Научная статья на тему 'Особенности фиксации, изъятия, порядка предоставления и использования результатов режимных мероприятий (обыска и досмотра) в расследовании пенитенциарных преступлений'

Особенности фиксации, изъятия, порядка предоставления и использования результатов режимных мероприятий (обыска и досмотра) в расследовании пенитенциарных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PENAL INSTITUTIONS / SECURE ACTIVITIES / SEARCH / INSPECTION / RESULTS REGIME ACTIVITIES / INVESTIGATION OF CRIMES / PENITENTIARY CRIMES / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕЖИМНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОБЫСК / ДОСМОТР / РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грязева Надежда Викторовна, Закиров Тимур Маратович

В статье осуществляется общетеоретический анализ проблем фиксации, изъятия, порядка предоставления и использования результатов режимных мероприятий (обыска и досмотра) в расследовании пенитенциарных преступлений. Актуальность исследования данной темы определяется необходимостью урегулирования на законодательном уровне вопросов использования результатов режимных мероприятий в расследовании пенитенциарных преступлений. Усилия авторов нацелены на устранение пробелов правового регулирования рассматриваемого института. Авторы выделяют режимное мероприятие как одно из главных средств, способствующих соблюдению законности и правопорядка в исправительном учреждении, а также непосредственно влияющих на эффективность раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в расположении указанных учреждений. Предлагают регламентировать в Уголовно-исполнительном кодексе РФ перечень режимных мероприятий, разработать единую процедуру принятия и оформления решения о проведении режимных обыска и досмотра в ИУ. Обосновывают регламентацию унифицированной процедуры изъятия запрещенных предметов (без конкретизации их вида) в нормативном акте, регулирующем порядок проведения обысков и досмотров в ИУ; формулируют правила для сотрудников ИУ по производству режимных мероприятий и получению результатов потенциальных носителей доказательственной информации, акцентируя внимание на криминалистических рекомендациях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов преступления. Наряду с вышеперечисленными результатами авторы предлагают структуру и содержание разделов Инструкции о порядке предоставления результатов режимных мероприятий в орган дознания, следователю или в суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грязева Надежда Викторовна, Закиров Тимур Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF DOCUMENTATION, SEIZURE, PRESENTATION AND USING THE RESULTS OF REGIME MEASURES (SEARCH AND INSPECTION) IN THE INVESTIGATION OF PENITENTIARY CRIMES

The article provides a General theoretical analysis of the problems of fixation, seizure, procedure for the provision and use of the results of regime measures (search and inspection) in the investigation of penitentiary crimes. The relevance of the study of this topic is determined by the need to settle at the legislative level the issues of using the results of regime measures in the investigation of penitentiary crimes. The authors ' effort aimed at addressing gaps to address the legal regulation of the Institute under review. The authors identify the secure events as one of the main means to promote the rule of law and order in the penal institution, as well as directly affecting the efficiency of detection and investigation of crimes committed by convicts in the location of these institutions. I propose to regulate in the criminal-Executive code of the Russian Federation the list of secure events, to develop a uniform procedure for the adoption and execution of decisions on the implementation of security searches and screening at the penal institution. They substantiate the regulation of the unified procedure for the seizure of prohibited items (without specifying their type) in the normative act regulating the procedure for conducting searches and inspections in the penal institution; formulate the rules for the employees of the penal institution for the production of regime measures and obtaining results potential carriers of evidence, focusing on forensic recommendations for the detection, fixation and seizure of material traces of crime. Along with the above results, the authors propose the structure and content of the sections of the Instruction on the procedure for providing the results of regime measures to the body of inquiry, the investigator or the court.

Текст научной работы на тему «Особенности фиксации, изъятия, порядка предоставления и использования результатов режимных мероприятий (обыска и досмотра) в расследовании пенитенциарных преступлений»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 343.8

Грязева Надежда Викторовна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры уголовного

процесса и криминалистики,

Самарский юридический институт ФСИН России,

443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

е-mail: g.nadezhd@mail.ru

Nadezhda V. Gryazeva

Candidate of Law,

Senior Lecturer of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, е-mail: g.nadezhd@mail.ru

Закиров Тимур Маратович

курсант 4-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: science@samlawin.ru

Timur M. Zakirov

4th year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: science@samlawin.ru

ОСОБЕННОСТИ ФИКСАЦИИ, ИЗЪЯТИЯ, ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЖИМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ОБЫСКА И ДОСМОТРА) В РАССЛЕДОВАНИИ

ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. В статье осуществляется общетеоретический анализ проблем фиксации, изъятия, порядка предоставления и использования результатов режимных мероприятий (обыска и досмотра) в расследовании пенитенциарных преступлений.

Актуальность исследования данной темы определяется необходимостью урегулирования на законодательном уровне вопросов использования результатов режимных мероприятий в расследовании пенитенциарных преступлений. Усилия авторов нацелены на устранение пробелов правового регулирования рассматриваемого института.

Авторы выделяют режимное мероприятие как одно из главных средств, способствующих соблюдению законности и правопорядка в исправительном учреждении, а также непосредственно влияющих на эффективность раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в расположении указанных учреждений. Предлагают регламентировать в Уголовно-исполнительном кодексе РФ перечень режимных мероприятий, разработать единую процедуру принятия и оформления решения о проведении режимных обыска и досмотра в ИУ. Обосновывают регламентацию унифицированной процедуры изъятия запрещенных предметов (без конкретизации их вида) в нормативном акте, регулирующем порядок проведения обысков и досмотров в ИУ; формулируют правила для сотрудников ИУ по производству режимных мероприятий и получению результатов - потенциальных носителей доказательственной информации, акцентируя внимание на криминалистических рекомендациях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов преступления.

Наряду с вышеперечисленными результатами авторы предлагают структуру и содержание разделов Инструкции о порядке предоставления результатов режимных мероприятий в орган дознания, следователю или в суд.

Ключевые слова: исправительные учреждения, режимные мероприятия, обыск, досмотр, результаты режимных мероприятий, расследование преступлений, пенитенциарные преступления.

SPECIAL FEATURES OF DOCUMENTATION, SEIZURE, PRESENTATION AND USING THE RESULTS OF REGIME MEASURES (SEARCH AND INSPECTION) IN THE INVESTIGATION

OF PENITENTIARY CRIMES

Summary. The article provides a General theoretical analysis of the problems of fixation, seizure, procedure for the provision and use of the results of regime measures (search and inspection) in the investigation ofpenitentiary crimes.

The relevance of the study of this topic is determined by the need to settle at the legislative level the issues of using the results of regime measures in the investigation ofpenitentiary crimes. The authors ' effort aimed at addressing gaps to address the legal regulation of the Institute under review.

© 2019 Грязева Н. В., Закиров Т. М.

вестник сюи

The authors identify the secure events as one of the main means to promote the rule of law and order in the penal institution, as well as directly affecting the efficiency of detection and investigation of crimes committed by convicts in the location of these institutions. I propose to regulate in the criminal-Executive code of the Russian Federation the list of secure events, to develop a uniform procedure for the adoption and execution of decisions on the implementation of security searches and screening at the penal institution. They substantiate the regulation of the unified procedure for the seizure ofprohibited items (without specifying their type) in the normative act regulating the procedure for conducting searches and inspections in the penal institution; formulate the rules for the employees of the penal institution for the production of regime measures and obtaining results - potential carriers of evidence, focusing on forensic recommendations for the detection, fixation and seizure of material traces of crime.

Along with the above results, the authors propose the structure and content of the sections of the Instruction on the procedure for providing the results of regime measures to the body of inquiry, the investigator or the court.

Keywords: penal institutions, secure activities, search, inspection, results regime activities, investigation of crimes, penitentiary crimes.

Пенитенциарные преступления представляют угрозу безопасности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и нивелируют значение уголовной ответственности. Общественная опасность преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях (далее - ИУ), вытекает из последствий их совершения в виде дезорганизации нормальной деятельности учреждений, что затрудняет достижение целей уголовного наказания.

Несомненно, одним из главных средств, способствующих соблюдению законности и правопорядка в ИУ, а также эффективности раскрытия и расследования пенитенциарных преступлений, являются режимные мероприятия. Согласно данным официальной статистики за 2018 г. в учреждениях УИС в ходе производства режимных мероприятий сотрудниками ИУ было изъято 5988 единиц холодного оружия и колюще-режущих предметов, конструктивно схожих с ним, которые могли служить орудием совершения преступлений, связанных с причинением вреда здоровью [1]. Из 914 преступлений, совершенных за рассматриваемый отчетный период в учреждениях УИС, 192 - действия, дезорганизующие деятельность учреждений УИС, 25 - умышленные преступления против жизни, 28 - умышленные преступления, связанные с причинением вреда здоровью, 103 - побеги (ст. 313 УК РФ) [2].

В настоящее время механизм использования результатов режимных мероприятий в доказывании по уголовным делам о преступлениях, совершаемых на территории учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, находится в стадии становления. Изучением проблем в рассматриваемой сфере правоотношений занимался С. Д. Аверкин [3]. Однако и спустя 10 лет после выхода работы в свет предложения С. Д. Аверкина в части урегулирования использования результатов режимных мероприятий остаются без внимания.

В уголовно-исполнительном законодательстве РФ и иных нормативных актах, регулирующих вопросы исполнения наказаний, не определено понятие, содержание и перечень режимных мероприятий. Учитывая это обстоятельство, будем придерживаться общепринятого понимания рассматриваемого понятия, в соответствии с которым режимными мероприятиями являются установленные уголовно-исполнительным законодательством средства обеспечения режима [4]. Наряду с этим считаем целесообразным закрепить в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ) перечень режимных мероприятий: режимный обыск, режимный досмотр, цензура корреспонденции осужденных, контроль телефонных разговоров.

Наиболее часто в целях обеспечения режима отбывания наказания, раскрытия и расследования конкретных преступлений, совершенных осужденными в ИУ, используются результаты режимного досмотра и обыска [5]. Данное обстоятельство обусловило рассмотрение в настоящей статье спектра проблем использования в доказывании по делам о преступлениях, совершаемых на территории ИУ, результатов именно этих режимных мероприятий. Проведение обыска и досмотра позволяет обнаружить, зафиксировать и изъять следы противоправного деяния, вещественные доказательства, орудия совершения преступления, воссоздать картину происшедшего события, выявить лиц, причастных к нему, установить очевидцев преступления.

Обыск и досмотр определяются как комплекс организационно-режимных мероприятий, осуществляемых администрацией учреждения УИС с привлечением собственных сил, а также специальных подразделений и средств по выявлению и изъятию запрещенных к хранению

трибуна молодого ученого

и использованию в местах лишения свободы предметов, профилактике побегов и иных противоправных действий осужденных в целях обеспечения основанной на законе жизнедеятельности учреждения [6, с. 5].

Получение результатов в соответствии с установленной законом формой является одной из ключевых стадий проведения обысков, так как для расследования преступлений необходимо получение доказательств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При оформлении результатов проведенного досмотра в обязательном порядке указывается лицо, по решению которого он проводился. Результаты проведения обысков и досмотров оформляются актами с последующим докладом начальнику учреждения УИС, а в отсутствие начальника -его заместителю по безопасности и оперативной работе. В случае обнаружения запрещенных предметов составляются три акта, где указывается лицо, у которого изъяты запрещенные к хранению предметы, для применения к осужденному мер взыскания. Акты за одним номером регистрируются в Журнале учета рапортов и актов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания. Один из актов передается начальнику учреждения УИС для принятия решения по изъятым предметам и определения необходимости проведения проверки с дальнейшим приобщением к материалам личного дела, второй акт используется для сдачи вещей осужденных на хранение, третий акт для учета сдается в отдел безопасности.

При обнаружении в результате проведения обыска, досмотра признаков совершаемого или совершенного преступления либо административного правонарушения дальнейший обыск проводится в присутствии понятых либо с применением фото-, видеозаписи или иных установленных законом РФ способов фиксации вещественных доказательств. По каждому факту изъятия наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, оружия и боеприпасов, а также иных предметов, которые могут служить орудием, предметом посягательства или являются доказательством преступления, оформляется отдельный протокол.

При обнаружении предметов или веществ, за изготовление, приобретение или хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, последние передаются в органы дознания, которые принимают решение в соответствии с законодательством РФ. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения преступления, осуществляется в присутствии двух понятых. В качестве понятых привлекаются любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица, в том числе работники УИС, не являющиеся субъектами обыска или досмотра. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий (обыска, досмотра), их содержание и результаты.

Изъятые запрещенные личные вещи хранятся на складе для хранения личных вещей осужденных в течение срока отбывания наказания и 6 месяцев после его освобождения и могут быть уничтожены или обращены в доход государства по истечению указанного срока.

Для использования результатов режимных мероприятий в качестве доказательств необходимо обеспечить объективность и законность процедуры изъятия. Однако никакой нормативно-правовой акт не устанавливает порядок изъятия запрещенных предметов, имеющих на себе следы преступления. Исключением является порядок изъятия наркотических веществ, регламентированный Инструкцией по надзору за осужденными, процедура которого максимально приближена к изъятию материальных объектов - потенциальных вещественных доказательств в ходе следственных действий. Считаем, что данный порядок следует внедрить для изъятия всех запрещенных предметов, а унифицированную процедуру изъятия запрещенных предметов (без конкретизации их вида) изложить в нормативном акте, регулирующем порядок проведения обысков и досмотров в ИУ. Мы предлагаем следующую формулировку для закрепления в нормативном акте:

«При наличии оснований полагать, что предметы, изымаемые в ходе режимных обысков и досмотров, могут быть орудием, оборудованием или средством совершения преступления, либо предметом, сохранившим на себе следы преступления, либо иную информацию, имеющую значение для расследования преступления, обнаружение, изъятие и фиксация проводится в присутствии двух понятых, с составлением соответствующего акта (с подробным описанием изымаемого предмета и обстоятельств проведения режимных мероприятий), который подписывается дежурным помощником начальника колонии (учреждения), младшим инспектором и другими представителями администрации ИУ. Изъятый объект помещается в пакет, опечатывается в присутствии лиц,

вестник сюи

участвовавших в его изъятии, которые расписываются на пакете. Сотрудник оперативного отдела под расписку на копии акта об изъятии получает изъятый объект и собранные материалы».

Изъятие предметов предполагается проводить с учетом криминалистических рекомендаций. В большей степени это касается упаковки изымаемых предметов с целью сохранения на них материальных следов преступления, подробного описания общих и частных признаков предмета, а также места его обнаружения. Данные рекомендации могут повысить доказательственное значение переданных следователю результатов режимных мероприятий. Кроме того, изъятые предметы могут быть исследованы в ходе производства судебной экспертизы.

Для повышения эффективности расследования и предупреждения преступлений, совершаемых осужденными в учреждениях УИС, необходимо создать такой порядок предоставления результатов режимного обыска и досмотра, который позволил бы передавать документы и изъятые предметы непосредственно из учреждения УИС в орган, осуществляющий предварительное расследование.

Для достижения указанной цели С. Д. Аверкин и Т. П. Родичева предлагают разработать Инструкцию о порядке предоставления результатов режимных мероприятий в орган дознания, следователю или в суд [7].

Мы полностью солидарны с предложением указанных выше ученых-криминалистов и предпримем попытку изложить содержание данного нормативного акта.

В нем целесообразно выделить следующие разделы: 1) общие положения; 2) порядок предоставления результатов режимных мероприятий уполномоченным должностным лицам; 3) требования, предъявляемые к результатам режимных мероприятий; 4) приложения.

В общих положениях отражается правовая основа, в соответствии с которой выполняются данные действия, фактические и юридические основания, необходимые для предоставления результатов режимных мероприятий. Формальным основанием предоставления результатов режимных мероприятий будет являться постановление начальника учреждения УИС, либо его заместителя по безопасности и оперативной работе, которое выносится на основании рапорта лица, ответственного за проведение режимного мероприятия, или лица, изъявшего запрещенные предметы. Например, старший обысковой (досмотровой) группы должен будет написать рапорт на имя начальника учреждения об обнаружении предмета, имеющего признаки следов преступления.

Непосредственно сам порядок предоставления результатов должен быть указан во втором разделе. Предоставление результатов в орган дознания или следователю осуществляется силами и средствами учреждения УИС. При подготовке и оформлении для передачи в орган дознания или следователю результатов режимных мероприятий администрацией учреждения принимаются все необходимые меры по обеспечению их целостности, сохранности и секретности предоставления до уполномоченных должностных лиц. При предоставлении изъятых объектов совместно с ними предоставляется копия протокола об изъятии вещей и документов.

Следует заметить, что «предоставление» включает в себя не только фактическое доставление результатов режимного обыска или досмотра в орган дознания или следователю, но и заявление ходатайства о принятии этих изъятых объектов и использовании их в уголовном судопроизводстве.

Третий раздел должен содержать требования, в соответствии с которыми результаты режимных мероприятий могут быть приняты органом дознания или следователем в качестве доказательств. К таким требованиям следует отнести:

1) результаты режимных мероприятий должны содержать информацию, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, их подготавливающих, совершаемых или совершивших;

2) проведение режимных мероприятий в соответствии с целями и задачами, установленными ст. ст. 82, 83 УИК РФ и иными ведомственными нормативными актами;

3) наличие полномочий представителя администрации учреждения, проводившего обыск или досмотр;

4) законодательное закрепление проводимого режимного мероприятия;

5) законность оснований проведения режимных мероприятий;

6) фактическое соответствие результатов режимного досмотра или обыска описанию в протоколе или в сопроводительном письме.

трибуна молодого ученого

Иными словами, для признания результатов режимных мероприятий доказательствами необходимо установить их относимость, допустимость и достоверность.

При соблюдении данных требований следователь выносит мотивированное постановление, в котором указывает, какие документы или предметы будут использоваться в качестве доказательств, а в случае несоответствия - мотивированное постановление об отказе в принятии и использовании результатов режимных мероприятий в качестве доказательств. Копия постановления вместе с переданными материалами должна направляться в учреждение УИС, предоставившее данные результаты.

Таким образом, по нашему мнению, нормативно-правовое регулирование использования результатов режимных мероприятий в расследовании преступлений необходимо совершенствовать, в связи с чем в данной статье мы предложили свое видение на решение рассматриваемых проблем.

Библиографический список

1. Обзор о состоянии режима и надзора за подозреваемыми в исправительных учреждениях и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России в 2018 г. от 28.03.2019 исх. №03-22260.

2. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы за 2018 г. (форма 2-УИС).

3. Аверкин С. Д. Использование результатов режимных мероприятий (досмотра и обыска), проводимых в исправительных учреждениях, в расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2009. 231 с.

4. Валеев А. Т. Тактика обыска и выемки при производстве расследования преступлений, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (научные и организационно-правовые основы): монография. Вологда, 2009. 228 с.

5. Производство дознания в учреждениях УИС Минюста России: учебное пособие / под ред. А. А. Крымова. Вологда, 2002.

6. Аниськин С. И., Бортник Л. Ю., Семенова Л. Ю. Правовое регулирование и тактика проведения обысков и досмотров в СИЗО и тюрьмах: учебное пособие. Томск, 2016. 61 с.

7. Родичева Т. П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 238 с.

References

1. Obzor o sostoyanii rezhima i nadzora za podozrevaemymi v ispra-vitel'nyh uchrezhdeniyah i sledstvennyh izolyatorah territorial'nyh or-ganov FSIN Rossii v 2018 godu ot 28.03.2019 iskh-03-22260 [Review of the status of the regime and supervision of suspects in correctional institutions and pre-trial detention facilities of territorial bodies of the FSIN of Russia in 2018 from 28.03.2009 Ref. 03-22260] [in Russian].

2. Otchet o sostoyanii prestupnosti sredi lic, soderzhashchihsya v uch-rezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za 2018 g (forma 2-UIS) [Report on the state of crime among persons held in institutions of the penitentiary system for 2018 (form 2-UIS)] [in Russian].

3. Averkin S. D. Ispol'zovanie rezul'tatov rezhimnyh meropriyatij (dosmotra i obyska), provodimyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah, v ras-sledovanii prestuplenij. Diss. kand. yurid. nauk [The Use of the results of regime measures (inspection and search) carried out in correctional institutions in the investigation of crimes. Candidate's of Law thesis]. Lyubercy, 2009, 231 p. [in Russian].

4. Valeev A. T. Taktika obyska i vyemki pri proizvodstve rassle-dovaniya prestuplenij, sovershennyh v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (nauchnye i organizacionno-pravovye osnovy): monografiya [Tactics of search and seizure in the investigation of crimes committed in the institutions of the penal system (scientific and organizational and legal basis)]. Vologda, 2009, 228 p. [in Russian].

becthuk œu

5. Proizvodstvo doznaniya v uchrezhdeniyah UIS Minyusta Rossii: ucheb. posobie [Production of inquiry in the institutions of the Ministry of justice of Russia]. In A. A. Krymov (ed.). Vologda, 2002 [in Russian].

6. Anis'kin S. I., Bortnik L. Yu., Semenova L. Yu. Pravovoe reguli-rovanie i taktika provedeniya obyskov i dosmotrov v SIZO i tyur'mah: uchebnoe posobie [Legal regulation and tactics of searches and inspections in jail and prisons]. Tomsk, 2016, 61 p. [in Russian].

7. Rodicheva T. P. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti pri raskrytii i rassledovanii prestuplenij, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv. Diss. kand. yurid. nauk [the Use of the results of operational investigative activities in the disclosure and investigation of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 2006, 238 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.