Научная статья Original article УДК 343.8
РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ СОТРУДНИКАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
СРЕДСТВ
IMPLEMENTATION OF THE ORGANIZATIONAL AND PSYCHOLOGICAL-
PEDAGOGICAL PARADIGM OF ENSURING SECURITY IN THE INSTITUTIONS OF THE CRIMINAL CONTROL SYSTEM FOR MONITORING THE USE OF PHYSICAL FORCE AND SPECIAL MEANS BY EMPLOYEES
Ковалев Олег Геннадьевич, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России (180014 Россия, г. Псков, Зональное шоссе,д.28),тел.8(8Ш291635,ORCЮ:http://orcid.org0000-0002-7869-4925, [email protected]
Семенова Наталия Владиславовна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Псковского государственного университета судебный эксперт, член союза лиц СУДЕКС (180000 Россия, г. Псков, площадь Ленинад.2),тел.8(8112)797846,ORCID:http://orcid.org0000-0001-6458-9078, natali semenova@mail,ru
Kovalev Oleg Gennadievich, Doctor of Law, Candidate of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of Regime Organization and Operational Investigative Activities in the Penal System of the Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (180014 Russia, Pskov, Zonal
highway, 28),teL8(812)291635,ORCID:http://orcid.org0000-0002-7869-4925,
okovalev66@gmail. com
Semenova Natalia Vladislavovna, Senior Lecturer at the Department of Civil Law and Procedure of Pskov State University, forensic expert, member of the Union of Persons SUDEX (180000 Russia, Pskov, Lenin Square.2),tel.8(8112)797846, ORCID:http://orcid.org0000-0001-6458-9078, natali semenova@mail,ru
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализации организационной и психолого-педагогической парадигмы обеспечения безопасности в исправительных учреждениях по контролю за применением сотрудниками физической силы и специальных средств в современных условиях реформирования УИС. Определены и проанализированы основные тенденции в рассматриваемом направлении пенитенциарной деятельности, организационные и психологические факторы, влияющие на применение физической силы и специальных средств. Отмечена роль практических психологов в профилактике профессиональной деформации и выгорания сотрудников, оказывающих негативное воздействие на психологические характеристики сотрудников, реализующие указанные функции.
Annotation
The article discusses the features of the implementation of the organizational and psychological-pedagogical paradigm of ensuring security in correctional institutions for monitoring the use of physical force and special means by employees in the modern conditions of the reform of the penal system. The main trends in the considered direction of penitentiary activity, organizational and psychological factors affecting the use of physical force and special means are identified and analyzed. The role of practical psychologists in the prevention of professional deformation and burnout of employees, which have a negative impact on the psychological characteristics of employees implementing these functions, is noted.
Ключевые слова: безопасность, учреждения УИС, организационная, психолого-педагогическая, парадигма, сотрудники, физическая сила, специальные средства, пенитенциарная, профилактика, профессиональная деформация, выгорание, психологические характеристики, психологическая подготовка.
Keywords: security, institutions of the criminal justice system, organizational, psychological and pedagogical, paradigm, employees, physical strength, special means, penitentiary, prevention, professional deformation, burnout, psychological characteristics, psychological training.
Обеспечение безопасности УИС, являясь приоритетной задачей функционирования системы учреждений и органов, исполняющих наказания в современных условиях ее реформирования, предполагает совершенствование различных направлений (парадигм).
Организационная парадигма, наряду с правовой, является весьма объемной и разносторонней по своему содержанию. В настоящее время она направлена на:
- укрепление правопорядка и законности в учреждениях УИС; [1]
- совершенствование ведомственного контроля в данной сфере;
- повышение качества оценки и мониторинга эффективности деятельности учреждений и органов УИС;
- проведение мониторинга рецидива и повторности совершения преступлений лицами, отбывшими наказания в виде лишения свободы;
- обеспечение прав и законных интересов заключенных под стражу и осужденных; [2]
- привлечение к ответственности должностных лиц за превышение полномочий, совершение правонарушений и должностных преступлений (в том числе коррупционной направленности); [3]
- обеспечение контроля за применением сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; [4]
- предупреждение и пресечение пенитенциарной преступности в учреждениях УИС;
- создание условий раздельного содержания отдельных категорий лиц в учреждениях УИС.
Психолого-педагогическая парадигма также весьма важна и актуальна в настоящее время и может включать в себя следующие мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и органов УИС:
- своевременную полную диагностику, выявление и постановку на профилактический учет лиц, склонных к побегам, агрессивным действиям, фрустрации, депрессии и суициду, имеющим психические отклонения;
- проведение психокоррекционных мероприятий с указанными категориями заключенных под стражу и осужденными;
- оказание систематического психологического и воспитательного воздействия на перечисленные категории лиц;
- психологическое обеспечение персонала;
- формирование и поддержание психологического климата в коллективах сотрудников.
Теоретико-эмпирическое исследование рассматриваемой проблемы выявило устойчивую тенденцию, проявляющуюся на протяжении последних нескольких лет по существенному снижению случаев применения физической силы и специальных средств сотрудниками учреждений УИС в отношении заключенных под стражу и осужденных. Это во многом объясняется проведением плановой, системной работы на данном направлении руководством ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений и органов УИС.
Исследование показало, что большее количество применений осуществляется в СИЗО. Лица, поступающие в эти учреждения часто трудно адаптируются к условиям ограничения свободы, негативно воспринимают правила внутреннего распорядка, совершают в том числе грубые нарушения установленного порядка содержания в СИЗО.
Проведенный анализ нормативных правовых актов и литературных источников позволил выявить, сгруппировать и ранжировать некоторые организационно-правовые и психологические особенности применения физической силы и специальных средств. Так, например, источниками информации об указанных случаях чаще всего являются обращения осужденных; заявления граждан, в том числе адвокатов, защитников и официальных представителей; информация из учреждений и органов УИС, а также сообщения, поступающие из средств массовой информации, от членов общественных наблюдательных комиссий о совершении сотрудниками возможных противоправных действий в камерных, служебных и других помещениях учреждений.
При этом в обращениях указанных субъектов чаще других упоминаются сотрудники режимных и оперативных подразделений, а также руководители учреждений УИС, допустившие нарушение законодательных и ведомственных нормативных правовых актов. Указанные категории сотрудников, при подтверждении фактов незаконного применения ими физической силы и специальных средств, привлекаются к уголовной и дисциплинарной ответственности.
Для обеспечения объектов безопасности учреждений УИС (персонала, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, иных лиц, находящихся на их территории, а также инфраструктуры) сотрудниками чаще всего применяются наручники. Во много раз меньше газовые средства, палки специальные, электорошоковые устройства и служебные собаки.
Данные нашего исследования показывают, что наиболее распространенными причинами незаконного применения персоналом физической силы и специальных средств является наличие у них таких психологических характеристик как профессиональная деформация и профессиональное выгорание.
Понимая профессиональную деформацию как устойчивое изменение личностных характеристик сотрудников УИС, вызванное негативными внешними факторами, присущими профессиональной пенитенциарной деятельности, мы выделили личностные, социальные и служебные факторы ее детерминирующие. К ним относятся личностные, социальные и служебные.
Первые наиболее часто проявляются в следующих характеристиках: конформности; агрессивности в общении с сослуживцами и спецконтингентом; низкой самооценки и недостаточно развитой когнитивной сферы; завышенных экспектациях карьерного роста; низком уровне профессиональной подготовки; отсутствие жизненного опыта; проблемы личностного роста; низком уровне самоконтроля и самокритичности; разочарование профессией; низком уровне развития эмоционально-волевой сферы сотрудников; пренебрежительном отношении к коллегам; наличием властолюбия и вседозволенности, чинопочитания и угодничества; отсутствие моральных и нравственно-деловых качеств, отсутствие духовных ценностей.
К социальным факторам, способствующим развитию профессиональной деформации относятся: неэффективный стиль руководства коллективом сотрудников УИС; наличие конфликтов в коллективе и семье; низкая социальная оценка сотрудников, порождающая у них чувства бессилия и профессиональной неполноценности.
Установленные исследованием служебные факторы характеризуются:
- властными полномочиями сотрудников УИС;
- наличием психологических перегрузок, вызванных неустойчивыми графиками дежурств, несения службы и режимом профессиональной деятельности;
- недостаточными материальными стимулами пенитенциарной деятельности;
- высоким уровнем ответственности выполнения должностных обязанностей;
- экстремальным характером и повышенной эмоциональностью пенитенциарной деятельности;
- эффектом криминального заражения, происходящим при интенсивном ежедневном профессиональном общении с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, проявляющимся в употреблении жаргона, ненормативной лексики, мимики и пантомимики распространенными в криминальной субкультуре;
- негативными личностными характеристиками осужденных, обусловленными психическими отклонениями, алкогольной и наркотической зависимостью, низким уровнем развития их когнитивной сферы.
Сотрудники учреждений УИС, имеющие высокую степень профессиональной деформации, чаще других совершают должностные проступки и преступления, связанные с незаконным применением физической силы и специальных средств к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, нарушениям их прав и законных интересов.
Также в ходе теоретико-прикладного исследования установлено, что другой причиной указанных правонарушения является так называемое «профессиональное выгорание» сотрудников УИС. Вызываемое интенсивными, длящимися высокими эмоционально-психическими нагрузками, требующими от персонала мобилизации интеллектуальных и морально-волевых качеств, профессиональное выгорание снижает потенциал и эффективность пенитенциарной деятельности, ставит сотрудников на грань эмоционального срыва, сопровождающегося депрессией, отсутствием желания принимать адекватные служебные решения. [5]
Таким образом, дальнейшая успешная профилактика неправомерного применения сотрудниками УИС физической силы и специальных средств зависит от реализации организационной и психолого-педагогической парадигмы обеспечения безопасности учреждений УИС, использования комплекса
психодиагностических и психокоррекционных мероприятий по купированию и преодолению профессиональной деформации и выгорания сотрудников.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 №2 1138-р «О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» //consultant.ru [сайт]. - URL.:http://www. consultant.ru/documer (дата обращения 17.01.2022).
2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1//consultant.ru [сайт]. -URL.:http://www. consultant.ru/documer (дата обращения 03.01.20212).
3. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»/Лegalacts.m [сайт]. - URL.:http://www. legalacts.ru (дата обращения 18.01.2022).
4. Ковалев О.Г., Щербаков А.В. Применение физической силы к осужденным в рамках международных стандартов// Право и образование. 2021. № 8. С.88-95.
5. Ковалев О.Г., Кулакова С.В. Роль профессиональной компетентности в контроле профилактики профессионального выгорания//В сборнике: Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. Санкт-Петербург, 2021. С. 94-97.
Literature
1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 No. 1138-r "On the concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030" //consultant.ru [website]. - URL.:http://www. consultant.ru/documer (date of appeal 17.01.2022).
2. The Law of the Russian Federation "On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment" dated 21.07.1993 No. 5473-1//consultant.ru [website]. - URL.:http://www. consultant.ru/documer (accessed 03.01.20212).
3. Federal Law No. 197-FZ of 19.07.2018 (as amended on 17.02.2021) "On Service in the Penal Enforcement System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies Executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty"//legalacts.ru [website]. -URL.:http://www. legalacts.ru (accessed 18.01.2022).
4. Kovalev O.G., Shcherbakov A.V. The use of physical force to convicts within the framework of international standards// Law and education. 2021. No. 8. pp.88-95.
5. Kovalev O.G., Kulakova S.V. The role of professional competence in the control of prevention of professional burnout//In the collection: Digital technologies, science and education: theoretical and practical research. Materials of the All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, scientific supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg, 2021. pp. 9497.
© Ковалев О.Г., Семенова Н.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2022.
Для цитирования: Ковалев О.Г., Семенова Н.В. Реализация организационной и психолого-педагогической парадигмы обеспечения безопасности в учреждениях УИС по контролю за применением сотрудниками физической силы и специальных средств// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2022.