УДК 340
ОСМОТР, ДОСМОТР И ОБЫСК КАК МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© 2016 В. А. Шиханов
Аннотация. Автор анализирует, как меры безопасности - осмотр, досмотр и обыск -влияют на уровень безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: осмотр, досмотр и обыск, меры безопасности, уголовно-исполнительная система,
SURVEY, EXAMINATION AND SEARCH AS SECURITY MEASURES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM
©2016 V. Shihanov
Summary. The author considers questions of survey, examination and search as security measures in institutions of pénal system.
Keywords: survey, examination and search, security measures, the pénal system.
На сегодняшний день преступность в России предпринимает все более активные попытки помешать развитию здорового общества. Она стала значительнее влиять на мо-рально-психологическую атмосферу в обществе. Криминальные сообщества активно используют возможность внедрения новейших технологий и техники, что порождает новые виды и составы преступлений. Данный факт отрицательно влияет на экономику, политику и непосредственно правопорядок.
В свою очередь государственные органы слабо обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, их чести, достоинства и собственности, что ведет к появлению правового нигилизма среди населения страны, неверие в законные решения вопросов.
На фоне непростой ситуации в обществе в учреждениях УИС нарастает очевидная угроза сплочения криминализированных личностей, которые продолжают совершать преступные деяния в изоляции, стремятся поддерживать преступные связи вне режимной территории исправительных учреждений. Такие опасности заставляют государство и УИС искать соответствующий ответ, дабы обезопасить личность, общественные отношения и процессы в УИС .
На сегодняшний день по причине большой концентрации в местах лишения свободы лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, отмечается динамика роста допущенных преступлений, в связи с чем в учреждениях обострилась обстановка. Так, за 2015 г. зарегистрировано 837 преступлений (А1111Г - 754). Уровень преступности в расчете на 1 тыс. осужденных возрос на 16,9 % и составил 1,59 (АППГ - 1,36). За 2015 г. было допущено 86 особо учитываемых преступлений, в 2014 г. - 67 случаев, в том числе 2 захвата заложников, 18 убийств (рост на 28,6 %), 49 случаев умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (АППГ - 42), из них 21 - повлекшее смерть потерпевших (АППГ 17)2. Этот факт руководитель Управления режима и надзора ФСИН России гене-
1 Усеев Р. 3. Феномен опасности и безопасности в деятельности исправительных учреждений // Вестник Владимирского юридического института. -2014. -№ 4(33). - С. 70-71.
2 Информационное письмо ФСИН России от 20 февраля 2016 г. № 03-9008 «О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2015 г.». - М.: ФСИН России, 2015. - С. 1.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
рал-майор внутренней службы В. В. Федоров связывает с нерешенностью вопросов надежной изоляции в отношении осужденных отрицательной направленности во многих территориальных органах ФСИН России
Важнейшими целями уголовно-исполнительного законодательства РФ и работе органов и учреждений УИС является исправление осужденных и предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами. Выполнение этих целей достигается за счет реализации комплекса оперативно-режимных, профилактических, воспитательных, технических и других мероприятий.
Очевидным является и тот факт, что качественная изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, возможна только при своевременном пресечении каналов проникновения предметов и вещей, которые могут провоцировать совершение новых преступлений, выступать в качестве орудий их совершения и в целом создавать угрозу безопасности личности. Как мы уже отмечали, учитывая стремительный прорыв науки в развитии телекоммуникационных технологий, а именно беспроводной связи и технических устройств, управляемых удаленно, не стоит исключать их применение в криминальных целях на территории исправительных учреждений. Здесь очевидно их использование в обороте наркотических и психотропных средств, средств сотовой связи и других преступлениях и правонарушениях, совершаемых на территориях учреждений.
Принимая во внимание вышесказанное, недопущение незаконного оборота запрещенных предметов и веществ для использования осужденными лицами в учреждениях УИС всегда, а особенно сейчас является важной задачей в служебной деятельности каждого сотрудника, требующего от него высокого уровня профессионализма. Несмотря на ухищрения осужденных к лишению свободы каждый сотрудник должен осознавать тот факт, что его личное недолжное отношение к мероприятиям осмотров, обысков и досмотров может привести к негативным последствиям, угрожающим жизни и здоровью как его самого, так и окружающих людей. Халатное поведение сотрудников при проведении режимных мероприятий может привести к серьезным осложнениям оперативной обстановки в учреждении.
Сами по себе мероприятия по поиску и изъятию запрещенных предметов в деятельности органов и учреждений УИС выступают мерами принуждения, которые в общей системе мер государственного принуждения выделяются в отраслевую группу. В этой группе существуют и другие меры, такие как проверка документов, задержание, доставление, личный обыск, обыск мест пребывания, личный досмотр, досмотр вещей при лице, досмотр транспортных средств и грузов4. Перечисленные меры никоим образом не дублируют другие меры государственного принуждения, например, наказание в виде лишения свободы, назначаемое по приговору суда (ст. 43 УК РФ).
Перечисленные ранее меры принуждения лишь обеспечивают процесс исполнения наказания в ИУ и содержания под стражей в СИЗО. Данная группа мер ориентирована на обслуживание исполнения наказания в виде лишения свободы и содержания под стражей, где сам процесс законодатель в ст. 82 УИК РФ определил как порядок исполнения и отбывания лишения свободы, то сеть режим в исправительных учреждениях.
Рассматриваемая группа мер отлична от других, применяемых в правоохранительной деятельности государственных органов, по ряду причин. Во-первых, отличительной чертой данной группы выступает сфера их применения - это режим исполнения наказания, регламентированный уголовно-исполнительным законодательством. Во-вторых, дан-
3 Федоров В. В. Проблемы содержания осужденных отрицательной направленности в исправительных учреждениях // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / под ред. А. А. Вотинова. - Самара, 2015. - С. 210-213.
4 Усеев Р. 3. Обеспечение безопасности исправительных учреждений: учебное пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - С. 84-86.
ные меры применяются к субъектам правоотношений, связанным с вышеуказанным процессом, К основным, постоянно взаимодействующим субъектам уголовно-исполнитель-ных правоотношений принято относить две категории лиц. Первая - это лица, осужденные и отбывающие наказание в местах лишения свободы. Ко второй категории относятся юридические лица, органы, учреждения, службы и отдельные должностные лица, которые осуществляют исполнение наказания (например, обеспечение режима отбывания наказания). Кроме вышеперечисленных субъектов в процесс могут быть вовлечены и другие участники правоотношений, такие как органы и учреждения, не определенные для осуществления уголовно-исполнительных функций, имеющие другое предназначение, другой род деятельности. Например, органы ФСБ, МВД - в вопросах безопасности и правопорядка, органы прокуратуры, органы юстиции, органы социальной зашиты, общественные комиссии - по вопросам контроля деятельности УИС, коммерческие организации - по вопросам использования труда осужденных и т. д. Также субъектами уголовно-исполнитель-ных правоотношений непостоянного характера могут оказаться простые граждане, поддерживающие связи со своими осужденными родственниками. Как мы уже отметили ранее, по причине развития сферы телекоммуникаций в процессе нелегального использования средств сотовой связи осужденными в системе правоотношений возникает еще один субъект - оператор сотовой связи (юридическое лицо, осуществляющее услуги связи). Данный субъект отличается от других тем, что в правоотношениях между другими субъектами его функционал - это обеспечение клиента услугами связи. А оператор сотовой связи думает о качестве оказываемых услуг, а не безопасности учреждений УИС.
Данные меры направлены на обеспечение безопасности объектов УИС, законности и правопорядка как на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС, так и на прилегающих к ним территориях, на которых определены режимные требования.
Должно отметить, что на сегодняшний день как в уголовно-исполнительном законодательстве, так и в других нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения других отраслей права, отсутствуют определение и объяснение мер безопасности. Так, в п, 1 ст. 86 УИК РФ мерами безопасности названы меры, применяемые как на территории учреждений УИС, так и за их пределами (при побеге или задержании бежавших) в отношении осужденных лиц. Данные меры используются с целью прекращения действий осужденных лиц, направленных:
на оказание сопротивления персоналу исправительных учреждений; отказ подчинятся законным требованиям персонала, выраженный в злостном неповиновении режиму отбывания;
проявление агрессии, буйства; осущсствлснис массовых беспорядков; противоправные действия, при захвате ими заложников;
агрессивные действия при нападении на граждан или совершении иных общественно опасных действий;
незаконное оставление места отбывания наказания, побега из мест лишения свободы, а также на противоправные действия во время него; причинение вреда окружающим или самим себе.
Реализация мер с применением физической силы, специальных средств и оружия осуществляется не всеми лицами из числа работников учреждений уголов-но-исполнительной системы, данное право в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 21,07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено только за сотрудниками, которые обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением данных мер безопасности. Необходимо отметить, что сотрудники следственных изоляторов УИС применяют меры без-
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
опасности в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Для дальнейшего исследования законного закрепления мер безопасности обратимся к Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 14.10.2014) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в котором в п. 2 ст. 30 под мерами обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи при недобровольной госпитализации прописываются меры физического стеснения и изоляции. Данные меры применяются только в случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица. Эти меры направлены на пресечение непосредственной опасности как для больного, так и других лиц, а мероприятия осуществляются только при постоянном контроле медицинских работников. На сотрудников полиции возлагается обязанность по обеспечению безопасности условий для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. При необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники полиции действуют в установленном законом порядке (п. 35 ст. 12 ФЗ «О полиции»).
Далее рассмотрим ст. 27.7 КоАП РФ о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, где указано, что данное мероприятие осуществляется для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, то есть можно предположить, что сам досмотр применяется как мера безопасности, как мера недопущения правонарушения, а может, и преступления. Например, во время проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии с п. «б» ст. 1 сотрудники полиции осуществляли доступ физических лиц и транспортных средств в контролируемые зоны только после проведения досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также транспортных средств и провозимых на них вещей. Досмотр осуществлялся в том числе с применением технических средств, данные меры были определены как усиленные меры безопасности". Не стоит забывать и про обязательный предполетный досмотр, который производится на основании п. 1 ст. 85 Воздушного кодекса РФ.
Так или иначе законодатель не дает законной трактовки мер безопасности, закрепляя за мерами функцию защиты, охраны, пресечения и предотвращения угроз опасности или наступления вредоносных событий. Давая тему для дискуссий, законодатель разделил понимание мер безопасности как в широком, так и в узком смысле слова,
В нашем случае личный досмотр граждан, их вещей, досмотр транспортных средств четко характеризует себя в качестве меры личной безопасности как в отношении того, кто досматривает, так и лица, подвергаемого досмотру. Особенно остро этот вопрос стоит в местах изоляции, где очевидна большая вероятность нахождения запрещенных предметов. Сам же существование запрещенных предметов в местах изоляции обусловлено рядом причин, одна из которых - скрасить свое пребывание здесь предметами и вещами, к которым до изоляции был свободный доступ, например, алкоголь и наркотики. Другая причина - обезопасить себя и быть готовым к нападению других осужденных, например, ножи, заточки, кастеты и т, д. Третьей причиной наличия запрещенных предметов можно назвать желание осужденных и заключенных под стражу лиц организовывать нелегальный бизнес, который принесет прибыль его хозяину, например, занятие телефонными мошенничествами. По этой причине осмотры, обыски и досмотры, проводимые со-
5 Указ Президента РФ от 19.08.2013 № 686 (ред. от 04.01.2014) «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. - Сочи» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №34. - Ст. 4430.
трудниками учреждений УИС, направленные на укрепление режима и безопасности процессов в учреждении, крайне необходимы.
Библиографический список
Указ Президента РФ от 19.08.2013 № 686 (ред. от 04.01.2014) «Об особенностях применения усиленных мер безопасности б период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр 2014 г. в г, Сочи» // Собрание законодательства РФ. - 2013, - №34, - Ст. 4430.
Усеев, Р. 3. Обеспечение безопасности исправительных учреждений: учебное пособие / Р, 3. Усеев, - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. - 135 с.
Усеев, Р. 3. Феномен опасности и безопасности в деятельности исправительных учреждений / Р. 3. Усеев // Вестник Владимирского юридического института. - 2014, - № 4(33). - С. 65-72.
Федоров, В. В. Проблемы содержания осужденных отрицательной направленности в исправительных учреждениях / В. В. Федоров // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / под ред. А, А, Вотинова, - Самара, 2015. - С, 210-213.
Информационное письмо ФСИН России от 20 февраля 2016 г, №03-9008 «О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в 2015 г,», - М.: ФСИН России, 2015.-27 с.