11]. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, при котором человек самостоятельно строит план её решения, при этом может обратиться за помощью к другим, искать дополнительную информацию. Эмоционально-фокусированные стратегии не предполагают конкретных действий, так как человек старается не думать о проблеме. Сон, еда, алкоголь, музыка, вовлечение других людей в свои переживания помогают ему в этом.