Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N4 Образовательный вестник "Сознание" I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/
i ■mm RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Naboychenko E.S., Noskova M.V., 2021
ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-4-9
к ч Принята 29.04.2021 | Accepted 29.04.2021
к УДК 796:159.9
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EXCELLENCE IN THE SPORT OF HIGHER ACHIEVEMENTS AS A COMPONENT OF THE SUCCESS OF THE ATHLETE
Naboychenko E.S., Noskova M.V.
Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК КОМПОНЕНТ УСПЕХА СПОРТСМЕНА
Набойченко Е.С., Носкова М.В.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация
Abstract. The article raises one of the urgent problems in modern sports of the highest achievements - the problem of psychological support for the superiority of athletes. Considered as one of the priority directions of state policy. Modern sport is distinguished by a significant intensity of training loads, a reduction in time limits in the preparation of athletes, a great personal responsibility, both a coach and an athlete for the result in competitions of various levels. All of these factors affect the mental state of the athlete. In this connection, disturbances in the stability of the neuropsychic state, psycho-emotional lability and tension, and low resistance to stress may appear. It is obvious that there is a need for psychological support of athletes at all stages of sports activity in order to form stress resistance, an active life position, a competitive and healthy personality. Excellence in sports is considered as the achievement of high sports results, the peak of skill in sports activities, as well as the achievement of the
Аннотация. В статье поднимается одна из актуальных проблем в современном спорте высших достижений - проблема психологического сопровождения
превосходства спортсменов.
Рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики. Современный спорт отличается
значительной напряженностью
тренировочных нагрузок, сокращением временных границ при подготовке спортсменов, большой личной
ответственностью, как тренера, так и спортсмена за результат в соревнованиях различного уровня. Все эти факторы влияют на психическое состояние спортсмена. В связи с чем могут проявляться нарушения устойчивости нервно-психического
состояния, психоэмоциональной лабильности и напряженности, низкой
athlete's superiority in setting and implementing the goal, the sports activity itself and to ensure the quality of the sports process as an end result. In our opinion, psychological support in elite sports is a system for managing the processes of an athlete's personality development, mental states, processes of social behavior, adaptation of an athlete to the end of a sports professional career, as well as a study of the psychological patterns of mental improvement in the process of sports formation. Psychological support of athletes at different stages of the development of a sports career is an important component of the activity of a sports psychologist and includes the following areas: primary psychological diagnostics; psychodiagnostic control; psychological correction; psychological counseling of athletes, their parents (if necessary), coaches.
Keywords: elite sport, psychology of excellence, success, psychological support.
REFERENCES
[1] Ilyin E.P. Emotions and feelings. - SPb: Peter. -
2016. - 784 p.
[2] Naboychenko E.S., Vorobiev S.A. New technologies of psychologist's work in sports LIN - new horizons for persons with mental disabilities / Innovative technologies in the system of sports training. -
2017. - V.1. P. - 136-142.
[3] Portnykh Yu. I. Educational influence of the psychology of victories and defeats in sports. BPA Bulletin. - 2001. - №. 42. - P. 37-44.
стрессоустойчивости. Очевидно, что возникает необходимость психологического сопровождения спортсменов на всех этапах спортивной деятельности с целью формирования стрессоустойчивости,
активной жизненной позиции,
конкурентоспособной и здоровой личности. Превосходство в спорте рассматривается как достижение высоких спортивных результатов, пика мастерства в спортивной деятельности, а также достижение превосходства спортсмена в постановке и осуществлении цели, самой спортивной деятельности и для обеспечения качества спортивного процесса, как конечного результата. На наш взгляд, психологическое сопровождение в спорте высших достижений - это система управления процессами развития личности
психическими состояниями, социального поведения, спортсмена к завершению профессиональной карьеры, исследование закономерностей
спортсмена, процессами адаптации спортивной а также психологических психического
совершенствования в процессе спортивного становления. Психологическое сопровождение спортсменов на разных этапах становления спортивной карьеры - это важная составляющая деятельность спортивного психолога и включает следующие направления: первичная психологическая диагностика; психодиагностический
контроль; психологическая коррекция; психологическое консультирование
спортсменов, их родителей (при необходимости), тренеров.
Ключевые слова: спорт высших достижений, психология превосходства, успех,
психологическое сопровождение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2019. - 784 с.
[2] Набойченко Е.С., Воробьев С.А. Новые технологии работы психолога в спорте ЛИН -новые горизонты для лиц с ментальными нарушениями / Инновационные технологии в системе спортивной подготовки. - 2017. -Т.1. - С.136-142.
Educational bulletin "Consciousness"/
Образовательный вестник "Сознание"
[4] Yurov I.A. Psychological support in sports. Theory and practice of physical culture. - 2009. - №. 6. - P. 75-76.
[3] Портных Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте. Вестник БПА. - 2001. - В. 42. - С. 37-44.
[4] Юров И.А. Психологическое сопровождение в спорте. Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 75-76.
Authors' contributions. Naboychenko E.S. - development of a conceptual model of a scientific article, research design; Noskova M. V. - literature review, collection and processing of materials, text writing. Conflict of Interest Statement. The authors declare that they have no conflicts of interest.
Naboychenko E.S. - SPIN ID: 2201-3224; ORCID ID: 0000-0001-7315-6741
Noskova М.У. - SPIN ID: 8566-8975; ORCID ID: 0000-0003-3648-7730
Вклад авторов. Набойченко Е.С. - разработка концептуальной модели научной статьи, дизайна исследования; Носкова М.В. - обзор литературы, сбор и обработка материалов, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Набойченко Е.С. - SPIN ID: 2201-3224; ORCID ID: 0000-0001-7315-6741
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология спорта, паралимпийский спорт. Опубликовано более 20 публикаций из них 2 в WoS, 2 ВАК и 16 в материалах конференций.
Носкова М.В. - SPIN ID: 8566-8975; ORCID ID: 0000-0003-3648-7730
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология спорта. Опубликовано более 20 публикаций из них 2 в WoS, 2 ВАК и 16 в материалах конференций.
For citation: Naboychenko E.S., Noskova M.V. PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EXCELLENCE IN THE SPORT OF HIGHER ACHIEVEMENTS AS A COMPONENT OF THE SUCCESS OF THE ATHLETE // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol. 23. - №4 - C. 4-9. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-4-9
Для цитирования: Набойченко Е.С., Носкова М.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК КОМПОНЕНТ УСПЕХА СПОРТСМЕНА // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №4. - С. 4-9. 10.26787/пу^а-2686-6846-2021-23-4-4-9
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что спорт высших достижений в современном обществе все больше привлекает к себе внимание. В центре внимания стоит личность спортсмена, которая способна и готова побеждать на игровом поле. Следует обратить внимание на то, что с каждым годом возрастают требования не только к физическим, но и к психологическим качествам спортсменам. Систематическое увеличение нагрузок в спортивной деятельности, профессиональное
спортивное становление, высокая конкуренция приводят к возникновению высокого уровня стрессогенности, а достижение высоких результатов
спортсмена - это не только физическая выносливость, упорство и постоянство тренировок, но и использование различных педагогических технологий и психологических методов, помогающих добиваться поставленных целей.
В условиях развития современного спорта, как высокотехнологичного процесса, в сегодняшних реалиях расставляются акценты на усиление политизации и конкуренции в спорте на международном уровне. Нарушения прав спортсменов, противоречия между зарубежным и российским научным, учебно-методическим, научно-
методическим, медицинским,
антидопинговым обеспечением в спортивной деятельности, в области
спортивной подготовки (физическая, силовая подготовка, двигательные способности, техническая
подготовленность), все эти вопросы являются актуальными для изучения профессионального спорта. Но, к сожалению, до сих пор, мало внимания уделяется вопросам и проблемам психологического сопровождения и психологической подготовки
спортсменов. Важно отметить, что психологический фактор - один из важнейших факторов в спорте. Психологическая подготовка является компонентом успеха в психологии превосходства в спортивной
деятельности.
Материалы и методы. В исследовании, описанном в статье, применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологический анализ.
Результаты и их обсуждение. Термин «превосходство» в спорте
рассматривается как достижение высоких спортивных результатов, пика мастерства в спортивной деятельности, а также достижение превосходства спортсмена в постановке и осуществлении цели, самой спортивной деятельности. Основной функцией превосходства является обеспечение качества спортивного процесса, как конечного результата.
Достижение победы требует от спортсмена мобилизации его физических, психических резервных возможностей на разных этапах спортивной деятельности и связаны с эмоциональной сферой спортсмена [3]. Рассмотрим эти составляющие подробнее. Физическое состояние представляет собой реакцию функциональных систем организма человека на внешние и внутренние воздействия, которые, в свою очередь, сохраняют целостность организма и тем самым обеспечивают жизнедеятельность
в разных условиях. Однако достижения зависят не только от физической подготовленности, но и от эмоциональных состояний, которые спортсмен испытывает на разных этапах спортивной подготовки. Эмоциональные состояния влияют на результат спортивной работоспособности и выносливости, стрессоустойчивости спортсмена. Именно эмоциональные состояния можно рассматривать как совокупность психофизических явлений, где кроме двигательных реакций появляются разнообразные изменения в протекании процессов и связанные с разными проявлениями эмоций. Они отличаются индивидуальностью, полярностью,
изменчивостью, целостностью. От психической устойчивости во многом зависит конечный спортивный результат. Например, на степень усвоения методов и техник саморегуляции спортсмена оказывают значительное влияние индивидуально-психологические характеристики, такие как характер, особенности выстраивания
межличностных взаимоотношений в команде, что создает психологический климат в целом [1].
Если у спортсмена наблюдается продолжительное по времени
психическое напряжение, то это приведет к состоянию психологического пресыщения. Следовательно, спортсмен теряет заинтересованность, как к выполнению спортивных заданий, так и к спорту в целом, появляется раздражительность, капризность,
неустойчивость настроения,
психосоматические состояния, страх, что приведет к эмоциональному выгоранию, психической неустойчивости,
утрачивается пластичность
эмоционально-волевой сферы, снижаются интеллектуальные функции. Нарушения отражаются в свойствах и процессах внимания, восприятия, мышления,
Образовательный вестник "Сознание"
памяти. Все эти нарушения требуют их проработки с целью формирования потребности в физическом
совершенствовании, в регулярных спортивных занятиях для восстановления психического равновесия, возвращения веры в собственные силы и формирования активной жизни [2].
В связи с вышеперечисленным, важнейшую роль играет психологическое сопровождение спортсмена, с целью формирования психологического
потенциала, и является частью профессиональной подготовки в достижении высоких спортивных результатов. Психологическое
сопровождение начинается с начального этапа вхождения в спортивную деятельность, и заканчивается с прекращением спортсменом занятий в «большом» спорте (это наиболее общее понятие). В периоде спортивного совершенствования и повышения спортивного мастерства доминирует психологическая подготовка
(формирование значимых качеств личности и оптимального
эмоционального состояния). Уже на этапе начального спортивного
совершенствования начинается
процедура психологического
мониторинга, который состоит из психодиагностики психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена. В процессе мониторинга вносятся, если необходимо, коррективы в комплексную подготовку спортсменов [4].
На наш взгляд, психологическое сопровождение в спорте высших достижений - это система управления процессами развития личности спортсмена, психическими состояниями, процессами социального поведения, адаптации спортсмена к завершению спортивной профессиональной карьеры, а также исследование психологических закономерностей психического
совершенствования в процессе спортивного становления.
Особую актуальность нашему исследованию придают современные глобальные реалии, связанные с обострением конкуренции на
соревновательном этапе, что определяет миссию и стратегии развития спорта высших достижений. Высокие показатели спортсмена имеют значение не только для его окружения, но и региона, страны, в целом. При этом важно отметить, психологическое сопровождение в спорте - это систематическая и
целенаправленная работа по
формированию и развитию
профессионально-важных качеств у спортсменов. К сожалению, в настоящее время отсутствует системный подход к психологическому сопровождению
спортсменов. Современная подготовка спортсмена постоянно находится в поисках тех ресурсов, которые помогут ему раскрыть свои возможности и превзойти соперников. Опыт
практической работы и научных исследований проблем психологического сопровождения показывает, что среди спортсменов, тренеров и родителей существует запрос на квалифицированное психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью спортивной деятельности, так как систематическая работа помогает спортсмену справиться с различными психическими состояниями на этапе подготовки к соревнованиям, перед стартом, в процессе соревнования и, что не менее важно, после выступления, как успешного, так и в случае поражения.
Психологическое сопровождение спортсменов на разных этапах становления спортивной карьеры - это важная составляющая деятельность спортивного психолога и включает следующие направления:
первичная психологическая
диагностика, направленная на выявление комплексной оценки психоэмоциональных состояний, интеллектуальных, психических, мотивационных, психомоторных особенностей у спортсменов, определяющих его успешность в спорте;
психодиагностический контроль
психической сферы с целью выявления стабильности или отклонений от нормативных значений; психологическая коррекция с разработкой личностно-
ориентированной, индивидуальной программой посредством различных психологических и педагогических методов и технологий; психологическое консультирование спортсменов и их родителей (при необходимости), тренеров.
Выводы. Превосходство в спорте рассматривается как достижение высоких спортивных результатов, пика мастерства в спортивной деятельности, а также достижение превосходства спортсмена в постановке и осуществлении цели, самой спортивной деятельности и для обеспечения качества спортивного процесса, как конечного результата. Возникает необходимость в разработке программ психологического
сопровождения на всех этапах спортивной деятельности, в том числе, как в индивидуальных, так и командных видах спорта. При работе со спортсменом необходим индивидуальный подход и учет психологических факторов.
Подводя итоги, мы представили наше аргументированное мнение о необходимости психологического
сопровождения превосходства в спорте высших достижений как компонента успеха спортсмена.
Corresponding Author: Noskova Marina Vladimirovna - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Pedagogy, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
E-mail: mn66@mail.ru
Ответственный за переписку: Носкова Марина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г.
Екатеринбург, Российская Федерация
E-mail: mn66@mail.ru