Научная статья на тему 'Социально-психологические характеристики преодоления жизненных трудностей интернет-пользователями'

Социально-психологические характеристики преодоления жизненных трудностей интернет-пользователями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВЛАДАНИЕ / РЕСУРС / INTERNET COMMUNICATION / INVOLVEMENT / SELF-EFFICACY / COPING / RESOURCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна, Беляева Снежана Вячеславовна

В статье рассматривается проблема особенностей преодоления жизненных трудностей участниками интернет-коммуникации с разной степенью включенности. Подробно описываются критерии включенности субъекта в сетевую коммуникацию, связи социально-психологических особенностей личности пользователя и применяемых им стратегий совладающего поведения, как в ситуации реального непосредственного общения, так и в интернет-пространстве. Раскрывается необходимость рассмотрения участия в интернет-сообществах как стратегии, ресурса совладающего поведения личности и поля для реализации иных копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological characteristics of overcoming the difficulties of life Internet users

The article considers the problem of the peculiarities of overcoming life's difficulties in the participants of the Internet communication with different degrees of involvement. The criteria for inclusion of a subject into network communication, socio-psychological characteristics of personality of a user and coping strategies used by him or her both in the situations of real communication and in Internet medium have been detailed. Need for consideration of participation in online communities as a strategy, resource, coping behaviour and the implementation of other coping strategies has been revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические характеристики преодоления жизненных трудностей интернет-пользователями»

тийский медицинский образовательный центр, 2011. - С. 256-267.

2. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / сост. Н.Е. Покровский. -М.: Прогресс, 1989. - С. 114-128.

3. Гернер К.А. Копинг ресурсы субъектов с тяжёлыми заболеваниями: Квалификационная работа. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

4. Крюкова Т.Л. Когнитивная психология совла-дания с одиночеством // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. -№ 2. - С. 93-97.

5. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Результаты русскоязычной адаптации «Шкалы Одиночества» (LS) Дженни де Йонг Гервельд и Т. фон Тилбурга, 1999 // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 63-69.

6. Крюкова Т.Л., Шаргородская О.В. Социокультурный контекст копинга в ситуации болезни (ВИЧ-

инфекции) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 135-142.

7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология: Журнал высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55-81.

8. Шаргородская О.В. Совладание поведение у ВИЧ-инфицированных людей: Квалификационная работа. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

9. Biswas U.N. Promoting Health and Well-being in Lives of People Living with HIV and AIDS // Psychology and Developing Societies. 2007.

10. Crawford N. 'HIV needs psychology' // APA monitor. 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. apa.org/monitor/nov02/hiv.aspx (дата обращения 3.08.2014).

11. Psychological support for people living with HIV : Report. July 2014. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nat.org.uk/media/Files/ Publications/July-2010-Psychological-support-for-PLHIV.pdf (дата обращения 4.08.2014).

УДК 159.923

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук

Беляева Снежана Вячеславовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

В статье рассматривается проблема особенностей преодоления жизненных трудностей участниками интернет-коммуникации с разной степенью включенности. Подробно описываются критерии включенности субъекта в сетевую коммуникацию, связи социально-психологических особенностей личности пользователя и применяемых им стратегий совладающего поведения, как в ситуации реального непосредственного общения, так и в интернет-пространстве. Раскрывается необходимость рассмотрения участия в интернет-сообществах как стратегии, ресурса совладающего поведения личности и поля для реализации иных копинг-стратегий.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, включенность, самоэффективность, совладание, ресурс.

Наше время характеризуется огромным развитием науки, техники, компьютерных технологий, что трансформирует многие сферы жизни человека, в том числе и общение. Неимоверную популярность приобретает виртуальная коммуникация, т.е. общение в сети Интернет. Большое количество людей, находясь в состоянии повседневного напряжения, острого и хронического стресса выбирают именно виртуальную среду для актуализации внутренних, привлечения внешних ресурсов, в целях повышения жизнестойкости, приращения жизненной энергии. По проблеме стресса имеется достаточно обширное количество научно-исследовательских трудов и публикаций (Г. Селье и его школа, У Кеннон, Р. Лазарус, А.Вальдман, Н.Х. Ризви, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров и другие). Научное осознание

и изучение проблемы стресса в настоящее время не угасает, что отражает стремление к удовлетворению актуальных потребностей общества в борьбе и совладании со стрессами современной жизни. Основными в понимании копинг-поведения (сoping) изначально являлись подходы, которые разрабатывались зарубежными исследователями (Р. Лазарус и С. Фолкман, К. Карвер, Дж. Ормел и Р. Сандерман, Х. Хекхаузен и др.). В последствии, с 90-х годов XX века отечественные психологи также стали изучать и изучают на данный момент явления, связанные с совладающим поведением (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, В.С. Мерлин, С.К. Нартова-Бочавер, В.Д. Небылицын, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова и др.). Но, несмотря на большое количество публикаций по данной проблематике, изучению участия

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Тихомирова Е.В., Беляева С.В., 2014

в виртуальных сообществах в ракурсе совладания и самоэффективности личности посвящено лишь небольшое количество исследований (А.С. Агола-кова, И.Р. Сушков, Н.С. Козлова), при этом наблюдается их некая однонаправленость. В свою очередь высокая включенность современного поколения в виртуальное пространство носит явно неоднозначный характер и нуждается в комплексной проработке.

В исследовании А.С. Аголаковой по изучению интернет-коммуникации в контексте изучения ко-пинг-стратегий современной молодежи было выявлено, что для активных интернет-пользователей виртуальное общение является средством поиска эмоциональной поддержки. Неактивные интернет-пользователи в меньшей степени склонны искать эмоциональную помощь и поддержку от других людей в интернет-коммуникации (А.С. Аголакова, 2010) [1]. В свою очередь, И.Р. Сушков и Н.С. Козлова также попытались рассмотреть взаимосвязь копинг-стратегий человека с его внедренностью в интернет-пространство. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что включенность в интернет-пространство не является самостоятельным копингом, но при этом она дает возможность проявлять характерные тенденции личности в плане выбора стратегий поведения (И.Р. Сушков, Н.С. Козлова, 2013) [4]. Понимая со-владающее поведение в рамках интегративного подхода, мы приходим к выводу, что явно недостаточно анализировать виртуальное общение исключительно с точки зрения стратегий совладающего поведения.

Опираясь на определение стратегии совладаю-щего поведения (Zeidner, Endler, 1996) [6], которая понимается как основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам (Т.Л. Крюкова, 2004) [2], мы можем сказать, что обращение к участию в интернет-сообществах как конкретное, осознанное, систематическое действие может являться для субъекта определенной стратегией совладания. В тоже время субъект может использовать возможности своего участия для реализации в интернет-пространстве различных копинг-стратегий. Многие в таком общении ищут помощи, поддержки, понимания и одобрения, некоторым таким образом проще выплеснуть свои эмоции, а кто-то, возможно, использует виртуальные сообщества как способ отстраниться от переживаний, забыться и избежать проблем. При осознании возможностей участия в интернет-сообществах для борьбы с трудными ситуациями, а также с повседневным стрессом, данный вид включенности становится для субъекта ресурсом (Е.В. Тихомирова, 2014) [5]. Изучение участия в виртуальных сообществах на

основе полипарадигмального подхода, объединяющего субъектно-деятельностную, когнитивную и коммуникативную парадигму, позволит более широко взглянуть на проблему неоднозначности связи включенности в сетевые сообщества и самоэффективностью молодежи.

В рамках данной проблемы было проведено исследование, предметом которого выступал характер связи участия в интернет-сообществах и совла-дающего поведения со стрессом современной молодежи. Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики 80 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Первая группа испытуемых для проведения первого этапа исследования состояла из 50 человек. Все испытуемые - участники виртуальных сообществ. Далее все испытуемые были разделены на 2 группы, в зависимости от характера вовлеченности в интернет-сообщества и в сетевую интернет-коммуникацию. В первую группу вошли 25 человек с высокой степенью включенности (экспериментальная группа), а во вторую 25 пассивных участников (контрольная группа), из них 20 человек были отобраны для анализа дневниковых записей, что было необходимо для 2 этапа исследования.

Вторую независимую группу испытуемых для проведения 3 этапа исследования составили 30 пользователей участников интернет-форума «Костромама СП».

Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, состоящий из авторского полустандартизированного опросника и 5 стандартизированных тестов (Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire авторов Folkman и Lazarus (1988), адаптированный Т.Л. Крюковой (2004)); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге); диагностика личностных черт Айзенка (Опросник EPI -Экстраверсия-интроверсия-нейротизм (1963)); методика исследования самоотношения (тест-опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (1989); шкала субъективного благополучия (Perrudent-Badox, Mendelsohn и Chiche, 1988; адаптирована М.В. Соколовой и проведена в НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова). Также был использован метод анализа дневниковых записей и просмотра контента интернет-форума в течение месяца. Для обработки эмпирических результатов использовались методы статистической обработки данных.

В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам.

На первом этапе исследования мы выяснили, что существуют значимые различия в характере вовлеченности в интернет-сообщества у современной молодежи. Используя в качестве методологической основы результаты исследования A.A. Се-

лютина [3], в нашем исследовании мы применяем такую терминологию, как «активная» включенность и «пассивная» вовлеченность субъектов в интернет-сообщество. Активные участники виртуальных сообществ имеют более положительное отношение к своей вовлеченности в данную среду коммуникации и взаимодействия, а также больше ценят возможность посещения. Они формируют свой образ в интернет-сообществах, с помощью фото, видео, виртуальных статусов и различной информации, создают и поддерживают контакты с другими участниками. Им нравится не только получать нужную и интересную информацию, но и активно обмениваться ей.

Пассивно-вовлеченным пользователям больше свойственно потребление интересующей их информации, сюда относится просмотр тем, новостей, скачивание различных файлов. Они не стремятся к активным знакомствам и общению, а в основном лишь стараются поддерживать контакты с родственниками и старыми друзьями. Также было выявлено, что невозможность участия активных пользователей в интернет-сообществах может вызвать у них состояние психологического напряжения, или даже стресса. У пассивно-вовлеченных фрустрация по этому поводу не была выявлена, т. е. они спокойно относятся к отсутствию возможности выхода в виртуальное сообщество.

Были обнаружены значимые различия между личностными особенностями активных и пассивных пользователей интернет-сообществ. Активные участники имеют экстровертированные черты, являются более открытыми (и = 163,0000 при р-^е1 < 0,002), уверенными в себе (и = 140,0000 при р-^е1 < 0,0007), обладают высокой самоценностью (и = 139,0000 при р-1еуе1 < 0,0006), самопринятием (и = 115,0000 при р-^е1 < 0,0001) и самопривязанностью (и = 65,5000 при р-^е1 < 0,000001). Они воспринимают себя как уверенных, самостоятельных, волевых людей. Ощущают богатство своего внутреннего мира, ценность собственной личности и предполагают ценность собственного Я для других. Они испытывают симпатию по отношению к самим себе, ощущают полное принятие собственного Я. В тоже время уровень стрессоустойчивос-ти в этой группе испытуемых выявлен более низкий, т.е. они имеют достаточно высокую степень стрессовой нагрузки и низкую сопротивляемость ей. В таком состоянии им свойственно применение таких стратегий совладающего поведения, как дистанцирование и конфронтация.

Что касается выборки пассивных пользователей интернет-сообществ, то для них более свойственна такая черта личности как самообвинение (и = 183,0000 при р-^е1 < 0,011). Они видят причину своих неудач и промахов в себе, своих действиях, готовы признавать свои собственные ошибки, но иногда это может доходить до самоуничиже-

ния. В тоже время уровень стрессоустойчивости в данной выборке значительно выше. В состоянии стресса и напряжения для них характерно использование такой копинг-стратегии, как принятие ответственности.

Исследуя связи между личностными характеристиками и особенностями совладающего поведения в каждой группе испытуемых, мы обнаружили, что в группе активных пользователей испытуемые с такими выраженными качествами как саморуководство, самоценность, самопринятие в стрессовом состоянии чаще прибегают к положительному переоцениванию напряженной ситуации. Молодые люди и девушки, обладающие высокой самоценностью, самопринятием, а также, более уверенные в своей значимости для окружающих в состоянии стресса предпочитают планировать ход своих действий для решения проблемной ситуации (Я = 0,45, р-^е1 < 0,023). Совершенно не свойственна такая стратегия как планирование решения проблемы для людей, обладающих повышенной внутренней конфликтностью (Я = -0,46, р-^е1 < 0,021), а также самообвинением, чаще они стараются мысленно отстранится, убежать от проблемы. Дистанцирование от стрессовых событий чаще предпочитают активные участники с низкой стрессоустойчивос-тью (Я = 0,42, р-^е1 < 0,037). А к поиску социальной поддержки прибегают активные интернет-пользователи, обладающие высокой самопривязанностью ^=0,42, р-^е1 < 0,035). В состоянии напряжения активные пользователи достаточно часто используют такую стратегию как конфронтация. Для использования такой копинг-стратегии необходимы как раз те качества, которые мы обнаружили у активных участников: экстраверсия, открытость, самоуверенность, самоценность, самопринятие. Пассивным пользователям больше свойственна стратегия принятие ответственности. Такие люди больше погружены в свой внутренний мир, они отличаются повышенным познанием собственного Я. Это подтверждается таким выявленным качеством как самообвинение, а так же и выявленной интроверсией.

На втором этапе эмпирического исследования, после обработки результатов, полученных при помощи контент-анализа дневниковых записей и последующей статистической обработки, мы пришли к выводу, что активные пользователи в отличие от пассивных в большей степени осознают возможности собственного участия в интернет-сообществах для совладания со стрессовыми событиями жизни: «Я была раздражена, зашла чтобы выговориться, была расстроена отъездом молодого человека, зашла в сеть чтобы отвлечься», «Я знаю, что после этого мне станет легче, я смогу заснуть», «Там меня поймут» (ф = 4,146, при р-^е1 < 0,00). Для них оно является ресурсом совладающего поведения. Также в группе активных участников нам

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

удалось обнаружить более частое изменение состояния испытуемых после посещения виртуальных сообществ, как в сторону улучшения (ф = 2,994, при р-^е1 < 0,00), так и ухудшения эмоционального состояния. Это говорит о том, что коммуникация в сети может вызывать состояние внутреннего напряжения, т.е. являться стрессогенным фактором, но в тоже время участие в виртуальных сообществах может способствовать восстановлению жизненных сил субъекта.

На третьем этапе исследования, мы провели контент-анализ высказываний участниц форума «Костромама СП» и после проведения статистической обработки данных, выяснили, что в стрессовых ситуациях к систематическому участию в виртуальных сообществах чаще прибегают активно-вовлеченные пользователи. Осознанность (ф = 4,146, р-^е1 < 0,00), систематичность использования возможностей интернет-коммуникации (ф = 2,437, р-^е1 < 0,00), а также положительный эффект использования виртуальных сообществ с целью адаптации и борьбы с напряжением и стрессом (ф = 2,994, р-^е1 < 0,00), говорит о том, что обращение к интернет-сообществам в состоянии стресса может являться самостоятельной стратегией совладающего поведения. Также нам удалось обнаружить, какие стратегии совладающего поведения применяют пользователи данных двух групп именно в интернет-пространстве.

Активные и пассивные участники в виртуальных сообществах для борьбы со стрессом применяют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и планирование решения проблемы, но все же активные участники в состоянии напряжения в интернет-среде гораздо чаще прибегают к данным стратегиям совладающего поведения. И также необходимо отметить, что именно для активных пользователей характерно использование такой стратегии как конфронтация, т.е. борьба со стрессом агрессивными, рисковыми методами. Осознанно отстраняясь от проблемы в реальной жизни, они могут переносить ее решение в виртуальную среду, где уже могут планировать, как лучше решить проблему, или могут обратиться за помощью и поддержкой к другим пользователям.

Круг стрессовых ситуаций, с которыми совладают пользователи, не ограничивается несколькими конкретными темами, он достаточно обширный, начиная от небольшого недовольства погодой и заканчивая обсуждением серьезных болезней и даже смертельных случаев. Девушки выплескивают свои накопившиеся эмоции, делятся переживаниями, просят поддержки, совета и помощи друг у друга. В нашей выборке 93% участниц данного форума использовали стратегию «поиск социальной поддержки» для борьбы со стрессом в виртуальном пространстве (ф = 2,32, р-^е1 < 0,00). Копинг-стра-тегия «конфронтация» также достаточно популяр-

на у активных пользователей. В нашей выборке в стрессовых ситуациях к ней обращались 33% участниц (ф = 1,93, p-level < 0,03). В основном, круг решаемых проблем с помощью данной стратегии касался непосредственно деятельности на форуме. Участницы могли грубо спорить, агрессивно обсуждать друг с другом какую-либо напряженную ситуацию, доказывать свою правоту в темах, связанных с выигрышами в конкурсах на данном интернет-форуме, а также вещей и заказов, которые не удовлетворяли пожелания участниц.

И последней явно предпочитаемой стратегией совладающего поведения являлась «планирование решения проблемы» (ф = 2,08, p-level < 0,02). Ее применяли 47% активно вовлеченных девушек при решении в основном серьезных проблем, которые касаются болезней, несчастных случаев, потерь. Переживая о случившемся, не оставаясь равнодушными, они отписывались о том, какую помощь они могут предоставить, чем смогут помочь другим людям, попавшим в трудную ситуацию.

Можно сказать, что активно-вовлеченные участники виртуальных сообществ в стрессовых ситуациях чаще всего используют такие стратегии со-владающего поведения как поиск социальной поддержки, конфронтация и планирование решения проблемы, что касается копинга, ориентированного на избегание, то таких данных обнаружено не было. На наш взгляд, необходимо отметить еще одну такую особенность активных участниц форума, как рассказы и чтение страшных историй в ночное время суток. Число данных участниц составляет 46% от всей выборки активно-вовлеченных пользователей. Данный феномен можно объяснить тем, что девушки, которые участвуют в форуме являются молодыми мамами, данный период жизни которых не отличается особым разнообразием, основной их деятельностью является уход за ребенком и домашние дела, и на наш взгляд, читая эти истории они получают некоторый эмоциональный всплеск, которого им не хватает им в этот период времени.

Таким образом, мы приходим к выводу, что обращение к виртуальному пространству, участие в интернет-сообществах в настоящее время может являться при разных условиях ресурсом, стратегией и полем для реализации других стратегий совладающего поведения личности. В тоже время нести в себе ряд психологических издержек, так как увеличивает риск постепенной деперсонализации и депривации эмоционального отношения к жизни и социуму.

Библиографический список

1. Аголакова А.С. Интернет-коммуникации в контексте изучения копинг-стратегий современной молодежи // Материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых «Психология XXI века» /

под науч. ред. О.Ю. Щелковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 513 с.

2. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

3. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35 (173). - Филология. Искусствоведение. - Вып. 37. - С. 138-141.

4. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Взаимосвязь ко-

пинг-стратегий личности и ее вовлеченности в интернет-пространство // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

2013.

5. Тихомирова Е.В. Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности // Сибирский педагогический вестник. -

2014. - № 3. - С. 163-167.

6. Zeidner M., Endler N.S. Handbook of coping. -New York: Wiley, 1996.

УДК 159.93

Азарных Татьяна Дмитриевна

кандидат биологических наук, доцент Воронежский государственный университет инженерных технологий

[email protected]

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ, ЖЕНСКИЙ ПОЛ И ГЕНДЕР

В статье излагаются результаты изучения выраженности посттравматического стресса (ПТС) у девушек-студенток вузов в возрасте 18—20 лет с высокой и низкой маскулинностью. Установлено, что высокая маскулинность у девушек является протектором ПТС. Полученные данные могут быть использованы для прогноза течения ПС у женщин, а также профессионального отбора.

Ключевые слова: посттравматический стресс, юношеский возраст, женщины, гендер.

Посттравматические стрессы (ПТС), крайней выраженностью которого является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) включают весь спектр нарушений психики, возникающих после переживания страха, ужаса или беспомощности [6, с. 13-14]. Общая нестабильность в стране приводит к росту криминальных, в том числе агрессивных, действий против личности, в последнее время к ним прибавляется также такой мощный экстремальный фактор как террористические акты. Все это затрагивает большое количество людей и делает необходимым изучение ПТС у гражданского населения, в том числе и у женщин. Кроме того увеличение числа служащих в армии женщин, являющееся мировой тенденцией, также диктует необходимость изучения влияния тяжелых стрессов на их психическое здоровье. Между тем в некоторых исследованиях показано, что ПТС у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин [8] и приводят к нарушению психического здоровья ее детей [9], увеличивая число жертв.

Ранее установлено, что у девушек в норме (нет ПТС) усредненный профиль имеет вид 594 [1], т.е. является маскулинным и свидетельствует либо об отклонении поведения от полоролевых стереотипов, либо о несформированной гендерной идентичности. Под гендерной идентичностью понимается аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [4, с. 254]. Поскольку речь идет об усредненном профиле, то следует признать, что

маскулинность, под которой понимаются нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [4, с. 255], в популяции психически здоровых женщин является достаточно распространенной и поэтому требует специального изучения, в том числе и в связи с ПТС.

Целью данного исследования являлось изучение выраженности ПТС у девушек с высокой маскулинностью. В качестве гипотезы служило предположение о том, что выраженность ПТС, комор-бидных с ним состояний, а также личностных изменений будет меньше у девушек с высокой маскулинностью.

Личностный профиль определялся по СМИЛ (модифицированный MMPI) [5]; при кодировании профиля перечислялись все шкалы по нисходящей до 56 баллов (по Хатэуэю). При этом номера соответствуют следующим шкалам: 1 - невротический сверхконтроль, 2 - пессимистичность, 3 - эмоциональная лабильность, 4 - импульсивность, 5 - мужественность-женственность, 6 - ригидность, 7 -тревожность, 8 - индивидуалистичность, 9 - опти-мистичность, 0 - социальная интроверсия; оценочные шкалы обозначены буквами: L - ложь, F - достоверность, K - коррекция. В группу с высокой маскулинностью вошли девушки, у которых в профиле СМИЛ на первом месте находится шкала 5, в группу с низкой маскулинностью - все остальные. Определялись также следующие показатели: выраженность ПТС по Миссисипской шкале MS, гражданский вариант (T.M. Keane) [7, с. 43-46]

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Азарных Т.Д., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.