ОБЗОРЫ
DOI: 10.23888/humJ202210183-92
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ И УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ
PROFESSIONAL HEALTH OF THE PENITENTIARY SYSTEM STAFF: COMPONENTS AND CONDITIONS OF PRESERVATION
Киселева Р. Н.
Академия ФСИН России, Рязань, Российская Федерация Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению вопросов сохранения профессионального здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Подробно представлены этапы развития психологии здоровья и ее взаимосвязь с психологией труда, проанализированы составляющие профессионального здоровья, представлено описание особенностей профессионального здоровья сотрудников отечественной пенитенциарной системы и определяющих его факторов. Рассмотрены условия сохранения здоровья персонала пенитенциарной системы. Исследуя состояния человека, рождающиеся в процессе труда, ученые отмечают преобладающие утомление, тревожность, эмоциональный стресс. Неблагоприятные состояния, из года в год сопровождающие сотрудника, свидетельствуют о профессиональном неблагополучии и становятся факторами риска развития соматических заболеваний. В настоящее время профессиональное здоровье сотрудников выступает как ресурс организации и оказывает влияние на управленческие и организационные процессы. Существует ряд профессий, которые относятся к
Kiseleva R. N.
The Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation
Abstract:
The article touches upon the issues of preserving the professional health of employees of the penal system. The stages of the development of health psychology and its interaction with labor psychology are presented in detail. The components of professional health are analyzed and the features of the professional health of the domestic penitentiary system employees and the health determining factors are presented. The conditions for maintaining the health of the penitentiary system staff are considered. Examining the human conditions that appear in the process of work, scientists note the prevailing ones: fatigue, anxiety and emotional stress. Unfavorable conditions accompanying an employee from year to year indicate professional distress and become risk factors for the development of somatic diseases. Currently, the professional health of employees acts as a resource of the organization and has an impact on management and organizational processes. There are a number of professions that are dangerous and highly dangerous. Our research has revealed the factors leading to the deterioration of the
опасным и особо опасным. Наше исследование выявило факторы, приводящие к ухудшению здоровья персонала пенитенциарной системы, и его проявления, характерные для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, в том числе и сохранение профессионального здоровья, должно осуществляться в единой концепции на протяжении всех этапов службы. Сохранение профессионального здоровья персонала уголовно-исполнительной системы предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение воздействия негативных факторов, гармонизацию внутреннего состояния и внешних условий профессиональной деятельности. Большое значение приобретает способность сотрудников к самосохранению. Психологическими факторами профессиональной сохранности являются профессиональная и служебная мотивация, морально-нравственная устойчивость, стрессоустойчивость, низкий уровень тревожности, адекватная самооценка, высокая обучаемость, ориентация на сотрудничество, коммуникативность, низкая конфликтность, применение здо-ровьесберегающих технологий.
Ключевые слова:
профессиональное здоровье; психология труда; персонал; этапы профессионализации; пенитенциарная система; стресс; психологические факторы профессиональной сохранности
health of the penitentiary system staff, and its manifestations characteristic for the penitentiary system employees. Psychological support of professional activity, including the preservation of professional health, should be carried out as a unified concept throughout all stages of service. Maintaining the professional health of the personnel of the UIS involves carrying out a set of measures aimed at reducing the impact of negative factors, harmonizing the internal state and external conditions of professional activity. Of great importance is the ability of employees to self-preservation. Psychological factors of professional safety are: professional and service motivation, moral and moral stability, stress resistance, low level of anxiety, adequate self-esteem, high learning ability, orientation to cooperation, communication, low conflict, the use of health-saving technologies.
Keywords:
occupational health; occupational psychology; personnel; stages of professionalization; penitentiary system; stress; psychological factors of professional safety
Профессиональное здоровье является составной частью психологии здоровья, относительно новой научной области, которая рассматривает здоровье человека как системное понятие, интегрирующее знание из различных наук, в первую очередь — медицины и психологии [1].
Тема профессионального здоровья впервые была поднята в начале ХХ века американскими менеджерами и психологами супругами Френком и Лилиан Гилберт, которые утверждали, что «человек должен получать радость от труда, а не только экономическую выгоду». Ф. Гилберт утверждал, что залогом правильной организации труда и его эффективности является разумное отношение человека к работе, сохранение физического здоровья, получение удовлетворения от того, что он делает. По мнению Л. Гилберт, научное управление трудом должно развивать в рабочих такие качества, как профессиональная гордость, ответственность за результаты труда, способность к самоконтролю. Здоровье человека и его профессиональная позиция должны находиться в неразрывной взаимосвязи.
Ч. Майерс, развивая далее психологию управления, утверждал, что формирование у персонала уверенности в безопасности своего труда, причастности к результатам деятельности, использование интеллектуальных возможностей, способствует увеличению производительности труда, и, соответственно, увеличению прибыли предприятия.
Э. Крепелин, изучая феномен утомления, утверждал, что труд — это не тяжкая повинность, а «привилегия здорового человека».
Выдающийся отечественный ученый В. М. Бехтерев, создавая институт мозга, а внутри него лабораторию труда, видел ее основные задачи в создании научных основ сохранения здоровья и развития личности трудящихся, что в конечном счете будет приводить к росту эффективности труда.
Его соратник В. П. Кашкадамов утверждал, что здоровье персонала любой организации зависит от правильной организации труда и отдыха, полноценного питания, хороших условий проживания, здоровых отношений в семье, разнообразного досуга.
В послевоенные годы в России активно формировалась такая отрасль психологии, как психология труда. Е.А. Климов, основоположник этого направления, характеризует человека как активного субъекта трудовой (профессиональной) деятельности, чье поведение, сознание и благополучие обеспечивает ее успешность [2].
Б. Ф. Ломов, изучая особенности взаимодействия человека с орудиями труда и изменений в этом контексте его психических процессов, формулирует принципы анализа и системного подхода к изучению деятельности человека, определяет предмет новой научной отрасли — инженерной психологии [2].
П. С. Пряжников, развивая далее психологию труда, указывает, что в настоящее время человек как субъект труда проходит в своем развитии определенные этапы: профессионального самоопределения, профессионального образования и самообразования, повышения уровня профессионального мастерства, карьерного роста, формируя при этом сугубо личностные паттерны, активно приспосабливается к среде организации [3].
Л. Г. Дикая и В. И. Щедров, исследуя состояния человека, рождающиеся в процессе труда, и назвав их праксическими, отмечают преобладающие утомление, тревожность, эмоциональный стресс [4]. Неблагоприятные состояния из года в год, сопровождающие сотрудника, свидетельствуют о профессиональном неблагополучии и становятся факторами риска развития соматических заболеваний.
В настоящее время профессиональное здоровье сотрудников выступает как ресурс организации и оказывает влияние на управленческие и организационные процессы, включаясь в организационную культуру [5].
Правильная организация труда должна опираться на единство профессионального, интеллектуального, нравственного развития и здорового образа жизни персонала. Современные условия труда достаточно эргономичны, однако существует ряд профессий, которые относятся к опасным и особо опасным профессиям: военнослужащие, пожарные, летчики-испытатели, высотники, шахтеры и пр. Согласно исследованию М. Н. Котляровой (2021), для специалистов экстремального профиля деятельности характерна положительная оценка своего здоровья, выделение ему ведущего места в системе ценностей. В их понимании здоровье определяет ощущение успеха, удовлетворенности
жизнью, психологическую устойчивость личности. «Анализ элементов индивидуальной концепции здоровья указывает на то, что большинству опрошенных военнослужащих и пожарных свойственно давать положительную оценку своему здоровью, проявлять заботу о нем, усваивать новые способы его защиты и поддержания, что преимущественно реализуется через формирование навыков здорового образа жизни» [6, С 55].
Особое место среди экстремальных профессий занимают те, которые связаны с непосредственным взаимодействием с криминальными элементами и оказание противодействия им, что несет в себе прямую угрозу жизни и здоровью сотрудников силовых структур. Персонал уголовно-исполнительной системы (УИС) РФ в полной мере испытывает воздействие подобных негативных факторов.
Неблагоприятные факторы способны вызвать не только снижение работоспособности, но и привести к более глубоким личностным изменениям, а также к развитию профессиональных заболеваний.
Приведем результаты собственного исследования, целью которого было выделить наиболее негативные факторы, приводящие к ухудшению профессионального здоровья персонала исправительного учреждения (ИУ). В исследовании приняли участие 84 сотрудника УИС в возрасте от 23 до 52 лет, представители разного пола, различного стажа службы, представителей различных учреждений и органов УИС [7]. В качестве методов исследования выступили опрос (с помощью самостоятельного разработанного опросника, включающего более 20 актуальных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности УИС) и стандартизированное интервью. В ходе опроса респондентам предлагалось выбрать пять наиболее значимых негативных факторов профессиональной деятельности и проранжировать их по мере убывания. По мнению опрошенных, наиболее значимыми являются факторы, связанные с организацией деятельности сотрудников УИС, несмотря на несение службы в экстремальных условиях, обусловленных пандемией. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
Перечисленные факторы, характеризующие нервно-психическое перенапряжение, приводят к истощению психических резервов организма, стойкому ощущению хронической усталости. В нашем исследовании в стандартизированном интервью указанным выше сотрудникам ИУ предлагалось назвать наиболее часто отмечаемые ими проявления профессионального стресса. Результаты опроса сотрудников УИС о проявлениях стресса представлены на рисунке 2.
Следует отметить, что ухудшение физических параметров самочувствия отмечают, как правило, молодые сотрудники пенитенциарных учреждений в возрасте до 30 лет, а ухудшение психических параметров здоровья характерно для более зрелых сотрудников.
Таким образом, ухудшение профессионального здоровья сотрудников УИС происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях и проявляется в следующих симптомах: снижение работоспособности, нарушения пере-ключаемости внимания, ухудшение показателей памяти (нарушения припоминания), вязкость мышления, общая утомляемость, падение интереса к работе, более частые соматические заболевания, избегание социальных контактов (с коллегами и спецконтингентом), ухудшение взаимоотношений с руководителем.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
¿г
Ж
/
' У
Л
У /
J
/
У
У
* /
ж
4*
•сГ
f
Рис. 1. Негативные факторы профессиональной деятельности персонала УИС.
100% 90%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
/ ✓ V /
У У У
J
.с
^ У У ^ У У / / у ✓ / J у у ^
г
ft
4 # f #
/
/ s У
S
* / У
/
Рис. 2. Проявления профессионального стресса.
Мы согласны с мнением А. Г. Маклакова, что профессиональное здоровье представляет собой определенный уровень состояния здоровья специалиста и отдельных его показателей, которые отвечают требованиям профессиональной деятельности и обеспечивают ее успешность [8]. Мы предлагаем следующую структуру профессионального здоровья (рис. 3).
Таланты, способности (уровень от высокого к низкому)
Знания, умения,
навыки (сформированы - отсутствуют)
Праксические состояния (работоспособность, фрустрация, апатия, стресс, депрессия, эмоциональное
выгорание, депрессия, деформация, дезадаптация)
XT
Профессиональная ориентация
Дополнительное развитие
Профессиональное образование
Специальная психологическая подготовка
Рис. 3. Составляющие профессионального здоровья.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, в том числе и сохранение профессионального здоровья, должно осуществляется в единой концепции от начала профессиональной деятельности (периода адаптации или вхождения в должность) до ее завершения (выхода на пенсию) [8]. Выбор будущей профессии кандидатами на службу в уголовно-исполнительной системе уже неразрывно связан с показателями здоровья, что определяет медицинская комиссия. Помимо отсутствия хронических заболеваний, большое внимание уделяется нервно-психической устойчивости и выносливости кандидатов.
Неправильный выбор профессии влечет за собой неудовлетворенность, падение мотивации, ухудшение работоспособности. Если человек продолжает заниматься нелюбимым делом, то развивается профессиональная деформация. Ее проявления достаточно разнообразны: от высокого риска развития профессионального выгорания, повышенной травматизации, формирования отрицательных черт личности, развития профессиональных заболеваний до нарушений законности. Согласно исследованиям
американских ученых, у людей, недовольных своей профессией, развивается сердечнососудистая недостаточность, аутоиммунные и онкологические заболевания [10].
В процессе профессиональной подготовки будущие сотрудники УИС овладевают не только совокупностью знаний, но и особыми навыками, которые максимально полно готовят их к последующей служебной деятельности. Однако задачи сохранения своего здоровья и себя в профессии не представлены достаточно широко. Дисциплины, относящиеся к этой области, имеют факультативный или вариативный характер. По мнению А.К. Марковой, для формирования профессионального долголетия необходима система профессионального самосохранения и собственная активность обучающегося как субъекта образовательного процесса. Формирование здорового образа жизни, системы мировоззрения с принятием ответственности за свой жизненный путь на самого себя, особого мышления; личностный рост; готовность постоянно совершенствоваться в профессии, овладевать приемами преодоления стресса, навыками мобилизации и релаксации, саморегуляции эмоций и поведения — все это необходимо уметь сотрудникам экстремальных профессий [9].
Следующим этапом формирования профессионального здоровья является этап адаптации молодого специалиста к условиям служебной деятельности в УИС. Согласно исследованиям А. В. Чечковой, наибольшие затруднения в этом процессе вызывают внешние факторы организации деятельности: наличие замков и решеток, преграды к свободному перемещению, ограничения в использовании средств связи и сети Интернет, а также особенности организационной культуры УИС. Такими особенностями являются негласные правила взаимодействия в коллективах, настороженное отношение к новичкам, особый сленг и пр. [5].
В основном периоде профессиональной деятельности сотрудники пенитенциарной системы продолжают сталкиваться с воздействием негативных факторов службы, такими как удаленность учреждений от городской инфраструктуры и культурных центров, сменный режим работы, ненормированный рабочий день, исполнение обязанностей, не предусмотренных должностными инструкциями, служебные перегрузки, авторитарный стиль руководства, материальная и социальная незащищенность, постоянный контакт с криминальной средой, высокая вероятность заражения инфекционными заболеваниями. Проанализировав все эти факторы, можно утверждать, что конечным итогом их воздействия на организм сотрудника будет нервно-психическое истощение, приводящее к потере здоровья.
Этап выхода на пенсию у сотрудников УИС имеет существенные особенности. Это связано с тем, что такая возможность предоставляется тем сотрудникам, которые прослужили не менее 20 лет в льготном исчислении. То есть существует возможность стать пенсионером, не достигнув календарного возраста 40 лет, но это, скорее, исключение. Средний возраст выхода на пенсию составляет 45-50 лет. Существует возможность продолжить службу до 55-60 лет, но этот путь выбирают не более 15% сотрудников, относящихся к руководящему составу. Причины выхода на пенсию у подавляющего большинства персонала УИС связаны с резким ухудшением состояния здоровья — как соматического, так и психологического. По данным опроса, 70% увольняющихся отме-
чают крайнюю степень усталости, нервное и физическое истощение, апатию, обострение хронических заболеваний.
Анализ российского опыта сохранения профессионального здоровья персонала указывает на отсутствие системного характера, большую направленность на восстановление и поддержание физической составляющей, при этом психологическая составляющая остается вне поля зрения, что принципиально отличается от зарубежного опыта. Наиболее популярные зарубежные программы относятся к стресс-менеджменту, поскольку именно профессиональный стресс, оказывает наиболее мощное негативное воздействие на ресурсы организма [11].
В силовых структурах именно стресс-менеджменту уделяется первоочередное внимание. Психологи на местах реализуют групповые формы работы в виде социально-психологических тренингов. Как правило, эти программы включают в себя индивидуальную диагностику, информирование о причинах и особенностях протекания стресса, обучение практическим приемам его преодоления (методикам релаксации, управлению эмоциями, тайм-менеджменту, построению иной системы мотивации, работе с образами и пр.) [12]. В процессе работы с психологом сотрудники выстраивают собственные стратегии совладания со стрессом. Осознанность факторов, вызывающих индивидуальные реакции, становится одним из ресурсов его преодоления. Помимо занятий, направленных на профилактику стресса, активно реализуются программы, направленные на улучшение социально-психологического климата служебных коллективов, а также программы повышения квалификации.
Однако этих действий явно недостаточно. Подверженность профессиональному стрессу отмечается у 70% персонала полиции (структуры, близкой к пенитенциарной), что оказывает непосредственное влияние на состояние их здоровья: снижение нервно-психической устойчивости, проявление дезадаптации, повышение количества соматических заболеваний [13].
Сохранение профессионального здоровья персонала предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение воздействия негативных факторов, гармонизацию внутреннего состояния и внешних условий профессиональной деятельности. Большое значение приобретает способность сотрудников к самосохранению. Профессиональное самосохранение определяется как способность сотрудника противостоять негативной профессиональной ситуации, способность актуализировать личностный потенциал в ситуации дестабилизации, готовность к профессиональному изменению [3]. Профессиональное самосохранение включает в себя осознанные и неосознанные стратегии поведения, позволяющие противостоять профессиональному выгоранию и профессиональной деформации.
Психологическими факторами профессиональной сохранности являются профессиональная и служебная мотивация, морально-нравственная устойчивость, стрессоус-тойчивость, низкий уровень тревожности, адекватная самооценка, высокая обучаемость, ориентация на сотрудничество, коммуникативность, низкая конфликтность, применение здоровьесберегающих технологий [7].
90
Выводы
Таким образом, из всех сфер человеческой жизнедеятельности именно трудовая оказывает наиболее существенное влияние на здоровье человека. Профессиональное здоровье представляет собой определенный уровень состояния здоровья сотрудников УИС и отдельных его показателей, которые отвечают требованиям профессиональной деятельности и обеспечивают ее успешность.
Среди всех негативных профессиональных факторов, влияющих на сотрудников пенитенциарной системы, самым неблагоприятным оказывается нервно-психическое перенапряжение, вызванное служебными перегрузками, разноплановостью задач, стрессами. Проявления ухудшения состояния профессионального здоровья сотрудников ИУ наблюдаются на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
Сохранение профессионального здоровья должно являться неотъемлемой частью системы профессиональной подготовки персонала УИС. Используя методы специальной психологической подготовки и здоровьесберегающие технологии, возможно сохранить профессиональное здоровье персонала уголовно-исполнительной системы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь; 2012.
2. Воробьёва М. А. Психология труда. Екатеринбург: Издательство УрПУ; 2015.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия»; 2009.
4. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «свойства личности — состояния — процессы» // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 10-15. Доступно по: https://psystudy.ru/index.php/num/ агНс!е^е'^631. Ссылка активна на 22.10.2021. doi: 10.54359Zps.v7i34.631
5. Чечкова А.В., Киселева Р.Н. Особенности организационной культуры УИС. Рязань: Академия ФСИН России; 2010.
6. Котлярова М.Н. Здоровьесберегающее поведение специалистов экстремального профиля как фактор предупреждения развития профессионального выгорания // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 1 (32). С. 54-66. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=469. Ссылка активна на
REFERENCES:
1. Nikiforov GS. Psychology of health. Saint-Petersburg: Speech; 2012. (In Russ).
2. Vorobyeva MA. Psychology of labor. Yekaterinburg: UrPU Publishing House; 2015. (In Russ).
3. Pryazhnikov NC, Pryazhnikova EJ. The Psychology of work and human dignity. Moscow: Akademiya; 2009. (In Russ).
4. Druzilov SA, Oleshchenko AM. The Mental state of human work: a theoretical analysis of the relationships in the system "personality traits — the state — is the process". Psychological research. 2014;7(34):10-5. Available at: https://psystudy.ru/ index.php/num/article/view/631. Accessed: 2021 October 22. (In Russ). doi: 10.54359/ps.v7i34.631
5. Chechkova AV, Kiseleva RN. Features of the organizational culture of the correctional system. Ryazan: Academy of the FPS of Russia; 2010. (In Russ).
6. Kotlyarova MN. Health-saving behavior of extreme specialists as a factor in preventing the development of professional burnout. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(1):54-66. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=469. Accessed: 2021 October 22. doi: 10.23888/humJ2021154-66
91
22.10.2021. doi: 10.23888/humJ2021154-66
7. Киселева Р.Н. Психопрофилактика ментальных расстройств сотрудников УИС. В сб.: VI Международная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения»; Нижний Новгород, 18 ноября 2021 г. Н. Новгород; 2021. С. 77-82.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер; 2000.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание; 2006.
10. Tetrick L., Winslow C. Workplace stress management interventions and health promotion // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2015. Vol. 2, № 1. P. 583-603. doi: 10. 1146/annurev-orgpsych-032414-111341
11. Борисов Г.И., Печеркина А.А. Технологии сохранения и самосохранения профессионального здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, №6. С. 1-15. doi: 10.15804/tner.2016.44.2.16
12. Линде Н.Д., Смирнова Т.П. Эмоционально-образная терапия в работе с психосоматическими проблемами. М.: Генезис; 2020.
13. Кора Н.А. Влияние профессионального стресса на психическое состояние сотрудников полиции // Вестник АмГУ. Психология. Педагогика. 2017. № 76. С. 100-108.
7. Kiseleva RN. Psikhoprofilaktika mental'nykh rasstroystv sotrudnikov UIS [Abstract]. In: VI Mezhdunarodnaya mezhvedomstvennaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Aktual'nye problemy psikhologicheskoy praktiki v silovykh strukturakh: mental'noe zdorov'e i usloviya ego sokhraneniya»; Nizhniy Novgorod, 18 November 2021. Nizhniy Novgorod; 2021. P. 77-82. (In Russ).
8. Maklakov AG. General psychology. Saint-Petersburg: Peter; 2000. (In Russ).
9. Markova AK. Psychology of professionalism. Moscow: Znanie; 2006. (In Russ).
10. Tetrick L, Winslow C. Workplace stress management interventions and health promotion. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2015;2(1): 583-603. doi: 10/1146/annurev-orgpsych-032414-111341
11. Borisov GI, Pecherkina AA. Technologies of preservation and self-preservation of occupational health. The World of Science. Pedagogy and Psychology. 2020;8(6):1-15. doi: 10.15804/ tner.2016.44.2.16
12. Linde ND, Smirnova TP. Emotional-imaginative therapy in dealing with psychosomatic problems. Moscow: Genesis; 2020. (In Russ).
13. Kora NA. The influence of professional stress on the mental state of police officers. Bulletin of the AmSU. Psychology. Pedagogy. 2017;(76):100-8. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Киселева Рената Николаевна — кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС. ORCID: https://orad.org/0000-0001-6594-8714. E-mail: renatakis@yandex.ru
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 22.10.2021. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 25.01.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2022.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Киселева Р.Н. Профессиональное здоровье персонала пенитенциарной системы: составляющие и условия сохранения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 1 (36). С. 83-92. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=521. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ202210183-92
INFORMATION ABOUT AUTHOR:
Renata N. Kiseleva — Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor, Head of the Department of Psychology of Professional Activity at the Penitentiary System. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6594-8714. E-mail: renatakis@yandex.ru
PAPER RECEIVED: 22.10.2021. PAPER REVISED: 25.01.2022. PAPER ACCEPTED: 01.03.2022.
FOR CITATION:
Kiseleva RN. Professional health of the staff of the penitentiary system: components and conditions of preservation. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(1):83-92. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=521. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202210183-92
922