Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ЧЕЛОВЕКА / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канайкина Наталья Анатольевна, Степаненко Алена Евгеньевна

В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности профессионализма и его критериев. Отмечается взаимосвязь успешности сотрудника от имеющихся у него внутренних предпосылок и внешних условий, определяются факторы, влияющие на становление и развитие профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM

The article discusses various approaches to determining the essence of professionalism and its criteria. The interrelation of the employee’s success from the internal prerequisites and external conditions available to him is noted, factors influencing the formation and development of professionalism is defined.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 159.99

Н. А. Канайкина, А. Е. Степаненко

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности профессионализма и его критериев. Отмечается взаимосвязь успешности сотрудника от имеющихся у него внутренних предпосылок и внешних условий, определяются факторы, влияющие на становление и развитие профессионализма.

Ключевые слова: профессионализм; критерии профессионализма; внутренний ресурс человека; адаптационный потенциал.

Для цитирования: Канайкина Н. А., Степаненко А. Е. Условия успешности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 75-79.

N. A. Kanaykina, A. E. Stepanenko

CONDITIONS FOR THE SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM

The article discusses various approaches to determining the essence of professionalism and its criteria. The interrelation of the employee's success from the internal prerequisites and external conditions available to him is noted, factors influencing the formation and development of professionalism is defined.

Keywords: professionalism; criteria of professionalism; internal human resource; adaptive potential.

For citation: Kanaykina N. A., Stepanenko A. E. Conditions for the success of professional activities of employees of the penal system. Teoriya i praktika sociogumani-tarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2023, no. 1 (21), p. 75-79.

© Канайкина Н. А., Степаненко А. Е., 2023 © Kanaykina N. A., Stepanenko A. E., 2023

Существуют общие закономерности развития профессиональных знаний и умений, которые необходимо учитывать, планируя тот или иной образовательный результат. Наиболее важные из них можно свести к нескольким основным положениям, вытекающим из общепсихологической теории деятельности, представления о ее структуре и принципах развития. Современное социально-

экономическое развитие общества предъявляет высокие требования к человеку, связанные с необходимостью решать множество задач, зачастую некоторые из них — из разных областей жизнедеятельности.

Сотрудники уголовно-

исполнительной системы (далее — УИС) призваны обеспечить выполнение основных целей и задач, направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений. При этом эффективность деятельности специалистов определяется качеством подготовки кадрового потенциала.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) выделено несколько приоритетных направлений деятельности УИС. Одним из таких направлений является совершенствование условий несения службы (выполнение работы), оно предусматривает создание условий для несения службы (выполнения работы) сотрудниками УИС: оптимизация организационно-штатной структуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; формирование стабильного высокопрофессионального кадрового состава уголовно-

исполнительной системы; стимулирование сотрудников уголовно-исполнительной системы, предусматривающее создание многофакторной системы мотивации; разработка и осуществление комплекса мер, направленных на повышение привлекательности службы (работы) в уголовно-исполнительной системе, конкурентоспособности Федеральной службы исполнения наказаний как работодателя на рынке труда.

Выделение данных направлений деятельности УИС позволяет рассматривать в качестве актуального вопрос профессиональной подготовки специалистов пенитенциарной сферы. Стремительно развивающиеся информационные технологии, компьютеризация деятельности сотрудников УИС увеличили требования к профессионализму кадрового состава в части формирования устойчивости к стрессам, умения осваивать новое оборудование, проявлять гибкость во взаимоотношениях.

Огромный вклад в изучении проблем профессионализма принадлежит отечественным психологам и педагогам. Феномен «профессионализма» в профессиональной деятельности рассматривали Б. Г. Ананьев, А. А. Дергач, С. А. Дружилов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Пономаренко, К. К. Платонов, Н. А. Рыбаков,

A. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и др. Каждый из указанных авторов дает свою характеристику понятию «профессионализм», выделяя разные его признаки в зависимости от отрасли и сферы деятельности.

Г. С. Човдырова, опираясь на труды В. А. Бодрова, В. А. Пономаренко, Г. С. Никифорова, А. Р. Фонарева,

B. Д. Шадрикова, утверждает, что важнейшей частью профессионализма выступает самоконтроль и надежность

профессиональной деятельности, профессиональная пригодность, т. е. совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств [5].

В работах Е. А. Климова представлены результаты изучения проблем профессионального самоопределения, выделяются основные слагаемые данной системы. По мнению автора, профессионализм — «определенная системная организация сознания, психики человека, структура которой включает компоненты, обеспечивающие познание человека как целого, его образ мира, его информированность о профессии, знания, опыт и культуру профессионала; его психодинамику и эмоционально-волевую регуляцию в осложненных профессиональных ситуациях» [2].

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает позиция С. А. Дружилова, который определяет профессионализм как уникальное свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, преодолевая объективные и субъективные трудности [1].

Рассматривая сущность профессионализма, С. А. Дружилов отмечает важность изучения его в аспектах ин-дивидности, личности и субъектности и индивидуальности. Каждый из них касается изучения становления профессионализма, его развития и проявления профессиональной деформации. Важным моментом является рассмотрение С. А. Дружиловым профессионализма не столько как достижения человеком высоких производственных показателей, сколько особенностей его профессиональной мотивации, системы ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Результатом изучения научных трудов А. А. Дергачева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой стало выделение С. А. Дружиловым критериев профессионализма:

— объективные, которые отражают качественную и количественную оценку результатов деятельности, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи;

— субъективные, построенные на оценке профессиональной направленности, мотивов, ценностных ориента-ций человека, удовлетворенностью человеком трудом в профессии;

— результативные, позволяющие оценить способности человека достигать желаемые результаты;

— процессуальные, основанные на оценке социальной приемлемости способов, технологий и методов, используемых для достижения поставленных целей;

— творческие, основанные на оценке способности реализовывать в практической деятельности, творческие способности;

— индивидуально-вариативные, основанные на стремлении человека к самореализации в профессии;

— критерий профессионального обучения — способности человека перенимать профессиональный опыт других сотрудников, проявлять профессиональную открытость;

— критерий социальной активности и конкурентноспособности, основанные на умении обосновывать социальную значимость своей профессии, результатов труда;

— критерий профессиональной продуктивности, отражающий производительность и надежность профессиональной деятельности [1].

Перечисленные критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга, представляя собой некую структуру. Изучая вопросы профессионализма, психологи отмечают, что успешность человека в той или иной деятельности будет зависеть от внутренних предпосылок и внешних условий. К внутренним предпосылкам будут относиться общие и специальные способности, уровень обучаемости, развитие профессионально-важных и эмоционально-волевые качеств личности. Внешние условия будут включать влияние социально-экономической среды и профессионального окружения.

Б. М. Теплов, изучая общие и специальные способности, утверждает, что успешность человека в той или иной деятельности зависит не от какой-то одной способности, а скорее от их сочетания. Для успешной профессионализации сотруднику необходимо постоянно развивать свои профессионально важные и эмоционально-волевые качества и способности. При этом важным условием развития профессионально важных качеств будет выступать то, насколько сотрудник лично осознает необходимость их самостоятельного формирования и совершенствования [4].

Учитывая данные современных исследований, можно предположить, что успешность профессионализации также зависит от имеющегося внутреннего ресурса человека. А. Г. Маклаков, говоря об адаптивных способностях человека, использует понятие «личностного адаптационного потенциала» и относит к нему следующие компоненты: уровень нервно-психической устойчивости (ее уровень развития обеспечивает толерантность к стрессу); самооценку личности (является ядром

саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей); ощущение социальной поддержки (обуславливает чувство собственной значимости для окружающих); а также уровень конфликтности личности и опыт социального общения [3].

Исследования, проведенные

Д. А. Леонтьевым, В. Н. Марковым, С. В. Величко, С. Ю. Добряком,

Н. Л. Коноваловой и другими специалистами, дополнили и расширили представления о таком явлении, как «адаптационный потенциал личности». Потенциал личности стал рассматриваться как общая черта психического здоровья, духовного развития и самореализации. Исследователи данного феномена связывают его с адаптацией человека к тем или иным условиям внешней среды.

Таким образом, условия успешности профессиональной деятельности сотрудников УИС во многом зависят не только от высоких производственных показателей, но и особенностей их профессиональной мотивации, системы ценностных ориентаций, смысла их труда. Важнейшим фактором в становлении профессионализма сотрудников УИС выступает взаимодействие с профессиональным окружением, осознание того, насколько происходит формирование единых норм, ценностей, общей сплоченности, единого коллективного стиля деятельности. Становление профессионала не может обойтись без фундаментальных знаний, овладение которыми должно происходить на протяжении всей профессиональной карьеры человека. Отсюда следует, что развитие профессионализма сотрудников УИС происходит на протяжении всего периода службы.

Литература

1. Дружилов, С. А. Психология профессионализма / С. А. Дружилов. — Харьков: Издательство Гуманитарный Центр, 2017. — 360 с.

2. Климов, Е. А. Психология труда / Е. А. Климов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 249 с.

3. Маклаков, Г. М. Общая психология / М. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 593 с.

4. Теплов, Б. М. Психология / Б. М. Теплов. — Москва: Концептуал, 2020. — 256 с.

5. Човдырова, Г. С. Психология труда сотрудников органов внутренних дел / Г. С. Човдырова, Т. С. Клименко. — Москва: Юрайт, 2023. — 215 с.

Сведения об авторах

Наталья Анатольевна Канайкина: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики. E-mail: NaKanaykina22@yandex.ru

Алена Евгеньевна Степаненко: ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбасс (г. Новокузнецк, Российская Федерация), психолог психологической лаборатории. E-mail: a.stepanenko.x@mail.ru

Information about the authors

Natalya A. Kanaykina: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics. E-mail: NaKanaykina22@yandex.ru

Alyona E. Stepanenko: Pre-Trial Detention Center No. 2 of the Main Department of the FPS of Russia in the Kemerovo Region — Kuzbass (Novokuznetsk, Russia), psychological laboratory psychologist. E-mail: a.stepanenko.x@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.