Научная статья на тему 'Комментарий к Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года'

Комментарий к Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комментарий к Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

КОНЦЕПЦИЯ

формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медицинского обслуживания как сотрудников, так и осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему.

На втором этапе реализации Концепции (2013 -2016 годы) предусматривается:

перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний-поселений;

анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

На третьем этапе реализации Концепции (2016 -2020 годы) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Намеча-

ется разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.

VI. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

Совершенствование медицинского обеспечения персонала уголовно-исполнительной системы и осужденных, в том числе приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения, предполагается осуществлять на первом этапе реализации Концепции за счет экономии, достигнутой в результате совершенствования организационной структуры медицинской службы, рационализации системы распределения и использования материально-технических и кадровых ресурсов в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы.

КОММЕНТАРИЙ К КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Уголовно-исполнительная система находится на начальной стадии масштабного реформирования, эффективному проведению которого во многом будет способствовать утвержденная Правительством Российской Федерации Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Принятию Концепции предшествовала длительная подготовительная работа, согласование ее с рядом заинтересованных министерств и ведомств, обсуждение на заседании Общественной палаты Российской Федерации.

Предпосылкой принятия Концепции послужило главным образом то обстоятельство, что современную российскую уголовно-исполнительную систему нельзя признать адекватной ни состоянию преступности в стране, ни международным стандартам обращения с заключенными.

Концепция отражает комплексный многосторонний характер предстоящих преобразований, принимает в расчет достигнутый уровень социально-экономического развития России, учитывает, что намечаемые мероприятия на первом этапе будут проводиться в сложных финансово-экономических условиях. Она предусматривает развитие уголовно-исполнительной системы России по основным направлениям деятельности на базе использования достижений научно-технического прогресса, мировой и отечественной пенитенциарной практики.

Четкая формулировка цели Концепции, в качестве которой провозглашена идея оптимизации уголовно-исполнительной системы путем обеспечения соответствия ее деятельности международным стандартам и потребностям общественного развития, будет способствовать достижению конечных результатов.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2010 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

Реализация намеченных Концепцией задач позволит повысить эффективность деятельности пенитенциарной службы, приблизить ее к международным нормам и стандартам обращения с заключенными.

Необходимость обеспечения международных стандартов в деятельности пенитенциарной системы, соблюдения и защиты прав и свобод человека, ресоциализации осужденных и консолидации усилий всех заинтересованных структур общества и государства в сокращении криминального потенциала предполагает в соответствии с положениями Концепции создание эффективной системы правового, научно-методического и информационного обеспечения этой деятельности с учетом современных достижений науки и практики.

Концепция разработана с учетом положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отраслевых концепций ФСИН России, а также Европейских тюремных (пенитенциарных) правил, иных международных и национальных нормативных документов.

Одним из важнейших положений Концепции является замена исправительных колоний двумя основными типами учреждений: тюрьмами и колониями-поселениями, при сохранении лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений, а также следственных изоляторов. Воспитательные колонии будут реорганизованы в воспитательные центры для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

При разработке Концепции использовались результаты анализа качественного состава осужденных и прогноз их численности после внесения изменений в законодательство. Это позволило в основном определиться с составом и дислокацией учреждений УИС по каждому федеральному округу и в целом по стране. По предварительным расчетам, реализация намеченных мер позволит сократить наполнение учреждений УИС, что приведет к снижению затрат, улучшит условия содержания спецконтингента и будет способствовать стабилизации оперативной обстановки в учреждениях УИС.

Главной опорой заложенных в Концепции преобразований является персонал уголовно-исполнительной системы. Кадровый состав ФСИН России включает как опытных профессионалов, так и молодых специалистов. При этом, как и в других социальных структурах, в УИС происходит

смена поколений. Это создает определенные трудности в реализации намеченных преобразований. В связи с этим проводится широкая разъяснительная работа и соответствующая профессиональная подготовка, а также переподготовка кадров.

В этой связи важное значение имеет и намеченный Концепцией комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа службы в уголовно-исполнительной системе.

В целях обеспечения качественного планирования, прогнозирования и реализации основных положений Концепции реорганизована структура центрального аппарата ФСИН России, упразднены управления с дублирующими функциями. Оптимизирована также структура территориальных органов ФСИН России. В 2011 году будет продолжена работа по реструктуризации подразделений и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.

Новый этап развития уголовно-исполнительной системы ставит перед ней новые задачи. Речь идет, прежде всего, о придании уголовно-исполнительной деятельности преимущественно реабилитационного содержания. Это предполагает внесение дополнительных корректив в уголовную и уголовно-исполнительную политику, дальнейшее развитие альтернатив лишению свободы и содержанию под стражей.

Одним из ключевых положений Концепции является создание непрерывно функционирующей системы исправления и социальной реабилитации осужденных, призванной помочь человеку адаптироваться в обществе после освобождения.

Значительное внимание в Концепции уделяется и вопросам социальной помощи осужденным, их занятости на производстве и трудовой адаптации, решению проблем пенитенциарного здравоохранения.

Помимо этого предстоит внедрение в пенитенциарную практику новых технологий, позволяющих проводить более глубокую дифференциацию осужденных в зависимости от их поведения и степени исправления, индивидуализацию воспитательно-исправительного и профилактического воздействия, усилить контроль и надзор за спецконтингентом, обеспечить надежную охрану и личную безопасность как осужденных (подследственных), так и персонала, а также иных лиц.

Начальник лаборатории НИИ ФСИН России полковник внутренней службы С.А. Бажанов

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2010 & vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.