Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательного центра'

Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательного центра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательного центра»

капитан внутренней службы

д. в. Сергеев,

начальник психологического отдела ГУФСин россии по красноярскому краю

психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательного

центра

Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя.

Жак Саломе

В рамках реализации первого этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Канская воспитательная колония перепрофилируется в воспитательный центр. Реорганизации подвержены не только строительные объекты и сами условия отбывания наказаний, но и деятельность сотрудников психологической лаборатории Канской ВК.

Психологическое сопровождение осужденных в условиях воспитательного центра осуществляется четырьмя специалистами-психологами с уклоном на опыт работы специалистов исправительных учреждений Швейцарии. Система исполнения ювенального уголовного права обеспечивает широкий спектр возможностей, приближенных к условиям обычной жизни, гарантий безопасно-

Гэб!

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

сти, а также трудоустройство после освобождения. С целью повышения эффективности исполнения наказаний основной акцент работы направлен на оказание психотерапевтической помощи на основе использования достижений современной психологической науки и практики.

По прибытии несовершеннолетнего осужденного в КВК, психологами совместно с социальными педагогами и сотрудниками заинтересованных служб осуществляется изучение его личностных особенностей и поведения, а также исследование социально-психологического климата в группе осужденных. На основании этого разрабатывается индивидуальная программа психологического сопровождения с учетом методических рекомендаций и базовых типовых программ ФСИН России.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривается раздельное содержание осужденных в воспитательном центре: по полу, степени криминальности, возрасту; в соответствии с этим несовершеннолетние осужденные размещены в комнатах по четыре человека согласно рекомендациям психологов. По мнению 100 % осужденных, участвующих в

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

изучении социально-психологического климата, условия проживания в комнатах значительно лучше, чем в спальных помещениях казарменного типа. При этом 19 % опрошенных указали, что испытывали трудности в общении и взаимоотношениях только в первые дни после перевода в комнаты.

Психологическая работа в условиях Канской воспитательной колонии, строится по всем направлениям согласно модели воспитательного центра. Основная работа с осужденными направлена на психологическую профилактику негативных проявлений и формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям. В данном направлении психологами организуются циклы тренингов: «Общение», «Бесконфликтные взаимоотношения», «Развитие уверенности в себе». В процессе игрового тренинга подросток приобретает неоценимую способность противостоять стрессу, обучается по-новому реагировать на конфликтные ситуации, снижать излишнее внутреннее напряжение, а также мобилизовать внимание и работоспособность, когда это требуется. Таким образом, в результате регулярной работы, проводимой в тре-

нинговой форме, отмечается снижение общего уровня дисциплинарных взысканий среди несовершеннолетних осужденных в 1,5 раза.

За последние 5 месяцев 2012 года, согласно решениям комиссии по социальным лифтам, одиннадцати осужденным были изменены условия отбывания наказания: из обычных условий в строгие переведен 1 человек, из облегченных условий содержания в строгие - 1 человек, из строгих в обычные - 1 человек, из обычных условий отбывания наказания в облегченные - 8 человек.

С осужденными проводятся занятия с использованием аудиовизуального комплекса «Диснет» и компьютерного игрового тренажера «БОС ПУЛЬС». Данный инструментарий помогает осужденным научиться управлять важнейшими психофизиологическими параметрами. Практический опыт использования компьютерных технологий в работе психолога показывает, что красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современ-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

ных мультимедийных средств, повышают мотивацию к обучению, способствуют более эффективному закреплению навыков саморегуляции.

Психологами проводится работа по следующим базовым типовым программам, поступившим из ФСИН России: «Психологическая работа с осужденными, совершившими преступления против здоровья населения и общественной нравственности, экологические преступления», «Психологическая коррекция лиц, осужденных за преступления против жизни и здоровья» и «Работа с осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

По результатам проведения профилактических и психокоррекционных мероприятий отмечается снижение числа повторных преступлений, совершенных освобожденными условно-досрочно, на 24 %. Так, за 2011 год повторные преступления в период УДО совершили 19 осужденных (АППГ - 25).

На сегодняшний день с использованием опыта швейцарских коллег расширяется спектр деятельности сотрудников психологической лаборатории Канской ВК в таких направлениях, как:

организация и проведение медико-психиатрической экспертизы для всех несовершеннолетних, направляемых в учреждения закрытого типа;

привлечение врачей-психиатров и психотерапевтов для оказания квалифицированной, узконаправленной помощи подросткам, имеющим психические отклонения и нарушения эмоционально-волевой сферы;

пересмотр функциональных обязанностей психологов с учетом направлений работы социальных педагогов и узконаправленных специалистов;

расширение психологического инструментария в области диагностики риска рецидива и коррекции преступного поведения;

организация курсов повышения квалификации для сотрудников психологических лабораторий.

Подводя итоги, мы можем провести аналогию между организацией работы нашей психологической службы в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и международным опытом оказания психологической помощи осужденным. Подтвердили свое право на жизнь следующие формы работы:

ориентация на обеспечение индивидуального подхода к каждому подростку через кураторство;

разделение условий содержания, определяющее возможности самостоятельности несовершеннолетних правонарушителей;

внедрение системы «социальных лифтов» как средство дополнительных стимулов для осужденных.

Комплексная оценка степени исправления осужденных сотрудниками всех служб и представителями заинтересованных организаций (аналог круглых столов в Швейцарии).

Одним из главных условий ресоциали-зации, по мнению психологов, является не насильственное воздействие на подростка, а предоставляемые возможности осознанного выбора. ■

Ф Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2012 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.