Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС'

СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ УИС / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ПОД СТРАЖУ / ОСУЖДЕННЫЕ / СОТРУДНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич

В статье рассматривается характеристика психологических и педагогических основ обеспечения безопасности учреждений УИС на современном этапе ее развития. Оценивая безопасность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы как многофункциональное явление, нуждающееся в комплексном изучении, было проведено теоретико-прикладное исследование проблемы с применением методов диалектического и сравнительного анализа и синтеза, оценки статистической информации, содержащейся в обзорах, информационных письмах и материалах ФСИН России, контент-анализа законодательных, ведомственных нормативных правовых актов, литературных источников. Эмпирическое исследование более 100 сотрудников служб и подразделений УИС осуществлялось методами анкетирования, опроса, интервьюирования и включенного наблюдения. По результатам выявлены, сгруппированы и описаны актуальные для пенитенциарной практики направления реализации прикладных психолого-педагогических знаний в контексте рассматриваемой темы. Определены 6 основ психолого-педагогического обеспечения безопасности УИС, наиболее актуальных в современной отечественной пенитенциарной практике. При рассмотрении такой основы, как психологическое обеспечение персонала учреждений УИС, исследовательский акцент сделан на содержании профессиональных деформации и выгорании сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF ENSURING THE SECURITY OF THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

The article examines the characteristics of the psychological and pedagogical foundations of ensuring the security of the institutions of the penal system at the present stage of its development. Assessing the security of institutions and bodies of the penal system as a multifunctional phenomenon in need of comprehensive study, a theoretical and applied study of the problem was conducted using methods of dialectical and comparative analysis and synthesis, evaluation of statistical information contained in reviews, information letters and materials of the Federal Penal Service of Russia, content analysis of legislative, departmental regulatory legal acts, literary sources. An empirical study of more than 100 employees of the services and divisions of the penal system was carried out using the methods of questioning, questioning, interviewing and included observation. According to the results, the directions of implementation of applied psychological and pedagogical knowledge relevant for penitentiary practice in the context of the topic under consideration are identified, grouped and described. 6 fundamentals of psychological and pedagogical security of the penal system, the most relevant in modern domestic penitentiary practice, have been identified. When considering such a basis as the psychological support of the personnel of the institutions of the penal system, the research emphasis is placed on the content of professional deformation and burnout of employees.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС»

УДК 343.8:159.9

О. Г. Ковалев

СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС

В статье рассматривается характеристика психологических и педагогических основ обеспечения безопасности учреждений УИС на современном этапе ее развития. Оценивая безопасность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы как многофункциональное явление, нуждающееся в комплексном изучении, было проведено теоретико-прикладное исследование проблемы с применением методов диалектического и сравнительного анализа и синтеза, оценки статистической информации, содержащейся в обзорах, информационных письмах и материалах ФСИН России, контент-анализа законодательных, ведомственных нормативных правовых актов, литературных источников. Эмпирическое исследование более 100 сотрудников служб и подразделений УИС осуществлялось методами анкетирования, опроса, интервьюирования и включенного наблюдения.

По результатам выявлены, сгруппированы и описаны актуальные для пенитенциарной практики направления реализации прикладных психолого-педагогических знаний в контексте рассматриваемой темы. Определены 6 основ психолого-педагогического обеспечения безопасности УИС, наиболее актуальных в современной отечественной пенитенциарной практике.

При рассмотрении такой основы, как психологическое обеспечение персонала учреждений УИС, исследовательский акцент сделан на содержании профессиональных деформации и выгорании сотрудников.

Ключевые слова: психолого-педагогические основы; безопасность; учреждения УИС; заключенные под стражу; осужденные; сотрудники.

© Ковалев О. Г., 2022 © Коуа1еу О. О., 2022

Для цитирования: Ковалев О. Г. Современная характеристика психолого-педагогических основ обеспечения безопасности учреждений УИС // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 3 (19). С. 78-85.

O. G. Kovalev

MODERN CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF ENSURING THE SECURITY OF THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

The article examines the characteristics of the psychological and pedagogical foundations of ensuring the security of the institutions of the penal system at the present stage of its development. Assessing the security of institutions and bodies of the penal system as a multifunctional phenomenon in need of comprehensive study, a theoretical and applied study of the problem was conducted using methods of dialectical and comparative analysis and synthesis, evaluation of statistical information contained in reviews, information letters and materials of the Federal Penal Service of Russia, content analysis of legislative, departmental regulatory legal acts, literary sources. An empirical study of more than 100 employees of the services and divisions of the penal system was carried out using the methods of questioning, questioning, interviewing and included observation.

According to the results, the directions of implementation of applied psychological and pedagogical knowledge relevant for penitentiary practice in the context of the topic under consideration are identified, grouped and described. 6 fundamentals of psychological and pedagogical security of the penal system, the most relevant in modern domestic penitentiary practice, have been identified.

When considering such a basis as the psychological support of the personnel of the institutions of the penal system, the research emphasis is placed on the content ofprofessional deformation and burnout of employees.

Keywords: psychological and pedagogical foundations; security; penal institutions; prisoners in custody; convicts; employees.

For citation: Kovalev O. G. Modern characteristics of the psychological and pedagogical foundations of ensuring the security of the institutions of the penal sys-

tem. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 3 (19), p. 78-85.

Обеспечение безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, как комплексное, многофункциональное явление, определено Концепцией развития УИС на период до 2030 г. одним из приоритетных направлений пенитенциарной деятельности [5].

Феномен безопасности УИС многоплановый, включает в себя различные основы (организационно-правовые, оперативно-режимные, надзорно-охранные, инженерно-технические, информационно-

коммуникационные, компьютерные, материально-технические, кадровые, правоохранительные), среди которых особо выделяются психолого-педагогические.

Современное состояние теоретического осмысления и потребности пенитенциарной практики убедительно показывают необходимость их всестороннего изучения. В связи с этим нами проводится комплексное теоретико-прикладное исследование проблемы с использованием методов диалектического и сравнительного анализа и синтеза, оценки статистической информации, содер-

жащейся в обзорах, информационных письмах и материалах ФСИН России, контент-анализа законодательных, ведомственных нормативных правовых актов, литературных источников. Эмпирическая база исследования включала обследование более 100 сотрудников различных служб и подразделений четырех территориальных органов ФСИН России (по Республике Карелия, Нижегородской, Новгородской и Псковской областям) методами анкетирования, опроса, интервьюирования и включенного наблюдения.

Данные исследования позволили выявить и сгруппировать в убывающем порядке наиболее распространенные в настоящее время психолого-педагогические основы обеспечения безопасности учреждений УИС, к которым относятся:

а) всесторонняя, комплексная психодиагностика подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. Порядок и процедура ее осуществления регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами, соответствующей методической до-

кументацией, а также организационным и кадровым потенциалом психологической службы в конкретном территориальном органе и учреждении УИС;

б) профилактический учет лиц, склонных к побегам, агрессивным действиям, фрустрации, депрессии и суициду, поджогам, дестабилизации деятельности ИУ, а также имеющим психические отклонения. Материалы психодиагностического исследования подозреваемых, обвиняемых и осужденных используются комиссиями учреждений УИС при принятии решений о постановке на профилактический учет указанных категорий спецконтингента, использования в связи с этим наблюдения за их поведением, дополнительных ограничительных мер. Анализ статистических данных показывает, что профилактический учет является действенной мерой профилактики пенитенциарных преступлений, деструктивного поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В значительной степени это относится к предупреждению суицидов в учреждениях УИС, профилактике суицидального поведения лиц указанных категорий [1, с. 21-25]. В настоящее время данному направлению профессио-

нальной деятельности пенитенциарных психологов уделяется пристальное внимание не только руководителями ФСИН России и ее территориальных подразделений, но и органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью исполнения уголовных наказаний [4];

в) психокоррекционные мероприятия с указанными категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных как элемент их психологического обеспечения. Реализация рассматриваемой психолого-педагогической основы безопасности учреждений УИС определяется квалификацией пенитенциарных психологов, уровнем развития их профессиональных компетенций, практическими умениями и навыками применения специально разработанных и адаптированных психокор-рекционных методик в условиях СИЗО и ИК, а также материально-техническим и методическим обеспечением психокоррекционной деятельности;

г) интенсивное систематическое психологическое и воспитательное воздействие на подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения. Такое воздействие

должно осуществляться не только пенитенциарными психологами, но и сотрудниками других служб и подразделений учреждений УИС (начальниками отрядов, младшими инспекторами и другими) с целью преодоления и купирования негативных психических эмоциональных состояний, формирования устойчивой позитивной мотивации, целей и установок, направленных на ресоци-ализацию, адаптацию к условиям принудительного содержания и отбывания наказания, жизненных планов, преодоления асоциальных и криминальных моделей поведения;

д) оптимальный психологический климат в коллективах сотрудников. Данные проведенного исследования подтвердили рабочую гипотезу о том, что указанная психолого-педагогическая основа коррелирует с уровнем устойчивости и управляемости оперативной обстановки в учреждениях УИС. Своевременное предупреждение, пресечение и купирование конфликтов в подразделениях также рассматривается фактором, стабилизирующим психологическую обстановку, обеспечивающим его управляемость и эффективность, повышающим уровень безопасности в учреждении;

е) психологическое обеспечение персонала, включающее всестороннюю диагностику личности, ее психокоррекцию, развитие положительных личностных качеств, профессиональных компетенций, практических умений и навыков осуществления пенитенциарной деятельности. В данной связи особо актуальным является преодоление таких негативных психологических характеристик, как профессиональные деформация и выгорание сотрудников. Рассматривая первую как устойчивое изменение личности и ее поведенческой активности под воздействием негативных внешних факторов, присущих пенитенциарной среде общения. Среди них особо выделяются личностные, социальные и служебные.

Первые часто проявляются в конформности или агрессивности персонала в общении с окружающими (сотрудниками, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными). Здесь же следует отметить низкий уровень самооценки, самоконтроля и самооценки, развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер сотрудников, профессиональной подготовки и пенитенциарных компетенций; неоправданно завышенные экспек-

тации карьерного роста при недостатке жизненного и профессионального опыта; проблемы личностного роста, разочарование службой в УИС; профессиональный цинизм, выражающийся в пренебрежительном отношении к коллегам, властолюбии и вседозволенности, чинопочитание и угодничество; деформация морально-нравственных и деловых качеств и духовных ценностей.

К установленным социальным факторам, развивающим профессиональную деформацию, относятся: неэффективный стиль руководства коллективом сотрудников УИС; наличие конфликтов в коллективе и семье; низкая социальная оценка деятельности сотрудников, порождающая недостаточную самооценку и профессиональную некомпетентность.

Обследованные сотрудники выделили (в порядке убывания) распространенные служебные факторы:

- властные полномочия сотрудников;

- психологические перегрузки, обусловленные реализацией профессиональных компетенций в специфических условиях пенитенциарной деятельности (гибкий график де-

журств, несения службы и режим службы, кадровый некомплект и

др.);

- недостаточные материальные стимулы пенитенциарной деятельности;

- высокий уровень ответственности выполнения должностных обязанностей;

- экстремальный и эмоциональный характер пенитенциарной деятельности;

- специфические угрозы и вызовы, стоящие перед сотрудниками, служащими в УИС;

- эффект криминального заражения, развивающийся и оказывающий негативное влияние на личность персонала при интенсивном ежедневном профессиональном общении с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (употребление жаргона, ненормативной лексики, мимики и пантомимики распространенными в криминальной субкультуре, модели криминального поведения);

- негативные психологические характеристики осужденных, обусловленные психическими отклонениями, алкогольной и наркотической

зависимостью, низким уровнем развития их когнитивной сферы.

Другой, выявленной в ходе исследования психологической характеристикой сотрудников, негативно влияющей на эффективность их профессиональной деятельности и обеспечение безопасности, является так называемое «профессиональное выгорание». Оно вызывается интенсивными, длящимися высокими эмоционально-психическими нагрузками, экстремальными, стрессовыми ситуациями профессиональной деятельности, требующими мобилизации интеллектуальных и морально-волевых качеств. Профессиональное выгорание существенно понижает потенциал личностного роста и эффективности пенитенциарной деятельности, ставит сотруд-

ников на грань эмоционального срыва, сопровождающегося депрессией, фрустрацией, апатией и безразличием, отсутствием желания принимать адекватные своевременные служебные решения [2].

Таким образом, психолого-педагогические основы, установленные и описанные в результате специального комплексного теоретико-прикладного исследования, являются важными направлениями обеспечения безопасности учреждений УИС на современном этапе. Их особенности и содержание оказывают влияние на эффективность пенитенциарной деятельности, стабилизацию и управляемость оперативной обстановки, личностные характеристики подозреваемых, обвиняемых и осуж-

денных, персонала СИЗО и ИУ. Литература

1. Ковалев, О. Г., Белых-Силаев, Д. В., Семенова, Н. В. Психологическое обеспечение осужденных как важнейший фактор профилактики суицидального поведения в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Юридическая психология. — 2021. — № 2. — С. 21-25.

2. Ковалев, О. Г., Кулакова, С. В. Роль профессиональной компетентности в контроле профилактики профессионального выгорания // Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых уче-

ных, специализирующихся в области образования. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 94-97.

3. Ковалев, О. Г., Семенова, Н. В. Реализация организационной и психолого-педагогической парадигмы обеспечения безопасности в учреждениях УИС по контролю за применением сотрудниками физической силы и специальных средств // Столыпинский вестник. — 2022. — Т. 4. — № 1. — С. 339-344.

4. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капи-нус. — Москва: Юрайт, 2020. — С. 254-256.

5. О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // consultant.ru [сайт]. — URL.: http://www. consult-ant.ru/documer (дата обращения 21.07.2022).

Сведения об авторе

Олег Геннадьевич Ковалев: Псковский филиал Академии ФСИН России (г. Псков, Российская Федерация), профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор. E-mail: okovalev66@gmail.com

Information about the author

Oleg G. Kovalev: Pskov Branch of the Academy of the FPS Russia (Pskov, Russia), professor of the Department Chair organization of the regime and operational-search activity in the penal system, doctor of law, candidate of psychological sciences, professor. E-mail: okovalev66@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.