УДК 343.81 DOI: 10.24412/2071-6184-2022-2-36-45
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЫСКНОЙ И ДОСМОТРОВОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
О.Г. Ковалев, А.В. Щербаков
Рассматриваются особенности содержания и организационно-правовые аспекты обыскной и досмотровой работы как фактора обеспечения безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы. На основе проведенного теоретико-прикладного исследования выявлены и обоснованы современные тенденции и перспективы развития данного вида пенитенциарной деятельности. Предложены пути совершенствования обысков и досмотров в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Исследование опирается на статистические показатели Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), информационные письма, аналитические обзоры, отдельные мнения практических работников отечественных пенитенциарных учреждений и других правоохранительных органов, а также осужденных, отбывающих наказание. Рассматривается вопрос о проведении обысково-досмотровых мероприятий в отношении спецконтингента, отбывающего наказания в местах лишения свободы. Цель: изучить проблемы проведения обысков и досмотров в отношении спецконтингента, отбывающего уголовные наказания, и предложить эффективные способы их проведения. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой метод, метод толкования правовых норм, анкетирования, специальные методы. Результаты: на основании проведенного анализа предложены отдельные способы по проведению обысков и досмотров в отношении спецконтингента. Вывод: необходимо изучать и использовать накопленный опыт сотрудников УИС при проведении обысково-досмотровых мероприятий в отношении спецконтингента, отбывающего уголовные наказания.
Ключевые слова: безопасность; обыскные мероприятия; пенитенциарные учреждения.
Обеспечение безопасности учреждений УИС в современных условиях реформирования, ее совершенствование и развитие является основной задачей, сформулированной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р).
Деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы многоаспектна и нацелена не только на исполнение приговоров судов, но и обеспечение внутренней и внешней безопасности [1, с. 263]. Основным средством обеспечения безопасности в рассматриваемой сфере является исправление осужденных и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания, в сфере предупреждения совершения ими новых преступлений, что
соответствует целям уголовно-исполнительного законодательства и предопределяет специфику деятельности уголовно-исполнительной системы в данном направлении (ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - далее УИК РФ).
В целом безопасность уголовно-исполнительной системы представляет собой состояние защищенности осужденных, персонала органов и учреждений, исполняющих наказания, их родственников, всех лиц, находящихся на территории пенитенциарных учреждений, от пенитенциарных опасностей, исходящих главным образом от пенитенциарной среды, пенитенциарной преступности, угрожающих жизни, здоровью, чести и достоинству указанных лиц (внутрисистемная сторона безопасности), а также состояние защищенности общества от опасностей и угроз в связи пенитенциарной деятельностью и находящимися во взаимосвязи с ней фактами постпенитенциарного рецидива, проникновением элементов криминальной и тюремной субкультуры в социум (внешняя сторона безопасности) [2, с. 224].
Данное состояние обеспечивается слаженной работой субъектов, в первую очередь принадлежащих к уголовно-исполнительной системе (проведение режимных мероприятий, обысков и досмотров лиц, отбывающих уголовные наказания на территории исправительных учреждений), кроме того, представляющих другие правоохранительные органы, иные компоненты государства, институты гражданского общества, при этом взаимодействующих друг с другом и использующих соответствующий инструментарий организационно-правовых средств в рамках своей компетенции, функционального предназначения, решаемых задач.
Такое понимание безопасности уголовно-исполнительной системы как важного фактора внутренней безопасности общества нуждается в закреплении в официальном программном документе - Концепции безопасности уголовно-исполнительной системы.
Проведенное нами теоретико-прикладное исследование с использованием контент-анализа нормативно-правовых актов, литературных источников, а также интервьюирование 83 сотрудников подразделений безопасности (режимных и надзорных) УФСИН субъектов Российской Федерации показало, что основными объектами безопасности учреждений УИС являются персонал, подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в них содержащиеся, а также иные лица, находящиеся на территории учреждений УИС.
Предметом безопасности при этом выступает жизнь и здоровье указанных граждан, посредством их защиты, осуществляемой должностными лицами учреждений и органов УИС, наделенных соответствующей компетенцией, предполагающей использование специальных форм, методов, приемов и технологий. Одними из таких специальных мер в пенитенциарных учреждениях выступают режимные мероприятия (обыск и досмотр).
По итогам обыскной работы в 2020 и 2019 гг. (период 9 месяцев) количество изъятых денежных средств увеличилось на 28,2%; количество
алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе промышленного производства на 43,6%; количество колюще-режущих предметов в ИУ и СИЗО увеличилось на 74,2%; количество изъятых средств мобильной связи увеличилось на 7,2%. Всего в отчетном периоде (2020 г. 9 месяцев) проведено 2 675 090 обыскных мероприятия, в 2019 г. 2 517 049 [3].
Согласно ведомственной статистической отчетности по форме СБ -1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России» количество противоправных действий, совершенных, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в отношении персонала ИУ и СИЗО увеличилось на 4,5 и составило 787 случаев (АППГ - 750), из которых 323, или 41% - случаи насилия (АППГ - 300, или 40%) и 464, или 59% - угрозы применения насилия и оскорбления (АППГ - 450, или 60%), что указывает на недостаточность принимаемых учреждениями и региональными управлениями мер по профилактике данного вида правонарушений и формальность проводимой работы [4].
Данные исследования также подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что безопасность в учреждениях и органах УИС следует рассматривать как разноплановое, многогранное явление, эффективность обеспечения которого определяется своевременностью, полнотой и адекватностью осуществления комплексных мероприятий по защите указанных объектов.
В 2020 году в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных за совершение противоправных действий в отношении персонала учреждений УИС следственными органами возбуждено 405 уголовных дел (АППГ - 359), в том числе 29 или 7,16% по ст. 318 Уголовного кодекса РФ (АППГ - 24), 136 или 33,58% по ст. 319 УК РФ (АППГ - 116) [4].
Результаты проводимого исследования позволили скорректировать определение «обеспечение безопасности учреждений и органов УИС», под которым можно понимать комплексную защиту ее объектов с применением системы форм, методов, приемов и технологий, направленных на эффективную реализацию пенитенциарной деятельности.
Современные парадигмы обеспечения безопасности предполагают изучение и совершенствование ее правовых, организационных, оперативно-розыскных, режимных, психолого-педагогических, инженерно-технических, информационных и компьютерных основ, реализуемых в процессе активно проводимой в настоящее время цифровой трансформации в учреждениях и органах УИС.
Важными направлениями обеспечения безопасности учреждений УИС в современных условиях выступают оперативно-розыскное и режимное, которые заключаются в:
- осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении осужденных за экстремизм и терроризм;
- противодействии проникновению в исправительные учреждения (далее - ИУ) радикально настроенных лиц, с целью пропаганды экстремистской идеологии;
- выявлении таких лиц из числа осужденных, принятие по отношению к ним своевременных мер профилактического и правового воздействия;
- проведение мероприятий по профилактике побегов заключенных под стражу и осужденных;
- обмене информацией с другими правоохранительными органами при условно-досрочном освобождении осужденных, обнаружение и задержание лиц, находящихся в розыске;
- обеспечении стабильного железнодорожного конвоирования;
- пресечении доставки в учреждения УИС запрещенных предметов, в том числе, с использованием современных технологий, беспилотных управляемых аппаратов;
- профилактике поступления в учреждения УИС запрещенных предметов, перекрытие каналов их поступления;
- проведении общих, плановых, контрольных и внеплановых обыскных мероприятий.
Для обеспечения безопасности в учреждениях УИС, выявления и предупреждения пенитенциарной преступности, снижения побеговой активности спецконтингента, как нами было отмечено ранее, активно используются такие режимные мероприятия, как обыск и досмотр, эффективность которых определяется наличием и реализацией научно обоснованных методических рекомендаций, специальных тактических приемов и способов их проведения.
Правовой основой осуществления указанных режимных мероприятий являются Конституция Российской Федерации, статья 82 УИК РФ, регламентирующая порядок и процедуру проведения обыска осужденных и помещений, в которых они проживают, а также досмотра их личных вещей. Например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, объявленные приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, более детально регламентируют организацию и порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях УИС.
В указанных и других нормативных правовых актах особое внимание обращается на соблюдение прав и законных интересов лиц, заключенных под стражу, и осужденных, при проведении обыскных и досмотровых мероприятий. Целесообразность и необходимость их осуществления подтверждают данные исследования, согласно которым:
- в I полугодии 2016 года в одних только исправительных учреждениях было изъято - 2267,4 рублей, что на 11,4 % больше, чем (АППГ); 2226,3
спиртных напитков промышленного производства; 26,335 кг наркотических средств; средств связи 32258 ед., что на 6,6% выше показателя (АППГ) [5];
- за 2017 год в учреждениях УИС при проведении обысковых мероприятий было изъято 64004 (АППГ - 69634) единицы средств мобильной связи [6];
- за 9 месяцев 2021 года было проведено более 2,6 млн указанных мероприятий, прирост которых составил более 100 тыс.[7] При этом отмечается, например, тенденция более частого применения внеплановых обысков для выявления и предупреждения использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными средств мобильной связи.
Правовое значение обыска и досмотра в местах строгой изоляции состоит в том, что они рассматриваются в качестве одного из организационно -режимных мероприятий по поддержанию правопорядка в пенитенциарных учреждениях, но в тоже время направлены на обеспечение защиты законных интересов самих осужденных и заключенных [8].
Рассматривая организационно-правовые особенности проведения обыска в учреждениях УИС, необходимо отметить, что они проводятся на охраняемых режимных объектах, с использованием комплекса поисковых действий, осуществляемых сотрудниками подразделений в целях обнаружения и изъятия у подозреваемых, обвиняемых и осужденных запрещенных предметов и вещей.
Как нами было отмечено ранее, наиболее часто в учреждениях УИС изымаются следующие запрещенные предметы: различные колюще -режущие предметы; средства мобильной связи; денежные средства; алкогольные напитки на спиртовой основе (промышленного и кустарного производства); наркотики.
В последнее время отмечается устойчивая тенденция активизации выявления и изъятия колюще-режущих предметов. Так, за 9 месяцев 2021 г. их изъято более 10,2 тыс. единиц, что на 74 % больше аналогичного периода прошлого года. Большинство (4/5) изымаются в ИУ; количество изъятых мобильных телефонов увеличилось более чем на 7 % (41,5 тыс.). При этом 72 % средств мобильной связи изымается по оперативной информации.
В рассматриваемом контексте представляется возможным изучение и использование опыта развитых европейских государств в области противодействия телефонному мошенничеству, другим преступлениям в сфере информационных и компьютерных технологий, организации кибербезопасности пенитенциарных учреждений от угроз их инфраструктуре, снижения побеговой активности спецконтингента, профилактики подстрекательства, провокаций и других, деструктивных действий осужденных по дезорганизации исправительных учреждений, осуществляемых лицами, находящимися за пределами ИУ [8, 9].
На 53 % выросло количество мобильных телефонов, изымаемых на территории учреждений УИС, что, безусловно, свидетельствует об эффективности обыскной и досмотровой работы, и в первую очередь, при проведении внеплановых обысков, но одновременно указывает на недостатки в
организации работы по перекрытию каналов поступления средств мобильной связи в учреждения УИС. Проведенный анализ показал, что в ИУ наиболее распространенными из них являются [7]: переброс через основное заграждение (половина изъятых на территории ИУ); использование транспортных средств (14 %); доставка сотрудниками УИС (3,4 %); закладка в специально оборудованных схронах (2,7 %); пронос через контрольно-пропускные пункты (мене 1 %); использование почтовых отправлений (мене 1 %).
Установлена тенденция на увеличение почти на треть количества изъятых наличных денег в учреждениях УИС, причем в ИУ данный показатель вырос в 2,5 раза (с 244 до 621 тыс. руб.).
К распространенным каналам доставки денежных средств в ИУ относятся: пронос лицами, прибывшими на свидания к осужденным (79 %), и почтовые отправления (15 %). В следственных изоляторах чаще всего денежные средства доставляются самими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными по прибытии в учреждения (92 %), а также с использованием почтовых отправлений (6,9 %).
Отмечается тенденция снижения (более 40 %) изъятия алкогольных напитков промышленного производства. В то же время показатель изъятия указанного алкоголя при его доставке в учреждения УИС вырос более чем на 3 %.
Основными каналами доставки алкоголя в учреждения являются переброс через основные заграждения; поступление из режимной территории, прилегающей к учреждению; использование транспортных средств.
Несмотря на увеличение обыскной активности, существенный рост ее результативности, наличие значительного количества запрещенных предметов на территории учреждений УИС неблагоприятно влияет на оперативно -режимную обстановку, способствует ее ухудшению, также является причиной пенитенциарной преступности, преступлений, совершаемых подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с использованием колюще-режущих предметов, в том числе в отношении персонала и лиц, находящихся на территории учреждений. Так, анализ ведомственного статистического отчета по форме «2-УИС» показал, что в 2020 году в состоянии алкогольного опьянения 20 подозреваемых, обвиняемых и осужденных совершили 18 преступлений, из них 3 особо учитываемых; преступления с использованием колюще-режущих предметов допущены в 30 территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний России; совершено 285 преступлений, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [10].
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование обыскной и досмотровой работы как фактора обеспечения эффективности безопасности учреждений УИС позволяет сформулировать некоторые выводы.
Рассмотренные статистические показатели обысково-досмотровых мероприятий дают нам право заявлять, что спецконтингент не оставляет
попыток получить в свое распоряжение предметы, вещи и продукты питания запрещенные к использованию в учреждениях УИС.
Обыскные и досмотровые мероприятия проводятся с соблюдением прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами на основании достаточных и достоверных данных о том, что в определенном месте, у указанных категорий лиц могут находиться орудия преступления, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела, а также запрещенные предметы. При этом источник получения информации (процессуальный, оперативно-розыскной или иной) значения не имеет.
Обыскные мероприятия, осуществляемые в учреждениях УИС по уголовному делу, необходимо рассматривать как следственные действия, на которые распространяются требования УПК РФ. Они осуществляются на основании судебного решения в отношении обыскиваемого (осужденного), производятся на закрытой территории, в ограниченном пространстве, посредством принудительного обследования помещений или иных мест. Основной целью здесь выступает отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, полученных преступным путем, имеющих значение для уголовного дела.
Обыскные и досмотровые мероприятия являются важным фактором обеспечения безопасности учреждений УИС, профилактики пенитенциарной преступности, побеговой активности спецконтингента, совершения преступлений экстремистской направленности, дезорганизующих деятельность ИУ.
Предметы, вещи и документы, изымаемые в ходе указанных мероприятий, используются при доказывании в уголовном процессе, профилактике противоправного поведения лиц в условиях социальной изоляции.
Для совершенствования безопасности в деятельности учреждений УИС, повышения эффективности обыскной и досмотровой работы представляется целесообразным дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей, определяющей порядок и процедуру проведения обыска и выемки в условиях исправительного учреждения для использования их при доказывании результатов, полученных при проведении рассматриваемых режимных мероприятий [11, с. 189-198].
Необходимо также:
- продолжить системную, комплексную работу по перекрытию каналов поступления в учреждения УИС запрещенных предметов (оборудованию территории техническими и инженерными средствами предупреждения и пресечения перебросов);
- совершенствовать методику проведения обыскных и досмотровых мероприятий с использованием современных технических средств, оперативного и режимного сопровождения;
- предусмотреть проведение научных исследований, подготовку выпускных квалификационных работ по рассматриваемой тематике, внесение необходимых изменений в тематические планы учебных дисциплин «Обеспечение безопасности в УИС», «Организация режима и охраны»;
- широко привлекать на плановой основе к проведению обыскных и досмотровых мероприятий профессорско-преподавательский состав выпускающих кафедр (режима, надзора и оперативно-розыскной деятельности) в составе подразделений территориальных органов УИС, проводящих указанные мероприятия.
Завершая наше исследование, хотелось бы отметить, что сегодня на законодательном уровне не закреплены понятия «обыск» и «досмотр». Ведомственные нормативно-правовые акты лишь содержат общий порядок их проведения.
Проведенное нами исследование еще раз подчеркивает актуальность проведения режимно-обысково-досмотровых мероприятий на территории пенитенциарных учреждений, и от качества их проведения зависит безопасность уголовно-исполнительной системы в целом.
Список литературы
1. Щербаков А.В., Углицких Д.В. Теоретические, организационные и правовые основы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы: учеб. пос. Москва: Юрайт, 2020. 263 с.
2. Галузин А.Ф. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства (основы концепции): монография. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2012. 224 с.
3. Об организации работы по профилактике поступления запрещенных предметов и перекрытию каналов их поступления на территории учреждений УИС: обзор ФСИН России от 07.12.2021 исх-03-84133. Документ опубликован не был.
4. Ведомственная статистическая отчетность по форме СБ-1 «О результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России» - исх-03-17072 от 17.03.2021. Документ опубликован не был.
5. Указание ФСИН России от 25.08.2016 № 03-48713 «О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 1 полугодии 2016 года».
6. Анализ эффективности принимаемых территориальными органами ФСИН России мер по пресечению поступления средств мобильной связи. Исх. -03-23869 от 06.04.2018. Документ опубликован не был.
7. Об организации работы по профилактике поступления запрещенных предметов и перекрытию каналов их поступления на территории учреждений УИС: обзор ФСИН России от 07.12.2021 исх-03-84133. Документ опубликован не был.
8. Pierini Ebe (23 July 2017). «Cyber defence: entro fine anno comincera ad operare il comando opera-zioni cibernetiche». I Mattino di Napoli (in Italian). Retrieved 24 July 2017; «Prende forma il Comando Cibernetico». RID Portale Difesa (in Italian). 20 July 2017. Retrieved 24 July 2017 (дата обращения: 31.01.2022).
9. Официальный сайт европола www.europol.europa.eu [сайт]. URL: http://www.europol.europa.eu/about-europol/european-cybercrime-centre-ec3 (дата обращения: 31.01.2022).
10.Обзор о состоянии преступности в УИС за 2020 год. №- 011-13804 от 04.03.2021.
11. Ковалев О.Г., Щербаков Н.А. Организационно -правовые особенности проведения обыска и выемки в условиях исправительного учреждения // Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 2. С. 189-198. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=45709121 (дата обращения: 12.01.2022).
Ковалев Олег Геннадьевич, д-р юрид. наук, профессор, канд. псих. наук, профессор кафедры, okovalev66@gmail. com, Россия, Псков, Псковски филиал Академии ФСИН России,
Щербаков Андрей Васильевич, канд. юрид. наук, доц., начальник кафедры, Andrey-Sherbakov-1973@yandex.т, Россия, Псков, Псковски филиал Академии ФСИН России
IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE SEARCH AND INSPECTION WORK AS THE MOST IMPORTANT FACTOR ENSURING THE SECURITY OF INSTITUTIONS PENAL ENFORCEMENT SYSTEM
O.G. Kovalev, A.V. Shcherbakov
The article discusses the features of the content and organizational and legal aspects of search and inspection work as a factor in ensuring the security of institutions of the penal system. On the basis of the theoretical and applied research carried out, modern trends and prospects for the development of this type of penitentiary activity are identified and substantiated. The ways of improving searches and inspections in the modern conditions of the reform of the penal system are proposed. The study is based on statistical indicators of the Federal Penitentiary Service of Russia, informational letters, analytical reviews, individual opinions of practitioners of domestic penitentiary institutions and other law enforcement agencies, as well as convicts serving sentences. The issue of conducting search and inspection measures in relation to a special agent serving sentences in places of deprivation of liberty is being considered. Purpose: to study the problems of conducting searches and inspections in relation to a special agent serving criminal sentences, and to propose effective ways of conducting them. The methodological basis of the study is the comparative legal method, the method of interpretation of legal norms, questionnaires, special methods. Results: Based on the analysis, separate methods for conducting searches and inspections in relation to the special agent are proposed. Conclusion: It is necessary to study and use the accumulated experi-
ence of UIS employees when conducting search and inspection activities in relation to a special agent serving criminal sentences.
Key words: security; search measures; penitentiary institutions.
Kovalev Oleg Gennadievich, Doctor of Law Scie., Prof., Candidate of Psychological Sci., Professor of the Department, okovalev66@gmail. com, Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Shcherbakov Andrey Vasilyevich, Cand. of Legal Scie., Ass. Prof., Head of the Department, [email protected], Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia