Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ УИС / НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УИС / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы комплексного обеспечения приоритетных направлений безопасности учреждений и органов УИС в современных условиях ее функционирования, активного внедрения в пенитенциарную деятельность цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY AREAS OF ENSURING THE SECURITY OF THE INSTITUTIONS OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN OF THE FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF ITS DEVELOPMENT

The article deals with the issues of comprehensive provision of priority areas for the security of institutions and bodies of the penal system in the current conditions of its functioning, the active introduction of digitalization into penitentiary activities.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_5_1_86 УДК 343.8

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЕЕ РАЗВИТИЯ

Ковалев Олег Геннадьевич,

доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС, Академия ФСИН России (Псковский филиал), г. Псков, Россия, e-mail: Okovalev66@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы комплексного обеспечения приоритетных направлений безопасности учреждений и органов УИС в современных условиях ее функционирования, активного внедрения в пенитенциарную деятельность цифровизации.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; учреждения и органы УИС; направления безопасности УИС; цифровая трансформация; комплексная реализация.

UDC 343.8

INTEGRATED APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY AREAS OF ENSURING THE SECURITY

OF THE INSTITUTIONS OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN OF THE FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

OF ITS DEVELOPMENT

Kovalev Oleg Gennadievich,

Doctor of Law, Candidate of Psychological Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department of Regime Organization and Operational investigative activities in the penitentiary system, the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (Pskov branch), Pskov, Russia, e-mail: Okovalev66@gmail.com

The article deals with the issues of comprehensive provision of priority areas for the security of institutions and bodies of the penal system in the current conditions of its functioning, the active introduction of digitalization into penitentiary activities.

Keywords: penitentiary system, penitentiary institutions and bodies, penitentiary security areas, digital transformation, integrated implementation.

На современном этапе функционирования УИС особую актуальность приобретает проблема комплексной реализации приоритетных направлений обеспечения безопасности ее учреждений, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации на период до 2030 года [5, с. 7].

Проводимое нами на протяжении двух лет теоретическое и прикладное исследование приоритетных направлений обеспечения безопасности учреждений УИС позволило

установить и обосновать наличие 4-элемент-ной структуры объектов безопасности в данной сфере пенитенциарной деятельности. К ним относятся:

- персонал (сотрудники и работники учреждений УИС);

- подозреваемые, обвиняемые и осужденные (содержащиеся в учреждениях УИС);

- иные лица, находящиеся на территории учреждений;

- инфраструктура и объекты учреждений УИС (режимные, производственные, административные, хозяйственные, образовательные, финансовые, тыловые, обеспечивающие и др.).

При этом необходимо выделять предмет безопасности, которым являются жизнь и здоровье указанных граждан, надлежащие условия реализации профессиональной деятельности, а также эффективное функционирование учреждений УИС.

Данные проводимого теоретического исследования проблемы, сравнительный анализ нормативных правовых источников, контент-анализ определений различных авторов позволили дополнить и скорректировать определение «обеспечение безопасности учреждений УИС», под которым понимается комплексная защита ее объектов с применением системы форм, методов, приемов и технологий, направленных на эффективную реализацию пенитенциарной деятельности.

Установлены приоритетные направления обеспечения безопасности учреждений УИС в современных условиях ее развития, реализации цифровой трансформации. К ним относятся: правовое, организационное, оперативно-режимное, психолого-педагогическое, инженерно-техническое, информационное и компьютерное.

Правовое направление обеспечивает законодательное и ведомственное регулирование профессиональной деятельности в рассматриваемом контексте, реализацию прав и законных интересов граждан, включенных в уголовно-исполнительные правоотношения, принципов гуманизма, гласности и законности в пенитенциарной деятельности.

Вместе с тем в современных условиях существует практическая потребность более детальной правовой регламентации обыскной и досмотровой работы в учреждениях УИС, лиц, посещающих учреждения УИС,

выявления и пресечения незаконных каналов поступления в учреждения запрещенных предметов (колюще-режущих, спиртосодержащих, наркотических, средств мобильной и компьютерной связи, наличных денег), совершенствования регламентации порядка проведения мероприятий индивидуальной и групповой профилактики правонарушений и пенитенциарной преступности (уточнения и детализации процедуры постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет и снятия с него), подготовки специальных межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия учреждений и органов УИС с органами внутренних дел по установлению административного надзора за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы.

К числу первостепенных задач реализации организационного направления обеспечения безопасности учреждений УИС относятся:

- укрепление правопорядка и законности в учреждениях УИС;

- совершенствование ведомственного контроля;

- повышение качества оценки и мониторинга эффективности деятельности учреждений и органов УИС, а также мониторинга рецидива и повторности совершения преступлений лицами, отбывшими наказания в виде лишения свободы;

- обеспечение прав и законных интересов заключенных под стражу и осужденных;

- привлечение к ответственности должностных лиц за превышение полномочий, совершение правонарушений и должностных преступлений (в том числе коррупционной направленности);

- обеспечение контроля за применением сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [2, с. 89];

- предупреждение и пресечение пенитенциарной преступности в учреждениях УИС;

- создание условий раздельного содержания отдельных категорий лиц в учреждениях УИС;

- обеспечение эффективного прокурорского направления законности исполнения уголовных наказаний в учреждениях УИС [3, с. 241].

Оперативно-режимное направление предполагает реализацию следующих задач:

- эффективное осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении осужденных за экстремизм и терроризм;

- противодействие проникновению в исправительные учреждения радикально настроенных лиц с целью пропаганды экстремистской идеологии;

- выявление таких лиц из числа осужденных, принятие к ним своевременных мер про -филактического и правового воздействия;

- эффективные мероприятия по профилактике побегов заключенных под стражу и осужденных;

- пресечение доставки в учреждения УИС запрещенных предметов, в том числе с использованием современных технологий беспилотных управляемых аппаратов;

- обмен информацией с другими правоохранительными органами при условно-досрочном освобождении осужденных, обнаружении и задержании лиц, находящихся в розыске;

- обеспечение стабильного железнодорожного и автомобильного конвоирования.

Психолого-педагогическое направление состоит в:

- своевременной и полной диагностике, выявлении и постановке на профилактический учет лиц, склонных к побегам, агрессивным действиям, фрустрации, депрессии и суициду, поджогам, дестабилизации деятельности ИУ, а также имеющих психические отклонения;

- проведении психокоррекционных мероприятий с указанными категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

- оказании систематического психологического и воспитательного и коррекционного воздействия на перечисленные категории лиц;

- психологическом обеспечении персонала;

- формировании и поддержании психологического климата в коллективах сотрудников.

Современное инженерно-техническое направление обеспечение безопасности учреждений УИС включает в себя такие важнейшие направления, как:

- повышение ведомственного контроля за организацией и порядком использования инженерно-технических средств в обеспечении безопасности учреждений УИС;

- модернизация оборудования и технических средств надзора за осужденными, повышение его эффективности;

- более широкое применение спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга перевозки осужденных железнодорожным и автомобильным транспортом;

- оборудование специальных автомобилей для перевозки осужденных средствами связи и видеонаблюдения;

- широкое использование беспроводных информационных технологий, электронных браслетов, приборов электронного контроля для мониторинга передвижения осужденных;

- дальнейшее внедрение в деятельность подразделений режима, охраны и надзора учреждений УИС глобальных навигационных систем ГЛОНАСС в целях мониторинга места нахождения осужденных, их передвижения;

- использование современных металло-обнаружителей при проведении обыскных и досмотровых мероприятий, профилактике и пресечении побегов осужденных из-под надзора, совершения других пенитенциарных преступлений;

- внедрение и использование в досмотровой деятельности людей, посылок, передач и личных вещей лиц, прибывающих в учреждение, современных моделей стационарных и портативных рентгенотелевизионных установок;

- расширение применения дистанционного надзора за поведением осужденных;

- создание и развитие дуплексной связи «камера - помещение младшего инспектора - оператор поста видеоконтроля»;

- совершенствование оперативной связи и обмена информацией между службами и подразделениями учреждений УИС;

- преодоление отрицательной динамики увеличения количества неисправных радиостанций;

- обеспечение сохранности и бережное использование инженерно-технических средств, применяемых для обеспечения безопасности в учреждениях УИС;

- преодоление отмечаемой в последние годы негативной тенденции по возмещению в судебном порядке материального ущерба от выведения из строя осужденными инженерно-технических средств учреждений (видеокамер, портативных видеорегистраторов и др.);

- использование возможностей инженерно-технических средств обеспечения безопасности при проведении оперативно-розыскных мероприятий в ИУ и СИЗО [1, с. 53];

- в целях предупреждения и пресечения совершения осужденными правонарушений, нарушений правил внутреннего распорядка ИУ более широко применять современные системы биометрической идентификации осужденных;

- совершенствование взаимодействия операторов постов видеоконтроля и систем охранного телевидения по повышению качества видеонаблюдения и видеофиксации спецконтингента, осуществление их профессиональной подготовки и повышение квалификации, проведение занятий в системе служебной подготовки;

- сохранение и развитие позитивной тенденции предоставления в судебные и правоохранительные органы видеозаписей правонарушений совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС;

- обеспечение защиты видеоархивов от несанкционированного распространения видеоматериалов.

Информационное и компьютерное направление заключаются в профилактике противоправных деяний, совершаемых с использованием заключенными под стражу и осужденными, а также иными лицами информационно-телекоммуникационных технологий.

Несмотря на относительную молодость данного направления, в ходе проводимых исследований была установлена ярко выраженная тенденция на кратное увеличение правонарушений и преступлений, совершаемых в этой сфере, в том числе в местах содержания под стражей и отбывания наказаний.

В настоящее время информационная и компьютерная безопасность (кибербезопас-ность) занимают важное место в системе общей безопасности УИС и защиты ее объектов от несанкционированного доступа к базам данных.

Весьма эффективным средством обеспечения кибербезопасности в учреждениях УИС является система так называемых «глушилок» и радиомониторинга по профилактике и пресечению фактов дистанционного мошенничества и вымогательства, соверша-

емых заключенными под стражу и осужденными.

Для предупреждения и устранения этой негативной тенденции, по инициативе Минюста и МВД России принят Федеральный закон от 09.03.2021 № 44-ФЗ, предусматривающий механизм прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы [4].

В соответствии с принятыми поправками в законодательные акты Российской Федерации мобильные номера, используемые заключенными и осужденными на территории СИЗО и ИУ, будут блокироваться операторами связи по письменному решению директора ФСИН России, его заместителя или руководителя территориального органа УИС, в ведении которого находится конкретный изолятор или исправительное учреждение.

При этом мобильный оператор не несет ответственности и в отношении него не могут быть приняты меры реагирования за нарушение лицензионного соглашения.

Необходимым условием для осуществления компьютерной (кибербезопаности) в учреждениях уголовно-исполнительной системы на высоком уровне является использование антивирусных программ в служебных персональных компьютерах, защищающих их от несанкционированного доступа, что особенно актуально в современных условиях цифровой трансформации в УИС.

В связи с этим представляется, что ки-бербезопасность как одно из направлений современной безопасности УИС, должна занять свое место в образовательном процессе и научной деятельности образовательных и научных организаций, подведомственных ФСИН России, в виде специальной учебной дисциплины, тематики выпускных квалификационных работ, тем комплексных диссертационных исследований.

Таким образом, рассмотренные особенности понятийного аппарата по теме показывают их актуальность для пенитенциарной науки, востребованность пенитенциарной практикой, подтверждают гипотезу о необходимости комплексного обеспечения реализации приоритетных направлений безопасности в учреждениях УИС, применения при этом современных форм, методов, приемов и технологий.

Список литературы_

1. Ковалев О.Г Современные правовые и организационные проблемы обеспечения законности в деятельности оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии и криминалистики: сб. науч.-исслед. работ по итогам III междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2021. С. 53.

2. Ковалев О.Г, Щербаков A.B. Применение физической силы к осужденным в рамках международных стандартов // Право и образование. 2021. № 8. С. 89.

3. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г Кехлерова и О.С. Капинус). М.: Юрайт, 2020. С. 241.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Федеральный закон от 9.03.2021 г. № 44-ФЗ. URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 15.03.2021).

5. О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р. URL.: http://www. consultant.ru/documer (дата обращения: 25.03.2022). С. 7.

References _

1. Kovalev O.G. Sovremenny'e pravovy'e i organizacionny'e problemy' obespecheniya zakonnosti v deyatel'nosti operativny'x podrazdelenij uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy'. Aktual'nye problemy' ugolovnogo prava, kriminologii i kriminalistiki: sb. nauch.-issled. rabot po itogam III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2021. S. 53.

2. Kovalev O.G., Shherbakov A.V. Primenenie fizicheskoj sily' k osuzhdenny'm v ramkax mezhdunarodny'x standartov. Pravo i obrazovanie. 2021. № 8. S. 89.

3. Nastol'naya kniga prokurora /pod obshh. red. S.G. Kexlerova i O.S. Kapinus). M.: Yurajt, 2020. S. 241.

4. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Fe-deracii v chasti prekrashheniya okazaniya uslug svyazi na territorii sledstven-nyx izolyatorov i uchrezhdenij, ispolnyayushhix ugolovnye nakazaniya v vide li-sheniya svobody': Federal'ny'j zakon ot 9.03.2021 g. № 44-FZ. URL: http:// www.garant.ru (data obrashheniya: 15.03.2021).

5. O koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy' Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RFot 29.04.2021 № 1138-r. URL.: http://www. consultant.ru/documer (data obrashheniya: 25.03.2022). S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.