1З. Comparison of body composition between two elite women's volleyball teams / T. Maly ^te] // Acta Univ. Palacki. Olomuc. Gymn. 2011. V 41. N 1. P. 15-22.
Журавский Александр Юрьевич, канд. пед. наук, доц., докторант, v-davydov55@list. ru, Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет
THE EFFECT OF MORPHOLOGICAL DATA OF ROWERS ON THEIR COMPETITIVE
ACTIVITY
A.Yu. Zhuravsky
The results of the research conducted on defining the dependence of the sports results of rowers on kayaks and canoes on their morphological peculiarities are given in the work. Correlation analysis between the time of 1000 meterdistance (men), 500 meter distance (women)passing and the presence of the components of fat, water, muscle and bone mass in the body of the being tested was carried out.
Key words: morphological data of rowers, correlation analysis, competitive activity.
Zhuravsky Alexander Jurevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University
УДК 796.011:159.9
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
Н.В. Костикова, Г.Г. Уляева
В рамках разработки методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры представлен материал по систематизации средств и методов психологической подготовки на этапах тренировочной и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: методическое обеспечение, психолого-педагогическое
сопровождение, систематизация психологической подготовки, спортивная карьера.
Дифференциация знаний в области психологического сопровождения спортивной деятельности достигла уже той меры, когда необходимо сделать интегрирующий шаг. Таким шагом может быть построение системы психологического сопровождения спортивной карьеры с учётом возрастных особенностей [4].
Психологическое сопровождение спортивной карьеры - это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из этапов спортивной карьеры: от начала спортивной специализации до достижения высокого профессионального мастерства [1].
Построение такой системы, должно учитывать, с одной стороны, психологические закономерности возрастных особенностей, а с другой -весь опыт практической психолого-педагогической работы со спортсменами, наработанные приемы и технологии [3].
Психологические закономерности начала спортивной карьеры должны стать отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач психологического сопровождения спортивной карьеры, в определении основных направлений психологической помощи спортсмену. Анализ же различных технологий психологической помощи необходим для выбора адекватных средств и методов реализации поставленных целей и задач [2].
Отталкиваясь от этих закономерностей, можно сформулировать следующие цели психологического сопровождения спортивной карьеры:
- помочь спортсмену в самореализации, то есть достижении максимальных для него спортивных результатов;
- помочь спортсмену успешно преодолевать кризисы спортивной карьеры, используя их на благо собственного развития в спорте;
- помочь спортсмену найти оптимальные взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать спортивную деятельность и ее эффекты для успешной жизненной карьеры в целом.
Для каждого этапа спортивной карьеры эти общие цели должны быть конкретизированы в виде комплекса задач, отражающих специфику его содержания.
Психологические описания спортивной карьеры позволяют также выделить следующие основные направления психологической помощи спортсмену:
а) в тренировочном процессе;
б) в соревнованиях;
в) в решении различных проблем спортивной карьеры;
г) в решении важных жизненных проблем.
И цифры, и конкретные судьбы спортсменов убеждают, что спорт нуждается в организации психологической службы на всех его уровнях. Кто же оказывает психологическую помощь спортсмену?
Прежде всего, это тренер, психолог (если он есть), партнеры, друзья, члены семьи. Спортивные психологи отмечает наличие у спортсменов высокого класса «групп психологической поддержки» - довольно узкого круга близких людей, которым спортсмен доверяет и с которыми советуется, принимая решения в спорте и жизни.
Средствами психологического сопровождения спортивной карьеры являются различные виды психологической помощи понимаемой и как помощь в преодолении конкретных трудностей, и более широко - как помощь спортсмену в развитии, «построении» успешной спортивной и жизненной карьеры.
При таком понимании психологического сопровождения ее основными видами будут:
• обучение - помощь спортсмену в овладении знаниями, умениями навыками;
• воспитание - помощь спортсмену в формировании личности и индивидуальности;
• психодиагностика - помощь спортсмену в самопознании и индивидуализации всей спортивной подготовки на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития;
• психопрофилактика - помощь в предупреждении возникновения развития деструктивных психических явлений (психического пресыщения психологических барьеров, хронического психического перенапряжения, мотивации избежания неудачи, нежелательной деавтоматизации двигательных навыков, конфликтов и т. п.), прямо или косвенно «разрушают» спортивную деятельность или даже карьеру в целом;
• психокоррекция - помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений;
• психологическое просвещение - помощь спортсмену в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования в спорте и жизни;
• психологическое консультирование - помощь спортсмену в анализе решения;
• психологические тренинги - специально разработанные
комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие спортсмену в развитии необходимых психологических качеств и умений;
• психологическая подготовка - использование всех видов
психологической помощи для обеспечения психической
готовности спортсмена к тренировочному процессу, соревнованиям, решению различных проблем в спорте и жизни.
Несмотря на то, что все эти виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, каждый из них имеет свою специфику, свои общие и частные технологии. Однако их эффективное практическое применение требует учета как минимум следующих условий: вида спорта; особенностей спортивной группы; возраста, пола, индивидуально-психологических особенностей спортсменов; этапа спортивной карьеры.
Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.
Психологическое сопровождение спортивной карьеры - это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену и особенностей их применения на каждом из этапов карьеры, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере. Общая модель психологического
сопровождения спортивной карьеры включает: цели, основные
направления, способы и условия психологической помощи спортсменам, критерии эффективности.
Задачи и содержание психологической помощи спортсменам на каждом из этапов спортивной карьеры определяются, содержанием соответствующих кризисов-переходов.
Выделяют семь кризисов-переходов профессиональной спортивной карьеры:
1) кризис начала спортивной специализации;
2) кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта;
3) кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений;
4) кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;
5) кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт;
6) кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры;
7) кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой деятельности.
Главная особенность кризисов-переходов спортивной карьеры -возможность прогнозирования и подготовки к ним. Ведь именно неспособность спортсмена преодолеть кризис, разрешить породившие его противоречия обычно ведет к преждевременному уходу из профессионального спорта. Знание этих противоречий позволяет заранее подготовиться к ним и облегчить прохождение кризиса.
Кризисы-переходы характеризуются такими проблемами спортсмена,
как:
- необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена приобретать опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй»;
- обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;
- возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;
- требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что с психологической точки зрения связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;
- сочетание спорта и других видов деятельности.
Знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь. Все это обусловливает необходимость в специально организованной психологической помощи спортсменам.
Конкретными задачами психологического сопровождения является профилактика и коррекция негативных отклонений характеристик психофизиологической, личностной и социально-психологической адаптации спортсменов, а также степени их адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни вне спорта. Эффектами практической реализации психологического сопровождения на контингенте спортсменов, завершающих свою карьеру, является оптимизация значений психологической адаптации и повышение степени их спортивной и жизненной адаптированности.
Список литературы
1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 2008. 220 с.
2. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. М.: Физическая культура, 2010. 240 с.
3. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический Проект, 2004. 576 с.
4. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб, 1999.
368 с.
Костикова Наталия Вячеславовна, аспирант, nataliag 72ama.il. ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Уляева Гульпаз Гаязовна, канд. пед. наук, доц., nataliag [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)
METHODICAL MAINTENANCE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT
OF SPORTS CAREER
N. V. Kostikova, G. G. Ulyaeva
As part of the development of methodical software psychological accompaniment of sports reserve in football presented experimental data on the systematization ofpsychological trainings facilities at the stages of training and competitive activities.
Key words: methodical software, systematization of psychological trainings
Kostikova Natalia Vyacheslavovna, post-graduate, nataliag [email protected], Russia, Moscow, Pedagogical Institute of Physical Education and Sports,
Ulyaeva Gulnaz Gayazovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)