Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЫСКОВ И ДОСМОТРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ФСИН РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЫСКОВ И ДОСМОТРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1019
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧРЕЖДЕНИЯ УИС / ОБЫСК / ДОСМОТР / ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский С. Н.

Статья посвящена вопросам правового регулирования и особенностям реализации в условиях учреждений уголовно - исполнительной системы таких мероприятий, как обыск, а также досмотр. Автор поднимает вопрос о необходимости разделения этих двух понятий как в Уголовно - исполнительном кодексе, так и ведомственных нормативно - правовых актах. При всей схожести процесса реализации по своей сути это два разных мероприятия, направленные в отношении совершенно разных групп граждан. Проведение обыска и досмотра приводит к различным правовым последствиям. Обыск является элементом обеспечения режима в учреждениях УИС и направлен в отношении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых. В свою очередь, досмотр является инструментом выявления и фиксации правонарушений, указанных в особенной части КоАП, и выступает мерой административного пресечения, направленной на изъятие, то есть устранение из обращения у лиц, не являющихся осужденными, запрещенных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козловский С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON LEGAL REGULATION OF SEARCHES AND INSPECTIONS IN THE INSTITUTIONS OF THE PENITENTIONARY SYSTEM OF FEDERAL PENITENTIONARY SERVICE OF RUSSIA (FSIN)

The article is devoted to the issues of legal regulation and features of implementation of such measures as search and inspection in the conditions of institutions of the criminal Executive system. The author raises the question of the need to separate these two concepts both in the criminal Executive code and in departmental legal acts. Despite the similarity of the implementation process, these are essentially two different measures aimed at completely different groups of citizens. Conducting a search and inspection results in various legal consequences. The search is an element of ensuring the regime in penal institutions, and is aimed at convicts, as well as suspects and accused. In turn, the search is a tool for detecting and fixing offenses specified in the special part of the Administrative Code, and acts as an administrative preventive measure aimed at removing, that is, removing from circulation prohibited items from persons who are not convicted.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЫСКОВ И ДОСМОТРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ФСИН РОССИИ»

142

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2021, № 4, с. 142-145

УДК 343-85

DOI 10.52452/19931778_2021_4_142

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЫСКОВ И ДОСМОТРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ФСИН РОССИИ

© 2021 г. С.Н. Козловский

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк

snik-75@mail. т

Поступила в редакцию 03.02.2021

Статья посвящена вопросам правового регулирования и особенностям реализации в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы таких мероприятий, как обыск, а также досмотр. Автор поднимает вопрос о необходимости разделения этих двух понятий как в Уголовно-исполнительном кодексе, так и ведомственных нормативно-правовых актах. При всей схожести процесса реализации по своей сути это два разных мероприятия, направленные в отношении совершенно разных групп граждан. Проведение обыска и досмотра приводит к различным правовым последствиям. Обыск является элементом обеспечения режима в учреждениях УИС и направлен в отношении осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых. В свою очередь, досмотр является инструментом выявления и фиксации правонарушений, указанных в особенной части КоАП, и выступает мерой административного пресечения, направленной на изъятие, то есть устранение из обращения у лиц, не являющихся осужденными, запрещенных предметов.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, учреждения УИС, обыск, досмотр, осужденные.

В процессе исполнения наказания в виде лишения свободы сотрудникам уголовно-исполнительной системы необходимо выполнять ряд задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Такими задачами являются: обеспечение безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории учреждения; предупреждение и пресечение нарушений и преступлений, совершаемых осужденными в период отбывания наказания; обеспечение самого режима как порядка исполнения и отбывания наказания.

Для решения вышеуказанных задач администрация исправительных учреждений наделяется определенными полномочиями, закрепленными как на федеральном, так и на ведомственном уровне правового регулирования. Одним из таких инструментов для решения поставленных задач является проведение обысков и досмотров на территории учреждений УИС, а также на прилегающей к исправительным учреждениям (далее - ИУ) территории, на которую распространяются режимные требования.

Как и любая другая деятельность, проведение обысков и досмотров должно осуществляться в строгом соответствии с нормативно -правовыми актами, составляющими правовое регулирование данного вопроса. Аспекты правового регулирования проведения обысков и досмотров в учреждениях УИС «условно» можно разделить на два уровня, федеральный (нормативные акты, закрепляющие правовую основу проведения обысков и досмотров, а так-

же наделяющие правом проведения сотрудников УИС) и ведомственный (составляет организационную основу по порядку проведения и документирования данных мероприятий).

Основным документом федерального уровня, указывающим на необходимость проведения обысков и досмотров при исполнении лишения свободы, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Так, в ч. 5 ст. 82 УИК РФ сказано: «Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру». Также в данной статье говорится о возможности проводить сотрудниками администрации учреждений УИС на прилегающей к учреждению территории, на которую распространяются режимные требования, досмотр лиц, их вещей, транспортных средств с целью изъятия запрещенных предметов, предназначенных для передачи осужденным.

Также проведение обысков и досмотров закреплено в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» как право и обязанность. Так, в п. 6 ст. 14 закона говорится о праве производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы [1, с. 92].

Соответственно на ведомственном уровне основным документом является Инструкция Министерства юстиции РФ «Об утверждении порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования». В данном нормативном акте рассматриваются цели проведения обысков и досмотров, их виды, порядок проведения и документирования.

Помимо УИС термин «обыск» широко применяется и в уголовно-процессуальном законодательстве. Под обыском в соответствии с УПК РФ понимается одно из следственных действий, осуществляемых в рамках возбужденного уголовного дела, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а основанием для проведения обыска является наличие достаточных оснований полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела [2, с. 7].

Многие ученые в своих работах определяли понятие обыска и досмотра. Одним из таких ученых стал А.Р. Ратинов. В его понимании обыск - это следственное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений и сооружений, участков местности, отдельных граждан в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемых лиц [3, с. 201]. Однако данное определение не является определяющим для деятельности уголовно-исполнительной системы и применительно к уголовно-процессуальной деятельности.

Для понимания определения обыска и досмотра, которые проводятся в рамках деятельности учреждений ФСИН России, необходимо обратиться к трудам такого ученого, как С.Д. Аверкин, который, проанализировав материалы по данному направлению деятельности, сформулировал понятие обыска, а также понятие досмотра в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы. Он определяет, что обыск - это обнаружение и изъятие запрещенных предметов и документов для предупреждения правонарушений и пресечения преступлений. Также он определяет понятие досмотра как принудительных действий, направленных на обследование вещей осужденных, посылок, передач и бандеролей, лиц, не являющихся осужденными, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории исправительного учреждения или на территории, где установлены режимные требования [4].

Однако наиболее подходящими являются определения, сформулированные Л.А. Шиндей-киной, которая определяет обыск как поисковые действия сотрудников УИС, направленные на обнаружение и изъятие у осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, с целью пресечения и предупреждения правонарушений и преступлений.

Также отдельно она дает определение досмотра как поисковых действий сотрудников УИС, направленных на обследование вещей осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также посылок, передач, транспортных средств, находящихся на территории исправительного учреждения и СИЗО, а также лиц, входящих на режимные территории, их вещей, целью которых является обнаружение и изъятие запрещенных предметов и документов для предупреждения правонарушений и пресечения преступлений [5, с. 23].

Таким образом, в уголовно-исполнительном праве обыск и досмотр - режимные мероприятия, осуществляемые администрацией учреждений УИС для выявления и изъятия запрещенных предметов, профилактики побегов и иных противоправных действий со стороны спецконтингента в целях обеспечения стабильного функционирования учреждения.

В инструкции по порядку проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях УИС обыск и досмотр как режимные мероприятия тесно связаны между собой, это определяется наличием единых целей проведения как обыска, так и досмотра и в некотором роде объединением данных понятий. Следствием этого является то, что при проведении интервьюирования сотрудников исправительных учреждений более 60% опрошенных не смогли четко разграничить обыск и досмотр как самостоятельные, не зависящие друг от друга мероприятия. Это создает определенные трудности при практическом применении данного нормативно-правового акта, так как на самом деле по своей сущности при всей схожести обыск и досмотр являются мероприятиями различной правовой природы. Для конкретного понимания необходимо проанализировать данные правовые явления и выявить сходство и отличия.

- По целям проведения. При анализе целей обысков и досмотров, которые в ведомственных нормативных актах являются едиными, выявляется, что часть указанных целей не присуща досмотру. Например: «обнаружение осужденных, скрывающихся на территории учреждений УИС

144

С.Н. Козловский

и иных объектах их трудоиспользования», «выявление и пресечение случаев использования осужденными не по назначению промышленного оборудования, рабочего инструмента, электроэнергии, сырья, материалов, а также предотвращение самовольного возведения ими различных строений, оборудования шкафов, хранилищ».

- По правовым основам. По своей сути основой правового регулирования досмотра является административное законодательство, в котором досмотр является инструментом выявления и фиксации правонарушений, указанных в особенной части КоАП, а именно ст. 19.12. Так, В.Ю. Помогалова считает, что досмотр является мерой административного пресечения, направленной на изъятие, то есть устранение из обращения у лиц запрещенных предметов [6, с. 7]. Исходя из вышеизложенного уголовно-исполнительное законодательство в ч. 6 ст. 82 закрепляет только право проведения досмотра в учреждении УИС и на прилегающей территории, на которую распространяются режимные требования, за администрацией исправительного учреждения.

- По объекту проведения. Так, объектом обыска в УИС в большинстве случаев будет являться осужденный, а также все, что связано с ним напрямую, это подтверждается и нормативно-правовым регулированием обысков в УИС (Уголовно-исполнительный кодекс, ст. 82; Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание виде лишения свободы» № 5473-1, а также ведомственные нормативно-правовые акты).

Однако если рассмотреть досмотр, то мы увидим, что объектом досмотра в подавляющем большинстве случаев являются иные лица (граждане), которые по тем или иным причинам находятся на территории учреждения УИС.

- По документальному оформлению. Так как объектом досмотра являются граждане, которые по какой-либо причине находятся на территории учреждения УИС, то в соответствии с административным законодательством оформление досмотра производится протоколом, при обязательном участии понятых, что разительно отличается от документирования результатов обыскных мероприятий.

Исходя из приведенных примеров можно сделать вывод о самостоятельности правовой природы досмотров и невозможности её объединения с правовой природой обыска в рамках деятельности УИС как режимного мероприятия.

Досмотр имеет собственные правовые основы, позволяющие решить специфические задачи, поставленные в рамках административного законодательства, а документирование данного процесса имеет свои особенности и не может быть произведено по аналогии с обыском.

В целях более эффективного применения таких инструментов, как обыск и досмотр, предлагаем рассматривать обыск и досмотр как отдельные мероприятия, в ходе которых достигаются специфические для каждого вида цели, закрепленные в особенностях их правового регулирования.

Понятия обыска и досмотра внести в ст. 82 УИК. В свою очередь, порядок проведения досмотров урегулировать отдельным ведомственным нормативным актом с определением специфических целей, присущих такому понятию, как досмотр, раскрытием видов досмотров, а также особенностей их проведения и документирования в условиях учреждений УИС.

Список литературы

1. Калюба А.Ю. Проблемы поиска и изъятия средств подвижной сотовой связи в исправительных учреждениях // Сборник научных трудов студентов и курсантов Самарского юридического института ФСИН России за 2015-2017 гг. / Отв. ред. Е.А. Тимофеева. Самара, 2017.

2. Тактика и методика проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях и следственных изоляторах: Уч. пособие / Под ред. С.Ю. Смирнова. Новокузнецк, 2014.

3. Ратинов А.Р. Обыск и выемка / Прокуратура Союза ССР. Всесоюзн. науч. -исслед. ин-т криминалистики. М.: Госюриздат, 1961. 218 с.

4. Аверкин С.Д. Использование результатов режимных мероприятий (досмотра и обыска), проводимых в исправительных учреждениях, в расследовании преступлений: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Люберцы, 2009.

5. Шиндейкина Л.А. Теоретические аспекты проведения обыскных мероприятий в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы // Пенитенциарная система: прошлое, настоящее и будущее. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 4 апр. 2014 г. / Сост. И.С. Шилова. Пермь, 2014. С. 23-26.

6. Помогалова В.Ю. К вопросу об эффективности использования пенитенциарных средств безопасности // Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2014.

TO THE QUESTION ON LEGAL REGULATION OF SEARCHES AND INSPECTIONS IN THE INSTITUTIONS OF THE PENITENTIONARY SYSTEM OF FEDERAL PENITENTIONARY SERVICE OF RUSSIA (FSIN)

S.N. Kozlovsky

The article is devoted to the issues of legal regulation and features of implementation of such measures as search and inspection in the conditions of institutions of the criminal Executive system. The author raises the question of the need to separate these two concepts both in the criminal Executive code and in departmental legal acts. Despite the similarity of the implementation process, these are essentially two different measures aimed at completely different groups of citizens. Conducting a search and inspection results in various legal consequences. The search is an element of ensuring the regime in penal institutions, and is aimed at convicts, as well as suspects and accused. In turn, the search is a tool for detecting and fixing offenses specified in the special part of the Administrative Code, and acts as an administrative preventive measure aimed at removing, that is, removing from circulation prohibited items from persons who are not convicted.

Keyword: penitentiary system (UIS), penitentiary institutions of UIS, the search, the inspection, prisoners.

References

1. Kalyuba A.Yu. Problems of search and withdrawal of mobile cellular communication facilities in correctional institutions // Collection of scientific papers of students and cadets of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia for 2015-2017 / Ed. by E.A. Timofeeva. Samara, 2017.

2. Tactics and methods of conducting searches and inspections in correctional institutions and pre-trial detention centers: Textbook / Ed. S.Y. Smirnova. Novokuznetsk, 2014.

3. Ratinov A.R. Search and seizure / Prosecutor's Office of the USSR. All-Union scientific-research Institute of Criminalistics. M: Gosyurizdat, 1961. 218 p.

4. Averkin S.D. The use of the results of routine measures (inspection and search) carried out in correctional institutions in the investigation of crimes: Abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Lyubertsy, 2009.

5. Shindeikina L.A. Theoretical aspects of conducting search operations in institutions executing sentences in the form of imprisonment // Penitentiary system: past, present and future. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 4, 2014 / Comp. I.S. Shilova. Perm, 2014. P. 23-26.

6. Pomogalova V.Yu. On the question of the effectiveness of the use of penitentiary security means // Almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Samara, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.