К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «РГУФКСМИТ». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
REFERENCES
1. On the approval of the Federal Standard of sports training in the form of sports hockey, Order of the Ministry of Sport of Russia from 12/26/2014 N 1079, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158496/.
2. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, No. 13, pp. 117-121.
3. Pruzhinina, M.V. Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.10.2017
УДК 796.01
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ЗНАЧИМЫЕ ЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Алина Станиславовна Никольская, кандидат педагогических наук, Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные характеристики физической культуры и спорта, значимые для современного общества, для развития личности человека и спортсмена, особенности и эффективность деятельности, а также общественных отношений и взаимодействия людей в историческом и современном контексте в условиях физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивная деятельность, физические качества, психологическая подготовка, педагогическое сопровождение.
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES IN THE MODERN SOCIETY
Alina Stanislavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
The article considers the key characteristics of physical culture and sports activities, meaningful for the modern society, for the development of the personality of the individual and the athlete, as well as the features and effectiveness of public relations and human interactions in the historical and contemporary context in terms of physical culture and sports.
Keywords: physical culture, sport, sports activities, physical qualities, psychological training, pedagogical support.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из актуальных проблем является поиск социально значимых явлений, способных сплотить общество, позитивно повлиять на общественную деятельность, развить общие и профессионально-направленные психические и физические качества как обучающихся, так и взрослых сформировавшихся людей. Под социальными явлениями в основном принято понимать результаты деятельности отдельного человека, а также все стороны общественных отношений и взаимодействия людей в историческом и современном контексте. Исторический подход позволяет рассматривать причинно-следственные связи и отношения между характерными общественными процессами, при этом современный подход делает акцент, прежде всего, на констатацию
происходящего в обществе в данный временной период, с попытками анализа и проведения параллелей с уже бывшими некогда явлениями - зачастую ошибочными. Можно классифицировать ряд общественных явлений по различным основаниям: процессы (кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации и пр. [4]); институты (религиозные, образовательные и пр.); группы (трудовые коллективы, фанаты, субкультуры и пр.); отношения между социальными группами (классовые, правовые, экономические, межличностные, официальные и пр.); ценности (морально-нравственные нормы, условия жизни, категория красоты и пр.); потребности, интересы, состояния (доминирование, энтузиазм, апатия и пр.); коллективное сознание (преобладающие процессы, мнение и пр.). Для нашего исследования особый интерес представляет значение физической культуры, как части общей культуры и спорта как особой сферы деятельности человека и межличностных отношений для развития общества в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С социально-философской позиции, общество - это обособившееся от природы сложное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Всякий теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели, однако необходимо помнить о том, что реальное общество и его идеализированная модель не тождественны друг другу. Живое функционирующее общество и его процессы имеют индивидуальную, неповторимую окраску, а идеализированная модель общества, все его внутренние отношения строго фиксированы и выражают его сущность. Важно сознавать, что между реальными процессами в обществе и их идеализированными моделями имеется сходство: идеальная модель отражает сущность процессов, задает исходные принципы анализа социальной действительности.
Одним из проявлений социального развития и прогресса является развитие культуры, в том числе и физической культуры и спорта (рисунок 1).
Г \
Физическая культура
ценности знания нормы
физическое и психическое развитие
Рисунок 1 - Физическая культура и спорт как значимые явления современного общества
История физической культуры и спорта свидетельствует о том, что ее становление находится в прямой зависимости от прогресса в материально-производственной, социально-политической и в духовной сферах общественной жизни. Однако физическая культура и сама оказывает существенное влияние на функционирование и укрепление данных сфер: развитие физической культуры становится необходимым фактором роста производительности труда, экономики, а также является необходимым условием всестороннего развития личности человека. Как итог, физическая культура и спорт становятся важным условием и одним из немногих действенных средств сохранения мира и дружбы между народами.
Следует подчеркнуть, что спортивная деятельность является одновременно специфическим видом человеческой деятельности и важным социальным явлением, способствующим не только самореализации личности спортсмена, но и утверждению престижа государства на международной арене. С психолого-педагогической точки зрения, спортивная деятельность это одна из сфер деятельности, в которой способности и их форми-
рование играют определяющую роль в достижениях спортсмена, а также многолетний планомерный непрерывный процесс обучения и физического развития [2].
Как отмечают исследователи Л.Г. Уляева, Г.Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев, основной целью деятельности в сфере физической культуры является физическое и психическое совершенство, то есть достижение гармонии в процессе развития личности путем систематических занятий и специальной физической нагрузки [3]. Таким образом, здесь мы снова в праве говорить о данном процессе, с психолого-педагогической точки зрения, как о процессе формирования физической культуры у обучающихся, принятии ее как неотъемлемого личностного качества, приобретаемого в результате педагогического сопровождения и самовоспитания. Организация сопровождения и самоорганизация при формировании физических качеств и двигательных навыков обеспечивает эффективность достижения соответствующего уровня развития. Наличие у человека врожденной потребности в движении со временем должно перерасти при определенных условиях в потребность в физической культуре как целенаправленной развивающей двигательной и психической деятельности.
В целом физическая культура, являясь частью общей культуры, призвана решать главные задачи по сохранению, укреплению и совершенствованию здоровья человека, его физических качеств и возможностей. Овладение физической культурой происходит постепенно, с вхождением личности в мир социальных отношений, через понимание важности достижения определенного уровня физической подготовленности для реализации общих и частных задач. С этой целью педагогическая наука использует физическое воспитание, а его основным средством становится физическая подготовка, которая осуществляет общую и специальную прикладную направленность физического воспитания на учебную, трудовую и прочую деятельность.
Многие исследователи сходятся в том, что специфика спорта высших достижений в сравнении с физической культурой заключается в стремлении достичь вершин мастерства в двигательной и умственной деятельности. С одной стороны, спорт способствует удовлетворению собственного интереса к определенному виду деятельности, реализации собственных мотивационных установок на достижение высоких результатов в ней, а с другой - это способ получения признания в обществе, завоевание значимого социального статуса. Высокие результаты в спорте высших достижений имеют особую личную и общественную ценность ввиду необходимости работать всегда на пределе физических и психических возможностей, а также в условиях сильнейшей конкуренции.
В настоящее время одной из разновидностей спортивной деятельности считается массовый спорт, который служит связующим звеном между спортивной закрытой субкультурой и общей физической культурой современного общества. Исходя из характера спортивной деятельности, массовым спортом можно называть все виды соревновательной деятельности человека, которые направлены не на достижение им высших спортивных результатов или материальных выгод, а на его оздоровление и физическое развитие, что особенно важно на этапе обучения в образовательных заведениях всех ступеней. Одновременно с этим массовый спорт способствует решению задач социального характера, среди которых социализация личности, интеграция ее в различные коллективы, проведение созидательного досуга и т. п. [1]. Таким образом, массовый спорт способствует распространению социально-ценных форм досуга, поддержанию здоровья экономически активного населения, компенсации недостатка достижений личности в других сферах жизни, внутригрупповой и межгрупповой интеграции, социализации, воспитанию здорового, физически и психически развитого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ и обобщение особенностей таких явлений, как физическая культура и спорт в современной социальной действительности, позволяют сделать вывод
о том, что именно они способствуют формированию интереса и потребности человека в здоровом образе жизни, что одновременно является основой и следствием ценностно-ориентированного сплоченного общества. Будучи важными общественными проявлениями, занятия физической культурой и спортом требуют специальной организации и психолого-педагогического сопровождения, направленных на создание оптимальных условий для самореализации личности спортсмена, достижения социально значимых эффектов, привлечения возможно большего количества людей к физкультурной и спортивной деятельности.
В то же время физическая культура и спорт, двигательная деятельность в целом являются весьма результативными средствами оказания воспитательного воздействия на человека - при формировании значимых индивидуальных и общественных личностных характеристик. Физическая культура и спорт вносят весомый вклад в становление нравственных и эстетических категорий в мировоззрении личности и общества. Идеальная форма физической культуры предполагает гармоничное развитие человека, однако спорт, являясь сферой крайнего проявления физических и духовных сил человека, требует к себе особого внимания и честной, согласованной работы всех специалистов спортивной индустрии, так как только при таком условии возможно самосовершенствование, сопереживание, возникновение чувства долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание и отстаивание чести и достоинства своей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обвинцев, А.А. Олимпийское движение как основа развития массового спорта / А.А. Обвинцев, В. Л. Пашута, А.С. Никольская // VII Международный Научный Конгресс «Спорт, Человек, Здоровье». 27-29 октября 2015 года. Санкт-Петербург, Россия : материалы Конгресса / под ред. В.А. Таймазова. - СПб. : Издательство «Олимп-СПб», 2015. - С. 61-62.
2. Пашута, В.Л. Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов как фактор преодоления стресса в условиях спортивной деятельности / В. Л. Пашута, А. С. Никольская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 236-240.
3. Уляева, Л.Г. Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности : монография / Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев. - М. : Онто-Принт, 2014. -141 с.
4. Park, R.E. The City: Suggestions for the Study of Human Nature in the Urban Environment / R.E. Park, E.W. Burgess. - Chicago : University of Chicago, 1984. - 250 p.
REFERENCES
1. Obvintsev, A.A., Pashuta V.L. and Nikolskaya, A.S. (2015), "The Olympic movement as a key factor for the development of mass sports", VII International Congress "Sport, People and Health" 2729 October, 2015, Saint-Petersburg, Russia: Collection of Scientific Papers, Publ. House Olymp-SPb, St. Petersburg, pp. 61-62.
2. Pashuta, V.L. and Nikolskaya, A.S. (2017), "Psychological and pedagogical support as a way to overcome stress in the conditions of sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 236-240.
3. Ulyaeva, L.G., Ulyaeva, G.G. and Radnaguruev, B.B. (2014), Realization of the personality of the athlete as the subject of motor activity: monograph, Onto-Print, Moscow.
4. Park, R.E. and Burgess E.W. (1984), The City: Suggestions for the Study of Human Nature in the Urban Environment, University of Chicago Press, Chicago.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.10.2017