Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ ЮНОГО ФУТБОЛИСТА'

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ ЮНОГО ФУТБОЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF AN ATHLETE / PSYCHOLOGICAL MODEL OF SPORTS CAREER / TYPES OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUNG PLAYERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костикова Наталья Васильевна, Уляева Лира Гаязовна

В статье рассмотрена специфика психологического сопровождения спортивной карьеры юного футболиста. Представлены результаты исследования особенностей личности юных футболистов, значимых в психолого-педагогической подготовке спортивного резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костикова Наталья Васильевна, Уляева Лира Гаязовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Psychological Support of Sports Career of Young Football Player

The article considers the specifics of psychological support of sports career of a young football player. It shows the results of studies of young players' peculiarities of personalities, which are significant for psychological and pedagogical training of sports reserve

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ ЮНОГО ФУТБОЛИСТА»

Н.В. Костикова, Л.Г. Уляева

Специфика психологического сопровождения спортивной карьеры юного футболиста

В статье рассмотрена специфика психологического сопровождения спортивной карьеры юного футболиста. Представлены результаты исследования особенностей личности юных футболистов, значимых в психолого-педагогической подготовке спортивного резерва.

Ключевые слова: система психологического сопровождения спортсмена; психологическая модель спортивной карьеры; виды психологической помощи; личностные особенности юных футболистов.

сихологическое сопровождение спортивной карьеры — это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену, а также особенность их применения на каждом из этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере» [4].

Построение такой системы должно учитывать, с одной стороны, психологические закономерности спортивной карьеры, а с другой — весь опыт практической психолого-педагогической работы со спортсменами, ее приемы и технологии. Психологические закономерности начала спортивной карьеры должны стать отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач психологического сопровождения спортивной карьеры, в определении основных направлений психологической помощи спортсмену. Анализ различных технологий психологической помощи необходим для выбора адекватных средств реализации поставленных целей и задач.

Психологические модели спортивной карьеры (синтетическая, аналитическая, структурная), по мнению Н.Б. Стамбуловой, послужили теоретической основой для эмпирических исследований и дали нам синтетическое, аналитическое и структурное описания спортивной карьеры. В каждом из них раскрывается ряд психологических закономерностей спортивной карьеры [5].

Синтетическое описание позволило выяснить факторы удовлетворенности - неудовлетворенности спортивной карьерой; аналитическое — описать предсказуемые кризисы спортивной карьеры и те проблемы, которые спортсмену необходимо решить на каждом ее этапе для успешного продолжения

Науки о ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и СПОРТЕ в СИСТЕМЕ МЕЖНАУЧНЫХ СВЯЗЕЙ

51

карьеры в целом; структурное описание — уточнить психологические детерминанты спортивных результатов и основные направления психического развития спортсмена. Отталкиваясь от этих закономерностей, можно сформулировать следующие цели психологического сопровождения спортивной карьеры (СК):

• помочь спортсмену в самореализации, т. е. в достижении максимальных для него спортивных результатов при оптимальной «цене» СК;

• помочь спортсмену успешно преодолевать кризисы СК, используя их на благо собственного развития в спорте;

• помочь спортсмену найти оптимальные взаимосвязи спорта и других сфер жизни, максимально использовать СК и ее эффекты для успешной жизненной карьеры в целом.

Для каждого этапа СК эти общие цели должны быть конкретизированы в виде комплекса задач.

Психологические описания СК позволяют также выделить следующие основные направления психологической помощи спортсмену:

а) в тренировочном процессе;

б) в соревнованиях;

в) в решении различных проблем спортивной карьеры;

г) в решении важных жизненных проблем, отражающих специфику ее содержания [2].

В понятие «средства деятельности» включаются ее способы и условия. Средствами психологического сопровождения СК будут различные виды психологической помощи, понимаемой и как помощь в преодолении конкретных трудностей, и более широко — как помощь спортсмену в развитии, «построении» успешной спортивной и жизненной карьеры.

При таком понимании психологической помощи ее основными видами будут:

• обучение — помощь спортсмену в овладении знаниями, умениями навыками;

• воспитание — помощь спортсмену в формировании личности и индивидуальности;

• психодиагностика — помощь спортсмену в самопознании и индивидуализации всей спортивной подготовки на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития;

• психопрофилактика — помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных психических явлений (психического пресыщения психологических барьеров, хронического психического перенапряжения, мотивации избегания неудачи, нежелательной деавтоматизации двигательных навыков, конфликтов и т.п.), которые прямо или косвенно разрушают спортивную деятельность или даже карьеру в целом;

• психокоррекция — помощь в исправлении, снятии уже возникших негативных психических явлений;

• психологическое просвещение — помощь спортсмену в овладении психологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствования в спорте и жизни;

• психологическое консультирование — помощь спортсмену в анализе решения;

• психологические тренинги — специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие спортсмену в развитии необходимых психологических качеств и умений;

• психологическая подготовка — использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности спортсмена к тренировочному процессу, соревнованиям, решению различных проблем в спорте и жизни [3].

Несмотря на то, что все эти виды психологической помощи тесно взаимосвязаны, каждый из них имеет свою специфику, свои общие и частные технологии. На каждом из этапов спортивной карьеры в соответствии с ее задачами будет обнаруживаться определенная специфика как в использовании отдельных видов психологической помощи, так и в их сочетании. Однако их эффективное практическое применение требует учета как минимум следующих условий: вида спорта; особенностей спортивной группы; возраста, пола, индивидуально-психологических особенностей спортсменов; этапа спортивной карьеры [1].

Представим результаты исследования индивидуально-психологических особенностей юных футболистов (табл. 1). В исследовании приняли участие футболисты ПФК ДЮСШ ЦСКА (80 чел.) в возрастном диапазоне от 14 до 17 лет. Результаты получены с помощью следующих психодиагностических методик: самооценка личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина; самооценка психических состояний по Г. Айзенку; диагностика социометрического статуса в команде (выявление референтных групп, изучение эмоциональной атмосферы); методика Айзенка по определению темперамента; характерологический опросник (опросник К. Леонгарда); методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса; шкала мотивационного состояния В. Сопо-ва; методика готовности к риску Шуберта; диагностический тест на самоидентификацию; модифицированный тест-опросник Кетелла; опросник Басса - Дарки на выявление агрессии.

Юные футболисты обследовалась во время обычных тренировочных занятий и в предсоревновательном периоде подготовки.

Юные футболисты отличаются целенаправленностью, настойчивым характером, самостоятельностью. Обладая экстравертированностью, в сочетании с гипертимной акцентуацией характера, футболисты-профессионалы общительны, активны, оптимистичны, способны к взаимодействию, что соответствует требованиям игровой спортивной деятельности. Однако нужно обратить внимание на такие особенности их личности, как излишняя горяч-

Науки о физической культуре и спорте в системе межнаучных связей

53

Таблица 1

Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей

юных футболистов

Исследуемые показатели Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей юных футболистов (14—17 лет / 80 чел.)

17 лет 16 лет 15 лет 14 лет

Замкнутость - общительность 66,7 62 55 58

Интеллект 60 60 48 53

Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость 69,2 42,5 36 32

Подчиненность - доминантность 40 42 45 50

Сдержанность - экспрессивность 47,5 46 38 36

Подверженность чувствам -высокие нормы поведения 61,7 60,3 58 55

Робость - смелость 77,5 75 76 72

Жесткость - чувствительность 66,7 68 58 60

Доверчивость - подозрительность 45.8 50 52 49

Практичность -развитое воображение 39.2 38 25 40

Прямолинейность -дипломатичность 45 42 58 48

Уверенность в себе - тревожность 45,8 43 38 36

Консерватизм - радикализм 60,8 50 55 58

Конформизм - нонкомформизм 43.3 42 49 37

Низкий самоконтроль -высокий самоконтроль 60,8 58 56 59

Расслабленность - напряженность 43,3 45 50 41,2

Адекватность самооценки 47,5 51 45 48

ность, нетерпеливость, порой неосторожность в действиях. Для минимизации этих особенностей требуются дополнительные занятия по саморегуляции. В целом природные данные и приобретенные умения, особенности характера, сформированные в процессе занятий футболом, являются хорошим фундаментом для самореализации личности.

Анализ уровня тревожности у юных футболистов выявил у большинства исследуемых высокий уровень как личностной, так и реактивной тревожности. Для спортсменов с высоким уровнем тревожности характерно

эмоциональное напряжение, беспокойство, озабоченность в ответ на различные стрессы и реагирование на внешние раздражители состоянием тревоги, интенсивность которой не отвечает объективной опасности. У спортсменов с умеренным уровнем тревожности характерно наличие оптимального индивидуального уровня полезной тревоги. Наименьшее количество спортсменов имели низкий уровень как личностной, так и реактивной тревожности.

В результате исследования самооценки психических состояний по Г. Айзенку мы получили такие результаты: было выявлено состояние тревожности, агрессивности и ригидности, и эти психические состояния находятся на среднем уровне в целом по группам. Данные возрастных групп отличаются показателями наличия этих психических состояний как индивидуально, так и вообще по группам; это может быть интерпретировано как влияние предсоревновательного периода на наличие таких психических состояний у спортсменов.

К числу методов, направленных на снижение психоэмоциональной напряженности, предупреждение развития патологических состояний и коррекцию уже возникших, сохранение спортивной работоспособности, относится психическая саморегуляция, получившая значительное распространение в силу высокой эффективности, а также сравнительной простоты и доступности в освоении и использовании.

Выводы. Проведение констатирующего эксперимента и анализ специальной литературы позволили нам разработать методику управления психологической подготовкой спортсменов к соревнованию на основе контроля состояния их психологической готовности. Предпосылкой к организации управления психологической подготовкой спортсменов к соревнованию считается динамика состояния психологической готовности в процессе предсоревновательной подготовки. На основе ее изменения, выявленного при текущем контроле, и строится процесс управления психологической подготовкой спортсменов.

Результаты проведенного исследования показывают, что психолого-педагогическое сопровождение является важным условием качественного профессионального становления спортсмена. Это доказывается не только трудами множества современных ученых, но и многолетним опытом работы психологов и педагогов П.А. Рудика, А.Ц. Пуни, А.В. Родионова, Р.М. Загайно-ва, Г. Д. Горбунова, Г.Б. Горской и др. Мы присоединяемся к их точке зрения, согласно которой спортивная карьера юного спортсмена немыслима без профессионального психолого-педагогического ее сопровождения.

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.

2. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2008. 220 с.

3. Марищук В.Л., БлудовЮ.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

Науки о ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и СПОРТЕ в СИСТЕМЕ МЕЖНАУЧНЫХ СВЯЗЕЙ

55

4. Родионов А.В., Родионов В.А. Психология детско-юношеского спорта. М.: Физическая культура, 2013. 277 с.

5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367 с.

Literatura

1. Gorbunov G.D. Psixopedagogika sporta. M.: Fizkul'tura i sport, 1986. 208 s.

2. Gorskaya G.B. Psixologicheskoe obespechenie mnogoletnej podgotovki sportsmenov: ucheb. posobie. Krasnodar: KGUFKST, 2008. 220 s.

3. Marishhuk V.L., Bludov Yu.M., Plaxtienko V.A., Serova L.K. Metodiki psixodiagnostiki v sporte. 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 1990. 256 s.

4. Rodionov A.V., Rodionov V.A. Psixologiya detsko-yunosheskogo sporta. M.: Fizicheskaya kul'tura, 2013. 277 s.

5. Stambulova N.B. Psixologiya sportivnoj kar'ery'. SPb.: Centr kar'ery', 1999. 367 s.

N.V Kostikova, L.G. Ulyaeva

Specificity of Psychological Support of Sports Career of Young Football Player

The article considers the specifics of psychological support of sports career of a young football player. It shows the results of studies of young players' peculiarities of personalities, which are significant for psychological and pedagogical training of sports reserve.

Keywords: system of psychological support of an athlete; psychological model of sports career; types of psychological assistance; personal characteristics of young players.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.