Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД'

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НКО "АССОЦИАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПСИХОЛОГОВ" / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколовская С. В., Уляева Л. Г., Уляева Г. Г., Орлова Е. А.

Цель исследования - изучение отечественных и зарубежных подходов к системе психологической помощи в самореализации личности спортсмена на этапах многолетней спортивной подготовки. Методика и организация исследования. Проведено изучение особенностей системы психологической поддержки в самореализации личности спортсмена путем теоретического анализа научных, методических и практических публикаций опыта работы спортивных психологов, изучения веб-ресурсов устройства системы психологической помощи на примере таких ведущих стран, как Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Япония. Результаты исследования и выводы. По сравнению с Россией, за рубежом спортсменам, родителям и тренерам более доступна профессиональная поддержка со стороны спортивного психолога. Они имеют возможность выбрать для себя того специалиста, который наиболее интересен, например, по образованию и компетентности в вопросах психологии спорта. Для решения обозначенных проблем НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП) разработала проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки, помощи в создании рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY OF THE ATHLETES: DOMESTIC AND FOREIGN APPROACH

Objective of the study was to study domestic and foreign approaches to the system of psychological assistance in the self-realization of the athlete's personality at the stages of many years of sports training. Methods and structure of the study. The study of the features of the psychological support system in the self-realization of the athlete's personality was carried out by theoretical analysis of scientific, methodological and practical publications of the experience of sports psychologists, the study of web resources for the device of the psychological assistance system on the example of such leading countries as Russia, USA, Germany, Great Britain, Italy, Canada, Japan. Results and conclusions. Compared to Russia, athletes, parents and coaches abroad have more access to professional support from a sports psychologist. They have the opportunity to choose for themselves the specialist who is most interesting, for example, in terms of education and competence in sports psychology. To solve the identified problems, the NPO "Association of Sports Psychologists" (ASP), developed a project aimed at creating a system of scientific and methodological support for the professional activities of sports psychologists, educational and educational support, and assistance in creating jobs.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД»

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ ПОМОЩИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОД

УДК/UDC 159.9.07

Поступила в редакцию 22.05.2022 г.

Информация для связи с автором: kuzminasv2013@inbox.ru

Кандидат психологических наук, доцент С.В. Соколовская1, 4

Кандидат психологических наук, доцент Л.Г. Уляева2, 4

Кандидат педагогических наук Г.Г. Уляева2, 3 4

Кандидат экономических наук Е.А. Орлова1

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

2Московский государственный университет спорта и туризма, Москва 3Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва

4Ассоциация спортивных психологов, Москва

SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL ASSiSTANCE iN SELF-REALIZATION OF THE PERSONALLY OF THE ATHLETES: DOMESTIC AND FOREIGN APPROACH

PhD, Associate Professor S.V. Sokolovskaia1 4 PhD, Associate Professor L.G. Ulyaeva2, 4 PhD G.G. Ulyaeva2, 3, 4 PhD E.A. Orlova1

1 National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod

2 Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

3 Moscow State Technical University of Civil Aviation, Moscow

4 Association of Sports Psychologists, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - изучение отечественных и зарубежных подходов к системе психологической помощи в самореализации личности спортсмена на этапах многолетней спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. Проведено изучение особенностей системы психологической поддержки в самореализации личности спортсмена путем теоретического анализа научных, методических и практических публикаций опыта работы спортивных психологов, изучения веб-ресурсов устройства системы психологической помощи на примере таких ведущих стран, как Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Япония. Результаты исследования и выводы. По сравнению с Россией, за рубежом спортсменам, родителям и тренерам более доступна профессиональная поддержка со стороны спортивного психолога. Они имеют возможность выбрать для себя того специалиста, который наиболее интересен, например, по образованию и компетентности в вопросах психологии спорта. Для решения обозначенных проблем НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП) разработала проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки, помощи в создании рабочих мест.

Ключевые слова: НКО «Ассоциация спортивных психологов», самореализация личности спортсмена, психологическая поддержка, психологическая помощь, отечественный и зарубежный подход.

Abstract

Objective of the study was to study domestic and foreign approaches to the

system of psychological assistance in the self-realization of the athlete's

personality at the stages of many years of sports training.

Methods and structure of the study. The study of the features of the psychological

support system in the self-realization of the athlete's personality was carried out

by theoretical analysis of scientific, methodological and practical publications of

the experience of sports psychologists, the study of web resources for the device

of the psychological assistance system on the example of such leading countries

as Russia, USA, Germany, Great Britain, Italy, Canada, Japan.

Results and conclusions. Compared to Russia, athletes, parents and coaches

abroad have more access to professional support from a sports psychologist.

They have the opportunity to choose for themselves the specialist who is

most interesting, for example, in terms of education and competence in sports

psychology.

To solve the identified problems, the NPO "Association of Sports Psychologists" (ASP), developed a project aimed at creating a system of scientific and methodological support for the professional activities of sports psychologists, educational and educational support, and assistance in creating jobs.

Keywords: NPO "Association of Sports Psychologists", self-realization of the athlete's personality, psychological support, psychological assistance, domestic and foreign approaches.

Введение. Подготовка спортсмена в любом виде спорта, без исключения, сопряжена с решением множества разнообразных психологических проблем, возникающих в процессе спортивной деятельности [4]. На начальном этапе работа спортивного психолога в большей степени направлена

на формирование и поддержку мотивации юных спортсменов занятий спортом. На этапе спортивной специализации, который длится несколько лет в зависимости от вида спорта, внимание направлено на психологическую поддержку спортсмена в части предотвращения негативных эмоциональных

54

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

состояний (тревоги, стресса, фрустрации) и др. На этапе совершенствования спортивного мастерства спортсмены в большей степени нуждаются в психологической помощи, связанной со становлением спортивной карьеры и удовлетворенностью спортивным результатом. На этапе высшего спортивного мастерства они сталкиваются с проблемой поиска себя «на вершине спортивного олимпа», либо же уходом из спорта и глубоким беспокойством по поводу дальнейшей жизни и самореализации вне спортивной деятельности.

Во многих странах большое внимание уделяется организации и научно-методическому обеспечению разносторонней психологической помощи спортсменам на всех этапах подготовки [1]. В России же только единицы физкультурно-спортивных организаций, детско-юношеских спортивных школ имеют в своем штате психологов, осознающих, что такую поддержку на этапах подготовки следует не выстраивать в виде ступеней, а «протянуть нитью». Причем таким образом, чтобы, несмотря на ее разноплановость и разносторонность, она была подчинена единой цели: самореализации личности во всех ее аспектах [2, 3], психологического благополучия и психического здоровья спортсмена с начального этапа подготовки до момента ухода из спорта и далее.

Цель исследования - изучение отечественных и зарубежных подходов к системе психологической помощи в самореализации личности спортсмена на этапах многолетней спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. Изучение особенностей системы психологической поддержки в самореализации личности спортсмена осуществлялось путем теоретического анализа научных, методических и практических публикаций опыта работы спортивных психологов, изучения Интернет-ресурсов устройства системы психологической помощи на примере таких ведущих стран, как Россия, США, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Япония. Анализировались требования к квалификации спортивного психолога, обеспечивающего психологическое сопровождение участников спортивной жизни, а также организация системы психологической помощи спортсменам на различных этапах многолетней подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследуемых нами зарубежных странах разработаны и хорошо себя зарекомендовали специфические для видов спорта программы психологической помощи спортсмена. Основное воздействие этих программ направлено на развитие психологически важных личностных характеристик и овладение спортсменами приемами психической саморегуляции. Спортивные психологи ведут активную работу с родителями юных спортсменов, что повышает эффективность психологического воздействия. Внимание спортивных психологов направлено и на повышение психологической компетентности тренеров. Для спортсменов США, Канады, Великобритании и Японии на всех этапах спортивной карьеры предусмотрен свободный доступ к психологической поддержке. В любое удобное для себя время спортсмены имеют возможность обратиться за психологической помощью, получить консультацию и практические советы [1].

Олимпийский и Паралимпийский комитеты США на сайте Team USA ATHLETE SERVICES разместили информацию для спортсменов сборной США о доступе к реестру проверенных и отлично зарекомендовавших себя спортивных психологов. К каждому из них прилагается исчерпывающая характеристика умений и навыков, перечень документов об образовании и квалификации, лицензии на образовательную и психологическую деятельность. А также предоставляется перечень решаемых спортивным психологом задач, будь то повышение стрессоустойчивости, укрепление психического здоровья,

налаживание отношений в команде и другое. Спортсмену предоставлен широкий выбор специалистов и решаемых ими вопросов и проблем.

Российские спортсмены и их родители, а также и сами тренеры не приучены обращаться к спортивному психологу «по пустякам». Они делают это лишь тогда, когда ситуация выходит или уже вышла из-под контроля [1, 5]. Причем, проблема может зародиться еще на начальном этапе подготовки, а «выстрелить» - на этапе спортивного совершенствования либо высшего спортивного мастерства. Причина и ресурсы этого кроются, по нашему мнению, в отсутствии психологической работы «на перспективу» по принципу «опережающей постановки задач», в слабой разработанности системы психологической поддержки в самореализации личности спортсмена [2, 3].

Выявлено, что спортивные психологи США, Канады, Великобритании, Германии, Италии, Японии, помимо работы со спортсменами, родителями и тренерами, фокусируются на вопросах психического здоровья спортивных кадров не только на протяжении их спортивной карьеры, но и в момент их подготовки к уходу из спорта. В этом случае психологическое воздействие психолога перенаправляется на самореализацию спортсмена в других, неспортивных сферах жизни. Культивируется оптимизация самоотношения, самоуважения спортсмена, его жизнестойкость, удовлетворенность спортивной карьерой (даже в том случае, если она не такая уж и удачная) и жизнью в целом.

Выводы. По сравнению с Россией, за рубежом спортсменам, родителям и тренерам более доступна профессиональная поддержка со стороны спортивного психолога. Они имеют возможность выбрать для себя того специалиста, который наиболее интересен, например, по образованию и компетентности в вопросах психологии спорта. Информация о спортивных психологах, их профессиональных качествах, опыте работы, перечне решаемых задач, документальном обеспечении и другая представлена на сайтах зарубежных организаций, в том числе Олимпийского и Пар-алимпийского комитета (США). Российским потенциальным клиентам такую информацию найти на отечественных официальных сайтах достаточно сложно. Лишь несколько организаций физкультурно-спортивного профиля предлагают услуги спортивного психолога. Следует отметить и более низкий уровень спроса в России на услуги спортивных психологов по вопросам психологической поддержки спортсменов, по сравнению с упомянутыми выше странами.

Для решения обозначенных проблем НКО «Ассоциация спортивных психологов» (АСП) разработан проект, направленный на создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности спортивных психологов, образовательной и просветительской поддержки, помощи в создании рабочих мест.

АСП в настоящее время объединяет более 150 специалистов со всей России и представителей стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан). Совместными усилиями члены АСП, при поддержке Ассоциации вузов физической культуры и спорта, разработали профессиональный стандарт «Спортивный психолог». В АСП проводятся просветительские мероприятия («Психологические субботники», «Психологические марафоны», «Психологические интенсивы»), совместно с вузами-партнерами - образовательные (повышение квалификации, стажировки) и научные проекты (конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары) для спортивных психологов, тренеров, спортсменов и их родителей. Дорожная карта реализации проекта «спортивный психолог - профессия ближайшего будущего» составлена до 2025 г. В результате реализации проекта ожидается повышение престижа

№8 • 2022 Август | August

http://www.teoriya.ru

психология спорта

профессии спортивного психолога, создание системы научно-методического обеспечения профессиональной деятельности данных специалистов, что в свою очередь приведет к снижению уровня тревожности спортсменов, их родителей и тренеров, вовлечению людей различных возрастов в занятия спортом, повышению спортивных результатов как в массовом, так и в профессиональном спорте.

В настоящее время, в условиях политического и экономического давления на спорт, работа АСП по построению системы психологической помощи в самореализации личности в спорте выходит на новый уровень развития и требует поиска эффективных научно обоснованных подходов в данном направлении.

Литература

1. Ловягина, А.Е. Особенности психологической помощи спортсменам в России и за рубежом / А.Е. Ловягина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 495-501.

2. Мельник, Е.В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности / Е.В. Мельник, Л.Г. Уляева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 298-303.

3. Раднагуруев, Б.Б. Роль психологической поддержки в самореализации личности спортсмена / Б.Б. Раднагуруев и [др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 6. - С. 14-17.

4. Соколовская, С.В. Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной сферы / С.В. Соколовская // Казанский педагогический журнал. - 2019. -№ 5 (136). - С. 196-202.

5. Усманова З.Т. Психологическая компетентность тренеров и родителей юных спортсменов / З.Т. Усманова, Л.Г. Уляева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7. - 2020. - С. 18.

References

1. Lovyagina A.E. Osobennosti psikhologicheskoy pomoshchi sports-menam v Rossii i za rubezhom [Features of psychological assistance to athletes in Russia and abroad]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 4 (194). pp. 495-501.

2. Melnik E.V., Ulyaeva L.G. Psikhicheskaya samoregulyatsiya sports-menov kak pokazatel samorealizatsii lichnosti [Mental self-regulation of athletes as an indicator of personality self-realization]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 2 (144). pp. 298-303.

3. B.B. Radnaguruev et al. Rol psikhologicheskoy podderzhki v samorealizatsii lichnosti sportsmena [The role of psychological support in the self-realization of the athlete's personality]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye obrazovaniye trenirovka. 2014. No. 6. pp. 14-17.

4. Sokolovskaya S.V. Teoreticheskaya model professionalnoy podgotovki spetsialista fizkulturno-sportivnoy sfery [Theoretical model of professional training of a specialist in the physical culture and sports sphere]. Kazan-skiy pedagogicheskiy zhurnal. 2019. No. 5 (136). pp. 196-202.

5. Usmanova Z.T., Ulyaeva L.G. Psikhologicheskaya kompetentnost trenerov i roditeley yunykh sportsmenov [Psychological competence of coaches and parents of young athletes]. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury. 2020. No. 7. p. 18.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ИГР В ФОРМАТЕ «ИГР БУДУЩЕГО»

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Новоселов1

Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская2

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва

УДМ^С 796.093

Ключевые слова: игры будущего, студенческий спорт, киберспорт, фиджитал, спортивное движение, цифровая трансформация спорта.

Введение. В отечественной научной литературе разработаны разные предметные поля применения цифровых технологий в физкультурно-спортивной сфере [1, 2], но организационные и технические вопросы проведения спортивных соревнований в формате фиджитал не раскрыты.

Цель исследования - изучение организационно-технических аспектов спортивных соревнований в формате фид-житал.

Методика и организация исследования. Работа проводилась в период с декабря 2021 по май 2022 г Методы исследования - анализ специальной литературы и документов, контент-анализ, экспертная оценка, моделирование, тестовые соревнования по отдельным дисциплинам игр будущего, разработка и реализация «Первых открытых современных студенческих игр в формате «Игр будущего».

Результаты исследования и их обсуждение. В России имеется опыт проведения соревнований по инновационным видам двоеборья. В разные годы соревнования в формате «большого боя» проводились как общественными, так и коммерческими организациями. Однако систематическое проведение спортивных турниров такого формата (с наличием регламентов и протоколов соревнований в открытом доступе) представлено только на кафедре теории и методики «Компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий» РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК).

ORGANiZATiONAL ANO TECHNiCAL ASPECTS OF THE STUOENT GAMES iN THE FORMAT OF "GAMES OF THE FUTURE"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD, Associate Professor M.A. Novoselov1 PhD E.N. Skarzhinskaya2

1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and

Tourism (SCOLIPE), Moscow 2Federal Scientific Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow

Поступила в редакцию 05.06.2022 г.

Проведенное исследование (в том числе экспертная оценка и углубленное изучение технических характеристик различных компонентов пяти вселенных проекта «Игры будущего») позволило разработать критерии выбора двоеборий, которые вошли в программу «Первых открытых современных студенческих игр в формате «Игр будущего».

Эти соревнования состоялись в РГУФКСМиТ 14-15 мая [3] при координации и руководстве дирекции «Игр будущего». В соревнованиях приняли участие студенты девяти столичных вузов. Определение победителей проводилось в каждом из шести видов двоеборий. Седьмой вид двоеборья выполнял демонстрационную функцию, указывая на потенциал расширения программы.

Вывод. Анализ проведения студенческих соревнований в формате «фиджитал» позволил не только обосновать организационные и технические аспекты соревнований игр будущего, но и поддержать отечественные ИТ-разработки.

Литература

1. Гребеньков, В.С. Проблемы и перспективы развития международного спортивного движения «Игры будущего»: интеграция цифровых технологий и двигательной активности / В.С. Гребеньков, Д.А. Лопатников, А.С. Чигров // Вестник спортивной истории. - 2021. - № 4 (27). - С. 11-25.

2. Официальный сайт «Игры будущего» [Электронный ресурс], Режим доступа: Ь^в^/игры будущего.рф/, Дата обращения: 24.03.2022.

3. Официальный ресурс Первых открытых современных студенческих игр (в формате «Игр будущего») https://click-storm.ru/ futuresports/Дата обращения: 1 июня 2022 г.

Информация для связи с автором: skar_e@mail.ru

СБ

http://www.teoriya.ru

№8^ 2022 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.