ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
УДК/UDC 796.071.1:159.942.5(043)
Поступила в редакцию 30.04.2023 г.
Информация для связи с автором: e.hvackaya@lesgaft.spb.ru
Кандидат психологических наук, доцент Е.Е. Хвацкая1 В.С. Полканова1
Доктор психологических наук, профессор Л.К. Серова1 Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Федоров1 1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR SPORTS RESERVE
PhD, Associate Professor E.E. Khvatskaya1 V.S. Polkanova1
Dr. Psych., Professor L.K. Serova1 Dr. Hab., Professor V.G. Fedorov1 1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - определение комплекса задач психологического сопровождения спортивного резерва в соответствии с этапом спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. В рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (2021-2023) (Приказ Мин-спорта России от 22.12.2020 г. № 955) применены методы теоретического анализа, опрос, психодиагностические методики, аппаратные методы, констатирующие и формирующие эксперименты, математико-статистические методы. Проект профессионального стандарта (ПС) «Спортивный психолог», разработанный НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП), учитывался для достижения баланса между задачами психологического сопровождения спортивного резерва и функциональной палитрой специалиста.
Результаты исследования и выводы. Определены задачи психологического сопровождения спортсменов в структуре спортивной подготовки с учетом разработанного АСП проекта ПС «Спортивный психолог» (Г.Б. Горская, Л.Г. Уляева, Е.Е. Хвацкая). Приоритет - принципы развития (функций, процессов, состояний и свойств), профилактики неблагоприятного влияния на спортсменов долговременных источников психической нагрузки, начиная с первых шагов ребенка в спорте (и в случае необходимости их нивелирование), проактивности, а также идеи ресурсного и экологического подходов в позиционировании данного процесса. Действенность задач подкреплена и актами внедрения результатов научной работы в практику.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, задачи, спортивный резерв, проект профессионального стандарта «Спортивный психолог».
Abstract
Objective of the study was to determine the complex of tasks of the psychological support of the sports reserve in accordance with the stage of sports training. Methods and structure of the study. As part of the research work on the topic "Improving the psychological and pedagogical support of a sports career" (20212023) (Order of the Ministry of Sports of Russia dated December 22, 2020 No. 955), methods of theoretical analysis, a survey, psychodiagnostic methods, hardware methods, ascertaining and formative experiments, mathematical-statistical methods. The project of the professional standard (PS) "Sports psychologist", developed by the NPO "Association of Sports Psychologists" (ASP), was taken into account to achieve a balance between the tasks of psychological support of the sports reserve and the functional palette of a specialist. Results and conclusions. The tasks of psychological support of athletes in the structure of sports training were determined taking into account the project of the professional standard "Sports psychologist" developed by the ASP (G.B. Gor-skaya, L.G. Ulyaeva, E.E. Khvatskaya). The priority is the principles of development (functions, processes, states and properties), prevention of adverse effects on athletes of long-term sources of mental stress, starting from the first steps of a child in sports (and, if necessary, their leveling), proactivity, as well as the ideas of resource and environmental approaches in positioning of this process. The effectiveness of the tasks is also supported by acts of implementing the results of scientific work into practice.
Keywords: psychological support, tasks, sports reserve, project of the professional standard "Sports psychologist'.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Приказ Министерства спорта РФ от 30.10.2015 г. № 999 заложил нормативно-правовую базу для реализации психологической помощи спортсменам на различных этапах обучения в спортивной школе, согласно которому психологическое обеспечение подготовки спортивного резерва в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, является обязательным.
«Психологическое обеспечение» предусматривает отношение к спортсмену как объекту, поэтому считаем принципиально важным применять термин «психологическое сопровождение», детерминирующий отношение к спортсмену как к субъекту собственного развития. «Психологическое обеспечение» является
итогом «психологического сопровождения» (результат процесса) [2, 3].
В рамках ресурсного подхода психологическое сопровождение спортивного резерва выступает как фактор повышения конкурентоспособности в профессиональном спорте [1].
Экологический подход к развитию спортивно одаренных детей для успешного перехода из юниоров в спорт высших достижений основан на создании среды, включающей объединение усилий всех субъектов спортивной карьеры (тренеры, родители) и на долгосрочности вместо установки на «быстрый» результат. В данном контексте психологическое сопровождение можно рассматривать в качестве инструмента ее формирования [4].
В рамках обозначенных подходов актуализируется проблема определения задач психологического сопровождения на каждом этапе спортивной подготовки.
Цель исследования - определение комплекса задач психологического сопровождения спортивного резерва в соответствии с этапом спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. В рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (2021-2023) (Приказ Минспорта России от 22.12.2020 г. № 955) применены методы теоретического анализа, опрос, психодиагностические методики, аппаратные методы, констатирующие и формирующие эксперименты, математико-статистические методы. Проект профессионального стандарта (ПС) «Спортивный психолог», разработанный НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП), учитывался для достижения баланса между задачами психологического сопровождения спортивного резерва и функциональной палитрой специалиста.
Результаты исследования и их обсуждение. Определение задач психологического сопровождения осуществлялось на основе приоритета принципов развития, профилактики, идей ресурсного и экологического подходов.
Таким образом, в комплекс вошли следующие задачи:
• На спортивно-оздоровительном этапе:
1) оценить психофизиологическую (психологическую) предрасположенность детей для начала занятий спортом;
2) создать психологические предпосылки для успешного решения детьми задач спортивной подготовки на данном этапе;
3) создать конструктивные установки для родителей в отношении занятий детей спортом;
4) помочь тренеру в создании психологически безопасной среды в тренировочном процессе с учетом возрастных особенностей детей, включая применение психотехнических игр и упражнений.
• На начальном этапе и частично - тренировочном этапе:
1) определить психологические (психолого-педагогические) условия в решении детьми и подростками задач спортивной подготовки на начальном и тренировочном этапах;
2) содействовать формированию базовых психологических знаний и умений у занимающихся, необходимых для решения задач спортивной подготовки в соответствии с этапом;
3) содействовать повышению психологической компетентности тренера по вопросам: учет возрастных психологических особенностей занимающихся; причины возникновения у них психологических трудностей и способы их разрешения с учетом этапа подготовки; разработка норм общения и взаимодействия с родителями (законными представителями), обучение доступным приемам психологического сопровождения занимающихся (команды) в тренировочном и соревновательном процессе (постановка задач, сочетание критериев оценки, психотехнические игры и упражнения, групповые нормы, эмоциональная поддержка и постепенность повышения требований); вопросы специфики их профессиональной деятельности; возможные риски и способы поддержания профессиональной самооценки;
4) помочь родителям спортсменов создать и поддерживать установку на конструктивное взаимодействие в системе «тренер-спортсмен-родители» и в случае необходимости корректировать деструктивное отношение к занятиям ребенка спортом;
5) помочь уточнить правильность выбора вида спорта.
• На этапе совершенствования спортивного мастерства:
1) содействовать развитию профессионально-важных (спортивно-важных) качеств спортсмена (команды) для решения задач спортивной подготовки в соответствии с требованиями Фе-
дерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплины) в рамках спортивного отбора;
2) содействовать повышению психологической компетентности спортсменов (команды) для самостоятельного решения трудных спортивных ситуаций через разработку и реализацию дифференцированных и индивидуальных программ, включая диагностические, профилактические, развивающие мероприятия, и в случае необходимости - коррекционные мероприятия (с учетом возраста);
3) помочь в совершенствовании копинг-поведения (конструктивного поведения) в трудных спортивных ситуациях (адекватное отношение к результатам тренировочной и соревновательной деятельности, восстановлению после травмы, ограничениям спортивной деятельности и др.);
4) содействовать формированию и поддержанию здоровой спортивной среды, исключающих/минимизирующих проявления деструктивности (травля, домогательства, расстройства пищевого поведения и пр.) и в случае необходимости их корректировать;
5) содействовать повышению психологической компетентности тренеров по оказанию спортсменам адекватной (конструктивной) психологической поддержки в трудной спортивной ситуации, в отношении поведения при подозрении проявлений буллинга (травли) в спортивной группе/команде;
6) поддерживать конструктивность родителей по отношению к сочетанию разных видов деятельности спортсменом, реконструированию своей роли в его спортивной карьере.
• На этапе высшего спортивного мастерства:
1) выявить внутренние и внешние психологические факторы риска, снижающие эффективность спортивной подготовки спортсменов/команды;
2) поддерживать психологические ресурсы спортсмена (команды) для решения задач спортивной подготовки в соответствии с требованиями ФССП по виду спорта (спортивной дисциплины);
3) дифференцированно и индивидуально поддерживать психологические умения и навыки спортсменов/команды, а именно: целеполагание, систему приемов саморегуляции, психологические средства восстановления, адекватное отношение к травме, самоанализ тренировочной и соревновательной деятельности, в т.ч. анализ совместной деятельности, сочетание разных видов деятельности, принятие ограничений и ситуативных требований организаторов соревнований;
4) содействовать повышению психологической (психолого-педагогической) компетентности тренеров в реализации принципа «не навреди», в том числе в отношении внешней мотивации, групповых норм, анализа результатов тренировочной и соревновательной деятельности (обратная связь), учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей спортсменов/команды;
5) поддерживать взаимодействие с социальным окружением занимающихся, включая общение и разработку рекомендаций по профилактике возникновения источников стресса и проблемным ситуациям в межличностном взаимодействии.
Важной особенностью комплекса задач стало то, что их реализация направлена на обеспечение психологической готовности спортсмена к продолжению занятий спортом на последующем этапе спортивной подготовки (построению и развитию спортивной карьеры), его конкурентоспособности на более поздних ее этапах через формирование субъектно-субъектной позиции, мотивационной установки «на задачу» в сочетании со своевременным решением комплекса задач возрастного и спортивного развития в соответствии с требованиями.
Выводы. Определены задачи психологического сопровождения спортивного резерва на основе результатов выполнения государственного задания НГУ им. П. Ф. Лесгафта,
№6 • 2023 Июнь | Juпe
http://www.teoriya.ru
Санкт-Петербург по теме научно-исследовательской работы «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (2021-2023) и через призму проекта ПС «Спортивный психолог», инициируемого АСП. Его отсутствие - серьезный ограничитель в отношении генерализации и интеграции процесса психологического сопровождения в структуру спортивной подготовки (спортивной карьеры).
Литература
1. Горская Г. Б. Личностные и средовые факторы спортивной деятельности: монография / Г. Б. Горская. - Краснодар, 2022. - 172 с.
2. Сальников В. А. Психологические факторы успешности в спортивной деятельности: монография / В. А. Сальников, Г. Д. Бабушкин, И. Ф. Андрущишин и др. - Омск: СибАДИ, 2020. - С. 261-324.
3. Соколовская С.В. Система психологической помощи в самореализации личности спортсмена: отечественный и зарубежный подход / С.В. Соколовская, Л.Г. Уляева, Г.Г. Уляева и др. // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 8. - С. 54-56.
4. Хвацкая Е.Е. Справедливые групповые нормы как социально-психологический критерий здоровой спортивной среды / Е.Е. Хвац-
кая, О.В. Коршунова, А.Л. Штуккерт // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1. - С. 44-46.
References
1. Gorskaya G. B. Lichnostnyye i sredovyye faktory sportivnoy deyatel-nosti [Personal and environmental factors of sports activity]. Krasnodar,
2022. 172 p.
2. Salnikov V. A., Babushkin G. D., Andrushchishin I. F., et al. Psikho-logicheskiye faktory uspeshnosti v sportivnoy deyatelnosti [Psychological factors of success in sports activities]. Omsk: SibADI publ., 2020. pp. 261-324.
3. Sokolovskaya S.V., Ulyaeva L.G., Ulyaeva G.G. et al. Sistema psik-hologicheskoy pomoshchi v samorealizatsii lichnosti sportsmena: otechestvennyy i zarubezhnyy podkhod [The system of psychological assistance in the self-realization of the athlete's personality: domestic and foreign approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 8. pp. 54-56.
4. Khvatskaya E.E., Korshunova O.V., Shtukkert A.L. Spravedlivyye grup-povyye normy kak sotsialno-psikhologicheskiy kriteriy zdorovoy sport-ivnoy sredy [Fair group norms as a socio-psychological criterion for a healthy sports environment]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
2023. No. 1. pp. 44-46.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЛАВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ С РАННИМ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
Кандидат педагогических наук, профессор В. И. Козлов1 Кандидат биологических наук, доцент Н.Н. Бумарскова2 воронежский государственный технический университет, Воронеж Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва
УДМ^С 797.2
Ключевые слова: грудничковое плавание, спортивные навыки, физическое состояние, дети до года, развитие детей, моторный онтогенез, профилактика заболеваний.
Введение. В России молодые родители все чаще стараются прививать своим детям спортивные навыки с первых дней жизни, известно, что большинство из них (более 80%) считают грудничковое плавание наиболее полезным, которое необходимо распространять в массы. Важно помнить, что эффективными занятия будут до тех пор, пока тонические рефлексы не сменились статокинетическими [3].
Грудничковое плавание - это занятия с малышом до одного года, которые основываются на врожденных рефлексах: дыхательном, плавательном и толчковом. Может также подразумевать передвижение по воде без помощи взрослых и удерживающих на воде средств. [1].
Большинство специалистов рекомендуют плавание всем малышам, так как во время занятий в воде происходит оптимизация работы всех жизненно важных систем [2, 4].
Цель исследования - оценить влияние раннего плавания на физическое состояние и здоровье у детей до года.
Методика и организация исследования. В рамках научной работы были собраны и проанализированы отечественные и зарубежные статьи различных лет, что, в свою очередь, позволило сравнить методики и значимые мнения. Проведен сравнительный анализ освоения навыков моторного онтогенеза, в который были включены такие показатели, как: удержание головы, переворот на бок, лежание на предплечьях, лежание с опорой на кисти и прочие параметры, которые принято фиксировать во время физического развития детей до года, также были зарегистрированы продолжительность и формы заболеваний. Данное исследование было проведено в период с января 2022 по январь 2023 года, были созданы две группы по 15 человек в возрасте от одного месяца до одного года. Дети ЭГ посещали занятия от трех до пяти раз в неделю; вторая группа (контрольная) вообще не посещала занятия по плаванию.
THE RELATIONSHIP OF SWIMMING IN THE FIRST YEARS OF LIFE WITH THE EARLY FORMATION OF HEALTH
PhD, Professor V. I. Kozlov1 PhD, Associate Professor N.N. Bumarskova2 'Voronezh State Technical University, Voronezh 2Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), Moscow
Поступила в редакцию 02.02.2023 г.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам исследования было установлено, что у детей ЭГ все показатели физического развития, фиксируемые на протяжении данного исследования, имеют достоверность различия. Отмечено, что у детей, посещавших занятия по грудничковому плаванию (до пяти раз в неделю), заболевания если и были, то они протекали быстро и в легкой форме, в отличие от детей, которые не посещали занятия по плаванию.
Проанализирована разница освоения навыков моторного онтогенеза грудничкового возраста. Анализ полученных данных показал, что дети экспериментальной группы опережают в своем развитии детей такого же возраста контрольной группы, болеют реже и переносят заболевания в более легкой форме.
Установлено, что упражнения в воде также способствуют снижению риска развития заболеваний.
Выводы. Грудничковое плавание основано на врожденных рефлексах, способствует профилактике заболеваний. Установлено, что дети, занимающиеся плаванием с первых месяцев, показывают лучшие результаты в умственном и физическом развитии. В перспективе важно усовершенствовать имеющиеся методы по проведению занятий. Необходимо перед занятиями проконсультироваться с врачом.
Литература
1. Полуянова Е.Д. Влияние занятий ранним плаванием на освоение навыков моторного онтогенеза в горизонтальном положении детей в возрасте до 1 года / Е.Д. Полуянова, Д.А. Лаврентьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11. - С. 346-349.
2. Сапожникова О.В. Грудничковое плавание: роль в формировании здоровья ребенка / О.В. Сапожникова // Академия медицины и спорта. - 2021. - № 2. - С. 15-20.
3. Sigmundsson Н., Hopkins В. Baby swimming: exploring the effects of early intervention on subsequent motor abilities / Hermundur Sigmundsson, Brian Hopkins // Child Care Health and Development. 2009. Vol. 36, No 3. Р. 428-430.
4. Yilmaz I., Yanarda M., Bumin G. Effects of swimming training on physical fitness and water orientation in autism / I. Yilmaz, M. Yanarda, G. Bumin // Pediatrics International. 2004. No. 46. Р. 624-626.
Информация для связи с автором: vikozlov_60@mail.ru