ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.99
КАРЬЕРНЫЕ КРИЗИСЫ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ CAREER CRISES IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN ATHLETES
Хомутова Елена Васильевна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Homutova Elena Vasilyevna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Жукова Елизавета Аркадьевна
студент
Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Zhukowa Elizaveta Arkadievna
student
Institute of Russian Language and Literature Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Шацкая Анастасия Дмитриевна
студент
Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shatskaya Anastasiya Dmitrievna
student
Institute of Russian Language and Literature Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье рассматриваются основны1е виды,/ кризисов, с которыми могут столкнуться спортсменыы на протяжении всей своей карьеры. Особы1м видом, ранее не встречавшимся в России, является кризис перехода из любительского спорта вы^/сших достижений в профессиональный спорт. Все видыы психологических трудностей наклады1вают свой отпечаток на личность каждого спортсмена, что откры^вает новые возможности для развития спортивной психологии.
Abstract. This article discusses the main types of crises that athletes may face throughout their careers. A special kind that has not been seen before in Russia is the crisis of transition from Amateur sports of the highest achievements to professional sports. All kinds of psychological difficulties leave their mark on the personality of each athlete, which opens up new opportunities for the development of sports psychology.
Ключевые слова: спортивная психология, кризис, противоречие, психологическое прогнозирование.
Keywords: sports psychology, crisis, contradiction, psychological prediction.
В наше время уже невозможно представить и одну область жизни без участия такой науки, как психология. Всеми возможными личностными проблемами занимается спортивная психология. Итак, эта отрасль науки изучает особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной деятельности. Поскольку современный спорт можно назвать своеобразной моделью общества, то можно говорить о том, что именно поэтому различные закономерности его существования являются зеркалом механизмов, которые функционируют в обществе. Знание некоторых из них поможет совершенствовать систему подготовки спортсменов.
Как известно, любая личность неизбежно сталкивается с жизненными кризисами. Но человек должен уметь преодолевать любой из них. Накопленный успешный опыт выхода из жизненных кризисов обучает человека побеждать себя и побеждать обстоятельства, он начинает по-иному смотреть на жизнь, становится более зрелой личностью, что, несомненно, способствует более успешному карьерному продвижению.
Основные жизненные кризисы возникают при прохождении человеком определенного возрастного отрезка, который характеризуется определенными особенностями развития личности. Психологи выделяют различные возрастные кризисы, присущие взрослому, социально активному человеку. Но каждая профессия диктует свои законы и, соответственно, на каждой работе специалисты могут подвергаться различным кризисам. Для того чтобы преодолеть возрастной кризис и продолжить успешный карьерный путь, человеку необходимо разрешить свои, присущие только его возрасту, противоречия. Их специфика определяется как историей предшествующей жизни, так и социальной ситуацией конкретного возрастного периода. При этом в каждом возрастном периоде выделяется некая ведущая деятельность, очевидно, что для взрослого человека это профессиональная деятельность, общение, познание. Развиваясь в этой сфере, человек обретает ресурсы для благополучного перехода в следующий возрастной период.
Следует отметить еще ряд карьерных рисков, которые возникают в том случае, когда успешная карьера уже сложилась. Как отмечал известный эксперт в области менеджмента Том Питерс, не успех, а поражение заставляет мир вертеться, потому что только оно указывает на то, что кто-то вышел за пределы зоны комфорта и извлек из этого полезные уроки [6]. А вот успешных карьеристов, добившихся поставленных целей, подстерегают некие ловушки.
Проблема кризиса в спортивной карьере не раз уже поднималась исследователями: ей посвящены работы Н. Ю. Борисовой [1], Я. В. Будник,
С. А. Станибула [2], Р. Загайнова [3] и [4], Н. Б. Стамбуловой [8] и др. Рассмотрим теперь, в чем специфика психологических трудностей спортсменов. Причем осветим этот вопрос, начиная с самых первых шагов человека на пути большого спорта. Но в центре внимания будут лишь некоторые из этих периодов, что обусловлено сложностью их и необходимостью принятия самых кардинальных мер для выхода из них. Спортивные психологи при этом должны проявить максимум внимания к каждой личности, оказавшейся на стадии того или иного кризиса, и помочь различными методами, с учетом профессиональной специфики данной области социума.
Обратимся к данным различных научных исследований в области спортивной психологии, в которых освещается затронутая нами проблема. Так, Н. Ю. Борисова [1] предложила следующую классификацию кризисов, наблюдаемых в спортивной карьере (см. Таблицу № 1).
Таблица № 1
Кризисы в спортивной карьере
Возрастной период Тип кризиса
4-9лет Кризис начала занятий спортом
4-9лет Кризис первых соревнований
9-12лет Кризис осознания индивидуальных особенностей (кто-то более одаренный)
9-12лет Кризис первых сборов, привыкания к команде
13-15лет Кризис формирования новых качеств организма, изменения прикладываемых усилий, гормонального роста организма
13-15лет Кризис первых показанных результатов на соревнованиях высокого уровня
15-18лет Кризис самоопределения в жизни, альтернативы выбора: связать ли свою дальнейшую жизнь со спортом
15-18лет Кризис попадания/не попадания в молодежную сборную страны
15-18лет Кризис смены коллектива или завершения спортивной карьеры
18-24года Период попадания во взрослую сборную
18-24года Кризис понимания жизни без спорта, работы, семьи
24года и выше Кризис поддержания формы, смены поколений, осознания необходимости постоянной работы и создания семьи
Весь период Кризис общения с тренером. Вызван рядом причин
Теперь акцентируем внимание на самые важные из них, преодоление которых требует под час обращения к специалистам-психологам. Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Можно выделить три основных вида противоречий.
Первый вид подразумевает несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу. Это часто способствует разочарованию с дальнейшим снижением мотивации. «Обман ожиданий» связан с тремя следующими аспектами:
а) к сожалению, дети имеют вначале представление о спорте как о каком-то празднике (такое мнение может сформироваться на основе просмотренных телепередач, посещения соревнований), но в реальности спорт подразумевает
много «черновой работы» спортсмена;
б) будущий спортсмен иногда полагает, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта, но в реальности вначале его ждет традиционный акцент на общей подготовке в начале обучения, что никак не связывает человек с будущими планируемыми высокими достижениями, согласно его амбициям;
в) «врагом» порой становится привычка детей (в частности дошкольников и младших школьников) рассчитывать исключительно на «принципом удовольствия» руководствоваться в двигательной деятельности, но практике требования спортивной тренировки заключаются в том, чтобы работать «через не могу» и «не хочу», а это особенно на первых порах очень сложно, поскольку равнозначна той обязательности, которую ученики уже сполна получают в общеобразовательных учреждениях.
Второй вид противоречий обусловлен необходимостью стремительного овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта. Иногда желания человека и его возможности не согласуются: либо реализация его амбиций связана с одним видом спорта, но на самом деле физические возможности организма «говорят» о его предназначенности для другого спортивного направления (самое распространенное противопоставление - атлет и силовик).
Третий вид противоречий связан с тем, что спортсмен должен положительно зарекомендовать себя уже в первых соревнованиях при полном отсутствии. Но это часто бывает сделать невозможно, поскольку у него нет нужного соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.
Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис, переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориентируются на другой вид спорта или другие виды деятельности. И это самый адекватный вариант реакции, которая должна быть у каждого, кто обнаружил одну из выше названных трех видов несогласованности.
Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с появления новой установки - работать «на результат». Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них. И теперь возникают у спортсмена уже новые проблемы:
- необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов; к сожалению, это может привести к травмам,
заболеваниям, хроническому перенапряжению (перетренировке); и в этом случае спортсмену приходится не только быть завоевателем спортивных арен, но уже заниматься своим здоровьем серьезно, принимая то или иное лечение, реабилитируясь от физических и психологических травм и возвращаясь вновь на спортивную арену;
- ни один спортсмен не обходится без обновления своего технического арсенала, постоянное совершенствование всех видов двигательных действий должно держать человека в постоянном тонусе, ведь без этого не обходится ни один вид спорта;
- в спорт приходят всё новые и новые молодые и талантливые кадры, так возникает и постоянно держится конкуренция в нем во время соревнований, каждому спортсмену, таким образом, приходится не только приобретать опыт побед, но и опыт поражений, что также может вызвать те или иные психологические проблемы, а перед спортивными психологами ставит задачу разработки системы подготовки к стартам;
- еще одно требование, которое выдвигает спортивная жизнь, - это надежность и стабильность соревновательных выступлений, а это в свою очередь тесно связано с формированием у человека комплекса психических свойств и мотивирует его на освоение различных приемов саморегуляции психических состояний;
- конечно, спортсмены не все 24 часа в сутки заняты своими профессиональными обязанностями, у них есть и свободное время, которое они проводят с семьей, занимаются любимым делом, таким образом, возникает еще одна проблема сочетания занятием спорта и других видов своей деятельности (учебой, хобби).
Какие приметы говорят о том, что спортсмен вышел из данного вида кризиса? Конечно, прежде всего, это достижение первых больших успехов в соревнованиях - именно так спортсмен поднимается на уровень спорта высших достижений. А те спортсмены, которые, к сожалению, не смогли преодолеть этот кризис, но сохранили высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться «для себя»), либо выбирают профессию, связанную со спортом, и начинают подготовку к ней. Однако большая часть спортсменов на этом этапе уходит из спорта [1, с. 120].
Еще одним видом кризиса, который является новым для российских спортсменов, это кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт. По данным опроса, 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними следующие проблемы:
- каждому спортсмену необходимо владеть искусством высокой самоорганизации, а также быть предельно дисциплинированным, поскольку теперь он подчинен жестким условиям профессионального контракта;
- не стоит забывать и о таком непрерывном процессе, как приобретение новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.) в своей профессиональной сфере, которые требуются для самостоятельной тренировочной работы и способности ориентироваться в мире профессионального спорта;
- необходим и постоянный поиск новых выразительных средств, а также
работа над совершенствованием исполнительского мастерства, причем учитывая то, что профессиональный спорт, прежде всего, является спортом для зрителей, а это в свою очередь предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений;
- спортсмены должны вести постоянный поиск эффективных средств для поддержания своей работоспособности, конечно, не применяя никакие допинг (это преследуется законом и строго, как известно, наказывается), такая тактика поведения дает возможность спортсмену продлить их жизнь в профессиональном спорте;
- важным является и завоевание авторитета в среде профессионалов, чего добиться сложно, но сложнее всего и удерживать этот авторитет постоянной работой над собой;
- необходима и социокультурная адаптация таких спортсменов, которые заключили контракт с зарубежным клубом.
Стабильно высокие результаты в турнирах профессионалов, социальные признаки и высокие гонорары спортсмена - вот признаки, которые свидетельствуют о выходе из данного кризиса.
Подводя итог нашему освещению кризиса перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь. Как свидетельствуют спортивные психологи, каждый кризис протекает по следующей схеме:
- источники кризиса (проблемы, противоречия);
- симптомы (т.е. особенности субъективного отражения противоречий, которые проявляются в поведении спортсмена);
- возможные обстоятельства, усугубляющие протекание кризиса;
- возможные обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;
- пути выхода из кризиса;
- влияние кризиса на успешность деятельности спортсмена;
- формы «расплаты» за невыход из кризиса;
- особенности психологической помощи спортсмену.
Такие полные описания кризисов-переходов, а также описания, учитывающие особенности кризиса перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт в различных видах спорта, являются основой для прогнозирования возможных негативных ситуаций. Это лучше поможет спортсменам и тренерам избежать ошибок, возникающих на жизненном пути молодых и зрелых спортсменов.
По мнению Л. И. Лубышевой [5], социальную адаптацию спортсменов облегчает:
- осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни;
- выбор профессии в сфере физической культуры и спорта;
-психологическая поддержка и помощь со стороны семьи, друзей, тренера,
спортивного клуба;
- материальная поддержка со стороны отрасли «физическая культура и спорт»;
- социальная защищенность путем правового обеспечения по медицинскому, пенсионному обслуживанию;
- привлечение бывших спортсменов к соревнованиям ветеранов, участию в общественной жизни, выступлению перед молодежью.
Немаловажным аспектом адаптации спортсменов после ухода из активного спорта составляет его здоровье. После завершения спортивной карьеры очень часто человек нуждается в серьезной медицинской реабилитации, лечении, поскольку активные тренировки и спортивные выступления, к сожалению, могли быть связаны с разрушением здоровья человека. Поэтому нужен целый специализированный комплекс мероприятий, который помог бы восстановить здоровье, укрепить социальную защиту человека, который в спортивной борьбе отстаивали честь России и приносил ей славу. Спортивные психологи к таким мероприятиям относят:
- создание специальных фондов, предполагающих материальную поддержку бывших спортсменов;
- организация клубов ветеранов;
- полноценное страхование спортсменов, пенсионное обеспечение.
Итак, мы рассмотрели основные виды кризисов, с которыми могут столкнуться спортсмены на протяжении всей своей профессиональной карьеры, а также отметили, каковы могут быть мероприятия спортивных психологов, которые смогут оказать профессиональную помощь в таких сложных жизненных ситуациях.
Литература
1. Борисова Н. Ю. Кризисы спорта высших достижений. Попытки предотвратить неминуемое [Электронный ресурс]. URL https://scienceforum.ru/2015/ article/2015008065.
2. Будник Я. В, Станибула С. А. Кризисы в спортивной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/ 157279/1/542-545.pdf
3. Загайнов Р. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. М. : Советский спорт, 2010.117 с.
4. Загайнов Р. Психология современного спорта высших достижений. М. : Советский спорт, 2012. 292 с.
5. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
6. Питерс Т. Лидерство. Основы. СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006.168 с.
7. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
8. Стамбулова Н. Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 10. С. 13-17.
9. Стамбулова Н.Б. Структурное описание спортивной карьеры / Стамбулова Н. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. - М, 2008. - Т. 2. - С. 351-352.
References
1. Borisova N. Yu., Borisova N. Yu. Krizisy sporta vysshih dostizhenij. Popytki predotvratit' neminuemoe [The crises of high performance sport. Attempts to prevent the
inevitable]. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008065
2. Budnik J. V., Stanbula S. A. Krizisy v sportivnoj deyatel'nosti [Crises in sports activities]. Available at: http://elib.bsu.by/bttstream/123456789/157279/1/542-545.pdf
3. Zagainov R. Krizisnye situacii v sporte i psihologiya ih preodoleniya [Crisis situations in sports and the psychology of overcoming them.] Moscow, Soviet sport Publ, 2010, 117 p.
4. Zagajnov R. Psihologiya sovremennogo sporta vysshih dostizhenij [Psychology of the modern sport of higher achievements]. Moscow, Soviet sport Publ., 2012, 292 p.
5. Lubysheva L. I. Sociology of physical culture and sports [Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta]. Moscow, Academy Publ., 2001, 240p.
6. Peters T Liderstvo. Osnovy. [Leadership. Basics]. St. Petersburg, Stockholm school of Economics St. Petersburg Publ., 2006, 168 p.
7. Ilyin E. P. Psihologiya sporta [Psychology of sports]. St. Petersburg, Piter Publ,, 2008, 352p.
8. Stambolova N. B. Krizisy sportivnoj kar'ery [Crises sports career]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1997, no. 10, pp. 13-17.
9. Stambolova N. B. [The structural description of the sports career]. Chelovek v mire sporta. Novye idei, tekhnologii, perspektivy. Tezisy dokladov Mezhdunarodnogo kongressa [Man in the world of sport: New ideas, technology, perspectives. Abstracts of the reports of the International Congress]. Moscow, 2008, Vol. 2, pp. 351-352. (In Russ.).