Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: РЕСУРСЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: РЕСУРСЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО КЛАССА / ХОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / ПРОАКТИВНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И БАРЬЕРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Г.Б.

Представленное исследование побуждено противоречием между объективным ростом значимости психологических факторов в обеспечении конкурентоспособности спортсменов и отсутствием научно обоснованной и сложившейся системы психологического сопровождения многолетней подготовки спортсменов. Цель проведенного исследования - установление ресурсов и барьеров совершенствования психологического сопровождения высококвалифицированных спортсменов. Метод и организация исследования. Исследование проведено методом теоретико-методологического анализа. Его основу составляют положения известного психолога и методолога Я.А. Пономарева о соотношении уровня развития науки и ее прикладного потенциала. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали, что наиболее существенным барьером совершенствования психологической поддержки спортсменов является недостаточная разработанность психологической теории включения личности в спортивную деятельность. Показано, что теоретическое осмысление даже части психологических проблем спортсменов позволяет про-активно создавать психологические ресурсы для снижения вероятности их возникновения у спортсменов высокого класса. Это подтвердили исследования эффектов ранней профессионализации спортсменов младшего школьного и подросткового возраста. Они показали, что в каждом из указанных возрастных периодов имеются предпосылки для формирования как психологических ресурсов, способствующих успешному спортивному совершенствованию, так и барьеров, осложняющих этот процесс. Установлено, что закономерной причиной негативных либо позитивных эффектов включения детей в занятия спортом является степень соответствия требований спортивной подготовки личности спортсменов и магистральной для конкретного возраста линии психического развития. В формирующих экспериментах доказана возможность про-активного развития психологических ресурсов успешности деятельности спортсменов и профилактики возникновения психологических барьеров, препятствующих росту мастерства спортсменов. Заключение. К ресурсам совершенствования психологической поддержки спортсменов отнесены: проактивный подход к психологическому сопровождению подготовки спортсменов, уточнение состава психологических ресурсов, необходимых спортсменам, на основе создания психологической теории включения спортсменов в спортивную деятельность; определение специфики задач психологического сопровождения подготовки спортсменов на разных этапах спортивной карьеры, качественная подготовка спортивных психологов, улучшение психологического образования тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горская Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED ATHLETES: RESOURCES AND LIMITATIONS

The research is prompted by the contradiction between the increase in the importance of psychological factors in ensuring the competitiveness of athletes and the absence of a scientifically based system of psychological support for the long-term training of athletes. The purpose of the research is to establish resources and barriers for improving the psychological support of highly qualified athletes. Research method and organization. The research was carried out by the method of theoretical and methodological analysis. It is based on the theses of the well-known psychologist and methodologist Y.A. Ponomarev on the ratio of the level of development of science and its applied potential. Research results and discussion. The results of the study showed that the most significant barrier for improving the psychological support of athletes is the insufficient development of the psychological theory on the inclusion of a personality in sports activities. It is shown that theoretical comprehension of some psychological problems of athletes allows to create psychological resources to reduce the likelihood of their occurrence in high-class athletes. It was confirmed by studies of the effects of early professionalization of athletes of primary school and adolescent age. These studies showed that in each of the indicated age periods there are prerequisites for the formation of both psychological resources, that contribute to successful sports improvement, and barriers, that complicate this process. It has been established that the natural reason for the negative or positive effects of including children in sports is the degree of compliance of the requirements of sports training of the athletes' personality and the main line of mental development for a particular age. The possibility of pro-active development of psychological resources for the success of athletes’ activity and prevention of the occurrence of psychological barriers that hinder the growth of athletes’ sportsmanship has been proved in experiments. Conclusion. The resources for improving the psychological support of athletes include: a pro-active approach to the psychological support of athletes' training, clarification of the composition of psychological resources necessary for athletes, based on the creation of a psychological theory on the inclusion of athletes in sports activities, determination of the specifics of the tasks of the psychological support for the athletes’ training at different stages of a sports career, high-quality training of sports psychologists, improvement of the psychological education of coaches.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: РЕСУРСЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

УДК 159.9 796.1 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ: РЕСУРСЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Г.Б. Горская

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

Аннотация

Представленное исследование побуждено противоречием между объективным ростом значимости психологических факторов в обеспечении конкурентоспособности спортсменов и отсутствием научно обоснованной и сложившейся системы психологического сопровождения многолетней подготовки спортсменов. Цель проведенного исследования - установление ресурсов и барьеров совершенствования психологического сопровождения высококвалифицированных спортсменов.

Метод и организация исследования. Исследование проведено методом теоретико-методологического анализа. Его основу составляют положения известного психолога и методолога Я.А. Пономарева о соотношении уровня развития науки и ее прикладного потенциала.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали, что наиболее существенным барьером совершенствования психологической поддержки спортсменов является недостаточная разработанность психологической теории включения личности в спортивную деятельность. Показано, что теоретическое осмысление даже части психологических проблем спортсменов позволяет про-активно создавать психологические ресурсы для снижения вероятности их возникновения у спортсменов высокого класса. Это подтвердили исследования эффектов ранней профессионализации спортсменов младшего школьного и подросткового возраста. Они показали, что в каждом из указанных возрастных периодов имеются предпосылки для формирования как психологических ресурсов, способствующих успешному спортивному совершенствованию, так и барьеров, осложняющих этот процесс. Установлено, что закономерной причиной негативных либо позитивных эффектов включения детей в занятия спортом является степень соответствия требований спортивной подготовки личности спортсменов и магистральной для конкретного возраста линии психического развития. В формирующих экспериментах доказана возможность про-активного развития психологических ресурсов успешности деятельности спортсменов и профилактики возникновения психологических барьеров, препятствующих росту мастерства спортсменов.

Заключение. К ресурсам совершенствования психологической поддержки спортсменов отнесены: про-активный подход к психологическому сопровождению подготовки спортсменов, уточнение состава психологических ресурсов, необходимых спортсменам, на основе создания психологической теории включения спортсменов в спортивную деятельность; определение специфики задач психологического сопровождения подготовки спортсменов на разных этапах спортивной карьеры, качественная подготовка спортивных психологов, улучшение психологического образования тренеров.

Ключевые слова: психологическое сопровождение подготовки, спортсмены высокого класса, холистическая концепция спортивной карьеры, про-активная постановка задач, психологические ресурсы и барьеры совершенствования спортивного мастерства.

STRATEGY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED ATHLETES: RESOURCES AND LIMITATIONS

G.B. Gorskaya, gorskayagalina@mail.ru; ORCID 0000-0002-2663-5667

Kuban State University of physical education, sport and tourism, Krasnodar, Russia

Abstract

The research is prompted by the contradiction between the increase in the importance of psychological factors in ensuring the competitiveness of athletes and the absence of a scientifically based system of psychological support for the long-term training of athletes.

The purpose of the research is to establish resources and barriers for improving the psychological support of highly qualified athletes.

Research method and organization. The research was carried out by the method of theoretical and methodological analysis. It is based on the theses of the well-known psychologist and methodologist Y.A. Ponomarev on the ratio of the level of development of science and its applied potential.

Research results and discussion. The results of the study showed that the most significant barrier for improving the psychological support of athletes is the insufficient development of the psychological theory on the inclusion of a personality in sports activities. It is shown that theoretical comprehension of some psychological problems of athletes allows to create psychological resources to reduce the likelihood of their occurrence in high-class athletes. It was confirmed by studies of the effects of early professionalization of athletes of primary school and adolescent age. These studies showed that in each of the indicated age periods there are prerequisites for the formation of both psychological resources, that contribute to successful sports improvement, and barriers, that complicate this process. It has been established that the natural reason for the negative or positive effects of including children in sports is the degree of compliance of the requirements of sports training of the athletes' personality and the main line of mental development for a particular age. The possibility of pro-active development of psychological resources for the success of athletes' activity and prevention of the occurrence of psychological barriers that hinder the growth of athletes' sportsmanship has been proved in experiments. Conclusion. The resources for improving the psychological support of athletes include: a pro-active approach to the psychological support of athletes' training, clarification of the composition of psychological resources necessary for athletes, based on the creation of a psychological theory on the inclusion of athletes in sports activities, determination of the specifics of the tasks of the psychological support for the athletes' training at different stages of a sports career, high-quality training of sports psychologists, improvement of the psychological education of coaches.

Key words: psychological support of training, high-class athletes, holistic concept of a sports career, pro-active task setting, psychological resources and barriers for improving sports skills.

ВВЕДЕНИЕ

Психологические факторы оказывают заметное влияние на достижения спортсменов высокого класса. С этим связано повышение внимания к психологическому сопровождению их подготовки, о чем свидетельствует рост числа психологов, включенных в работу со спортсменами, повышение активности обращений спортсменов, их тренеров и родителей к психологам по поводу решения тех или иных психологических проблем. Еще одним симптомом повышения значимости психологической поддержки спортсменов является рост интереса спортсменов к получению психологического образования. В то же время нельзя не признать, что до сих пор не создана система психологического сопровождения спортсменов на протяжении спортивной карьеры, что проявляется в недостаточном уровне психологической подготовленности многих спортсменов высокого класса. Актуальность данной проблеме придает то, что во многих странах мира все более отчетливо проявляются признаки создания системы психологического сопровождения подготовки спортсменов [18]. К ним следует отнести ориентацию на долговременное сотрудничество спортсменов и психологов; координацию работы психологов национальных сборных команд и психологов, работающих по месту житель-

ства и тренировки спортсменов; признание необходимым обязательного формирования у спортсменов профессионально значимых психологических умений; оперативное реагирование на новые вызовы, требующие дополнительной психологической поддержки спортсменов [25]. Описанные явления приводят к заключению о том, что поддержание конкурентоспособности российских спортсменов на международном уровне требует совершенствования, а в некоторых аспектах — создания полноценной системы психологического сопровождения подготовки спортсменов. В то же время до сих пор сохраняется подход к работе психолога спорта как к работе типа скорой помощи, направленной на решение возникших у спортсменов проблем психологического содержания. Вследствие этого остаются в тени причины возникновения у спортсменов психологических проблем, истоки которых лежат в пренебрежении к психологической подготовке юных спортсменов, в несоответствии организации подготовки спортсменов их индивидуально-психологическим особенностям, что приводит к хроническим психологическим перегрузкам. Таким образом, становится очевидной необходимость соотнесения стратегических и тактических компонентов психологического сопровождения подготовки спортсменов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследования заключается в установлении ресурсов и барьеров становления эффективной системы психологического сопровождения подготовки спортсменов. Исследование проводилось методом теоретико-методологического анализа научных и методических публикаций по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов.

Исходным для проведения исследования было положение о том, что современный уровень развития спорта, острота конкуренции на международной арене требуют постановки во главу угла стратегических задач психологического сопровождения подготовки спортсменов, а не ориентацию на оперативное снятие неблагоприятных проявлений психики в момент их возникновения. Иначе говоря, психологические проблемы современных спортсменов настолько сложны, что их решение требует про-активного подхода в противовес реактивному, возможности которого в эффективной помощи спортсменам достаточно ограничены [3]. Сущность про-активного подхода к решению психологических проблем спортсменов заключается в ориентации на профилактику их возникновения и заблаговременном создании ресурсов готовности к преодолению жестких требований современного спорта к личности спортсменов. Понимание значимости такого подхода прослеживается, например, в достаточно давно опубликованной работе Ю.В. Верхошанского [2], который трактует его как основной принцип опережающей постановки задач многолетней подготовки спортсменов, рассматриваемой как сложный многокомпонентный и многоэтапный проект. В понимании Ю.В. Верхошанского, смысл принципа опережающей постановки задач состоит в том, что на каждом этапе многолетней подготовки должны быть заложены ресурсы для успеха последующих этапов. На первый взгляд, данный принцип может показаться естественным и банальным. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что его реализация требует системной

концепции многолетней подготовки спортсменов. Эта концепция должна содержать детальное описание того, какие именно ресурсы могут быть заложены на том или ином этапе многолетней подготовки для успеха последующих этапов. Особенно очевиден недостаток такого системного описания задач и содержания психологического сопровождения многолетней подготовки спортсменов. Этим объясняются различия во мнениях спортивных психологов по поводу основных элементов работы по решению и, особенно, профилактике психологических проблем спортсменов, препятствующие созданию целостной системы психологической поддержки спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Отправной точкой рассмотрения ресурсов и барьеров создания эффективной системы психологического сопровождения подготовки спортсменов послужили представления известного отечественного психолога и методолога Я.А. Пономарева о взаимосвязи уровня развития научного знания и прикладного потенциала науки [15]. Их конструктивность с точки зрения предпосылок прикладного потенциала науки получает подтверждение в исследованиях последних лет [7]. Согласно точке зрения Я.А. Пономарева, полноценное решение прикладных проблем той области, которая составляет предмет науки, является ее способность прогнозировать проявления изучаемых наукой феноменов в характерных для их функционирования ситуациях. Такая возможность возникает на этапе развития науки, при котором складывается специальная теория изучаемых наукой явлений, позволяющая установить роль и функции отдельных компонентов изучаемых наукой явлений в целостной системе их функционирования и регуляции.

Взгляды Я.А. Пономарева являются продуктивной основой для анализа причин, способствующих и препятствующих становлению эффективной системы психологической поддержки спортсменов. Примени-

тельно к психологии спорта они означают, что полноценное решение психологических проблем спортсменов, создание эффективной системы психологического сопровождения спортивной карьеры возможны в случае появления целостной концепции психологии развития и функционирования спортсмена как личности в условиях спортивной деятельности. Однако анализ исследований в области психологии спорта показывает, что она все еще находится на стадии развития, которую Я.А. Пономарев назвал стадией эмпирического знания. Она характеризуется явлением, обозначенным автором как эмпирическая многоаспектность, когда проводится значительное количество аналитических исследований частных проявлений личности спортсмена в спортивной деятельности, которые в силу отсутствия развитой психологической теории включения личности в спортивную деятельность не складываются в целостную картину. Вследствие этого невозможно прогнозировать проявления психики спортсменов в спортивной деятельности, выявлять связанные с ними проблемные моменты и вести профилактику неблагоприятных проявлений психики спортсменов в их деятельности. Этим объясняется «реактивный» характер многих помогающих воздействий психолога, в то время как современный спорт требует про-активного подхода, ориентированного на профилактику негативных явлений психологического характера, и заблаговременного формирования психологических ресурсов, позволяющих спортсменам полноценно раскрывать свои способности.

Таким образом, одним из существенных барьеров создания эффективной системы психологического сопровождения подготовки спортсменов является отсутствие психологической теории включения личности в спортивную деятельность и самореализации спортсмена в ней. Спортивные психологи так или иначе осознают эту проблему и предпринимают попытки создать необходимую для решения прикладных проблем теорию [1; 16]. Примером такой попытки является холистическая концепция спор-

тивной деятельности П. Виллмана [21, 30]. Он указал на необходимость соотнесения этапов спортивной карьеры с возрастными особенностями спортсменов, решением задачи получения спортсменами образования, особенностями социальной и финансовой поддержки спортсменов на разных этапах спортивной карьеры. Однако концепция П. Виллмана требует развития и детализации, что является непростой задачей. Доказательством этого является перерастание исследований того, как достичь конструктивного сочетания спортивного совершенствования и получения спортсменами образования, в особое направление исследований «двойной карьеры» спортсменов, проводимых как зарубежными, так и отечественными учеными [17, 21, 30]. Просматривается стремление исследователей данного направления объединить усилия для выявления закономерных причин успеха или неудачи в сочетании получения спортсменами образования и спортивного совершенствования [28]. Результаты исследований этого направления позволяют опережающим образом планировать получение спортсменами образования при активном включении в развитие спортивной карьеры.

Другим подтверждением сложности создания целостной психологической концепции, позволяющей обосновать систему психологической помощи спортсменам, является активное развитие исследований средовых факторов, регулирующих деятельность спортсменов, и его интенсивно разрабатываемого аспекта: исследований организационного стресса [22, 27]. Примечательно, что к средовым ресурсам успешности деятельности спортсменов исследователи относят личностные качества, устойчивость к стрессам, психологическую компетентность тренеров [22, 27]. Как важный средовой регулятор деятельности спортсменов рассматривается мотивационный климат, под которым понимается система взаимных ожиданий, ценностно-смысловых установок, сложившихся в спортивных группах [24, 26, 29]. Наконец, просматривается цикл исследований, посвященных

роли когнитивных ресурсов в достижении спортсменами высоких результатов, а также средствам их про-активного развития [8, 9, 10, 11, 12, 14]. Перечисленные направления отражают стремление исследователей приблизиться к целостному представлению о психологических ресурсах достижений спортсменов.

Еще одним препятствием для обоснования теоретической концепции психологической помощи спортсменам является сохраняющееся представление о стабильности психологических регуляторов деятельности спортсменов. Она проявляется в распространенной стратегии выявления профессионально важных для спортсменов свойств психики, состоящей в однократном измерении индикаторов успешности деятельности и предполагаемых ее психологических детерминант. Корреляционные связи полученных таким образом показателей рассматриваются как критерий оценки значимости того или иного свойства психики для успешности спортивной деятельности. Эмпирические же исследования показывают, что даже на протяжении соревновательного сезона наблюдается, например, изменение значимых регуляторов устойчивости спортсменов к соревновательному стрессу [5]. Отмечены изменения регуляции личностного статуса спортсменов и на более коротких промежутках времени длительностью от месяца до нескольких месяцев [19], [23]. Роль фундаментальных исследований в решении прикладных проблем подготовки спортсменов иллюстрируют исследования влияния ранней профессионализации спортсменов на их личностное и интеллектуальное развитие, проведенные в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. Исследования проводились с целью выявления психологических ресурсов и барьеров самореализации личности в спорте. В качестве психологических ресурсов самореализации спортсменов рассматривались индивидуально-психологические свойства спортсменов, особенности мотивации спортивной деятельности, профессио-

нально важные для спортсменов психологические умения. Исследование исходило из признания того факта, что включение в спортивную деятельность способствует становлению одних профессионально важных для спортсменов личностных свойств и препятствует развитию других [4]. В связи с этим первоочередной задачей исследования было установление того, есть ли закономерные причины возникновения ресурсов либо барьеров становления профессионально важных личностных свойств спортсменов.

Проведенные исследования показали, что разнонаправленное влияние занятий спортом на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов имеет закономерную причину. Позитивное влияние занятий спортом обусловлено совпадением требований к психике задач спортивного совершенствования и фундаментального направления психического развития на его конкретном возрастном этапе. Негативные последствия включения в занятия спортом возможны в том случае, когда требования к психике задач совершенствования спортивного мастерства и основная линия психического развития не совпадают или противоречат одни другим. Первая ситуация характерна для спортсменов младшего школьного возраста, а вторая специфична для спортсменов-подростков [4]. Магистральной линией психического развития спортсменов младшего школьного возраста является формирование интеллектуальных новообразований. Профессионально важными для спортсменов являются такие интеллектуальные новообразования, как мысленное планирование, рефлексия, способность к произвольной регуляции когнитивных функций. Согласно результатам исследований, спортсмены младшего школьного возраста опережают своих сверстников, не занимающихся спортом, по уровню развития перечисленных интеллектуальных новообразований. Эти новообразования являются профессионально важными для спортсменов потому, что на их основе в подростковом возрасте у них

формируются механизмы осознанной регуляции действий и поведения, способствующие целенаправленному совершенствованию спортивного мастерства. Помимо этого младших школьный возраст является сенситивным для развития общих психомоторных способностей, представляющих собой важный ресурс совершенствования технического мастерства. В то же время особенности современного детского спорта таковы, что юные спортсмены буквально с первых шагов освоения мастерства включаются в соревновательную деятельность, которая часто имеет интенсивность, не соответствующую их возможностям. Это является фактором риска отсева одаренных спортсменов из спортивных школ вследствие эмоциональных перегрузок, возникновения у юных спортсменов психологических барьеров, вызывающих стремление уклоняться от соревнований. Результаты исследований показывают, таким образом, что в младшем школьном возрасте могут быть заложены такие ресурсы успешного развития спортивной карьеры, как рефлексия, внутренний план действия, произвольность когнитивных функций, общие психомоторные способности. Барьером для успешного спортивного совершенствования могут стать непосильные соревновательные нагрузки, вызывающие у юных спортсменов эмоциональное выгорание и страх перед участием в соревнованиях. Иная картина становления психологических ресурсов и барьеров успешного развития спортивной карьеры характерна для спортсменов подросткового возраста. В этот период возрастного развития его фокус смещается в область развития личности, и прежде всего развития самосознания. В большинстве видов спорта на подростковый возраст приходится этап совершенствования спортивного мастерства. Для него характерны увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, повышение объемов нагрузок в общеобразовательной школе. Это не только вызывает проблему успешного сочетания совершенствования спортивного мастерства и получения

образования, но и создает определенные сложности для реализации магистральной линии психического развития, специфичной для подросткового возраста. Это формирование основных компонентов самосознания. Для формирования самосознания подросткам необходим разнообразный опыт общения со сверстниками «по взрослым правилам». Это должен быть опыт сотрудничества и принятия ответственности. У подростков-спортсменов общение со сверстниками сводится в основном к общению с товарищами по спортивной подготовке, которое неизбежно окрашивается соперничеством. Ограниченность социального опыта у спортсменов-подростков проявляется в сужении Я-концепции, что в долгосрочном плане может провоцировать кризисные явления при завершении спортивной карьеры [6], [13]. Это особенно вероятно, если карьера завершается не по собственному решению спортсмена, а в силу обстоятельств, например, получения травмы, не совместимой с занятиями спортом. Конкурентные отношения со сверстниками усиливают ориентацию спортсменов на семью как источник психологической поддержки, что затрудняет нормативный процесс автономизации подростков. Межличностное сравнение главным образом по спортивным достижениям осложняет формирование реалистичной самооценки, которая является профессионально важной для спортсменов как основа их уверенности в своих силах. Следовательно, подростковый возраст в сочетании с условиями подготовки спортсменов содержит факторы риска возникновения психологических барьеров для успешного развития спортивной карьеры. Разумеется, эти барьеры преодолимы при последовательном и научно обоснованном психологическом сопровождении спортсменов-подростков. Наряду с описанными факторами риска подростковый возраст содержит возможности формирования психологических ресурсов успешного спортивного совершенствования. Это, во-первых, условия для развития механизмов осознанной

саморегуляции деятельности и поведения в целом, во-вторых, возможности развития психологических умений, необходимых для преодоления стрессов, активного поиска спортсменами путей совершенствования мастерства. Ценной для подростков стороной занятий спортом является опыт достижения успеха собственными усилиями, облегчающий осознание связи усилий и достижений. Он проявляется в лучше сформированных регулирующих функциях самоотношения у спортсменов-подростков по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом [4], [9]. Результаты исследования позволили прогнозировать возможные психологические проблемы спортсменов и вести их профилактику, а также раскрывать личностные ресурсы достижения спортсменами высокого мастерства. Именно в эти периоды могут быть заложены ресурсы и могут возникнуть психологические барьеры достижения высоких результатов спортсменами высокого класса. Поэтому ресурсом совершенствования психологической поддержки спортсменов является качественное психологическое сопровождение детского и юношеского спорта.

Ресурсом приближения к решению указанной задачи является про-активный подход к решению психологических проблем спортсменов в противовес реактивному подходу, ориентирующему на преодоление неблагоприятных проявлений психики, а не на профилактику их возникновения [3].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Веракса, А. Н. Экологический подход У. Бронфен-бреннера в спортивной психологии / А. Н. Веракса, С. В. Леонов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 4. - С. 78-84.

2. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176с.

3. Горская, Г. Б. Опережающая постановка задач как стратегия психологического сопровождения подготовки спортсменов / Г. Б. Горская // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки, подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XV Международной научной сессии по итогам НИР за 2016 год, посвященной 80-летию университе-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный теоретико-методологический анализ ресурсов и барьеров эффективного решения психологических проблем спортсменов показал, что главной его предпосылкой является обоснование теории включения спортсменов в спортивную деятельность, что позволит спортивным психологам работать про-активно, уменьшая тем самым вероятность неблагоприятных проявлений психики.

Ресурсный потенциал имеет уточнение состава психологических ресурсов совершенствования спортивной деятельности, входящих в состав психологической системы деятельности и включающих мотивацию, осознанную регуляцию деятельности, профессионально важные свойства психики спортсменов и профессионально важные психологические умения.

Одними из существенных ресурсов совершенствования психологического сопровождения подготовки спортсменов являются уточнение специфики его задач на основных этапах многолетней подготовки и определение наиболее адекватных методов их решения в зависимости от возраста и индивидуально-психологических особенностей спортсменов. Реализация перечисленных выше ресурсов совершенствования психологического сопровождения процесса совершенствования спортсменов требует соответствующей подготовки к этому спортивных психологов и кардинального улучшения психологического образования тренеров.

та (Минск, 30 марта - 17 мая 2017 г.) В четырех частях. Часть 3. - Минск : БГУФК, 2017. - С. 76-78.

4. Горская, Г. Б. Психологические ресурсы и барьеры самореализации спортсменов на разных этапах спортивной карьеры / Г. Б. Горская // Рудиковские чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (1112 мая 2017 г.) / под общей ред. Ю. В. Байков-ского, А. В. Вощинина. - М. : РГУФСМиТ, 2017. - С. 128-132.

5. Горская, Г. Б. Динамика регуляции психической устойчивости команды на протяжении соревновательного сезона / Г. Б. Горская, В. Г. Дыдарь // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 8. - https://doi.org/10.24158/ spp2017.8.7

6. Горская, Г. Б. Сравнительная оценка спортивной и научно-исследовательской деятельности как психологического ресурса повышения готовности к социализации в юношеском возрасте / Г. Б. Горская, В. А. Масленникова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 12. - С. 134-139.

7. Грачев, А. А. Перспективы практико-ориентиро-ванной психологии в контексте тенденций развития психологической науки / А. А. Грачев // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39, № 4. - С. 117-121.

8. Грецов, А. Г. Социальный интеллект молодых спортсменов / А. Г. Грецов, Д. С. Зайко, И. В. Дмитриев, Я. В. Чежина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151).

- С. 273-278.

9. Диких, К. В. Теоретическое и экспериментальное обоснование интеллектуальной психологической подготовки спортсменов / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 100115.

10. Кузьменко, Г. А. Стилевые проявления когнитивной гибкости тренера и особенностей ее развития в процессе профессиональной деятельности / Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким, Е. А. Леванова, В. С. Шерин // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 440. - С. 167-174.

11. Кузьменко, Г. А. Актуализация когнитивных стилей деятельности юных спортсменов в ситуационных видах спорта как условие повышения их конкурентоспособности / Г. А. Кузьменко, Т. К. Ким. // Живая психология. - 2020. - № 2 (26). - С. 9-19.

12. Ловягина, А. Е. Метакогнитивные процессы как предикторы психологической подготовки спортсменов / А. Е. Ловягина, Л. А. Облачкова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2018. - № 5 (159). - С. 377-380.

13. Ольшанская, С. А. Особенности формирования субъектной позиции спортсменов юношеского возраста / С. А. Ольшанская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 21-26.

14. Пирожкова, В. О. Влияние эмоционального интеллекта на соревновательную надежность спортсменов и их способность произвольной регуляции / В. О. Пирожкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 279283.

15. Пономарев, Я. А. Проблемы перестройки практической психологии / Я. А. Пономарев, И. М. Гад-жиев // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9, № 2. - С. 20-26.

16. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры / Н. Б. Стамбулова. - СПб. : Издательство «Центр карьеры». - 1999. - 368 с.

17. Хвацкая, Е. Е. Ретроспективный подход к исследованию двойной карьеры у спортсменов / Е. Е. Хвацкая, Н. Е. Латышева // Спортивный психолог.

- 2018. - № 1 (48). - С. 45-48.

18. Birrer D., Wetzel J., Schmidt J., Morgan J. Analysis of sport consultancy at three Olympic Games: facts and figures. //Psychology of sport ajnd exercise. 2012. V.13. P. 702-710.

19. Brown D.J.., Arnold R., Standage M., Fletcher D. A longitudinal examination of Thrivingin sport performance //Psychology of sport and exercise. 2021, v.56. https://doi.org/10.1016/j. psychsport.2021.101934

20. Cook G.M., Fletcher D., Peyrebrune M. Olympic coaching excellence: a quantitative study of psychological aspects of Olympic swimming coaches // Psychology of sport and exercise. - 2021.V.53. https://doi.org/10.1016/j.psychsport. 2020.101876

21. Debois N., Ledon A.,Wylleman P.A lifespan perspective on the dual career of elite male athletes // Psychology of sport and exercise, 2015, vol.21, p.15-26.

22. Fletcher D., Arnold R. Stress in sport. The role of organizational environment. //An organizational psychology of sport: key issues and practical application. N.-Y.: Routledge. 2017. P. 83-100.

23. Harris DJ., Vine S.J., Eyesenck M.W. Psychological pressure and compounded errors during elite-level tennis // Psychology of sport and exercise. 2021, v.56. https://doi.org/10.1016/j. psychsport.2021.101987

24. Keegan R.J., Harwood C.C., Spray M., Lavallee D. A qualitative investigation of the motivational climate in elite port // Psychology of sport and exercise. 2014. V.15. p. 97-107.

25. Oblender-Peler V., Krenn B. "Time for recovery" or "Utter uncertainty"? The postponement of the Tokio 2020 Olympic games through the eyes of Olympic athletes and coaches. A qualitative study. //Frontiers in psychology, 2020, 11. DOI https:// doi.org/103389/fpsyg.2020.610856

26. Ruiz M.S., Robazza C., Nolvalen A., Haahanen S., Duda J.L. Coach-related motivational climate and athletes adaptation to psychological stress: tempjral motivation-emotion interplay // Frontiers in psychology. 2019. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2019.00617

27. Sarkar M., Hilton N.K. Psychological resilience of Olympic medal - winners coaches: a longitudinal study // International sport coaching Journal. 2020. V.7. P.209-219.

28. Storm L.K., Henriksen K., Stambulova N.B., Cartigny E., Ryba T.V., Brandt K., Ramis Y., Erpic S.K. Ten essential features of European dual career development: a multiple case study // Psychology of sport and exercise. - 2021, V.54.

https://doi.org/10.1016Zj.psychsport.2021.101918

29.Weiss M.R., Moehnke H.J., Kipp L.E. A united front: coach and teammate motivational climate and team cohesion among female adolescent athletes. //International journal of sport science & coaching. 2021. April 13. https://doi. org/10.1177/17479541211000905

30. Wylleman P. Sport psychologist assisting young talented athletes faced with career transitions. // Sport psychology for young athletes. Eds. Knight CJ., Harwood C.G., Gould D. N.-Y.: 2018, Routledge, p.141-153.

REFERENCES:

1. Veraksa A.N., Leonov S.V. U.Bronfenbrenner's eco-

logical approach in sports psychology.A.N. Veraksa, S.V. Leonov // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. - 2009. - No. 4. - pp. 78-84.

2. Verkhoshanskiy Yu.V. Programming and organization of the training process / Yu.V. Verkhoshansky. - M.: Physical culture and sport. 1985. - p. 176.

3. Gorskaya G.B. Advance setting of tasks as a strategy

of psychological support for the training of athletes. / G.B. Gorskaya // Scientific substantiation of physical education, sports training, personnel training in physical culture, sports and tourism. Materials of the XV International Scientific Session on the results of research work for 2016, dedicated to the 80th anniversary of the University (Minsk, March 30-May 17, 2017) In four parts. Part 3. - Minsk: BSUFK, 2017. pp. 76-78.

4. Gorskaya G.B. Psychological resources and barriers to self-realization of athletes at different stages of their sports career. G.B. Gorskaya // Rudikov Readings: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports (May 11-12, 2017) / ed. Yu.V. Baikovsky, A.V. Voshchinina. - M .: RGUF-SMiT, 2017 .-- pp. 128-132.

5. Gorskaya G.B. The dynamics of the regulation of the team's mental stability during the competitive season. / G.B. Gorskaya, V.G. Dydar // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2017. No. 8. - https:// doi.org/10.24158/spp2017.8.7

6. Gorskaya G.B. Comparative assessment of sports and research activities as a psychological resource for increasing readiness for socialization in adolescence. / G.B. Gorskaya, V.A. Maslennikova // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020, No. 12 pp. 134-139.

7. Grachev A.A. Prospects for practice-oriented psychol-

ogy in the context of trends in the development of psychological science / A.A. Grachev // Psychological journal, 2018, vol. 39, no. 4, pp. 117-121.

8. Gretsov A.G. Social intelligence of young athletes / A.G. Gretsov, D.S.Zaiko, I.V.Dmitriev, Ya.V. Chezhina // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2017. - No. 9 (151). - pp. 273-278.

9. Dikikh K.V. Theoretical and experimental substantiation of the intellectual psycho-psychological training of athletes. / K.V. Dikikh, G. D. Babushkin // Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2017, No. 5. pp. 100-115.

10. Kuzmenko G.A. Stylish manifestations of the coach's cognitive flexibility and the peculiarities of its development in the process of professional activity / G.A. Kuzmenko, T.K. Kim, E.A. Levanova, V.S. Sherin// Bulletin of Tomsk State University.

2019. No. 440. pp.167-174.

11. Kuzmenko G.A. Actualization of cognitive styles of young athletes' activity in situational sports as a condition for increasing their competitiveness / G.A. Kuzmenko, T.K. Kim // Living psychology. -

2020. - No. 2 (26). - pp. 9-19.

12. Lovyagina A.E., Oblachkova L.A. Metacognitive processes as predictors of athletes' psychological training / A.E. Lovyagina, L.A. Oblachkova // Scien-

tific notes of the P.F. Lesgaft University, 2018. - № 5 (159). - pp. 377-380.

13. Olshanskaya S.A. Features of the formation of the subject position of youth athletes. / S. A. Olshan-skaya // Physical education, sport is science and practice. 2009. No. 1. pp. 21-26.

14. Pirozhkova V.O. The influence of emotional intelligence on the competitive reliability of athletes and their ability to voluntary regulation / IN. Pirozhkova. //Physical education, sport is science and practice. 2013. No. 4. pp. 279-283.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ponomarev Ya.A., Gadzhiev I.M. The problems of restructuring practical psychology. Ya.A. Ponomarev, I.M. Gadzhiev // Psychological journal. 1988. Vol.9. No. 2. pp. 20-26.

16. Stambulova N.B. Psychology of a sports career. / N. B. Stambulova. - SPb.: Publishing house "Career Center". 1999 .-- 368 p.

17. Khvatskaya E.E. A retrospective approach to the study of dual careers in athletes. /E.E. Khvatskaya, N.E. Latysheva // Sports psychologist. - 2018, No. 1 (48). - pp. 45-48.

18. Birrer D., Wetzel J., Schmidt J., Morgan J. Analysis of sport consultancy at three Olympic Games: facts and figures // Psychology of sport ajnd exercise. 2012. V. 13. P. 702-710.

19. Brown DJ., Arnold R., Standage M., Fletcher D. A longitudinal examination of Thrivingin sport performance // Psychology of sport and exercise. 2021, v. 56. https://doi.org/10.1016/j.psych-sport.2021.101934

20. Cook G.M., Fletcher D., Peyrebrune M. Olympic coaching excellence: a quantitative study of psychological aspects of Olympic swimming coaches // Psychology of sport and exercise. - 2021.V.53. htt-ps://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101876

21. Debois N., Ledon A., Wylleman P. A lifespan perspective on the dual career of elite male athletes. // Psychology of sport and exercise, 2015, vol. 21, p. 15-26.

22. Fletcher D., Arnold R. Stress in sport. The role of organizational environment // An organizational psychology of sport: key issues and practical application. N.-Y.: Routledge. 2017. P. 83-100.

23. Harris D.J., Vine S.J., Eyesenck M.W. Psychological pressure and compounded errors during elitelevel tennis // Psychology of sport and exercise. 2021, v. 56. https://doi.org/10.1016/j.psych-sport.2021.101987

24. Keegan R.J., Harwood C.C., Spray M., Lavallee D. A qualitative investigation of the motivational climate in elite port // Psychology of sport and exercise. 2014. V.15. p. 97-107.

25. Oblender-Peler V., Krenn B. "Time for recovery" or "Utter uncertainty"? The postponement of the Tokio 2020 Olympic games through the eyes of Olympic athletes and coaches. A qualitative study. //Frontiers in psychology, 2020, 11. DOI https:// doi.org/103389/fpsyg.2020.610856

26. Ruiz M.S., Robazza C., Nolvalen A., Haahanen S., Duda J.L. Coach-related motivational climate and athletes adaptation to psychological stress: temp-jral motivation-emotion interplay // Frontiers in psychology. 2019. https://doi.org/10.3389/fp-syg.2019.00617

27. Sarkar M., Hilton N.K. Psychological resilience of Olympic medal - winners coaches: a longitudinal study // International sport coaching Journal. 2020. V.7. P.209-219.

28. Storm L.K., Henriksen K., Stambulova N.B., Car-tigny E., Ryba T.V., Brandt K., Ramis Y., Erpic S.K. Ten essential features of European dual career development: a multiple case study // Psychology of sport and exercise. - 2021, V.54. https://doi. org/10.1016/j.psychsport.2021.101918

29.Weiss M.R., Moehnke H.J., Kipp L.E. A united front: coach and teammate motivational climate and team cohesion among female adolescent athletes. //International journal of sport science & coaching. 2021. April 13. https://doi. org/10.1177/17479541211000905

30. Wylleman P. Sport psychologist assisting young talented athletes faced with career transitions. //Sport psychology for young athletes. Eds. Knight CJ., Harwood C.G., Gould D. N. -Y.: 2018, Routledge, p.141-153.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Горская Галина Борисовна (Gorskaya Galina Borisovna) - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. E-mail: gorskayagalina@mail.ru, ORCID 0000-0002-2663-5667

Поступила в редакцию 20 июля 2021 г. Принята к публикации 10 августа 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Горская, Г.Б. Стратегия психологического сопровождения подготовки высококвалифицированных спортсменов: ресурсы и ограничения / Г.Б. Горская // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 98-107. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-98-107

FOR CITATION

Gorskaya G.B. Strategy of psychological support of training highly qualified athletes: resources and limitations. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 98-107 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-20219-3-98-107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.