УДК 316.6
В.Н. Соснина
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ К СЛУЖБЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Рассматривается проблема адаптации сотрудников к служебной деятельности в уголовноисполнительной системе. Процесс социально-психологической адаптации понимается как фактор, влияющий на успешное продвижение сотрудника в служебной деятельности, профессиональном росте и самосовершенствовании.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, наставничество, социально-
психологический климат, психолого-педагогическое сопровождение.
VN Sosnina
PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF EMPLOYEES TO SERVICE IN CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM
The article deals with the problem of employees’ professional adaptation to service in criminal executive system. The process of social-psychological adaptation is understood as the factor influenced on successful progress of employees in service activity, professional growth and self-perfection.
Key words: social-pedagogical adaptation, tutoring, social-psychological climate, psychological-pedagogical help.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, существенного расширения ее деятельности значительно возросла потребность в профессионально подготовленных кадрах и обеспечении задач по исполнению уголовных наказаний.
За последние годы отмечается высокая текучесть кадров, снижение уровня профессиональной подготовки среди сотрудников и атмосфера напряженности в коллективах УИС. В связи с постоянным обновлением состава сотрудников УИС важное значение имеет период адаптации к служебной деятельности.
Проблема адаптации, адаптационных механизмов в процессе профессионализации личности рассматривалась в работах А.А. Баранова, Э.Ф. Зеер, И.Н. Никишиной, А.В. Осницкого, В.А. Самойловой.
Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптации. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь принятого сотрудника УИС свои сложности, затруднения, проблемы.
Причинами затруднений, как правило, выступают:
- недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой служебной ситуации и найти правильное решение;
- отсутствие необходимого опыта и квалификации, большинство сотрудников поступающих на службу не имеет специального образования;
- необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые служебные обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;
- недостаточное представление о нормах профессионально-служебного поведения и неумение презентовать себя как специалиста, сотрудника;
- необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе [2, с.272].
Служба в уголовно-исполнительной системе имеет особенности, значимые для адаптации молодых сотрудников. Выделим некоторые:
-учреждения УИС являются закрытыми, изолированными от общества, вследствие постоянного контакта сотрудников с криминогенной социальной средой возникает психоэмоциональ-
2010/1
ное напряжение;
-труд в УИС имеет строго режимный характер, приближенный к службе в армии: своевременная явка на работу, нельзя оставлять пост без разрешения вышестоящего начальства, сотрудник должен постоянно быть бдительным, физически здоровым и психологически подготовленным;
-пребывание на службе связано с соблюдением субординаций к вышестоящим начальникам и выполнением правил взаимоотношений с осужденными. Поэтому в период адаптации начинающий сотрудник сталкивается с множеством неблагоприятных факторов.
В своей статье мы остановимся на одном из видов адаптации: социально-психологической -это приобретение людьми социально-психологического статуса, овладение ими социальными ролевыми функциями. «В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается привыкание личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах» [3, с.12].
Отсюда следует, что без адаптации, при отсутствии достаточной степени приспособленности человека к условиям жизни и деятельности не будет ожидаемых результатов в работе, не говоря об успехах [5,с.444].
В процессе прохождения социально-психологической адаптации человек:
- достигает равновесия в отношении «личность — социальная среда» и регулирует общение, взаимоотношения и взаимодействия с другими;
- у него формируется определенная эмоционально-комфортная позиция;
- повышается эффективность его работы;
- улучшается психическое здоровье, возрастает уверенность, появляется больше предпосылок для самореализации;
- может больше проявлять инициативы, активности и творчества.
Важным направлением работы в психолого-педагогическом сопровождении молодых сотрудников в период адаптации является наставничество. В уголовно-исполнительной системе, согласно Положению о наставничестве в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, наставники закрепляются над лицами, впервые принятыми на службу в УИС на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, а также над сотрудниками, перемещенными по службе на вышестоящие должности.
Закрепление наставника призвано обеспечивать целенаправленное введение молодого сотрудника в служебный коллектив, его профессиональное становление, развитие необходимых навыков и личностных качеств, для успешного выполнения служебных обязанностей. Наставничество устанавливается продолжительностью на один год с момента назначения на должность [4, с.2].
В положении о наставничестве основными задачами выделяются:
1. Адаптация молодых сотрудников к службе в УИС, приобщение к жизни коллектива подразделения, к новым условиям, ориентирование на усвоение положительных традиций, глубокое осознание служебного долга и требований присяги.
2. Обучение молодых сотрудников профессиональному мастерству, формам и методам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, мобилизация на образцовое выполнение служебных задач, повышение квалификации спортивно-физической подготовки, умение владеть табельным оружием, оказание поддержки в преодолении трудностей.
3. Формирование у молодых сотрудников необходимых устойчивых морально-волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, профессиональной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам и других профессионально-важных качеств [4, с.7].
Наставники назначаются из числа наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, пользующихся авторитетом в коллективе.
Как правило, работа с молодым сотрудником осуществляется в четыре этапа:
- на первом этапе обязательно планируются мероприятия по изучению личных и деловых
качеств подшефного, в том числе результатов тестирования, его семьи, степени готовности к несению службы, оказанию повседневной помощи в работе, вовлечение в общественную жизнь учреждения;
- на втором этапе главное внимание сосредоточивается на углубленном изучении вопросов, касающихся служебных обязанностей, устранение недостатков, закреплении профессиональных навыков, знаний приказов и инструкций. Предусматриваются меры по контролю, оказанию помощи в выполнении общественных поручений, рациональной организации служебного и свободного времени;
- работа третьего этапа строится с учетом приобретения молодым сотрудником определенных практических навыков. Постоянное пополнение знаний, расширение кругозора, стремление к повышению результативности службы, наработке своих собственных приемов и навыков действий в конкретных служебных ситуациях;
- на четвертом этапе предусматриваются меры, связанные с подготовкой молодого сотрудника к аттестации. На аттестационной комиссии подразделения у молодого сотрудника проверяется знание приказов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, учитывается степень адаптированности к службе, готовность принимать самостоятельные решения, знание обязанностей по его профилю службы.
По окончанию испытательного срока, молодые сотрудники проходят повторное психодиагностическое обследование в Центре психофизиологической диагностики, где выносится заключение о продолжение службы в УИС.
В практике работы психологов в подразделениях уголовно-исполнительной системы с молодыми сотрудниками проводятся различные занятия по психологическому просвещению, социально-психологические тренинги общения, личностного роста. В данное время во всех учреждениях УФСИН Республики Бурятия оборудованы кабинеты психологической разгрузки для сотрудников, используются психотерапевтические методы профилактики стресса с личным составом. Психологами применяются аутогенная тренировка снятия стресса, усталости, музыко-терапия, арт-терапия. Молодые сотрудники обучаются различным приемам развития профессионально важных качеств восприятия, например, даются упражнения «Ориентирование в пространстве», «Глазомер», «Звуки», «Осязание», «Образная память», «Зрительное воображение» и другие методы и приемы.
Психолого-педагогическое сопровождение наставника, психолога в период адаптации в основном заключается в том, чтобы молодому сотруднику помочь освоить нормы служебного поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. Психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.
Таким образом, успешное прохождение процесса адаптации является необходимым условием дальнейшего продвижения сотрудника в служебной деятельности, профессиональном росте и самосовершенствовании.
Литература
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст]. - Минск, 1976. - 220 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий [Текст]. - М., 2006. - 336 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник [Текст]. - Минск: Харвест, 2004.
4. Положение о наставничестве в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний (приложение №4 к приказу ФСИН России №390 от 14.06. 2006 г.).
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 541 с.
Соснина Валентина Николаевна, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета.
Sosnina Valentina Nikolaevna, postgraduate student of department of pedagogy of Buryat State University.