Научная статья на тему 'Психологические аспекты подготовки зарубежных спортсменов-олимпийцев: практика и исследования'

Психологические аспекты подготовки зарубежных спортсменов-олимпийцев: практика и исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC GAMES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ / THE PSYCHOLOGICAL RESOURCES TO ACHIEVE SUCCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOLOGICAL SKILLS / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / QUALITATIVE RESEARCH METHODS / TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Г. Б.

В статье представлены данные о принципах психологического сопровождения спортсменов участников Олимпийских игр, о содержании мероприятий по годам олимпийского цикла и в годичных циклах подготовки, о составе профессионально важных для спортсменов высокого класса психологических умений, о современных подходах к исследованию психологических факторов, определяющих эффективность деятельности спортсменов, принятых в зарубежной психологии спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горская Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF FOREIGN OLYMPIC ATHLETES: PRACTICE AND RESEARCH

The article presents data on the principles of psychological support of athletes participating in the Olympic Games, on the content of its activities by year of Olympic cycle and annual cycles of training, on the composition of professionally important for elite athletes psychological skills, on the modern approaches to the study of the psychological factors that determine the effectiveness of the athletes taken in a foreign sports psychology.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты подготовки зарубежных спортсменов-олимпийцев: практика и исследования»

DYNAMICS OF CORTISOL CONTENT IN THE BODY OF MEN DURING PHYSICAL WORK DEPENDING ON THE LEVEL OF FITNESS

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, S. Pogodina. Lecturer S. Kozlova Lecturer L. Liskonog.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, V. Belikov Tauride National University named after V.I. Vernadsky, Simferopol E-mail: [email protected]

The article discusses the features of changes of Cortisol content in the blood serum of men of different ages and levels of fitness when performing submaximal physical work. It is shown that all examined untrained men during physical work showed a reduction of cortisol in the blood serum.

Changes of adrenocortical activity of trained male of first and second adulthood depend on sports specialization.

Key words: cortisol, men, physical activity, cyclic and power sports, level of fitness.

УДК 796.01:159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТы ПОДГОТОВКИ ЗАРУБЕЖНЬ1Х

СПОРТСМЕНОВ-ОЛИМПИЙЦЕВ:

ПРАКТИКА И ИССЛЕДОВАНИЯ

Доктор психологических наук, профессор Г. Б. Горская,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены данные о принципах психологического сопровождения спортсменов - участников Олимпийских игр, о содержании мероприятий по годам олимпийского цикла и в годичных циклах подготовки, о составе профессионально важных для спортсменов высокого класса психологических умений, о современных подходах к исследованию психологических факторов, определяющих эффективность деятельности спортсменов, принятых в зарубежной психологии спорта.

Ключевые слова: психологическое сопровождение; Олимпийские игры; психологические ресурсы достижения успехов; про-

фессионально важные психологические умения; качественные методы исследований.

Завершение зимних Олимпийских игр в Сочи, наступление середины цикла олимпийской подготовки к летним Олимпийским играм 2016 года - это период, позволяющий объективно проанализировать опыт участия психологов в предшествующих Олимпиадах и постановить задачи психологического сопровождения подготовки спортсменов к предстоящим Олимпийским играм. Два года, прошедшие после Олимпийских игр в Лондоне, достаточное время для непредвзятой, лишенной эмоций от непосредственных впечатлений оцен-

ки вызовов, с которыми сталкиваются современные олимпийцы. Это также и благоприятный период для определения стратегий формирования у спортсменов готовности справляться с трудностями, связанными с участием в Олимпийских играх и подготовкой к ним.

Анализ опыта работы психологов различных стран со спортсменами-олимпийцами, представленный в научно-практических, методических, научных публикациях, позволяет выделить несколько заслуживающих внимания тенденций.

Во-первых, в большинстве стран отмечается увеличение количества психологов, ведущих психологическое сопровождение подготовки спортсменов-олимпийцев и их выступлений на Олимпийских играх [1, 7, 19]. Отмечается и вклад психологов в достижения спортсменов [10, 22, 34].

Во-вторых, спортивные психологи разных стран приходят к выводу о том, что успех психологического сопровождения подготовки спортсменов-олимпийцев определяется долговременностью сотрудничества психолога со спортсменами и тренерами, планомерностью проведения работы на протяжении всего олимпийского цикла [7, 8, 9, 18, 19, 22, 29, 31].

В-третьих, активное развитие практической работы по психологическому сопровождению подготовки спортсменов сочетается с расширением направлений научных исследований, связанных с нахождением психологических ресурсов успешности деятельности спортсменов-олимпийцев и уточнением направлений практической работы психологов со спортсменами [12, 15, 16, 21, 32].

Возрастание числа психологов, имеющих официальную аккредитацию на Олимпийских играх либо оказывающих атлетам помощь дистанционно, является индикатором повышения значимости психологических факторов в достижении спортсменами результатов, соответствующих их возможностям.

Признание необходимости систематической, долговременной работы психологов со спортсменами -кандидатами в олимпийские команды и участниками Олимпийских игр, привело к пониманию специфики задач психологического сопровождения на разных этапах четырехлетнего олимпийского цикла, на разных этапах годичных циклов подготовки [7, 9, 23, 29].

Примером планирования психологического сопровождения в четырехлетнем олимпийском цикле служит подход В. В1итеп$1ет, К. Шог [9], реализованный ими в подготовке спортсменов сборных команд Израиля к Олимпиаде 2008 года в Пекине. Задачами первого года олимпийского цикла авторы рассматривают установление степени психологической подготовленности спортсменов, преодоление психологических барьеров и мобилизация личностных ресурсов, реализация спортивных способностей, а также проведение занятий по развитию профессионально важных для спортсменов психологических умений.

В качестве психологических барьеров, действие которых необходимо преодолеть, В. В!итеп$1е1п и К.

Шог рассматривали низкую мотивацию, неумение концентрировать внимание в напряженных условиях, умственное и физическое утомление, необходимость справляться с травмами. Поэтому логично выглядит включение в программу развития психологических умений занятий по совершенствованию концентрации внимания, по формированию умения оперировать образами, управлять собственными эмоциями, в том числе с помощью словесных самовоздействий, по развитию навыков релаксации как средства восстановления после психических и физических нагрузок.

Второй и третий годы олимпийского цикла рассматривались как период отработки практического применения освоенных психологических умений во время тренировок и соревнований. Важной задачей на данном этапе подготовки было определение для каждого спортсмена наиболее подходящих средств решения встающих перед ними психологических задач, закрепление навыков применения освоенных психологических умений в реальных условиях спортивной деятельности.

Четвертый год олимпийского цикла является наиболее ответственным. Задачи работы психолога в этот период заключаются, во-первых, в помощи спортсменам успешно пройти отбор в олимпийскую команду, во-вторых, в ведении подготовки к выступлениям тех спортсменов, которые включены в олимпийскую сборную страны, в-третьих, в помощи спортсменам, не прошедшим олимпийский отбор, в преодолении неудач и разочарования.

Очевидно, что реализация описанной программы возможна только при постоянном контакте психолога со спортсменами. Действительно, как В. В!итеп$1е1п и К. Шог, так и другие психологи, работающие в разных странах со спортсменами-олимпийцами, констатируют, что проводят вместе со спортсменами на сборах и соревнованиях не менее ста дней в году [9, 22, 29].

Сопоставление содержания работы психологов разных стран со спортсменами-олимпийцами показывает сходство мнений по поводу состава необходимых им психологических умений. Большинство специалистов относят к ним умение концентрировать внимание, регулировать уровень активации, навыки общения и взаимодействия, позволяющие добиваться согласованности действий с товарищами по команде, устанавливать доверительные отношения; навыки постановки целей, способность оперировать образами, умение применять словесное самовоздействие (самоприказы, самоубеждение, самовнушение), умение планировать свое время [9, 23, 27, 35]. Помимо перечисленных как значимых для спортсменов обозначаются навыки самоконтроля, владение стратегиями преодоления стресса, умение планировать действия в предсоревно-вательный и соревновательный периоды [26, 35].

Согласованность мнений специалистов о составе профессионально важных для спортсменов высокой квалификации психологических умений сочетается с многообразием средств, применяемых психологами

для их развития у спортсменов. Например, для развития у спортсменов навыков регуляции уровня активации применяются как методика прогрессивной релаксации и аутотренинг, так и различные варианты методики биологической обратной связи, а также когнитивные техники. Многие психологи считают полезным обучение спортсменов дыхательным упражнениям, позволяющим регулировать уровень активации.

Особо важной и сложной является задача психологического сопровождения выступлений спортсменов во время Олимпийских игр. По мере накопления психологами практического опыта ведения этой работы уточняются ее задачи, детализируется содержание. В содержание психологического сопровождения подготовки спортсменов психологи включают снижение неопределенности соревновательной ситуации не только за счет участия кандидатов в олимпийские сборные команды в предолимпийских соревнованиях, но и за счет ознакомления олимпийцев-«новичков» с опытом спортсменов, уже принимавших участие в Олимпийских играх. Многие психологи рассматривают как способ сокращения неопределенности ситуации выступления на Олимпийских играх составление планов действий в дни, предшествующие выступлениям, и непосредственно в дни выступлений. Характерной тенденцией является внимание не только к потенциальным соперникам или регламенту олимпийских соревнований, но и к средовым факторам, начиная от особенностей жизни в Олимпийской деревне, питания и транспорта, заканчивая социально-психологическими аспектами Олимпийских игр.

Психологами отмечается специфика психологического сопровождения спортсменов, впервые выступающих на Олимпийских играх, спортсменов, являющихся фаворитами в своем виде спорта, спортсменов, возвратившихся в большой спорт после длительного перерыва. Отмечается, что позиция фаворита при всех своих преимуществах повышает уровень психологического давления, связанного с обращенными к ним высокими ожиданиями [17]. Для спортсменов, впервые участвующих в Олимпийских играх, источником психической напряженности оказывается особый статус этих соревнований, недостаточный уровень уверенности в собственных силах, неадекватная оценка значимости тех или иных условий соревнований. Спортсмены, возвратившиеся в большой спорт после длительного перерыва, сталкиваются с проблемами общения и взаимодействия с молодыми спортсменами, с задачами адаптации к изменениям, которые произошли в системе подготовки за время, когда они в ней не участвовали [22].

Объектом особого внимания психологов является исключение не оправданных задачами выступления психических нагрузок, источником которых часто становятся особенности общения с другими спортсменами и их представителями, с руководством собственной команды, с товарищами по команде и их тренерами, с представителями средств массовой информации, с

родственниками и друзьями. Спортсмены выделяют как наиболее стрессогенный фактор общение с представителями средств массовой информации [12, 28, 29, 33]. После Олимпийских игр в Лондоне многие психологи пришли к выводу о необходимости работы с родственниками и друзьями спортсменов - членов олимпийских сборных команд. Желая поддержать спортсменов, они одновременно создают отвлекающие проблемы [22, 24, 33]. Вовлечение спортсменов в проблемы размещения родных, приобретения билетов на соревнования и транспорт не позволяет им в полной мере сконцентрироваться на собственном выступлении. Поэтому психологи советуют все эти вопросы разрешить заранее.

Источником эмоциональных впечатлений, оказывающих негитивное влияние на подготовку спортсменов к выступлениям, многие психологи считают то, что, в отличие от других соревнований, на Олимпийских играх одновременно происходят соревнования по многим видам спорта, в относительно ограниченном пространстве собирается большое количество спортсменов - представителей этих видов спорта.

Как сильное эмоциональное воздействие психологи разных стран рассматривают участие спортсменов в церемонии открытия Олимпийских игр и не рекомендуют спортсменам, выступающим в соревнованиях через 24 часа после церемонии открытия, посещать ее для сохранения эмоциональных ресурсов.

Регулятором психической напряженности, на который обращают внимание и спортсмены, и спортивные психологи, является длительное пребывание спортсменов в Олимпийской деревне в ожидании начала собственных выступлений. Если ожидание продолжается неделю или больше, в то время как другие спортсмены уже завершили выступления, оно может превратиться в психологическую нагрузку, истощающую спортсменов и снижающую их готовность к собственному выступлению.

Упоминаемый психологами спектр задач по сокращению психических нагрузок спортсменов до и во время Олимпийских игр показывает, что их внимание не ограничивается только теми стрессорами, которые относятся к соревновательным и длительное время были главным объектом рассмотрения как в исследовательском, так и в прикладном плане. Психологи принимают во внимание по крайней мере еще две группы стрессоров. Это организационные стрессоры и стрессоры, связанные с жизненными обстоятельствами, значимыми для конкретных спортсменов (взаимоотношения с родственниками и друзьями, сложности в учебной деятельности и т. п.). Побуждением к учету широкого спектра стрессоров, воздействующих на спортсменов, в том числе прямо не связанных с выступлением, является опыт психологического сопровождения, говорящий о том, что в подготовке к Олимпиаде нет мелочей. Обстоятельство, воспринимаемое как несущественное, может стать ключевым для достижения успеха [5, 11, 14, 22, 24, 25, 30].

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов, готовящихся к выступлениям на Олимпийских играх, включает планирование не только задач каждого года олимпийского цикла, но и задач отдельных этапов годичных циклов подготовки. Подготовительный период годичного цикла подготовки - это время для совершенствования психологических умений, а также поддержания психической готовности к выполнению задач подготовки в целом. Соревновательный период делает актуальной задачу выведения спортсменов на пик психической готовности к выступлениям в соревнованиях. Переходный период должен быть направлен на психическую реабилитацию после перенесенных психических нагрузок [3, 33].

Таким образом, психологи разных стран, ведущие психологическое сопровождение подготовки спортсменов к Олимпиадам, делают ставку на систематическую планомерную работу, направленную на увеличение психологических ресурсов, способствующих максимальной успешности соревновательной деятельности. Они подчеркивают необходимость ее индивидуализации, учета специфики видов спорта, особенностей олимпийских соревнований [14, 15, 29]. Следовательно, уходит в прошлое представление о спортивной психологической службе как аналоге скорой помощи, к которой приходится прибегать в критических ситуациях.

Предпосылкой успеха психологического сопровождения подготовки спортсменов-олимпийцев большинство специалистов считают развитие научных исследований, направленных на возможно более полное выявление психологических условий результативности их деятельности. К исследованиям такого направления может быть отнесено проведенное P. Wylleman, A. Reints, S. Van Aken [33] изучение динамики значимости психологических факторов на разных этапах олимпийской подготовки. Авторы, анализируя спортивные, психологические, психосоциальные факторы, особенности сочетания подготовки с учебой или работой, установили, что в период перед Олимпиадой, во время и посл е нее отмечают как зна чимые различные внутренние и внешние регуляторы своей деятельности.

Для периода перед Олимпиадой характерно возрастание уверенности, связанное с включением в олимпийскую команду, но, вместе с тем, и усиление психологического давления из-за повышенного внимания средств массовой информации и ближайшего социального окружения, осознания ответственности за результаты выступления, желания оправдать ожидания значимых для них людей. Во время Олимпиады для спортсменов оказывалось важным то, как происходит адаптация к изменениям климатических условий и часового пояса, усталость, беспокоящие последствия травм, волнение из-за важности олимпийского старта. После Олимпиады переживания спортсменов связаны не только с результатами выступлений, с преодолением чувства опустошения, вызванного сильными эмоциональными переживаниями во время Игр, но с не-

обходимостью постановки новых целей, планирования продолжения спортивной карьеры и жизни в целом. Результаты этого исследования позволяют уточнить направления психологической работы со спортсменами на разных этапах подготовки к Олимпиаде и после ее завершения.

Исследование P. Wylleman, A. Reints, S. Van Aken проводилось с применением метода интервью и качественного анализа его результатов. Такой подход в последние годы стал применяться достаточно часто, что объясняется стремлением исследователей выявить внутреннюю картину спортивной деятельности, участия в олимпийской подготовке и в Олимпийских играх, которая складывается у спортсменов [12, 20, 32, 33].

Еще одним примером исследования с применением качественных методов является проект D. Fletcher, M. Sarkar [12]. Его целью было выявление представления высококвалифицированных спортсменов о том, какие психологические ресурсы дают им возможность преодолевать трудности и стрессы, связанные с тренировками и соревнованиями.

D. Fletcher, M. Sarkar выявили представления спортсменов о действующих на них стрессорах, сходные с установленными в исследовании P. Wylleman, A. Reints, S. Van Aken. Спортсмены выделили как значимые три группы стрессоров: соревновательные, организационные и связанные с семейными и личными проблемами, не относящимися к спортивной подготовке. Что касается ресурсов преодоления стресса, то D. Fletcher, M. Sarkar рассматривают как предпосылку преодоления стрессов способность, обозначаемую как resilience (психологическую стойкость) и определяемую как позитивная адаптация к значимым неблагоприятным условиям. Введение этого понятия отражает точку зрения многих психологов о том, что спортсменов высокого класса отличает не столько нечувствительность к стрессорам, сколько конструктивное отношение к сложным ситуациям, даже к тем, с которыми не удалось полностью справиться. Ядром этого конструктивного отношения является восприятие трудностей как источника опыта, в конечном счете, увеличивающего их возможности, дающего дополнительные ресурсы для достижения успехов. Предпосылкой конструктивного преодоления стрессовых ситуаций спортсмены высокого класса считают позитивную личностную позицию, мотивацию, способность к концентрации внимания, социальную поддержку.

Позитивная личностная позиция связана с наличием у спортсменов таких личностных черт, как открытость новому опыту, сознательность, эмоциональная стабильность, оптимизм, ориентация на будущее. Перечисленные качества способствуют восприятию преодоления препятствий как фактору развития и роста возможностей. Именно такая позиция отличает успешных спортсменов высокого класса от их менее успешных коллег [10]. Наряду с конструктивной оценкой трудностей D. Fletcher, M. Sarkar рассматривают как

ресурс достижения высоких результатов способность спортсменов с конструктивному осмыслению собственного опыта, к осознанной постановке целей.

К актуальным направлениям исследований, связанным с обоснованием психологического сопровождения подготовки спортсменов-олимпийцев, относится изучение средовых влияний на спортсменов. Это как исследования организационного стресса, так и исследования взаимоотношений спортсменов с ближайшим социальным окружением [1, 2, 13, 20, 21]. Новым их аспектом является установление того, как взаимосвязаны отношения спортсменов с тренерами, товарищами по команде, родственниками, какова «результирующая» их воздействия на спортсменов.

Объектом внимания исследователей является изучение психологических факторов в командных видах спорта. Это и проблема групповых эмоций, и проблема психологических предпосылок эффективности совместной деятельности [6, 21, 32].

Рассмотрение особенностей практики психологического сопровождения подготовки спортсменов-олимпийцев и исследований, связанных с ее обоснованием, приводит к нескольким выводам.

Доминирующей стратегией психологического сопровождения подготовки спортсменов-олимпийцев является ставка на долговременную планомерную работу, направленную на развитие психологических ресурсов конкурентоспособности спортсменов, снижающую вероятность психологических срывов во время соревнований.

Планирование психологического сопровождения базируется на принципах индивидуализации, учета специфики вида спорта, а также влияния на спортсменов многообразных средовых факторов как связанных, так и не связанных со спортивной деятельностью.

Для научных исследований, проводимых с целью обоснования направлений психологического сопровождения подготовки спортсменов-олимпийцев, характерно широкое применение качественных методов, выявляющих складывающуюся у них внутреннюю картину спортивной деятельности. Объектом анализа являются личностные и средовые регуляторы деятельности спортсменов высокого класса: мотивационные установки, психологические умения, организационный стресс, регуляторы эффективности совместной деятельности в спортивных командах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. -№ 4. - С. 74-76.

2. Горская, Г. Б., Несветайло, А. В. Физическая культура, спорт - наука и практика. Научно-методический журнал. - 2013. - № 3. - С. 51-56.

3. After the Olympic Games athletes determine what is next. http://www.appliedsportpsych.org

4. Andersen M.B., Williams J.M. A model of stress and athletic injury: prediction and prevention. //Journal of sport and ex-

ercise psychology, 1988, v.10, p. 294-306.

5. Anderson R. Faster, higher, psychologically stronger. Sport psychology at the London Olympic Games. // InPsych, 2012. www.psychology.org.au/publications/inpsych/2012/

6. Apitzsch E. A case study of collapsing handball team. // Dynamics within and outside lab. Proceedings of 6th Nordic conference on group and social psychology. Lund:2009, p.p. 35-52.

7. Birrer D., Wetzel J., Schmid J., Morgan G. Analysis of sport consultancy at three Olympic Games: facts and figures // Psychology of sport and exercise, 2012, v.13, p.702-710.

8. Bortoli L., Bertollo M., Hanin Y., Robazza C. Striving for excellenceA a multi-action intervention for shooters. //Psychology of sport and exercise, 2012, v.13, p.693-701.

9. Blumenstein B., Lidor R. The road to the Olympic Games. A four years psychological preparation program. //Athletic Insight, 2007, v.9, № 4.The online journal of sport psychology. http://www.athleticinsight.com/Vol.9, Iss.4.Feature htm

10. Clay R.A. Gold-medal psychology. Sport psychologists are helping elite athletes prepare for 2012 London Olympic Games. //Monitor of Psychology, 2012, v.43, N 7, 54-55.

11. Disappointment is fair game. Champions face adversity and turn it into victory. http://www.appliedsportpsych.org

12. Fletcher D., Sarkar M. A grounded theory of psychological resilience in Olympic champions. //Psychology of sport and exercise, 2012, v.13, 669-678.

13. Fletcher D., Wagstaff C.R.D. Organizational psychology in elite sport: its emergence, application and future. //Psychology of sport and exercise. 2009. V.10. P.427-434.

14. Galloway S.M. Consulting with Olympic track and field hopefuls: can't this easy ... or could it? //Athletic Insight, 2007, v.9, № 4.The online journal of sport psychology. http://www. athleticinsight.com/Vol.9, Iss.4.Feature htm

15. Gould D., Dieffenbach K., Moffett A. Psychological Characteristics and their development in Olympic champions // Journal of sport and exercise psychology, 2002, v.14, issue 2, 172204.

16. Greenleaf C., Gould D., Dieffenbach K. Factor influencing Olympic performance: interviews with Atlanta and Nagano US Olympians. //Journal of applied sport psychology, 2001, v.13, 154-184.

17. Harbert P. The psychology of being Olympic Favorite. //Athletic Insight, 2007, v.9, № 4.The online journal of sport psychology. http://www.athleticinsight.com/Vol.9, Iss.4.Feature htm

18. Henriksen K., Diment G., Hansen J. Professional philosophy: inside the delivery of sport psychology service at Team Denmark. //Sport Science Review, 2011, v.20, N 1-2, p.5-21.

19. Hodge K., Hermansson G. Psychological preparation of athletes for Olympic context: the New Zealand summer and winter Olympic teams. //Athletic Insight, 2007, v.9, № 4.The online journal of sport psychology. http://www.athleticinsight. com/Vol.9, Iss.4.Feature htm

20. Keegan R.J., Harwood C.G., Spray C.M., Lavallee D. A qualitative investigation of the motivation climate in elite sport. //Psychology of sport and exercise, 2014, v.15, 97-107.

21. Martin L., Bruner M., Eys M., Sprink K. The social environment in sport: selected topics. //International review of sport and exercise psychology, 2014, v.7, № 1, 87-105.

22. Mc Cann S. At the Olympus everything is a performance issue. //International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2008, v.6, N 3, 267-276.

23. McNail K., Benz L., Brown M., Kabish D., vander Berg F. Mental fitness for long-term athlete development. // http: //canadiensportfavorite.ca/sites/default/files/resources/ Mental%20Fitness%20San2013_EN_web.pdf 07.01/2014.

24. Mental game will be key during summer Olympics. http://www.appliedsportpsych.org

25. Olusoga P., Butt J., Hays K., Maynard I. Stress in elite sport coaching: identifying stressors. //Journal of applied sport psychology. 2009. V.21, P.442-459.

26. Pensgaard A. M. Applies sport psychology. //13th European Congress of Sport Psychology. Sport and exercise psychology: human performance, well-being and health. Proceedings of 13th FEPSAC European Congress of Sport Psychology. Madeira -Portugal: 2011. P.71

27. Psychological preparation is key to olympic performance. www.appliedsportpsych.org

28. Skanlan T.K., Stain C.L., Ravizza K. An in depth study of former figure skaters: 3. Sources of stress. //Journal of sport and exercise psychology, 1991. Vol.13, 2. 103-120.

29. Stambulova N., Stambulov A., Johnson U. "Believe in yourself, channel energy and play your trumps". Olympic preparation in complex coordination sports. . //Psychology of sport and exercise, 2012, v.13, p.679-686.

30. The last five minutes before competition can determine the outcome. http://www.appliedsportpsych.org

31. Werthner P., Coleman J. Sport Psychology consulting with Canadian Olympic athletes and coaches: values and ethical considerations. //Athletic Insight, 2008, v.10, № 4. The online journal of sport psychology. http://www.athleticinsight.com/ Vol.10, Iss4/Canadien.htm

32. Woodman T., Hardy L.A case study of organizational stress in elite sport. //Journal of applied sport psychology. 2001. V.13. 207-238.

33. Wylleman P., Reints A., Van Aken S. Athletes' perception of multilevel changes related to competing at the 2008 Beijing Olympic Games. //Psychology of sport and exercise, 2012, v.13, 687-692.

34. Zhang Li-wei, Zhang Zhong-qiu. Behind Excellence: mental training for chinese medalists in Beijing Olympic Games. //12th World Congress of Sport Psychology. Keynotes Lectures. Marrakesh, Morocco: 2009, p. 21.

35. Zizzi S.J., Blom L.C., Watson II J.C., Downey V.P. Establishing a hierarchy of Psychological skills; coaches', athletic trainers', psychologists' uses and perceptions of psychological skills training. //Athletic Insight, 2009, v.11, №2. The online journal of sport psychology. http://www.athleticinsight.com/Vol.11, Iss. 2.Feature.htm

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF FOREIGN OLYMPIC ATHLETES: PRACTICE AND RESEARCH

Doctor of Psychological Sciences, Professor, G. Gorskaya

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism», Krasnodar

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161

The article presents data on the principles of psychological support of athletes participating in the Olympic Games, on the content of its activities by year of Olympic cycle and annual cycles of training, on the composition of professionally important for elite athletes psychological skills, on the modern approaches to the study of the psy-

chological factors that determine the effectiveness of the athletes taken in a foreign sports psychology.

Key words: psychological support, the Olympic Games, the psychological resources to achieve success, professionally important psychological skills, qualitative research methods, technologies, educational technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.