УДК 159.9.072
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ К
СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ
Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, подполковник внутренней службы, Светлана Викторовна Каплина, старший преподаватель-методист, подполковник внутренней службы, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской
Федерации, Рязань
Аннотация
Введение - рассматриваются вопросы исследования адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), вновь принятых на службу; условия успешной адаптации молодого сотрудника к деятельности в уголовно-исполнительной системе. Цель исследования - проанализировать факторы успешности и трудности адаптации молодых сотрудников к профессиональной деятельности в УИС. Методика и организация исследования - исследование 172 сотрудников УИС ГУФСИН России по Кемеровской области, были использованы биографический метод, метод наблюдения, метод психологической беседы, анкетирование, диагностические методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), опросник «Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко, методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности», 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Результаты исследования и их обсуждение - были выявлены психологические средства, влияющие на адаптацию сотрудника уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности.
Выводы - успешность адаптации сотрудников УИС к служебной деятельности зависит от качественного профессионально-психологического отбора, внутренней мотивации и индивидуально-психологических особенностей личности.
Ключевые слова: адаптация; профессиональная деятельность; молодой сотрудник УИС.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p541-544
CONDITIONS OF SUCCESS ADAPTATION OF YOUNG EMPLOYEES TO PERFORMANCE IN FEDERAL PENAL SYSTEM
Olga Igorevna Yurina, the senior teacher, lieutenant colonel of the internal service, Svetlana Viktorovna Kaplina, the senior teacher-methodist, lieutenant colonel of the internal service, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Abstract
Introduction. The article is about the study of the adaptation of prison officers, the newly recruited; conditions for successful adaptation of the young employee to activities in the penal correction system. The purpose of the study is to analyze the success factors and difficulties of adaptation of young employees to professional activities in the Federal Penitentiary Service. The methodology and organization of the study: the research of 172 employees of penal correction system of Russian Federal Penitentiary Service on the Kemerovo region, there were used the biographic method, the observation method, the method of psychological conversation, questioning, diagnostic techniques: multilevel personal questionnaire "Adaptability" (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin), questionnaire "Communicative tolerance" of V. V. Boyko, technique "Studying of motivation of professional activity", 16-factorial personal questionnaire of R. Kettell. Research results and discussion: psychological means affecting the adaptation of the staff member of the penal correction system to professional activities were identified.
Conclusions: success of adaptation of UIS employees to official activity depends on qualitative vocational-psychological selection, internal motivation and individual-psychological characteristics of the person.
Keywords: adaptation, professional activity, young employee of penal correction system.
Современная служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет достаточно высокие требования к сотрудникам. Наиболее успешно адаптируются к системе люди с
хорошей выдержкой, психологически устойчивы, эмоционально выдержанны и имеющие иммунитет к неблагоприятным факторам криминальной среды. Помимо личностных качеств успешная адаптация зависит от психолого-педагогического сопровождения всех субъектов воспитательного воздействия, начиная от психологов и заканчивая сотрудниками кадровых аппаратов. Грамотный закрепленный наставник из числа более опытных сотрудников - также залог успешной адаптации молодых сотрудников.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы занимают одно из лидирующих мест в перечне профессий повышенного риска. Особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и высокий уровень эмоционально-стрессовых нагрузок предъявляют к личности сотрудников особые требования и делают актуальнейшей задачу поддержания и сохранения психического здоровья. Особое внимание уделяется профессионально значимым качествам сотрудника как при отборе на службу, так и в процессе профессионального становления личности.
Анализ профессионально важных качеств позволил выделить те качества, которые наиболее значимы для сотрудников уголовно-исполнительной системы: дисциплинированность, организованность, ответственность, трудолюбие, честность, общительность, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, сопереживание, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, самокритичность, сообразительность, настойчивость, самообладание, уверенность, выносливость, самоконтроль.
Вышеперечисленные качества были разбиты на четыре группы:
- эмоционально-волевые (настойчивость, самообладание, уверенность, выносливость, самоконтроль);
- моральные (дисциплинированность, организованность, ответственность, трудолюбие, честность);
- интеллектуальные (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, самокритичность, сообразительность);
- коммуникативные (общительность, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, сопереживание).
Сочетание и выраженность данных качеств показывает успешность адаптации к деятельности в условиях ИУ
Ковалев О.Г. считает, что процесс адаптации молодого сотрудника - это целенаправленная, совместная работа администрации, кадрового и воспитательных аппаратов, психологов, наставников по формированию профессиональной культуры сотрудника.
Проблема адаптации к условиям профессиональной деятельности исследовалась и отечественными и зарубежными учеными.
Так, согласно определению Степановой О.Н., психологическая профессиональная адаптация - это процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду.
При этом профессиональная адаптация рассматривается Степановой О.Н. не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств. В состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Так, Степанова О.Н. считает залогом успешной адаптации сотрудников, впервые принятых для прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, следующие факторы:
- тщательный отбор и изучение в период приема на работу;
- уровень знаний, внутренней мотивации и индивидуально-психологические особенности личности.
К профессионально важным качествам, необходимым для процесса успешной адаптации молодого сотрудника к условиям службы в пенитенциарных учреждениях, ряд авторов относят следующие:
- нравственная активность, эмоциональная устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическая готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных;
- дисциплинированность, решительность, принципиальность, умение сохранять самообладание и действовать в экстремальных ситуациях, наличие значительных физических и моральных сил, гибкое профессиональное мышление, высокий уровень психологической устойчивости;
- достаточный уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности, наличие опыта построения контактов с людьми, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия групповых норм коллектива пенитенциарного учреждения;
- развитые ценностные ориентации сотрудника, гибкость мышления, эмоционально-волевая устойчивость.
Коржова О.В. предлагает учитывать при проведении адаптационных мероприятий с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы, кроме индивидуально-личностных особенностей каждого, ещё и общие возрастные особенности периода «ранней взрослости» (в среднем от 20 до 27 лет) [3].
Бодалев А.А. справедливо подчеркивает важность для данного возраста эмоционального компонента межличностных отношений, выступающего в качестве ценности и вызывающего отклики и переживания. По мнению этого ученого, указанный компонент оказывает большое влияние на цели, активность, поступки [2, С. 34-112].
При этом важной стороной процесса адаптации Барановский Н.Н. считает социализацию, которая отражает способность сотрудника адекватно воспринимать предполагаемую социальную роль. Поступление на службу в уголовно-исполнительную систему, согласно мнению Барановского Н.Н., накладывает на молодого сотрудника не только определенные обязанности, но и требует от него исполнения конкретной социальной роли [1, С. 7-48].
Коржова О.В. приоритетную роль в профессиональном становлении молодых сотрудников отводит психологам, наставникам и руководителям по линии воспитательных служб, принимая во внимание ещё и тот факт, что в силу описанных выше возрастных особенностей, для молодого сотрудника необходимо доверие его возможностям и способностям со стороны наставников, непосредственных начальников и коллег [3].
Коржова О.В. определяет в качестве составляющих процесса адаптации молодого сотрудника уголовно-исполнительной системы к условиям служебной деятельности следующие:
- формирование позитивного отношения к выбранной профессии, стремление к самосовершенствованию и достижению профессиональной идентичности;
- развитие профессионально-важных качеств и свойств;
- обучение молодых сотрудников навыкам психической саморегуляции состояний с целью формирования психологической устойчивости, уверенности в своих силах и способностях, что позволяет реализовать мотив самопринятия и самопризнания;
- создание и поддержание в коллективе атмосферы сплоченности и слаженности, позволяющей молодым сотрудникам успешно адаптироваться и чувствовать себя принятыми сослуживцами [3].
Таким образом, процесс адаптации очень важен в профессиональном становлении сотрудника, степень его успешности напрямую влияет на всю дальнейшую службу в уголовно-исполнительной системе. Кроме того, успешная адаптация молодого сотрудника к специфическим условиям служебной деятельности уже на этапе его первых лет службы
является ранней профилактикой эмоционального и профессионального выгорания, неизбежно сопутствующего деятельности специалистов помогающих профессий, к которым можно отнести и деятельность любого из сотрудников пенитенциарной системы, взаимодействующего, либо напрямую с осужденными, либо с сотрудниками, находящимися с ними в непосредственном контакте.
Ведущую роль в помощи молодым сотрудниками в период их адаптации к условиям служебной деятельности исследователи отводят наставникам и психологам, которые, сопровождая их в этот сложный период профессионального становления дают возможность не растратив собственные внутренние ресурсы, приобрести необходимые для качественного исполнения их должностных обязанностей знания, умения и навыки.
Однако, какими бы эффективными и насыщенными ни были мероприятия, проводимые в учреждениях с молодыми сотрудниками с целью помощи им в успешной адаптации к условиям службы в исправительном учреждении, все они должны лечь на благодатную почву, которой являются индивидуальные особенности вновь принятого на службу молодого сотрудника. Только качественный профессиональный отбор, дальнейшее мотивирование (как материальное, так и нематериальное) к добросовестному исполнению служебных обязанностей в сочетании со стремлением самого молодого сотрудника служить верой и правдой в уголовно-исполнительной системе, могут в комплексе дать необходимый эффект и свести к минимуму вероятность недобросовестного отношения сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барановский, Н.Н. Профессиональная адаптация молодых сотрудников, принятых на службу в УИС: методические рекомендации / Н.Н. Барановский, В.М. Демин, Н.Г. Соболев. - Тверь : [б.и.], 2007. - 48 с.
2. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. - М. : Наука, 1998.
- 168 с.
3. Коржова, О.В. О психологическом сопровождении профессионального становления молодых сотрудников отдела специального назначения / О.В. Коржова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 6. - С. 11-14.
REFERENCES
1. Baranovsky, N.N., Demin, V.M. and Sobolev, N.G. (2007), Professional adaptation of young employees accepted for service in the UIS, Tver.
2. Bdalev, A. A. (1998), The of the development of an adult, Science, Moscow.
3. Korzhova, O.V. (2015), "On the psychological support of the professional development of young employees of the special forces department", Vedomostipenal system, No. 6, pp. 11-14.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2020