Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИС / ЛИЧНОСТНАЯ СТОРОНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИКА УИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канайкина Наталья Анатольевна

В статье рассмотрены задачи и этапы психологического сопровождения молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы. Определены и охарактеризованы факторы, положительно и негативно влияющие на профессиональную адаптацию специалистов пенитенциарной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Канайкина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR YOUNG EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM

In the article the goals and the stages of psychological assistance of the young staff members of the penal system are reviewed. Both positive and negative factors that can influence professional adaptation of the specialists of the penitentiary system are defined and described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС»

УДК 159.99

Н. А. Канайкина

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС

В статье рассмотрены задачи и этапы психологического сопровождения молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы. Определены и охарактеризованы факторы, положительно и негативно влияющие на профессиональную адаптацию специалистов пенитенциарной сферы.

Ключевые слова: психологическое сопровождение; адаптация сотрудников УИС; личностная сторона профессионального становления сотрудника УИС.

Для цитирования: Канайкина Н. А. Психологическое сопровождение молодого сотрудника в учреждениях УИС // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 4 (20). С. 64-69.

N. A. Kanaykina

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR YOUNG EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM

In the article the goals and the stages of psychological assistance of the young staff members of the penal system are reviewed. Both positive and negative factors that can influence professional adaptation of the specialists of the penitentiary system are defined and described.

Keywords: psychological assistance; adaptation of the staff members of the penal system; personal aspect ofprofessional development of the staff members of the penal system.

For citation: Kanaykina N. A. Psychological support for young employees of the penal system. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of so-cio-humanitarian studies], 2022, no. 4 (20), p. 64-69.

© Канайкина Н. А., 2022 © Kanaykina N. A., 2022

Пенитенциарная система как структура, реализующая на практике право государства на ограничение свободы гражданина в результате совершения им противоправного действия в отношении государства и личности, занимает особое место среди других правоохранительных структур. Служба в пенитенциарной системе сопряжена повышенной социальной профессиональной ответственностью и прежде всего связана с изменением преступности, появлением новых форм и способов совершения преступлений, требует от сотрудников значительного напряжения и самоотдачи.

В настоящее время в недостаточной мере обращается внимание на развитие личности будущих специалистов как субъектов конкретных видов профессиональной деятельности, а также членов специфического правоохранительного института.

Обеспечение эффективного процесса исполнения наказания предъявляет определенные требования к сотрудникам, несущим службу в системе УИС. Успешное решение задач в большей степени зависит от кадрового состава УИС, от уровня профессионализма, правосознания, морально-нравственной зрелости, профессиональной этики, а также социальной и правовой защищенности.

Исследования психологов, проведенные в последние годы, выявили

личностные недостатки у сотрудников, которые снижают эффективность профессиональной деятельности: сниженные толерантность

(Д. В. Пестриков, Е. Л. Гордиенко) и устойчивость к стрессу (С. В. Бабурин, А. М. Чирков), недостаточные антикоррупционность (Е. В. Гаврина, С. В. Горностаев), резистентность к профдеформации (Б. Г. Бовин,

Е. М. Федорова) и профессиональному выгоранию (М. А. Черкасова, В. М. Поздняков). Разноплановость указанных характеристик свидетельствует, что важно повышать психологическое сопровождение сотрудников УИС России, развивая одновременно две стороны профессионализма — де-ятельностную и личностную [4].

Согласно исследованиям

Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер,

А. К. Марковой, психологическое сопровождение — целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности, включая помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, в котором несет она сама [3]. Согласно этому определению, задачами психологического сопровождения выступают: повышение уровня адаптированности будущего специалиста к социально-экономическим и технологическим изменениям и развитие у него положительной профессиональной перспективы; оказание психологической

помощи в решении трудностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности, коррекция деструктивных тенденций развития личности.

Поступление на службу в уголовно-исполнительную систему налагает на молодого сотрудника не только определенные обязанности, но и требует исполнения конкретной социальной роли, понимания и убежденности в ценности выполняемой деятельности.

С точки зрения М. И. Марьина, в структуре психологического сопровождения можно выделить несколько этапов — диагностику (этап сбора информации о методах решения проблемы) и консультацию (на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации) [1].

Психологическое сопровождение молодых сотрудников осуществляется с момента работы с ними как с кандидатами. Первоначально проводятся индивидуальное психодиагностическое обследование и беседа, направленная на определение индивидуально-типологических особенностей личности, нравственной, ценностной и мотивационной сферы. Отсюда следует, что можно отметить ряд личностных характеристик, которые способствуют успешной адаптации к самым различным условиям деятельности и отличаются относительной стабильностью: уровень нервно-

психической устойчивости, уровень самооценки личности, уровень конфликтности, развитие коммуникативных навыков, ориентация морально-нравственной сферы.

Центральное место в оценке успешности адаптации занимает мо-тивационная направленность кандидата как будущего сотрудника.

В толковом словаре психиатрических терминов понятие «мотивация» рассматривается как мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. Это важный этап, который позволяет определить к какой категории относится мотивацион-ная направленность кандидата: нравственно-общественная («хочу перевоспитать осужденных», «изменить к лучшему жизнь»); экономическая или направленная на получение определенных благ («важны социальные льготы», «гарантированная льготная пенсия», «стабильная заработная плата»); саморазвитие и самореализация («достичь карьерного роста», «учусь на заочном на юридическом факультете»); поверхностная, инфантильная («всегда мечтал работать в УИС»). В том, как протекает деятельность человека, участвуют, как правило, одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — второстепенными, играющими роль в дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъек-

тивный личностный смысл деятельности человека.

По мнению Н. Н. Барановского, В. М. Демина, Н. Г. Соболева,

Е. В. Федосеева, профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС — социально-психологический процесс включения его в коллектив сотрудников учреждения (органа) УИС. Профессиональная адаптация предполагает приспособление и привыкание к характеру, режиму и условиям труда в УИС, приобретение и закрепление интереса к работе, овладение начальными основополагающими профессиональными знаниями и умениями, накопление трудового опыта, формирование необходимых профессиональных качеств сотрудника, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива [1].

Успешность адаптации во многом зависит от объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки, ряда личностных характеристик. Зачастую психологическая устойчивость вновь принятых на службу сотрудников имеет нестабильный характер. Адаптация считается успешной, если сотрудник усвоил и закрепил базовые профессиональные знания и навыки, влился в кол-

лектив, принял и разделяет ценности учреждения и всей уголовно-исполнительской системы. Важно на начальном этапе определить, какова готовность к преодолению трудностей.

Факторами, негативно влияющими на профессиональную адаптацию сотрудников, являются: отсутствие мотивации; искаженное представление о содержании и условиях прохождения службы в УИС; недостаточный уровень развития или отсутствие профессиональной направленности личности молодого сотрудника; личностные качества сотрудника, негативно влияющие на адаптацию (нехватка специальных знаний, несоответствие выполняемой работы желаниям и интересам, неумение наладить контакт с коллегами по службе и лицами, содержащимися в учреждении УИС); недостаточная помощь в период адаптации со стороны руководителей (отсутствие четкости в определении функциональных обязанностей, невнимание со стороны коллег к возникающим проблемам).

Вышеуказанные трудности в профессиональном становлении молодого сотрудника могут послужить причиной несоблюдения законности при осуществлении служебной деятельности, в частности, при взаимодействии с осужденными.

Практическую значимость психологического сопровождения молодых

сотрудников сложно переоценить, оно не заканчивается после первого года службы, а продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности сотрудника. В дальнейшем работа с молодым сотрудником строится исходя из его индивидуальных особенностей, ценностных ориентаций, направленности личности.

Психологом разрабатывается индивидуальная программа психологического сопровождения молодого сотрудника, которая включает в себя работу по направлениям: диагностическая, просветительская, психопрофилактическая, психокоррекционная. Диагностическое направление деятельности позволяет объективно оценивать индивидуально -психологические особенности сотрудника, отслеживать их динамику изме-

V-» /п V-»

нений. С этой целью используются стандартизированные методики, а также аудиовизуальная диагностика на промежуточных этапах. С целью повышения общей культуры и социальной активности с молодыми сотрудниками проводятся лекции, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушений. Психокоррек-ционная деятельность позволяет исправлять недостатки здорового чело-

века, не имеющие органической основы.

Исследования Г. К. Копыловой подтверждают, что структура психологического сопровождения циклич-на, поскольку каждый этап является ступенью к достижению более высоких показателей [2].

Специфика деятельности, переживания состояния успешности, оперативная напряженность, уровень ответственности, стремление к повышению уровня профессиональных знаний, умений и навыков, заинтересованность в содержании и процессе деятельности, перспективы карьерного роста — факторы мотивации, вызывающие удовлетворенность, способствующие успешной адаптации и профессиональной заинтересованности.

Таким образом, акцент на личностной стороне развития профессионализма будущих специалистов УИС России связан с тем, что служба в органах и учреждениях, исполняющих различные виды наказаний, требует высокого уровня развития не только стрессоустойчивости личности, но и ее нравственно-правовой надежности (Е. Ю. Стрижов), организационной идентичности и служебной лояльности (В. М. Поздняков, Л. Н. Мешкова)

Литература

1. Барановский, Н. Н. Профессиональная адаптация молодых сотрудников, принятых на службу в УИС [Текст]: методические рекомендации / Н. Н. Барановский, В. М. Демин, Н. Г. Соболев, Е. В. Федосова. — Москва: НИИ ФСИН России, 2007. — 62 с.

2. Копылова, Г. К. Психология в деятельности ОВД [Текст] : курс лекций / Г. К. Копылова, А. В. Прозоров. — Москва: ЦОКР МВД России, 2006. — 236 с.

3. Марьин, М. И. Психологическое обеспечение первоначальной подготовка сотрудников ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. М. Поздняков, В. Е. Петров, А. В. Бореко. — Москва: ЦОКР МВД России, 2005. — 160 с.

4. Поздняков, В. М. Пенитенциарная психология [Текст]: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы: учебное пособие для вузов / В. М. Поздняков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 222 с.

Сведения об авторе

Наталья Анатольевна Канайкина: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики. E-mail: luzina.n@mail.ru

Information about the author

Natalya A. Kanaykina: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics. E-mail: luzina.n@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.