Научная статья на тему 'Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности'

Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / КОПИНГ-РЕСУРС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

В статье обоснована необходимость рассмотрения участия в интернет-сообществах с точки зрения совладающего поведения в рамках интегративного подхода. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности»

УДК 316.37

Тихомирова Елена Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, tichomirowa82@mail.ru, Кострома

участие в интернет-сообществах в контексте совладающего поведения личности

Аннотация. В статье обоснована необходимость рассмотрения участия в интернет-сообществах с точки зрения совладающего поведения в рамках интегративного подхода. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий.

Ключевые слова: участие, интернет-сообщество, интернет-коммуникация, совладающее поведение, копинг-стратегия, копинг-ресурс.

Tihomirova Elena Viktorovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Social Psychology of Kostroma State University (named after) N. A. Nekrasov, tichomirowa82@mail.ru, Kostroma

participation in online communities in the context of coping behaviour personality

Abstract. In the article the necessity of consideration of participation in online communities from the point of view of controlling behavior within an integrative approach. The results of the analysis of statements of the participants in the Internet forum allows to make a conclusion that participation in virtual communities can be considered in three interrelated aspects: as a coping resource, independent coping strategies and means of realizing other coping strategies.

Keywords: participation, online community, web communications, coping, coping strategy, coping resource.

Необходимость рассмотрения участия в интернет-сообществах в разрезе совладающего поведения личности и группы предопределена сложившейся картиной современной коммуникации, а также достаточно напряженной ситуацией общественного устройства. Большое количество людей, находясь в состоянии острого и хронического стресса нуждаются в поддержке, одобрении, им важно пообщаться, поделиться своей проблемой, чувствами, переживаниями, иногда просто эгоистично выплеснуть их, не думая о том, как это может отразиться на других людях и отношениях с ними. Нельзя сказать, что человеку необходима поддержка только в трудных жизненных ситуациях, существуют и различные повседневные стрессы, которые не вызывают столь сильного напряжения, но требуют вос-

полнения внутренних ресурсов личности. Многие, особенно представители молодого поколения, выбирают для этого именно виртуальную среду, различные интернет -сообщества. Необходимо отметить, что интернет-коммуникация в разрезе копинг-стра-тегий является сферой исследований многих авторов в последнее десятилетие (А. С. Аго-лакова, Ю. Н. Мураткина, В. В. Гриценко, М. Н. Ефременкова; И. Р. Сушков, Н. С. Козлова). Несмотря на это наблюдается некая односторонность исследований в этом научном направлении. Авторы пытаются изучить связь вовлеченности в интернет-коммуникацию и применяемых ими копинг-стратегий. Понимая совладающее поведение в рамках интегративного подхода, вслед за Т. Л. Крюковой, как сознательное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или

трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и данной ситуации [1], мы приходим к выводу, что явно недостаточно анализировать виртуальное общение только с точки зрения стратегий совладающего поведения.

Совладающее поведение является сознательным, системным явлением, оно направлено на активное преобразование ситуации или собственного состояния, на адаптацию человека к последующим воздействиям стрессоров в отличие от механизмов психологической защиты, которые неосознаваемы, направлены на вытеснение травмирующей информации из сознания, купирование тревоги и в случае их закрепления становятся дезадаптивными. Для совладания со стрессом человек использует различные копинг-стратегии - основанные на осознаваемых усилиях действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к окружающей среде, а также актуализирует копинг-ресур-сы. Вслед за И. Г. Малкиной-Пых, мы понимаем совладающее поведение как результат взаимодействия блока копинг-стратегий и копинг-ресурсов [3], т.е. осуществляется с помощью применения копинг-стратегий на основе копинг-ресурсов. Копинг-ресур-сы - это характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоу-стойчивость человека, - все то, что индивид интернализирует, осознает и привлекает для того, чтобы совладать.

Мы приходим к выводу, что анализ участия в сетевых сообществах, таких как форумы, социальные сети, чаты и т.д., должен быть направлен одновременно на два компонента. Один из них эмоционально-когнитивный компонент, отражающий факт осознания субъектом возможностей интернет-коммуникации для преодоления жизненных трудностей и борьбы с повседневным стрессом, что приводит к появлению интенции у субъекта использовать данный ресурс в стрессовых ситуациях. Второй компонент можно обозначить как деятельностно-по-веденческий, на основе которого участие в виртуальных сообществах рассматривается как стратегия совладающего поведения, при условии постоянного, осознанного использования такого способа выхода из

трудной жизненной ситуации, преодоления повседневного стресса. Участие в виртуальных сообществах, интернет-коммуникация могут выступать и как средство, психологическое специфическое пространство для использования и реализации различных ко-пинг-стратегий.

Рассмотрение участия в интернет-сообществах в качестве копинг-ресурса обусловлено современной ситуацией развития общества. Провозглашаемые права и свободы позволяют людям проявлять индивидуальную и групповую активность, принимать участие в решении общественных проблем, влиять на общественное устройство. С другой стороны, этот процесс сопровождается уменьшением социальных гарантий и государственного обеспечения. Трудные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современный человек практически ежедневно, требуют больших внутренних ресурсов и энергетических затрат, которых часто явно не достаточно для оптимизации процесса жизнедеятельности. Изучение ресурсов в последнее время привлекает внимание исследователей в различных отраслях научного поиска. Даже в зарубежной психологии, где проблема ресурсов исследуется уже более 30 лет, эта область считается достаточно перспективной (M. Aldwin, А. Antonovsky, B.J. Schmeichel, K.D. Vogs, C.J. Holahan, R. Lasarus, S. Folkman, B. Matheny, S. Taylor и др.). В отечественной психологии история исследований ресурсов насчитывает около десяти лет. В качестве ресурсов исследователи рассматривают когнитивные способности (А. А. Алексапольский, В. Н. Дружинин, Е. А. Сергиенко, М. А. Холодная), личностные черты (В. А. Бодров, Е. Ю. Кожевникова, Д. А. Леонтьев), социальные группы, к которым принадлежит личность и отношения в них (Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, Е. А. Петрова), а также, условия и объекты среды. Исходя из этих исследований, к классу ресурсов могут быть отнесены как внутренние переменные, так и внешние по отношению к субъекту объекты [6]. В этом контексте значительный интерес представляет поиск внешних и внутренних ресурсов совладания со стрессом как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Самоорганизация людей разного возраста и социального статуса в просоциальные

виртуальные большие контактные группы в настоящее время может способствовать со-владанию с различного рода трудными жизненными ситуациями. Они предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в виртуальном пространстве, а также для объединения сил субъектов общения для разрешения конфликтов и обмена мнениями, которые невозможно высказать в пространстве непосредственного взаимодействия. Единственным условием признания участия в данных сообществах в качестве копинг-ресурса, на наш взгляд, является факт осознания субъектом потенциальных возможностей групповой самоорганизации в ракурсе решения проблем.

Таким образом, мы приходим к выводу, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий.

Особенности участия молодых мам в виртуальном сообществе «Костромама СП».т (краткий обзор результатов).

В целях проверки гипотезы о том, что участие в виртуальных больших контактных группах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стра-тегий нами проводится лонгитюдное исследование контента форума «Костромама СП» с момента образования форума и по сегодняшний день, т.е. в течение четырех лет [5].

Краткое описание форума. Данный сайт появился 4 года назад. До этого момента он являлся топиком форума «КостромаМА», ориентированного на молодых мам, но в 2009 году был выделен в отдельный интернет-ресурс. В декабре 2009 года было зарегистрировано 16 новых пользователей, около 60 старых пользователей, он-лайн в среднем одновременно общались 29 пользователей. В первый год существования в месяц в среднем регистрировалось 248 пользователей, в дальнейшем наблюдался бурный рост с последующей стабилизацией прироста новых участников: в 2011г. - 639 пользователей в месяц, в 2012 г. - 666 пользователей в месяц, в 2013 г. - 625 пользователей в месяц. На март 2014 г. на форуме зарегистрировано

13102 пользователя, он-лайн в среднем общаются 1000 пользователей.

Каждому пользователю присваивается определенный статус, который обусловлен активностью, рейтингом, заработанной репутацией и стажем участия на форуме. «Жизненный путь» каждого участника начинается со статуса гость, в дальнейшем возможно присвоение следующих вариантов статусов: «участник», «участник СП», «староста СП», «орг СП», «надежный орг», «модератор», «главный модератор», «админ».

Направление деятельности нового ресурса изначально планировалось как организация совместных покупок в целях экономии денежных средств. Однако уже в первый месяц функционирования сайта наблюдались стихийные процессы самоорганизации участников форума, выражающиеся в создании тем, не вписывающихся в первоначальную задумку. По инициативе участников форума появились разделы форума «Болталка» и «Делимся опытом». В последующем появился раздел «Благотворительность».

В данных разделах участники создают различные темы, по результатам контент-анализа названий и сообщений в соответствующих темах мы приходим к выводу, что около 55% высказываний содержат описание острых и хронических стрессовых ситуаций и связаны с различными психологическими запросами к участникам интернет-коммуникации. Одно из первых решений участников форума стало создание постоянной особой темы - «Ругалочки», посвященной выяснению отношений между участниками форума, описанию конфликтных ситуаций из реальной жизни, личных проблем и выплеска эмоций. Необходимо отметить, что тема стала одной из самых популярных в сообществе и часто посещаемых. В течение каждого месяца возникает в среднем до 15-20 подобных тем, кратковременных и ситуативно обусловленных. К примеру: «Фотокрик. Нищая Кострома», «ААА... Я схожу с ума!», «Ремонт... лучше сразу застрелиться!», «Юве-нальная юстиция - геноцид!», «Фобии!», «Я одна такая?», «Соседи - больше не могу!», «Мы без воды ... очень ругаюсь!», «О наболевшем!», «Ушла из жизни».

С помощью контент-анализа материалов интернет-форума (детально проанализировано 60 тем - методом случайной выборки)

были выявлены поводы обращения за психологической поддержкой к участникам виртуальной коммуникации, а также анализировались реакции на заявленные темы. Так при анализе появляющихся тем была построена иерархия основных стрессогенных факторов, описываемых участниками форума: здоровье детей; трудности, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, ощущение родительской некомпетентности; неудовлетворенность социально-бытовой сферой; трудности в семейных отношениях; проблемы с собственным здоровьем; комплексы, связанные с внешностью и образом жизни; негативное мироощущение, ощущение одиночества.

При обсуждении многих тем участники высказывали потребность закрепить тему, т.к. считали ее актуальной для себя и предполагали возможность обращения к теме в последующем для решения собственных проблем (в 43% случаев), что в целом говорит, об осознании необходимости участия в теме в качестве копинг-ресурса, об этом же свидетельствуют следующие частые комментарии: «посижу-послушаю», «нужная тема», «отличная тема», «хочется поговорить», «загляну», «думала об этом, как хорошо, что открыли»...

Важно, что появляются и закрепляются темы, направленные на выплеск положительных эмоций и выход из эустресса: «Раздели со мной радость», «У меня радость!», что может говорить о том, что у людей имеется потребность совладать с позитивным стрессом, а также с помощью подачи жизнеутверждающей информации с одной стороны, нивелировать проявления повседневного стресса, а с другой - отвлечь участников форума от их проблем.

Было выявлено, что преобладают 4 типа описания заявленных топик-стартерами тем, содержащих описание стрессовых ситуаций. Мы им дали условные обозначения: «дайте совет» (34%), «обсудим...» (28%), «меня переполняют эмоции» (26%), «объединимся» (12%). Названия отражают те копинг-стра-тегии, к которым чаще прибегают участники сетевой коммуникации в виртуальном пространстве: обращение, пассивная кооперация (поиск социальной поддержки), проблемный анализ, эмоциональная разгрузка, агрессивность, протест, конструктивная

активность, сотрудничество. Среди выявленных копинг-стратегий, в соответствии с классификацией E. Heim [4], 1 относится к когнитивным стратегиям, 3 - к поведенческим и 4 - к эмоциональным копинг-стра-тегиям. При этом выявленные стратегии относятся преимущественно к адаптивным (4) и относительно-адаптивным (3) и лишь агрессивность является неадаптивной стратегией совладающего поведения. Достаточно частое проявление агрессивности, на наш взгляд, обусловлено анонимностью высказываний и низкой значимостью поддержания отношений с некоторыми участниками форума.

Мы приходим к подтверждению результатов исследований С.А. Лигер, о том, что коммуникационные копинг-ресурсы (в нашем случае интернет-коммуникационные) имеют тесную связь с поиском социальной поддержки [2]. Практически во всех темах можно встретить соответствующие высказывания: «девочки, посочувствуйте, мне!», «СОС! Больше нет сил!», «нужен совет», «как научиться жить в гармонии с этим вечно спешащим миром?», «боюсь», «запуталась», «что делать...?»

Исходя из анализа ответов, комментариев запросов топик-стартеров, мы приходим к выводу, что участники форума чаще прибегают к эмоционально-ориентированному стилю, и только во вторую и третью очередь к когнитивному и поведенческому стилю реагирования. Все ответы можно разделить, на наш взгляд, на 5 доминирующих групп:

- связанные с механизмом эмпатии (выражающие сопереживание, сочувствие) (36%): «кошмар», «очень жаль», «сочувствую», «жесть», «жуть какая», «все будет хорошо», «не отчаивайтесь», «я вас понимаю».;

- основанные на механизме идентификации (соотнесение с собственным опытом, отождествление) (23%): «у меня было так же», «я бы сделала так на вашем месте», «плачу», «до слез обидно», «мы-вселенские.. ». ;

- основанные на рефлексии (анализ, поиск решения, актуализация ресурсов инициатора) (20%): «давайте подумаем», «надо попробовать решить», «причин может быть много..», «а вы как думаете», «может обратиться к специалисту», «надо вникнуть, порыться в законах».;

- негативные, связанные с агрессией, кри-

тикой, нападением (16%);

- нейтральные (5%): «да», «бывает»...

Мы приходим к выводу, что в общей совокупности у участников общения в форуме преобладают относительно адаптивные стратегии совладающего поведения, связанные в основном с эмоциональным стилем реагирования.

Также в результате исследования было выявлено, что прибегнув к интернет-коммуникации в стрессовой ситуации один раз, участники в более чем 60% случаев начинают обращаться к такой форме решения проблем систематически и становятся постоянно действующими лицами в соответствующих разделах форума. Мы приходим к выводу, что участие в интернет-сообществах является самостоятельной копинг-стратегией.

Таким образом, мы приходим к подтверждению гипотезы о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других ко-пинг-стратегий.

Библиографический список

1. Крюкова Т. Л. Психология совпадающего поведения в разные периоды жизни: монография. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.

2. Лигер С. А. Формирование копинг-поведе-ния студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: дис. ... канд. психол. наук. - Бишкек, 1997. - 191 с.

3. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2007. - № 12. - С. 15-25.

4. Набиуллина Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). - Казань, 2003. - 98 с.

5. Тихомирова Е. В. Групповая самоорганизация как ресурс совладающего поведения в современном обществе // Психология стресса и со-владающего поведения : материалы III междунар. науч.-практ. конф. 2013 г. : в 2 т. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - С. 269-272.

6. Хазова С. А. О методах исследования психических ресурсов субъекта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 29-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.