Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ-ПОДРОСТКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ-ПОДРОСТКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
510
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ФУТБОЛИСТЫ / СОРЕВНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безруков Дмитрий Сергеевич, Макарова Анна Николаевна

В статье рассматривается современное состояние проблемы психологической подготовки футболистов подростков к соревнованиям, дается определение «психологическая подготовка», проводится характеристика психологической подготовки в футболе, выявляются психологические особенности личности футболиста - подростка, а также проводится диагностика психологической готовности к соревнованиям и описываются рекомендации по психологической подготовке подростков - футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Безруков Дмитрий Сергеевич, Макарова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF TEENAGE FOOTBALL PLAYERS FOR COMPETITIONS

The article examines the current state of the problem of psychological preparation of teenage football players for competitions, defines «psychological preparation», characterizes psychological training in football, identifies the psychological characteristics of the personality of a teenage football player, and also diagnoses the psychological readiness for competitions in teenage football players and describes recommendations for the psychological preparation of teenage football players.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ-ПОДРОСТКОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ»

УДК 796.01:159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ-ПОДРОСТКОВ

К СОРЕВНОВАНИЯМ

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF TEENAGE FOOTBALL PLAYERS

FOR COMPETITIONS

Безруков Дмитрий Сергеевич

студент

институт естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Bezrukov Dmitry Sergeyevich

student

institute of natural-science education, physical culture and health and safety

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Макарова Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра психологии профессиональной деятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Makarova Anna Nikolaevna Ph.D., associate professor department of psychology professional activity Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние проблемы психологической подготовки футболистов подростков к соревнованиям, дается определение «психологическая подготовка», проводится характеристика психологической подготовки в футболе, выявляются психологические особенности личности футболиста -подростка, а также проводится диагностика психологической готовности к соревнованиям и описываются рекомендации по психологической подготовке подростков-футболистов.

Abstract. The article examines the current state of the problem of psychological preparation of teenage football players for competitions, defines «psychological preparation», characterizes psychological training in football, identifies the psychological characteristics of the personality of a teenage football player, and also diagnoses the psychological readiness for competitions in teenage football players and describes recommendations for the psychological preparation of teenage football players.

Ключевые слова: психологическая подготовка; готовность; подростки; футболисты; соревнование.

Keywords: psychological training; preparation; teenager; football players; competition.

Актуальность исследования. Соревновательная деятельность футболиста отличается необходимостью выполнять сложные технические действия в условиях дефицита времени и значительных физических и психологических нагрузок. В качестве повышения психологической устойчивости юных футболистов можно рассматривать большое разнообразие специальных упражнений и методических приемов. Известно, что самым лучшим методом подготовки к выступлению на соревновании является участие в соревнованиях. Изучение этого вопроса позволило нам констатировать факт того, что школьные учителя физической культуры в роли тренера не обладают достаточной профессиональной компетентностью в отношении методического обеспечения психологической подготовки юных футболистов к участию в соревнованиях, учитывая способ моделирования психологических препятствий и трудностей соревновательного характера.

В данной работе использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ психологической, методической литературы;

- эмпирические методы - тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (автор А. Реан), методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (автор Ю.Л. Ханин); методы качественной и количественной обработки данных.

Выводы о результатах исследования:

1. Психологическая подготовка - это процесс направленной организации сознания и действий спортсмена [Пуни, 2019, с. 38-39]. Цель психологической подготовки - достичь высоких результатов с помощью спортивных тренировок и психических возможностей. Психологическая подготовка выполняет функцию формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы для успеха в спортивной деятельности. Выделяют общую психологическую подготовку к соревнованиям и специальную.

Общая психологическая подготовка решает учебно-воспитательные задачи тренировки и адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревновательной деятельности.

Специальная психологическая подготовка входит составной частью в формирование целостной готовности футболиста к участию в каждой игре, но направлена конкретно на создание у него состояния психической готовности.

Психологическая подготовка юных футболистов начинается с изучения личностей, как уникальных носителей иерархии мотивов, выражающихся через идеалы и убеждения.

Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, технико-тактическая подготовленность и спортивный результат, но и психологические приобретения, к которым относится личность.

2. Для диагностики психологической готовности к соревнованиям у подростков-футболистов мы организовали опытно-практическую работу на базе МБУ СШОР № 19 «Олимпия» (11 человек) и МКОУ «Динамовская СШ» (15 человек). Эмпирическое исследование включало три этапа: организация и планирование исследования; сбор эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов.

На основе анализа методик нами были отобраны следующие: тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (А. Реан); методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин).

Первая методика направлена на изучение типа мотивации футболистов-подростков к соревнованиям. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у большинства испытуемых диагностируется мотивация успеха («Олимпия» - 72,7%, школьники из сельской местности - 60%). Мы диагностировали футболистов-подростков, которые тяготеют к мотивации боязни неудачи («Олимпия» - 9,1%, «Динамовская СШ» - 13,3%), а также испытуемых склонных к мотивации успеха («Олимпия» - 18,2%, «Динамовская СШ» - 20%). Мотивация боязни неудачи обнаружена у 1 человека (6,7 %) из «Динамовской СШ» (в спортивной школе такие ребята не обнаружены).

Вторая методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (автор Ю. Л. Ханин) направлена на выявление особенностей восприятия подростков-футболистов в предсоревновательной ситуации и предсказывание их состояния перед ответственным стартом. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что у большинства подростков-футболистов высокая готовность к соревнованию (из спортивной школы - 72,7%, школьники «Динамовской СШ» - 46,7%); средняя оценка готовности соперников («Олимпия» - 63,6%, «Динамовская СШ» -53,3%); высокая субъективная значимость соревнования и большого желания выступать (футболисты - 81,8%, школьники - 53,3%);средняя самооценка собственных возможностей (футболисты из спортивной школы - 63,6%, школьники «Динамовской СШ» - 46,7%).

Сравнив результаты методики Ю. Л. Ханина, можно утверждать, что у подростков из спортивной школы «Олимпия» показатели психологической готовности к соревнованию выше (лучше), чем у школьников из сельской местности, профессионально не занимающихся футболом.

3. Психологическая подготовка подростков-футболистов к соревнованию состоит из следующих рекомендаций:

- получение информации об условиях предстоящих соревнований и соперниках;

- пополнение и уточнение информации об уровне подготовки, индивидуальных возможностях футболиста (или команды) и перспективах их изменения к началу соревнований;

- верное определение и формулирование целей участия в конкурсе (достижение намеченного результата);

- формирование соответствующих целям мотивов соревнования;

- моделирование соревновательной деятельности (создание моделей условий предстоящего соревнования, стратегия тактического плана);

- подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени сложности и упражнения по их преодолению;

- использование приемов саморегуляции при возможных неблагоприятных внутренних состояниях;

- выбор и использование методов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, ее восстановление в ходе соревнований [Малкин, 2016].

Психологическая подготовка к соревнованию - система взаимосвязанных методических рекомендаций, которые реализуются в учебно-тренировочном процессе. Модель психологической подготовки подростков-футболистов к выступлению на соревнованиях определяется этапностью решения задач обучения (подготовительный, основной, заключительный этапы). Проведение мероприятий по психологической подготовке регламентировано временными параметрами: подготовительный этап за месяц до соревнования, основной этап в течение месяца до начала соревнования, заключительный этап за два-три дня до начала соревнования.

Литература

1. Малкин В. Р. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. - Екатеринбург : Уральский университет,2016. -102 с.

2. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. -Москва : Физкультура и спорт, 2019. - 88 с.

References

1. Malkin V. R., Rogaleva L. N. Psikhologicheskaya rabota v detsko-yunosheskoy sportive-noy shkole [Psychological work in children and youth sports school]. Yekaterinburg, Ural University Publ., 2016, 102 p.

2. Puni A. Ts. Psikhologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyu v sporte [Psychological preparation for competition in sports]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 2019. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.