Научная статья на тему 'Характеристика психологического благополучия сотрудников в зависимости от срока службы в уголовноисполнительной системе Российской Федерации'

Характеристика психологического благополучия сотрудников в зависимости от срока службы в уголовноисполнительной системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
места лишения свободы / сотрудники / психологическое благополучие / срок службы в уголовно-исполнительной системе / places of deprivation of liberty / employees / psychological well-being / length of service in the penitentiary system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эльвира Викторовна Зауторова, Фаина Ильинична Кевля

Сегодня актуальна проблема психологического благополучия личности. Целью исследования явилось изучение психологического благополучия сотрудников УИС с различным сроком службы. Научная и практическая значимость работы заключается в том, что при помощи опросника Рифф К. была определена выраженность основных составляющих психологического благополучия личности. Подтверждением вывода о том, что у сотрудников со сроком службы менее 5 лет отмечается более высокий уровень психологического благополучия по сравнению с сотрудниками, которые служат более 5 лет, явилось сравнение показателей в изучаемых группах при помощи U-критерия Манна – Уитни. Выявленные особенности позволяют говорить о наличии коммуникативных и личностных проблем у лиц, срок службы которых составляет более 5 лет. Методология исследования базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях пенитенциарных психологов и педагогов. По результатам исследования отмечено, что в группе сотрудников, срок службы которых в УИС превышает 5 лет, преобладает психологическое неблагополучие, отмечается наличие эмоционального дискомфорта, выражена склонность к депрессиям и тревогам и так далее. Полученные данные необходимо использовать в коррекционном процессе с данной категорией сотрудников, акцентируя внимание на развитии коммуникативных качеств личности, межличностного взаимодействия, адаптации к служебной деятельности. Практическое значение итогов исследования заключается в определении особенностей психологического благополучия сотрудников с различным сроком службы в УИС, которое необходимо поддерживать и укреплять для успешного выполнения служебно-профессиональных и жизненных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эльвира Викторовна Зауторова, Фаина Ильинична Кевля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the psychological well-being of employees depending on the length of service in the penitentiary system of the Russian Federation

Today the problem of the psychological well-being of the individual is relevant. The aim of the study was to study the psychological well-being of employees of the penitentiary system with different lengths of service. The scientific and practical significance of the work lies in the fact that with the help of the Riff K. questionnaire, the severity of the main components of the psychological well-being of the individual was determined. Confirmation of the conclusion that employees with a service life of less than 5 years have a higher level of psychological well-being compared to employees who serve more than 5 years was a comparison of indicators in the studied groups using the Mann-Whitney U-test. The revealed features allow us to speak about the presence of communicative and personal problems in persons whose service life is more than 5 years. The research methodology is based on fundamental and applied research of penitentiary psychologists and educators. According to the results of the study, it was noted that in the group of employees whose service life in the penitentiary system exceeds 5 years, psychological distress prevails, emotional discomfort is noted, a tendency to depression and anxiety is expressed, and so on. The obtained data should be used in the correctional process with this category of employees, focusing on the development of the communicative qualities of the individual, interpersonal interaction, and adaptation to official activities. The practical significance of the results of the study is to determine the characteristics of the psychological wellbeing of employees with different periods of service in the penal system, which must be maintained and strengthened for the successful performance of professional and life tasks.

Текст научной работы на тему «Характеристика психологического благополучия сотрудников в зависимости от срока службы в уголовноисполнительной системе Российской Федерации»

УДК 159.9

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-243-8-57-66

ЭЛЬВИРА ВИКТОРОВНА ЗАУТОРОВА

профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, ведущий научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор И elvira-song@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1334-2654 Вологда, Москва

ФАИНА ИЛЬИНИЧНА КЕВЛЯ

старший научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор И fkevlya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9603-6523 Москва

Характеристика психологического благополучия сотрудников в зависимости от срока службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

Аннотация. Сегодня актуальна проблема психологического благополучия личности. Целью исследования явилось изучение психологического благополучия сотрудников УИС с различным сроком службы. Научная и практическая значимость работы заключается в том, что при помощи опросника Рифф К. была определена выраженность основных составляющих психологического благополучия личности. Подтверждением вывода о том, что у сотрудников со сроком службы менее 5 лет отмечается более высокий уровень психологического благополучия по сравнению с сотрудниками, которые служат более 5 лет, явилось сравнение показателей в изучаемых группах при помощи Ц-критерия Манна - Уитни. Выявленные особенности позволяют говорить о наличии коммуникативных и личностных проблем у лиц, срок службы которых составляет более 5 лет. Методология исследования базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях пенитенциарных психологов и педагогов. По результатам исследования отмечено, что в группе сотрудников, срок службы которых в УИС превышает 5 лет, преобладает психологическое неблагополучие, отмечается наличие эмоционального дискомфорта, выражена склонность к депрессиям и тревогам и так далее. Полученные данные необходимо использовать в коррекционном процессе с данной категорией сотрудников, акцентируя внимание на развитии коммуникативных качеств личности, межличностного взаимодействия, адаптации к служебной деятельности. Практическое значение итогов исследования заключается в определении особенностей психологического благополучия сотрудников с различным сроком службы в УИС, которое необходимо поддерживать и укреплять для успешного выполнения служебно-профессиональных и жизненных задач.

Ключевые слова: места лишения свободы, сотрудники, психологическое благополучие, срок службы в уголовно-исполнительной системе

Для цитирования

Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Характеристика психологического благополучия сотрудников в зависимости от срока службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 8. С. 57-66. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-243-8-57-66.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)

© Зауторова Э. В., Кевля Ф. И., 2022_

ELVIRA V. ZAUTOROVA

Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the VILE of the FPS of Russia, Leading Researcher of the Division of Development of Methodologies for Social, Psychological, Educational and Pedagogical Work with Convicts of the Research Center-2 of the Federal Governmental Institution Research Institute of the FPS of Russia, Corresponding member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education, Doctor of Pedagogy, Professor M elvira-song@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1334-2654 Vologda, Moscow

FAINA I. KEVLYA

Chief Researcher of the Division for Psychological Support of the Professional Activities of the Penitentiary System Officers of the Research Center-2 of the Federal Governmental Institution Research Institute of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogy, Professor M fkevlya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9603-6523 Moscow

Characteristics of the psychological well-being of employees depending on the length of service in the penitentiary system

of the Russian Federation

Abstract. Today the problem of the psychological well-being of the individual is relevant. The aim of the study was to study the psychological well-being of employees of the penitentiary system with different lengths of service. The scientific and practical significance of the work lies in the fact that with the help of the Riff K. questionnaire, the severity of the main components of the psychological well-being of the individual was determined. Confirmation of the conclusion that employees with a service life of less than 5 years have a higher level of psychological well-being compared to employees who serve more than 5 years was a comparison of indicators in the studied groups using the Mann-Whitney U-test. The revealed features allow us to speak about the presence of communicative and personal problems in persons whose service life is more than 5 years. The research methodology is based on fundamental and applied research of penitentiary psychologists and educators. According to the results of the study, it was noted that in the group of employees whose service life in the penitentiary system exceeds 5 years, psychological distress prevails, emotional discomfort is noted, a tendency to depression and anxiety is expressed, and so on. The obtained data should be used in the correctional process with this category of employees, focusing on the development of the communicative qualities of the individual, interpersonal interaction, and adaptation to official activities. The practical significance of the results of the study is to determine the characteristics of the psychological well-being of employees with different periods of service in the penal system, which must be maintained and strengthened for the successful performance of professional and life tasks.

Keywords: places of deprivation of liberty, employees, psychological well-being, length of service in the penitentiary system

For citation

Zautorova E. V., Kevlya F. I. Characteristics of the psychological well-being of employees depending on the

length of service in the penitentiary system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2022.

No. 8. P. 57-66. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-243-8-57-66.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

В настоящее время достаточно актуальной является проблема психологического благополучия личности. Собственно благополучие личности - сложная комплексная структура переживания субъектом отдельных аспектов своего существования и жизни в целом, действующая по принципу накопления [1, 2]. Карапетян Л. В. отмечает, что это интегрированное доминирующее настроение складывается от того, насколько в деятельности реализованы потребности личности с учетом культурно признанных нормативов, индивидуальных представлений, ценностей и уровня притязаний [3].

Теоретико-методологической основой исследования послужили концепция субъективного благополучия (Динер Э., Куликов Л. В., Шамионов Р. М.), концепция психологического благополучия (Рифф К., Фесенко П. П., Шевеленко-ва Т. Д.), концепция личностного благополучия (Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В.).

В зарубежной психологии Рат Т. и Хар-тер Дж. [4] среди элементов благополучия выделяют следующие жизненные сферы:

- профессиональное благополучие (карьера, призвание, профессия или работа);

- физическое благополучие (крепкое здоровье);

- социальное благополучие (важность ближнего окружения и социальных взаимоотношений);

- финансовое благополучие (финансовая безопасность, удовлетворенность своим уровнем жизни);

- благополучие в среде проживания (безопасность, собственный вклад в развитие общества).

При этом успех должен присутствовать во всех пяти элементах, так как достижения в одной сфере не способны компенсировать неудачу в других.

Аргайл М. отмечает, что психологическое благополучие имеет следующие компоненты:

1) внешние критерии «нормативности» (соответствие системе ценностей, принятой в культуре);

2) понятие удовлетворенности жизнью и связываемая со стандартами респондентов в отношении их внутренних нормативов «хорошая жизнь»;

3) обыденное понимание счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными [5].

Как отмечает Селигман М., составляющими благополучия являются вовлеченность, смысл, позитивные эмоции, достижения (успех, победы), отношения с окружающими (связаны с вовлеченностью, позитивными эмоциями, достижениями) [6]. Некоторые компоненты оцениваются человеком объективно, иные же - субъективно, на основе самооценки. При этом каждый элемент способствует достижению более высокого уровня благополучия, которое не сводится ни к одной из этих составляющих. Делая определенный жизненный выбор, человек стремится достичь наибольшего успеха в каждой составляющей.

Сегодня проблема психологического благополучия, как отмечали авторы ранее, все более актуальна для сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС), профессиональная деятельность которых зачастую носит экстремальный характер, отличается строгой правовой регламентацией, несением службы с оружием и со специальными средствами и связана с тесным взаимодействием с криминально опасным контингентом [7].

Суслов Ю. Е. говорит о том, что успешность действий сотрудников пенитенциарных учреждений во многом зависит от уровня психологической устойчивости и готовности учитывать психологические

закономерности служебных ситуаций [8]. Психологическое благополучие сотрудников во многом способно определить особенности взаимоотношений с коллегами, эффективность решения профессиональных задач, стать фактором профилактики негативных социальных и психологических явлений в служебных коллективах, а также личностных и поведенческих деструкций.

Изучением личностных качеств специалиста, сотрудника УИС занимались многие исследователи:

- Рогач В. Г., Поздняков В. М. (психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников УИС, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах);

- Стурова М. П. (нравственное развитие личности сотрудников УИС);

- Литвин Д. В. (смысложизненные ориентации как критерий личностного развития сотрудников ОВД в непрерывном образовании);

- Нефедова Д. И. (ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы);

- Шаранов Ю. А. (психологические особенности деонтологического регулирования поведения сотрудников ОВД);

- Радченко Е. П., Пырченкова Г. С. (коммуникативная компетентность сотрудника правоохранительных органов);

- Кириллова Т. В. (психологические особенности личности молодых сотрудников УИС, исследование устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к воздействию деструктивных факторов, обусловленных профессиональной деятельностью) и другие.

Ученые отмечают, что с увеличением стажа работы и профессионального опыта происходит постепенное накопление психической напряженности личности сотрудника, что повышает вероятность возникновения дезадаптации

и профессиональной деформации, которые во многом определяют и психологическое благополучие человека. Так, по мнению Степановой О. С., на характер профессиональной деятельности оказывает влияние стаж работы в исправительном учреждении: в первый 5-летний период службы происходит адаптация сотрудников, их привыкание и ознакомление с нюансами профессиональной деятельности в структуре УИС, а после 5 лет работы сотрудники уже приняли нормы, правила и особенности профессиональной деятельности и у них отмечаются некоторые психоэмоциональные изменения - меняется отношение к профессиональной деятельности в сторону отстранения, расширяется сфера экономии эмоций, достаточно остро начинают восприниматься психотравмирую-щие обстоятельства, растет неудовлетворенность собой, условиями работы, отношениями с людьми [9].

В связи с этим нами было проведено пилотажное исследование, целью которого явилось изучение психологического благополучия сотрудников отделов воспитательной работы, охраны и режима в возрасте от 25 до 46 лет с различным сроком службы в УИС (до 5 лет - экспериментальная группа 1, 20 человек, мужской пол, высшее образование; от 5 до 10 лет -экспериментальная группа 2, 20 человек, мужской пол, высшее образование), так как «показатели психологического благополучия, степень развития нравственных и деловых качеств, способность к конструктивному общению с окружающими людьми являются наиболее важными факторами эффективного функционирования учреждений и органов УИС», - отмечает Колдунова Д. А. [10]. Исследование проходило на базе исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской и Архангельской областям (сентябрь - октябрь 2021 года).

Нами был выбран опросник «Шкалы психологического благополучия» Рифф К. в модификации Шевеленко-вой Т. Д., Фесенко П. П., представляющий собой адаптированный вариант методики The scales of psychological well-being, разработанной Рифф К., который позволяет определить выраженность основных составляющих психологического благополучия личности (опросник состоит из 60 пунктов, содержит следующие шкалы: «Позитивные отношения», «Автономия», «Управление окружающей средой», «Личностный рост», «Цели в жизни», «Самопринятие») [11].

Рассмотрим результаты изучения психологического благополучия в группе 1 (таблица 1).

Таблица 1

Показатели психологического благополучия, полученные в экспериментальной группе 1 (n = 20) по методике Рифф К. в модификации Шевеленковой Т. Д., Фесенко П. П.

Название шкалы Среднее значение Стандартное отклонение

Позитивные отношения 68,12 8,69

Автономия 58,05 7,88

Управление окружающей средой 61,90 7,51

Личностный рост 59,04 7,52

Цели в жизни 73,20 4,63

Самопринятие 71,03 3,86

Психологическое благополучие 372,40 28,01

Как видно из таблицы, у сотрудников УИС со стажем службы менее 5 лет отмечаются средние значения позитивных отношений (68,12), сотрудники имеют достаточно доверительные отношения с окружающими, способны переживать и проявлять теплоту, осознают, что человеческие отношения выстраиваются на взаимных уступках. Преобладают средние значения автономии как способности быть независимым, нестандартно мыслить и вести себя при отсутствии боязни

противопоставить свое мнение мнению большинства (58,05), то есть сотрудники данной группы преимущественно зависимы от мнения окружающих, при этом оценивают себя в соответствии со своими личными критериями и могут регулировать свое поведение.

Преобладают средние значения по шкале «Управление окружающей средой» (61,90) - такие сотрудники внимательны к предоставляемым возможностям, улавливают обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей, однако не контролируют внешнюю деятельность, не обладают властью над окружением. Также в группе 1 преимущественно выражены средние значения по шкале «Личностный рост» (59,04) - сотрудники в целом принимают себя развивающимися личностями, видят свои улучшения, могут менять свое поведение, меняться в соответствии со своими успехами.

Превалируют высокие значения целей в жизни (73,20) - испытуемые имеют цели в жизни, обладают чувством направленности, видят смысл в опыте прошлого для успешного настоящего, имеют много намерений. Преобладают высокие показатели самопринятия (71,03) - у испытуемых со стажем работы менее 5 лет позитивное отношение к себе, они принимают себя такими, какими не являются в реальности, опыт прошлого оценивают позитивными характеристиками. Также преобладают средние значения психологического благополучия (372,40) - в группе 1 в целом отмечается средняя удовлетворенность своей жизнью, имеется ощущение собственных возможностей, они принимают

себя и развиваются на базе уже имеющегося багажа знаний и опыта, живут осмысленной жизнью.

Продолжим описание результатов исследования при помощи количественно-качественного анализа по данной методике. Распределение испытуемых в группе 1 по уровню выраженности психологического благополучия представлено в таблице 2.

Средние значения по методике Рифф К. «Шкалы психологического благополучия» в группе 2 представлены в таблице 3.

В группе 2 отмечаются средние значения позитивных отношений (средний показатель равен 61), это указывает на то, что сотрудники, стаж службы которых в УИС свыше 5 лет, имеют достаточно доверительные отношения с окружающими, способны заботиться о других.

Таблица 2

Распределение количества испытуемых в экспериментальной группе 1 (п = 20) в зависимости от уровня психологического благополучия

Название шкалы Показатели

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Позитивные отношения 0 (0 %) 17 (85 %) 3 (15 %)

Автономия 0 (0 %) 14 (70 %) 6 (30 %)

Управление окружающей средой 0 (0 %) 18 (90 %) 2 (10 %)

Личностный рост 4 (20 %) 14 (70 %) 2 (10 %)

Цели в жизни 0 (0 %) 14 (70 %) 6 (30 %)

Самопринятие 0 (0 %) 13 (65 %) 7 (35 %)

Психологическое благополучие 0 (0 %) 18 (90 %) 2 (10 %)

Из таблицы видно, что в группе 1 преобладает средний уровень позитивных отношений, автономии, управления окружающей средой, личностного роста, самопринятия, а также психологического благополучия (90 %), отмечается удовлетвореность собственным психологическим благополучием, сотрудники принимают себя, способны самостоятельно регулировать свое поведение, дают себе оценку в соответствии с имеющимися у них личными критериями и так далее (в группе выявлено 10 % лиц с высоким уровнем психологического благополучия).

Таблица 3

Показатели психологического благополучия, полученные в экспериментальной группе 2 (п = 20) по методике Рифф К. в модификации Шевеленковой Т. Д., Фесенко П. П.

Название шкалы Среднее значение Стандартное отклонение

Позитивные отношения 61,00 10,50

Автономия 54,30 10,80

Управление окружающей средой 56,12 9,31

Личностный рост 56,14 8,17

Цели в жизни 47,41 1,54

Самопринятие 46,30 4,32

Психологическое благополучие 288,30 21,70

Отмечаются средние значения автономии (54,30) - сотрудники достаточно самостоятельны и независимы, регулируют собственное поведение, при этом находятся

под влиянием общества, в принятии важных решений прислушиваются к авторитетным мнениям.

У опрошенных в группе 2 преобладают средние значения управления окружающей средой (56,12) - сотрудники могут организовать повседневную деятельность, но не контролируют свое окружение полностью, упускают возможности, не пользуются удачно складывающимися обстоятельствами, отмечается средневы-раженный контроль над событиями. Также преобладают средние показатели личностного роста (56,14) - это значит, что сотрудники в целом принимают себя развивающимися личностями, видят свои улучшения, могут менять свое поведение, меняться в соответствии со своими успехами. Сотрудники УИС в группе 2 в недостаточной мере ставят перед собой цели в жизни (47,41) - их мало, им не хватает чувства направленности целей, убеждения сотрудников данной группы не являются источниками жизненных целей, у них имеется лишь некоторое ощущение собственного развития, они имеют невысокий уровень интереса к жизни.

Выявлен низкий уровень самопринятия (46,30) - сотрудники недовольны собой, беспокоятся по поводу своих личных

качеств, не принимают свои отдельные стороны, критикуют свое прошлое, желают быть не теми, кем они сейчас являются, стараются не допускать сближения в межличностных отношениях, несколько изолированны и фрустрированны. Общее психологическое благополучие у сотрудников группы 2 находится на более низком уровне (288,30), они большей частью не удовлетворены своей жизнью и ее обстоятельствами и часто не верят в свои силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение количества испытуемых в группе 2 в зависимости от уровня психологического благополучия представлено в таблице 4.

Здесь видно, что у сотрудников УИС со стажем службы более 5 лет преобладает средний уровень позитивных отношений, автономии, управления окружающей средой, личностного роста.

В группе 2 преобладает низкий уровень целей в жизни, самопринятия, психологического благополучия. В целом у сотрудников со стажем службы более 5 лет можно отметить пониженный уровень удовлетворенности своей жизнью -отмечается недостаток жизненных целей (95 %), их в жизни недостаточно много, в поиске жизненных целей они больше

Таблица 4

Распределение количества испытуемых в экспериментальной группе 2 (п = 20) в зависимости от уровня психологического благополучия

Название шкалы Показатели

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Позитивные отношения 3 (15 %) 14 (70 %) 3 (15 %)

Автономия 7 (35 %) 8 (40 %) 5 (25%)

Управление окружающей средой 1 (5 %) 18 (90 %) 1 (5 %)

Личностный рост 5 (25 %) 14 (70 %) 1 (5 %)

Цели в жизни 19 (95 %) 1 (5 %) 0 (0 %)

Самопринятие 6 (30 %) 14 (70 %) 0 (0 %)

Психологическое благополучие 17 (85 %) 3 (15 %) 0 (0 %)

между целями в жизни у сотрудников УИС с разным сроком службы (Ц,мп = 0; р < 0,01 по [/-критерию Манна - Уитни). У сотрудников в группе 1 со стажем работы менее 5 лет достоверно более четко ставятся жизненные цели, они в большей мере склонны следовать им, их цели более адекватны, нежели у испытуемых в группе 2 со стажем службы более 5 лет.

Между группой 1 и группой 2 имеются значимые различия по шкале «Самопринятие», полученное эмпирическое значение Цэмп (0) находится в зоне значимости. Это указывает на то, что имеются достоверные различия между самопринятием у сотрудников в группе 1 и группе 2 (Ц,мп = 0; р < 0,01 по [/-критерию Манна - Уитни). У сотрудников в группе 1 достоверно в большей мере выражено самопринятие себя такими, какие они есть, у них более адекватная самооценка, чем у испытуемых в группе 2, у которых она ниже.

Между группой 1 и группой 2 имеются значимые различия по шкале «Психологическое благополучие», полученное эмпирическое значение [7эмп (0) находится

Таблица 5

Сравнение показателей психологического благополучия, полученных в экспериментальных группах 1 и 2 по методике Рифф К. в модификации Шевеленковой П. Д., Фесенко П. П.

Название шкалы Группа 1 (средние значения) Группа 2 (средние значения) Значимость различий по У-критерию Манна - Уитни

Позитивные отношения 68,12 61,00 141,5 (зона незначимости)

Автономия 58,05 54,30 158,5 (зона незначимости)

Управление окружающей средой 61,90 56,12 148,0 (зона незначимости)

Личностный рост 59,04 56,14 186,0 (зона незначимости)

Цели в жизни 73,20 47,41 0 (зона значимости)

Самопринятие 71,03 46,30 0 (зона значимости)

Психологическое благополучие 372,40 288,30 0 (зона значимости)

опираются на прошлое, не отмечается направленность жизни, часто отсутствуют перспективы, убеждения и другое.

Выражен низкий уровень психологического благополучия (85 %), сотрудники в группе 2 большей частью не удовлетворены обстоятельствами своей жизни, не могут применить свой жизненный опыт, не верят в свои силы.

Для подтверждения вывода о том, что у сотрудников УИС со сроком службы менее 5 лет отмечается более высокий уровень психологического благополучия по сравнению с сотрудниками, которые служат в УИС от 5 до 10 лет, в изучаемых группах проводилось сравнение показателей при помощи [/-критерия Манна -Уитни, непараметрического статистического критерия для сопоставления двух независимых выборок (таблица 5).

Как видно, между группой 1 и группой 2 имеются значимые различия по шкале «Цели в жизни», полученное эмпирическое значение [Лмп (0) находится в зоне значимости. Это указывает на то, что имеются достоверные различия

в зоне значимости. Это указывает на то, что имеются достоверные различия между показателями психологического благополучия у сотрудников УИС (Цэмп = 0; р < 0,01 по [/-критерию Манна - Уитни). У сотрудников в группе 1 достоверно в большей мере выражено психологическое благополучие личности, они в большей степени вовлечены в межличностные отношения, чем сотрудники группы 2, у которых в меньшей мере отмечается склонность к общению с людьми, присутствует эмоциональный дискомфорт, выражена склонность к депрессиям и тревогам, пессимизм, есть проблемы взаимодействия с окружающими. Наблюдается напряженность и чувствительность в рабочей обстановке, сотрудникам сложно общаться с коллегами, и это их тяготит.

Вместе с тем подчеркнем, что наличие у сотрудников психологического неблагополучия, возможно, и не связано с прохождением службы в УИС, установление прямой зависимости различных факторов этого явления не входило в задачи исследования. При этом полученные результаты дают возможность обратить внимание пенитенциарных психологов на данную проблему, разработать общие рекомендации по профилактике и коррекции отдельных качеств сотрудников УИС, которые критически относятся к собственной жизни и собственным успехам, а также к возможностям для решения профессиональных и жизненных задач, более разочарованы в жизни, больше беспокоятся о своем будущем и будущем близких людей. Возможно, они переживают усталость, низкую общую удовлетворенность своей жизнью, ее материальной составляющей, своей работой, тем, как осуществляются поставленные цели, и так далее.

В коррекционном процессе с сотрудниками данной категории следует акцентировать внимание на разви-

тии коммуникативных качеств личности, межличностного взаимодействия, стимулировании к взаимодействию в группе, овладении новыми стратегиями разрешения конфликтных ситуаций, постановке жизненных целей и задач, создании атмосферы доверия, а также на их адаптации к служебной деятельности. Можно использовать различные программы коррекции межличностных отношений сотрудников пенитенциарной системы, создавать условия для формирования положительного отношения к работе, коллегам, развивать коммуникативные навыки. Дальнейшее исследование особенностей субъективного благополучия сотрудников с различным сроком службы в УИС должно быть направлено на совершенствование и внедрение новых психокоррекцион-ных форм и воспитательных методов по сопровождению лиц, имеющих низкий уровень субъективного благополучия, включение их в рамках служебной подготовки в специальные комплексные мероприятия, направленные на развитие навыков самоконтроля, активизацию профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимыми для сотрудников УИС мерами являются поддержание и укрепление психологического благополучия, проявляющегося в наличии жизненного оптимизма, настроя на работу, мотивации к своему саморазвитию, личностному росту и реализации имеющегося потенциала, результатом которого является успешное выполнение служебно-профессио-нальных задач.

1. Джидарьян И. А. Современные тенденции в психологических исследованиях оптимизма // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1. : сборник научных трудов / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН, 2012. С. 298-304.

2. Клиническая психология : словарь / Агарков С. Т. и др. ; ред. Н. Д. Творогова. М. : PerSe, 2007. С. 30-32.

3. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1. С. 171-182.

4. Rath T., Harter J. Wellbeing: The Five Essential Elements. New York : Gallup Press, 2010. P. 49.

5. Аргайл М. Психология счастья. СПб. : Питер-принт, 2003. С. 25.

6. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 48-55.

7. Зауторова Э. В. Профессиональный имидж сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Петербургские пенитенциарные конференции : материалы конференций в 4 томах. СПб. : Санкт-Петербургский университет ФСИН России, 2021. С. 5-7.

8. Суслов Ю. Е. Психолого-акмеологическая готовность сотрудников уголовно-исполнительной системы к инновациям реформирования : дис. ... канд. психол. наук. Кострома : ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2015. С. 19-23.

9. Степанова О. С. Особенности проявления профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от стажа работы // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 113.

10. Колдунова Д. А. Психологическое благополучие как фактор профессионального развития личности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Наука глазами молодежи: проблемы и перспективы : сборник научных статей. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2019. С. 87-91.

11. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.

1. Dzhidaryan I. A. Modern trends in psychological research of optimism // Development of psychology in the system of complex human knowledge. Part 1.: collection of scientific papers / otv. ed. A. L. Zhuravlev, V. A. Koltsova. Moscow : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2012, P. 298-304.

2. Clinical psychology : dictionary / Agarkov S. T. and others; ed. N. D. Tvorogova. Moscow : PerSe, 2007, P. 30-32.

3. Karapetyan L. V. Theoretical approaches to understanding subjective well-being // Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture. 2014. No. 1. P. 171-182.

4. Rath T., Harter J. Wellbeing: The Five Essential Elements. New York : Gallup Press, 2010. P. 49.

5. Argyle M. Psychology of happiness. SPb. : Piter-print, 2003. P. 25.

6. Seligman M. Way to prosperity. A new understanding of happiness and well-being. M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2013, P. 48-55.

7. Zautorova E. V. Professional image of an employee of the penitentiary system of the Russian Federation // Petersburg penitentiary conferences: materials of conferences in 4 volumes. SPb. : St. Petersburg University of the FPS of Russia, 2021. P. 5-7.

8. Suslov Yu. E. Psychological and acmeological readiness of employees of the penitentiary system to reform innovations: dis. ... cand. psychol. Sciences. Kostroma : Kostroma State University named after N. A. Nekrasova, 2015. P. 19-23.

9. Stepanova O. S. Features of the manifestation of professional deformation of employees of the penitentiary system depending on the length of service // Kazan Pedagogical Journal. 2010. No. 5-6. P. 113.

10. Koldunova D. A. Psychological well-being as a factor in the professional development of the personality of an employee of the penitentiary system // Science through the eyes of youth: problems and prospects: a collection of scientific articles. Vologda : VIPE FSIN of Russia, 2019, P. 87-91.

11. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psychological well-being of the individual (a review of concepts and research methods) // Psychological diagnostics. 2015. No. 3. P. 95-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.