тийский медицинский образовательный центр, 2011. - С. 256-267.
2. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / сост. Н.Е. Покровский. -М.: Прогресс, 1989. - С. 114-128.
3. Гернер К.А. Копинг ресурсы субъектов с тяжёлыми заболеваниями: Квалификационная работа. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
4. Крюкова Т.Л. Когнитивная психология совла-дания с одиночеством // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. -№ 2. - С. 93-97.
5. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Результаты русскоязычной адаптации «Шкалы Одиночества» (LS) Дженни де Йонг Гервельд и Т. фон Тилбурга, 1999 // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2013. - Т. 19. - № 4. - С. 63-69.
6. Крюкова Т.Л., Шаргородская О.В. Социокультурный контекст копинга в ситуации болезни (ВИЧ-
инфекции) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 135-142.
7. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология: Журнал высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55-81.
8. Шаргородская О.В. Совладание поведение у ВИЧ-инфицированных людей: Квалификационная работа. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.
9. Biswas U.N. Promoting Health and Well-being in Lives of People Living with HIV and AIDS // Psychology and Developing Societies. 2007.
10. Crawford N. 'HIV needs psychology' // APA monitor. 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. apa.org/monitor/nov02/hiv.aspx (дата обращения 3.08.2014).
11. Psychological support for people living with HIV : Report. July 2014. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nat.org.uk/media/Files/ Publications/July-2010-Psychological-support-for-PLHIV.pdf (дата обращения 4.08.2014).
УДК 159.923
Тихомирова Елена Викторовна
кандидат психологических наук
Беляева Снежана Вячеславовна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ
В статье рассматривается проблема особенностей преодоления жизненных трудностей участниками интернет-коммуникации с разной степенью включенности. Подробно описываются критерии включенности субъекта в сетевую коммуникацию, связи социально-психологических особенностей личности пользователя и применяемых им стратегий совладающего поведения, как в ситуации реального непосредственного общения, так и в интернет-пространстве. Раскрывается необходимость рассмотрения участия в интернет-сообществах как стратегии, ресурса совладающего поведения личности и поля для реализации иных копинг-стратегий.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, включенность, самоэффективность, совладание, ресурс.
Наше время характеризуется огромным развитием науки, техники, компьютерных технологий, что трансформирует многие сферы жизни человека, в том числе и общение. Неимоверную популярность приобретает виртуальная коммуникация, т.е. общение в сети Интернет. Большое количество людей, находясь в состоянии повседневного напряжения, острого и хронического стресса выбирают именно виртуальную среду для актуализации внутренних, привлечения внешних ресурсов, в целях повышения жизнестойкости, приращения жизненной энергии. По проблеме стресса имеется достаточно обширное количество научно-исследовательских трудов и публикаций (Г. Селье и его школа, У Кеннон, Р. Лазарус, А.Вальдман, Н.Х. Ризви, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров и другие). Научное осознание
и изучение проблемы стресса в настоящее время не угасает, что отражает стремление к удовлетворению актуальных потребностей общества в борьбе и совладании со стрессами современной жизни. Основными в понимании копинг-поведения (сoping) изначально являлись подходы, которые разрабатывались зарубежными исследователями (Р. Лазарус и С. Фолкман, К. Карвер, Дж. Ормел и Р. Сандерман, Х. Хекхаузен и др.). В последствии, с 90-х годов XX века отечественные психологи также стали изучать и изучают на данный момент явления, связанные с совладающим поведением (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, В.С. Мерлин, С.К. Нартова-Бочавер, В.Д. Небылицын, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова и др.). Но, несмотря на большое количество публикаций по данной проблематике, изучению участия
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Тихомирова Е.В., Беляева С.В., 2014
в виртуальных сообществах в ракурсе совладания и самоэффективности личности посвящено лишь небольшое количество исследований (А.С. Агола-кова, И.Р. Сушков, Н.С. Козлова), при этом наблюдается их некая однонаправленость. В свою очередь высокая включенность современного поколения в виртуальное пространство носит явно неоднозначный характер и нуждается в комплексной проработке.
В исследовании А.С. Аголаковой по изучению интернет-коммуникации в контексте изучения ко-пинг-стратегий современной молодежи было выявлено, что для активных интернет-пользователей виртуальное общение является средством поиска эмоциональной поддержки. Неактивные интернет-пользователи в меньшей степени склонны искать эмоциональную помощь и поддержку от других людей в интернет-коммуникации (А.С. Аголакова, 2010) [1]. В свою очередь, И.Р. Сушков и Н.С. Козлова также попытались рассмотреть взаимосвязь копинг-стратегий человека с его внедренностью в интернет-пространство. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что включенность в интернет-пространство не является самостоятельным копингом, но при этом она дает возможность проявлять характерные тенденции личности в плане выбора стратегий поведения (И.Р. Сушков, Н.С. Козлова, 2013) [4]. Понимая со-владающее поведение в рамках интегративного подхода, мы приходим к выводу, что явно недостаточно анализировать виртуальное общение исключительно с точки зрения стратегий совладающего поведения.
Опираясь на определение стратегии совладаю-щего поведения (Zeidner, Endler, 1996) [6], которая понимается как основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам (Т.Л. Крюкова, 2004) [2], мы можем сказать, что обращение к участию в интернет-сообществах как конкретное, осознанное, систематическое действие может являться для субъекта определенной стратегией совладания. В тоже время субъект может использовать возможности своего участия для реализации в интернет-пространстве различных копинг-стратегий. Многие в таком общении ищут помощи, поддержки, понимания и одобрения, некоторым таким образом проще выплеснуть свои эмоции, а кто-то, возможно, использует виртуальные сообщества как способ отстраниться от переживаний, забыться и избежать проблем. При осознании возможностей участия в интернет-сообществах для борьбы с трудными ситуациями, а также с повседневным стрессом, данный вид включенности становится для субъекта ресурсом (Е.В. Тихомирова, 2014) [5]. Изучение участия в виртуальных сообществах на
основе полипарадигмального подхода, объединяющего субъектно-деятельностную, когнитивную и коммуникативную парадигму, позволит более широко взглянуть на проблему неоднозначности связи включенности в сетевые сообщества и самоэффективностью молодежи.
В рамках данной проблемы было проведено исследование, предметом которого выступал характер связи участия в интернет-сообществах и совла-дающего поведения со стрессом современной молодежи. Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики 80 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Первая группа испытуемых для проведения первого этапа исследования состояла из 50 человек. Все испытуемые - участники виртуальных сообществ. Далее все испытуемые были разделены на 2 группы, в зависимости от характера вовлеченности в интернет-сообщества и в сетевую интернет-коммуникацию. В первую группу вошли 25 человек с высокой степенью включенности (экспериментальная группа), а во вторую 25 пассивных участников (контрольная группа), из них 20 человек были отобраны для анализа дневниковых записей, что было необходимо для 2 этапа исследования.
Вторую независимую группу испытуемых для проведения 3 этапа исследования составили 30 пользователей участников интернет-форума «Костромама СП».
Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, состоящий из авторского полустандартизированного опросника и 5 стандартизированных тестов (Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire авторов Folkman и Lazarus (1988), адаптированный Т.Л. Крюковой (2004)); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге); диагностика личностных черт Айзенка (Опросник EPI -Экстраверсия-интроверсия-нейротизм (1963)); методика исследования самоотношения (тест-опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (1989); шкала субъективного благополучия (Perrudent-Badox, Mendelsohn и Chiche, 1988; адаптирована М.В. Соколовой и проведена в НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова). Также был использован метод анализа дневниковых записей и просмотра контента интернет-форума в течение месяца. Для обработки эмпирических результатов использовались методы статистической обработки данных.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам.
На первом этапе исследования мы выяснили, что существуют значимые различия в характере вовлеченности в интернет-сообщества у современной молодежи. Используя в качестве методологической основы результаты исследования A.A. Се-
лютина [3], в нашем исследовании мы применяем такую терминологию, как «активная» включенность и «пассивная» вовлеченность субъектов в интернет-сообщество. Активные участники виртуальных сообществ имеют более положительное отношение к своей вовлеченности в данную среду коммуникации и взаимодействия, а также больше ценят возможность посещения. Они формируют свой образ в интернет-сообществах, с помощью фото, видео, виртуальных статусов и различной информации, создают и поддерживают контакты с другими участниками. Им нравится не только получать нужную и интересную информацию, но и активно обмениваться ей.
Пассивно-вовлеченным пользователям больше свойственно потребление интересующей их информации, сюда относится просмотр тем, новостей, скачивание различных файлов. Они не стремятся к активным знакомствам и общению, а в основном лишь стараются поддерживать контакты с родственниками и старыми друзьями. Также было выявлено, что невозможность участия активных пользователей в интернет-сообществах может вызвать у них состояние психологического напряжения, или даже стресса. У пассивно-вовлеченных фрустрация по этому поводу не была выявлена, т. е. они спокойно относятся к отсутствию возможности выхода в виртуальное сообщество.
Были обнаружены значимые различия между личностными особенностями активных и пассивных пользователей интернет-сообществ. Активные участники имеют экстровертированные черты, являются более открытыми (и = 163,0000 при р-^е1 < 0,002), уверенными в себе (и = 140,0000 при р-^е1 < 0,0007), обладают высокой самоценностью (и = 139,0000 при р-1еуе1 < 0,0006), самопринятием (и = 115,0000 при р-^е1 < 0,0001) и самопривязанностью (и = 65,5000 при р-^е1 < 0,000001). Они воспринимают себя как уверенных, самостоятельных, волевых людей. Ощущают богатство своего внутреннего мира, ценность собственной личности и предполагают ценность собственного Я для других. Они испытывают симпатию по отношению к самим себе, ощущают полное принятие собственного Я. В тоже время уровень стрессоустойчивос-ти в этой группе испытуемых выявлен более низкий, т.е. они имеют достаточно высокую степень стрессовой нагрузки и низкую сопротивляемость ей. В таком состоянии им свойственно применение таких стратегий совладающего поведения, как дистанцирование и конфронтация.
Что касается выборки пассивных пользователей интернет-сообществ, то для них более свойственна такая черта личности как самообвинение (и = 183,0000 при р-^е1 < 0,011). Они видят причину своих неудач и промахов в себе, своих действиях, готовы признавать свои собственные ошибки, но иногда это может доходить до самоуничиже-
ния. В тоже время уровень стрессоустойчивости в данной выборке значительно выше. В состоянии стресса и напряжения для них характерно использование такой копинг-стратегии, как принятие ответственности.
Исследуя связи между личностными характеристиками и особенностями совладающего поведения в каждой группе испытуемых, мы обнаружили, что в группе активных пользователей испытуемые с такими выраженными качествами как саморуководство, самоценность, самопринятие в стрессовом состоянии чаще прибегают к положительному переоцениванию напряженной ситуации. Молодые люди и девушки, обладающие высокой самоценностью, самопринятием, а также, более уверенные в своей значимости для окружающих в состоянии стресса предпочитают планировать ход своих действий для решения проблемной ситуации (Я = 0,45, р-^е1 < 0,023). Совершенно не свойственна такая стратегия как планирование решения проблемы для людей, обладающих повышенной внутренней конфликтностью (Я = -0,46, р-^е1 < 0,021), а также самообвинением, чаще они стараются мысленно отстранится, убежать от проблемы. Дистанцирование от стрессовых событий чаще предпочитают активные участники с низкой стрессоустойчивос-тью (Я = 0,42, р-^е1 < 0,037). А к поиску социальной поддержки прибегают активные интернет-пользователи, обладающие высокой самопривязанностью ^=0,42, р-^е1 < 0,035). В состоянии напряжения активные пользователи достаточно часто используют такую стратегию как конфронтация. Для использования такой копинг-стратегии необходимы как раз те качества, которые мы обнаружили у активных участников: экстраверсия, открытость, самоуверенность, самоценность, самопринятие. Пассивным пользователям больше свойственна стратегия принятие ответственности. Такие люди больше погружены в свой внутренний мир, они отличаются повышенным познанием собственного Я. Это подтверждается таким выявленным качеством как самообвинение, а так же и выявленной интроверсией.
На втором этапе эмпирического исследования, после обработки результатов, полученных при помощи контент-анализа дневниковых записей и последующей статистической обработки, мы пришли к выводу, что активные пользователи в отличие от пассивных в большей степени осознают возможности собственного участия в интернет-сообществах для совладания со стрессовыми событиями жизни: «Я была раздражена, зашла чтобы выговориться, была расстроена отъездом молодого человека, зашла в сеть чтобы отвлечься», «Я знаю, что после этого мне станет легче, я смогу заснуть», «Там меня поймут» (ф = 4,146, при р-^е1 < 0,00). Для них оно является ресурсом совладающего поведения. Также в группе активных участников нам
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
удалось обнаружить более частое изменение состояния испытуемых после посещения виртуальных сообществ, как в сторону улучшения (ф = 2,994, при р-^е1 < 0,00), так и ухудшения эмоционального состояния. Это говорит о том, что коммуникация в сети может вызывать состояние внутреннего напряжения, т.е. являться стрессогенным фактором, но в тоже время участие в виртуальных сообществах может способствовать восстановлению жизненных сил субъекта.
На третьем этапе исследования, мы провели контент-анализ высказываний участниц форума «Костромама СП» и после проведения статистической обработки данных, выяснили, что в стрессовых ситуациях к систематическому участию в виртуальных сообществах чаще прибегают активно-вовлеченные пользователи. Осознанность (ф = 4,146, р-^е1 < 0,00), систематичность использования возможностей интернет-коммуникации (ф = 2,437, р-^е1 < 0,00), а также положительный эффект использования виртуальных сообществ с целью адаптации и борьбы с напряжением и стрессом (ф = 2,994, р-^е1 < 0,00), говорит о том, что обращение к интернет-сообществам в состоянии стресса может являться самостоятельной стратегией совладающего поведения. Также нам удалось обнаружить, какие стратегии совладающего поведения применяют пользователи данных двух групп именно в интернет-пространстве.
Активные и пассивные участники в виртуальных сообществах для борьбы со стрессом применяют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и планирование решения проблемы, но все же активные участники в состоянии напряжения в интернет-среде гораздо чаще прибегают к данным стратегиям совладающего поведения. И также необходимо отметить, что именно для активных пользователей характерно использование такой стратегии как конфронтация, т.е. борьба со стрессом агрессивными, рисковыми методами. Осознанно отстраняясь от проблемы в реальной жизни, они могут переносить ее решение в виртуальную среду, где уже могут планировать, как лучше решить проблему, или могут обратиться за помощью и поддержкой к другим пользователям.
Круг стрессовых ситуаций, с которыми совладают пользователи, не ограничивается несколькими конкретными темами, он достаточно обширный, начиная от небольшого недовольства погодой и заканчивая обсуждением серьезных болезней и даже смертельных случаев. Девушки выплескивают свои накопившиеся эмоции, делятся переживаниями, просят поддержки, совета и помощи друг у друга. В нашей выборке 93% участниц данного форума использовали стратегию «поиск социальной поддержки» для борьбы со стрессом в виртуальном пространстве (ф = 2,32, р-^е1 < 0,00). Копинг-стра-тегия «конфронтация» также достаточно популяр-
на у активных пользователей. В нашей выборке в стрессовых ситуациях к ней обращались 33% участниц (ф = 1,93, p-level < 0,03). В основном, круг решаемых проблем с помощью данной стратегии касался непосредственно деятельности на форуме. Участницы могли грубо спорить, агрессивно обсуждать друг с другом какую-либо напряженную ситуацию, доказывать свою правоту в темах, связанных с выигрышами в конкурсах на данном интернет-форуме, а также вещей и заказов, которые не удовлетворяли пожелания участниц.
И последней явно предпочитаемой стратегией совладающего поведения являлась «планирование решения проблемы» (ф = 2,08, p-level < 0,02). Ее применяли 47% активно вовлеченных девушек при решении в основном серьезных проблем, которые касаются болезней, несчастных случаев, потерь. Переживая о случившемся, не оставаясь равнодушными, они отписывались о том, какую помощь они могут предоставить, чем смогут помочь другим людям, попавшим в трудную ситуацию.
Можно сказать, что активно-вовлеченные участники виртуальных сообществ в стрессовых ситуациях чаще всего используют такие стратегии со-владающего поведения как поиск социальной поддержки, конфронтация и планирование решения проблемы, что касается копинга, ориентированного на избегание, то таких данных обнаружено не было. На наш взгляд, необходимо отметить еще одну такую особенность активных участниц форума, как рассказы и чтение страшных историй в ночное время суток. Число данных участниц составляет 46% от всей выборки активно-вовлеченных пользователей. Данный феномен можно объяснить тем, что девушки, которые участвуют в форуме являются молодыми мамами, данный период жизни которых не отличается особым разнообразием, основной их деятельностью является уход за ребенком и домашние дела, и на наш взгляд, читая эти истории они получают некоторый эмоциональный всплеск, которого им не хватает им в этот период времени.
Таким образом, мы приходим к выводу, что обращение к виртуальному пространству, участие в интернет-сообществах в настоящее время может являться при разных условиях ресурсом, стратегией и полем для реализации других стратегий совладающего поведения личности. В тоже время нести в себе ряд психологических издержек, так как увеличивает риск постепенной деперсонализации и депривации эмоционального отношения к жизни и социуму.
Библиографический список
1. Аголакова А.С. Интернет-коммуникации в контексте изучения копинг-стратегий современной молодежи // Материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых «Психология XXI века» /
под науч. ред. О.Ю. Щелковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 513 с.
2. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.
3. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35 (173). - Филология. Искусствоведение. - Вып. 37. - С. 138-141.
4. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Взаимосвязь ко-
пинг-стратегий личности и ее вовлеченности в интернет-пространство // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,
2013.
5. Тихомирова Е.В. Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности // Сибирский педагогический вестник. -
2014. - № 3. - С. 163-167.
6. Zeidner M., Endler N.S. Handbook of coping. -New York: Wiley, 1996.
УДК 159.93
Азарных Татьяна Дмитриевна
кандидат биологических наук, доцент Воронежский государственный университет инженерных технологий
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССЫ, ЖЕНСКИЙ ПОЛ И ГЕНДЕР
В статье излагаются результаты изучения выраженности посттравматического стресса (ПТС) у девушек-студенток вузов в возрасте 18—20 лет с высокой и низкой маскулинностью. Установлено, что высокая маскулинность у девушек является протектором ПТС. Полученные данные могут быть использованы для прогноза течения ПС у женщин, а также профессионального отбора.
Ключевые слова: посттравматический стресс, юношеский возраст, женщины, гендер.
Посттравматические стрессы (ПТС), крайней выраженностью которого является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) включают весь спектр нарушений психики, возникающих после переживания страха, ужаса или беспомощности [6, с. 13-14]. Общая нестабильность в стране приводит к росту криминальных, в том числе агрессивных, действий против личности, в последнее время к ним прибавляется также такой мощный экстремальный фактор как террористические акты. Все это затрагивает большое количество людей и делает необходимым изучение ПТС у гражданского населения, в том числе и у женщин. Кроме того увеличение числа служащих в армии женщин, являющееся мировой тенденцией, также диктует необходимость изучения влияния тяжелых стрессов на их психическое здоровье. Между тем в некоторых исследованиях показано, что ПТС у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин [8] и приводят к нарушению психического здоровья ее детей [9], увеличивая число жертв.
Ранее установлено, что у девушек в норме (нет ПТС) усредненный профиль имеет вид 594 [1], т.е. является маскулинным и свидетельствует либо об отклонении поведения от полоролевых стереотипов, либо о несформированной гендерной идентичности. Под гендерной идентичностью понимается аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [4, с. 254]. Поскольку речь идет об усредненном профиле, то следует признать, что
маскулинность, под которой понимаются нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [4, с. 255], в популяции психически здоровых женщин является достаточно распространенной и поэтому требует специального изучения, в том числе и в связи с ПТС.
Целью данного исследования являлось изучение выраженности ПТС у девушек с высокой маскулинностью. В качестве гипотезы служило предположение о том, что выраженность ПТС, комор-бидных с ним состояний, а также личностных изменений будет меньше у девушек с высокой маскулинностью.
Личностный профиль определялся по СМИЛ (модифицированный MMPI) [5]; при кодировании профиля перечислялись все шкалы по нисходящей до 56 баллов (по Хатэуэю). При этом номера соответствуют следующим шкалам: 1 - невротический сверхконтроль, 2 - пессимистичность, 3 - эмоциональная лабильность, 4 - импульсивность, 5 - мужественность-женственность, 6 - ригидность, 7 -тревожность, 8 - индивидуалистичность, 9 - опти-мистичность, 0 - социальная интроверсия; оценочные шкалы обозначены буквами: L - ложь, F - достоверность, K - коррекция. В группу с высокой маскулинностью вошли девушки, у которых в профиле СМИЛ на первом месте находится шкала 5, в группу с низкой маскулинностью - все остальные. Определялись также следующие показатели: выраженность ПТС по Миссисипской шкале MS, гражданский вариант (T.M. Keane) [7, с. 43-46]
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Азарных Т.Д., 2014