Научная статья на тему 'Организация психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледж'

Организация психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледж Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трусова Н.В.

В данной статье рассматривается вопрос об организации психологического сопровождения процесса развития профессиональной идентичности у студентов колледжа. Описаны цели, задачи, принципы, блоки программы данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY COLLEGE STUDENTS

The question of the organization of psychological support development of professional identity among college students is considered in this article. The aims, objectives, principles, program blocks this process are described.

Текст научной работы на тему «Организация психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледж»

знаний в области психологии одаренных детей и особенностей их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с роди-

Библиографический список

телями. Только преподаватели, любящие свою профессию, студентов, способны удовлетворить потребность современного общества в неординарной, творчески мыслящей личности.

1. Ясвин, В. А. Образовательная среда : От моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.

УДК 377+159.922 Н. В. Трусова, преп., психолог Южно-Уральский

многопрофильный колледж (ЮУМК), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: NVTrusova@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В данной статье рассматривается вопрос об организации психологического сопровождения процесса развития профессиональной идентичности у студентов колледжа. Описаны цели, задачи, принципы, блоки программы данного процесса.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, психологическое сопровождение, программа развития профессиональной идентичности.

Принципиальные изменения социально-экономических отношений в современной России, вхождение ее в общеевропейское и мировое образовательное пространство, потребности инновационного развития науки, экономики, социальной сферы и рынка труда вызвали необходимость изменения требований к подготовке специалистов, к их профессиональным и личностным качествам. Современный деловой мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно и самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в плане поиска, планирования, выбора и устройства своей карьеры. Вместе с тем именно сегодня резко возрастает число людей, потерявших ориентиры в своем развитии, разочаровавшихся в своем профессиональном или личностном выборе. Все больше актуализируются проблемы, связанные с развитием профессиональной идентичности и организацией ее психологического сопровождения.

Профессиональную идентичность можно рассмотреть как составляющую профессионального самоопределения, проявляющуюся в осознании принадлежности к определенной профессии и профессиональному сообществу,

и как процесс профессионального развития, характеризующийся изменением всех сторон системы отношений личности.

Профессиональное становление охватывает длительный период в жизни человека. Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация в трудовой деятельности представляют собой длительный, многоплановый и противоречивый процесс профессионального развития личности, становления профессиональной идентичности. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека, живущего в современном, быстро меняющимся мире.

Одно из направлений деятельности психологической службы УПО нацелено на психологическое сопровождение студентов в процессе их подготовки как профессионалов — специалистов, владеющих сформированными убеждениями, мировоззрением, идеалами, стремлениями, интересами, способностями, направленными на самоактуализацию в своей профессиональной деятельности, положительным отношением к выбранной профессии, к своему окружению.

Инновационное развитие профессионального образования

Психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Психологическое сопровождение профессионального становления и развития — это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка [1].

Для организации психологического сопровождения студентов в процессе их профессионализации создана и реализуется программа развития профессиональной идентичности. Программа психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледжа ориентирована на создание условий для достижения эго-идентичности через принятие себя измененного, способного определять и строить свою будущую профессиональную деятельность и профессиональное общение [2].

Цель программы — создать условия для развития профессиональной идентичности у студентов колледжа.

Задачи программы психологического сопровождения:

1) формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие;

2) развитие у участников программы адекватного понимания себя;

3) развитие профессионального самосознания;

4) развитие способности определять перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные планы;

5) развитие коммуникативных умений и навыков, овладение разными формами и методами профессионального общения.

Основная форма проведения занятий — тренинг. Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самопознания и самопринятия, а также управления собственным эмоциональным состоянием, корректного их выражения и понимания эмоций у окружающих [3, 4, 5].

Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных блоков.

Первый блок «Я и мой внутренний мир» посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности, рефлексии.

Задачами блока являются повышение способности к самопознанию, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы.

Выбор жизненного пути связан с выбором реальных жизненных ценностей. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими самосознания через внутреннюю мотивацию. Жизненные цели как когнитивное эмоциональное образование служат мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь результат оценки мотивирует к постановке тex или иных жизненных целей. Таким образом, самооценка и понимание себя выступают как внутренний побудитель, внутренняя мотивация и соотносят прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) с настоящим (переживание «Я»).

Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях:

- осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях («Каким меня видят другие?»);

- осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время («Каким я воспринимаю себя?»);

- осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения («Почему я веду себя именно так?»);

- понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались свойственные для него способы поведения («Каковы глубинные причины моего поведения?»).

Данный блок представлен занятиями «Я и мой внутренний мир», «Образ Я». Примерные упражнения, входящие в данный блок, могут быть следующими: «Ищем секреты», «Паутина», «Имя — движение», «Кое-что о других людях и о себе», «Кто Я?», «Какой Я?», «Толкни меня», «Другой Ты», «Позитивное Я», «Круговое рукопожатие», заключительный шеренг проводится в виде опросника «Итоги занятия».

Второй блок «Я и профессия» направлен на осознание себя в системе профессиональной деятельности, развитие профессиональной и личностной идентичности, профессионального самоопределения. Задачи данного блока: формирование ощущения себя во времени; представления о жизненном пути как о едином целом; развитие понимания специфики выбранной профессии; рефлексия «Образ Я и профессия», получение положительного подкрепления выбранной профессии.

В занятия данного блока можно включить следующие упражнения: «Человек — чело-

век», «Запоминание позы», «Плюсы и минусы», «Звездный час», «Профессиональная идентичность», «Аплодисменты по кругу», «Прошлое — настоящее — будущее», «Раньше — сейчас — потом», «Человек на своем месте», «Профессиональный портрет», «Фантазии о жизненном пути и имени».

Третий блок «Я и мое профессиональное сообщество. Я и другие» ориентирован на осознание себя в системе профессионального общения и оптимизацию отношений к этой и в этой системе. В задачи данного блока входят: развитие внимания к окружающим людям в процессе совместной деятельности, осознание себя в деятельности, внимание к поведению другого. В данный блок входят занятия: «Я и другие», «Я и мое профессиональное сообщество». Упражнения, используемые в данном блоке: «Приветствие», «Найди пару», «Карандаши», «Встреча взглядами», «Поиск сходства», «Скалолаз», «Поддержка», «Дракон ловит свой хвост», «Тратим деньги на дело», «Волшебный сундук», «Карта будущего», «Круговое рукопожатие».

Программа тренинга рассчитана на семестр (занятие один раз в неделю по два часа). Необходимо помещение, которое может обеспечить различную аудиторную работу: за партами, в кругу, а также двигательные упражнения. Для занятий понадобятся карандаши, мелки, бумага, мяч, ватман, фломастеры, маркеры, веревка, ручки, булавки.

Принципы реализации программы основываются на учете возрастных особенностей участников, представлений об эффективных формах обучения и структуре изучаемого материала и могут быть представлены следующим образом.

Принцип рефлексии личностных изменений. Подведение итогов занятия необходимо проводить в форме рефлексивного обсуждений мыслей, чувств, возникших в ходе занятия, для этого необходимо соблюдение принципов принятия обучающихся, безоценочности суждений, конгруэнтности.

Библиографический список

Принцип общения на равных и принцип взаимоуважения. Необходимо обеспечение равенства позиций между педагогом-психологом и участниками. Этому способствуют правила, принимаемые в группе (правило уважения каждого мнения). Особенно четко должна подчеркиваться идея, что мнение ведущих является лишь одной из возможных точек зрения, равным другим мнениям участников. Участники вправе не согласиться с этим мнением, но вместе с тем, это мнение имеет право на существование и может быть высказано.

Принцип свободы самовыражения. Поскольку в реализации программы существенная роль отводится активным методам обучения, важно создать такие условия, которые бы способствовали созданию безопасной атмосферы для свободного проявления себя. Кроме правила безоценочного принятия личности, этому способствуют стимуляция и поощрение самовыражения участников группы.

Принцип обучения, основанный на обращении к собственному опыту. Данный принцип основывается на представлении о том, что эффективность усвоения материала зависит от его личностной значимости. В соответствии с этим наиболее адекватным для реализации целей программы является методический прием обращения к собственному опыту.

Принцип развития и саморазвития личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения.

Принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир — важнейший этический принцип.

Критерии оценки эффективности программы: повышение уровня сформированности психологической готовности к первичному освоению профессии, изменение статуса эго-идентичности, повышение уверенности в себе, увеличение показателей направленности на профессиональное дело и общение.

1. Митина, Л. М. Личность и профессия : Психологическая поддержка и сопровождение [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина ; под ред. Л. М. Митиной. — М. : Академия, 2005. — 336 с.

2. Трусова, Н. В. Программа сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледжа в условиях ранней профессионализации [Текст] / Н. В. Трусова // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 1. — С. 50-53.

3. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л. Ф. Анн. — СПб. : Питер, 2003. — 270 с. — (Эффективный тренинг).

4. Большаков, В. Ю. Психотренинг : Социодинамика. Упражнения. Игры [Текст] / В. Ю. Большаков. — СПб. : Соц.-психол. центр, 1996. — 379 с. — (Библиотека практической психологии).

5. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] : учеб. пособие / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2000. - 223 с. : ил. — (Практическая психология).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.