Научная статья на тему 'Самоэффективность и совладающее поведение учащихся кадетского корпуса'

Самоэффективность и совладающее поведение учащихся кадетского корпуса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / ВОСПИТАНИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / CADETS / UPBRINGING / COPING BEHAVIOUR / COPING STRATEGIES / SELF-EFFICACY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманская Ирина Александровна, Тихомирова Елена Викторовна, Каменский Пётр Игоревич

Статья посвящена проблеме взаимозависимости самоэффективности личности и совладающего поведения учащихся кадетского корпуса. Авторы показывают актуализированную потребность рассмотрения аспекта совладания с жизненными трудностями у кадет в связи с высокой психологической и физической нагрузкой воспитанников, приводящей к стрессу, с одной стороны, и явной дифицитарностью знаний в этой области, с другой. Демонстрируются тенденции в сфере современного воспитания учащихся военных учебных заведений для детей. Раскрываются преимущества и психологические издержки кадетской системы. Особое внимание авторы уделяют понятию самоэффективности и рассматривают его и как ресурс совладания, и как характеристику личности, зависящую от успешности решения трудных задач. В заключение авторы приходят к выводу, что важным залогом конструктивного совладания и высокой самоэффективности кадет является сама система кадетской жизни. При этом авторы подчеркивают и наличие явных противоречий, требующих дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-efficacy and coping behaviour of pupils of the cadet corps

The article is devoted to the problem of the interdependence of individual self-efficacy and coping behaviour of pupils of the cadet corps. The authors show the actualised need to consider the aspect of coping with life hardship of a cadet due to the obvious lack of knowledge in this field, on the one hand, and the high psychological and physical stress of the pupils, on the other. We demonstrate trends in the field of modern upbringing of pupils of a children's military schools. Advantages and psychological costs of the Cadet system are revealed. The study substantiates the results of studies that demonstrate the relationship of constructive coping, stress resistance and individual self-efficacy. The authors pay special attention to the concept of self-efficacy and consider it both as a resource for coping and as a personal trait, depending on the success of solving difficult tasks. In conclusion, the authors tell that the system of a cadet's life itself is an important guarantee for constructive coping and high self-efficacy. At the same time, the authors emphasise the presence of obvious contradictions that require further study.

Текст научной работы на тему «Самоэффективность и совладающее поведение учащихся кадетского корпуса»

УДК 355.1: 159.922

Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук

Каменский Петр Игоревич

магистр психологии Костромской государственный университет umka44koоstroma@.yandex.ru, tichomirowa82@mail.ru

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Статья посвящена проблеме взаимозависимости самоэффективности личности и совладающего поведения учащихся кадетского корпуса. Авторы показывают актуализированную потребность рассмотрения аспекта совлада-ния с жизненными трудностями у кадет в связи с высокой психологической и физической нагрузкой воспитанников, приводящей к стрессу, с одной стороны, и явной дифицитарностью знаний в этой области, с другой. Демонстрируются тенденции в сфере современного воспитания учащихся военных учебных заведений для детей. Раскрываются преимущества и психологические издержки кадетской системы. Особое внимание авторы уделяют понятию самоэффективности и рассматривают его и как ресурс совладания, и как характеристику личности, зависящую от успешности решения трудных задач.

В заключение авторы приходят к выводу, что важным залогом конструктивного совладания и высокой самоэффективности кадет является сама система кадетской жизни. При этом авторы подчеркивают и наличие явных противоречий, требующих дальнейшего изучения.

Ключевые слова: кадеты, воспитание, совладающее поведение, копинг-стратегии, самоэффективность, мотивация.

Проблема исследования. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является создание условий для патриотического воспитания молодежи, подготовки юношей к службе в армии, а также стимулирование интереса подрастающего поколения к военной карьере. При этом военное образование ориентировано на молодых людей, отличающихся высоким уровнем развития когнитивных способностей, работоспособности, нервно-психической устойчивости, способности к социально-психологической адаптации, в том числе к экстремальным условиям. Уже на уровне поступления в кадетские корпуса к учащимся предъявляются достаточно серьезные требования, как в области физической, психологической готовности, так и интеллектуального развития.

Современный кадетский корпус - это особое образовательное учреждение, создающее условия для развития готовности и мотивации к дальнейшему освоению военных профессий молодыми людьми, а так же задачами которого являются интеллектуальное, физическое, морально-нравственное развитие личности, воспитание глубокого чувства патриотизма и готовности к служению Отечеству. Специфика систем обучения и воспитания в кадетском корпусе отражена в многочисленных поли-и монодисциплинарных исследованиях (Т.В. Федорова, 2009; В.В. Юдин, 2011; О С. Симанкова, 2013; Г.В. Боброва, 2014; А.Н. Гребенкин, 2015; М.В. Воропаев, И.К. Нижних, 2018...). При этом, столь актуализированный в современной социальной ситуации быстро изменяющегося мира психологический аспект затрагивается лишь в единичных публикациях. Так, в последнее время поднимаются вопросы

аутоагрессивного поведения кадет (И.А. Акинди-нова, Ю.В. Бабахина, 2017), лидерства в кадетской среде (Ю.В. Лопатин, 2011, 2015), адаптации к кадетскому корпусу (Н.В. Власова, 2015), ценностных ориентаций (Н.А. Дмитриева, 2012). В то же время специфика кадетского образования обуславливает необходимость обратить особое внимание на проблематику личностных ресурсов воспитанников, особенностей совладания со стрессом, предикторов их жизнестойкости.

Организация жизнедеятельности кадетской школы-интерната предполагает казарменный или полуказарменный режим пребывания, высокие дисциплинарные требования, повышенную умственную, физическую и психологическую нагрузку, раннюю сепарацию от родителей. С одной стороны, подобный режим способствует развитию высокого уровня самоорганизации, способности к тайм-менеджменту, готовности к необходимой мобилизации всего организма, как на физическом, так и на психологическом уровнях. С другой, повышенные требования к воспитанникам могут вызывать дискомфорт, утомляемость, повышенную тревожность, подверженность стрессам, чувство субъективного одиночества и т.п. Повседневная жизнь кадет и отдельные острые моменты могут восприниматься ими как трудные или стрессовые, что, в свою очередь, приводит к нежелательным последствиям: отчислению, побегу, суициду. В проживании этих ситуаций, конструктивном со-владании с ними значимую роль может играть самоэффективность личности кадета.

Под «самоэффективностью» в психологии принято понимать чувство индивидуальной эффективности и компетентности. Этот термин был

112

Вестник КГУ 2019

© Уманская И.А., Тихомирова Е.В., Каменский П.И., 2019

представлен в социально-когнитивной теории А. Бандуры в 70-е гг. ХХ в. Самоэффективность личности (self-efficiency) определяется индивидуальным отношением человека к производимой деятельности, осуществляемым при помощи обращения личности к внутренним персональным резервам, способностям развития, подбором определенных средств, действий и создания конкретного плана деятельности (Т.О. Гордеева, 2006).

Проблема самоэффективности достаточно широко представлена в работах как зарубежных авторов (М. Ерусалем, Дж. Капрара, Э. Лангер, Дж. Маддукс, Дж. Роттер, Д. Сервон, Р. Шварцер и др.) и отечественных ученых (О.О. Богатырева, Т.И. Васильева, Т.О. Гордеева, К.М. Гайдар, А. А. Погорелов, В.Г. Ромек, Е.А. Шепелева и др).

Опираясь на теорию А. Бандуры, мы рассматриваем самоэффективность как один из базовых ресурсов совладания со стрессом. При этом, анализируя исследования как отечественных (Е.А. Шепелева, Т.О. Гордеева, Т.Л. Крюкова, М.Р. Хачату-рова), так и зарубежных ученых (Р. Смит, Р. Лоу, А. Никольс и др.), мы приходим к выводу о соза-висимости и взаимообусловленности совладаю-щего поведения и самоэффективности личности. А.А. Погорелов, ссылаясь на Р. Лазаруса, С. Фол-кмана, Е. Фрайденберга, отмечает, что самоэффективность - это важный личностный фактор оценки стрессовой ситуации, влияет на процессы совлада-ния и помогает человеку использовать собственные ресурсы в стрессовых ситуациях (А.А. Погорелов, 2013). Т.е., с одной стороны, представления человека о собственной эффективности определяют степень усилий, предпринимаемых им для решения своих проблем, выбор стратегий совла-дающего поведения, но, с другой стороны - активное, успешное совладающее поведение повышает самоэффективность личности (Р. Смит, 1989). Особенно важно это в подростковом и юношеском возрасте, так как такая повседневная практика решения трудных ситуаций создает почву для формирования в целом адаптивного поведения.

Таким образом, в данной статье мы актуализируем проблему изучения самоэффективности кадет и особенностей их совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

Дизайн исследования. Мы предположили, что взаимосвязь самоэффективности и совладающего поведения кадет специфична, в связи с тем, что степень самоэффективности кадет выше, чем у их сверстников-школьников обычных общеобразовательных школ.

Базовыми методологическими подходами в работе выступили когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Ричардом Лазарусом и Сюзан Фолкман (R. Lazarus & S. Folkman, 1984), которая на сегодняшний день является наиболее распространенной. Авторы рассматривают совладание как «постоянно изме-

няющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» (Р. Лазарус, С. Фолкман, 1984). Теория самоэффективности А. Бандуры (А. Бандура, 1999), делает акцент на том, что, являясь когнитивным механизмом, самоэффективность осознается личностью, позволяет актуализировать мотивы и цели деятельности, влияет на возникновение эмоций, выбор форм поведения, возможности осуществления самоконтроля.

Методический инструментарий:

- методика Юношеская копинг-шкала Эрики Фрайденберг и Рамона Льюиса (1993) (адаптация Т.Л. Крюкова, 1999-2002). Цель: выявление стиля совладающего поведения и наиболее часто выбираемые копинг-стратегии;

- шкала самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема (адаптация - В.Г. Ромек, 1996). Цель: оценка степени самоэффективности личности;

- шкала «Мотивация достижений» А. Мехра-бяна, модификация С. А. Шапкина, 2000. Цель: выявление мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS версии 19.0 с использованием дисперсионного анализа, корреляционного анализа Спирмена, и непараметрического критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок.

База исследования. В исследовании, проведенном в январе-мае 2018, приняли участие воспитанники ОГБОУ кадетской школы-интерната «Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус» (33 человека), ученики МБОУ «Лицей № 34» и гимназии № 28 г. Костромы (33 человека). Выборку составили юноши 16-17 лет (x= 16,54 лет). Общая совокупность выборки составляет 66 человек.

Выборка была разделена на две эмпирические группы. Юноши - кадеты (n=33,50%) и юноши, обучающиеся в общеобразовательном учреждении (школьники) (n=33,50%).

Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования было выявлено, что уровень самоэффективности учащихся кадетского корпуса значимо выше, чем у их сверстников из общеобразовательных школ. Среднее значение в группе кадет равно М=31,7, SD=5,03, что соответствует уровню выше среднего. При зачислении в кадетский корпус воспитанники торжественно принимают клятву кадета. Отмечается, что кадеты должны служить примером высокой культуры, скромности, выдержанности, защищать свое достоинство и уважать достоинство других, что, на наш взгляд, служит предпосылками высокой степени самоэффективности кадет. Они принимают на себя ответ-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

113

ственность за все, что делают, и начинают верить в собственную силу и отличие. При этом при оценке собственной самоэффективности они ориентируются на высокие показатели эффективности тех, кто когда-то окончил кадетский корпус и сделал карьеру офицера Российской армии.

На втором этапе были изучены стратегии со-владающего поведения у кадет и учащихся других школ города Костромы. Средние выверенные значения, полученные для группы кадет, по всем стратегиям находятся в диапазоне от М=30,42, 8Б=7,8 (разрядка) до М=87,51, ББ=11,03 (решение проблемы). Доминирующими стратегиями являются решение проблемы, работа, достижения; активный отдых; друзья; принадлежность. Наименее предпочитаемыми оказались стратегии разрядка; несовладание; духовность (находятся в диапазоне низких значений).

Находясь на обучении в кадетском корпусе, воспитанники становятся более исполнительными и ответственными. Они живут и действуют по уставу, что не может не отразиться на выполнении ими той или иной деятельности. Каждое действие воспитанника кадетского корпуса находится под строгим контролем старшего по званию, что подразумевает дисциплинированность и организованность выполнения любого задания. Во время их выполнения, кадет задействует все свои ресурсы, чтобы решить проблему, смотрит на нее со всех сторон, рассматривает разные точки зрения и принимает их во внимание.

Помимо обучения дисциплинам школьной программы, кадеты обучаются рукопашному бою, фехтованию, что, как любой вид спорта, закаляет их силу духа, нацеливает на достижение результата, мотивирует к успеху и воспитывает волевые качества личности.

Третья преобладающая копинг-стратегия - активный отдых. Под ним подразумевается занятие спортом и поддержание здоровья и формы. Кадет не может самовольно покинуть территорию кадетского корпуса, поэтому занятия в зале для них источник разрядки и снятия нервного напряжения. Кадеты упорно работают над собой, им не свойственны такие способы разрядки, как курение, алкоголь и наркотики. Важно отметить, что именно у кадет друзья и принадлежность так же занимают высокие рейтинговые значения. Кадеты нацелены на получение одобрения, позитивной оценки их достижений, сообщество единомышленников является источником ресурса при решении трудных ситуаций. В этом мы усматриваем и фактор риска, в связи с тем, что, возможно, выработается не индивидуальный стиль копинга, а специфический, применимый только в условиях функционирования сообщества кадет, что может затруднить решение трудных ситуаций молодым человеком в повседневной не военной жизни (семейной, хозяйственно-бытовой и иных сфер).

Интересно, что мотивация избегания неудач (х= 7,1) кадетам более свойственна, чем мотивация достижений (х= 9,1), при этом показатели и того, и другого мотива выше, чем в группе простых сверстников. Мы приходим к выводу, что, несмотря на преобладание показателей мотивации достижения по сравнению с другими сверстниками, у кадет ярко выражена и тенденция избегания опасностей, трудностей. Это явно противоречит лидирующей стратегии решения проблемы. В этом противоречии мы усматриваем, что, возможно, при ответе на вопросы опросника ЮКШ кадеты отчасти давали социально желаемые ответы, т.к. для них особенно важна репутация и оценка со стороны общества.

У учащихся общеобразовательных школ средние значения всех копинг-стратегий находятся в диапазоне от М=36,5, 8Б=12,7 (общественные действия) до М=67,21, 8Б=24,08 (общественные действия). Наиболее предпочтительными оказались стратегии: активный отдых; решение проблемы; самообвинение и беспокойство. Наименее предпочтительными: общественные действия; не-совладание; игнорирование.

Если у воспитанников кадетского корпуса четко выражены наиболее предпочтительные/непредпочтительные копинг-стратегии, то у учеников школ почти все копинг-стратегии находятся в диапазоне от 50 до 60 баллов. Они более склонны к самообвинению и беспокойству о своем будущем. Это может объясняться тем, что их будущее менее определено, чем у учащихся кадетского корпуса. Ученики общеобразовательной школы набрали высокий средний бал по шкале самообвинения. Занимаясь самокритикой и находясь в поиске своих недостатков, школьники становятся менее уверены в себе, что может приводить к представлению неудачного исхода любой ситуации.

Лидирующее место в рейтинге копинг-страте-гий у таких учащихся занимает активный отдых, что, можно объяснить возрастными особенностями, стилем жизни современных школьников, доступностью развлекательного контента.

Были выявлены значимые различия в показателях следующих копинг-стратегий кадет и учащихся иных школ города: решение проблемы, друзья, принадлежность. Данные стратегии более свойственны кадетам.

Далее были выявлены связи между самоэффективностью и копинг-стратегиями в группе кадет. Были выявлены средне тесные прямые корреляционные связи самоэффективности с копинг-страте-гиями: «решение проблем»; «друзья»; «позитивный фокус» (0,45 <Я< 0,56 *- достоверность 0,05). Из этого следует, что самоэффективность кадет связана с продуктивным стилем совладающего поведения.

Корреляционных связей самоэффективности и копинг-стратегий в группе обычных школьников не выявлено.

114

Вестник КГУ 2019

Выводы. Из результатов следует, что группы школьников и кадет статистически значимо отличаются по показателям самоэффективности и копинг-стратегиям. Группа «кадет» имеют более высокие показатели по самоэффективности, используют продуктивный стиль совладающего поведения.

Высокий уровень самоэффективности и конструктивные стратегии совладания у кадет носят взаимозависимый характер: самоэффективность напрямую связана с выбором таких копинг-стратегий, как «решение проблем»; «друзья»; «позитивный фокус». У обычных школьников связи самоэффективности и копинг-стратегий не была обнаружена.

Отличия групп «школьник» и «кадет» по этим параметрам вызывает научный интерес и создает новые вопросы. Связь самоэффективности с продуктивным стилем совладающего поведения у юношей кадетов может быть связана с высокими требованиями социальной среды, в которой происходит обучение и делает невозможным использование непродуктивного стиля совладающего поведения и провоцирует высокий уровень веры в себя и собственные возможности. Так же высокий показатель самоэффективности у кадет может быть связан со спецификой отбора в кадетские корпуса. Стоит отметить, что кадеты обучаются в изоляции от противоположного пола. В свою очередь, подростковый и начало юношеского периода развития сопровождаются физиологическими и психологическими изменениями, которые влияют на отношение к противоположному полу. Можно предположить, что самоэффективность может являться механизмом сублимации, где высокие достижения в спорте и учебной деятельности будут замещающим фактором успешности в близких межличностных отношениях.

Полученные эмпирические данные, позволяют нам разработать дальнейшие перспективы исследования связи совладающего поведения и самоэффективности личности. Остаются не решенные вопросы. Не известна причина, по которой не обнаружена связь самоэффективности личности и совладающе-го поведения у группы школьников. Не исследованной остается связь самоэффективности личности и совладающего поведения у девушек кадет.

Если при проведении дополнительных исследований подтвердится предположение о том, что на связь самоэффективности и копинг-стратегий совладающего поведения влияют условия среды жизнедеятельности обучающихся, то можно будет разработать психокоррекционные программы для профилактики непродуктивного стиля совлада-ющего поведения для подростков, обучающихся в различных учебных заведениях.

Библиографический список

1. Бандура А. Теория социального научения. -СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

2. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 2006. - № 3. - С. 78-85.

3. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.

4. Погорелова Е.И., Погорелов А.А. Самоэффективность и особенности ее проявления на этапе ранней юности // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Междунар. конф. посвящ. 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 307-310.

5. Хачатурова М.Р. Самоэффективность личности и ее связь с выбором копинг-стратегий поведения в межличностном конфликте // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 9 (52). - C. 92-96.

6. Smith R.E. Effects of Coping Skills Training on Generalized Self-Efficacy and Locus of Control // Journal of Personality and Social Psychology. -1989. - Vol. 56. - № 2. - P. 228-233.

7. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a Mediator of Emotion // Journal of Personal and Social Psychology. - 1998. - Vol. 54. - P. 466-475.

References

1. Bandura A. Teoriya social'nogo naucheniya. -SPb.: Evraziya, 2000. - 320 s.

2. Gordeeva T.O., SHepeleva E.A. Gendernye razlichiya v akademicheskoj i social'noj samoehffektivnosti i koping-strategiyah u sovremennyh rossijskih podrostkov // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14: Psihologiya. - 2006. - № 3. - S. 78-85.

3. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayushchego povedeniya v raznye periody zhizni. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2010. - 296 s.

4. Pogorelova E.I., Pogorelov A.A. Samoehffektivnost' i osobennosti ee proyavleniya na ehtape rannej yunosti // CHelovek, sub"ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii: Materialy Mezhdunar. konf. posvyashch. 80-letiyu A.V Brushlinskogo. T. 1 / otv. red. A.L. ZHuravlev, E.A. Sergienko. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. - S. 307-310.

5. Hachaturova M.R. Samoehffektivnost' lichnosti i ee svyaz' s vyborom koping-strategij povedeniya v mezhlichnostnom konflikte // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. - Tambov: Gramota, 2011. -№ 9 (52). - C. 92-96.

6. Smith R.E. Effects of Coping Skills Training on Generalized Self-Efficacy and Locus of Control // Journal of Personality and Social Psychology. -1989. - Vol. 56. - № 2. - P. 228-233.

7. Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a Mediator of Emotion // Journal of Personal and Social Psychology. - 1998. - Vol. 54. - P. 466-475.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.