Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации и системы ценностей сотрудников уголовно-исполнительной системы города Оренбурга'

Особенности социально-психологической адаптации и системы ценностей сотрудников уголовно-исполнительной системы города Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEES CRIMINALLY-ЕХECUTIVE SYSTEM / ОРЕНБУРГ / ORENBURG / THE BASIS OF IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трифонова Елена Александровна

Данная проблема имеет важные социально-психологические аспекты. Анализ результатов позволяет рассматривать ее системно, так как работа сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Многочисленные изменения, которые происходят в уголовно-исполнительной системе предъявляют качественно иные требования к деятельности сотрудников, поэтому сегодня под особым вниманием психологов находится решение проблемы адаптации молодых сотрудников в период их становления, развития и совершенствования, поступивших на службу в учреждения ФСИН России. Социальная адаптация как процесс идет непрерывно и связана с периодами кардинальных изменений в деятельности индивида и его окружения. Ко всем психологическим трудностям, которые испытывают молодые сотрудники, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой социальной ситуацией. Практически разрушена старая система социальных координат, высокая степень нестабильности, материальные трудности ведут к тому, что молодежь с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день. Исходя из этого, значимым представляется изучение особенностей социальной адаптации и системы ценностных ориентаций, влияющей на эту адаптацию сотрудников УИС. Целью нашего эмпирического исследования является выявление особенностей социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций сотрудников УИС и разработка направлений психопрофилактической работы с ними в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трифонова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND VALUE SYSTEM OF EMPLOYEES OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE CITY OF ORENBURG

This problem has important social and psychological aspects. Analysis of the results allows to consider it systematically, because the work of employees of criminal-executive system occurs in constant stress. Numerous changes that occur in the penal system make qualitatively different demands on activities of employees, so today, under the attention of psychologists is the solution to the problem of adaptation of young employees during their period of formation, development and improvement, entered the service in the penitentiary institutions of Russia. Social adaptation as a process is continuous and is associated with periods of drastic changes in the activities of the individual and his environment. For all the psychological difficulties faced by young employees in our country and added those arising from the difficult social situation. Almost destroyed the old system of social coordinates, a high degree of instability, financial difficulties lead to the fact that youth with anxiety and fear of looking into the future. Based on this, important is to study the peculiarities of social adaptation and the system of value orientations that affect this adaptation of the prison staff. The aim of our empirical study is to identify the peculiarities of socio-psychological adaptation and value orientations of the prison staff and the development of areas of psycho-prophylactic work with them in the future.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации и системы ценностей сотрудников уголовно-исполнительной системы города Оренбурга»

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

© 2016

Трифонова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры «Социальная психология»

Оренбургский государственный университет (460000, Россия, Оренбург, проспект Победы 13, e-mail: elenat56rus@yandex.ru)

Аннотация. Данная проблема имеет важные социально-психологические аспекты. Анализ результатов позволяет рассматривать ее системно, так как работа сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Многочисленные изменения, которые происходят в уголовно-исполнительной системе предъявляют качественно иные требования к деятельности сотрудников, поэтому сегодня под особым вниманием психологов находится решение проблемы адаптации молодых сотрудников в период их становления, развития и совершенствования, поступивших на службу в учреждения ФСИН России. Социальная адаптация как процесс идет непрерывно и связана с периодами кардинальных изменений в деятельности индивида и его окружения. Ко всем психологическим трудностям, которые испытывают молодые сотрудники, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой социальной ситуацией. Практически разрушена старая система социальных координат, высокая степень нестабильности, материальные трудности ведут к тому, что молодежь с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день. Исходя из этого, значимым представляется изучение особенностей социальной адаптации и системы ценностных ориентаций, влияющей на эту адаптацию сотрудников УИС. Целью нашего эмпирического исследования является выявление особенностей социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций сотрудников УИС и разработка направлений психопрофилактической работы с ними в дальнейшем.

Ключевые слова: личность, адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, социально - психологическая адаптация, исследование, основа мировоззрения, система ценностей, сотрудники уголовно-исполнительной системы, Оренбург

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND VALUE SYSTEM OF EMPLOYEES OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE CITY OF ORENBURG

© 2016

Trifonova Elena Aleksandrovna, assistant professor of the chair «Social psychology»

Orenburg State University (460000, Russia, Orenburg, street Pobedy 13, e-mail: elenat56rus@yandex.ru)

Abstract. This problem has important social and psychological aspects. Analysis of the results allows to consider it systematically, because the work of employees of criminal-еxecutive system occurs in constant stress. Numerous changes that occur in the penal system make qualitatively different demands on activities of employees, so today, under the attention of psychologists is the solution to the problem of adaptation of young employees during their period of formation, development and improvement, entered the service in the penitentiary institutions of Russia. Social adaptation as a process is continuous and is associated with periods of drastic changes in the activities of the individual and his environment. For all the psychological difficulties faced by young employees in our country and added those arising from the difficult social situation. Almost destroyed the old system of social coordinates, a high degree of instability, financial difficulties lead to the fact that youth with anxiety and fear of looking into the future. Based on this, important is to study the peculiarities of social adaptation and the system of value orientations that affect this adaptation of the prison staff. The aim of our empirical study is to identify the peculiarities of socio-psychological adaptation and value orientations of the prison staff and the development of areas of psycho-prophylactic work with them in the future.

Keywords: personality, adaptation, psychological adaptation, social adaptation, socio - psychological adaptation, research, the basis of ideology, system of values, employees criminally-ехecutive system, Orenburg

Исследование социально-психологической адаптации представляет одну из насущных проблем современной психологии, так как возможны различные изменения в характере людей, приводящие к разной степени нарушениям взаимодействия их с социальной средой, характер нарушения данного взаимодействия и его последствия имеют огромное значение для общества в целом.

Общие закономерности социальной адаптации личности опираются на теоретические разработки, представленные в трудах классиков психологической науки: И.С.Кона [6], Э.Эриксона [13], А. Маслоу[7] и др. Ориентируются на масштабные разработки социальных психологов по проблемам психологии больших групп, межгруппового взаимодействия и межличностного общения: В.С.Агеева[1], Г.М.Андреевой[2], Г.Г.Дилигенского[9], и др.

Наше исследование проводилось на базе психологической лаборатории Федерального Бюджетного Учреждения «Исправительная колония №8» УФСИН России по Оренбургской области. Выборку составили сотрудники вышеуказанного учреждения в количестве 60 человек, из них 25 женщин и 35 мужчин, стаж работы сотрудников менее 3 лет

Методическим инструментарием в нашем исследовании были выбраны методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; методика ценностных ориентаций М.Рокича.

Для математической обработки данных использовалась статистическая программа «SPSS 13.0», при этом мы использовали такие процедуры, как: расчет описательной статистики (среднее значение, стандартное отклонение); выявление различий с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. [10-12].

Свое исследование мы начали с проведения специализированной анкеты, составленной сотрудниками психологической лаборатории УФСИН России по Оренбургской области. Данная анкета поможет нам в сборе социально-демографических данных о молодых сотрудниках УИС, а также в изучении особенностей мотива выбора профессии, общения и личных качеств сотрудников.

В результате проведенной анкеты выяснилось, что средний возраст сотрудников составляет 26-30 лет (75%); мужской пол - 58%, женский - 42%. Основные мотивы работы при поступлении на службу в УИС- материальная обеспеченность - 40%, повышение в карьере - 30%, работа по специальности - 20%, продолжение семейных традиций- 5%. На вопрос «Взаимодействуете ли вы с коллегами по работе, руководителями?», ответили следующим образом: всегда - 80%, часто - 15%, иногда - 5% и «Эффективно ли разрешаете конфликтные, спорные ситуации?». Всегда - ответило 40% респондентов, часто - 50%, иногда - 10%.

Следующим этапом было проведение диагностики социально-психологической адаптации сотрудни-

ков уголовно-исполнительной системы по методике К.Роджерса, Р.Даймонда, и произведен анализ по показателям «адаптивность-дезадаптивность», в результате чего испытуемые разделились на 2 группы: 1) социально-психологически адаптированные сотрудники УИС и 2)социально-психологические дезадаптированные сотрудники УИС.

Испытуемые, набравшие средний или высокий балл по показателю «адаптивность», попали в 1 группу; а испытуемые, получившие средний или высокий балл по показателю «дезадаптивность», во 2 группу и при анализе результатов мы принимались во внимание остальные показатели шкалы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что 70% молодых сотрудников УИС на момент обследования психо-социально- адаптированы, а 30% находятся в стадии дезадаптации.

Для расширения возможностей качественного анализа общие показатели адаптированности и дезадапти-рованности группируются по 6 факторам, отвечающим этим критериям:

Таблица 1 - Параметры социально-психологической адаптации сотрудников УИС

Из таблицы 1 видно, что многие показатели представленных шкал адаптации соответствуют норме: неприятие себя, внешний контроль, доминирование, уход от проблем. Высокие значения показали шкалы: приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт/ дискомфорт, внутренний контроль, ведомость.

Анализируя полученные результаты испытуемых по шкалам, отвечающим критериям адаптированности, можно отметить, что данной группе свойственно принятие себя и других. Они уверены в себе, довольны своей внешностью, эмоционально стабильны, обладают хорошим уровнем самоконтроля. Также у них отмечается эмоциональный комфорт, то есть низкий уровень тревожности, эмоциональная стабильность, спокойствие, оптимизм. Большинство молодых сотрудников ориентируется на то, что достижение жизненных целей зависит от них самих, то есть формируется определенная система внутреннего самоконтроля, самостоятельности. [3,4]

Как отмечалось ранее, у 30% сотрудников механизмы социально-психологической адаптации нарушены. Для них характерны такие показатели как наличие «защитных барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, возникновение конфликта между непосредственным желанием и стремлением выполнить то, что от него требует начальство, общество. У таких людей часто возникают конфликты с окружающими людьми, присутствует сомнение и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности.

Анализируя полученные результаты по факторам, отвечающим критериям дезадаптированности, можно отметить, что у данной группы испытуемых отмечается неприятие других, что может проявляться в негативной оценке окружающих, неуверенности в себе, тревожности, что вследствие ведет к сложным взаимоотношениях с окружающими, в коллективе, неспособностью мириться с чужими недостатками.

Возможно, в связи с этим, у некоторых сотрудников наблюдается эмоциональный дискомфорт, который проявляется в высоком уровне тревожности, немотивированном беспокойстве, эмоциональной нестабильности. Анализирую полученные данные по критерию ведомость можно отметить, что у сотрудников этой группы отмечен высокий балл по данному критерию.

Молодые сотрудники зависимы от других, не могут справиться самостоятельно с возникающими профессиональными трудностями и проблемами, пассивны, у них отсутствует стремление к лидерству, что может привести, на наш взгляд, к отсутствию желания решать проблемы, стоящие перед ними самостоятельно, низкую вовлеченность в процесс деятельности. Расчет интегральных показателей социально-психологической адаптации молодых сотрудников УИС показал следующие результаты:

Таблица 2 - Интегральные показатели социально-психологической адаптации сотрудников УИС

Шкалы Дзапта ция{А) Самопри-нятнеф Принятие других {]_) Эмоц-ый комфорт (Е) Интерна ль-ность(1) Стремление к доминир ованию да

Интегральные показатели 70,8 80,3 60,8 683 71 50,6

Также высокие значения отмечаются по шкале - ин-тернальность, что, на наш взгляд, может свидетельствовать о наличии ответственности за события, происходящие в жизни и профессиональной деятельности. Такие люди в большей мере принимают ответственность, как правило, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способностями, что говорит о наличии у них внутреннего (интернального) контроля. Наименьшее значение имеет шкала - стремление к доминированию. То есть, можно предположить, что приспосабливаясь к новой работе, коллективу некоторым молодым сотрудникам УИС не свойственна склонность к проявлению доминирования.

Таким образом, проведенная диагностика по методике СПА К.Рождерса Р.Даймонда показала, что 70% сотрудников на момент исследования социально психологически адаптированы. Им свойственно принятие себя и других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль. У остальных 30% сотрудников механизмы социально-психологической адаптации нарушены, что на наш взгляд, связано с трудностями, возникающими на стадии адаптации в процессе общения и взаимодействия в коллективе.

В нашем исследовании мы основывались на положении, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции личности. Для того чтобы понять приоритеты в выборе тех или иных ценностей мы их про-ранжировали, каждая ценность занимает определенное место из 18 возможных.

По результатам исследования по методикам К.Роджерса, М.Рокича, найдем различия в системах ценностных ориентаций у групп социально психологически адаптированных и дезадаптированных сотрудников. Для нахождения различий в двух группах мы воспользовались расчетом и-критерия Манна-Уитни. Сравнивая полученные результаты ранжирования терминальных и инструментальных ценностей у двух групп испытуемых, мы получили следующие результаты:

Параметры социально-психологической адаптации Средние значения параметров со-циально-пси- Установленные границы определения параметров социально-пси-

хологической хологической

адаптации адаптации (нормативы)

Приятие себя 49 22-42

Неприятие себя 26 14-28

Приятие других 25 12-24

Неприятие других 29 14-28

Эмоциональный комфорт 30 14-28

Эмоциональный дискомфорт 31 14-28

Внутренний контроль 65 26-52

Внешний контроль 25 18-36

Доминирование 12 6-12

Ведомость 26 12-24

Эскапизм (уход от проблем) 15 10-20

1

I

1 2 3 4 5 6 7 8 9

□ Гр.адаптир.сотрудников □ Гр.дезадаптир.сотрудников

Рисунок 1- Показатели рангов терминальных ценностей сотрудников УИС

1-активная деятельная жизнь, 2-жизненная мудрость, 3-здоровье, 4-интересная работа, 5- красота природы и искусства, 6-любовь, 7-материально обеспеченная жизнь, 8-наличие хороших и верных друзей, 9- общественное признание, 10-познание, 11- продуктивная жизнь, 12- развитие, 13- развлечения, 14- свобода, 15-счастливая семейная жизнь, 16- счастье других, 17-творчество, 18- уверенность в себе.

Из рисунка 1 можно увидеть, что обе группы сотрудников УИС в системе терминальных ценностных ориентации выделяют в первую очередь такую ценность, как материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), здоровье (физическое и психическое), развитие, что в настоящее время, в связи с ситуацией развития современного общества актуально. Ведь постоянные изменения и трудности в социально-экономической жизни страны оказывают сильное влияние на уровень нашей жизни и выбор ценностей. При дальнейшем рассмотрении системы терминальных ценностей в обеих группах можно увидеть расхождение в системах ценностных ориентаций сотрудников. Так в первой группе сотрудники поставили при ранжировании на 2 место такую ценность как, интересная работа; а во второй группе - наличие хороших и верных друзей. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что социально- психологически адаптированные сотрудники задумываются на данный момент о своей карьере, о собственном престиже, о том, как найти хорошую работу и удовлетворить свои материальные потребности. Но хотелось бы отметить, что в последние годы наблюдается обесценивание подлинных ценностей в работе, таких как стремление к самовыражению, необходимость творчества. Эти гуманистические ценности заменяются такими, как важность престижной должности и чувство защищенности, основанное на обладании деньгами. Содержание видов на будущее больше личное, чем общественное и больше пассивное, чем инициативное, что связано, на наш взгляд с влиянием общества на личность, и постоянными изменениями и трудностями в социально- экономической жизни страны. А у сотрудников, где механизм социально - психологической адаптации нарушен, такая ценность, как интересная работа ставится лишь на 5 место, а такая ценность, как уверенность в себе ставится ими на 3 место. Это говорит о том, что сотрудники этой группы зависимы от других, несамостоятельны, испытывают эмоциональный дискомфорт, (что было подтверждено и результатами методики диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса). Поэтому этой ценности (уверенность в себе) молодым сотрудникам не хватает в общественной жизни и при взаимодействии с окружающими. Такая ценность, как счастливая семейная жизнь волнует и значима для обеих групп испытуемых, так в семье мы находим поддержку, общение и т.п. и поэтому эта ценность имеет важное значение для сотрудников УИС в их иерархии ценностей.

В группе социально психологически адаптированных сотрудников отмечаются как значимые, такие ценности, как: общественное признание, развлечения (4-6 места). А группа социально психологически дезадаптированных сотрудников придают данным ценностям не столь важное значение и ставят их лишь на (12-13 места).

Такие нравственные ценности, как (творчество, красота природы) совсем мало востребованы испытуемыми и занимают последние места в ранге терминальных ценностей. Так, если сравнивать показатели по группам с помощью критерия Манна-Уитни, то значимые различия наблюдаются по таким терминальным ценностям, как интересная работа (и=255, р<0,01), общественное ™чзнание (и=210,5, р<0,01), любовь ( и =271,5 при р < 0,01), счастье других (и=210,4, р<0,01).

Сравнивая полученные результаты ранжирования инструментальных ценностей у двух групп испытуемых, мы получили следующие результаты, которые представлены на рисунке 2.

ЩЩ 1 1

■ ■1 Ш\Щ

п [ 1 1 1 Г

I П 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

□ Гр.адаптир.сотрудников □ Гр.дезадаптир.сотрудников

Рисунок 2- Показатели рангов инструментальных ценностей сотрудников УИС

1-аккуратность, 2-воспитанность, 3-высокие запросы, 4-жизнерадосность, 5-исполнителиность, 6-неза-висимость, 7-непримиримость к недостаткам в себе и других, 8-образованность, 9-ответственность, 10-рацио-нализм, 11-самоконтроль, 12- смелость в отстаиваниях своего мнения, 13-твердая воля, 14-терпимость, 15- широта взглядов, 16- честность, 17- эффективность в делах, 18- чуткость.

Анализируя иерархию инструментальных ценностей, можно также заметить различия в системе ценностных ориентации сотрудников УИС

Видно, что в группе социально психологически адаптированных сотрудников на первые места ставятся такие ценности как, образованность, независимость, так как молодые сотрудники понимают, что образование, престижная работа, самостоятельность, желание справляться с возникающими трудностями помощи важно в наше время. То есть на первые места выходят ценности, направленные на собственное совершенствование и развитие. У дезадаптированных сотрудников, на первых местах также стоят такие ценности как, образованность, воспитанность, то есть ценности направленные на совершенствование и развитие себя. На 3 месте находится ценность -непримиримость к недостаткам других. Этим людям, возможно, трудно завязать прочные дружеские отношения, у них присутствуют трудности в межличностном взаимодействии, связанные с неумением общаться, недостаточным развитием коммуникативных навыков. В то время, как у социально- психологически адаптированных сотрудников эта ценность занимает лишь 7 место. Можно увидеть, что в обеих группах с небольшим расхождением средние места (5-10) занимают такие моральные ценности - смелость, воспитанность, твердая воля. А далее имеет место такой факт, что в группе социально психологически адаптированных сотрудников и в группе, где этот механизм нарушен, последние места занимают такие нравственные ценности как терпимость, чуткость, что характерно для наших дней. Так как сейчас на первые места выступают материальные ценности, а моральные и нравственные теряют свою актуальность в связи с низким уровнем жизни, нестабильностью в обществе. Так, если сравнивать показатели по группам с помощью критерия Манна-Уитни, то значимые различия наблюдаются по таким инструмен-

8-

б-

0-

тальным ценностям, как непримиримость к недостаткам как своим, так и других (U=236,2 p<0,01), аккуратность (U=231,5, p<0,01), высокие запросы ( U =251,5 при р< 0,01), честность (U=232,4, p<0,01).

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Проведенная диагностика по методике социально-психологической адаптации К.Роджерса Р.Даймонда показала, что 70% сотрудников на момент исследования социально психологически адаптированы. Им свойственно принятие себя и других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль. У остальных 30% молодых сотрудников УИС механизмы социально-психологической адаптации нарушены, что на наш взгляд связано с трудностями, возникающими на стадии адаптации к службе, в процессе общения и взаимодействия в коллективе.

2.У группы адаптированных сотрудников УИС, принимавших участие в исследование, на первый план в системе терминальных ценностей выступает, прежде всего, осуществление личных целей и интересов, Отмечается также направленность на материальные ценности, но также наблюдается заинтересованность в решении групповых и общественных проблем.

3.В иерархии инструментальных ценностей на первые места у адаптированных сотрудников УИС выступают ценности, направленные на собственное нравственное совершенствование и развитие. Малозначимы для сотрудников УИС цели, соответствующие таким параметрам, которые отражают отношение к другим людям.

4.Для группы дезадаптированных молодых сотрудников УИС значимыми в системе терминальных ценностей являются материальные ценности и ценности индивидуальной самореализации, менее выражена направленность на ценности социальной успешности.

5.Анализируя инструментальные ценности можно увидеть, что на первые места выступают ценности, направленные на собственное нравственное совершенствование и развитие. Малозначимы для этой группы сотрудников моральные ценности и ценности, соответствующие параметрам, которые отражают отношение к другим людям.

6.В системах ценностных ориентаций сотрудников УИС наблюдаются как совпадения, так и различия, которые могут зависеть от личностных особенностей испытуемых. Значимые различия наблюдаются по таким терминальным ценностям, как интересная работа, общественное признание, любовь, счастье других. В системе инструментальных ценностей значимые различия отмечены по ценностям- непримиримость к недостаткам как своим, так и других, аккуратность, высокие запросы , честность.

В дальнейшем, актуальным представляется идея изучения системы ценностей и личностных особенностей сотрудников уголовно- исполнительной системы г. Оренбурга, учитывая фактор гендерной принадлежности испытуемых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.138с.

2. Андреева, Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1988.111с.

3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности /Г.А. Балл // Вопросы психологии. 1989. № 1. С.92 - 100.

4. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин.- Л.: Наука, 1988.С.120-128.

5. Большой психологический словарь под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-еврознак, 2006. 672 с.

6. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. - 1987. - Т.8. № 4. С. 126-137.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ.

А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.

8. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А. и др. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под редакцией Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003.448 с.

9. Психология развития./ Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М. 2005. 524 с.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред.Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.

11. Реан А.А. Психология адаптации личности /А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-еврознак, 2008. 479 с.

12. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. 350 с.

13. Эриксон, Э. Детство и общество.- СПб., 1996. С.54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.