Сведения об авторе
Тепляшин Павел Владимирович: Сибирский юридический институт ФСКН России (г. Красноярск), начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: pavlu [email protected]
Information about author
Teplyashin Pavel Vladimirovich: Siberian Law Institute of the FDCS of Russia, Head of Organizational-Scientific and Editorial-Publishing Department, Candidate of Law Sciences, Ass. Professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.81
Р. З. Усеев
ИМПЕРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВЫРАЖЕНИЯ
В работе автор рассматривает проблемы сущности и содержания вопросов обеспечения безопасности в исправительных учреждениях. Цель — исследовать природу императивных средств обеспечения безопасности в исправительных учреждениях, механизма их реализации и проблем правового выражения.
Методологическую основу изучения вопросов об императивных средствах обеспечения безопасности в исправительных учреждениях составили общенаучные методы познания (диалектический, системный, логический), частнонаучные методы (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции и аналогии.
Результаты работы могут быть применены в исследовании и изучении вопросов обеспечения безопасности в исправительных учреждениях, нормотворческой работе (законы и подзаконные акты) и практике.
Автор подвергает анализу восемь основных императивных средств обеспечения безопасности исправительных учреждений. Среди них: режим; специально-профилактические средства предупреждения противоправных действий / бездействий осужденных и иных лиц; охрана исправительных учреждений; надзор за осужденными; фортификация исправительных учреждений; применение физической силы, специальных средств, оружия; раздельное содержание разных категорий осужденных; оперативно-розыскная деятельность.
Ключевые слова: исправительные учреждения; обеспечение безопасности; средства обеспечения безопасности; режим; охрана; надзор; фортификация.
© Усеев Р. З, 2016.
R. Z. Useev
IMPERATIVE UTILITIES SAFETY IN PENAL INSTITUTIONS : ESSENCE, MECHANISM OF REALIZATION, PROBLEM OF LEGAL EXPRESSION
In work the author considers problems of essence and the maintenance of questions of safety in penal institutions. There was a definite purpose: to investigate the nature of imperative means of ensuring of safety in penal institutions, the mechanism of their realization and problems of legal expression.
The methodological basis of studying of questions of imperative means of ensuring of safety in penal institutions was made: general scientific methods of knowledge (dialectic, system, logical), the private scientific methods: concrete historical, comparative and legal, sociological, method of the analysis, synthesis, induction, deduction and analogy.
Results of work can be applied in research and studying of questions of safety in penal institutions, rule-making work (laws and bylaws) and practice.
The author subjects to the analysis eight main imperative means of ensuring of safety of penal institutions. Among them: mode; special prophylactics of the prevention of illegal actions convicts and other persons; protection of penal institutions; supervision of convicts; fortification of penal institutions; use of physical force, special means, weapon; separate content of different categories of convicts; operational search activity.
Keywords: penal institutions; safety; means of ensuring of safety; mode; protection; supervision; fortification.
Общественно-политические, социально-экономические и культурные преобразования в стране, происходящие не первое десятилетие, во многом затронули многие государственные и общественные институты. Не исключением в этом плане стала уголовно-исполнительная система России (далее — УИС) и в частности — исправительные учреждения (далее — ИУ).
Сегодня реформированию подвержены самые разные направления деятельности ИУ. Пожалуй, центральным направлением в реформировании будут являться вопросы обеспечения безопасности мест лишения свободы.
С учетом широкого понимания вопросов обеспечения безопасности ИУ необходимо придавать исследуемой теме некую конкретику. В. А. Уткин и М. В. Киселев справедливо отмечают, что описываемые авторами-
исследователями проблемы в деятельности УИС нередко оказываются либо надуманными, либо отстоящими далеко от действительных сложностей
уголовно-исполнительного правоприменения [12, с. 79].
В русском языке слово «обеспечить» имеет несколько значений, одно из которых означает сделать что-то вполне возможным, действительным, реально выполнимым [5, с. 427]. В настоящий момент понятие обеспечения безопасности не закреплено в законодательстве. Вместе с тем фундаментальные законы и решения Президента РФ в сфере безопасности личности, общества и государства оперируют понятием «обеспечение безопасности» [4].
В литературе понятие обеспечения безопасности ИУ в целом определено. А. Г. Перегудов под обеспечением безопасности в ИУ понимает осуществление организационно-управленческой и оперативно-тактической деятельности по реализации установленного нормами права порядка в ИУ, а также требований и мероприятий, направленных на предупреждение возможной и устранение явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни и здоровью сотрудников
ИУ, осужденных, иных граждан, причастных к деятельности ИУ, в целом, и его подразделений, в частности [3, с. 28].
М. А. Громов обеспечение безопасности в ИУ определяет как осуществление комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, материально-
технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение опасных посягательств на персонал УИС или учреждение в целом [1, с. 10].
Мы придерживаемся позиций, указанных авторами относительно определений обеспечения безопасности в ИУ. Среди видов опасности можно отметить, в первую очередь, криминальные опасности, т. е. опасности, исходящие от осужденного как элемента преступной среды. Далее — опасности, исходящие от персонала ИУ (коррупционные правонарушения и преступления, превышения и злоупотребления должностными полномочиями, халатность, служебный подлог и т. д.), опасности производственного характера, санитарно-гигиенические, коммунально-бытовые, экологические, природные и иные виды опасности.
Широкий круг опасностей в ИУ определяет механизм противодействия им. Такой механизм вырабатывался государством и обществом на протяжении всего функционирования пенитенциарной системы и его целью была прежде всего всесторонняя защищенность личности в ИУ. Очевидно, что механизм противодействия опасностям выражен в средствах обеспечения безопасности.
В настоящий момент в законодательстве РФ понятие средств обеспечения безопасности в ИУ не находит закрепления.
Средство есть прием, способ действия для достижения чего-нибудь [5, с. 760].
Достаточно емко в исследуемом вопросе определяет средство
А. Г. Перегудов. Он рассматривает понятие «средство» как совокупность последовательных действий (мероприятий), а также влияний, методов, предназначенных для получения определенных результатов при реализации поставленных целей [3, с. 37].
На наш взгляд, средства обеспечения безопасности в ИУ должно сопровождаться не только какими-либо мероприятиями, но и определенным инструментарием. Так, одним из средств обеспечения безопасности в ИУ является обыск осужденного. Однако обыск (поиск и изъятие) как система мероприятий сопровождается применением определенного инструментария, т. е. в данном случае — орудий, которые сотрудник учреждения использует в ходе обыска: это перчатки, маски, металло-обнаружители, детекторы нелинейных переходов и т. д.
Таким образом, с учетом анализа понятия «обеспечение безопасности в ИУ», представленных в специальных исследованиях, можно в самом общем виде дать следующее определение средств обеспечения безопасности в ИУ.
Средство обеспечения безопасности ИУ — это совокупность мер (мероприятий) обеспечения безопасности и инструментов обеспечения безопасности, направленных на защищенность человека в условиях деятельности ИУ от всевозможных опасностей и самих ИУ, а также минимизации опасностей, исходящих от человека в ИУ и самих ИУ [6, с. 65].
Воплощение в жизнь средств обеспечения безопасности в ИУ может реа-лизовываться только на основе общественных отношений с учетом определенного метода правового регулирования.
В литературе уже давно сложилось понимание того, что одним из основных методов правового регулирования общественных отношений по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказаний, в том числе лишения свободы,
является императивный метод. К слову, вопросы методов правового регулирования уголовно-исполнительного (ранее — исправительно-трудового) права остаются недостаточно разработанными [11, с. 15, 16]. В процессе же применения средств обеспечения безопасности в ИУ возможно применение иных методов правового регулирования [7, с. 22].
Практическое применение императивного метода правового регулирования общественных отношений при обеспечении безопасности в ИУ находит отражение в обязанностях мест лишения свободы. Сегодня ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1) закрепляет обязанность учреждений создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Очевидно, что императивный метод правового регулирования общественных отношений при обеспечении безопасности в ИУ имеет в своей основе обособленную систему средств. Эта система основана на отношениях «власти — подчинения», неравенства субъектов отношений. Методами практической реализации такой системы являются предупреждение, обращение, требование, изъятие, задержание, усмирение, сопровождение и т. д. Думаем, что рассматриваемую систему следует именовать императивной и включить в ее состав следующие средства:
- режим как установленный порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы;
- специально-профилактические средства предупреждения противоправных действий/бездействий осужденных;
- охрану ИУ;
- надзор за осужденными;
- фортификацию ИУ;
- применение физической силы, специальных средств и оружия;
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- оперативно-розыскную деятельность.
1. Режим как установленный порядок исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы.
По нашему мнению, содержание ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) является достаточно длинным и неинформативным. И исследователям, и практическим работникам, и, в конце концов, законодателю над понятием режима следует еще поработать. Думаем, что здесь следовало бы учитывать, что режим есть обособленная среда, по правилам которой исполняется и отбывается лишение свободы. В то же время это среда, в которой функционирует ИУ. Такая среда обладает обособленными правилами и укладом. Она распространяется на всех лиц, постоянно и временно находящихся в ИУ. Соблюдение этими лицами установленных правил обеспечивает безопасность объекта ИУ.
Очевидно, что перечисленные аспекты могли бы найти отражение в той или иной части действующей ст. 82 УИК РФ.
2. Специально-профилактические средства предупреждения противоправных действий/бездействий осужденных и иных лиц (далее — специально-профилактические средства).
Полагаем, что эти средства следует отграничивать от первого средства — режима. Если режим есть специфическая среда в ИУ со своим укладом и правилами, то специально-
профилактические средства служат способом предупреждения противоправных действий/бездействий осужденных и иных лиц. Думаем, что специально-профилактических средств в условиях деятельности ИУ много, они разнообразны и все, так или иначе, направлены на предупреждение противоправных
действий / бездействий осужденных и иных лиц.
Считаем, что специально-профилактическими средствами являются: обыск и досмотр в ИУ, изъятие запрещенных вещей и предметов, проверки наличия осужденных, их постановка на профилактический учет, клеймение колюще-режущего инструмента, патрулирование местности, прилегающей к ИУ, пропускной режим и др.
К сожалению, на уровне закона специально-профилактические средства в настоящий момент недостаточно находят закрепление. Так, в ст. 82 УИК РФ дана сущностная характеристика отношений относительно обыска, досмотра и изъятия в ИУ. Она явно недостаточна. Остальные специально-профилактические средства не только не закреплены законом, но и раскрываются исключительно в подзаконных нормативно-правовых актах ограниченного распространения. Полагаем, что закон все же должен закреплять основную суть специально-профилактических средств.
3. Охрана ИУ.
Охрана как императивное средство безопасности ИУ получает выражение через вооруженную изоляцию осужденных. Охрана принуждает осужденных к пребыванию в месте отбывания наказания, не допускает вынос (вывоз) материальных ценностей, проникновения на объект ИУ посторонних лиц, запрещенных к обороту вещей и предметов на указанных объектах. Охрана осужденных является последним рубежом, обеспечивающим общественную безопасность и правопорядок в месте дислокации учреждений и не позволяет осужденным осуществлять свободное передвижение за пределами ИУ. Однако сам термин «охрана ИУ» подразумевает не только вооруженное принуждение осужденных оставаться в пределах охраняемой территории, но и обеспечение обороны от угроз, исходящих извне учреждения.
Являясь по природе (с 1811 по 1996 гг.) войсковой функцией, это средство безопасности ИУ ни в научной литературе, ни в законодательстве не получило широкого распространения [13, с. 4]. Лишь ч. 1 ст. 82 УИК РФ объявляет, что охрана обеспечена режимом. Представляется, что это средство безопасности в ИУ также должно найти отражение в законе, возможно, в самостоятельной статье УИК РФ.
4. Надзор за осужденными.
Если охрана принуждает осужденных к пребыванию в месте отбывания наказания, то надзор принуждает их соблюдать установленный порядок отбывания наказания в ИУ.
По определению как надзор, так и охрана осуществляется одним способом — это способ наблюдения и контроля. Однако сегодня сущность таких способов не находит отражение в законе. Вместе с тем, согласно Инструкции о надзоре в ИК надзор в ИУ должен осуществлять каждый работник ИУ (аттестованный сотрудник или вольнонаемный работник). Но ни УИК РФ, ни Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 не отражают этот аспект. Ч. 1 ст. 82 УИК РФ, подобно охране, устанавливает, что надзор обеспечен режимом. Думаем, что в перспективе сущность надзора за осужденными также должна найти отражение в самостоятельной статье УИК РФ.
5. Фортификация ИУ.
Представленное средство обеспечения безопасности в ИУ, за некоторым исключением, в настоящий момент наукой не изучено [10]. Фактически аналогичная ситуация сложилась в законодательстве. Традиционно в практической деятельности под фортификацией понимается применение в ИУ инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН). Мы же полагаем, что это не совсем так.
Дело в том, что по своей архитектурной природе каждое ИУ является сооружением, обеспечивающим не только невозможность вторжения либо
проникновения извне, но и внутренне устройство учреждения должно позволять не допустить вольного и неконтролируемого перемещения осужденных по жилой либо производственной зоне ИУ. В этих целях внутренняя территория ИУ (жилая и производственная зоны) поделена на изолированные участки, т. е. физические преграды (барьеры). Однако такие физические преграды (барьеры) представлены не только изолированными участками, но и собственно самими местами размещения и пребывания осужденных. В этом случае речь идет о помещениях общежитий, камерах, цехах и т. д., если конкретнее — стенах, потолках, полах указанных мест размещения и пребывания осужденных. В этом случае уместно говорить о зарубежном опыте относительно обеспечения безопасности осужденных в камерах. Справедливо утверждение специалистов в сфере безопасности североамериканских тюрем, что именно камера выступает первым периметром защиты в учреждении.
Поэтому, как нам представляется, фортификация ИУ — это система физических преград (барьеров) ИУ, как правило, оборудованных техническими средствами надзора и охраны, обеспечивающих либо оказывающих помощь персоналу в удержании осужденных в конкретном месте их размещения, пребывания или содержания.
Мы уже отмечали, что практическая деятельность ИУ в качестве фортификации воспринимает только ИТСОН (например, ограждения изолированных участков, заграждения охраняемого периметра, наблюдательные вышки и т. д.). Но, исходя из наших предложений, элементом фортификации ИУ также должны выступать собственно сами места размещения, пребывания и содержания осужденных (общежития, камеры, производственные цеха и т. д.).
Полагаем, что вопросы фортификации ИУ в перспективе должны гармонично дополнить действующие положения ст. 83 УИК РФ.
6. Применение физической силы, специальных средств и оружия.
Рассматриваемое средство обеспечения безопасности ИУ является, пожалуй, не столько императивным, сколько силовым. Физическая сила, специальные средства и оружие применяются в ИУ в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья личности в учреждении, сохранения инфраструктуры ИУ, оружия и специальных средств.
Вместе с тем, как показывает практика, правовые основы применения физической силы, специальных средств и оружия в ИУ несовершенны. Об этом заявили 65 % опрошенных нами сотрудников ИУ (опрос проходил во время проведения III этапа смотра-конкурса профессионального мастерства на лучшего сотрудника дежурной смены отделов безопасности ИУ УИС (8-10 октября 2014 г.), который был организован на базе Самарского юридического института ФСИН России. В опросе участвовало 72 сотрудника младшего, среднего и старшего начальствующих составов отделов безопасности ИУ ФСИН России). И это вполне очевидно: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1, регламентирующий применение физической силы, специальных средств и оружия в ИУ, был принят в 1993 г., с тех пор в части применения рассматриваемых вопросов он менялся только 4 раза (в 1996, 1998, 2007, 2009 гг.). Однако эти изменения в основном были техническими и минимальными.
На этот счет есть определенные соображения как у государства в лице отдельных депутатов Государственной Думы РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Минюста России и ФСИН России, так и общественности, в том числе соображения, носящие критический характер [8]. В настоящий момент законопроект на основе консенсуса принят в первом чтении и уже готовятся дополнения ко второму чтению. Они предварительно согласованы с правозащитниками [2]. Очевидно, что новые правила применения физической
силы, специальных средств и оружия в ИУ будут приняты Государственной думой в весеннюю сессию 2016 г.
7. Раздельное содержание разных категорий осужденных.
Императивное содержание указанного средства обеспечения безопасности в ИУ проявляется в принудительном разделении различных категорий осужденных в зависимости от их социально-криминологической характеристики (ст. 80 УИК РФ). По сути, раздельное содержание осужденных определяется необходимостью их личной безопасности. С этой целью в соответствии с УИК РФ ФСИН России осуществляет дифференцированное содержание осужденных в тех или иных ИУ. Однако смысл ст. 80 УИК РФ определяет содержание осужденных в разных видах ИУ, в то время как закон прямо не закрепляет раздельного содержания осужденных в ИУ в зависимости от условий отбывания наказания или в зависимости от того, содержится осужденный в камерных условиях (ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ) или нет. В этом случае есть лишь косвенные указания (ст. 118, 121, 123, 125 УИК РФ).
Вместе с тем, практика показывает, что раздельное содержание (проживание) осужденных имеет место. Например, в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Самарской области осужденные женщины обычных условий отбывания наказания проживают отдельно от осужденных, отбывающих наказание на облегченных условиях. В целом же в подавляющем большинстве ИУ осужденные указанных категорий содержатся вместе.
Думаем, что ст. 80 УИК РФ в перспективе могла бы отражать вопросы раздельного содержания (проживания) осужденных на территории одного ИУ с учетом условий отбывания наказания, в том числе в камерах (ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ).
8. Оперативно-розыскная деятельность.
Данный вид деятельности, безусловно, будет являться императив-
ным средством обеспечения безопасности ИУ (ст. 84 УИК РФ). Это средство получает свое начало в разведывательных оперативно-розыскных мероприятиях, осуществляемых как гласно, так и негласно. В этом случае объектами безопасности в ИУ выступают человек и его жизненно важные интересы, собственность, интересы общества и государства.
Особенность указанных восьми императивных средств обеспечения безопасности в ИУ, на наш взгляд, заключается в том, что их реализация на практике в своем большинстве является прерогативой так называемого императивно-силового блока — служб ИУ, к которым относятся: отдел безопасности (режима) с группами надзора, отдел охраны, оперативный отдел, отдел (группа) инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения.
Представленные выше императивные средства обеспечения безопасности ИУ, по нашему мнению, оптимально обеспечивают безопасность ИУ. Вместе с тем, каждое средство возможно конкретизировать более мелкими подсредствами.
В целом же вопросы обеспечения безопасности в ИУ по-прежнему остаются актуальными и значимыми. По своему содержанию они разноплановы и мультиуровневы. Учитывая, что автор, рассматривая императивные средства обеспечения безопасности ИУ, подверг анализу в основном гл. 12 УИК РФ, следовало бы в перспективе как научным кругам, так и законодателю пристальнее обратить внимание именно на содержание положений этой главы. Вполне очевидно необходимы новые законодательные решения, о которых мы упоминали выше. Но и подзаконную нормативно-правовую основу также необходимо в перспективе приводить в соответствие с решениями законодателя.
С учетом того, что началась разработка научно-теоретической модели нового УИК РФ [6], представляется, что в
перспективе (пусть и долгосрочной) все указанные вопросы можно будет реализовать и претворить в жизнь как на
уровне законодательства, так и в практике.
Литература
1. Громов М. А. Организация безопасности в исправительных учреждениях : учебное пособие. — Рязань: Академия ФСИН России, 2005. — 240 с.
2. Замахина Т. Депутаты регламентировали применение силы к заключенным // Российская газета. — 2015. — 21 октября.
3. Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. А. Г. Перегудова. — Уфа: УВШ МВД России, 1996.
— 672 с.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 1.
— Ч. II. — Ст. 212.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп-е. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
6. Пресс-конференция «Уголовно-исполнительный кодекс РФ: возможны ли изменения?» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. События. Новости Уполномоченного [Официальный сайт]. URL: http://ombudsmanrf.org/news/v_rossii/view/ presskon-ferencija_acirclaquougolovnoispolnitelnyj_kodeks_rf:_vozmozhny_li_ izmeneni-jaacircraquo1.
7. Селиверстов В. И. Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2005. — 574 с.
8. Уполномоченный предупреждает о массовом нарушении прав при принятии законопроекта о правовом регулировании применения физической силы сотрудниками УИС // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. События. Новости Уполномоченного. URL: //http://ombudsmanrf.org/news/novosti_ upolnomochennogo/view/upolnomochennyj_ preduprezhdaet_o_massovom_namshenii_prav_grazhdan_pri_prinjatii_zakonoproekta _o_pravovom_regulirovanii_primenenija_fizicheskoj_sily_i_specialnykh_sredstv_sotr udnikami_uis.
9. Усеев Р. З. Обеспечение безопасности исправительных учреждений : учебное пособие. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. — 135 с.
10. Усеев Р. З. Понятие, формы и рубежи пенитенциарной фортификации // Уголовно-исполнительное право. — 2014. — № 1. — С. 38-41.
11. Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. — Томск, 1995. — 94 с.
12. Уткин В. А., Киселев М. В. Уголовно-исполнительное правовое регулирование: закон и практика // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступлений участников (Рязань, 5-6 декабря 2013 г.). — Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — С. 79.
13. Цаплин И. С. Правовые и организационные основы охраны исправительных учреждений Минюста России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — 26 с.
Сведения об авторе
Усеев Ренат Зинурович: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара), доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Useev Renat Zinurovich: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara), the associate professor of the chair of the mode and supervision in penal system of PhD (Law), associate professor. E-mail: [email protected]